Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Верейская средняя общеобразовательная школа №1 Утверждаю
Директор МБОУ Верейской
средней общеобразовательной школы №1
_____________С.Д. Осипова
«____»________________2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по мировой художественной культуре для 6 класса
(Базовый уровень)
Составитель Барчей Олеся Вячеславовна,
учитель МХК
Пояснительная записка
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 6 класса разработана на основе авторской программы под редакцией Даниловой Галины Ивановны «Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных учреждений. 5—11 кл. / сост. Г. И. Данилова. — 6-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2011.»
Программа выбрана с учетом интересов и потребностей обучающихся и их родителей, направлена на реализацию целей и задач школы по обучению и воспитанию обучающихся 2 ступени.
В соответствии с учебным планом школы на 2012-2013 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Тип программы: программа изучения МХК на базовом уровне.
Реализация учебной программы обеспечивается учебным пособием «Г.И. Данилова: Мировая художественная культура: Вечные образы искусства. Библия. 6 класс. – М.: Дрофа, 2011», включенным в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012-2013 учебный год.
Форма организации учебных занятий: классно-урочная система. Цели и задачи учебного предмета МХК Образовательные цели и задачи курса:
изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;
формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;
осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
освоение основных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.
Воспитательные цели и задачи курса:
— помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.
Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе конкретно-чувственного восприятия произведения искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. К наиболее приоритетным следует отнести концертно-исполнительскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся.
Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся. Требования к результатам обучения и воспитания:
Личностные:
формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах бытия искусства;
развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство;
накопление разнообразного и неповторимого опыта эстетического переживания;
формирование творческого отношения к проблемам;
развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности;
подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Метапредметные:
формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством;
выявление причинно-следственных связей;
поиск аналогов в бытии и динамике развития искусства;
развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения;
формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений;
применение методов познания через художественный образ;
использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации;
определение целей и задач учебной деятельности;
выбор средств реализации целей и задач в их применении на практике;
самостоятельная оценка достигнутых результатов.
По предмету:
наблюдение (восприятие) объектов и явлений искусства;
восприятие смысла (концепции, специфики) художественного образа, произведения искусства;
осознание места и роли искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;
усвоение системы общечеловеческих ценностей; ориентация в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности; понимание условностей языка искусства;
различение изученных видов и жанров искусств, определение зависимости художественной формы от цели творческого замысла;
классификация изученных объектов и явлений культуры, структурирование изученного материала, информации, полученной из разных источников;
осознание ценности и места отечественного искусства; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа;
уважение и осознание ценности культуры другого народа, освоение ее духовного потенциала;
формирование коммуникативной, информационной компетентности; описание явлений искусства с использованием специальной терминологии; высказывание собственного мнения о достоинствах произведений искусства; овладение культурой устной и письменной речи;
развитие индивидуального художественного вкуса; расширение своего эстетического кругозора;
умение видеть свои ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности; освоение диалоговых форм общения с произведениями искусства;
реализация своего творческого потенциала; использование различных художественных материалов и выразительных средств искусства в своем творчестве.
Сведения о планируемом уровне подготовки обучающихся В результате изучения курса МХК в 6 классе обучающиеся должны
знать/понимать:
- библейские сюжеты как источник образов мирового искусства,
- историческую основу и структуру Библии,
- значение Библии как основы духовной и нравственной жизни человека и мировой культуры,
- виды и жанры искусства, их особенности;
уметь:
- узнавать героев библейских сюжетов в произведениях мирового искусства,
- сопоставлять сюжеты и героев для выявления нравственного смысла,
- проводить параллели с сюжетами и героями древнегреческих мифов и русского фольклора,
- различать способы изображения и выражения в различных видах искусства.
II. Содержание учебного материала
Раздел программы
| Содержание ФКГОС
| Кол-во часов
| I. Сюжеты и образы Ветхого Завета
| I. Сюжеты и образы Ветхого Завета
Сотворение мира.
| Создание жизни — главное творение Бога. Символическое понятие Рая. Микеланджело «Отделение света от тьмы» — роспись свода Сикстинской капеллы в Ватикане. Начало творения мира и его символический смысл. Борьба Саваофа с хаосом, мраком и неподвижностью материи. Фреска Микеланджело «Сотворение светил» и картина Я. Тинторетто «Сотворение животных». Величественная картина сотворения мира в поэме Д. Мильтона «Потерянный рай». Оратория И. Гайдна «Сотворение мира» — восторженный гимн жизни и Человеку. Фрагмент «Сотворение мира» из художественного фильма «Библия в начале» (1966) режиссера Д. Хьюстона, особенности интерпретации сюжета.
| 1
| Жизнь первых людей на Земле.
| «Сотворение Адама» — фреска Микеланджело в Сикстинской капелле. Сопоставление фрески с картинами У. Блейка («Сотворение Адама») и М. Шагала («Сотворение человека»). Фреска Микеланджело «Сотворение Евы», ее аллегорический смысл. Сила человеческих чувств и красота любви в картинах А.Дюрера «Адам» и «Ева». Картины В. Васнецова «Блаженство Рая» и «Искушение Евы змием» во Владимирском соборе Киева. Сюжет грехопадения первых людей и его поучительный смысл. Фреска Микеланджело «Грехопадение и изгнание из рая». Фреска Мазаччо «Изгнание Адама и Евы из рая», трагический драматизм, безысходное отчаяние и стыд первых людей. Отражение библейской легенды о жизни первых людей в поэме Д. Мильтона «Потерянный рай». Противоречия жизни и смерти, добра и зла, «божьего» и «дьявольского» в музыке А. Петрова к балету «Сотворение мира». Фрагмент «Адам и Ева» из художественного фильма «Библия в начале» (1966) режиссера Д. Хьюстона, особенности интерпретации сюжета.
| 1
| Каин и Авель.
| Легенда об Авеле и Каине — преступление против кротости и смирения, ее поучительный нравственный смысл. Фреска Феофана Грека «Праотец Авель». Скульптурная группа Д. Дюпре «Каин» и «Авель». Картины Тициана и А. П. Лосенко «Каин» и «Авель» — символическое воплощение сюжета. Поэтическая интерпретация сюжета в поэме Д.Байрона «Каин». Каин — бунтарь, усомнившийся в величии Бога. Стихотворение В. А. Жуковского «Братоубийца», выраженная в нем идея вечного наказания Каина. Фрагмент «Каин и Авель» из художественного фильма «Библия в начале» (1966) режиссера Д. Хьюстона, особенности интерпретации сюжета.
| 1
| Всемирный потоп.
| Легенда о Всемирном потопе и ее символическое звучание. Картина Я. Бассано «Вход животных в Ноев ковчег», оживленная атмосфера происходящего, многофигурность и сложность композиции. Фреска Микеланджело «Потоп» в Сикстинской капелле Ватикана — художественный образ всемирной катастрофы. Сопоставление фрески Микеланджело с картиной Ф. Бруни «Всемирный потоп». Мозаика «Ной выпускает голубя из ковчега» в соборе Сан-Марко в Венеции. Фрагмент «Ной и Великий потоп» в художественном фильме «Библия в начале» (1966) режиссера Д. Хьюстона, особенности интерпретации сюжета.
| 1
| Легенда о Вавилонской башне.
| Легенда о Вавилонском столпотворении, ее глубокий поучительный смысл. «Вавилонская башня» П. Брейгеля — наглядный урок людской глупости, человеческой гордыне и греховной самонадеянности. Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении С. Надсона «Вавилон». Стихотворение поэта как символическое напоминание о грядущем возмездии для человечества. Смысл и происхождение устойчивых сочетаний «вавилонское столпотворение» и «смешение языков».
| 1
| Ветхозаветная Троица и призвание Авраама.
| Миссия праведного Авраама — сохранить для человека истинную веру в Бога. Явление Бога Аврааму в виде трех странников, глубокий нравственный смысл этой встречи. Сюжет Ветхозаветной Троицы в древнерусской живописи. Фреска Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде. «Троица» Андрея Рублева — глубочайшее по мысли и силе мастерства художественное произведение. Отход автора от византийских и греческих канонов изображения сюжета. «Троица» Андрея Рублева — художественный образ единства, жертвенной любви и добра. Сопоставление произведений Феофана Грека и Андрея Рублева с иконой С. Ушакова «Святая Троица».
| 1
| Жертвоприношение Авраама.
| Картина Тициана «Жертвоприношение Авраама». Немое противоборство, негодующий вызов небесам потребовавшим слишком дорогую жертву во имя любви к Богу.«Жертвоприношение Авраама» Рембрандта. Напряженность и драматизм происходящего, переданные различными художественными средствами. Особенности трактовки сюжета в картине А. П. Лосенко «Жертвоприношение Авраама». Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении И. Бродского «Исаак и Авраам» (диалогичность повествования). Символический смысл поэтических образов ярко горящей во мраке свечи, «немого войска туч, ползущих по небу». Фрагмент «Жертвоприношение Авраама» в художественном фильме «Библия в начале» (1966) режиссера Д. Хьюстона, особенности трактовки сюжета.
| 1
| Чудесный сон Иакова.
| Сюжет «Благословения Иакова» в картине Рембрандта, таинственность происходящего события. Видение Иакову таинственной лестницы, соединяющей землю и небо. Картины Д. Фетти и X. Риберы «Сон Иакова» как чудесное воплощение божественного предсказания дальнейшей судьбы иудейского народа. Картина Э. Делакруа «Иаков, борющийся с ангелом». Неистовое упорство небесного посланника и бесстрастное спокойствие Иакова — избранника Бога. Иаков и Рахиль в картине П. Веккио, особенности интерпретации образов. Стихотворение А. Ахматовой «Рахиль» из цикла «Библейские стихи».
| 1
| Иосиф и его братья.
| Иосиф — любимый сын Иакова, основные эпизоды его жизни. Иосиф и его братья, продажа в рабство. Картина К. Д. Флавицкого «Дети Иакова продают своего брата Иосифа». Жестокость и коварство братьев, покорность Иосифа превратностям судьбы. Сопоставление с картиной С. Бурдона «Продажа Иосифа в рабство». Дальнейшая судьба Иосифа в Египте. Особый дар провидения, снискавший расположение египетского фараона. Великодушие Иосифа, сумевшего простить коварных братьев и вернуться в родительский дом. Т. Манн «Иосиф и его братья».
| 1
| Мечты о Земле Обетованной.
| Избранность Моисея Богом. Сюжет его чудесного спасения в картине П. Веронезе «Нахождение Моисея». Легенда о горящем терновом кусте и ее иносказательный смысл. Картина Д. Фетти «Моисей перед пылающим кустом» и переданное в ней божественное предсказание об избавлении израильского народа от страданий и горя. Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении К. М. Фофанова «Неопалимая Купина». Переход израильтян через Чермное (Красное) море. Стихотворение А. Апухтина «Когда Израиля в пустыне враг настиг...». «Сбор манны в пустыне» — картина Н. Пуссена. Картина Н. Пуссена «Моисей, источающий воду из скалы» — рассказ художника о страданиях людей на пути к Земле Обетованной.
| 1
| Скрижали Моисея.
| Сюжет «Поклонения золотому тельцу» в картине Н. Пуссена. Десять заповедей Моисея, их общечеловеческий и нравственный смысл. «Моисей со скрижалями законов» в картине Рембрандта. Испытание слабых и неверных людей ядовитыми змеями в картине Ф. Бруни «Медный змий». Образ библейского пророка в скульптуре Микеланджело «Моисей». История создания образа. Сопоставление со скульптурой С. Эрьзи «Моисей» и картиной М. Врубеля в Кирилловской церкви Киева. Поэтическое воплощение образа в стихотворении В. Я. Брюсова «Моисей». Фрагменты художественного фильма «Моисей», особенности интерпретации сюжета
| 1
| Самсон, раздирающий пасть льва.
| Богатырь Самсон — судья израильского народа. Гравюра А.Дюрера «Самсон убивает льва»: необыкновенная, сверхъестественная сила героя. Скульптурная группа М. Козловского «Самсон, раздирающий пасть льва» в Большом каскаде фонтанов Петергофа. История создания; А. С. Пушкин о скульптурном памятнике. Самсон и Далила. Воплощение сюжета в картинах А. Мантеньи «Самсон и Далила» и Рембрандта «Ослепление Самсона». Мужественная гибель героя в стихотворении Н. Языкова «Самсон». Музыка К. Сен-Санса к опере «Самсон и Далила». Фрагменты художественного фильма «Самсон».
| 1
| Саул — царь Израиля и Давид.
| Великая миссия Саула — первого израильского царя. Давид — его достойный преемник. Картина Рембрандта «Давид перед Саулом». Противостояние героев. Поединок Давида и Голиафа, его глубокий поучительный смысл. Скульптура Донателло «Давид». Образ Давида в скульптуре Микеланджело — нравственный эталон эпохи Возрождения, гимн духовному величию человека. История создания произведения. Сравнение со скульптурой Л. Бернини «Давид», их отличительные особенности.Фрагменты из художественного фильма «Царь-Давид» (1985) режиссера Б. Бересфорда, особенности интерпретации сюжета.
| 1
| Псалмопевец Давид.
| Особый поэтический дар Давида. «Книга псалмов», ее художественное своеобразие и особая популярность на Руси. Музыкальные интерпретации псалмов Давида в творчестве М. Березовского. Концерт «Не отверже мене во время старости» и выраженное в нем сокровенное желание человека достойно закончить свой земной путь.
Стихотворение К. Романова «Псалмопевец Давид». Легенда о Давиде и Ионафане как символ истинной дружбы и верности. Картина Рембрандта «Давид и Ионафан». Царь Давид и красавица Вирсавия. Картина К. Брюллова «Вирсавия». Драматический характер их первой встречи. Картина Рембрандта «Давид и Урия». Фрагменты из фильма «Царь Давид» (1985) режиссера Б. Бересфорда.
| 1
| Мудрость царя Соломона.
| Избрание Соломона царем Израиля. «Песнь песней» царя Соломона — непревзойденное по красоте и поэтичности произведение. Понятие о жанре притчи. Притча о двух матерях («Соломоново решение») в картине Н.Пуссена «Суд Соломона». Надежда на справедливое разрешение конфликта в картине Н. Ге «Суд царя Соломона». Легенда о строительстве храма в Иерусалиме, пышность и богатство его внешнего и внутреннего убранства. Фрагменты из повести А. И. Куприна «Суламифь». Соломон и царица Савская. Фреска «Приезд царицы Савской к царю Соломону» Пьеро делла Франчески.
| 1
| II.Сюжеты и образы Нового Завета
| Сюжеты и образы Нового Завета
Рождение и юность Марии.
| Детство и юность Марии. Картина Ф. Сурбарана «Отрочество Марии». Картина Жоржа де ла Тура «Воспитание Богоматери». Картина Жоржа де ла Тура «Плотник Иосиф». Духовная близость членов святого семейства. Сюжет «Обручение Марии» в картине Рафаэля. Торжественность и значительность происходящего события, переданные в образах очаровательной Марии и ее избранника Иосифа. Роль пейзажа и композиции в раскрытии сюжета.
| 1
| Благая Весть.
| Евангелие от Луки и апокрифы — основной источник воплощения сюжета Благовещения в произведениях искусства. Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении М. Кузмина « Благовещение». Древнерусская икона «Устюжское Благовещение».«Благовещение» Фра Беато Анджелико. Элементы реалистической природы, перенесенные в мир божественный. «Благовещение» (Уффици) и «Благовещение» (Лувр) Леонардо да Винчи. Праздник Благовещения на Руси. Роман И. С. Шмелева «Лето Господне».
| 1
| Чудесное рождение Христа.
| Византийский канон сюжета и его развитие в произведениях древнерусской живописи. Икона «Рождество Христово» (круг художников Андрея Рублева), воплотившая дух торжественной и величавой тайны, высокой значимости происходящего. Поэтическое воплощение сюжета в стихотворении Б.Л.Пастернака «Рождественская звезда». Праздник Рождества Христова на Руси. Роман И. С. Шмелева «Лето Господне. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт «Небо и земля» Р. Дегтярева, «Христос рождается» Д. Аллеманова, «Слава в вышних Богу» Д. Бортнянского, «Рождественский концерт» В. Титова.
| 1
| Поклонение волхвов.
| Особенности трактовки сюжета «Поклонения волхвов» в произведениях мирового искусства. Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении И. Бродского «Рождественская звезда».
Картина «Поклонение волхвов» С. Боттичелли. Библейский сюжет как повод прославления семьи Медичи. Многолюдность празднества, особенности колорита, мастерство композиции. Картина «Поклонение волхвов» Леонардо да Винчи. Монументальность и значительность композиции, достигнутые на основе научных исследований автора. Картина «Поклонение пастухов» Эль Греко. Трактовка сцены как волшебного видения.
| 1
| Образы Сретения.
| Принесение первенца в Иерусалимский храм и знаменательная встреча с благочестивым старцем Симеоном. Символическое звучание сцены как «встречи» уходящего века с миром новым. Сюжет Сретения в древнерусской живописи. Новгородская икона «Сретение» и переданная в ней торжественность происходящего. Символическое звучание темы Сретения во фреске Джотто «Принесение во храм». Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении И. Бродского «Сретение». Духовное песнопение праведника Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши...», символизирующее встречу старого и нового миров.
| 1
| Бегство в Египет.
| Перепись в Вифлееме и неудавшаяся попытка Ирода погубить младенца Христа. Картина П. Брейгеля «Перепись в Вифлееме». Особенность изображения Марии и Иосифа. Фреска Джотто «Избиение младенцев». Картина П. Брейгеля «Избиение младенцев в Вифлееме». Фреска Джотто «Бегство в Египет». Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворениях В. Ходасевича «Вечер» и И. Бунина «Бегство в Египет».
| 1
| Проповедь Иоанна Крестителя.
| Основные вехи жизни Иоанна Крестителя: рождение, детство, годы скитаний и проповедническая деятельность. Картина Караваджо «Иоанн Креститель» и ее символическое звучание. Аскетический образ жизни и мир духовных поисков, нашедший отражение в картине Г. Синт Янса «Иоанн Креститель в пустыне». Картина П. Брейгеля «Проповедь Иоанна Крестителя», необычность представленного в ней сюжета. Картина А. Иванова «Явление Христа народу» («Явление Мессии»). Трагизм дальнейшей судьбы Иоанна Крестителя. Роковая роль Ирода и Саломеи в жизни пророка. Картина Лукаса Кранаха Старшего «Саломея» и ее символическое звучание.
| 1
| Образы Крещения.
| Христианский канон Крещения в произведениях мирового искусства и его поэтическое воплощение в стихотворении С. Полоцкого. Древнерусская икона «Крещение» из Кашинского иконостаса. Живописное воплощение сюжета в эпоху Возрождения. Картина «Крещение Христа» Пьеро делла Франчески. Торжественность и значительность события в картине Эль Греко «Крещение Иисуса». Праздник Крещения на Руси и его отражение в картине Б. Кустодиева и романе И. С. Шмелева «Лето Господне». Стихия народного праздника, воплощенная в этих произведениях. Духовная музыка композитора В. Титова «Днесь Христос на Иордан прииде креститеся».
| 1
| Творимые чудеса.
| Сюжет искушения Христа в пустыне дьяволом и его поэтическая интерпретация в стихотворении А. А. Фета «Когда Божественный бежал людских речей...». Картина Дуччо «Искушение Христа» и ее символическое звучание. Картина И. Н. Крамского «Христос в пустыне», история ее создания. Брак в Кане Галилейской — первое божественное проявление чудодейственной силы. «Брак в Кане» Джотто и П. Веронезе. Картина Рафаэля «Чудесный улов». Картина И. Е. Репина «Воскрешение дочери Иаира». Поэтическое воплощение сюжета в стихотворении И. Анненского «Дочь Иаира». Фреска Мазаччо «Чудо со статиром».
| 1
| Нагорная проповедь.
| Начало проповеднической деятельности Христа и избрание двенадцати учеников-апостолов. Фреска Д. Гирландайо «Призвание апостолов Петра и Андрея». Нагорная проповедь Иисуса — центр христианского учения. Отражение в ней заповедей блаженства, любви к ближнему и необходимости совершения добрых дел. Глубокий поучительный смысл Нагорной проповеди, ее общечеловеческое значение. Знаменательная встреча Христа с фарисеем Никодимом. Картина Н. Н. Ге «Христос и Никодим», глубокий психологизм конфликта, мастерство в передаче внутреннего мира героев.
Сюжет «Преображения» Иисуса Христа в картине Рафаэля.
| 1
| Притчи Христа.
| Развитие понятия о жанре притчи. Евангельские притчи Христа, их основное содержание и нравственная основа. Притча о сеятеле и ее глубокий иносказательный смысл. Поэтические трактовки притчи в стихотворениях А. С. Пушкина «Свободы сеятель пустынный...» и Н. А. Некрасова «Сеятелям». Притча о блудном сыне — притча о добродетелях покаяния и прощения. Аллегория человеческой жизни в картине И. Босха «Блудный сын». Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» — духовное завещание художника грядущим поколениям. Притча о слепом и поводыре и ее евангельский источник. Картина П.Брейгеля «Слепые». Обобщенный образ человеческой трагедии, духовная слепота, берущая верх над слепотой физической. Контрастность пейзажа.
| 1
| Тайная вечеря.
| Интерпретация сцены последней трапезы Христа с учениками в произведениях искусства. Предсказание о предательстве и первое причащение апостолов — два аспекта толкования сюжета. Литературная трактовка сюжета в рассказе Л. Андреева «Иуда Искариот» (фрагменты). «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи — истинная драма человеческой души. История создания и дальнейшая судьба фрески. Картина Н. Н. Ге «Тайная вечеря».
| 1
| Моление о чаше.
| Выход Иисуса с учениками в Гефсиманский сад. Молитва Христа и ее символическое звучание. Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении Б. Л. Пастернака «Гефсиманский сад». Картина Н. Н. Ге «Выход Христа с учениками с тайной вечери в Гефсиманский сад». Картины А. Мантенья и Эль Греко «Моление о чаше». Роль композиции и художественных деталей в передаче библейского сюжета. Необычность колористического решения произведений. Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении А. Апухтина «Моление о чаше». Взятие Христа под стражу. Фреска Джотто «Поцелуй Иуды». Высокое благородство, смиренное достоинство и мудрость Христа. Низменное коварство и злоба Иуды. Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении С. Надсона «Иуда».
| 1
| Что есть истина?
| Христос перед судом Пилата. Новелла «Понтий Пилат» в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Картина Я. Тинторетто «Христос перед Пилатом». Картина Н. Н. Ге «Что есть истина? Христос и Пилат». Скульптура М. Антокольского «Христос перед судом народа».
Готовность Христа принять мученическую смерть по требованию обманутого и не понявшего его народа. Величие и благородство человеческого духа, его непреклонность и уверенность в своей правоте.
| 1
| Страсти Господни.
| Страсти Господни и крестный путь на Голгофу. Картина Тициана «Коронование терновым венцом». Изображение трагического чувства неотвратимой гибели Христа в картине Эль Греко «Эсполио» («Срывание одежды»). Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении С. Надсона «Иуда» («Христос молился...»). Христос, несущий собственный крест как символ мученических страданий за святость и незыблемость веры. Фреска Джотто «Несение креста». Трагизм происходящего, четкая детализация образов. Картина И. Босха «Несение креста». Мастерство композиции, роль пейзажа и художественных деталей.Скорбная процессия на Голгофе. Картина Н. Н. Ге «Голгофа». Музыка И. С. Баха «Страсти по Иоанну» (вступительный хор), особенности воплощения мысли о величии и трагизме земных страданий Христа.
| 1
| Распятие.
| Эволюция Распятия в произведениях искусства в различные исторические эпохи. Общность и различия в его изображении, использование условного языка символов. Средневековый византийский канон и его воплощение в древнерусской живописи. Иконы «Распятие» (музей Андрея Рублева в Москве) и Дионисия. «Распятие» Грюневальда (М. Нитхардта). Идеал спокойного достоинства и равновесия духа, высокий трагизм его передачи в эпоху Возрождения. Картина П. Веронезе «Голгофа». Необычность композиционного решения, непривычность ракурса в изображении распятого Христа. Роль пейзажа, цветовой гаммы и художественных деталей. Два варианта «Распятия» в творчестве Н. Н. Ге — всеобъемлющий символ страдания и жертвенной любви к людям.
| 1
| Снятие с креста.
| Снятие с креста и погребение Иисуса. Эволюция сюжета в произведениях искусства: от естественности и простоты к усложнению и большей свободе трактовки, увеличению количества персонажей. Картина «Снятие с креста» Рогира ван дер Вейдена как отражение величайшей трагедии человечества. Картина П. Рубенса «Снятие с креста» и выраженное в ней представление о совершенном Человеке, прекрасном даже в страдании и смерти. Образ страдальца, нашедшего успокоение в мученической смерти в картине Н. Пуссена.
Картина Рембрандта «Снятие с креста» — повествование о горе и страданиях Человека, захватывающее своей простотой и искренностью.
| 1
| Пьета.
| Пьета (оплакивание) — изображение Богоматери, скорбящей над снятым с креста сыном. Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении В. А. Жуковского «Stabat Mater», выраженные в нем чувства и переживания материнской скорби.
Древнерусская икона «Положение во гроб» как совершенный образ безутешного материнского страдания. Трагическое звучание темы смерти как абсолютной реальности в картине А. Мантенья «Мертвый Христос». «Пьета» Микеланджело как вершина человеческой трагедии, страдания и безысходной материнской скорби. История создания произведения. Дальнейшее развитие темы в других произведениях на этот сюжет («Пьета», 1550—1555 и «Пьета Ронданини», 1955—1564). Скорбь матери, оплакивающей сына, — вечная, непреходящая тема музыкального искусства. Музыкальные интерпретации сюжета «Пьеты» («Stabat Mater» Д. Перголези, И. С. Баха, Г. Генделя, В. Моцарта, Ф. Шуберта, Ш. Гуно).
| 1
| Воскрешение и Вознесение Христа.
| Явления воскресшего Христа и его чудесное Вознесение — важнейшие темы произведений мирового искусства. Древнерусская икона «Воскресение» мастера Дионисия, ее глубокий нравственный смысл и символическое звучание. Особенности колористического и композиционного решения, роль художественных деталей в раскрытии сюжета. Картина А. А. Иванова «Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения». Сюжет «Трапезы в Эммаусе» в картине Караваджо. Волнение и удивление учеников Христа, переданное энергичностью поз и жестами рук. Картина Рембрандта «Неверие Фомы». Сюжет «Вознесения Христа» в картине Эль Греко. Величие и красота образа возносящегося Христа.
| 1
| |