Скачать 74.66 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Санкт-Петербургский государственный университет Филологический факультет
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Антропонимика: модели именования людей у народов мира» (спецкурс по выбору на специализации «Социолингвистика») Программа дисциплины составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 520500 — Лингвистика Санкт-Петербург 2005 I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 1. Цель курса: Познакомить с содержанием и спецификой ономастики как комплексной науки об именах собственных, ее методах и основных этапах развития. Показать эволюцию именования людей в зависимости от социокультурных и собственно лингвистических факторов на примере антропонимических моделей и формул. 2. Задача курса: Раскрыть место ономастики в системе современных наук о языке, обществе и его этнокультурных традиций. Дать анализ способов именования людей в зависимости от истории общества, социального статуса человека, норм речевого этикета, религиозных традиций и языковой картины мира у данного народа. 3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника: Лекционный курс по антропонимии у разных народов мира имеет высокую познавательную ценность, расширяет историко-культурный и языковой кругозор студента. Он рассчитан на широкий круг гуманитариев, специализирующихся по лингвистике, социолингвистике, этнолингвистике и филологии в целом. Он актуален, т. к. опирается на основные постулаты теоретического языкознания и современные парадигмы этнолингвокультурологического и антропоцентрического описания языка в целом. 4. Требования к уровню освоения содержания курса: Студенты должны получить отчетливое представление: 1) о системной организации ономастического пространства языка; 2) о разных способах и моделях именования человека в зависимости от социального статуса и норм речевого этикета; 3) о разных факторах, влияющих на выбор и способ именования человека внутри социума. II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1. Разделы курса и краткое содержание тем 1.1. Предмет и статус ономастики в языкознании XX века. Основные этапы развития и взаимосвязь с другими областями филологии и философии, социологии и этнолингвистики, истории и культурологии. Членение ономастического пространства языка на поля и разряды / классы имен собственных в языковой картине мира у данного народа. 1.2. Предмет антропонимики и ее разделы. Классы антропонимов в антропонимии и лексической системе языка, аспекты и методы их изучения, основные термины (именник, модель, формула именования человека, мотивирующие признаки в составе личных и фамильных имен, типовые форманты, социальный статус имени и т. д.). История формирования инвентаря русских имен — народных и календарных (крестильных) у разных социальных слоев в разные периоды. 1.3. Имя в речевой ситуации. Стилистическая, эмоциональная, социальная и морфологическая вариация имени по сферам употребления: официальное — разговорное; полное — неполное; нейтральное — экспрессивно окрашенное; народное — календарное; мирское — церковное; городское — крестьянское и т. д. 1.4. «Имя через века и страны». Способы различения людей и племен у первобытных и бесписьменных народов (по данным книги Кл. Леви-Стросса «Первобытное мышление» и др.). Именование богов и людей в древних цивилизациях: Древний Египет, Греция, Иран, Рим (по мифологическим, религиозным и историческим источникам). 1.5. Христианские имена в русском именнике и у других народов в современном мире. Этнокультурные особенности именника в славянских странах Европы. Частые и редкие имена иноязычного происхождения у народов Европы и США. Системы и принципы именования человека у разных народов России, Востока и Азии. Влияние религиозных, этнических традиций, социальной моды и контактов. Общее и особенное в принципах антропонимической номинации в составе именника. 2. Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу: 2.1. Что изучает ономастика, каковы ее разделы, аспекты и методы описания материала в современном языкознании. 2.2. Что изучает антропонимика, каковы ее разделы и классы антропонимов, их взаимосвязь в речи и в истории языка. 2.3. Имя собственное как лексическая единица языка и речи: функционально-семантический и деривационный аспект. 2.4. Семантика имени собственного в современной лингвистике и в философии языка (Платон — Флоренский — Гардинер и др.). 2.5. Состав именника личных и фамильных имен и факторы, влияющие на их развитие. Основные антропонимические словари. 2.6. Модели именования человека и состав антропонимических формул у разных народов (имя и титул, имя и отчество, имя и фамилия, имя и прозвище). 2.7. Выбор способа именования человека в разных речевых ситуациях: имя в речевом этикете у разных народов. 2.8. Социальная и эмоционально-стилистическая градация (вариация) имени — типы имен по их коннотативной окраске и речевому статусу. Экспрессивное ономастическое словообразование (по кн. А. Вежбицкой «Язык. Культура. Познание»). 2.9. История формирования и динамика развития именника в русском языке: имена личные (прозвищные и церковные), фамильные прозвания, отчества, современные фамилии и их источники. 2.10. Анализ работ А. М. Селищева, В. К. Чичагова и Б. Унбегауна по русской исторической и современной антропонимии. 2.11. Способы различения людей и племен у первобытных народов. Анализ книги К. Леви-Стросса «Первобытное мышление». 2.12. Именование богов и людей в древних цивилизациях (Древний Египет, Иран, Греция, Рим). 2.13. Выбор и смена личного имени и факторы, влияющие на этот процесс. 2.14. Свое и чужое в составе именников у разных народов. Частые и редкие имена в России, США и др. странах. 2.15. Способы именования людей у народов Востока (арабские страны, тюркские народы, Китай, Япония). 2.16. Общее (универсальное) и особенное (идиоэтническое) в способах именования людей у разных народов мира. III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТЫ
IV. ФОРМЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ: зачет (или реферат) V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА А. Основная рекомендуемая литература
Б. Дополнительная литература
В. Ономастические словари и справочники
Автор программы: О. И. Фонякова, кандидат филологических наук, доцент. |
Краткое содержание проекта Данный проект направлен на поиск и анализ... Итог – коллективная творческая работа презентация «Сказки народов мира». По окончанию исследовательской деятельности, организуется... | Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2011 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Традиции и культура питания народов мира» для студентов очной формы обучения по специальности... | ||
Тема урока Кол-во часов Мхк как совокупность множества культур народов мира, сложившихся в различных регионах не протяжении исторического развития человеческой... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «История древнего мира» Предмет и структура дисциплины истории древнего мира. Ее место и значение в системе гуманитарных и общеобразовательных дисциплин,... | ||
Рабочая программа по дисциплине «Камень в культуре народов мира» «Камень в культуре народов мира» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего... | Урока «музыка английский язык» по теме «Песни народов мира» ... | ||
Технологическая карта дисциплины «География и культура напитков»: дать студенту системное представление о разнообразии напитков, географии их распространения, истории... | Рабочая программа по дисциплине «Традиции и культура питания народов мира» Рабочая программа по дисциплине «Традиции и культура питания народов мира» составлена в соответствии с требованиями ооп 100400. 62... | ||
Рабочая программа дисциплины «обычаи и традиции народов мира» Профиль подготовки " Технология и организация туроператорских и турагентских услуг" | Рабочая программа учебной дисциплины «гигиена» Целями освоения учебной дисциплины (модуля) является формирование готовности реализовать комплекс мер первичной и вторичной профилактики... | ||
Заслуженный учитель РФ Имена людей – часть истории народов. В них отражаются быт, верования, фантазия и художественное творчество народов, их исторические... | Рабочая программа учебной дисциплины Политические системы государств... Цель курса — изучение и сравнительная характеристика современных политических систем государств мира | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Рабочая программа дисциплины (модуля) Литература народов России Охватывают литературу народов поволжско-приуральского региона | ||
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины Скульптура и пластическое... Цели освоения учебной дисциплины: формирование у студентов объёмного видения предметов, способности правильно выстраивать в пространстве... | Рабочая программа учебной дисциплины дс. Математические модели в геомеханике Государственное образовательное учреждение «Кемеровский государственный университет» |