Программа курса Пояснительная записка





Скачать 75.03 Kb.
НазваниеПрограмма курса Пояснительная записка
Дата публикации06.03.2015
Размер75.03 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Культура > Программа курса



НУИ ВШЭ

Факультет философии, отделение культурологии, кафедра проектов в сфере культуры.

Магистратура, 2-й модуль 2011/12 учебного года
Маяцкий, Михаил Александрович, проф., Ph.D.

mmaiatsky@gmail.com

История и методы исследования культуры

для напр. 031400.68 – Культурология

Mагистерская программа 520110 — «Прикладная культурология»

Программа курса

Пояснительная записка
Цель и задачи курса.

Настоящий курс ставит своей целью ознакомление студентов-магистров с основными подходами и методами к изучению культурных феноменов в историческом аспекте. Рефлексия над культурой практически параллельна самой культуре. Будучи сначала способом наблюдения за чужими культурами (греческой над египетской, римской над греческой), культурная рефлексия обратилась и к своей культуре, стала частью ее самой. Европейский гуманизм уже изучает культуру античности как свою, фактически как себя. От пайдейи через риторику и библейскую герменевтику студенты перейдут к современным культуроведческим методам, восходящим к социологии, марксизму, психоанализу, антропологии, искусствоведению. Курс даст представление о самых влиятельных подходах к современному пониманию культуры (антропология, марксизм, психоанализ, структурализм…) и о теоретиках, стоящих за этими подходами. Особое внимание будет уделено воздействию этих школ на современные направления, такие как изучение массовой культуры, субкультур, медиа, гендерные, 'субалтерные' и пост-колониальные исследования. Студент-магистр получит представление о современных национальных культурологических трацициях (Германия, Англия, США, Франция и др.). Курс имеет целью обогатить студента-культуролога арсеналом методических средств для понимания и критического анализа современной культуры, придать этому пониманию теоретическую глубину.


Место дисциплины в системе профессиональной подготовки выпускника по специальности «Культурология» определяется необходимостью для любого деятеля в области культуры овладения теоретическим потенциалом современных исследований культуры в его историческом и теоретическом ключе.
Организационно-методические указания. Цели курса будут достигаться через использование трех основных форм, традиционных в дидактике высшей школы: лекций, семинарских занятий и самостоятельной работы студентов, включающей в себя изучение рекомендованной теоретической литературы и написание семинарских и курсовых работ.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины. В результате освоения дисциплины выпускники должны получить углубленное представление о важнейших теоретических подходах к проблемам культуры.
Продолжительность и структура курса: всего 270 ч., из них 108 ауд., 58 ч. лекций, 50 ч. семинаров, 162 ч. с.р., читается на 1 курсе магистратуры в 1 (24 ч.), 2 (24 часа), 3 (30 ч.) и 4 (30 ч.) модуле, 1 эссе, 1 реферат, зачет во 2 модуле, экзамен в 4 модуле.
Тема модуля: Марксизм(ы), Бурдье, Cultural Studes




Темы лекций и семинарских занятий

Лекц.

Сем.

1

неделя 7.XI

Вводная лекция.

Маркс. Марксистский поворот в науках о культуре. Разделение труда. Отчуждение. Господствующая versus подчиненная культура. Интеллигенция. Культурное производство. Марксистская эстетика.

2

2

2

14.XI

Ленин, Луначарский, Троцкий, Грамши, Лукач

Вопрос о пролетарской культуре. Просвещение и пролеткульт. Проблематика культурной революции в связи с революцией социальной. Отношение к традиции. Понятие гегемонии. Отношение интеллектуала и народных масс.

2

2

3

21.XI

Альтюссер и послевоенный советский марксизм

Понятие идеологии. Альтюссер и его анализ идеологических аппаратов государства. Возвращение к раннему Марксу и «антропологический поворот» в марксизме.

2

2

4

28.XI

Бурдьё I

Контекст французской социологии после 1968 г. Бурдьё и его эволюция. Философия, психоанализ, марксизм.

