| Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Основы менеджмента» для направления 031600.62 «Реклама и связи с общественностью» подготовки бакалавра
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Программа дисциплины
Основы менеджмента
для направления 031600.62 «Реклама и связи с общественностью»
подготовки бакалавра
Автор программы:
доц., к.э.н. М.Д. Предводителева, mpredvoditeleva@hse.ru
Одобрена на заседании кафедры
«Общего и стратегического менеджмента» «___»____________ 20 г.
Зав. кафедрой Филинов Н.Б. ____________________
Утверждена УС факультета менеджмента «___»_____________20 г.
Ученый секретарь Балаева О.Н. ____________________
Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031600.62,изучающих дисциплину Основы менеджмента.
Программа разработана в соответствии с:
федеральными стандартами и стандартами НИУ ВШЭ,
общей образовательной программой направления 080200.68 – «Менеджмент»,
рабочим учебным планом Отделения интегрированных коммуникаций по направлению 031600.62 –«Реклама и связи с общественностью»
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Основы менеджмента» являются формирование представления о деятельности организации и особенностях воздействия на неё факторов внешнего окружения; ознакомление с подходами к анализу деятельности организации и её окружения; ознакомление с концепциями, подходами и инструментами управления современными организациями.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
основные подходы к анализу деятельности организаций и их внешней среды;
функции и ресурсы менеджмента;
подходы к управлению организациями.
Уметь:
находить, обобщать, анализировать, синтезировать и критически переосмысливать полученную научную, справочную, статистическую и иную информацию, относящуюся проблематике функционирования организациями и управления ими.
Иметь навыки:
использования инструментов анализа деятельности организации и ей внешнего окружения;
применения методов управления организациями.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| Владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; способностью в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности
| ОК-1
| Использует собранные из различных источников данные для анализа деятельности организаций
| Cеминарские занятия, самостоятельная работа студентов по сбору информации, подготовка презентаций
| Способностью ясно, логически верно и аргументировано строить письменную и устную речь и использовать ее в профессиональной деятельности; владение навыками публичной и научной речи
| ОК-2
| Презентует результаты проектов (групповых и индивидуальных), решения кейсов
| Cеминарские занятия, самостоятельная работа студентов по сбору информации, подготовка презентаций
| Умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы
| ОК-7
| Использует и адаптирует освоенные научные методы и способы деятельности для решения конкретных управленческих задач
| Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа студентов по сбору информации, подготовка презентаций
| Владение основами речи, правилами речевого этикета и ведения диалога; владение коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации, умение адекватно использовать их при решении профессиональных задач
| ПК-4
| Обсуждает в малых проекты/решения кейсов
| Cеминарские занятия в малых группах, подготовка презентаций
| Знание истории и основных теорий менеджмента, владением основными управленческими функциями (планирование, организация, координация, учет, контроль,
принятие решений, лидерство, мотивация, адаптация) и методами их реализации; знанием основ бизнес-процессов
| ПК-14
| Способен использовать знания для анализа деятельности организации и её внешнего окружения
| Лекционные, семинарские занятия
|
Место дисциплины в структуре образовательной программы Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин профессионального цикла.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах, изученных на первом году обучения: «Экономика», «Социология».
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
знания основ экономики и социологии,
навыки применения знаний и умений по работе с аналитическими и статистическими данными о состоянии и развитии организаций, систематизации и обобщения получаемых результатов,
умение использовать количественные и качественные методы сбора и обработки информации,
владеть навыками командной работы.
Тематический план учебной дисциплины
№
| Название раздела
| Всего часов
по дисциплине
| Аудиторные часы
| Самостоятельная
работа
| Лекции
| Сем. и практ. занятия
|
| Основные понятия современного менеджмента. Содержание деятельности менеджера.
| 6
| 2
|
| 4
| 2
| Подходы в менеджменте
| 7
| 2
| 1
| 4
| 3
| Планирование в организации
| 18
| 4
| 2
| 12
| 4
| Построение организационной структуры и распределение властных полномочий.
| 18
| 4
| 2
| 12
| 5
| Трудовая мотивация
| 9
| 2
| 1
| 6
| 6
| Контроль в организации
| 9
| 2
| 1
| 6
| 7
| Связующие процессы в менеджменте: коммуникации | 8
| 2
| 2
| 4
| 8
| Связующие процессы в менеджменте: принятие решений
| 8
| 2
| 2
| 4
| 9
| Лидерство в организации | 7
| 2
| 1
| 4
| 1
| Организационная культура
| 18
| 4
| 2
| 12
|
| Итого:
| 108
| 26
| 16
| 66
|
Формы контроля знаний студентов Тип контроля
| Форма контроля
| 2 год
| Параметры **
| 1
| 2
| 3
| 4
| Текущий
| Контрольная работа
|
|
|
| *
| Письменная работа 90 минут
|
|
|
|
|
| Эссе
|
|
|
|
|
| Реферат
|
|
|
|
|
| Коллоквиум
|
|
|
|
|
| Домашнее задание
|
|
|
|
|
| Промежуточный
| Зачет
|
|
|
|
|
| Экзамен
|
|
|
|
|
| Итоговый
| Зачет
|
|
|
| *
| Письменный зачёт 90 мин.
|
Содержание дисциплины 1.1Тема 1. Основные понятия современного менеджмента. Содержание деятельности менеджера. Подходы к определению менеджмента. Менеджмент как вид профессиональной деятельности, область знаний и научное направление. Объект и субъект менеджмента. Функции менеджмента. Модели жизненного цикла организации и менеджмент. Модель И. Адизеса.
Содержание работы менеджера. Уровни менеджмента в организации. Навыки менеджера по Л. Кацу. Роли менеджера по Г. Минцбергу.
Основные этапы развития менеджмента как научного направления. Взгляды на деятельность менеджера в контексте эволюции управленческий мысли. Классическое направление. «Научный менеджмент» Ф.У.Тейлора. Вклад российских ученых в НОТ. Концепция «идеальной бюрократии» М.Вебера. Административная школа А.Файоля. Школа человеческих отношений. Хоторнские эксперименты, Э. Мэйо. Количественные методы в менеджменте. Основные направления развития менеджмента как научного направления в начале XXI века.
Проблемы и задачи практического менеджмента на современном этапе. Базовый учебник:
Глава 2, стр. 63-80, 84-93.
Тема 2. Подходы в менеджменте.
Подходы в менеджменте. Системный подход. Понятие системы. Типы систем. Организация как система. Модель «7С». Процессный подход. Ситуационный подход. Ситуативное обстоятельство и их воздействие на деятельность организации и менеджмент. Базовый учебник:
Глава 2, стр. 81-83.
Тема 3. Планирование в организации. Сущность и цели планирования в организации. Миссия, видение, цели организации. Стейкхолдеры организации. Анализ внешнего окружения организации. ПЭСТ анализ. Пять сил, определяющих конкуренцию в отрасли (М.Портер). Матрицы возможностей и угроз. Внутренняя среда организации. Понятие конкурентного преимущества. Планирование в условиях глобализации. Базовый учебник:
Глава 3, стр. 99-114, Глава 4, стр. 142-152, Глава 8, стр. 267-302.
Тема 4. Построение организационной структуры и распределение властных полномочий. Трансформация взглядов на построение организационных структур и распределение властных полномочий в организациях (от Адама Смита до современных воззрений). Организационный дизайн (Г. Минцберг). Механизмы координации. Пять частей организации (Операционное ядро, Стратегический апекс, Срединная линия, Техноструктура, Вспомогательный персонал). Типы организационных структур (линейная, линейно-функциональная, дивизиональная, матричная), их преимущества и недостатки. Специализация труда. Норма управляемости (диапазон контроля). Централизация и децентрализация властных полномочий, преимущества и недостатки. Формализация. Модели проектирования работы (построение работы, ротация работы, обогащение работы, модель социотехнической системы). Базовый учебник:
Глава 10, стр.339-382.
Тема 5. Трудовая мотивация. Роли сотрудников в деятельности организации, управление человеческими ресурсами: воззрения различных школ управления. Понятие мотивации. Содержательные теории мотивации. Иерархия потребностей Маслоу. Теория К. Алдерфера. Теория Д. МакКлелланда. Двухфакторная модель Ф. Герцберга. Процессуальные теории мотивациию Теория справедливости (Дж. Адамс) и теория ожидания (В. Врум). Современные подходы к управлению персоналом организаций. Базовый учебник:
Глава 16, стр.567-604.
Тема 6. Контроль в организации. Объект организационного контроля. Типы контроля (предварительный, текущий, заключительный). Этапы процесса контроля. Разработка стандартов и критериев, сравнение результатов со стандартами и критериями, принятие управленческих действий. Диапазон отклонения. Характеристики эффективного контроля по У. Ньюмену. Взаимосвязь контроля и планирования деятельности организации. Базовый учебник:
Глава 19, стр. 679-694.
Тема 7. Связующие процессы в менеджменте: коммуникации. Понятие «коммуникации». Коммуникации между организацией и внешней средой. Коммуникационный процесс в организации. Виды и роли организационных коммуникаций. Коммуникационные каналы, их емкость. Формальные и неформальные коммуникации в организациях. Командные коммуникации. Коммуникационные сети. Преграды при коммуникациях и их преодоление (по Р. Дафту). Роль информационных технологий в организационных коммуникациях и в коммуникациях организации с элементами внешнеорганизационного окружения) Базовый учебник:
Глава 17, стр.605-640.
Тема 8. Связующие процессы в менеджменте: принятие решений Принятие решений как один из основных видов деятельности менеджера. Классификационные признаки управленческих решений. Условия принятия решений: пределённость, риск, неопределенность. Подходы к принятию решений. Интуиция, ограниченная рациональность, рациональность. Этапы рационального принятия решений. Количественные и качественные методы принятия решений. Индивидуальные стили принятия решения. Единоличное vs групповое принятие решений: трансформация взглядов в науке управления. Типы групповых решений, их достоинства и недостатки. Уровни участия подчиненных в принятии решений (В. Врум, А. Джаго). Психологические ловушки, связанные с принятием решений (Дж. Хэммонд, Р. Кини, Г. Райффа). Базовый учебник:
Глава 9, стр.303-338.
Тема 9. Лидерство в организации Понятие власти и лидерства. Эволюция взглядов налидерств с позиции различных школ управления. Типология власти по Р. Френчу и Б. Рейвену. Теория «Х» и теория «Y» Д. МакГрегора. Континуум лидерского поведения по Таннебауму и Шмидту. Теория лидерских качеств Р. Стогдилла. Концепции лидерского поведения. Исследования университета штата Огайо. Управленческая решетка Р. Блейка и Дж. Моутон. Ситуационные теории лидерства. Модель ситуационного лидерства П. Херси и К. Бланшара. Теория «путь-цель» Р. Хауза и Т. Митчелла. Современные теории лидерства. Субституты и нейтрализаторы лидерства (С. Керр и Дж. Джермиер). «Двигатели» лидерства Н. Тичи. Понятие о разделенном лидерстве. Базовый учебник:
Глава 15, стр.533-567.
Тема 10. Организационная культура Понятие организационной культуры. От «корпоративного духа» А. Файоля к современному понимаю организационной культуры. Подходы к анализу организационной культуры. Три уровня организационной культуры Э.Шайна. Характеристики организационной культуры по П. Харрису и Р. Морану. Оценка организационной культуры (OCAI) и использование результатов ее анализа (К. Камерон и Р. Куинн). Формирование, поддержание и изменение организационной культуры. Национальные факторы в организационной культуре. Модель Г. Хофштеде. Организационная культура в глобальных корпорациях. Базовый учебник:
Стр. 115-132, 296-297, 394-400, 468-475
Образовательные технологии Учебный курс является обязательным для студентов, обучающихся по направлению 031600.62 – «Реклама и связи с общественностью» и включает аудиторные занятия (лекционные и семинарские) и самостоятельную работу.
Студентам предоставляются дополнительные статьи по тематике курса и другие необходимые материалы, а также базовый учебник.
Процесс обучения включает, наряду с лекционной, следующие образовательные технологии:
анализ кейсов по тематике курса;
обсуждения на семинарах тематики заданий для самостоятельной работы и подготовки презентаций;
проведение коллективных дискуссий;
выступления студентов с презентациями (до 15-20 минут) по итогам выполнения самостоятельной работы.
Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента Тематика заданий текущего контроля Изучение курса предполагает проведение контрольной работы по темам 1-9, которая проводится согласно списку вопросов для оценки качества освоения дисциплины.
Экзаменационная работа проводится в письменной форме по всем темам курса и, соответственно, по всем вопросам из списка вопросов для оценки качества освоения дисциплины.
Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
Объект и субъект управления.
Функции управления и связующие процессы.
Теория «научного менеджмента» Ф.У.Тейлора.
Административная школа А.Файоля.
Концепция «идеальной бюрократии» М.Вебера.
Школа человеческих отношений и Э. Мэйо.
Количественные подхододы в менедмженте.
Модель «7С». Мягкие и жесткие переменные.
Модели жизненного цикла организации и менеджмент. Модель А. Адизеса.
Навыки менеджера и уровни управления (Р. Дафт).
Роли менеджера по Г. Минцбергу.
Подходы в менеджменте.
Миссия, видение, цели организации.
Стайкхолдеры организации.
PEST анализ.
Анализ конкуренции в отрасли на основании пяти сил М. Портера.
Централизация и децентрализация полномочий, преимущества и недостатки.
Норма управляемости в организации.
Специализация труда, преимущества и недостатки.
Линейно-функциональная организационная структура, преимущества и недостатки.
Дивизиональная организационная структура, преимущества и недостатки.
Матричная организационная структура, преимущества и недостатки.
Организационный дизайн (Г. Минцберг). Механизмы координации. Пять частей организации.
Содержательные теории мотивации. Иерархия потребностей Маслоу: достоинства и недостатки. Теория К. Алдерфера. Теория Д. МакКлелланда. Двухфакторная модель Ф. Герцберга.
Процессуальные теории мотивации: теория справедливости (Дж. Адамс) и теория ожидания (В. Врум).
Типы контроля.
Цикл контроля: построение и применение.
Этапы контроля.
Характеристики эффективного контроля по У. Ньюмену.
Виды и роли организационных коммуникаций.
Коммуникационные каналы, их емкость.
Коммуникационные сети.
Преграды при коммуникациях и их преодоление (Р. Дафт).
Этапы рационального принятия решений.
Методы принятия решений.
Типология власти по Р. Френчу и Б. Рейвену.
Уровни участия подчиненных в принятии решений (В. Врум, А. Джаго).
Теория «Х» и теория «Y» (Д. МакГрегор).
Континуум лидерского поведения по Таннебауму и Шмидту.
Теория лидерских качеств Р. Стогдилла.
Концепции лидерского поведения. Исследования университета штата Огайо. Управленческая решетка Р. Блейка и Дж. Моутон.
Ситуационные теории лидерства. Модель ситуационного лидерства П. Херси и К. Бланшара. Теория «путь-цель» Р. Хауза и Т. Митчелла.
Субституты и нейтрализаторы лидерства (С. Керр и Дж. Джермиер).
Уровни организационной культуры (Э. Шайн).
Характеристики организационной культуры (П. Харрис и Р. Моран).
Анализ организационной культуры на основании методики OCAI (К. Камерон и Р. Куинн).
Модель Г. Хофштеде.
Порядок формирования оценок по дисциплине
Работа студентов на семинарских и практических занятиях - Оауд: учитывается посещаемость лекционных и семинарских занятий.
Накопленная оценка учитывает результаты студента по текущему контролю (за контрольную работу) и формируется следующим образом:
Онакопленная= 0,8*Отекущий + 0,2* Оауд
где Отекущий = Ок/р.
Способ округления накопленной оценки: арифметический. Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:
Орезульт = 0,5* Онакопл + 0,5 *·Оэкз На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.
Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине: арифметический.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Базовый учебник Дафт, Р. Л. Менеджмент. 08-е издание. СПб.: Питер , 2010.
Дополнительная литература Адизес И. Как преодолеть кризисы менеджмента. Диагностика и решение управленческих проблем. Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2007
Виханский О. С., Наумов Л. П. Менеджмент. М.: Издательство Магистр, 2010
Минцберг Г. Структура в кулаке. Создание эффективной организации. СПб.: Питер, 20111
Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. М.: Эксмо, 2005
Стив Джобс. От первого лица. Составитель Д.Бим. М.: Олимп-Бизнес, 2012
Дятлов А.Н., Плотников М.В., Мутовин И.А. Общий менеджмент: концепции и комментарии. М.: Альпина Бизнес букс, 2001
Камерон К.С., Куинн Р.Э. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб.: Питер, 2001.
Корицкий Э.Б., Нинциева Г.В., Шетов В.Х. Научный менеджмент: Российская история. СПб.: Питер, 1999
ЯкоккаЛи. Карьера менеджера. Минск: Попурри, 2011
Мэскон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Издательский дом Вильямс, 2009.
Филонович С. Р. Лидерство и практические навыки менеджера/ Модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации», М.: Инфра-М., 2000
Роббинз С.П., Коултер М. Менеджмент. М.: Издательский дом Вильямс, 2010.
Томпсон-мл., А.А., Стрикленд А. Дж. III. Стратегический менеджмент. М.: Издательский дом Вильямс, 2009.
Филинов Н.Б. Разработка и принятие управленческих решений. М.: Инфра-М, 2009.
Шейн Э. Х. Организационная культура и лидерство. СПб.: Питер, 2002.
Публикации ведущих отечественных и зарубежных бизнес- и научных периодических изданий.
|