Пояснительная записка.
Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 6-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета
6 класс посвящен изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.
Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.
Цель программы:
Задачи художественного развития учащихся в 6 классе:
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве:
- формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества;
- формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту;
- формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран;
- формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы в искусстве разных народов.
Формирование художественно-творческой активности личности:
- учиться анализировать произведения искусства в жанре пейзажа, натюрморта, портрета, проявляя самостоятельность мышления;
- творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу, участвовать в обсуждении работ учащихся.
Формирование художественных знаний, умений, навыков. 2 год обучения (6 класс) Учащиеся должны знать:
особенности языка следующих видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры;
основные жанры изобразительного искусства;
известнейшие музеи свое страны и мира (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Лувр, Прадо, Дрезденская галерея), а также местные художественные музеи;
о выдающихся произведениях скульптуры, живописи, графики;
о выдающихся произведениях русского изобразительного искусства.
Учащиеся должны уметь:
работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом и портретом;
выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом, пейзажем, портретом;
добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объёма;
передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;
передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объёме) пропорции, характер черт, выражение лица;
передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы;
в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;
пользоваться различными графическими техниками
оформлять выставки работ своего класса в школьных интерьерах.
Промежуточную аттестацию запланировано проводить в форме обобщающих уроков. Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических работ.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.
Для изучения раздела программы «Виды изобразительного искусства и основы образного языка»-9ч.
Для изучения раздела программы «Мир наших вещей. Натюрморт»-8ч.
Для изучения раздела программы «Вглядываясь в человека. Портрет» - 10ч.
Для изучения раздела программы «Человек и пространство в изобразительном искусстве»- 7ч.
Учебное и учебно-методическое обеспечение
1.дополнительные пособия для учителя:
– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 6 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 2010г.;
2. коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 2007;
Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 6 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира.
Календарно-тематическое планирование. 6 класс.
Учитель: Левашева Е.М.
Учебник: «Изобразительное искусство . Искусство в жизни человека» Л.А. Неменская Москва «Просвещение» 2010
Урок
| Содержание учебного материала
| Кол-во часов
| Сроки
| Примечание
|
| Виды изобразительного искусства и основы изобразительного языка.
| 9
| 6Б 6АВГ
|
| 1.
| Изобразительное искусство в семье пластических искусств.
| 1
| 05.09 06.09
|
| 2.
| Рисунок – основа изобразительного творчества.
| 1
| 12.09 13.09
|
| 3.
| Линия и ее выразительные возможности.
| 1
| 19.09 20.09
|
| 4,5
| Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.
| 2
| 26.09 27.09
03.10 04.10
|
| 6.
| Цвет, Основы цветоделения.
| 1
| 10.10 11.10
|
| 7.
| Цвет в произведениях живописи.
| 1
| 17.10 18.10
|
| 8.
| Объемные изображения в скульптуре.
| 1
| 24.10 25.10
|
| 9.
| Основы языка изображения.
| 1
| 31.10 01.11
|
|
| Мир наших вещей. Натюрморт.
| 8
|
|
| 10.
| Реальность и фантазия в творчестве художника.
| 1
| 14.11 15.11
|
| 11.
| Изображение предметного мира – натюрморт.
| 1
| 21.11 22.11
|
| 12.
| Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
| 1
| 28.11 29.11
|
| 13.
| Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.
| 1
| 05.12 06.12
|
| 14.
| Освещение. Свет и тень.
| 1
| 12.12 13.12
|
| 15.
| Натюрморт в графике.
| 1
| 19.12 20.12
|
| 16.
| Цвет в натюрморте.
| 1
| 26.12 27.12
|
| 17.
| Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы )
| 1
| 26.12 27.12
|
|
| Вглядываясь в человека. Портрет.
| 10
|
|
| 18.
| Образ человека – главная тема в искусстве.
| 1
|
|
| 19.
| Конструкция головы человека и ее пропорции.
| 1
|
|
| 20.
| Изображение головы человека в пространстве.
| 1
|
|
| 21.
| Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.
| 1
|
|
| 22.
| Портрет в скульптуре.
| 1
|
|
| 23.
| Сатирические образы человека.
| 1
|
|
| 24.
| Образные возможности освещения в портрете.
| 1
|
|
| 25.
| Портрет в живописи.
| 1
|
|
| 26.
| Роль цвета в портрете.
| 1
|
|
| 27.
| Великие портретисты.(обобщение темы)
| 1
|
|
|
| Человек и пространство в изобразительном искусстве.
| 7
|
|
| 28.
| Жанры в изобразительном искусстве.
| 1
|
|
| 29.
| Изображение пространства.
| 1
|
|
| 30 , 31.
| Правила линейной и воздушной перспективы.
| 2
|
|
| 32.
| Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.
| 1
|
|
| 33
| Пейзаж-настроение. Природа и художник. Городской пейзаж.
| 1
|
|
| 34
| Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
| 1
|
|
| |