2

2

5

5.XII

Бурдьё II

Бурдьё и культура. «Различие». Символический капитал. Габитус. Социологический анализ искусства. Отношение к медиа.

2

2

6

12.XII

Cultural Studies I

Контекст возникновения. Пролетарская культура. Отношение к Марксу и Грамши. Понятие расы.

2

2

7

19.XII

Cultural Studies II

Исследования массовой культуры. Медиа. 'Субалтерн'-Studies.

2

2

8

26.XII

Экзамен.

2

2



Тематика выступлений, рефератов, учебных и научно-исследовательских работ студентов


  1. Марксова критика Гегеля (и/или Фейербаха) и ее влияние на исследования культуры.

  2. Отчуждение и культура.

  3. М. А. Лифшиц и реконструкция марксистской эстетики.

  4. Культурная революция versus «восстание масс».

  5. Культурная гегемония и глобализация.

  6. Марксова теория идеологии.

  7. Бурдьё и вопрос «редукции».

  8. Габитус и проблемы «культурного неравенства».



Вопросы к экзамену

  1. Маркс и критика идеологии.

  2. Учение о базисе и надстройке и его применимость к анализу культуры.

  3. Понятие отчуждения у Гегеля и Маркса.

  4. Понятие пролетарской культуры.

  5. Культурная революция и ее противоречия.

  6. Бурдьё и его понятие габитуса.

  7. Бурдьё и его понятие символического капитала.

  8. Бурдьё: социология и исследование культуры.

  9. Воспроизводство культурного неравенства.

  10. Возникновение Cultural Studies.

  11. Теоретические предпосылки Cultural Studies.

  12. Понятие расы.

  13. Подход Cultural Studies к исследованиям массовой культуры.

  14. Cultural Studies и феминизм.

  15. Рождение 'субалтерн'-studies



Литература к курсу

Альтюссер Л. Ленин и философия. – М.: Ad Marginem, 2005.

Библер В. Всеобщий труд по Марксу (в сети).

Бурдьё П. Исторический генезис чистой эстетики // НЛО 60 (2003).

  • Рынок символической продукции // Вопросы социологии, 1/2 (1993).

  • Формы капитала (в сети).

  • О производстве и воспроизводстве легитимного языка // Отечественные записки, 2 (2005).

Грамши A. Искусство и политика (в сети).

Иноземцев В. За десять лет. К концепции постэкономического общества. – М., 1998.

Карл Маркс и Фридрих Энгельс об искусстве. Сост. M.A. Лифшицем и Ф.П.Шиллером). М., 1933 (многократные переиздания).

Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. – К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.42,

Межуев В. Идея культуры. Очерки по философии культуры. – М.: Прогресс-Традиция, 2006.

Рансьер, Ж. Разделяя чувственное. – СПб.: Изд-во ЕУСПБ, 2007 (или другую книгу).

Туровский М. Философские основания культурологии. М.: Росспэн, 1997.

Badiou A. L’hypothèse communiste. – Paris: Lignes, 2009.

Beverley J. Subalternity and Representation. – Duke UP, 1999.

Calhoun C. Critical social theory: culture, history and the challenge of difference. – Cambridge (Mass.): Blackwell, 1995.

Hall, S. Critical Dialogues in Cultural Studies. – N.Y.: Routledge, 1996

Muhern F. Culture, metaculture. – London: Routledge, 2000.

The Idea of Communism (ed. by S. Zizek and C. Douzinas). – Verso, 2010.
Тема модуля 4-го модуля: Медийность и медиа




Темы лекций и семинарских занятий

Лекц.

Сем.

1

неделя 2.IV

Вводная лекция.

Понятие медийности. Теоретизирование о медиа.


2

2

2


Ранняя история рефлексии над медиа. Греческая модель

Семинар: медиа в Греции. Куле «СМИ в Древней Греции»

2

2

3


Письмо, память

Семинар: Деррида «Фармация Платона.

2

2

4


Технологии и медиа. Киттлер

Семинар: Дебрэ

2

2

5


Утопии медиа

Семинар: Оруэлл, Замятин

2

2

6


Медиа и обмен

Семинар: Мосс, Бодрийар

2

2

7


Медиоклазм

Семинар: Маклюэн.

2

2

8


Художник и медиа

Семинар: Гройс

2

2

9

Медиология как критика. Флюссер

2

2

10

Обсуждение эссе









Тематика выступлений, рефератов, учебных и научно-исследовательских работ студентов


  1. Понятие медийности.

  2. Общение и медиа.

  3. Массовые коммуникации.

  4. Подход Маклюэна.

  5. Подход Киттлера.

  6. Подход Гройса.



Литература к курсу
2.

Куле, К. СМИ в Древней Греции. М., НЛО., 2004.

3.

Деррида, Ж. «Фармация Платона

4.

Дебрэ, Р. Введение в медиологию. М.: Праксис, 2009.

Бурдье П. О телевидении и журналистике. М., 2002.
5.

Оруэлл, Джордж. 1984.

Замятин, Евгений. Мы.
6.

Бодрийар Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000.
7.

Маклюэн, М. Понимание медиа. Москва-Жуковский, 2003 (есть в сети).
8.

Гройс, Б. Под подозрением. Феноменология медиа. М.: ХЖ, 2006.
9.

Материалы коллоквиума: http://www.intelros.ru/intelros/biblio_intelros/2974-mediafilosofija.-osnovnye-problemy-i.html



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса Пояснительная записка iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
Программа курса Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Программа курса Пояснительная записка iconПояснительная записка 4 тематический план учебной дисциплины 7 материалы...
В основе учебного курса лежит понимание философии как теоретического мировоззрения, раскрываемого в трех различных, но взаимосвязанных...
Программа курса Пояснительная записка iconЛебедев А. Н. Психология рекламы
Пояснительная записка. Цель и задачи курса. Место курса в профессиональной подготовке выпускника
Программа курса Пояснительная записка iconПояснительная записка. Цель курса
Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи
Программа курса Пояснительная записка iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
В результате коммуникативного взаимодействия с учителем, ученик называет тему урока, ставит задачи
Программа курса Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 список...
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе спо
Программа курса Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная...
Форма обучения – очная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя), очно-заочная (сокращенная) на базе спо
Программа курса Пояснительная записка iconПояснительная записка. 1 Требования к студентам
Преподавание курса рассчитано на студентов-психологов. Программа курса опирается на знания, полученные студентами в рамках следующих...
Программа курса Пояснительная записка iconКалендарно-тематическое планирование курса «Всеобщая История». Пояснительная записка Класс
«Всеобщая История». Пояснительная записка Класс – Количество часов в неделю – 2, в год – 25. Учебник – «Новейшая история» 9 класс....
Программа курса Пояснительная записка iconПрограмма курса пояснительная записка
Учебный курс предназначен для студентов, обучающихся по специальности высшего профессионального образования «юриспруденция». Объем...
Программа курса Пояснительная записка iconПояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса...
Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ
Программа курса Пояснительная записка iconПояснительная записка программа курса «Народное зодчество»
Основные задачи курса заключаются в следующем: дать представление о характере народного зодчества, его многообразии, особенностях,...
Программа курса Пояснительная записка iconПояснительная записка 1 Задачи курса: 1 Цели курса: 2 Три основных...
Элективный курс «Физика и природа» является межпредметным. Он связан с предметами: физика, биология, география, химия, экология
Программа курса Пояснительная записка iconПрограмма курса Пояснительная записка
Продолжительность и структура курса: всего 126 ч. (62 ауд ч., из них 42 ч лекций, 20 ч семинаров, с р. 64 ч.), читается на 4 курсе...
Программа курса Пояснительная записка icon2. Пояснительная записка
Пояснительная записка к учебным планам 5 – 11 классов на 2013 – 2014 учебный год


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск