Мггу учебно-методический комплекс дисциплины





НазваниеМггу учебно-методический комплекс дисциплины
страница1/4
Дата публикации06.03.2015
Размер0.62 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

СД.Р.1 ЦИРКОВОЕ ИСКУССТВО В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ




Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности
071401 — Социально культурная деятельность



Утверждено на заседании кафедры музыкального образования, социально-культурной деятельности и народного художественного творчества факультета художественного образования, технологии и дизайна

протокол № 1 от 01.09. 2010 г.
Зав.кафедрой _____________ Телицына С.В.





РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины
1.1 Составитель: Веселова С.В., канд. пед. наук, ст.преп.

1.2 Рецензенты: Телицына С.В., канд. пед. наук, доцент;

Панимаскин Э.К., преподаватель Мурманского

колледжа искусств.
1.3 Пояснительная записка

Изучение циркового искусства: истории цирка, становления и развития цирковых и эстрадных жанров, знакомство с жизнью и творчеством выдающихся деятелей цирка, с представителями великих цирковых династий поможет учащимся специальности социально-культурная деятельность познать закономерности развития циркового искусства и понять роль циркового искусства в театрализованных представлениях.

Цели и задачи дисциплины:

- освоение теоретических основ циркового искусства, изучение его специфики и основных жанров;

- овладение специфической терминологией.

В результате изучения материала дисциплины студенты должны знать:

- основы и специфику циркового искусства;

- историю развития циркового искусства;

- основные жанры циркового искусства и их историческое развитие;

- жизнь и творчество выдающихся деятелей цирка;

- имена представителей великих цирковых династий.

В процессе обучения студенты должны уметь:

- анализировать развитие циркового искусства и его жанров в различные исторические этапы;

- рассуждать о вкладе выдающихся деятелей цирка и представителей великих цирковых династий в развитие циркового искусства;

- раскрывать специфику циркового искусства в театрализованных представлениях.

Данный курс предназначен для студентов, обучающихся на очном отделении и осваивающих специальность «Социально-культурная деятельность» (квалификация «Менеджер социально-культурной сферы»).

1.5 ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ




Шифр

и наименование специальности

Курс

Семе-стр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового

контроля

(форма

отчетности)

трудоемкость

Всего ауд.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

СР

1.

071401 — Социально культурная деятельность


4

7

64

32

22

10




32

экзамен



1.6 Содержание дисциплины

1.6.1 РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ.

пРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ


№ п/п

Наименование темы

Количество часов







Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

СМ

1. Цирковое искусство и его специфика

1.1.

Понятие и сущность цирка

1

1










1.2.

Цирк в изобразительном искусстве, литературе

1

1










1.3.

Специфические особенности циркового искусства

4

2

2




6

2. Жанры циркового искусства

2.1.

Акробатика

2

2










2.2.

Клоунада

2

2










2.3.

Гимнастика

2

2










2.4.

Жонглирование и атлетика

2

2










2.5.

Дрессировка

2

2










2.6.

Эквилибристика и фокусы

2

2










2.7.

Неосновные жанры и цирковые формы

4

2

2




6

3.Историческое развитие циркового искусства и великие артисты

3.1.

Историческое развитие циркового искусства

6

4

2




6

3.2.

Выдающиеся деятелей цирка и представители великих цирковых династий

4




4




14




Итого:

32

22

10




32


1.6.2 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1. Цирковое искусство и его специфика

Тема 1.1 Понятие и сущность цирка

Понятие «цирк». Исторические корни циркового искусства. Истоки возникновения и популярности циркового искусства. Происхождение цирка связаное с обрядами, играми, с особенностями быта и образа жизни народа, с возникновением новых ремесел и профессий, с основами рекламы.
Тема 1.2. Цирк в изобразительном искусстве, литературе

Цирк в изобразительном искусстве: изображение выступления акробатов, жонглеров, гимнастов в творчестве художников и скульпторов, как возможность отобразить гармонию и совершенство человеческого тела, передать динамику его движений.

