Программа внеурочной деятельности кружок «Мягкая игрушка»





Скачать 122.01 Kb.
НазваниеПрограмма внеурочной деятельности кружок «Мягкая игрушка»
Дата публикации12.04.2015
Размер122.01 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
Программа внеурочной деятельности

кружок

«Мягкая игрушка»

Автор программы Никитова Т. М.

Пояснительная записка

Важной задачей дополнительного образования является развитие творческих способностей учащихся, так как этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Едва ребёнок начинает познавать окружающий мир, игрушка становится его спутником, помощником и учителем. Игра и игрушка – не только забава и развлечение, это и способ творческого самовыражения ребёнка, приобретение им реальных жизненных навыков.

Когда ребёнок подрастёт, необходимо сохранить единство труда и игры, труда и творчества. Один из возможных способов – создание игрушек-самоделок. Это занятие исключительно творческое, способное пробуждать и развивать детскую фантазию. Вместе с тем рукоделие – важный компонент трудового обучения детей: занимаясь им, дети приобретают навыки шитья, работы с ножницами, клеем, развивают глазомер, образное мышление.

Игрушка всегда сопутствовала человеку, являясь одним из самых давних видов декоративно-прикладного искусства, украшающего наш быт, радующего наш глаз. Игрушку любят все дети и взрослые. Для детей она забава, игра; взрослые же с радостью смотрят на красивые, смешные игрушки, которые переносят их в мир детства, вызывают добрую улыбку.

Игрушка - неизменный спутник ребёнка, его друг, главное действующее лицо в играх, забавах. Она пробуждает у ребёнка мысль, даёт широкие возможности для познания окружающей действительности. Вместе с тем игрушка воспринимается ребёнком эстетически, воспитывает добрые чувства. И даже тогда, когда она теряет своё игровое значение, у ребёнка сохраняется к ней живое отношение. Недаром любимые игрушки подолгу остаются частью быта ребёнка, хотя он в них уже не играет. Благодаря игрушке в жизнь ребёнка входит искусство. Именно она помогает обогащению его фантазии.

Огромное значение в творческом развитии ребёнка имеет игрушка, сделанная своими руками. Редкий ребёнок не имеет дело с такой игрушкой – от самой примитивной, сделанной из бумаги, ткани, спичечных коробков, из песка и снега. Это первый творческий труд ребёнка, наряду с рисунками, всегда выражает не только его творческие способности, но и конструкторские возможности.

Когда освоены основные технологические процессы, следует обращать больше внимания на творческую сторону. Необходимо пробудить и развить творческое начало ребёнка.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы «Мягкая игрушка», утверждённой в РМК отдела образования в 2006 году.

Курс введён в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением, по направлению «Общекультурное развитие».

Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Программа имеет большое воспитательное значение. У детей развивается усидчивость, внимание, аккуратность, бережное отношение к вещам. Ребенок учится ценить все, что сделано им самим и другими людьми, учится видеть прекрасное, познает окружающий мир. Богатая детская фантазия, нестандартность мышления учащихся дают возможность создавать замечательные образы игрушек. Позже эти образы могут превратиться в героев какого-либо действия, спектакля, жизненной ситуации др.

Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно-прикладного искусства во внеурочное время в процессе освоения технологии изготовления мягкой игрушки.

Задачи программы

Обучающие:

  • Закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;

  • Знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно–прикладного искусства;

  • Раскрыть истоки народного творчества;

  • Формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

  • Совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

  • Приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

  • Пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

  • Развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

  • Формирование творческих способностей, духовной культуры;

  • Развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

Воспитывающие:

  • Осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;

  • Воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;

  • Добиться максимальной самостоятельности детского творчества

  • .воспитывать чувство коллективизма, нравственно-этических норм межличностных взаимоотношений, умений и навыков поведения и работы в коллективе;

  • Воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к людям и результатам их труда.

Методическое обеспечение программы.

В программе используются следующие методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, объяснение, наблюдение, демонстрация иллюстраций, слайдов, репродукций, изделий.)

- репродуктивный (выполнение действий на занятиях на уровне подражания, тренировочные упражнения по образцам, выполнение практических заданий.)

- изучение развития ребенка (наблюдение за особенностями развития личности ребенка, во время занятий и различных видах деятельности, беседы, анализ творческой деятельности учащегося, работа психолога и т.д.)

Организация деятельности кружка.

Программа работы кружка рассчитанана 2 года обучения - 72 часа, для детей в возрасте от 8 до 10 лет.

Режим работы кружка– 1 занятие в неделю по 1 часу.

 Структура программы

Программа кружка «Мягкая игрушка» основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.

Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

Структура занятия:

1.Мотивационно-ориентировочный этап: организация начала занятия, постановка задач, сообщение темы и плана занятия; выявление имеющихся у детей знаний и умений для подготовки к изучению новой темы (повторение); создание ориентировочной схемы действия (планирование);

2.Исполнительный этап: упражнения на усвоение и закрепление знаний, умений и навыков, анализ образца, выполнение работы по образцу, по инструкции педагога, по собственным эскизам, впечатлениям и представлениям.

3.Рефлексивно-оценочный этап: -подведение итогов занятия, формулирование выводов, выражение эмоционального отношения к результатам деятельности (работы детей сравниваются с образцом, представляется на все общее обозрение, дается оценка результатов работы, похвала за инициативу).

Чтобы превратить учебное занятие в живое, необходимо соблюдени е следующих требований: организация работы детей на доступном для них уровне с учетом возможностей и их интересов; четкое поэтапное объяснение учебного материала или обучение практической операции; организация «обратной связи», которую можно осуществить по ходу объяснения новой темы, после ее изучения и как итоговую проверку; создание оптимальных условий для самообразования, творческого развития ребенка; индивидуальный подход на всех занятиях, с учетом цели и возможностей, творческого потенциала каждого ребенка на основе знания его способностей, потребностей, склонностей.

Способы проверки результатов обучения и формы подведения итогов.

Во время занятий применяется поурочный, тематический и итоговый контроль. Уровень усвоения материала выявляется в беседах, выполнении творческих индивидуальных заданий, применении полученных на занятиях знаний. Выполнение задания в группе обычно проходит неравномерно: одни уже выполнили работу, другие только начинают. Поэтому необходимы как групповые, так и индивидуальные занятия. Наиболее подходящая форма оценки–организованный просмотр выполненных образцов изделий. Он позволяет справедливо и объективно оценить работу каждого, сравнить, сделать соответствующие выводы, порадоваться не только своей, но и общей удачи. В течение всего периода обучения педагог ведет индивидуальное наблюдение за творческим развитием каждого обучаемого.

Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому целесообразнее применять такие критерии: текущая оценка достигнутого самим ребенком, оценк азаконченной работы, участие в выставках, конкурсах; реализация творческих идей.

Ожидаемые результаты обучения.

Работа кружка имеет большое воспитательное значение для развития у школьников художественного вкуса, интереса к искусству, традициям, профессиональной ориентации. Вся работа направлена на достижение развития творческой активности учащихся. В конце курса учащиеся должны:

-знать историю развития игрушки;

-выполнять выкройки по схемам;

-выполнять простейшие швы;

-владеть приемами работы с тканью и мехом;

-выполнить несколько игрушек и оформить их самостоятельно;

-уметь работать как самостоятельно, так и в коллективе;

-совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки.

Универсальные учебные действия:

Познавательные общеучебные действия

• Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

  • Выделение познавательной цели;

• Выбор наиболее эффективного способа решения;

• Смысловое чтение;

УП логическиеД

• Анализ объектов

• Синтез как составление частей целого;

• Доказательство;

• Установление причинно-следственных связей;

• построение логической цепи рассуждений

КоммуникативныеУУД

• Постановка вопросов;

• Умение выражать свои мысли полно и точно;

• Разрешение конфликтов.

• Управление действиями партнера (оценка, коррекция)

РегулятивныеУУД

• Целеполагание;

• Волевая саморегуляция

• Прогнозирование уровня усвоения

• Оценка;

• Коррекция

Учебно-тематический план.




Наименование темы


Количество часов




1-й год обучения




1.

Вводное занятие. ТБ при работе. Основные ручные швы.

1

2.

Основные приемы работы с тканью. Изготовление выкроек-лекал

1

3.

Мягкая игрушка-брелок. Утёнок.

1

4

Объёмная игрушка. Морская звезда (игольница)

2

5

Плоские игрушки. Котёнок.

