№
| Тема урока
| Кол-во часов
| Элементы содержание
| Планируемый результат
| Контроль
| Деятельность учащихся
| Дата проведение
|
План
| Факт
|
| В мире художественной культуры. ( 4 часа)
|
1
| Художественные символы народов мира.
| 1 час
| МХК как совокупность множества культур народов мира, сложившихся в различных регионах не протяжении исторического развития человеческой цивилизации. Худ. Символы народов мира. Сакура – художественный символ Японии.
| Иметь представление о : мировой художественной культуре; о художественных символах народов мира ( Египетская пирамида, Эйфелева башня, статуя Свободы).
|
| Поиск информации в справочной литературе
| 2.09
|
|
2
| Единство мировой культуры.
| 1 час
| Культура народов мира – общее достояние человечества. Мировое Древо как один из ключевых образов искусства. Образ Мирового Древа в шумерском эпосе о Гильгамеше и «Старшей Эдде».
| Знать и понимать: Мировое Древо, эпос, Славянское Древо
|
| 9.09
|
|
3
| Административная контрольная работа
| 1
|
|
| Контрольная работа
| 16.09
|
|
4
| Многообразие и национальная. Самобытность культуры.
| 1 час
| Национальная самобытность и её воплощение в культуре разных народов, стран и континентов.
Критерии, определяющие национальную самобытность народа и его культуры. Образы и мотивы национального искусства Японии
| Знать и понимать: основные критерии, икебана, чайная церемония, японские сады
|
| 23,09
|
|
| Своеобразие литературных произведений. (5 часов)
|
5
| Героический эпос народов мира.
| 1 час
| Понятие о героическом эпосе художественно отразившем представления об историческом прошлом, воссоздавшем целостные картины народной жизни. Сказания о значительных исторических событиях, подвигах легендарных героев, ставших символами мужества, доблести и благородства. Мифические представления человека о природе и окружающем мире. Героический эпос – результата коллективного народного творчества. безымянный характер эпических произведений. Рассказ А. Франса «Кемейский певец» и воссоздание в нем картины рождения эпоса.
Развитие эпических традиций в русской музыкальной культуре.( по выбору) Н. Римский-Корсаков «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Эпическая тема в произведениях русской живописи (по выбору) И. Билибин
| Знать и понимать: героический эпос, мифические представления человека о природе и окружающем мире, музыкальные эпические произведения, эпические произведения русской живописи.
|
| Эмоционально воспринимать произведения искусства.
Понимать и правильно употреблять изученные понятия в речи.
| 30.09
|
|
6
| Герои и темы народов мира.
| 1 час
| Общие черты и сходные признаки произведений героического эпоса. Повторяемость тем и сюжетов, общность характеристик главных героев.
Сюжет сотворения мира и его воплощение в исландском эпосе «Старшая Эдда». Выразительность и поэтичность легенд о сотворении мира в славянском и индийском эпосе. Сюжет чудесного рождения героя и его первых подвигов юности. Сватовство героя, сопряженное с трудновыполнимыми условиями. Описание битвы, демонстрирующей подлинные чудеса отваги, находчивости и мужества.
Русские былинные богатыри их от средневековых рыцарей. Илья Муромец - идеал русского богатыря, наделенного сверхъестественной силой, отвагой и находчивостью.
| Знать и понимать: общие черты и сходные признаки произведений героического эпоса.
Уметь: находить и выделять главное в произведениях героического эпоса.
|
| Сравнить русских богатырей и средневековых рыцарей
| 7.10
|
|
7
| Шедевры народного эпоса.
| 1
| «Эпос о Гильгамеше»- выдающийся памятник мировой литературы. Сказание о царе Гильгамеше. Сумевшем постичь и обрести мудрость , счастье и бессмертие. Искушение любовью богини Иштар.
Карело-финский эпос «Калевала», его идейно-художественное значение. Эпические руны, рассказывающие о далеких временах и первых героях. Характерные особенности их исполнения.
| Знать и понимать: Руны, содержание «Эпос о Гильгамеше».
Уметь: делать анализ произведения
|
| Работа с текстом
| 14.10
|
|
8
| Храмовая архитектура.
| 1час
| Своеобразие архитектурных традиций храмового зодчества. Храм как универсальная модель мира. Базилика – основа католического христианского храма, ее структура и назначение. Аскетизм внешнего облика. Пышность и великолепие внутреннего убранства. Распространение на РУСИ крестово - купольного типа храма как символа христианского православия. Традиции буддийской храмовой архитектуры. Борободур – крупнейший памятник мирового храмового зодчества. Культовые постройки ислама. Мечеть- основное сооружение мусульман. Медресе – культовые учебные заведения
| Знать и понимать: Базилика, михраб, нартекс, притвор неф, крестово-купольный, медресе.
| тест
| Поиск информации в интернете , справочной литературе
| 21.10
|
|
9
| Дом - жилище человека.
| 1 час
| Древнейшие дома человека обнаруженные археологами в Месопотамии , Древнем Египте и Греции. Инсулы – первые многоэтажные дома и роскошные виллы в архитектуре Древнего Рима. Раскопки в древнейшем италийском городе Помпеи. Изба традиционный рубленный дом русского народа. Многообразие внешнего вида, планировка и назначение избы. Искусство возведения избы, ее декоративное убранство Иглу- жилищные постройки народов Гренландии, Аляски и Арктики. Переносные жилища кочевых народов Крайнего Севера – яранги.
Шестовой чум. Юрты – основной тип жилища народов Средней Азии и Моголии. Жилища народов Африки.
Традиционные конструкции японского дома.
| Иметь представление о домах-жилищах разных народов мира (изба и ее декоративное убранство. Иглу, инсула, яранга, конический чум, юрта, убранство японского дома.)
| тест
| Стр. 138
Вопросы для сам - ной работы на стр.144. поиск информации
| 11.11
|
|
Изобразительное искусство народов мира. (4 часа)
|
10
| Древнерусская иконопись.
| 1 час
| Древнерусская иконопись – уникальное явление мировой художественной культуры.. следование византийским канонам, выработка собственного способа отражения религиозных представлений. Исключительная роль иконы в жизни русского человека. Художественный мир иконы и его символическое звучание. Представление о времени и пространстве. Принцип «обратной перспективы», особая роль света и цвета.
Икона – коллективное творчество многих мастеров. Процесс создания иконы и его основные этапы.
| Иметь представление об иконе и . обратной перспективе, византийском каноне. Понимать роль иконы в жизни русского человека, символика иконы, роль цвета и света в иконе
Иметь представления об основных этапах в процессе создания икон.
|
| Работа с текстом
| 18.11
|
|
|
11
| Книжная миниатюра Востока.
| 1 час
| Книжная миниатюра – замечательное явление в изобразительном искусстве Востока. Особое отношение к книге как к святыне и драгоценности.
Создание книжной миниатюры – сложный творческий процесс, требующий особых навыков и мастерства. Условный и декоративный характер искусства миниатюры, особенности изображения человека. Излюбленные сюжеты: природная красота Земли, исторические легенды и народные сказания. Шедевры художника К. Бехзада, создавшего утонченный декоративный язы миниатюрной живописи.
| Знать и понимать: книжная миниатюра, особенности книжной миниатюры, особенности изображения человека, природы.
|
| Участвовать в беседе на тему урока
| 25.11
|
|
12
| Скульптура Тропической и Южной Африки.
| 1 час
| Самобытность культуры народов Африки. Деревянная скульптура как воплощение народных представлений о жизни в её настоящем и прошлом. Выразительность и экспрессивность силуэта, декоративность, монохромность, использование природных материалов. Традиционные маски народов Африки, их символическое значение, отражающее религиозные представления о мире. Маски, связанные с культом животных. Скульптурные произведения Бенина и города-государства в Нигерии. Особенности изображения человека, стремление к художественному обобщению, отказ от воплощения конкретных и индивидуалистических черт.
| Понимать роль самобытности культуры народов Африки,; маски и их экспрессивность, культ, особенности изображения человека
|
| Характеризовать самобытность культуры народов южной Африки.
| 2.12
|
|
|
Декоративно-прикладное искусство. (6 часов)
|
13
| Традиции народного орнамента.
| 1 час
| Как и почему возник орнамент. Его отличие от живописи. Элементы –мотивы древнейших орнаментов: квадрат, ромб, волнистые линии (меандр, спираль). Орнаментальный ритм как своеобразное отражение важнейших природных процессов. Единство мотивов и ритмов. Орнаментальное искусство Древнего Египта и Греции
| Знать: орнамент, как и почему возник. Древнейшие мотивы, ритм. Краснофигурная чернофигурная вазопись, символическое значение знаков-иероглифов.
|
| Выполнение работы в материале .
| 9.12
|
|
14
| Традиции народного орнамента
| 1 час
| Русский народный орнамент – наследие наших предков. Прялка как отражение сложнейшей космогонической системы мира. Характерные орнаменты резных и расписных русских прялок. «Дивное узорочье» русских народных вышивок, Павловских головных платков и жостовских подносов. Традиционный цветочный орнамент – основа их композиции.
| Иметь представление: о космогонической системе мира;
Знать : орнаменты для расписных и резных прялок.
Историю и развитие промысла жостово и павловских платков. Основные узоры.
Уметь: изобразить основные элементы узоров Жостово и Павловских платков.
| тест
| Выполнение работы в материале .
| 16.12
|
|
15
| Игрушки народов мира
| 1 час
| Игрушки народов мира, отражение в их своеобразие национальных традиций. Японские традиционные куклы, связанные с праздниками и обычаями народа. Фестиваль кукол в праздник девочек (Хина мацури), его истоки и ритуал проведения. Первый день Лошади – праздник мальчиков, его происхождение и современное символическое значение.
| Иметь представление праздниках Японии связанные с куклами, из происхождение.
|
| Выполнение работы в материале .
| 23.12
|
|
16
| Игрушки народов мира
| 1 час
| Русская народная игрушка как отражение народных представлений о мире, добре и красоте. Содержание, форма и декор народной игрушки, отражение в ней древнейших представлений и верований русского человека. Женские фигурки, конь, птица – традиционные персонажи, в которых воплощена идея жизни, тепла и света. Каргопольская игрушка народных мастеров Севера.
Филимоновская глиняная игрушка, ее характерные особенности и постоянные образы. Дымковская игрушка. Матрешка. История создания разнообразные решения образа.
| Знать и понимать: содержание, форма и декор народной игрушки; историю развития и становления промысла Каргопольская , Филимоновская , дымковская игрушка. Особенности колорита этих игрушек.
Матрешка -цветовые контрасты и гармония.
|
| Выполнение работы в материале .
| 13.01
|
|
17
| Художественные промыслы России
| 1 час
| Народное искусство как основа национальной культуры, память человечества о своем прошлом.
Кузнечных дел мастера. Кубачи – ювелирный центр Дагестана. Резьба по кости народов Севера, её основные сюжеты и образы гончарное искусство Гжели.
| Знать и понимать: выразительность силуэта, декоративность, история развития мастеров ВеликогоУстюга, Кубачи, Гжели, Палехаи особенности колорита.
|
| Выполнение работы в материале .
| 20.01
|
|
18
| Художественные промыслы России
| 1 час
| Резьба по кости народов Севера. Гончарное искусство Гжели. Гравюра.
| Знать и понимать: выразительность силуэта, декоративность, история развития мастеров ВеликогоУстюга, Кубачи, Гжели, Палехаи и особенности колорита. Гравюра
| тест
| Выполнение работы в материале .
| 27.01
|
|
Праздники и обряды народов мира.(4 часа)
|
19
| Всякая душа празднику рада.
| 1 час
| Праздник – неотъемлемая часть духовной жизни народа, важнейший элемент традиционной народной культуры..понятие об обряде как совокупности установленных обычаем действий, связанных с религиозными или бытовыми традициями жизни народа.
| Знать и понимать: обряд, религиозные, семейно-бытовые, календарные и общественно-политические праздники, их особая значимость и самобытность.
|
| Участие в беседе по теме урока воспринимать произведения искусства.
Понимать правильно употреблять изученные понятия ц устной речи.
| 3.02
|
|
20
| Религиозные праздники и обряды.
| 1 час
| Крещение Руси, следование византийским традициям церковного богослужения. Православное богослужение и особый порядок его проведения. Церковная служба как своеобразный синтез искусств «храмовое действо». Понятие о трех «кругах времени» и недельном круге в православном богослужении. Внутренне убранство храма, вокальная и хоровая музыка , колокольные звоны. Особое значение и роль священного слова молитвы.
| Иметь представление: Православное богослужение и особый порядок его проведения. Молитва. Понятие о трех «кругах времени» и недельном круге в православном богослужении.
|
| Участие в беседе по теме урока.
Воспринимать произведения искусства.
Понимать правильно употреблять изученные понятия ц устной речи.
| 10.02
|
|
21
| Религиозные праздники и обряды.
| 1 час
| Паломничество в Мекку (хадж). – особый обряд поклонения главным святыням ислама. Основные этапы ритуала хаджа и его символическое значение. Буддийские праздники и обряды, их своеобразие и богатство традиций.
| Иметь представление: Хадж основные этапы ритуала хаджа и его символическое значение. Буддийские праздники и обряды, их своеобразие и богатство традиций.
| тест
| 17.02
|
|
22
| Ах, карнавал! Удивительный мир…
| 1 час
| Происхождение карнавала в странах Западной Европы, его традиции в средние века и в эпоху Возрождения. Италия – родина карнавальных шествий. Бразильские карнавальные шествия
| Иметь представление: происхождение карнавала и особенности проведения в разных странах
|
|
| 24.02
|
|
|
Театр народов мира.(8 часов)
|
23
| Идут по Руси скоморохи…
| 1 час
| Народное искусство скоморохов – странствующих актеров и музыкантов. Первые упоминания о скоморохах- в «Повести временных лет» и в произведениях устного народного творчества( былинах, исторических песнях).
Актерское мастерство скоморохов, народных потешников.
Тема скоморошества в различных видах искусства. Чтение и прослушивание записей скоморошин в исполнение фольклорных коллективов.
| Знать и понимать: скоморох; первые упоминания о скоморохах
|
| работа с текстом «Повесть временных лет»
Поиск информации в интернете, уметь находить главное
| 3.03
|
|
24
| Пекинская народная опера.
| 1 час
| Пекинская музыкальная драма – уникальное явление мировой художественной культуры, воплотившее лучшие традиции китайского народа. История создания и основные этапы развития. Условный характер театральных декораций и реквизита. Символика традиционных костюмов и театрального грима.
| Знать и понимать: драма.
Иистория создания и основные этапы развития; условный характер театральных декораций и реквизита
|
| 10.03
|
|
25
| Искусство кукольного театра.
| 1 час
| История происхождения кукольного театра. Разнообразие типов кукольного театра в Древних Греции, Риме и Китае.
Любимые герои кукольного театра (Пульчинелла, Полишинель, Панч, Ганвурст, Карагез (по выбору). Петрушка – наиболее популярный герой кукольного театра в России.
Кукольный театр теней Индонезии (ваянг), его происхождение и символическое звучание.
| Знать: Историю происхождения кукольного театра. Разнообразие типов кукольного театра в Древних Греции, Риме и Китае.
:
|
| 17.03
|
|
26
| Музыкальные инструменты народов мира.
| 1 час
| Музыкальные инструменты народов Азии, Европы, Африки и Латинской Америки. Своеобразие форм, оригинальность используемых материалов, декоративное убранство.
Европейские духовые, струнные смычковые и щипковые инструменты. Древнейшие музыкальные инструменты Арабского Востока. Популярные инструменты Японии, Китая и стран южной и Юго-Восточной Азии. Латиноамериканские музыкальные инструменты индейского, европейского и африканского происхождения. Обилие ударно-шумовых инструментов в музыкальной культуре Африки. Русские народные музыкальные инструменты.
Возникновение и история развития русской инструментальной культуры. Сопель, гусли, бубен, волынка – наиболее популярные инструменты, сопровождающие народные игрища и празднества. Использование ударных и духовых инструментов. Прослушивание музыки народных инструментов ведущих музыкальных оркестров России.
| Иметь представление о: Музыкальных инструментах народов Азии, Европы, Африки и Латинской Америки. Своеобразие форм, оригинальность используемых материалов, декоративное убранство.
Европейские духовые, струнные смычковые и щипковые инструменты. Древнейшие музыкальные инструменты Арабского Востока. Популярные инструменты Японии, Китая и стран южной и Юго-Восточной Азии. Латиноамериканские музыкальные инструменты индейского, европейского и африканского происхождения. Обилие ударно-шумовых инструментов в музыкальной культуре Африки. Русские народные музыкальные инструменты.
| тест
| Анализировать услышанные музыкальные произведения, сравнивать.
| 31.03
|
|
27-
| Музыка в храме.
| 1 час
| Особое эмоциональное воздействие на человека музыки, звучащей в храме. Музыка как своеобразный синтез искусств, особое храмовое действо. Церковное пение. Знаменный распев – основа древнерусского певческого искусства. Партесное (многоголосное) пение. выдающиеся композиторы русской церковной музыки: П. Чайковский
Культовая музыка ислама, ее строгий регламентированный характер. Мелодичные декламации священного Корана – особый вид культовой музыки.
Характерные особенности буддийской музыки. Молитвы- заклинания, сопровождающие обряды богослужения, их символический смысл и значение.
| Иметь представление: Муэдзин. Худжара, михраб. Церковное пение. Знаменный распев – основа древнерусского певческого искусства.
Мелодичные декламации священного Корана – особый вид культовой музыки
|
| Воспринимать произведения искусства.
Понимать правильно употреблять изученные понятия ц устной речи.
| 7.04
|
|
28
| Колокольные звоны Руси.
| 1 час
| Русская колокольная музыка как часть православной культуры . Виды колокольных звонов: благовест, трезвон, набат, малиновый. Искусство колокольного звона В Новгороде. Произведения М. Глинки «Иван Сусанин»
| Знать и понимать: Виды колокольных звонов: благовест, трезвон, набат, малиновый. Искусство колокольного звона В Новгороде. Произведения М. Глинки «Иван Сусанин»
|
| Воспринимать произведения искусства.
Понимать правильно употреблять изученные понятия ц устной речи.
| 14.04
|
|
Самобытность танцевальной культуры. (4 часа)
|
29
| Радуга русского танца.
| 1 час
| Русский танец – один из древнейших и любимых видов народного творчества, его многовековая история и традиции. Хоровод – простейшая форма народного танца.
Пляски-кадрили и переплясы. Трепак.
| Иметь представление что такое Кадриль. Хоровод – простейшая форма народного танца.
Пляски-кадрили и переплясы. Трепак.
|
| эмоционально воспринимать произведения искусства.
Понимать правильно употреблять изученные понятия ц устной речи.
| 21.04
|
|
30
| Искусство индийского танца.
| 1 час
| Древнейшее происхождение индийского танца и его отражение в народных легендах. Система индийского классического танца, его основные положения. Танец как составная часть храмовых обрядов.
| Знать и понимать: Мудра. Система индийского классического танца, его основные положения.
|
| 28.04
|
|
31
| Страстные ритмы фламенко.
| 1 час
| Фламенко – своеобразный художественный символ Испании. Основные версии происхождения танца. Болеро, сегидилья и охота – наиболее популярные испанские танцы.
| Знать и понимать: Фламенко. Основные версии происхождения танца.
|
| 5.05
|
|
32
| Административная контрольная работа
| 1 час
|
|
| Контрольная работа
| 12,05
|
|
33
| Под звуки тамтамов.
Итоговый урок
| 1 час
| Традиционные танцы народов Африки – неотъемлемая часть их образа их жизни.
Африканский танец – синтез многих искусств. Разнообразие видов и форм танцев.
Магические обрядовые танцы народов Центральной Африки.
| Иметь представление, что такое тамтам. Африканский танец – синтез многих искусств. Разнообразие видов и форм танцев.
|
| 19.05
|
|