Цирк в художественной и мемуарной литературе. Известные литературные произведения, отображающие цирковое искусство. Мемуарная литература, содействующая углубленному изучению истории и специфики циркового искусства (по жанрам).
Тема 1.3. Специфические особенности циркового искусства.

Специфика циркового пространства.

Номер в цирке. Цирковой номер - как совокупность однородных трюков, чередующихся в известной закономерности, выполняемых исполнителем, группой исполнителей или животных в определенный промежуток времени и конкретизирующих ту или иную идею, то или иное чувство и те или иные ситуации в специфически воздействующем цирковом образе.

Понятие условности, предсказуемости, каноничности в цирке. Экспрессионизм, пародия, гротеск и эксцентрика в цирке.

Выразительные технические средства. Цирковой диалог.

Артист цирка: специфика профессии, специализация.

Режиссер в цирке - постановщик цирковых спектаклей, программ, номеров. Функции режиссера в дореволюционных цирках. Режиссеры-постановщики балетно-пантомимических цирковых спектаклей. Задачи режиссера в постановке зоопантомим, сюжетно-тематических и дивертисментных спектаклей. Задачи режиссера в работе над номером. Режиссер в работе с клоунами.

Художник в цирке, о его роли и задачах в создании циркового спектакля (аттракциона, номера), специфика работы.

Трюк как первооснова циркового действия.

Раздел 2. Жанры циркового искусства

Тема 2.1. Акробатика

Цирковой жанр - исторически сложившаяся совокупность номеров, характеризующихся определенными выразительными средствами и только им присущими действенными признаками.

Разнообразие акробатических жанров: Партерная, Прыжковая, Сольные прыжки, Групповые прыжки , Прыжки с трамплина, Плечевая акробатика, С подкидными досками , Икарийские игры, Прыжки на батуте, Темповая и каскадная, Силовая, Пластическая, Одинарная, Акробатика на лошадях, Сальтоморталисты, Жокеи, Па-де-де, Па-де-труа, Гротеск, Джигитовка, Вольтижная, Воздушная, На рамке, На штамборте
Тема 2.2. Клоунада

Многообразие жанра клоунады: Буффонадная, Сатирическая, Музыкальная, Музыкальная эксцентрика, Клоуны-дрессировщики, Коверные.
Тема 2.3. Гимнастика

Разнообразие жанра гимнастики: Партерная, На турниках, На кольцах, Силовые кольца, Швунговые кольца, Полет, Воздушная, На трапеции, На корд де волане, а вертикальном канате, На турнике, На рамке, На бамбуке.
Тема 2.4. Жонглирование и атлетика

Жонглирование: антипод, на лошади, групповое, сольное.

Атлетика: силовые жонглеры и атлеты.

Тема 2.5. Дрессировка

Разнообразие жанра дрессировки: Конная группа (высшая школа верховой, Кабриолет, Тандем, Свободная дрессировка, Аппортировка, Групповая дрессировка), Мелкие животные, Крупные животные, Хищные животные, Птицы.
Тема 2.6. Эквилибристика и фокусы

Разнообразие жанра эквилибристики: Ручной эквилибр, С першами и лестницами, На переходной лестнице, На вольностоящих лестницах, На канате, На шпрунг-канате, На тугой проволоке, На свободновисящей проволоке, На шарах, На катушках, Велофигуристы, Воздушная (На штейн-трапе, На канате).

Фокусы: иллюзия и манипуляция.
Тема 2.7. Не основные жанры и цирковые формы

Не основные жанры: вентрология, имитаторы, мнемотехника, живая счетная машина, роликобежцы, тарелки, дьяболо, лассо, обручи, стрелки.

Цирковые формы: пантомима, аппаратурные аттракционы, восточные игры, цирк на воде и цирк на льду.

Раздел 3.Историческое развитие циркового искусства и великие артисты

Тема 3.1. Историческое развитие циркового искусства

Истоки циркового искусства: зарождение цирковых жанров в Древнем Египте, в Древней Греции, в Древнем Риме, в Древнем Китае.
Развитие цирковых жанров в эпоху средневековья и возрождения: творчество средневековых гистрионов, элементы циркового искусства в средневековых фарсах, комедия Дель Арте.