2

6.

Объемные игрушки. Собачка.

6

7

Объемные игрушки. Снеговик

3

8.

Объемные игрушки. Зайчик.

4

9

Объемные игрушки Лошадка.

6

10

Объемные игрушки. Смешарики

4

11.

Игрушка по выбору

4







34




2-й год обучения




12.

ТБ при работе. Шляпка-игольница

2

13

Игрушки из помпонов. Цыплёнок

1

14

Объемные игрушки. Котёнок.

5

15.

Весёлый Петрушка

6

16

Объемные игрушки. Кот-мяч

7

17

Медвежонок.

5

18

Игрушка по выбору.

5

19

Выставка работ

1

20

Экскурсия в музей

2







34




Итого:

68

Правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушек.

Каркасы для игрушек.

При вырезании картонных каркасов надо следить за тем, чтобы края были ровными, без зазубрин. Каркас из поролона вырезают ножницами точно по выкройке. Лекала обводят на поролоне мягким карандашом или шариковой ручкой.

В некоторые игрушки для укрепления формы вставляют каркасы из проволоки, которые делают игрушку более устойчивой. Для этого проволоку нужной длины сгибают посередине, ее концы загибают петелькой, чтобы не прокололась ткань или мех, а затем вставляют в форму, которую нужно укрепить (например, в длинные ножки козлика или передние ноги собаки). После установки каркаса набивка производится обычным способом.

Раскрой материала.

Изготовление каждой модели связано с процессом раскроя материала. Поэтому необходимо знать основные свойства ткани и меха, уметь определять долевую и уточную нить, отличать лицевую и изнаночную стороны, соблюдать правила раскроя.

При раскрое выкройки-лекала раскладывают на изнаночной стороне ткани или меха, учитывая направление нити, и аккуратно обводят карандашом или мелом. При размещении на материале парных деталей нужно следить за тем, чтобы они не были выкроены на одну сторону, для этого парные лекала при раскрое располагают симметрично.

При изготовлении игрушек из меха раскрой деталей производят в основном из лоскута и отходов, небольших по размеру. В первую очередь на материале надо располагать наиболее крупные детали. Если деталь выкройки не укладывается на одном куске мехового лоскута, следует сметать их два или три вместе, подобрав по фактуре и направлению ворса, нитей. Затем, наметив контуры детали, сшить, не заходя за линии обмеловки.

Детали игрушек из сукна, драпа, войлока раскраиваются без припуска на швы а из тонких тканей, например, ситца, бязи, сатина—с припуском 0,5—1 см. Детали из меха вырезают острыми концами ножниц по изнаночной стороне, не затрагивая при этом ворса меха, с незначительным прибавлением на швы—0,3—0,5 см.

Соединение деталей. Различные способы соединения и сшивания деталей игрушек учащиеся осваивают в процессе изготовления разных моделей. Игрушки из меха и ткани в основном сшивают вручную. Затем их выворачивают на лицевую сторону и набивают синтепоном. Детали игрушек из толстых тканей и меха также предварительно сметывают, чтобы не получилось перекоса. Игрушки из меха сшивают по изнаночной стороне частыми косыми стежками через край и затем выворачивают.

Набивка деталей. Для набивки сшитых деталей можно использовать синтепон или остатки мехового лоскута, которые почти всегда остаются от раскроя игрушек. Набивать формы следует небольшими кусками, заполняя в начале концы деталей, помогая при этом каким-либо тонкими длинным предметом, можно карандашом. Использовать при этом ножницы не рекомендуется, так как они могут поранить руки и прорезать деталь.

Оформление глаз, носа. Глаза и нос игрушек обычно делают из черных или коричневых пуговиц без отверстий, бусинок, кусочков клеенки, кожи. В магазинах есть и готовые детали для оформления игрушек: носики, язычки, глаза. Для игрушек выполненных из ткани могут подойти и кусочки самоклеющейся бумаги.

Техника безопасности трудa.

На занятиях учащиеся постоянно пользуются ножницами, иголками, поэтому они должны хорошо знать и постоянно соблюдать правила безопасности труда.

При работе ножницами, иголками, булавками:

-Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы.

-Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.

-Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя и твоего товарища.

-Передавать ножницы кольцами вперед сомкнутыми лезвиями.

-Шить с наперстком, чтобы избежать прокола пальца.

-При шитье не пользоваться ржавой иглой, так как она плохо прокалывает ткань, легко может сломаться и поранить палец.

-Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, в стол или в случайные предметы. Их надо вкалывать в специальную подушечку.

-Нельзя перекусывать нитку зубами, так как можно поранить губы.

-Иголки необходимо хранит в игольнице или специальной подушечке, а булавки в коробочке с крышкой.

-Сломанную иглу следует отдать руководителю.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа внеурочной деятельности кружок «Мягкая игрушка» icon«Какой была самая первая мягкая игрушка?»
Мы занимаемся в Доме детского творчества в объединении «Мягкая игрушка», поэтому нам важно знать, как выглядела первая мягкая игрушка,...
Программа внеурочной деятельности кружок «Мягкая игрушка» iconКонспект занятия Тема: «Мягкая игрушка из помпонов. Составитель:...
Цель: познакомить учащихся с изделиями из помпонов; ознакомить с инструментами и материалами необходимыми для выполнения игрушек...
Программа внеурочной деятельности кружок «Мягкая игрушка» iconПрограмма кружка базируется на личностно- ориентированной модели...
Игрушка в жизни ребёнка является спутником, помощником и учителем. Игра и игрушка – не только забава и развлечение, это и способ...
Программа внеурочной деятельности кружок «Мягкая игрушка» iconПрограмма кружка базируется на личностно- ориентированной модели...
Игрушка в жизни ребёнка является спутником, помощником и учителем. Игра и игрушка – не только забава и развлечение, это и способ...
Программа внеурочной деятельности кружок «Мягкая игрушка» iconСевостьянова Л. А. Худ рук. Мук цд «Гранит» мягкая игрушка
Забавная игрушка может стать призом победителю в веселых играх, конкурсах. Большой интерес к изготовлению различных меховых поделок...
Программа внеурочной деятельности кружок «Мягкая игрушка» iconПрограмма внеурочной деятельности (художественно эстетическое направление)...
Внеурочная деятельность в гимназии является важным звеном системы непрерывного образования, создаются условия для развития интеллектуальных...
Программа внеурочной деятельности кружок «Мягкая игрушка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: мягкая игрушка – щенок, кубики, зеркало, трафарет дорожки, карандаш, предметные картинки на звук Р
Программа внеурочной деятельности кружок «Мягкая игрушка» iconПлан Система работы учителя начальных классов по подготовке учащихся...
«Организация учебно- исследовательской деятельности учащихся начальных классов во внеурочной деятельности»
Программа внеурочной деятельности кружок «Мягкая игрушка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пальчиковый театр из сказки «Репка»; мягкая игрушка кот, настольный театр по сказке «Репка»
Программа внеурочной деятельности кружок «Мягкая игрушка» iconПрограмма внеурочной деятельности ( 1-4 классы) 2011-2015 гг кружок «В мире информатики»
Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека...
Программа внеурочной деятельности кружок «Мягкая игрушка» iconПрограмма внеурочной деятельности ( общеинтеллектуальное направление) кружок «Планета загадок»
Наличие в современном мире безграничного информационного пространства, уже на начальном этапе обучения требует умения принимать информацию,...
Программа внеурочной деятельности кружок «Мягкая игрушка» iconРабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе «Занимательная физика»
Кружок «Занимательная физика» является одним из важных элементов структуры средней общеобразовательной школы наряду с другими школьными...
Программа внеурочной деятельности кружок «Мягкая игрушка» iconНазвание программы Экология Направление внеурочной деятельности Кружок...
Программа разработана на основе авторской программы «Эколог и Я» Автор: Краснова Елена Витальевна
Программа внеурочной деятельности кружок «Мягкая игрушка» iconРабочая программа внеурочной деятельности по технологии кружок «Волшебная бумага»
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества,...
Программа внеурочной деятельности кружок «Мягкая игрушка» iconПрограмма по внеурочной деятельности «страна рукоделия» для учащихся начальной школы
Кружок развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу...
Программа внеурочной деятельности кружок «Мягкая игрушка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: музыкальный центр, таблицы, геометрические, фигуры, учебник математики для 1класса(2 часть) автор Л. Г. Петерсон, счетные...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск