№ урока
| № в теме
| Кол-во часов
| Дата
| Содержание учебного материала
| Тип урока
| Основные учебные цели
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Вид контроля
|
Раздел 1. Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств.
|
1
| 1.1
| 1
|
| Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах.
| Изучение нового материала
| Объяснить учащимся смысл понятия «синтетические искусства»;
выявить специфику синтетических искусств;
развивать художественно-творческое воображение учащихся
| Знать:
- о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств, возникающих на базе изобразительного искусства вследствие технической эволюции изобразительных средств;
- о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах;
| Просмотр и исследование произведений различных видов синтетических искусств с целью определения в них роли и места изображения, изобразительного компонента
|
2
| 1.2
| 1
|
| Роль и место изображения в синтетических искусствах.
| Изучение нового материала
|
3
| 1.3
| 1
|
| Театр и экран - две грани изобразительной образности.
| Изучение нового материала
| Объяснить учащимся условность театрального искусства;
роль актёра, режиссёра и художника в коллективном творчестве;
изучить виды театрально- зрелищных и игровых представлений;
выявить понятие «сценография»
| Уметь:
- выполнять сравнительный анализ сценического и экранного образов;
- создавать сценический образ места действия
Знать:
- игровую природу сценографии
| Создание сценического образа места действия(лес, море и т. п.)
|
4
| 1.4
| 1
|
| Сценография или театрально-декорационное искусство - особый вид художественного творчества.
| Изучение нового материала
| Изучить два направления художнической деятельности сценографа;
выразительные средства сценографии;
виды сценического оформления
| Уметь:
- использовать выразительные средства сценографии;
Разбираться в сценическом мире
| Решение образа спектакля в виде инсталляции
|
5
| 1.5
| 1
|
| Сценография как искусство и производство.
| Изучение нового материала
| Изучить театральные службы и цеха, театральное здание и устройство сцены;
Элементы декорационного оформления спектакля;
Этапы оформления спектакля
| Знать:
Макет и специфику театрального оформления;
Уметь:
Работать в технике аппликации, коллажа;
создавать объёмно-пространственные композиции
| Создание эскиза декорации (в любой технике) по мотивам фотографии или картины, изображающей интерьер или пейзаж
|
6
7
| 1.6
| 2
|
| Изобразительные средства актёрского перевоплощения: костюм, грим и маска.
| Изучение нового материала
| Иметь представление об искусстве и специфике театрального костюма;
определить роль костюма и грима в быту
| Знать:
- театральный костюм;
- способы перевоплощения актёра;
Уметь:
- выполнять эскиз костюма, театрального грима
| Создание эскиза костюма и театрального грима персонажа или карнавальной маски
|
8
| 1.7
| 1
|
| Театр кукол.
| Изучение нового материала
| Иметь представление об кукольном театре, как о виде сценического искусства;
Изучить виды театральных кукол;
| Уметь:
- выполнять эскизы кукольных персонажей, эскизы спектаклей
Знать:
- виды театральных кукол и способы работы с ними
| Создание эскиза кукольного спектакля или эскиза кукольного персонажа
|
9
| 1.8
| 1
|
| Театрализованный показ проделанной работы.
| Обобщение и закрепление знаний
| Обобщить и закрепить знания по теме;
Продолжить формирование нравственно-эстетическиую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни
| Уметь представить собственные разработки сценических костюмов
| Театрализованный показ сценических костюмов
|
1 четверть: 9 ч
|
Раздел 2. Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств.
|
10
| 2.1
| 1
|
| Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру. Эстафета искусств.
| Изучение нового материала
| Проследить роль художественных инструментов в творческом художественном процессе;
| Знать:
объективное и субъективное в живописи и фотографии, в кино;
Уметь:
дискутировать на предложенную тему
| Обзор живописи, фотографии и экранных произведений; их сравнительный анализ
|
11
12
| 2.2
| 2
|
| Фотография – расширение изобразительных возможностей. Грамота фотографирования и операторского мастерства.
| Изучение нового материала
| Получить представление о принципах художественной образности и специфике изображения в фотографии и экранных искусствах;
о роли изображения в информационном и эстетическом пространстве, в формировании визуальной среды
| Уметь:
Анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности;
применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной фотопрактике
| Информационные сообщения или краткие реферативные резюме «Современная съёмочная техника и значение работы оператора для общества 21 века»
|
13
| 2.3
| 1
|
| Всеобщность законов композиции. Выбор места, объекта и ракурса съёмки. Художественно-изобразительная природа творчества оператора. Фотография – искусство светописи. Натюрморт и пейзаж – жанровые темы фотографии.
