Сравнительная педагогика учебно-методический комплекс дисциплины





НазваниеСравнительная педагогика учебно-методический комплекс дисциплины
страница1/3
Дата публикации14.03.2015
Размер0.52 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. Астафьева»
Кафедра педагогики

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ


Специальность 050104.65 «Безопасность жизнедеятельности» с дополнительной специальностью 050720 «Физическая культура»

(очная форма обучения)

КРАСНОЯРСК 2009

УМКД составлен в 2009 г. Составитель: к.п.н., старший преподаватель Сидорова Н.Е.

Обсужден на заседании кафедры педагогики «__» _________ 2009 г.
Заведующий кафедрой

д.п.н., профессор В.А. Адольф
одобрено научно-методическим советом

«___» ____________ 2009 г.
Председатель НМС

ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА» С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050104.65 «Безопасность жизнедеятельности» с дополнительной специальностью 050720 «Физическая культура»

на 20__/__ учебный год


Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедра

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.

Принятое решение (протокол, №, дата) кафедрой, разработавшей программу













ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
Дополнения и изменения рабочей программы на 20__/__ учебный год

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

1. __________________________________________________________________

2. __________________________________________________________________

3. __________________________________________________________________
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры педагогики «___» ___________ 20___г.

Внесенные изменения утверждаю:
Заведующий кафедрой
Декан/Директор
«___»___________ 20___г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Сравнительная педагогика» для студентов очной формы обучения по специальности 050104.65 «Безопасность жизнедеятельности» с дополнительной специальностью 050720 «Физическая культура» состоит из следующих элементов:

Рабочей программы дисциплины, включающей в себя основное её содержание и учебные ресурсы: литературное обеспечение, мультимедиа и электронные ресурсы.

  1. Методических рекомендаций для студентов, которые содержат советы и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины «Сравнительная педагогика».

  2. Банка контрольных заданий и вопросов по дисциплине «Сравнительная педагогика», который представлен различными тестами, логическими, проблемными задачами и упражнениями, что позволяет углубить и расширить теоретический материал по изучаемым темам. К каждой теме даны тестовые вопросы для проверки знаний студентов и для закрепления учебного материала.

  3. Вопросов к зачёту, который является итоговым контролем освоения студентом объема знаний умкний и навыков в области «Сравнительной педагогики».

  4. Тематики рефератов, которая отражает наиболее актуальные и значимые проблемы современного музейно-экскурсионной деятельности, и проверяет освоение вопросов рекомендованных для самостоятельного изучения студентом.

Поскольку в учебном плане по данной дисциплине не предусмотрено контрольных и курсовых работ, то они отсутствуют; при этом, предусмотрены учебным планом рефераты, перечень тем даётся в качестве учебного материала. Данная дисциплина ведётся только у студентов очной формы обучения, поэтому рабочая тетрадь, необходимая в обязательном порядке только для заочной формы обучения, также отсутствует.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА
Курс дисциплины «Сравнительная педагогика» включен в базовую часть ОПД.В1 гуманитарного, социального и экономического цикла ООП. Программа курса ориентирована на теоретическую и практическую подготовку студентов в области психологии и педагогики по специальности 050104.65 «Безопасность жизнедеятельности» с дополнительной специальностью 050720 «Физическая культура».

Введение

Дисциплина «Сравнительная педагогика» изучается студентами специальности 050104.65 «Безопасность жизнедеятельности» с дополнительной специальностью 050720 «Физическая культура»на 3 курсе в 6 семестре. Программа курса определяет совокупность необходимых для профессиональной подготовки будущих специалистов знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть студент в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

Студентам для успешной реализации профессиональной деятельности в будущем, необходимо в период получения специальности изучить основы психолого-педагогических дисциплин.
Цель освоения дисциплины «Сравнительная педагогика»: расширение общекультурного и научного кругозора студентов, более глубокое осмысление ими актуальных педагогических проблем на основе изучения мировых и региональных тенденций развития образования. 

Основные задачи дисциплины: 

1. Развитие интереса к использованию международного опыта. 

2. Стимулирование поиска собственной позиции, своего педагогического мировоззрения с учётом зарубежного опыта и специфики педагогических традиций России. 

3. Формирование представлений о состоянии, основных тенденциях и закономерностях развития образования в различных странах, соотношение всеобщих тенденций и национальной и региональной специфики, позитивных и негативных аспектах международного педагогического опыта, формах и способах взаимообогащения национальных культур. 

4. Углубление знаний об особенностях и стратегических задачах обновления российского образования и интеграции России в мировое образовательное пространство. 

5. Формирование взвешенного отношения к изучению и использованию зарубежного опыта, умения превносить удачные элементы зарубежного педагогического опыта в отечественную систему образования с учётом национальных особенностей российской школы и педагогики. 

6. Ориентирование в процессах интернационализации разных сфер общественной жизни и своеобразии стоящих перед нашей страной социальных и культурных задач.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен: 
- знать

1) основные понятия и категории сравнительной педагогики, законы, 
закономерности развития её как науки;

2) состояние, основные тенденции и закономерности развития образования в различных странах, геополитических регионах и в глобальном масштабе; 

3) позитивные и негативные аспекты международного педагогического опыта, формы и способы взаимообогащения национальных культур; 

4) процессы интернационализации разных сфер общественной жизни и своеобразии стоящих перед страной социальных и культурных задач; 

5) особенности и стратегические задачи обновления российского образования и интеграции России в мировое образовательное пространство; 

- уметь

1) обобщать и сравнивать опыт обучения и воспитания в различных странах;

2) выделять положительные тенденции образования; 

3) давать обоснования особенностям функционирования систем образования различных стран и регионов, сообразуясь с историческими и социально-экономическими условиями; 

4) анализировать состояние и тенденции развития системы образования в РФ, основываясь на закономерностях развития образования в геополитическом регионе и в глобальном масштабе; 

5) взвешенно относиться к использованию зарубежного опыта, возможности перенесения его на отечественную почву с учётом национальных особенностей и традиций российской школы и образования; 

6) применять полученные знания и умения при решении профессиональных задач с целью адаптации чужого опыта; 

7) отличать инновационность в обучении; 

8) формулировать определения ключевых понятий, составлять структурно-логические схемы по теме, разделу, курсу, выполнять задания по алгоритму;

9) оформлять в виде рефератов, докладов учебный материал, участвовать в обсуждениях (дополнения, оппонирование, рецензирование, визуализация, критика и пр.;

- владеть

1) методикой сравнительного анализа различных образовательных систем, обоснования, объяснения специфики образовательных моделей и границ переноса опыта; 

2) навыками научно-исследовательской работы по проблемам компаративистики.
Технология процесса обучения по дисциплине «Сравнительная Педагогика» включает в себя прослушивание студентами курса лекций, работу на семинарских занятиях, выполнение заданий по самостоятельной работе.

Усвоение содержания данной программы организуется с преобладанием форм и методов контекстного обучения, моделирующих предметно-технологическое и социальное содержание профессиональных, учебных и жизненных ситуаций: проблемных лекций, внеаудиторной самостоятельной работы студентов, итоговую проверку знаний, умений и навыков в виде зачета.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА ДИСЦИПЛИНЫ
Модуль 1. Сравнительная педагогика.

Тема 1. Сравнительная педагогика в системе современного педагогического знания.

Предмет сравнительной педагогики, цели и задачи. Научная и практическая значимость изучения международного педагогического опыта. Задачи сравнительной педагогики. Специфика сравнительной педагогики как науки. Междисциплинарный характер сравнительной педагогики. Связь сравнительной педагогики с общественными и педагогическими науками. Значение новых знаний, полученных сравнительной педагогической, для других научных дисциплин.

Место сравнительной педагогики как учебной дисциплины в подготовке будущих учителей и системе повышения квалификации. 
Основные этапы становления и развития сравнительной педагогики. М.-А. Жюльен Парижский – «отец» сравнительной педагогики. К.Д. Ушинский о проблеме заимствования иностранного опыта в педагогике. Роль международных и национальных учреждений в развитии сравнительной педагогики.

Тема 2. Методы сравнительно-педагогических исследований.

Классификации методов исследования, применяемых сравнительной педагогикой. Место сравнительного метода в общем арсенале научного познания. Значение анализа количественных показателей. Взаимосвязь количественных и качественных показателей в объективных сопоставительных характеристиках. Соотношение общего, особенного и единичного в сравнительной педагогике. Сравнение как универсальный метод, открывающий «законы разнообразия». 

Тема 3. Роль ЮНЕСКО в развитии и распространении гуманистической педагогики.

Значение образования и для общества и мира в целом в XXI веке. История создания ЮНЕСКО, её девиз. Важность образования – главная идея Устава ЮНЕСКО. Принципы и цели деятельности ЮНЕСКО. 
Развитие гуманистической концепции ЮНЕСКО. Значение общечеловеческих ценностей для гуманистической педагогики. Проблема отношений «учитель – ученик» с точки зрения педагогики ненасилия. 
Роль ЮНЕСКО в разработке концепции функционального обучения грамоте. Непрерывное образование — необходимое условие «функционирования» человека в современном обществе. Значение образования в формировании культуры мира. 

Соответствие целей, принципов, путей реформирования российского образования духу Устава и деятельности ЮНЕСКО. 

Тема 4. Тенденции развития образования в современном мире.

Общая характеристика развития образования в начале ХXI века. Возрастание роли образования в экономическом и социальном развитии современного общества. Факторы, влияющие на образование. Особенность современного этапа развития в мире — переход к когнитивному обществу. Образование в условиях глобализации. Изменение целей образования в современном мире. Характеристика ключевых компетенций для XXI века. Сущностные характеристики концепции «непрерывного образования» (Life-long education). Основные элементы «обучения совместной жизни» в условиях интеграции и глобализации. Пути вхождения в новое информационное сообщество. Изменение целей воспитания.

Общие для образовательных систем мирового сообщества проблемы. Основные тенденции образовательной политики в современном мире. Тенденции развития мировой педагогики и школы.

Тема 5. Интеграция России в мировое образовательное пространство.

Система образования России в условиях рыночных отношений и открытого общества. Основные тенденции развития образования в России в европейском контексте. Переосмысление роли, функций и задач обучения. Переход к многообразному и непрерывному образованию. Направления реформирования системы управления образованием: новые отношения между органами управления федерального, регионального и муниципального уровней. Позитивные тенденции в развитии содержания образования. Многоуровневая система профессионального образования. Проблемы интеграции российской высшей школы в Болонский процесс. Новые тенденции в подготовке учителей российской школы. 

Место педагогической технологии в современном педагогическом процессе. Проблемы компьютеризации школы. Информационные технологии – путь к обществу, основанному на знании. 

Международные исследования в образовании. Телекоммуникационные проекты в образовании. Международные стандарты эффективности деятельности образовательных систем (PISA). Участие России в международных проектах по оценке уровня знаний учащихся. Трудности адаптации и трансформации зарубежного опыта в российском образовании. Проблемы повышения конкурентоспособности системы образования России.

Модуль 2. Системы образования в разных странах.

Тема 6. Современные система образования ФРГ.

Современная школьная система. Школьное законодательство и управление. Модернизация управленческого механизма. Расширение автономии школ. Организация внутришкольного управления в ФРГ. Тенденции развития современной школы. Типы учебных заведений средней ступени обучения. Особенности курсовой системы на старшей ступени гимназии. Новаторские и экспериментальные школы ФРГ. Усиление внимания к индивидуальным интересам и возможностям учащихся. Реализация идеи «внутренней дифференциации» через самостоятельность ученика.

Особенности и достоинства профессионального образования Германии. Параллельное обучение в образовательном учреждении и на производстве в процессе ученичества. Переориентация подготовки специалистов с крупных предприятий на мелкие и средние.

Тема 7. Опыт США: образец для подражания или рядовой пример?

Основные принципы функционирования системы народного образования в США. Реформа американской школы к. 40 – н. 90-х гг. Проблемы школьной реформы США в 90-е гг. «Америка 2000: стратегия образования». Цели развития образования США в XXI в.

Законодательная основа управления образованием в США. Повышение государственной и общественной активности в сфере образования. Усиление роли федеральных органов.

Развитие системы дошкольного воспитания. Роль дошкольного образования в подготовке ребёнка к обучению в школе. Прагматизм – характерная особенность содержания общего образования в США. Проблема всеобщих национальных образовательных стандартов. Использование информационных технологий в американской школе. Индивидуальная направленность обучения. Интегрированные школы как пример решения расовых и этнических проблем. Служба «Гайденс» в средней школе. Поиск новой модели школьного образования в США. Улучшение качества образовательной системы в стране – приоритет стратегии власти. Научные исследования по созданию модели «эффективной школы». Школы-магниты с профильной спецификой – сочетание индивидуальных целей и общественных установок. Нравственное и гражданское воспитание учащихся.

Система высшего образования. Дифференциация и индивидуализация обучения в американском колледже. Особенности педагогического образования в США. Переход к высшему образованию как единому типу подготовки учителей. Послеуниверситетский тренинг учителей. Условия труда американского учителя. Американская школа в оценке общественности. Семья и школа – партнёры.

Тема 8. Опыт реформирования системы образования Франции.

Правовое обеспечение процесса децентрализации управления образованием Франции в 70—80 гг. XX в. Роль общественности в управлении образованием. Тенденция автономизации учебных заведений во Франции.

Современная школьная система Франции. Место школ негосударственного типа. Неполная средняя школа — единый общеобразовательный коллеж. Полное среднее образование и профессиональное образование — лицей. Центры профессионального обучения. Проблемы адаптации, интеграции и обучения детей этнических групп и иммигрантов во французских школах. Учительство во Франции: традиции и современность.

Высшее образование во Франции как послесреднее образование. Подготовка специалистов на уровне техников (2 года обучения). Подготовка специалистов среднего звена через университетские технологические университеты. Собственно высшая школа во Франции: университеты и Большие школы (вузы). Особенности учебных программ: сочетание фундаментальных и практических курсов.

Реформа педагогического образования. Изменения в подготовке учителя начальной школы и преподавателя средней школы. Порядок приёма и обучения в «нормальной» школе. Создание единого типа высшего педагогического учебного заведения -института по подготовке учителей.

Тема 9. Традиционное и новое в системе образования Великобритании.

Современная система среднего образования Великобритании. Государственный сектор: грамматическая, современная, техническая, объединённая школы. Частные и получастные школы. «Публичные» школы – питомники элиты. Место дошкольного воспитания в решении проблемы доступа к начальному и среднему образованию. Трудности введения образовательных стандартов.

Службы информации и ориентации в сфере образования. Проблемы профессионально-технического обучения в Великобритании. Центры партнёрства бизнеса образования. Создание нового типа средней школы – городского технологического лицея – результат сотрудничества сфер образования и бизнеса.

Система последующего и высшего образования. Типы британских университетов. Оксфорд и Кембридж. Правила приёма в университет. Экзамены и система оценок. Значение самостоятельной работы студентов в университетском обучении. Система сэндвич-курсов. Образование взрослых. «Открытый» университет. Место университетов в системе педагогического образования.

Управление образованием. Роль местных органов управления. Курс на централизацию образования. Проблема изучения иностранных языков в Великобритании.

Тема 10. Образование в Японии как важнейшее условие развития общества.

Особенности реформирования системы образования Японии в послевоенные годы. Влияние американской школы на японскую систему образования. Образование в Японии как фактор экономического прогресса. Результаты исследовательской работы Общества сравнительной педагогики – стимулирующий фактор для развития японской системы образования.

Реформа народного образования 80-90 гг. Смещение акцента от унификации образования к индивидуализации обучения. Введение новых учебных программ.

Особенности организации учебного процесса в японской школе. Начальная, неполная, полная средняя школа. Воспитание – главная функция школы. Место национальных традиций в воспитании детей. Формирование навыков упорного труда. Особенности воспитания японской молодёжи в духе сотрудничества. Экзаменационная система, её достоинства и издержки. Место внеучебных частных курсов «дзюку» и подготовительных к вступительным экзаменам курсов «ёбико» в системе образования.

Система профессионального образования: неполные средние, полные средние школы, младшие колледжи, университеты. Школы специальной подготовки, многопрофильные школы. Место технических колледжей в подготовке специалистов среднего звена. Соотношение и роль частных и государственных университетов в подготовке специалистов. Разработка концепции и создание инфраструктуры непрерывного образования в Японии. Престиж учительской профессии в японском обществе.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сравнительная педагогика учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины Направление: 050700. 62 «Педагогика»
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «сравнительная педагогика» с другими дисциплинами направления «Педагогика» по...
Сравнительная педагогика учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология и сравнительная...
Учебно–методический комплекс материалов по дисциплине опд. Ф. 06 «Зоопсихология и сравнительная психология» разработан в соответствии...
Сравнительная педагогика учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс опд. Ф. 09. Сравнительная педагогика
В процессе обучения студенты должны приобрести следующие знания, умения и навыки
Сравнительная педагогика учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс по модулю м б. 3 Сравнительная специальная педагогика Факультет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Сравнительная педагогика учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 050703. 65...
Пояснительная записка учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Детская литература» для студентов заочной формы обучения по...
Сравнительная педагогика учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Сравнительная педагогика учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Сравнительная педагогика учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Сравнительная педагогика учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Сравнительная педагогика учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...
Сравнительная педагогика учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс сравнительная типология немецкого и...
С34 Сравнительная типология немецкого и русского языков: учебно-методический комплекс / А. А. Сибгатуллина – Елабуга: Изд-во егпу,...
Сравнительная педагогика учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Психология и педагогика»
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Сравнительная педагогика учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно методический комплекс дисциплины психология и педагогика
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Сравнительная педагогика учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Педагогика начального образования: коррекционно-педагогические воздействия [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.:...
Сравнительная педагогика учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «психология и педагогика»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Сравнительная педагогика учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины зоопсихология и сравнительная психология
Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск