Скачать 230.08 Kb.
|
Содержание: I. Пояснительная записка
II. Учебно-тематическое планирование III. Содержание IV. Диагностика результативности программы V. Условия реализации программы VI. Литература Приложение ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная программа «Бисероплетение» по направлению художественно-эстетическое искусство разработана по авторской программе О.Б. Забродиной «Изящное рукоделие» ( из-во: ОМГПУ, 2009г.). В новых направлениях Закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указаны направления дополнительного образования учащихся общеобразовательных школ, основанных на развитии личности ребѐнка, его творческого потенциала, активной социализации. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Наибольшие возможности для развития творческих способностей учащиеся возраста предоставляет образовательная область «Технология». Актуальность программы связана с расширением знаний культуры и истории родного края, с разными видами декоративно - прикладного искусства (вышивка, шитьѐ, работа с мехом, бисером, драп и т.д.) народа, проживающего в родной местности. Новизна программы в первую очередь в том, что в ней деятельность учащихся направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением. На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус. Студия «Вдохновение» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности. Цели программы: 1. Развитие творческих способностей детей, сплоченности ученического коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки. 2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению и профориентационной деятельности. 3. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе. Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам». Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является: Я слышу – и забываю, Я вижу - и запоминаю, Я делаю – и понимаю. Задачи:
Адресат: Программа направлена на учащихся возраста 7-15 лет. Программа рассчитана на три года обучения. Принципы педагогического процесса:
В основу разработки программы положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
Условия набора детей в коллектив: Программа предназначена для обучения учащихся в возрасте от 7 до 15 лет навыкам декоративно-прикладного творчества. В коллектив принимаются все желающие дети, имеющие желание обучаться декоративно-прикладному искусству, достаточное физическое развитие и устойчивую психику, проявляющие интерес к избранному направлению. Особенности организации образовательного процесса В основе программы отражена многосторонняя работа по обучению навыкам декоративно-прикладного творчества, развитию творческого мышления, выработке умений художественного творчества, а также развитию творческой личности, способной адаптироваться в современных условиях. Учебно–тематический план – единый на все три года обучения, так как в основных разделах – практическая работа с материалами декоративно-прикладного творчества, развитие творческих способностей и оформление выставочных экспозиций по ДПИ. Тематика всей программы включает в себя необходимые вопросы формирования художественной культуры, но в каждом конкретном случае важную роль играют индивидуально – психологические особенности педагога и ученика, педагога и группы, творческий подход к проведению занятий степень готовности всех детей или даже одного ребенка к занятиям. Теоретическая и практическая части программы включают в себя два основных раздела: теоретические знания по работе с различными материалами декоративного творчества и практические навыки работы с различными материалами декоративного творчества, в т.ч. выставки- ярмарки детских работ. Вопросы теоретического и практического характера реализуются на разных этапах обучения (содержание обучения усложняется на 3год обучения). Ожидаемые результаты программы: 1 год обучения:
2 год обучения:
3 год обучения:
В рамках реализации программы проводятся текущая, промежуточная и итоговая диагностики уровня усвоения программы. По итогам трех лет обучения проводится защита проекта по ДПИ. 2. Учебно-тематическое планирование. 1 год обучения
2 год обучения
3 год обучения
Индивидуальные часы работы с учащимися 3 года обучения: 2 часа в неделю. 72 часа в год 3. Содержание программы 1 год обучения 1. Вводное занятие Ознакомление детей с запланированными техниками творческих работ, материалами. Проведение техники безопасности. 2. Работа с бисером Порядок создания занимательных изделий из бисера и проволоки: деревьев, цветочных композиций разных типов. Участие в различных конкурсах Практическая работа: выполнение творческих работ в техниках бисероплетения. 3. Работа с различными тканями Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изготовлении игрушек. Знакомство с различными образцами мягкой игрушки. Порядок проектирования мягкой игрушки. Подбор материала для изготовления мягкой игрушки. Технология кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки. Практическая работа: освоение безопасных приѐмов работы со швейной иглой; ознакомление с возможным цветовым оформлением мягкой игрушки. 4. Вязание крючком Освоение техник вязания крючком. Изготовление простейших изделий вязания. 5. Кожная пластика Художественная обработка кожи. Технологические свойства кожи. Виды работы с кожей и рабочие инструменты. Техника безопасности при работе с кожей. Техника изготовления декоративного ремня, броши, различных миниатюрных сувениров. Практическая работа: подготовка кожи к работе; работа над эскизом; подбор материала для работы; оформление тематического панно, броши, сувенира, ремешка для часов, миниатюр (применяя термообработку). 6. Морские пришельцы (работа с ракушками) Сбор ракушек. Виды ракушек, хранение их и обработка. Техника безопасности при работе с ракушками. Использование ракушек для создания композиций аппликации. Оформление объмных поделок с использованием разных видов и размеров ракушек. Ракушка как дополнительный материал для поделки. Практическая работа: сортировка и систематизация ракушек; проектирование изделий из ракушек; оформление работ из ракушек; оформление рамок для поделок. 7. Лоскутная техника кругляки или «Йо-йо» Искусство лоскутного шитья Материалы для лоскутного шитья. Швейные принадлежности Раскрой ткани в лоскутном шитье Схемы узоров, цвет в лоскутном шитье. Технология пошива изделий из лоскута. Практическая работа: изготовление отдельных элементов йошек; формирование из них различных поделок: прихватки, подставки под горячее, декоративные наволочки на подушки, сумочки, одежка для игрушек. Изготовление необычных поделок: подсвечник, грелка для чайника, пасхальная подставка, изготовление картин и настенных панно. 8. Отчетная выставка-ярмарка работ школьников Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки- ярмарки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки-ярмарки и аукциона поделок школьников. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ. Практическая работа: проведение выставки-ярмарки. 2 год обучения 1. Вводное занятие Ознакомление детей с запланированными техниками творческих работ, материалами. Проведение техники безопасности. 2. Работа с бисером Порядок создания занимательных изделий из бисера и проволоки: деревьев, цветочных композиций разных типов, составление из них различных картин, оформление их в рамы. Участие в различных конкурсах Практическая работа: выполнение творческих работ в техниках бисероплетения. 3. Работа с различными тканями Новые понятия о мягкой игрушке. Народные традиции в изготовлении игрушек. Знакомство с различными образцами мягкой игрушки. Порядок проектирования мягкой игрушки.Усложнение новых видов игрушки. Подбор материала для изготовления мягкой игрушки. Технология кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки. Практическая работа: освоение безопасных приѐмов работы со швейной иглой; ознакомление с возможным цветовым оформлением мягкой игрушки. 4. Вязание крючком Освоение новых техник вязания крючком. Вывязывание ромбов, кругов, треугольников и их соединение. Чтение схем и изготовление по ним салфеток. Участие в различных конкурсах. Практическая работа: Изготовление коллекции сумок и салфеток. 5. Кожная пластика Художественная обработка кожи. Технологические свойства кожи. Виды работы с кожей и рабочие инструменты. Техника безопасности при работе с кожей. Техника изготовления декоративного ремня, броши, различных миниатюрных сувениров. Практическая работа: подготовка кожи к работе; работа над эскизом; подбор материала для работы; оформление тематического панно, броши, сувенира, ремешка для часов, миниатюр (применяя термообработку). 6. Морские пришельцы (работа с ракушками) Сбор ракушек. Виды ракушек, хранение их и обработка. Техника безопасности при работе с ракушками. Использование ракушек для создания композиций аппликации. Оформление объемных поделок с использованием разных видов и размеров ракушек. Ракушка как дополнительный материал для поделки. Практическая работа: сортировка и систематизация ракушек; проектирование изделий из ракушек; оформление работ из ракушек; оформление рамок для поделок. 7. Лоскутная техника кругляки или «Йо-йо» Искусство лоскутного шитья Материалы для лоскутного шитья. Швейные принадлежности Раскрой ткани в лоскутном шитье Схемы узоров, цвет в лоскутном шитье. Технология пошива изделий из лоскута. Практическая работа: изготовление отдельных элементов йошек; формирование из них различных поделок: оформление одеял, занавески на дверной проем, изготовление украшений. Изготовление необычных поделок: подсвечник, грелка для чайника, пасхальная подставка, изготовление картин и настенных панно. 8. Отчетная выставка-ярмарка работ школьников Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки- ярмарки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки-ярмарки и аукциона поделок школьников. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ. Практическая работа: проведение выставки-ярмарки. 3 год 1. Вводное занятие Ознакомление детей с запланированными техниками творческих работ, материалами. Проведение техники безопасности. 2. Работа с бисером Изучение новых техник: крестик в две иглы, вышивка картин и икон на ткани, гобеленовый метод и применение его в изделии. Участие в различных конкурсах Практическая работа: выполнение творческих работ в заданных техниках бисероплетения. 3. Работа с различными тканями Новые понятия о мягкой игрушке. Народные традиции в изготовлении игрушек. Знакомство с различными образцами мягкой игрушки. Порядок проектирования мягкой игрушки.Усложнение новых видов игрушки. Подбор материала для изготовления мягкой игрушки. Технология кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки. Практическая работа: освоение безопасных приѐмов работы со швейной иглой; ознакомление с возможным цветовым оформлением мягкой игрушки. 4. Вязание крючком Освоение новых рисунков вязания крючком. Вывязывание изделий по кругу и по отдельности. Участие в различных конкурсах. Практическая работа: Изготовление коллекции одежды для себя(летние топы, юбки, жакеты, шарфы, палантины. Шали, пледы). 5. Кожная пластика Художественная обработка кожи. Технологические свойства кожи. Виды работы с кожей и рабочие инструменты. Техника безопасности при работе с кожей. Техника изготовления декоративного ремня, броши, различных миниатюрных сувениров. Практическая работа: подготовка кожи к работе; работа над эскизом; подбор материала для работы; оформление тематического панно, броши, сувенира, ремешка для часов, миниатюр (применяя термообработку). 6. Морские пришельцы (работа с ракушками) Сбор ракушек. Виды ракушек, хранение их и обработка. Техника безопасности при работе с ракушками. Использование ракушек для создания композиций аппликации. Оформление объемных поделок с использованием разных видов и размеров ракушек. Ракушка как дополнительный материал для поделки. Практическая работа: сортировка и систематизация ракушек; проектирование изделий из ракушек; оформление работ из ракушек; оформление рамок для поделок. 7. Лоскутная техника кругляки или «Йо-йо» Искусство лоскутного шитья Материалы для лоскутного шитья. Швейные принадлежности Раскрой ткани в лоскутном шитье Схемы узоров, цвет в лоскутном шитье. Технология пошива изделий из лоскута. Практическая работа: изготовление отдельных элементов йошек; формирование из них различных поделок: оформление одеял, занавески на дверной проем, изготовление украшений. Изготовление необычных поделок: подсвечник, грелка для чайника, пасхальная подставка, изготовление картин и настенных панно. 8. Отчетная выставка-ярмарка работ школьников Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки- ярмарки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки-ярмарки и аукциона поделок школьников. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ. Практическая работа: проведение выставки-ярмарки. 4. Диагностика результативности программы Ожидаемые результаты реализации программы Для занятий в кружке объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий. Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с бросовым и нетрадиционным материалом, бисером и проволокой, изготовление вязаных изделий, плетение фенечек) и направлена на овладение детьми необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию. Дети знакомятся с искусством родного края – вышивкой, бисероплетением, работа с тканями и мехом. При обсуждении технологии изготовления изделия ученики под руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно. Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, города), так и районные, областные. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления школьного музея для проведения открытых уроков. Диагностические материалы: Для 1-3 год обучения
Образец:
(материально-техническая база программы) Для результативности выполнения заданных целей и задачей мы использовали такие виды материалов:
Методическая литература по направлению ДПИ: 1.Журналы:
2. Книги:
Для педагогов:
Для учащихся:
|
Теоретическое обоснование проблемы индивидуализации обучения на уроке английского языка | Теоретическое обоснование и совершенствование технологии красных... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Теоретическое обоснование | Пояснительная записка Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательном процессе детского сада | ||
«Утверждено» на заседании педагогического совета от Пояснительная записка( обоснование, нормативно-правовая база, цели, принципы, планируемые результаты) | Теоретическое обоснование проекта Постановка проблемы ... | ||
«Влияние музыкотерапии на психо-эмоциональное состояние детей» Теоретическое обоснование необходимости и значимости применения музыкотерапии в образовательном учреждении | Содержание введение 3 Общая характеристика бак «Экогель» 4 ... | ||
С. В. Карвегина, магистрант; М. В. Ключко, магистрант Панова М. Б ... | Российской федерации Целями освоения дисциплины являются: дать теоретическое и методологическое обоснование необходимости эффективной организации власти... | ||
Научно-техническая программа создания асду 1984 содержание введение... Задача разработать теоретическое обоснование для создания демонстрационного образца. 7 | Теоретическое и практическое обоснование повышения эффективности... Работа выполнена в гну поволжский научно-исследовательский институт производства и переработки мясомолочной продукции | ||
Теоретическое обоснование и практическое использование молекулярно-генетических... Работа выполнена в государственном научном учреждении – Всероссийском научно-исследовательском институте биологической защиты растений... | Теоретическое обоснование, исследование и разработка технологии резания... ... | ||
Пояснительная записка 33 Аналитическое обоснование программы 35 Раздел... Целевое назначение общеобразовательной программы начального общего образования: 42 | Московский энергетический институт (технический университет) институт... Целью дисциплины является развитие практических навыков в области прикладной математики и их теоретическое обоснование, а именно,... |