Программа дисциплины «Основы менеджмента» для направления 031600. 62 «Реклама и связи с общественностью»





Скачать 180.1 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Основы менеджмента» для направления 031600. 62 «Реклама и связи с общественностью»
Дата публикации17.03.2015
Размер180.1 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Культура > Программа дисциплины



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Основы менеджмента» для направления 031600.62 «Реклама и связи с общественностью» подготовки бакалавра





Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"


Программа дисциплины

Основы менеджмента


для направления 031600.62 «Реклама и связи с общественностью»

подготовки бакалавра


Автор программы:

доц., к.э.н. М.Д. Предводителева, mpredvoditeleva@hse.ru


Одобрена на заседании кафедры

«Общего и стратегического менеджмента» «___»____________ 20 г.

Зав. кафедрой Филинов Н.Б. ____________________


Утверждена УС факультета менеджмента «___»_____________20 г.

Ученый секретарь Балаева О.Н. ____________________

Москва, 2013
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031600.62,изучающих дисциплину Основы менеджмента.

Программа разработана в соответствии с:

  • федеральными стандартами и стандартами НИУ ВШЭ,

  • общей образовательной программой направления 080200.68 – «Менеджмент»,

  • рабочим учебным планом Отделения интегрированных коммуникаций по направлению 031600.62 –«Реклама и связи с общественностью»



Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Основы менеджмента» являются формирование представления о деятельности организации и особенностях воздействия на неё факторов внешнего окружения; ознакомление с подходами к анализу деятельности организации и её окружения; ознакомление с концепциями, подходами и инструментами управления современными организациями.





Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

  • основные подходы к анализу деятельности организаций и их внешней среды;

  • функции и ресурсы менеджмента;

  • подходы к управлению организациями.

Уметь:

находить, обобщать, анализировать, синтезировать и критически переосмысливать полученную научную, справочную, статистическую и иную информацию, относящуюся проблематике функционирования организациями и управления ими.

Иметь навыки:

  • использования инструментов анализа деятельности организации и ей внешнего окружения;

  • применения методов управления организациями.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; способностью в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности

ОК-1

Использует собранные из различных источников данные для анализа деятельности организаций

Cеминарские занятия, самостоятельная работа студентов по сбору информации, подготовка презентаций

Способностью ясно, логически верно и аргументировано строить письменную и устную речь и использовать ее в профессиональной деятельности; владение навыками публичной и научной речи

ОК-2

Презентует результаты проектов (групповых и индивидуальных), решения кейсов

Cеминарские занятия, самостоятельная работа студентов по сбору информации, подготовка презентаций

Умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы

ОК-7

Использует и адаптирует освоенные научные методы и способы деятельности для решения конкретных управленческих задач

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа студентов по сбору информации, подготовка презентаций

Владение основами речи, правилами речевого этикета и ведения диалога; владение коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации, умение адекватно использовать их при решении профессиональных задач

ПК-4

Обсуждает в малых проекты/решения кейсов

Cеминарские занятия в малых группах, подготовка презентаций

Знание истории и основных теорий менеджмента, владением основными управленческими функциями (планирование, организация, координация, учет, контроль,

принятие решений, лидерство, мотивация, адаптация) и методами их реализации; знанием основ бизнес-процессов

ПК-14

Способен использовать знания для анализа деятельности организации и её внешнего окружения

Лекционные, семинарские занятия



Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин профессионального цикла.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах, изученных на первом году обучения: «Экономика», «Социология».

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • знания основ экономики и социологии,

  • навыки применения знаний и умений по работе с аналитическими и статистическими данными о состоянии и развитии организаций, систематизации и обобщения получаемых результатов,

  • умение использовать количественные и качественные методы сбора и обработки информации,

  • владеть навыками командной работы.
















Тематический план учебной дисциплины








Название раздела



Всего часов

по дисциплине



Аудиторные часы

Самостоятельная

работа



Лекции

Сем. и практ. занятия




Основные понятия современного менеджмента. Содержание деятельности менеджера.

6

2




4

2

Подходы в менеджменте

7

2

1

4

3

Планирование в организации

18

4

2

12

4

Построение организационной структуры и распределение властных полномочий.

18

4

2

12

5

Трудовая мотивация

9

2

1

6

6

Контроль в организации

9

2

1

6

7

Связующие процессы в менеджменте: коммуникации


8

2

2

4

8

Связующие процессы в менеджменте: принятие решений





8

2

2

4

9

Лидерство в организации


7

2

1

4

1

Организационная культура

18

4

2

12




Итого:

108

26

16

66







Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

2 год

Параметры **

1

2

3

4

Текущий


Контрольная работа










*

Письменная работа 90 минут
















Эссе
















Реферат
















Коллоквиум
















Домашнее задание
















Промежу­точный

Зачет
















Экзамен
















Итоговый

Зачет










*

Письменный зачёт 90 мин.

Содержание дисциплины

1.1Тема 1. Основные понятия современного менеджмента. Содержание деятельности менеджера.


Подходы к определению менеджмента. Менеджмент как вид профессиональной деятельности, область знаний и научное направление. Объект и субъект менеджмента. Функции менеджмента. Модели жизненного цикла организации и менеджмент. Модель И. Адизеса.

Содержание работы менеджера. Уровни менеджмента в организации. Навыки менеджера по Л. Кацу. Роли менеджера по Г. Минцбергу.

Основные этапы развития менеджмента как научного направления. Взгляды на деятельность менеджера в контексте эволюции управленческий мысли. Классическое направление. «Научный менеджмент» Ф.У.Тейлора. Вклад российских ученых в НОТ. Концепция «идеальной бюрократии» М.Вебера. Административная школа А.Файоля. Школа человеческих отношений. Хоторнские эксперименты, Э. Мэйо. Количественные методы в менеджменте. Основные направления развития менеджмента как научного направления в начале XXI века.

Проблемы и задачи практического менеджмента на современном этапе.
Базовый учебник:

Глава 2, стр. 63-80, 84-93.

Тема 2. Подходы в менеджменте.

Подходы в менеджменте. Системный подход. Понятие системы. Типы систем. Организация как система. Модель «7С». Процессный подход. Ситуационный подход. Ситуативное обстоятельство и их воздействие на деятельность организации и менеджмент.
Базовый учебник:

Глава 2, стр. 81-83.


Тема 3. Планирование в организации.


Сущность и цели планирования в организации. Миссия, видение, цели организации. Стейкхолдеры организации. Анализ внешнего окружения организации. ПЭСТ анализ. Пять сил, определяющих конкуренцию в отрасли (М.Портер). Матрицы возможностей и угроз. Внутренняя среда организации. Понятие конкурентного преимущества. Планирование в условиях глобализации.
Базовый учебник:

Глава 3, стр. 99-114, Глава 4, стр. 142-152, Глава 8, стр. 267-302.


Тема 4. Построение организационной структуры и распределение властных полномочий.


Трансформация взглядов на построение организационных структур и распределение властных полномочий в организациях (от Адама Смита до современных воззрений). Организационный дизайн (Г. Минцберг). Механизмы координации. Пять частей организации (Операционное ядро, Стратегический апекс, Срединная линия, Техноструктура, Вспомогательный персонал). Типы организационных структур (линейная, линейно-функциональная, дивизиональная, матричная), их преимущества и недостатки. Специализация труда. Норма управляемости (диапазон контроля). Централизация и децентрализация властных полномочий, преимущества и недостатки. Формализация. Модели проектирования работы (построение работы, ротация работы, обогащение работы, модель социотехнической системы).
Базовый учебник:

Глава 10, стр.339-382.


Тема 5. Трудовая мотивация.


Роли сотрудников в деятельности организации, управление человеческими ресурсами: воззрения различных школ управления. Понятие мотивации. Содержательные теории мотивации. Иерархия потребностей Маслоу. Теория К. Алдерфера. Теория Д. МакКлелланда. Двухфакторная модель Ф. Герцберга. Процессуальные теории мотивациию Теория справедливости (Дж. Адамс) и теория ожидания (В. Врум). Современные подходы к управлению персоналом организаций.
Базовый учебник:

Глава 16, стр.567-604.


Тема 6. Контроль в организации.


Объект организационного контроля. Типы контроля (предварительный, текущий, заключительный). Этапы процесса контроля. Разработка стандартов и критериев, сравнение результатов со стандартами и критериями, принятие управленческих действий. Диапазон отклонения. Характеристики эффективного контроля по У. Ньюмену. Взаимосвязь контроля и планирования деятельности организации.
Базовый учебник:

Глава 19, стр. 679-694.


Тема 7. Связующие процессы в менеджменте: коммуникации.


Понятие «коммуникации». Коммуникации между организацией и внешней средой. Коммуникационный процесс в организации. Виды и роли организационных коммуникаций. Коммуникационные каналы, их емкость. Формальные и неформальные коммуникации в организациях. Командные коммуникации. Коммуникационные сети. Преграды при коммуникациях и их преодоление (по Р. Дафту). Роль информационных технологий в организационных коммуникациях и в коммуникациях организации с элементами внешнеорганизационного окружения)
Базовый учебник:

Глава 17, стр.605-640.


Тема 8. Связующие процессы в менеджменте: принятие решений


Принятие решений как один из основных видов деятельности менеджера. Классификационные признаки управленческих решений. Условия принятия решений: пределённость, риск, неопределенность. Подходы к принятию решений. Интуиция, ограниченная рациональность, рациональность. Этапы рационального принятия решений. Количественные и качественные методы принятия решений. Индивидуальные стили принятия решения. Единоличное vs групповое принятие решений: трансформация взглядов в науке управления. Типы групповых решений, их достоинства и недостатки. Уровни участия подчиненных в принятии решений (В. Врум, А. Джаго). Психологические ловушки, связанные с принятием решений (Дж. Хэммонд, Р. Кини, Г. Райффа).
Базовый учебник:

Глава 9, стр.303-338.


Тема 9. Лидерство в организации


Понятие власти и лидерства. Эволюция взглядов налидерств с позиции различных школ управления. Типология власти по Р. Френчу и Б. Рейвену. Теория «Х» и теория «Y» Д. МакГрегора. Континуум лидерского поведения по Таннебауму и Шмидту. Теория лидерских качеств Р. Стогдилла. Концепции лидерского поведения. Исследования университета штата Огайо. Управленческая решетка Р. Блейка и Дж. Моутон. Ситуационные теории лидерства. Модель ситуационного лидерства П. Херси и К. Бланшара. Теория «путь-цель» Р. Хауза и Т. Митчелла. Современные теории лидерства. Субституты и нейтрализаторы лидерства (С. Керр и Дж. Джермиер). «Двигатели» лидерства Н. Тичи. Понятие о разделенном лидерстве.
Базовый учебник:

Глава 15, стр.533-567.

Тема 10. Организационная культура


Понятие организационной культуры. От «корпоративного духа» А. Файоля к современному понимаю организационной культуры. Подходы к анализу организационной культуры. Три уровня организационной культуры Э.Шайна. Характеристики организационной культуры по П. Харрису и Р. Морану. Оценка организационной культуры (OCAI) и использование результатов ее анализа (К. Камерон и Р. Куинн). Формирование, поддержание и изменение организационной культуры. Национальные факторы в организационной культуре. Модель Г. Хофштеде. Организационная культура в глобальных корпорациях.
Базовый учебник:

Стр. 115-132, 296-297, 394-400, 468-475


Образовательные технологии


Учебный курс является обязательным для студентов, обучающихся по направлению 031600.62 – «Реклама и связи с общественностью» и включает аудиторные занятия (лекционные и семинарские) и самостоятельную работу.

Студентам предоставляются дополнительные статьи по тематике курса и другие необходимые материалы, а также базовый учебник.

Процесс обучения включает, наряду с лекционной, следующие образовательные технологии:

  • анализ кейсов по тематике курса;

  • обсуждения на семинарах тематики заданий для самостоятельной работы и подготовки презентаций;

  • проведение коллективных дискуссий;

  • выступления студентов с презентациями (до 15-20 минут) по итогам выполнения самостоятельной работы.



Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

Тематика заданий текущего контроля


Изучение курса предполагает проведение контрольной работы по темам 1-9, которая проводится согласно списку вопросов для оценки качества освоения дисциплины.

Экзаменационная работа проводится в письменной форме по всем темам курса и, соответственно, по всем вопросам из списка вопросов для оценки качества освоения дисциплины.


Вопросы для оценки качества освоения дисциплины





  1. Объект и субъект управления.

  2. Функции управления и связующие процессы.

  3. Теория «научного менеджмента» Ф.У.Тейлора.

  4. Административная школа А.Файоля.

  5. Концепция «идеальной бюрократии» М.Вебера.

  6. Школа человеческих отношений и Э. Мэйо.

  7. Количественные подхододы в менедмженте.

  8. Модель «7С». Мягкие и жесткие переменные.

  9. Модели жизненного цикла организации и менеджмент. Модель А. Адизеса.

  10. Навыки менеджера и уровни управления (Р. Дафт).

  11. Роли менеджера по Г. Минцбергу.

  12. Подходы в менеджменте.

  13. Миссия, видение, цели организации.

  14. Стайкхолдеры организации.

  15. PEST анализ.

  16. Анализ конкуренции в отрасли на основании пяти сил М. Портера.

  17. Централизация и децентрализация полномочий, преимущества и недостатки.

  18. Норма управляемости в организации.

  19. Специализация труда, преимущества и недостатки.

  20. Линейно-функциональная организационная структура, преимущества и недостатки.

  21. Дивизиональная организационная структура, преимущества и недостатки.

  22. Матричная организационная структура, преимущества и недостатки.

  23. Организационный дизайн (Г. Минцберг). Механизмы координации. Пять частей организации.

  24. Содержательные теории мотивации. Иерархия потребностей Маслоу: достоинства и недостатки. Теория К. Алдерфера. Теория Д. МакКлелланда. Двухфакторная модель Ф. Герцберга.

  25. Процессуальные теории мотивации: теория справедливости (Дж. Адамс) и теория ожидания (В. Врум).

  26. Типы контроля.

  27. Цикл контроля: построение и применение.

  28. Этапы контроля.

  29. Характеристики эффективного контроля по У. Ньюмену.

  30. Виды и роли организационных коммуникаций.

  31. Коммуникационные каналы, их емкость.

  32. Коммуникационные сети.

  33. Преграды при коммуникациях и их преодоление (Р. Дафт).

  34. Этапы рационального принятия решений.

  35. Методы принятия решений.

  36. Типология власти по Р. Френчу и Б. Рейвену.

  37. Уровни участия подчиненных в принятии решений (В. Врум, А. Джаго).

  38. Теория «Х» и теория «Y» (Д. МакГрегор).

  39. Континуум лидерского поведения по Таннебауму и Шмидту.

  40. Теория лидерских качеств Р. Стогдилла.

  41. Концепции лидерского поведения. Исследования университета штата Огайо. Управленческая решетка Р. Блейка и Дж. Моутон.

  42. Ситуационные теории лидерства. Модель ситуационного лидерства П. Херси и К. Бланшара. Теория «путь-цель» Р. Хауза и Т. Митчелла.

  43. Субституты и нейтрализаторы лидерства (С. Керр и Дж. Джермиер).

  44. Уровни организационной культуры (Э. Шайн).

  45. Характеристики организационной культуры (П. Харрис и Р. Моран).

  46. Анализ организационной культуры на основании методики OCAI (К. Камерон и Р. Куинн).

  47. Модель Г. Хофштеде.



Порядок формирования оценок по дисциплине


Работа студентов на семинарских и практических занятиях - Оауд: учитывается посещаемость лекционных и семинарских занятий.

Накопленная оценка учитывает результаты студента по текущему контролю (за контрольную работу) и формируется следующим образом:

Онакопленная= 0,8*Отекущий + 0,2* Оауд

где Отекущий = Ок/р.

Способ округления накопленной оценки: арифметический.
Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

Орезульт = 0,5* Онакопл + 0,5 *·Оэкз
На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.

Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине: арифметический.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Базовый учебник


Дафт, Р. Л. Менеджмент. 08-е издание. СПб.: Питер , 2010.

Дополнительная литература


  1. Адизес И. Как преодолеть кризисы менеджмента. Диагностика и решение управленческих проблем. Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2007

  2. Виханский О. С., Наумов Л. П. Менеджмент. М.: Издательство Магистр, 2010

  3. Минцберг Г. Структура в кулаке. Создание эффективной организации. СПб.: Питер, 20111

  4. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. М.: Эксмо, 2005

  5. Стив Джобс. От первого лица. Составитель Д.Бим. М.: Олимп-Бизнес, 2012

  6. Дятлов А.Н., Плотников М.В., Мутовин И.А. Общий менеджмент: концепции и комментарии. М.: Альпина Бизнес букс, 2001

  7. Камерон К.С., Куинн Р.Э. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб.: Питер, 2001.

  8. Корицкий Э.Б., Нинциева Г.В., Шетов В.Х. Научный менеджмент: Российская история. СПб.: Питер, 1999

  9. ЯкоккаЛи. Карьера менеджера. Минск: Попурри, 2011

  10. Мэскон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Издательский дом Вильямс, 2009.

  11. Филонович С. Р. Лидерство и практические навыки менеджера/ Модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации», М.: Инфра-М., 2000

  12. Роббинз С.П., Коултер М. Менеджмент. М.: Издательский дом Вильямс, 2010.

  13. Томпсон-мл., А.А., Стрикленд А. Дж. III. Стратегический менеджмент. М.: Издательский дом Вильямс, 2009.

  14. Филинов Н.Б. Разработка и принятие управленческих решений. М.: Инфра-М, 2009.

  15. Шейн Э. Х. Организационная культура и лидерство. СПб.: Питер, 2002.

  16. Публикации ведущих отечественных и зарубежных бизнес- и научных периодических изданий.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Основы менеджмента» для направления 031600. 62 «Реклама и связи с общественностью» iconПрограмма дисциплины «Рынок связей с общественностью в России и за...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031600. 62 «Реклама...
Программа дисциплины «Основы менеджмента» для направления 031600. 62 «Реклама и связи с общественностью» iconПрограмма дисциплины «Бренд-менеджмент» для направления 031600. 62...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031600. 62 «Реклама...
Программа дисциплины «Основы менеджмента» для направления 031600. 62 «Реклама и связи с общественностью» iconПрограмма дисциплины «Медиа и Арт»  для направления 031600. 62...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 031600. 62...
Программа дисциплины «Основы менеджмента» для направления 031600. 62 «Реклама и связи с общественностью» iconТематический план дисциплины
По изучению дисциплины «Основы маркетинга» для направления 031600 «Реклама и связи с общественностью» 1 и 2 семестры
Программа дисциплины «Основы менеджмента» для направления 031600. 62 «Реклама и связи с общественностью» iconРабочая программа дисциплины основы медиапланирования
«Основы медиапланирования» студентам очной полной формы обучения по направлению (специальности) подготовки бакалавра «031600 – Реклама...
Программа дисциплины «Основы менеджмента» для направления 031600. 62 «Реклама и связи с общественностью» iconПрограмма дисциплины «Бренд-менеджмент» для направления 031600. 61...
Программа дисциплины «Бренд-менеджмент» для направления 031600. 61 «Реклама и связи с общественностью» подготовки бакалавра
Программа дисциплины «Основы менеджмента» для направления 031600. 62 «Реклама и связи с общественностью» iconПрограмма дисциплины «Внутренние коммуникации» для направления подготовки...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030200....
Программа дисциплины «Основы менеджмента» для направления 031600. 62 «Реклама и связи с общественностью» iconПрограмма дисциплины «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031600....
Программа дисциплины «Основы менеджмента» для направления 031600. 62 «Реклама и связи с общественностью» iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031600....
Программа дисциплины «Основы менеджмента» для направления 031600. 62 «Реклама и связи с общественностью» iconПо дисциплине «Зарубежная литература» для студентов первого курса,...
«Зарубежная литература» для студентов первого курса, обучающихся по специальности 031600. 62 – «Реклама и связи с общественностью»,...
Программа дисциплины «Основы менеджмента» для направления 031600. 62 «Реклама и связи с общественностью» iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031600....
Программа дисциплины «Основы менеджмента» для направления 031600. 62 «Реклама и связи с общественностью» iconМетодические указания и индивидуальные задания для студентов идо,...
Идо, обучающихся по напр. 031600 «Реклама и связи с общественностью» и 080400 Управление персоналом / сост. В. Н. Скворцова, Т. А....
Программа дисциплины «Основы менеджмента» для направления 031600. 62 «Реклама и связи с общественностью» iconРуководство по организации самостоятельной работы студентов соответствует...
Для студентов направления подготовки 031600 «Реклама и связи с общественностью», профилю «Реклама и связи с общественностью в коммерческой...
Программа дисциплины «Основы менеджмента» для направления 031600. 62 «Реклама и связи с общественностью» icon031600 реклама и связи с общественностью
Выпускник по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью» с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими...
Программа дисциплины «Основы менеджмента» для направления 031600. 62 «Реклама и связи с общественностью» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 040100....
Программа вступительного экзамена по рекламе и связям с общественностью для поступающих в магистратуру по направлению 031600. 68....
Программа дисциплины «Основы менеджмента» для направления 031600. 62 «Реклама и связи с общественностью» iconПрограмма дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031600....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск