Н. И. Рыжова сервисная деятельность





Скачать 273.91 Kb.
НазваниеН. И. Рыжова сервисная деятельность
страница1/3
Дата публикации18.03.2015
Размер273.91 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Культура > Методические указания
  1   2   3



Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Центросоюза Российской Федерации
СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Кафедра социально-культурного сервиса и туризма

Н. И. Рыжова




СЕРВИСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В РЕСТОРАННОМ БИЗНЕСЕ

Методические указания и задания по выполнению контрольной

работы дисциплины


специальность 260800.62 Технология продукции

и организация общественного питания

профиль «Технология и организация ресторанного дела»




Чита

2012


УДК 645.2

ББК 36.99

Р 94

Методические указания и задания по выполнению контрольной работы по дисциплине « Сервисная деятельность в ресторанном бизнесе» для студентов заочной формы обучения разработаны доцентом кафедры социально-культурного сервиса ЗИП СибУПК Н. И. Рыжовой в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения по направлению 260800.62 .Технология продукции и организация общественного питания профиль «Технология и организация ресторанного дела»



Рецензент : канд. техн. наук. Т. А. Мелихова

Методические указания и задания по выполнению контрольной работы по дисциплине « Сервисная деятельность в ресторанном бизнесе» для студентов заочной формы обучения по направлению 260800.62 .Технология продукции и организация общественного питания профиль «Технология и организация ресторанного дела» обсуждены на заседании кафедры социально-культурного сервиса и туризма ЗИП СибУПК. Протокол № 9 от 18.05.2012.



Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине « Сервисная деятельность в ресторанном бизнесе» для студентов заочной формы обучения по направлению 260800.62 .Технология продукции и организация общественного питания профиль «Технология и организация ресторанного дела» утверждены и рекомендованы к изданию на заседании методического совета по циклу товароведно-технологических дисциплин. Протокол № 6 от 22.05.2012
Рыжова, Н. И.

Р 94 Сервисная деятельность в ресторанном бизнесе : методические указания и задания по выполнению контрольной работы дисциплины / Н. И. Рыжова. – Чита : ЗИП Сиб УПК, 2012. – 29 с.


УДК 645.2

ББК 36.99

© Рыжова Н. И., 2012

© ЗИП СибУПК, 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ





Введение

4

1.

Основные темы дисциплины

5

2.

Краткий теоретический курс

9

3.

Методические указания выполнения контрольной работы

24




Библиографический список

26




Приложение

28

Введение
Цель изучения дисциплины - формирование системы знаний о сервисной деятельности, услугах в ресторанном бизнесе, формах обслуживания, принципах формирования новых услуг, использование современных технологий сервиса в ресторанном бизнесе.

Задачи курса: овладеть теоретическими знаниями в области сервиса ресторанного дела, формирование представления о сервисной деятельности в ресторанах, месте сервиса в жизнедеятельности человека.

Дисциплина «Сервисная деятельность в ресторанном бизнесе» относится к циклу к вариативной части базового цикла Б. 2. 03. направления 260800.62 Технология и организация общественного питания «Технология и организация ресторанного дела». Дисциплина увязана с основными профессиональными дисциплинами, такими как «Организация производства и обслуживания на предприятиях питания», «Организация продаж в ресторанной деятельности», «Современные технологии управления рестораном», и формирует общекультурные и ключевые профессиональные компетенции выпускника, необходимые для профессиональной реализации бакалавра.

1. Основные темы дисциплины
Введение
Предмет, место назначения дисциплины, ее связь с другими учебными дисциплинами. Роль предприятий питания в экономической системе России. Основные задачи и принципы деятельности предприятий питания.
Тема 1.1. Возникновение сервисной деятельности
Понятие и сущность сервисной деятельности. Роль сервисной деятельности в социально-экономической жизни страны и социальные предпосылки ее развития.

Вопросы истории развития сервиса в России. Исторические предпосылки возникновения сервисной деятельности в России.

Период перестройки и его влияние на сферу сервиса. Возникновение рынка ресторанных услуг. Современное состояние и тенденции развития сервисной деятельности в ресторанном бизнесе.
Тема 1.2. Сервисная деятельности как форма удовлетворения потребностей человека
Сущность и классификация услуг. Признаки классификации, назначение услуг. Услуга как специфический продукт рынка. Основные различия товара и услуги.

Основные характеристики услуг: неосязаемость, неотделимость от источника, непостоянство качества, несохраняемость или неспособность услуг к хранению.

Предприятия питания, осуществляющие сервисную деятельность, их классификация и характерные особенности.

Теме 1.3. Формирование рынка ресторанных услуг

и его особенности
Структура рынка ресторанных услуг, особенности возникновения. Факторы, влияющие на формирование услуги. Иерархия потребностей и услуг. Конкуренция на рынке услуг и ее роль в развитии сервиса.

Основы ресторанного сервиса. Современные тенденции развития ресторанного сервиса. Концепция ресторанного сервиса. Формирование меню ресторана.
Тема 1. 4. Понятие контактной зоны
Понятие контактной зоны как места реализации сервисной деятельности. Технология процесса обслуживания работника контактной зоны. Обслуживание потребителей в контактной зоне. Основные правила обслуживания потребителей. Обслуживание потребителей в производственной сфере. Культура сервиса и ее составляющие.
Тема 1. 5. Психологическая культура ресторанного сервиса
Психология ресторанного сервиса. Общие понятия о психике и психических процессах. Психологические свойства личности. Рекомендуемые типы темперамента для обслуживающего персонала. Психология процесса обслуживания при оформлении и выдаче заказа.

Психология имиджа ресторана. Имидж : понятия и правила формирования, психологические особенности выбора названия ресторана. Модели поведения персонала ресторана.
Теме 1.6. Этическая и эстетическая культура

ресторанного сервиса
Понятие об этической культуре сервиса. Профессиональная этика работника ресторана. Особенности профессионального поведения персонала ресторана. Культура общения персонала ресторана с потребителями услуг. Корпоративная культура ресторана.

Техническая эстетика и дизайн ресторана. Эстетика оформления продукции ресторана. Эстетика оформления интерьера ресторана и мест обслуживающего персонала. Эстетика внешнего вида персонала ресторана.

Составление и оформление меню в ресторане. Анализ эффективности меню. Жизненный цикл меню.
Тема 1. 7. Организационная культура ресторанного сервиса
Новые формы обслуживания в ресторане. Организация рекламы в ресторанном сервисе. Организация безопасности в ресторанном сервисе.

Стандарты обслуживания и приема гостей. Требования к персоналу. Корпоративная культура персонала ресторана. Контроль уровня сервиса. Обучения и мотивация персонала ресторана.

Особенности сервиса при обслуживании праздничных мероприятий. Особенности обслуживания в ресторанах с национальной кухней. Особенности обслуживания гостей зарубежных стран.
Тема 1. 8. Качество услуг в ресторанном сервисе
Понятие качества сервисного обслуживания сервисного обслуживания подходы к его определению уровня качества. Управление качеством в ресторанном сервисе. Модели качества обслуживания: американский, европейский, российский. Создание условий для качественного сервиса. Составляющие качества услуг и обслуживания. Значение и способы выяснения ожиданий потребителей услуг.

Пути повышения качества услуг и обслуживания в ресторанном сервисе. Поведение потребителей ресторанных услуг. значение лояльности потребителей ресторанных услуг.

Тема 1.9. Комплекс маркетинга в ресторанном сервисе
Основные принципы планирования маркетинга в ресторанном сервисе (комплектность, непрерывность, гибкость, адаптивность плана маркетинга, оптимизация плана). Особенности ресторанных услуг в концепции маркетинга.

Характеристика жизненного цикла услуги и его основные этапы. Формирование цены на услугу: принципы ценообразования, факторы, влияющие на ценообразование. Составление комплексного пана по оказанию сервисных услуг. Принятие управленческих решений в нестандартных ситуациях по оказанию услуг.
Тема 10. Технологии сервиса в ресторанном бизнесе
Понятие и содержание сервисных технологий. Понятие новых видов услуг для рынка и для данного региона; необходимость продвижения на рынок новых услуг. Прогрессивные формы обслуживания; обслуживание бесконтактное, по месту жительства, прием заказов по месту работы. Оценка эффективности внедрения новых видов услуг и форм обслуживания.

Влияние научно-технического прогресса на сферу услуг ресторанного сервиса. Особенности внедрения инноваций в ресторанном сервисе.

Новые виды услуг с применением технологий Интернет. Совершенствование процесса приема-выдачи заказов. Индивидуальное обслуживание как самостоятельный вид профессиональной деятельности.

Франчайзинг как форма организации малого бизнеса, в сервисной деятельности ресторанного бизнеса.


2.Краткий теоретический материал
Сфера услуг становится все более значимой в экономике России, так как вносит существенный вклад во внутренний национальный продукт, но теоретическая концепция услуг в России не получила своего полного развития и распространения. Такое положение можно объяснить тем, что услуга не рассматривалась как самостоятельная сфера. На Западе интерес к услугам и их маркетингу возник в середине 60-х годов, жестокость конкуренции в промышленном секторе заставила организации использовать маркетинг как средство достижения превосходства, в России интерес к услугам стал проявляться в начале 90-х годов.

Услуга – это нечто, обладает ценностью для покупателя и может восприниматься сознанием. Для передачи услуги покупателю необходимо выполнить определенные действия или операции, они обладают такими характеристиками, как начало, продолжение и окончание, это признаки, характеризующие процессы. Следовательно, суть выполнения услуги проявляется в выполнении процессов составляющих услугу операций, причем услуга может содержать одну или несколько операций. Например, выступление - эстрадного певца – это одна операция – пение, а диагноз врача содержит такие операции как выслушивание пациента, осмотр, назначение на анализы, получение результатов анализа и назначение лечения.

Одновременность производства и потребления услуги означает присутствие в одно, и тоже время и исполнителя услуги и покупателя. Эта особенность в отношении товаров состоит в том, что покупатель не видит, как изготавливают товары. Вовлекаясь в производственный процесс обслуживания, покупатель услуги «видит» как изготавливается услуга, если клиенту не понравится, как ведет себя поставщик услуги во время производства услуги, то в следующий раз клиент не вернется за услугой к этому поставщику, что означает для организации потерю дохода. Неопределенность результата услуги создает ситуацию того, что покупатель не имеет возможности управлять и влиять на результат. Поэтому, покупая услугу, покупатель испытывает более сильный риск, чем при покупке товара.

Внимание ученых к сервису, обусловленное его растущей значимостью в общественной жизни и экономике, проявляется в попытках упорядочить терминологию.

Если рассматривать значение и смысл понятие «услуга», принятые в современном русском языке, то оно трактуется двояко:

  1. Действие, приносящее помощь и пользу другому.

  2. Работа, выполняемая для удовлетворения чьих-либо нужд, потребностей.

М. М. Сухоруков анализирует семантику понятий «товар», «продукт» и «услуга» с точки зрения их применения и толкования в языкознании, используя в качестве базы сравнения русскоязычную и англоязычную литературу (табл. 1).

Таблица 1





Различия в толковании и подходах

Словарное толкование понятий


Русскоязычная литература
Товар
Продукт
Услуга

  • продукт труда, произведенный для продажи;

  • предмет торговли.

  • предмет как результат человеческого труда, предмет, вещество и т.п. как результат труда в какой-либо отрасли производства

  • действие, приносящее помощь, пользу другому;

  • работа, выполняемая для удовлетворения чьих-либо нужд, потребностей

Англоязычная литература
Goods
Product
Service

  • товар, товары;

  • вещи, имущество;

  • требуемые, необходимые качества

  • продукт;

  • продукция; изделие, фабрикат;

  • результат, плоды

  • услуга, одолжение;

  • обслуживание, сервис;

  • служба (область работы)


При описании понятия «услуга», можно выделить пять основных параметров, наиболее часто упоминаемых:

  1. Цель оказания услуги (для чего оказывается услуга).

  2. Объекты, оказывающие услуги, деятельность, ведущая к оказанию услуг, результат оказания услуги (что/кто, при помощи чего, в каких условиях оказывает услугу).

  3. Объекты воздействия услуг (на кого/что направлены услуги).

  4. Специфические характеристики услуги, отличающие ее от материально овеществленных товаров (чем услуга отличается от товара).

  5. Сфера оказания услуг (в каких отраслях и сферах деятельности создается).

К. Лавлок определяет: «Услуга как вид экономической деятельности, создающей ценность и обеспечивающей определенные преимущества для потребителей в конкретное время и в конкретном месте, в результате осязаемых и неосязаемых действий, направленных на получателя услуги или его имущество»

Л. В. Пасечникова выделяет: «Услугу» как доведение до потребителей материальных и нематериальных благ в соответствии с индивидуальными вкусами и запросами путем предоставления соответствующих потребностей, обслуживания процесса их потребления, создание условий для быта, отдыха и досуга; способствование увеличению свободного времени и рациональному его использования»

Официальная трактовка термина межгосударственным стандартом ГОСТ 30335-95/ГОСТ Р. 50656-94 «Услуги населению. Термины и определения». Гласит «Под услугой понимается результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя (заказчика), а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности заказчика».

В таблице приводится параметры определения услуги, в табл. 2.
Таблица 2
Анализ конструкции определения услуги и частоты

использования ее основных параметров


№ п/п

Параметры

Частота упоминаний параметры, %

Примеры

1

Цель оказания услуги

41

Для чего оказывается услуга:

  • Осуществление сбыта

  • Создание ценностей

  • Получение полезного эффекта

  • Удовлетворение потребностей

  • Изменение состояния лица или товара

  • Осуществление общественно полезной деятельности

  • способствование увеличению свободного времени и рациональному его использованию

2

Объекты, оказывающие услуги, деятельность, ведущая к оказанию услуг, результат оказания услуги

83

Что/кто, при помощи чего, в каких условиях оказывает услуги:

  • труд

  • благо

  • процесс

  • вид деятельности

  • неосязаемые товары

  • трудовая деятельность

  • действия, дела или исполнение работы

  • общественно полезная деятельность труда

  • деятельность одной экономической единицы с предварительного согласия другой экономической единицы

  • потребительская стоимость, которую доставляет труд

  • обслуживающий персонал, физические ресурсы, система предприятия – поставщика услуг

  • действия определенной потребительской стоимости, выражающиеся в полезном эффекте при помощи вещи либо в процессе живого труда

3

Объекты воздействия услуг

35

На кого/что направлены услуги:

  • человек

  • покупатель

  • потребитель

  • заказчик

  • другая сторона

  • другая экономическая единица

  • общество и отдельные его члены

  • лицо или товар, принадлежащий какой-либо экономической единице;

  • получатель услуги или его имущество

4

Специфические характеристики услуги, отличающие ее от материально овеществленных товаров

70

Чем услуга отличается от товара:

  • носит нематериальный характер

  • неосязаема

  • производится и потребляется одновременно – ту или иную человеческую потребность удовлетворяет, как правело, в момент своего проявления (несохраняемость и неотделимость от источника оказания)

  • во многих случаях менее стандартизирован и единообразен, чем продукт (непостоянство качества)

  • покупатель не получает права собственности на какой-либо материальный объект

  • производится и потребляется в конкретном мести

  • значение услуги и значение продукта не могут быть получены одним и тем же способом.

5

Сферы оказания услуг

9

В каких отраслях и сферах деятельности создается:

  • внепроизводственной сфере

  • в различных отраслях общественного хозяйства, в том числе в материальном производстве, но не овеществляются в предметно осязаемом, обособленном продукте труда (например, транспортные услуги, связь)

  • в сферах быта, отдыха и досуга.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Н. И. Рыжова сервисная деятельность iconРефератов и докладов по дисциплине «Сервисная деятельность»
Примерный перечень тем рефератов и докладов по дисциплине «Сервисная деятельность»
Н. И. Рыжова сервисная деятельность iconМетодика формирования стратегий овладения профессиональным дискурсом...
Охватывает такие области, как экскурсионная деятельность, турагентская деятельность, анимация, сервисная деятельность, туроперейтинг,...
Н. И. Рыжова сервисная деятельность iconРабочая Учебная программа дисциплины «Сервисная деятельность» для...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Н. И. Рыжова сервисная деятельность iconСервисная деятельность организаций
Развитие коммерческих связей в сфере товарного обращения и услуги торгово-посреднических структур
Н. И. Рыжова сервисная деятельность iconДанильченко Ольга Васильевна
Учебно-методический комплекс по дисциплине сервисная деятельность составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Н. И. Рыжова сервисная деятельность iconФизическая агрессия
Дисциплина «Сервисная деятельность» предназначена для студентов специальности 10. 01. 03 «Социально-культурный сервис и туризм» и...
Н. И. Рыжова сервисная деятельность iconПрограмма развития окружного
Дисциплина «Сервисная деятельность» предназначена для студентов специальности 10. 01. 03 «Социально-культурный сервис и туризм» и...
Н. И. Рыжова сервисная деятельность iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Аванесова Г. А. Сервисная деятельность: историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: учебное пособие. –...
Н. И. Рыжова сервисная деятельность iconРеферат по курсу “сервисная деятельность” тема “гостиничные услуги и их стандартизация”
Индустрия туризма занимает важное место в экономике большинства стран. Её развитие представляет обширный рынок рабочих мест
Н. И. Рыжова сервисная деятельность iconПротокол №2 от «30» января 2012г
Дисциплина «Сервисная деятельность» предназначена для студентов специальности 10. 01. 03 «Социально-культурный сервис и туризм» и...
Н. И. Рыжова сервисная деятельность iconДиагностика детско-родительских отношений
Дисциплина «Сервисная деятельность» предназначена для студентов специальности 10. 01. 03 «Социально-культурный сервис и туризм» и...
Н. И. Рыжова сервисная деятельность iconВыпишите из приведённого списка номера верных
Дисциплина «Сервисная деятельность» предназначена для студентов специальности 10. 01. 03 «Социально-культурный сервис и туризм» и...
Н. И. Рыжова сервисная деятельность iconУчебник (название, автор, год издания, издательство) -и. Л. Бим,...
Рабочие программы И. Л. Бим, Л. И. Рыжова «Немецкий язык» Предметная линия учебников 5-9 классы-М. Просвещение, 2011
Н. И. Рыжова сервисная деятельность iconТесты с человеческим лицом Очерк концепции обучающего тестирования
Учебно-методический комплекс по дисциплине сервисная деятельность составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Н. И. Рыжова сервисная деятельность iconНиколай Слабжанин Как эффективно работать с добровольцами
Дисциплина «Сервисная деятельность» предназначена для студентов специальности 10. 01. 03 «Социально-культурный сервис и туризм» и...
Н. И. Рыжова сервисная деятельность iconКонтрольные вопросы и задания 39 Литература 40 Глава Теоретический...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск