Скачать 0.52 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. Астафьева» Кафедра педагогики СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Специальность 050104.65 «Безопасность жизнедеятельности» с дополнительной специальностью 050720 «Физическая культура» (очная форма обучения) КРАСНОЯРСК 2009 УМКД составлен в 2009 г. Составитель: к.п.н., старший преподаватель Сидорова Н.Е. Обсужден на заседании кафедры педагогики «__» _________ 2009 г. Заведующий кафедрой д.п.н., профессор В.А. Адольф одобрено научно-методическим советом «___» ____________ 2009 г. Председатель НМС ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА» С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050104.65 «Безопасность жизнедеятельности» с дополнительной специальностью 050720 «Физическая культура» на 20__/__ учебный год
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ Дополнения и изменения рабочей программы на 20__/__ учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения: 1. __________________________________________________________________ 2. __________________________________________________________________ 3. __________________________________________________________________ Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры педагогики «___» ___________ 20___г. Внесенные изменения утверждаю: Заведующий кафедрой Декан/Директор «___»___________ 20___г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Сравнительная педагогика» для студентов очной формы обучения по специальности 050104.65 «Безопасность жизнедеятельности» с дополнительной специальностью 050720 «Физическая культура» состоит из следующих элементов: Рабочей программы дисциплины, включающей в себя основное её содержание и учебные ресурсы: литературное обеспечение, мультимедиа и электронные ресурсы.
Поскольку в учебном плане по данной дисциплине не предусмотрено контрольных и курсовых работ, то они отсутствуют; при этом, предусмотрены учебным планом рефераты, перечень тем даётся в качестве учебного материала. Данная дисциплина ведётся только у студентов очной формы обучения, поэтому рабочая тетрадь, необходимая в обязательном порядке только для заочной формы обучения, также отсутствует. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА Курс дисциплины «Сравнительная педагогика» включен в базовую часть ОПД.В1 гуманитарного, социального и экономического цикла ООП. Программа курса ориентирована на теоретическую и практическую подготовку студентов в области психологии и педагогики по специальности 050104.65 «Безопасность жизнедеятельности» с дополнительной специальностью 050720 «Физическая культура». Введение Дисциплина «Сравнительная педагогика» изучается студентами специальности 050104.65 «Безопасность жизнедеятельности» с дополнительной специальностью 050720 «Физическая культура»на 3 курсе в 6 семестре. Программа курса определяет совокупность необходимых для профессиональной подготовки будущих специалистов знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть студент в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Студентам для успешной реализации профессиональной деятельности в будущем, необходимо в период получения специальности изучить основы психолого-педагогических дисциплин. Цель освоения дисциплины «Сравнительная педагогика»: расширение общекультурного и научного кругозора студентов, более глубокое осмысление ими актуальных педагогических проблем на основе изучения мировых и региональных тенденций развития образования. Основные задачи дисциплины: 1. Развитие интереса к использованию международного опыта. 2. Стимулирование поиска собственной позиции, своего педагогического мировоззрения с учётом зарубежного опыта и специфики педагогических традиций России. 3. Формирование представлений о состоянии, основных тенденциях и закономерностях развития образования в различных странах, соотношение всеобщих тенденций и национальной и региональной специфики, позитивных и негативных аспектах международного педагогического опыта, формах и способах взаимообогащения национальных культур. 4. Углубление знаний об особенностях и стратегических задачах обновления российского образования и интеграции России в мировое образовательное пространство. 5. Формирование взвешенного отношения к изучению и использованию зарубежного опыта, умения превносить удачные элементы зарубежного педагогического опыта в отечественную систему образования с учётом национальных особенностей российской школы и педагогики. 6. Ориентирование в процессах интернационализации разных сфер общественной жизни и своеобразии стоящих перед нашей страной социальных и культурных задач. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: - знать: 1) основные понятия и категории сравнительной педагогики, законы, закономерности развития её как науки; 2) состояние, основные тенденции и закономерности развития образования в различных странах, геополитических регионах и в глобальном масштабе; 3) позитивные и негативные аспекты международного педагогического опыта, формы и способы взаимообогащения национальных культур; 4) процессы интернационализации разных сфер общественной жизни и своеобразии стоящих перед страной социальных и культурных задач; 5) особенности и стратегические задачи обновления российского образования и интеграции России в мировое образовательное пространство; - уметь: 1) обобщать и сравнивать опыт обучения и воспитания в различных странах; 2) выделять положительные тенденции образования; 3) давать обоснования особенностям функционирования систем образования различных стран и регионов, сообразуясь с историческими и социально-экономическими условиями; 4) анализировать состояние и тенденции развития системы образования в РФ, основываясь на закономерностях развития образования в геополитическом регионе и в глобальном масштабе; 5) взвешенно относиться к использованию зарубежного опыта, возможности перенесения его на отечественную почву с учётом национальных особенностей и традиций российской школы и образования; 6) применять полученные знания и умения при решении профессиональных задач с целью адаптации чужого опыта; 7) отличать инновационность в обучении; 8) формулировать определения ключевых понятий, составлять структурно-логические схемы по теме, разделу, курсу, выполнять задания по алгоритму; 9) оформлять в виде рефератов, докладов учебный материал, участвовать в обсуждениях (дополнения, оппонирование, рецензирование, визуализация, критика и пр.; - владеть: 1) методикой сравнительного анализа различных образовательных систем, обоснования, объяснения специфики образовательных моделей и границ переноса опыта; 2) навыками научно-исследовательской работы по проблемам компаративистики. Технология процесса обучения по дисциплине «Сравнительная Педагогика» включает в себя прослушивание студентами курса лекций, работу на семинарских занятиях, выполнение заданий по самостоятельной работе. Усвоение содержания данной программы организуется с преобладанием форм и методов контекстного обучения, моделирующих предметно-технологическое и социальное содержание профессиональных, учебных и жизненных ситуаций: проблемных лекций, внеаудиторной самостоятельной работы студентов, итоговую проверку знаний, умений и навыков в виде зачета. СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА ДИСЦИПЛИНЫ Модуль 1. Сравнительная педагогика. Тема 1. Сравнительная педагогика в системе современного педагогического знания. Предмет сравнительной педагогики, цели и задачи. Научная и практическая значимость изучения международного педагогического опыта. Задачи сравнительной педагогики. Специфика сравнительной педагогики как науки. Междисциплинарный характер сравнительной педагогики. Связь сравнительной педагогики с общественными и педагогическими науками. Значение новых знаний, полученных сравнительной педагогической, для других научных дисциплин. Место сравнительной педагогики как учебной дисциплины в подготовке будущих учителей и системе повышения квалификации. Основные этапы становления и развития сравнительной педагогики. М.-А. Жюльен Парижский – «отец» сравнительной педагогики. К.Д. Ушинский о проблеме заимствования иностранного опыта в педагогике. Роль международных и национальных учреждений в развитии сравнительной педагогики. Тема 2. Методы сравнительно-педагогических исследований. Классификации методов исследования, применяемых сравнительной педагогикой. Место сравнительного метода в общем арсенале научного познания. Значение анализа количественных показателей. Взаимосвязь количественных и качественных показателей в объективных сопоставительных характеристиках. Соотношение общего, особенного и единичного в сравнительной педагогике. Сравнение как универсальный метод, открывающий «законы разнообразия». Тема 3. Роль ЮНЕСКО в развитии и распространении гуманистической педагогики. Значение образования и для общества и мира в целом в XXI веке. История создания ЮНЕСКО, её девиз. Важность образования – главная идея Устава ЮНЕСКО. Принципы и цели деятельности ЮНЕСКО. Развитие гуманистической концепции ЮНЕСКО. Значение общечеловеческих ценностей для гуманистической педагогики. Проблема отношений «учитель – ученик» с точки зрения педагогики ненасилия. Роль ЮНЕСКО в разработке концепции функционального обучения грамоте. Непрерывное образование — необходимое условие «функционирования» человека в современном обществе. Значение образования в формировании культуры мира. Соответствие целей, принципов, путей реформирования российского образования духу Устава и деятельности ЮНЕСКО. Тема 4. Тенденции развития образования в современном мире. Общая характеристика развития образования в начале ХXI века. Возрастание роли образования в экономическом и социальном развитии современного общества. Факторы, влияющие на образование. Особенность современного этапа развития в мире — переход к когнитивному обществу. Образование в условиях глобализации. Изменение целей образования в современном мире. Характеристика ключевых компетенций для XXI века. Сущностные характеристики концепции «непрерывного образования» (Life-long education). Основные элементы «обучения совместной жизни» в условиях интеграции и глобализации. Пути вхождения в новое информационное сообщество. Изменение целей воспитания. Общие для образовательных систем мирового сообщества проблемы. Основные тенденции образовательной политики в современном мире. Тенденции развития мировой педагогики и школы. Тема 5. Интеграция России в мировое образовательное пространство. Система образования России в условиях рыночных отношений и открытого общества. Основные тенденции развития образования в России в европейском контексте. Переосмысление роли, функций и задач обучения. Переход к многообразному и непрерывному образованию. Направления реформирования системы управления образованием: новые отношения между органами управления федерального, регионального и муниципального уровней. Позитивные тенденции в развитии содержания образования. Многоуровневая система профессионального образования. Проблемы интеграции российской высшей школы в Болонский процесс. Новые тенденции в подготовке учителей российской школы. Место педагогической технологии в современном педагогическом процессе. Проблемы компьютеризации школы. Информационные технологии – путь к обществу, основанному на знании. Международные исследования в образовании. Телекоммуникационные проекты в образовании. Международные стандарты эффективности деятельности образовательных систем (PISA). Участие России в международных проектах по оценке уровня знаний учащихся. Трудности адаптации и трансформации зарубежного опыта в российском образовании. Проблемы повышения конкурентоспособности системы образования России. Модуль 2. Системы образования в разных странах. Тема 6. Современные система образования ФРГ. Современная школьная система. Школьное законодательство и управление. Модернизация управленческого механизма. Расширение автономии школ. Организация внутришкольного управления в ФРГ. Тенденции развития современной школы. Типы учебных заведений средней ступени обучения. Особенности курсовой системы на старшей ступени гимназии. Новаторские и экспериментальные школы ФРГ. Усиление внимания к индивидуальным интересам и возможностям учащихся. Реализация идеи «внутренней дифференциации» через самостоятельность ученика. Особенности и достоинства профессионального образования Германии. Параллельное обучение в образовательном учреждении и на производстве в процессе ученичества. Переориентация подготовки специалистов с крупных предприятий на мелкие и средние. Тема 7. Опыт США: образец для подражания или рядовой пример? Основные принципы функционирования системы народного образования в США. Реформа американской школы к. 40 – н. 90-х гг. Проблемы школьной реформы США в 90-е гг. «Америка 2000: стратегия образования». Цели развития образования США в XXI в. Законодательная основа управления образованием в США. Повышение государственной и общественной активности в сфере образования. Усиление роли федеральных органов. Развитие системы дошкольного воспитания. Роль дошкольного образования в подготовке ребёнка к обучению в школе. Прагматизм – характерная особенность содержания общего образования в США. Проблема всеобщих национальных образовательных стандартов. Использование информационных технологий в американской школе. Индивидуальная направленность обучения. Интегрированные школы как пример решения расовых и этнических проблем. Служба «Гайденс» в средней школе. Поиск новой модели школьного образования в США. Улучшение качества образовательной системы в стране – приоритет стратегии власти. Научные исследования по созданию модели «эффективной школы». Школы-магниты с профильной спецификой – сочетание индивидуальных целей и общественных установок. Нравственное и гражданское воспитание учащихся. Система высшего образования. Дифференциация и индивидуализация обучения в американском колледже. Особенности педагогического образования в США. Переход к высшему образованию как единому типу подготовки учителей. Послеуниверситетский тренинг учителей. Условия труда американского учителя. Американская школа в оценке общественности. Семья и школа – партнёры. Тема 8. Опыт реформирования системы образования Франции. Правовое обеспечение процесса децентрализации управления образованием Франции в 70—80 гг. XX в. Роль общественности в управлении образованием. Тенденция автономизации учебных заведений во Франции. Современная школьная система Франции. Место школ негосударственного типа. Неполная средняя школа — единый общеобразовательный коллеж. Полное среднее образование и профессиональное образование — лицей. Центры профессионального обучения. Проблемы адаптации, интеграции и обучения детей этнических групп и иммигрантов во французских школах. Учительство во Франции: традиции и современность. Высшее образование во Франции как послесреднее образование. Подготовка специалистов на уровне техников (2 года обучения). Подготовка специалистов среднего звена через университетские технологические университеты. Собственно высшая школа во Франции: университеты и Большие школы (вузы). Особенности учебных программ: сочетание фундаментальных и практических курсов. Реформа педагогического образования. Изменения в подготовке учителя начальной школы и преподавателя средней школы. Порядок приёма и обучения в «нормальной» школе. Создание единого типа высшего педагогического учебного заведения -института по подготовке учителей. Тема 9. Традиционное и новое в системе образования Великобритании. Современная система среднего образования Великобритании. Государственный сектор: грамматическая, современная, техническая, объединённая школы. Частные и получастные школы. «Публичные» школы – питомники элиты. Место дошкольного воспитания в решении проблемы доступа к начальному и среднему образованию. Трудности введения образовательных стандартов. Службы информации и ориентации в сфере образования. Проблемы профессионально-технического обучения в Великобритании. Центры партнёрства бизнеса образования. Создание нового типа средней школы – городского технологического лицея – результат сотрудничества сфер образования и бизнеса. Система последующего и высшего образования. Типы британских университетов. Оксфорд и Кембридж. Правила приёма в университет. Экзамены и система оценок. Значение самостоятельной работы студентов в университетском обучении. Система сэндвич-курсов. Образование взрослых. «Открытый» университет. Место университетов в системе педагогического образования. Управление образованием. Роль местных органов управления. Курс на централизацию образования. Проблема изучения иностранных языков в Великобритании. Тема 10. Образование в Японии как важнейшее условие развития общества. Особенности реформирования системы образования Японии в послевоенные годы. Влияние американской школы на японскую систему образования. Образование в Японии как фактор экономического прогресса. Результаты исследовательской работы Общества сравнительной педагогики – стимулирующий фактор для развития японской системы образования. Реформа народного образования 80-90 гг. Смещение акцента от унификации образования к индивидуализации обучения. Введение новых учебных программ. Особенности организации учебного процесса в японской школе. Начальная, неполная, полная средняя школа. Воспитание – главная функция школы. Место национальных традиций в воспитании детей. Формирование навыков упорного труда. Особенности воспитания японской молодёжи в духе сотрудничества. Экзаменационная система, её достоинства и издержки. Место внеучебных частных курсов «дзюку» и подготовительных к вступительным экзаменам курсов «ёбико» в системе образования. Система профессионального образования: неполные средние, полные средние школы, младшие колледжи, университеты. Школы специальной подготовки, многопрофильные школы. Место технических колледжей в подготовке специалистов среднего звена. Соотношение и роль частных и государственных университетов в подготовке специалистов. Разработка концепции и создание инфраструктуры непрерывного образования в Японии. Престиж учительской профессии в японском обществе. |
Учебно-методический комплекс дисциплины Направление: 050700. 62 «Педагогика» Протокол согласования рабочей программы дисциплины «сравнительная педагогика» с другими дисциплинами направления «Педагогика» по... | Учебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология и сравнительная... Учебно–методический комплекс материалов по дисциплине опд. Ф. 06 «Зоопсихология и сравнительная психология» разработан в соответствии... | ||
Учебно-методический комплекс опд. Ф. 09. Сравнительная педагогика В процессе обучения студенты должны приобрести следующие знания, умения и навыки | Учебно-методический комплекс по модулю м б. 3 Сравнительная специальная педагогика Факультет Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 050703. 65... Пояснительная записка учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Детская литература» для студентов заочной формы обучения по... | Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения... | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса... | ||
Учебно-методический комплекс сравнительная типология немецкого и... С34 Сравнительная типология немецкого и русского языков: учебно-методический комплекс / А. А. Сибгатуллина – Елабуга: Изд-во егпу,... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Психология и педагогика» Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно методический комплекс дисциплины психология и педагогика Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины Педагогика начального образования: коррекционно-педагогические воздействия [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.:... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «психология и педагогика» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины зоопсихология и сравнительная психология Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования... |