| Изучение нового материала
| Изучить художественно-композиционные моменты в съёмке;
композицию в живописи;
познакомить учащихся с основой операторского искусства.
| Уметь:
использовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;
| Расширение навыков и опыта работы с фотокамерой; подготовка к съёмке: осмотр объекта, выбор точки съёмки, ракурса и освещения
|
14
15
| 2.4
| 2
|
| Человек на фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета.
| Изучение нового материала
| Познакомить учащихся со своеобразием художественной образности портрета;
изучить виды портрета: автопортрет, постановочный и репортажный портреты;
развивать художественно-творческую активность при изучении синтетических искусств
| Освоить теорию и практику фотографии и экранных искусств;
уметь применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной практике
| Фотосъёмка модели с различно поставленным светом и в различных ракурсах
|
16
| 2.5
| 1
|
| Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения.
| Изучение нового материала
| Изучить событие как объект репортажной съёмки;
фотоизображение как документ времени;
научить учащихся выполнять анализ событийно-сюжетных фотографий с позиций темы
| Уметь:
работать с фотоальбомом -поиск и подбор репортажных снимков;
передавать в фотографиях неповторимые моменты, особенности событий, выражение лиц людей;
работать статичной и ручной камерой;
анализировать первые типичные ошибки при съёмки (дрожание камеры, короткие планы, прерывистость съёмки, выпадение объекта из кадра и т. д.)
| Проведение выездной фото - или видеосъёмки или репортажная съёмка в школьных условиях
|
17
| 2.6
| 1
|
| «Мой фотоальбом. Выставка учащихся».
| Обобщение и закрепление знаний
| Повторить значение термина «фотография», различные жанры фотографии с точки зрения композиционного построения;
научиться вести диспут по теме
| Уметь:
презентовать свои работы перед аудиторией;
вести открытий диспут по теме;
владеть навыками работы с фото – и видео камерой
| Выставка работ, диспут
|
2 четверть: 8 ч
|
Раздел 3. Азбука экранного искусства.
|
18
19
| 3.1
| 2
|
| Кино – запечатленное движение. Изобразительный язык: кино и монтаж.
| Изучение нового материала
| Изучить новый вид изображения – движущееся экранное изображение;
Научить учащихся правильно излагать киномысли;
Изучить монтаж, монтажную прерывистость последовательного дейстия или движения в кино
| Уметь:
грамотно излагать киномысли в построении кинокадра;
чередовать крупные и общие планы, монтажное соединение разнонаправленных движений;
передавать на экране параллельное и последовательное действие
| Составление кинофразы и рассмотрение изменения её образного содержания в зависимости от изменения монтажной последовательности кадров
|
20
21
| 3.2
| 2
|
| Сюжет и кино. Сценарий и раскадровка.
| Изучение нового материала
| Изучить фильм как последовательность кадров;
элементарную грамоту записи сценарного плана;
познакомить учащихся с замыслом, сценарием, покадровой раскадровкой фильма
| Уметь:
создавать видеоряд;
записывать сценарий;
выполнять покадровую раскадровку
| Работа над литературным сценарием на тему известной сказки или рассказа, а также работа по созданию раскадровки
|
22
| 3.3
| 1
|
| Из истории кино. Киножанры. Документальный фильм.
| Изучение нового материала
| Познакомить учащихся с историей чёрно-белого кино от братьев Люмьеров;
изучить жанры кино;
развивать художественно-творческое мышление учащихся
| Знать:
жанры кино;
историю кино;
Уметь:
использовать многообразие сюжетной событийности;
создавать видеоэтюды на тему
| Создание учениками пейзажно-видового кинонаблюдения на свободно выбранную тему; применение в этюде приобретённых операторских навыков
|
23
24
| 3.4
| 2
|
| Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью – основные телевизионные жанры.
| Изучение нового материала
| Изучить социокультурное многообразие телевидения: искусство, журналистика, информация и т.д.;
познакомить учащихся с интервью-искусством диалога и общения;
| Уметь:
использовать сиюминутность-специфику телевизионного изображения;
принципы работы с человеком в кадре
| Съёмка видеоинтервью или короткого видеорепортажа о событиях в школе
|
25
26
| 3.5
| 2
|
| Игровой (художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме.
| Изучение нового материала
| Познакомить учащихся с динамическим сочетанием различных действий в кино;
Суть музыки и шумов в фильме;
Изучить сущность актёрской профессии
| Уметь:
составлять драматургию звукомузыкальной составной фильма;
работать над звуковым оформлнием фильма
| Сценарная запись и раскадровка своего музыкального типа
|
27
| 3.6
| 1
|
| Компьютер на службе художника. Анимационный (мультипликационный) фильм.
| Изучение нового материала
| Изучить новые способы получения изображения;
Компьютерный анимационный фильм
| Уметь:
использовать компьютерную графику при создании анимационного фильма
| Разработка эскиза телевизионной заставки, музыкального клипа или анимационного фильма
|
3 четверть: 10 ч
|
Раздел 4. Художник – зритель – современность.
|
28
| 4.1
| 1
|
| О природе художественного творчества.
| Изучение нового материала
| Изучить понятие «процесс творчества»;
Составные процесса творчества;
Развивать художественно-творческое мышление, воображение
| Знать:
что такое процесс творчества;
виды изобразительного искусства;
Уметь:
дискутировать на тему;
составлять описание художественного произведения
| Подготовка учащимися устных и письменных рефератов
|
29
| 4.2
| 1
|
| Связи искусства с жизнью каждого человека.
| Изучение нового материала
| Изучить три формы художественного мышления;
Проследить в ходе урока личные связи человека с окружающим его искусством
| Знать:
три формы художественного мышления;
как зрителю право и возможность на формирование собственной позиции и охранять себя от навязывания чуждых эмоционально-ценностных позиций
| Устный или письменный реферат по теме
|
30
| 4.3
| 1
|
| Искусство среди нас.
| Изучение нового материала
| Повторить в ходе урока три группы пластических искусств;
Проследить рынок видеофильмов, их влияние на развитие вкуса;
Изучить роль рекламы
| Уметь:
защитить свою точку зрения на проблему;
находить дополнительный материал по теме;
Знать:
три группы пластических искусств;
влияние на развитие вкуса рекламы и различных художественных (видео) фильмов
| Устные или письменные сообщения, практические проекты
|
31
| 4.4
| 1
|
| Каждый народ Земли – художник.
| Изучение нового материала
| Повторить в ходе урока тему 4 класса «Каждый народ художник»;
синтезировать информацию, полученную на уроках истории, МХК, через книги, журналы, СМИ для раскрытия темы урока;
формировать художественно-творческую активность учащихся
| Знать:
нравственно-эстетические границы, которые авторы не должны переступать в своих сюжетах;
Уметь:
осмыслить, осознать суть проблемы-богатства, разнообразия и единства культур
| Практические и теоретические проекты на тему
|
32
| 4.5
| 1
|
| Язык и содержание трёх групп пластических искусств. Их виды и жанры.
| Изучение нового материала
| Повторить группы пластических искусств;
выявить в ходе урока роль каждой группы пластических искусств в жизни человека;
проследить национальную, историческую, региональную специфику этих искусств
| Знать:
группы пластических искусств;
роль каждой группы пластических искусств в жизни человека;
Уметь:
использовать виды и жанры пластических искусств при составлении реферата
| Устные и письменные сообщения по теме
|
33
| 4.6
| 1
|
| Синтетические искусства. Их виды и язык.
| Изучение нового материала
| Изучить возникновение синтетических видов искусств;
проследить их связь с жизнью;
обозначить особую роль СМИ в использовании синтетических искусств;
| Знать:
виды синтетических искусств;
технологию кино- и видеосъёмок;
Уметь:
раскрывать образность и художественность, правду и условность в кино или на телевидении
| Теоретический проект на тему «Роль СМИ в использовании синтетических искусств»
|
34
| 4.7
| 1
|
| Современные проблемы пластических искусств.
| Изучение нового материала
| Познакомить учащихся с искусством постмодернизма и реализма, андеграунда;
Изучить технологию кино- и видеосъёмок на примере работы режиссера, художника, сценариста, оператора, актёра
| Понимать художественно-образный язык пластических и синтетических искусств, обладать опытом восприятия и интерпретации образов художественных произведений;
Уметь:
Работать цветом, тоном, линией пространством, формой, самостоятельно используя средства художественной грамоты
| Проект на тему: «Роль искусств на формирование мироотношения человека »
|
35
| 4.8
| 1
|
| Вечные истины искусства (обобщение темы).
| Обобщение и закрепление знаний
| Проследить в ходе урока какие проблемы жизни являются вечными проблемами искусства и почему;
Выявить проблему взаимосвязи жизни искусства с уровнем развития общественных вкусов;
Развивать художественно-творческое мышление учащихся
| Уметь:
Творчески относиться к собственной деятельности в различных видах пространственных и синтетических искусств;
Высказывать аргументированные суждения о произведениях искусства, знать произведения золотого фонда отечественного и зарубежного искусства
| Защита проектов по теме
|
4 четверть: 7 (8) ч
Всего в учебном году: 34 ч, 1 ч - резерв
|