№ п/п
| Дата проведения
| Название темы
| Основное содержание
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Вид контроля
| Домашнее задание
|
|
|
|
|
Художественная культура первобытного мира (3 урока)
|
|
|
|
1
| 6.09.13
|
| Миф- основа ранних представлений о мире
| Космологические мифы. Древние образы. Мировое древо, мировая гора. Магия, обряд
| Знать шедевры искусства ацтеков и майя.
Знать архитектурные памятники Древнего, Среднего и Нового царств Египта;
Знать понятие «канон»; особенности изобразительного искусства Древнего Египта.
Знать изученные произведения архитектуры и изобразительного искусства Древней Передней Азии.
Знать особенности первобытного искусства; основные виды и жанры.
| План-конспект.
| П.1.
|
|
2
| 13.09.13
|
| Славянские земледельческие обряды
| Святки. Масленица, Русальная неделя. Семик. Иван Купала. Фольклор
| Практическое задание
| П.2.
|
|
3
| 20.09.13
|
| Зарождение искусства
| Художественный образ – основное средство отражения и познания мира в первобытном искусстве. Наскальная живопись
| Устный опрос
| П.3.
|
|
Художественная культура Древнего мира. ( 14 уроков)
Месопотамия.
|
|
|
|
| Практические задания.
|
4
| 27.09.13
|
| Месопотамский зиккурат – жилище бога
| Зиккураты в Уре и Вавилоне. Глазурованный кирпич и ритмический узор.
| Устный опрос
| П.4
|
|
Древний Вавилон
|
|
|
|
|
|
5
| 4.10.13
|
| Воплощение идеи вечной жизни в архитектуре некрополей.
| Пирамиды в Гизе. Наземный храм – символ вечного самовозрождения бога Ра
| Устный опрос
|
|
|
6
| 11.10.13
|
| Магия. Декор гробниц
| Канон изображения фигуры на плоскости. Гробница Рамзеза 9 в Долине царей.
| с/р Боги и фараоны
Египта
| П.6
|
|
Древняя Индия
|
|
|
|
| Характеристика архитектурных ансамблей.
|
7
| 18.10.13
|
| Индуистский храм- мистический аналог тела-жертвы и священной горы.
| Роль скульптурного декора. Храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо.
| Практические задания по анализу текстов.
| П.7
|
|
8
| 25.10.13
|
| Буддийские культовые сооружения-символ космоса и божественного присутствия.
| Большая ступа в Санчи. Особенности буддийской пластики и живописи. Рельеф ворот Большой ступы в Санчи. Фресковая роспись пещерных храмов Аджаннты.
| Презентация сообщений учащихся
| П.8
|
|
Древняя Америка
|
|
|
|
| Ответы на вопросы.
|
9
| 8.11.13
|
| Храмовая архитектура индейцев Месамерики как воплощение мифа о жертве, давшей жизнь.
| Пирамида Солнца. Комплекс майя в Паленке.
| Устный опрос.
| П.9
|
|
Крито-микенская культура
|
|
|
|
| Выполнение практических заданий.
|
10
| 15.11.13
|
| Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифа.
| Кносский дворец-лабиринт царя Миноса на Крите. Дворец царя Агамемнома в Микенах.
| Устный опрос.
| П.10
|
|
Древняя Греция
|
|
|
|
|
| Устный опрос.
|
11
| 22.11.13
|
| Греческий храм – архитектурный образ союза людей и богов.
| Афинский Акрополь как выражение идеала красоты Древней Греции. Парфенон-образец высокой классики.
| Знать всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции; шедевры художественной культуры, вошедших в сокровищницу мирового искусства.
Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.
| Выполнение практических заданий.
| П.11
|
|
12
| 29.11.13
|
| Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики.
| Храм Афины в Селинунте. Храм Зевса в Олимпии. Метопы и ионический фриз Парфенона.
| Устный опрос.
| П.12
|
|
13
| 6.12.13
|
| Скульптура Древний Греции от архаики до поздней классики.
| Куросы и коры. Поликлет. Дорифор. Фидий. Торс богини. Скопас. Менада.
| Ответы на вопросы, составление плана-конспекта
| П.13
|
|
14
| 13.12.13
|
| Синтез восточных и античных традиций в эллинизме.
| Спящий гермафродит. Венера Мелосская. Гигантизм архитектурных форм. Экспрессия и натурализм скульптура декора. Альтарь Зевса в Пергаме.
| Устный опрос
| П.14
|
|
Древний Рим.
|
|
|
|
|
|
|
15
| 20.12.13
|
| Особенности римского градостроительства.
| Общественные здания периодов республики и империи. Римский форум, Пантеон, Колизей.
| Знать архитектурные сооружения Древнего Рима
| презентация
| П.15
|
|
16
| 27.12.13
|
| Планировка римского дома.
| Фреска и мозаика – основные средства декора. Дом Веттиев, дом Трагического поэта в Помпеях. Скульптурный портрет. Марк Юний Брут, Октавиан Август, Константин Великий
| Мини-сочинение
| П.16
|
|
Раннехристианское искусство
|
|
|
|
|
| Составление таблицы
|
17
| 17.01.14
|
| Типы христианских храмов: ротонда и базилика.
| Мозаичный декор. Христианская символика. Мавзолей Констанции в Риме. Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне.Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме.
| Знать достижения византийской архитектуры;
Уметь узнавать изученные произведения
| Групповая работа с источниками
| П.17
|
|
Художественная культура средних веков (17 уроков)
Византия и Древняя Русь (7 уроков)
|
|
|
|
|
| Мини-сочинение
|
18
| 24.01.14
|
| Византийский центрально-купольный храм как обиталище Бога на земле.
| Космическая символика. Собор Св. Софии в Константинополе. Живописная декорация крестово-купольного храма.
| Знать особенности изобразительного искусства Древней Руси; имена великих художников Древней Руси
Знать архитектурные памятники древнерусского государства, Великого Новгорода, Владимирско-Суздальского, Московского княжества.
| Составление плана –конспекта.
| П.18
|
|
19
| 31.01.14
|
| Топографическая и временная символика храма.
| Стилистическое многообразие крестово- купольных храмов Древней Руси. Собор Св. Софии в Киеве.
| Презентации
| П.19
|
|
20
| 7.02.14
|
| Византийский стиль в мозаичном декоре.
| Собор Св. Софии в Константинополе. Церковь Сан-Витале в Равене.
| Презентации
| П.20
|
|
21
| 14.02.14
|
| Византийский стиль в иконописи
| Икона Богоматери Владимирской. Феофан Грек.
| Устный опрос
| П.21
|
|
22
| 21.02.14
|
| Формирование московской школы иконописи.
| Русский иконостас. Андрей Рублев. Икона «Троица»
| Составление сравнительной таблицы
| П.22
|
|
23
| 28.02.14
|
| Московская архитектурная школа.
| Раннемосковское зодчество. Собор Спаса Нерукотворного Спасо-Андрониковского монастыря.
| с/р презентация об одном из храмов
| П.23
|
|
24
| 7.03.14
|
| Фресковые росписи на тему Величия Богородицы.
| Дионисий. Фресковый цикл церкви Рождества Богородицы в Ферапонтове. Знаменный распев.
| Презентация
| П.24
|
|
Западная Европа (6 уроков)
|
|
|
|
|
| Ответы на вопросы.
|
25
| 14.03.14
|
| Дороманская культура.
| «Каролингское Возрождение». Архитектура. Капелла Карла Великого.
| Знать основные стили архитектуры западноевропейского Средневековья; шедевры архитектуры.
Знать особенности скульптуры романского и готического стиля
| Устные ответы
| П.25
|
|
26
| 21.03.14
|
| Романская культура.
| Отображение жизни человека. Средних веков в архитектуре монастырских базилик, барельефах и др.
| Устные ответы
| П.26
|
|
27
| 4.04.14
|
| Готика. Готический храм – образ мира.
| Церковь Сен-Дени под Парижем. Архитектура и скульптурный декор готического храма.
| Устные ответы
| П.27
|
|
28
| 11.04.14
|
| Основные этапы развития готического стиля. Региональные особенности готики.
| Франция. Германия. Англия. Испания. Италия.
| Индивидуальные и групповые практические задания
| П.28
|
|
29
| 18.04.14
|
| Протеренессанс в Италии. Эстетика АРС нова в литературе.
| Данте Алигьери. «Божественная комедия» Джотто.
| Работа с доп. источниками
| П. 29
|
|
30
| 25.04.14
|
| Аллегорические циклы АРС нова Специфика АРС нова на севере
| Андреа да Бонайути. «триумф покаяния». Испанская капелла церкви Санта- Мария. Ян Ван Эйк. Алтарь «Поклонение Агнцу» в церкви св. Бавона в Генте.
| Устные ответы.
| П. 30 П. 31
|
|
Художественная культура Дальнего и Ближнего Востока в Средние века (4 урока)
|
|
31
| 2.05.14
|
| Взаимодействие инь и янь – основа китайской культуры.
| Архитектура как воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений древнего Китая.
| Значение и уникальный характер китайской художественной культуры. Шедевры архитектуры.
Своеобразие и неповторимость искусства Японии.
Исторические корни и значение искусства ислама.
| Ответы на вопросы.
| П.32
|
|
32
| 16.05.14
|
| Японские сады как квинтэссенция мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма.
| Райский сад монастыря Бёдоин в Удзи. Философский сад камней Рёандзи в Киото. Чайный сад «Сосны и лютни» виллы Кацура близ Киото
| Ответы на вопросы.
| П.33
|
|
33
| 23.05.14
|
| Ближний Восток
Образ рая архитектуре мечетей. Образ мусульманского рая в архитектуре дворцов
|
Мечеть Омейядов в Кордове. Купольная голубая мечеть в Стамбуле. Площадь Регистан в Самарканде. Альгамбра в Гранаде
| Составление плана-конспекта
| П.34
|
|
34
| 30.05.14
|
| Итоговый урок. Повторение изученного
|
|
| Тест
|
|
|
№ п/п
| Дата проведения
| Название урока
| Основное содержание
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Вид контроля
| д/з
|
|
|
|
|
Художественная культура эпохи Возрождения (9 уроков)
|
|
|
1
| 6.09.13
|
| Гуманизм – основа мировоззрения эпохи возрождения
| Раннее Возрождение. Флоренция как воплощение ренессансной идеи «идеального» города. Научные трактаты. «Десять книг о зодчестве»
| Уметь определить принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю, направлению любого экспоната древности. Разбираться в особенностях сюжета, композиции картины.
Выявлять мифологические основы в массовых обрядах, фольклоре, обычаях, сказках. Формировать основы художественного мышления.
уметь
сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;
понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими;
осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;
уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;
уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии)
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения путей своего культурного развития; профессионального самоопределения;
ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе;
организации личного и коллективного досуга;
самостоятельного художественного творчества.
|
| П. 1
|
|
2
| 13.09.13
|
| Образ площади и улицы в живописи.
| Мазаччо. Статуя Давида и др.
| Устный опрос
| П. 2
|
|
3
| 20.09.13
|
| Высокое Возрождение.
| Качественные изменения в живописи. Леонардо да Винчи. Алтарный образ «Мадонна с цветком».
| Работа с дополнительной литературой
| П. 3
|
|
4
| 27.09.13
|
| Эстетика Высокого Возрождения в скульптуре.
| Микеланджело Буанарроти. Капелла Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции.
| презентация
| П. 4
|
|
5
| 4.10.13
|
| Венецианская школа живописи.
| Эстетика позднего Возрождения. Тициан. «Любовь земная и Любовь небесная», Мадригал.
| Устный опрос
| П. 5
|
|
Северное Возрождение
|
|
|
|
6
| 11.10.13
|
| Особенности северного Возрождения
| Гротескно-карнавальный характер Возрождения в Нидерландах.
| Анализ картин
| П. 6
|
|
7
| 18.10.13
|
| Мистический характер Возрождения в Германии.
| Альбрехт Дюрер. Диптих «Четыре апостола»
| Устный опрос
| П. 7
|
|
8
| 25.10.13
|
| Светский характер Возрождения во Франции.
| Школа Фонтенбло в архитектуре и изобразительном искусстве.
| Анализ картин
| П. 8
|
|
9
| 8.11.13
|
| Ренессанс в Англии.
| Драматургия. Уильям Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта» «Укрощение строптивой».
| Обсуждение произведений Шекспира
| П. 9
|
|
Художественная культура 17 века (5 уроков)
|
|
Барокко
|
|
10
| 15.11.13
|
| Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве.
| Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини. Площадь Св. Петра.
| знать/понимать
особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;
роль знака, символа, мифа в художественной культуре;
уметь
сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;
понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими;
осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;
уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;
уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии)
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения путей своего культурного развития; профессионального самоопределения;
ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе;
организации личного и коллективного досуга;
самостоятельного художественного творчества.
| презентация
| П. 10
|
|
11
| 22.11.13
|
| Специфика русского барокко.
| Франческо Бартоломео Растрелли. Зимний дворец в Санкт - Петербурге. Екатерининский дворец в царском Селе. Смольный
| Оформление путеводителя
| П. 11
|
|
12
| 29.11.13
|
| Живопись барокко
| Плафонная живопись. Джованни Батиста (Бачичча) Отречение апостола Петра.
| Ответы на вопросы
| П. 12
|
|
13
| 6.12.13
|
| Музыка барокко
| Клаудио Монтеверди. Опера «Орфей»
| Анализ произведений
| П. 13
|
|
Классицизм
|
|
|
|
14
| 13.12.13
|
| Искусство классицизма
| «Большой королевский стиль» Людовика 14. Версаль
| Итоговое задание
| П. 14
|
|
Художественная культура 18века -первой половины 19 века. (8 уроков)
|
|
|
|
|
15
| 20.12.13
|
| Истоки рококо в живописи
| Музыка рококо
| Устный опрос
| П. 15
|
|
Неоклассицизм, ампир.
|
|
|
|
16
| 27.12.13
|
| Музыка Просвещения
| Йозеф Гайдн, «Лунная соната» и др.
| Анализ произведений
| П. 16
|
|
17
| 17.01.14
|
| Образ «идеального» города в классических ансамблях Парижа и Петербурга.
| Площадь Людовика 15 в Париже. Адмиралтейство в Петербурге.
| презентация
| П. 17
|
|
18
| 24.01.14
|
| Имперский стиль в архитектуре.
| Специфика русского ампира. Михайловский дворец в Петербурге. Белый зал Михайловского дворца в Петербурге.
| Ответы на вопросы
| П. 18
|
|
19
| 31.01.14
|
| Неоклассицизм в живописи.
| Жак Луи Давид. «Клятва горациев «Последний день Помпеи» «Явление Христа народу».
| Анализ картин
| П. 19
|
|
20
| 7.02.14
|
| Зарождение классической музыкальной школы в России.
| Михаил Иванович Глинка, «Жизнь за царя», «Я помню чудное мгновенье» и др.
| Анализ музыкальных произведений
| П. 20
|
|
Романтизм
|
|
|
|
21
| 14.02.14
|
| Романтический идеал и его воплощение в музыке.
| Франц Шуберт «Зимний путь», Рихард Вагнер, и др.
| Анализ музыкальных произведений
| П. 21
|
|
22
| 21.02.14
|
| Живопись романтизма
| Религиозные сюжеты. Джон Эверетт Миллес
|
| Воплощение образов
| П. 22
|
|
Художественная культура второй половины 19 - начала 20в (7 уроков)
|
|
23
| 28.02.14
|
| Социальная тематика в живописи
| Гюстав Курбе. Передвижники. Василий Иванович Суриков «Боярыня Морозова»
| Уметь выразить свои впечатления от произведения живописи. Знать историю живописного произведения, сведения об авторе. Определять принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю или направлению. Уметь определить принадлежность к жанру: бытовому, батальному, портретному, пейзажу, натюрморту, интерьеру.
уметь
сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;
понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими;
осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;
уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;
уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии)
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения путей своего культурного развития; профессионального самоопределения;
ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе;
организации личного и коллективного досуга;
самостоятельного художественного творчества.
| Анализ картин
| П. 23
|
|
24
| 7.03.14
|
| Направления в развитии русской музыки.
| Социальная тема в музыке
| Анализ музыкальных произведений
| П. 24
|
|
25
| 14.03.14
|
| Лирико-психологическое начало в музыке.
| Пётр Ильич Чайковский.
| Итоговое задание
| П. 25
|
|
Импрессионизм, символизм, постимпрессионизм
|
|
|
|
26
| 21.03.14
|
| Основные черты импрессионизма в живописи.
| Клод Оскар Моне. Пьер Огюст Ренуар
| Ответы на вопросы
| П. 26
|
|
27
| 4.04.14
|
| Символизм в живописи
| Гюстав Моро. «Саломея», Поль Сезанн, Поль Гоген
| Рисунок с использованием символов
| П. 27
|
|
Модерн
|
|
|
|
28
| 11.04.14
|
| Воплощение идеи абсолютной красоты в искусстве модерна.
| Виктор Орта. Ф.О.Шехтель и др.
| Работа в группах
| П. 28
|
|
29
| 18.04.14
|
| Мифотворчество - характерная черта русского модерна в живописи.
| В.А.Серов. М.А.Врубель
| Итоговое задание
| П. 29
|
|
Художественная культура 20 века (5 уроков)
|
|
|
30
| 25.04.14
|
| Модернизм в живописи
| Новое видение красоты. Агрессия цвета в фовизме.
| Знать и разбираться в видах скульптуры, в музыкальных жанрах, в жанрах живописи. Уметь определять культурно-историческую эпоху, к которой принадлежат произведения музыки, живописи. Уметь написать эссе. Учится искать информацию по разным историческим источникам, использовать ее для написания доклада или сообщения. Учиться писать реферат, вести диспут и дискуссию.
уметь
сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;
понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими;
осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;
уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;
уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии)
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения путей своего культурного развития; профессионального самоопределения;
ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе;
организации личного и коллективного досуга;
самостоятельного художественного творчества.
| Сравнение картин импрессионизма и модернизма
| П. 30
|
|
31
| 2.05.14
|
| Модернизм в архитектуре
| Советский конструктивизм и др.
| Сравнительный анализ
| П. 31
|
|
32
| 8.05.14
|
| Синтез в искусстве 20в. Кинематограф.
| Режиссёрский театр, К.С.Станиславский, В.И. Немирович-Данченко и др. С.М.Эйзенштейн, Федерико Фелини
| Дискуссия
| П. 32,
33
|
|
33
| 16.05.14
|
| Стилистическая разнородность музыки 20в. Постмодернизм
| Д.И.Шостакович, Энди Уорхол
| Написание эссе
| П. 34,
35
|
|
34
| 23.05.14
|
| Итоговый урок.
|
| Тест
|
|
|