Скачать 0.77 Mb.
|
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Статус программы Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-9 класса соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования. Она составлена на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского (2010 год издания), рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. Уровень изучения учебного материала общеобразовательный. Программа является интегративным курсом, включающим в себя в единстве изобразительное искусство и художественный труд. Актуальность содержания программы вызвана принципиальным значением интеграции школьного образования в современную культуру. Программа направлена на помощь подростку при вхождении в современное информационное, социокультурное пространство, в котором сочетаются самые разнообразные явления массовой культуры, зачастую манипулирующие человеком, не осознающим силы и механизмов её воздействия на его духовный мир. Содержание программы обеспечит адаптацию школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры, а также понимание ими значения и основных механизмов воздействия искусства на человека и общество. Структура программы: Примерная рабочая программа включает пять разделов: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников; календарно-тематическое планирование по классам курса; перечень учебно-методического комплекса по классам; виды контроля согласно КТП и примерной программе по курсу Изобразительное искусство. Изучение изобразительного искусства в целом направлено на достижение следующих целей: • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально- эстетического восприятия действительности; • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна; • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта; • овладение практическими умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объёме ( с натуры, по памяти, представлению, воображению); • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности. Содержание программы для 5-9 класса направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Главной целью школьного образования является развитие школьника как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной деятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний, умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентированной, смысло-поисковой, рефлексивной. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы, собственную позицию по обсуждаемым вопросам, участвовать в дискуссиях по вопросам изобразительного и декоративного искусства. Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно- нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте, культурной полноценности в восприятии мира; культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Формированию познавательного интереса детей к предмету и искусству способствуют разнообразные типы уроков, формы и методы проведения занятий, которые соответствуют современным требованиям педагогики сотрудничества:
На занятиях происходит освоение учениками различных художественных материалов, а также художественных техник (аппликация, коллаж, лепка, витраж, бумагопластика, мозаика и др.). Основные принципы программы: 1 Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя изучение различных видов ДПИ, народного искусства - традиционного крестьянского и народных промыслов. 2 Принцип « от жизни через искусство к жизни», предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности по каждой теме. 3 Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы. 4 Принцип единства восприятия и созидания. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей. 5 Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта- условие постижения искусства (эмоциональная отзывчивость). Место предмета в базисном учебном плане. Программа «Изобразительное искусство. 5—9 классы», автор Б.М. Неменский, составлена в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени, отведенным на изучение предмета «Изобразительное искусство». Согласно Федеральному базисному учебному плану данная программа предусматривает следующий вариант организации процесса обучения: 5 кл – базовый уровень – предполагается обучение в объеме 35 часов, в неделю 1 час; 6 кл.- базовый уровень – предполагается обучение в объеме 35 часов, в неделю 1 час; 7 кл – базовый уровень – предполагается обучение в объеме 35 часов, в неделю 1 час; 8 кл – базовый уровень – предполагается обучение в объеме 16 часов, в неделю 1 час; (реализация программы только в 1 полугодии). 9 кл – базовый уровень – предполагается обучение в объеме 16 часов, в неделю 1 час; (реализация программы только в 1 полугодии). В процессе практической работы на уроках учащиеся должны: - умело пользоваться языком ДПИ, принципами декоративного обобщения; - уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);- умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов; - создавать художественно- декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи); - владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций. Обще-учебные умения, навыки и способы деятельности. Формирование художественных знаний, умений и навыков. Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса Учащиеся должны знать: - истоки и специфику образного языка ДПИ; - особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов – варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов); - значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки); - несколько народных художественных промыслов России. Учащиеся должны уметь: - пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, а также местные промыслы); - различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времён ( например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы 17 века); - различать по материалу, технике исполнения современные виды ДПИ (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т. д. ); - выявлять в произведениях ДПИ (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы, декора. Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса Учащиеся должны знать: - о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека; - о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи; - о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ; - основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве; - особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта; - основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива; - о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа. Учащиеся должны уметь: - пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники; - видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; - создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и воображению. Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса Учащиеся должны знать: - о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения; - о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве); - о роли иск5усства в создании памятников в честь больших исторических событий; - о роли художественной иллюстрации; - наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве. Учащиеся должны иметь представление: - об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника; - о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX в. Учащиеся должны: - получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению; - научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне; - развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности. Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса Учащиеся должны знать: - как анализировать произведения архитектуры и дизайна; - особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль; - основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства. Учащиеся должны уметь: - конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объеме); - работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды; - конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию; - создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве; - создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; - работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); - использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон, цветные пленки, краски, графические материалы (уголь, тушь, карандаш, мелки), материалы для работы в объеме (картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, деревянные и другие заготовки). Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в искусстве и жизни предполагает: - формирование эстетического вкуса учащихся, понимание ими роли синтетических визуальных искусств, развитие у них навыков создания пространственной, временной композиции и понимание ее принципов; - понимание сути и задач образной интерпретации явлений жизни в визуально-зрелищных искусствах; - формирование художественно-творческой активности. Учащиеся должны: - учиться анализировать работу художника, композицию, пластическое и образное содержание произведения; - развивать навыки создания собственных композиционных работ; - освоить элементарную азбуку фотографирования и операторскую грамоту; - усвоить принципы аргументированного подхода к анализу современных течений в изобразительном искусстве; - иметь первичные представления о творческом процессе. Учебно-тематический план 5класс
Учебно-тематический план 6класс
Учебно-тематический план 7класс
Учебно-тематический план 8класс
Учебно-тематический план 9класс
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов Активность участия. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность. Самостоятельность. Оригинальность суждений. Критерии и система оценки творческой работы Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание). Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы. Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося. Формы контроля уровня обученности Викторины Кроссворды Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ Тестирование Образовательные технологии, применяемые на уроках:
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Данная программа обеспечена учебниками для 5,6 класса общеобразовательных учреждений. ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:
|
Пояснительная записка Статус рабочей программы «Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-11 классы» (М.: Дрофа 2007 г) | Пояснительная записка. Статус рабочей программы «Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-11 классы» (М.: Дрофа 2007 г) | ||
Пояснительная записка. Статус программы Гоу впо «башкирская академия государственной службы и управления при президенте республики башкортостан» | Пояснительная записка Статус документа Статус документа. Настоящая программа по русскому языку для 6 класса создана на основе следующих нормативных актов и документов методического... | ||
Пояснительная записка Статус рабочей программы Обществознание. 7 класс: учебн для общеобразоват учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой.— М., 2006 | Пояснительная записка Статус рабочей программы «Английский нового тысячелетия»/ ”New Millennium English” для 10 -11 классов. Авторы: О. Л. Гроза, М. Л. Мичурина, Т. Н. Рыжкова,... | ||
Пояснительная записка Статус программы ... | Пояснительная записка Статус рабочей программы Рабочая тетрадь по курсу "Введение в обществознание" 8 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2008 год | ||
Пояснительная записка статус документа Рабочая программа по физике составлена на основе примерной общеобразовательной программы федерального компонента государственного... | Пояснительная записка Статус документа Мхк рекомендованной Министерством образования рф, программы по мхк автор-составитель Г. И. Данилова (Москва, Из-во Дрофа,2010) | ||
Пояснительная записка. Статус документа | Пояснительная записка Статус документа Программа. Литература. 9 класс// Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5- 11 классы. Под редакцией В. Я. Коровиной.... | ||
Пояснительная записка статус программы Программа по Истории Красноярского края составлена на основе краевого (национально-регионального) компонента государственного образовательного... | Пояснительная записка Статус программы Изучение информатики в 9 специальных (коррекционных) классах (кко) направлено на достижение тех же целей, что и в общеобразовательных... | ||
Пояснительная записка Статус маоу «Ушаровская сош» Статус маоу «Ушаровская сош» как образовательного учреждения предусматривает преемственность программ, методов и форм организации... | Пояснительная записка 8-й класс Статус рабочей программы Рабочая программа по английскому языку составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, примерной программы... |