Скачать 75.03 Kb.
|
НУИ ВШЭ Факультет философии, отделение культурологии, кафедра проектов в сфере культуры. Магистратура, 2-й модуль 2011/12 учебного года Маяцкий, Михаил Александрович, проф., Ph.D. mmaiatsky@gmail.com История и методы исследования культуры для напр. 031400.68 – Культурология Mагистерская программа 520110 — «Прикладная культурология» Программа курса Пояснительная записка Цель и задачи курса. Настоящий курс ставит своей целью ознакомление студентов-магистров с основными подходами и методами к изучению культурных феноменов в историческом аспекте. Рефлексия над культурой практически параллельна самой культуре. Будучи сначала способом наблюдения за чужими культурами (греческой над египетской, римской над греческой), культурная рефлексия обратилась и к своей культуре, стала частью ее самой. Европейский гуманизм уже изучает культуру античности как свою, фактически как себя. От пайдейи через риторику и библейскую герменевтику студенты перейдут к современным культуроведческим методам, восходящим к социологии, марксизму, психоанализу, антропологии, искусствоведению. Курс даст представление о самых влиятельных подходах к современному пониманию культуры (антропология, марксизм, психоанализ, структурализм…) и о теоретиках, стоящих за этими подходами. Особое внимание будет уделено воздействию этих школ на современные направления, такие как изучение массовой культуры, субкультур, медиа, гендерные, 'субалтерные' и пост-колониальные исследования. Студент-магистр получит представление о современных национальных культурологических трацициях (Германия, Англия, США, Франция и др.). Курс имеет целью обогатить студента-культуролога арсеналом методических средств для понимания и критического анализа современной культуры, придать этому пониманию теоретическую глубину. Место дисциплины в системе профессиональной подготовки выпускника по специальности «Культурология» определяется необходимостью для любого деятеля в области культуры овладения теоретическим потенциалом современных исследований культуры в его историческом и теоретическом ключе. Организационно-методические указания. Цели курса будут достигаться через использование трех основных форм, традиционных в дидактике высшей школы: лекций, семинарских занятий и самостоятельной работы студентов, включающей в себя изучение рекомендованной теоретической литературы и написание семинарских и курсовых работ. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. В результате освоения дисциплины выпускники должны получить углубленное представление о важнейших теоретических подходах к проблемам культуры. Продолжительность и структура курса: всего 270 ч., из них 108 ауд., 58 ч. лекций, 50 ч. семинаров, 162 ч. с.р., читается на 1 курсе магистратуры в 1 (24 ч.), 2 (24 часа), 3 (30 ч.) и 4 (30 ч.) модуле, 1 эссе, 1 реферат, зачет во 2 модуле, экзамен в 4 модуле. Тема модуля: Марксизм(ы), Бурдье, Cultural Studes
Тематика выступлений, рефератов, учебных и научно-исследовательских работ студентов
Вопросы к экзамену
Литература к курсу Альтюссер Л. Ленин и философия. – М.: Ad Marginem, 2005. Библер В. Всеобщий труд по Марксу (в сети). Бурдьё П. Исторический генезис чистой эстетики // НЛО 60 (2003).
Грамши A. Искусство и политика (в сети). Иноземцев В. За десять лет. К концепции постэкономического общества. – М., 1998. Карл Маркс и Фридрих Энгельс об искусстве. Сост. M.A. Лифшицем и Ф.П.Шиллером). М., 1933 (многократные переиздания). Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. – К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.42, Межуев В. Идея культуры. Очерки по философии культуры. – М.: Прогресс-Традиция, 2006. Рансьер, Ж. Разделяя чувственное. – СПб.: Изд-во ЕУСПБ, 2007 (или другую книгу). Туровский М. Философские основания культурологии. М.: Росспэн, 1997. Badiou A. L’hypothèse communiste. – Paris: Lignes, 2009. Beverley J. Subalternity and Representation. – Duke UP, 1999. Calhoun C. Critical social theory: culture, history and the challenge of difference. – Cambridge (Mass.): Blackwell, 1995. Hall, S. Critical Dialogues in Cultural Studies. – N.Y.: Routledge, 1996 Muhern F. Culture, metaculture. – London: Routledge, 2000. The Idea of Communism (ed. by S. Zizek and C. Douzinas). – Verso, 2010. Тема модуля 4-го модуля: Медийность и медиа
Тематика выступлений, рефератов, учебных и научно-исследовательских работ студентов
Литература к курсу 2. Куле, К. СМИ в Древней Греции. М., НЛО., 2004. 3. Деррида, Ж. «Фармация Платона 4. Дебрэ, Р. Введение в медиологию. М.: Праксис, 2009. Бурдье П. О телевидении и журналистике. М., 2002. 5. Оруэлл, Джордж. 1984. Замятин, Евгений. Мы. 6. Бодрийар Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000. 7. Маклюэн, М. Понимание медиа. Москва-Жуковский, 2003 (есть в сети). 8. Гройс, Б. Под подозрением. Феноменология медиа. М.: ХЖ, 2006. 9. Материалы коллоквиума: http://www.intelros.ru/intelros/biblio_intelros/2974-mediafilosofija.-osnovnye-problemy-i.html |
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном... | Пояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | ||
Пояснительная записка 4 тематический план учебной дисциплины 7 материалы... В основе учебного курса лежит понимание философии как теоретического мировоззрения, раскрываемого в трех различных, но взаимосвязанных... | Лебедев А. Н. Психология рекламы Пояснительная записка. Цель и задачи курса. Место курса в профессиональной подготовке выпускника | ||
Пояснительная записка. Цель курса Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи | Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... В результате коммуникативного взаимодействия с учителем, ученик называет тему урока, ставит задачи | ||
Пояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 список... Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе спо | Пояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная... Форма обучения – очная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя), очно-заочная (сокращенная) на базе спо | ||
Пояснительная записка. 1 Требования к студентам Преподавание курса рассчитано на студентов-психологов. Программа курса опирается на знания, полученные студентами в рамках следующих... | Календарно-тематическое планирование курса «Всеобщая История». Пояснительная записка Класс «Всеобщая История». Пояснительная записка Класс – Количество часов в неделю – 2, в год – 25. Учебник – «Новейшая история» 9 класс.... | ||
Программа курса пояснительная записка Учебный курс предназначен для студентов, обучающихся по специальности высшего профессионального образования «юриспруденция». Объем... | Пояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса... Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ | ||
Пояснительная записка программа курса «Народное зодчество» Основные задачи курса заключаются в следующем: дать представление о характере народного зодчества, его многообразии, особенностях,... | Пояснительная записка 1 Задачи курса: 1 Цели курса: 2 Три основных... Элективный курс «Физика и природа» является межпредметным. Он связан с предметами: физика, биология, география, химия, экология | ||
Программа курса Пояснительная записка Продолжительность и структура курса: всего 126 ч. (62 ауд ч., из них 42 ч лекций, 20 ч семинаров, с р. 64 ч.), читается на 4 курсе... | 2. Пояснительная записка Пояснительная записка к учебным планам 5 – 11 классов на 2013 – 2014 учебный год |