Расцвет циркового искусства западной Европы 18в.: амфитеатр Филиппа Астлея /Англия/, Олимпийский цирк Франкони /Франция/.

Истоки и развитие циркового искусства на Руси: скоморохи на Руси, народные гулянья и балаганы на Руси, конные цирки в России в первой половине 19в. Цирк Чинизелли. Цирк Саламонского. Цирк братьев Никитиных.

Советское цирковое искусство: создание первых профессиональных цирковых организаций, советский цирк в период Великой Отечественной войны. ГУЦЭИ - история, выдающиеся педагоги и выпускники. Творчество Карандаша.

Россцирк нового времени: Московские цирки, Компания "Росгосцирк". . Цирковые фестивали, конкурсы, смотры.

Тема 3.2. Выдающиеся деятелей цирка и представители великих цирковых династий

Династия Дуровых основана более 145 лет назад Владимиром Леонидовичем Дуровым.

Династия Запашных – династия укротителей, вольтижеров, акробатов, гимнастов.

Кио – династия иллюзионистов. Основатель династии Эмиль Теодорович Кио (1894-1965).

Династия Филатовых и её основоположник – Иван Лазаревич Филатов (1873–1956) – дрессировщик хищных животных, а так же основатель системы зооцирков в СССР.

Кантемировы – династия наездников-джигитов.

Багдасаровы – династия укротителей тигров.

Знаменитые артисты цирка: Никулин, Юрий Владимирович, русский артист цирка и кино, клоун. Енгибаров, Леонид Георгиевич (1935–1972), цирковой актер, клоун-мим. Бичевская Ж.В., Варлей Н., Волжанский В.А., Гнеушев В.А., Игнатов С.М., Камбурова Е.А., Карандаш, Кирсанов В.И., Костюк Л.Л., Куклачев Ю.Д., Марчевский A., Минаев С., Песков А.В., Попов О.К., Хазанов Г.В., Шифрин Е.З., Шуйдин М.И. и другие.
1.6.3 ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ


№ п/п

Наименование темы

Кол-во

часов

Форма СР

Форма контроля выполнения СР
















1.

Специфические особенности циркового искусства

6

Составление терминологического словаря

Проверка словаря

2.

Неосновные жанры и цирковые формы

6

Рассмотреть современное состояние неосновных жанров и форм

коллоквиум

3.

Историческое развитие циркового искусства

6

Конспект по теме. Подбор литературы.

Проверка конспекта

4.

Выдающиеся деятелей цирка и представители великих цирковых династий

14

Рефераты

Чтение рефератов.



1.7 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕННДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.7.1 ТЕМАТИКА И ПЛАНЫ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Лисицына Т. Н., к п н., доцент кафедры английского языка и английской филологии (мггу)
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: Наумлюк М. В., кандидат филологических наук, доцент кафедры рялимп мггу
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания гоувпо мггу наумлюк...
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconМггу учебно-методический комплекс дисциплины
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconМггу учебно-методический комплекс дисциплины
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconМггу учебно-методический комплекс дисциплины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Антошина С. А., кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии мггу
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Рецензенты: Антошина С. А., кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии мггу
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью Французский, немецкий языки
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Авторы программы: Наумлюк М. В., кандидат филологических наук, доцент кафедры рялимп мггу
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины основы педагогической диагностики дн(М). В. 1
Рецензент: к п н., доц. Авдеева Н. А. (Сзф мгэи), к п н., проф. Манухин В. П.(Мггу)
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Программа предназначена для выполнения учебного плана бакалавров филологического образования
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Программа предназначена для выполнения учебного плана бакалавров филологического образования
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Дисциплина «Современный русский язык: фонетика» тесно связана с другими филологическими
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconМггу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор: Выдрин В. Б., доцент кафедры социально-культурной деятельности и народного художественного творчества
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: Наумлюк М. В., кандидат филологических наук, доцент кафедры рялиМП


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск