Принята на Утверждаю:
педагогическом совете Директор школы
30 августа 2013 года ____________Бойчикова Г.В.
Образовательная программа муниципального бюджетного образовательного учреждения
Ярцевская средняя общеобразовательная школа № 8
на 2013/2014 учебный год
г.Ярцево
2013 год
Содержание программы
Назначение образовательной программы.
Цели и задачи образовательной программы.
Модель выпускника.
Компетентностный подход к содержанию образования.
Учебный план и его обоснование.
Программно-методическое обеспечение.
Показатели (измерители) реализации образовательной программы.
Мониторинг качества образовательной программы.
1. Назначение образовательной программы «Образовательная программа - нормативно-управленческий документ, с одной стороны определяющий содержание образования, соответствующего уровням направленности, а с другой стороны, характеризующий специфику содержания образования и особенности учебно-воспитательного процесса и управления данного учебного заведения», статья 9 Федерального Закона «Об образовании» закрепила необходимость такого документа.
Образовательная программа - это:
нормативный документ, определяющий цели, ценности образования, учебный план, учебные программы, педагогические технологии и методики их практической реализации, результаты;
нормативный документ, определяющий индивидуальный образовательный маршрут учащегося, при прохождении которого он может выйти на тот или иной уровень образованности, в соответствии со стандартом, гарантированным этой программой.
Образовательная программа школы:
является нормативным документом, определяющим стратегические приоритеты, содержательные, организационные и методические аспекты образовательной деятельности школы;
разработана, принята и реализуется школой самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов, Закона РФ «Об образовании» статьи 9, Типового положения об общеобразовательном учреждении, Устава школы, нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность школы;
является внутренним образовательным стандартом, обусловленным региональной, муниципальной образовательной политикой, развитием городской системы образования;
учитывает образовательный запрос обучающихся и их родителей, способствует реализации права родителей на информацию об образовательных услугах, право на выбор образовательных услуг и право на гарантию качества образовательных услуг;
является основанием для определения качества реализации школой федеральных стандартов;
определяет цели, задачи, направления развития образования, координирует деятельность всего педагогического коллектива в школе на период 2013-2014 учебного года.
2. Цели и задачи образовательной программы
Основная цель образовательной программы обеспечить: - доступность, качество, эффективность образования; - развитие здоровой, гармонично развитой личности.
Собственно учебные цели:
выполнять государственный заказ на достижение учащимися уровня знаний, предписанного Государственными образовательными стандартами;
сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, имеющих надпредметный характер и обеспечивающих успешность интегративной по содержанию деятельности;
постоянно повышать качество и уровень образования учащихся.
Социально-ориентированные цели:
формировать высокий уровень мотивации и готовности учащихся к выполнению исследований в своей деятельности, требующих использования знаний и умений из разных предметных областей;
создавать условия для приобретения школьниками опыта самостоятельного разрешения проблем в процессе образования на основе использования собственного и социального опыта;
Координирующие цели:
обеспечить целенаправленность, системность и единство деятельности всего педагогического коллектива в сфере содержания образования;
установить связь «предметных» целей (зафиксированных в образовательных стандартах по предметам) с общими целями школьного образования;
обеспечить единство образовательного процесса в школе как в области интеллектуального, так и нравственно-личностного развития ребенка, как в учебной, так и во внеучебной деятельности
Предлагаемая система педагогических целей напрямую способствует выполнению одной из главных задач школы - обновлению структуры и содержания образования, развитию практической направленности образовательных программ, а также миссии школы - ориентации содержания образования на приобретение учащимися основных компетенций, особенно навыков самоопределения и социализации, - в предметных и надпредметных образовательных областях.
Задачи образовательной программы:
обеспечение гарантий прав детей на образование;
строгое соответствие всем требованиям федерального государственного образовательного стандарта;
постоянная корректировка набора дополнительных учебных дисциплин в соответствии с изменяющимися условиями;
обеспечение интеллектуального развития каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями;
совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса в различных формах организации учебной деятельности;
обновление содержания образования в свете использования современных инновационных, информационных и коммуникационных технологий в учебной деятельности;
создание единого информационного образовательного пространства школы, интеграция общего и дополнительного образований;
создание условий для развития и формирования у детей и подростков качеств толерантности, патриотизма;
создание условий, благоприятствующих укреплению физического, нравственного и психического здоровья школьников.
3. Модель выпускника Обучающиеся, завершившие обучение на ступени начального общего образования должны:
освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования;
овладеть простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения.
Обучающиеся завершившие обучение на ступени основного общего образования должны:
освоить на уровне требований государственных образовательных стандартов учебный материал по всем предметам школьного учебного плана;
приобрести необходимые знания и навыки жизни в обществе, овладеть средствами коммуникации;
знать свои гражданские права и уметь их реализовывать.
Выпускник, завершивший обучение на ступени среднего (полного) общего образования, – это человек, который:
освоил все образовательные программы по предметам школьного учебного плана, включая государственные образовательные стандарты по предметам его инвариантной части;
овладел основами компьютерной грамотности;
знает свои гражданские права и умеет их реализовывать;
способен к жизненному самоопределению, может быстро адаптироваться к различного рода изменениям в окружающем мире;
ведет здоровый образ жизни.
4. Компетентностный подход к содержанию образования Начальное общее образование
Образовательная
область
| Содержание элементарной грамотности
| Филология
| 1.Речевое, интеллектуальное, эстетическое и духовно-нравственное развитие младших школьников.
2.Формирование основных видов речевой деятельности.
3. Формирование практических умений в использовании теоретических знаний.
4. Осознанное, правильное, выразительное чтение художественных и научно-популярных текстов в соответствии с нормами литературного произношения.
5.При изучении иностр.яз.- формирование коммуникативных навыков, включающих аудирование, говорение, чтение, письмо, знание лексики.
| Математика
| 1.Формирование осознанных и прочных навыков устных и письменных вычислений.
2.Овладение элементарными математическими знаниями, необходимыми в основной школе.
3.Формирование приемов мыслительной техники: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
4.Формирование общих умений решать задачи.
5.Расширение кругозора.
6.Формирование качества мышления.
| Обществознание
| 1.Формирование целостной картины мира, установление связи между природой и обществом.
2.Формирование образного представления об истории России
3.Приобретение начальных представлений о важнейших понятиях обществознания (личность, общество, государство).
4.Социализация школьника.
5.Усвоение знаний по безопасности жизнедеятельности.
| Естествознание
| 1.Формирование представлений об объектах природы и явлениях.
2.Усвоение элементарных сведений о живой и неживой природе
3.Формирование основ экологической культуры.
4.Воспитание правильного отношения к своему здоровью.
5.Воспитание нравственного отношения к среде.
6.Овладение элементарными приемами чтения карт.
| Физическая культура
| 1.Формирование представлений о физической культуре.
2.Формирование навыков и умений в выполнении упражнений, связанных с профилактикой здоровья.
3.Формирование практических умений, необходимых в организации самостоятельных занятий.
| Искусство
| 1.Воспитание интереса ко всем видам искусств.
2.Формирование художественно-образного мышления.
3.Развитие творческих способностей.
4.Обучение основам художественной грамотности.
| Технология
| 1.Приобретение начальных представлений о свойствах материалов.
2.Приобретение элементарных общетрудовых навыков и навыков владения инструментов.
3.Овладение практическими действиями по изготовлению изделий с использованием технологических карт.
4.Приобретение основных навыков самообслуживания, поведения в коллективе, безопасных приемов работы.
|
Основное общее образование
Образовательная
область
| Содержание функциональной грамотности
| Филология
| 1.Владение грамотной устной и письменной речью на родном и иностранном языке.
2.Составление деловых бумаг.
3.Чтение и понимание сложных текстов.
4.Умение самостоятельно формулировать проблемные вопросы.
5.Ориентироваться в политическом устройстве стран изучаемого языка.
6.Быть способным к диалогу в стандартных жизненных ситуациях.
7.Умение пользоваться словарем.
8.Умение разъяснять значение слов.
| Математика
| 1.Ориентация в основных математических понятиях, предусмотренных программой.
2.Применение стандартных приемов решения задач.
3.Умение переформулировать условие задачи и оценить результат.
4.Начальные умения обобщать информацию.
5.Мотивирование проблем и их решение.
6.Умение работать с компьютером.
| Обществознание
| 1.Целостное представление об историческом пути России.
2.Личностное отношение к истории России.
3.Ориентация в политическом устройстве России, региональных и муниципальных органах управления.
4.Знание, понимание и соблюдение законодательных прав.
5.Соблюдение правил нравственного поведения.
6.Ориентация в культурных ценностях.
7.Наличие гражданской позиции.
| Естествознание
| 1.Научное объяснение явлений природы, сформированность начального мировоззрения об окружающей среде.
2.Химическая грамотность.
3.Экологическая грамотность.
4.Способность устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы.
| Искусство
| 1.Ориентация в главных исторических и культурных памятниках.
2.Ориентация в ценностях отечественной и мировой культуры.
3.Способность понимать произведения искусств.
| Физическая культура
| 1.Валеологическая грамотность.
2.Эстетическая культура тела.
3.Регулирование своего физического и психического состояния.
4.Знание и соблюдение правил личной безопасности и безопасности окружающих.
| Технология
| 1.Техническая грамотность.
2.Знание свойств материалов и способов их обработки.
3.Владение практическими навыками изготовления изделий.
4.Овладение основными этапами проектной деятельности.
5.Знание и соблюдение правил личной безопасности.
6.Приобретение навыков и умений владения инструментами.
|
Среднее общее образование
Образовательная
область
| Содержание компетентности
| Филология
| 1.Владение устной и письменной речью на родном и иностранном языке, умение вести диалог.
2.Умение анализировать художественные произведения в контексте с эпохой.
3.Умение пользоваться словарем.
| Математика
| 1.Свободно ориентироваться в базовых математических понятиях.
2.Уметь прогнозировать ответ и оценивать результат.
3.Уметь создавать математические модели и применять знания математики в других областях.
4.Иметь представление об информации, ее видах, свойствах и информационных процессах.
5.Владеть технологиями обработки информации.
| Обществознание
| 1.Овладение научными знаниями о человеке.
2.Осознание роли человека в преобразовательной деятельности.
3.Усвоение системы знаний об общечеловеческих ценностях.
4.Знание законов микро- и макроэкономики, ориентация в потребительском рынке.
5.Умение работать с научно-популярной литературой и периодической печатью.
6.Активная гражданская позиция.
7.Соблюдение правил и норм поведения в обществе.
| Естествознание
| 1.Использование, обобщение и систематизация знаний для переноса в новую жизненную ситуацию.
2.Умение планировать, проводить наблюдения и эксперимент, прогнозировать результат, систематизировать материал, формулировать выводы.
3.Умение применять полученные знания в повседневной жизни.
| Искусство
| 1.Истолкование произведений искусства на основе их целостного восприятия.
2.Интерпретация видов искусства с учетом их художественного языка.
| Физическая культура
| 1.Способность брать на себя ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих.
2.Эстетическая культура тела.
3.Саморегулирование своего физического состояния.
4.Знание и соблюдение правил личной безопасности и безопасности окружающих.
5.Знание законов РФ в сфере безопасности.
6.Умение пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты.
7.Умение конструктивно разрешать конфликтные ситуации.
| Технология
| 1.Знания о современном информационном обществе.
2.Владение технологиями обработки различных видов информации.
3.Владение технологиями обработки различных материалов.
4.Ориентация в мире профессий.
5.Осуществлять проектную деятельность.
6.Техническая грамотность в использовании бытовой техники.
|
Реализуемые образовательные программы
Виды программ
| Срок освое-ния
| Кол-во классов
| Уровень образова-ния, получаемый по завершении обучения
| Документ, выдаваемый по окончании обучения
| 1.Программа начального общего образования
| 4 года
1-4 кл.
| 9
| Начальное общее образование
|
| 2.Программа основного общего образования
| 5 лет
5-9 кл
| 12
| Основное общее образование
| Аттестат об основном общем образовании
| 3. Программа среднего (полного) общего образования
| 2 года
10-11 кл.
| 2
| Среднее (полное) общее образование
| Аттестат о среднем (полном) общем образовании
| 4.Программы художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, естественно-научной, технической направленности
| 1 год
1-11 кл.
|
| Дополнительный
|
| 5.Содержание и воспитание воспитанников ГПД
| 1-4кл.
1 год
|
| Дополнительный
|
| 5. Учебный план и его обоснование
Учебный план школы на 2013 – 2014 учебный год сформирован на основе:
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении федерального учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 9 марта 2004 года № 1312;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2008 года № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений»;
- Распоряжения Правительства РФ от 03 февраля 2010 года № 134-р;
- Письма Министерства образования и науки РФ от 27 августа 2007 года № 03 898 «О методических рекомендациях по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»»;
- Приказа Министерства образования Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373;
- Приказа Министерства образования Российской Федерации от 26 ноября 2010г. № 1241;
- Типового положения об общеобразовательном учреждении;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10»;
- Приказа Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи №524 от 03.06.2013 г.
Образовательный процесс в школе осуществляется на основе учебного плана, регламентируется расписанием занятий и разрабатывается школой самостоятельно Учебный план школы состоит из 3-х компонентов - федерального, регионального и компонента образовательного учреждения.
Цели и задачи учебного плана:
Учебный план составлен с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья. Учебный план школы направлен на решение следующих задач:
- создание максимально вариативной образовательной среды;
- обеспечение базового образования для каждого школьника;
- интегративное изучение отдельных дисциплин;
- осуществление индивидуального подхода к учащимся, создание адаптивной образовательной среды;
- содействие развитию творческих способностей учащихся;
- организация предпрофильной подготовки для учащихся 9 классов;
- использование деятельностных технологий обучения;
- организация работы с учащимися, имеющими различную мотивацию к учебно-познавательной деятельности;
- апробация содержания и методики преподавания элективных курсов.
|