Мггу учебно-методический комплекс дисциплины





Скачать 219.72 Kb.
НазваниеМггу учебно-методический комплекс дисциплины
Дата публикации11.06.2015
Размер219.72 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

СД.Ф.2 ЭТНОГРАФИЯ И ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР

НАРОДОВ РОССИИ
Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности

071301 – Народное художественно творчество



Утверждено на заседании кафедры

социально-культурной деятельности

и народного художественного творчества

факультета культуры и искусств

(протокол № 1 от 05.09. 2009 г.)

Зав.кафедрой ____________ Телицына С.В.





РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины
1.1 Автор программы:

Выдрин В.Б., доцент
1.2 Рецензенты:

Телицына С.В., канд. пед. наук, доцент
Смирнов Я.И.

Мурманского
1.3 Пояснительная записка
Сегодня, как никогда прежде, особое внимание необходимо обратить внимание на национальное достоинство и авторитет России в современном мире, вспомнить о богатейшем духовно-нравственном наследии, доставшегося от далеких предков.

Ведь и песни и пляски, как считал М.И. Калинин, создавались народом на протяжении десятилетий и даже столетий, народ оставлял в них только самое ценное, бесконечно совершенствовал и доводил до законченной формы. Народ является и творцом и хранителем всего ценного. Учитывая небольшой объем часов, отведенных учебным планом заложенных в учебно-образовательном стандарте, предмет позволит познакомить студентов с основами этнографии и танцевального фольклора, их взаимосвязь и взаимовлиянием у народов России.
Цель курса – «Этнография и танцевальный фольклор народов России» поможет вооружить студентов знаниями обычаев, обрядов, праздников и особенностями танцевального фольклора регионов, краев, областей Российской Федерации, как основами развития творческой деятельности руководителя учреждения, структурного подразделения, руководителя творческого коллектива.

Задачи курса:

1. Познакомить с историко-географическим положением России;

2. Освещение национального состава отдельных краев и республик;

3. Раскрытие обычаев, обрядов, танцев и условий бытования национальных меньшинств;

4. Определение вопросов взаимовлияния и взаимообогащения культур;

5. Отразить национальные особенности народного творчества, сценического искусства.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника.

Предмет «Этнография и танцевальный фольклор народов России» предназначен для студентов очной и заочной форм обучения, как дисциплина основной специальной подготовки у хореографов, так и дополнительной дисциплины по выбору студентов других специальностей. Знания, полученные по данному предмету, будут очень полезны, когда выпускники будут готовить концертные и шоу программы, создавать культурно-художественные проекты, сочинять новые хореографические композиции. Освоение данного предмета является дополнительным источником пополнения знаний для освоения дисциплины, как: «Теория и история народной художественной культуры», «Педагогика народного художественного творчества», «Теория и методика этнохудожественного образования», «Организация и руководство народным художественным творчеством», «Поэтика саамского фольклора», «Теория и история хореографического искусства», «Костюм и сценическое оформление танца», «Методика народно-сценического танца» и т.д.
Требования к уровню усвоения содержания курса.
В результате прохождения курса студент должен знать:

  • Государственные символы России;

  • Национальный состав России;

  • Историко-географическое положение России на современном этапе;

Знать понятия:

  • этнос;

  • этнография;

  • фольклор;

  • фольклористика;

  • народ;

  • нация;

  • этническое меньшинство;

  • фольклорный танец;

  • народный танец;

  • сценический танец и т.д.

Иметь представление об особенности танцевальной культуры регионов, краев, областей.

Уметь:

  • проанализировать перспективы развития художественного творчества;

  • использовать полученные знания для развития репертуара творческих коллективов;

  • оказывать методическую помощь руководителям коллективов национальной художественной направленности.

  • произведения русской народной драмы, разыгрывать представления по мотивам сюжетов скоморошества, кукольного и фольклорного театра.



1.4 Извлечение из ГОС ВПО специальности СД.Ф.04.02. Этнография и танцевальный фольклор народов России
Национальные особенности народов, живущих в Российской Федерации, в прошлом и настоящем. Связь танцевальной культуры этих народов с условиями и образом их жизни с другими видами народного искусства, обрядами и праздниками. Современное состояние танцевального фольклора народов России. Методические основы сбора и анализа этнографических и фольклорных материалов. Использование их в постановочной работе.

1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы


№ п/п

Шифр

и наименование

специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид

итогового

контроля (форма

отчетнос

ти)

Трудоемкость

Всего

ауд.

ЛК


ПР


СР

1.

071301 - Народное

художественное

творчество

1

1-2

100

12

8

4


88

экзамен


1.6 Содержание дисциплины
1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий. Примерное распределение учебного времени.


№ п/п
Название тем и разделов

Всего

аудит.

Количество часов

ЛК

ПР

СМ



Национальные особенности народов, живущих в Российской Федерации в прошлом и настоящем.

2

2




20



Связь танцевальной культуры с условиями и образом жизни, с другими видами народного искусства, обрядами и праздниками.

2

2




20



Современное состояние танцевального фольклора народов России.

2

2




20



Методические основы сбора и анализа этнографических и фольклорных материалов.

4

2

2

14



Использование собранного материала в постановочной работе.

2




2

14




Итого:

12

8

4

88


1.6.2 Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Национальные особенности народов, живущих в Российской Федерации в прошлом и настоящем.
Тема 1. Символы Российской Федерации.

Флаг. Гимн. Герб. Состав субъектов. Понятия: народ, нация, меньшинства, этнос.
Тема 2. Особенности жизни коренных народов России.

Быт. Связь с природой. Хозяйственно-культурные типы. Судьбы коренных народов в прошлом и настоящем.
Тема 3. География культур.

Концентрация населения на территориях с природным оптимумом. Влияние на образ жизни народов местных условий.
Тема 4. Национальный состав народов России.

Этнический состав и этническая культура РФ. Этнолингвистическая классификация народов России. Конфессиональный состав народов России. Антропологические типы.
Тема 5. Хозяйственно-культурные типы. Городская и сельская культура.

Крупнейшие города России. Многообразие их функций. Различия в труде и образе жизни городского и сельского населения.

Раздел II . Связь танцевальной культуры с условиями и образом жизни, с другими видами народного искусства, обрядами и праздниками.
Тема 6. Этнография и танцевальный фольклор северо-западного федерального округа.

Вологодская, Мурманская, Новгородская, Псковская, Архангельская области. Республики Карелия и Коми.
Тема 7. Этнография и танцевальный фольклор центрального федерального округа.

  • центральный регион;

  • южный регион;

  • русско-белорусский регион;

  • русско-украинский регион.


Тема 8. Этнография и танцевальный фольклор приволжского федерального округа.

  • восточно-европейская часть России;

  • юго-восточная европейская часть России;

  • центр европейской части России;

  • южно-уральский регион.



Тема 9. Этнография и танцевальный фольклор южного федерального округа.

Республики: Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Осетия-Алания, Чечня. Краснодарский и Ставропольский край. Астраханская, Волгоградская, Ростовская области.
Тема 10. Этнография и танцевальный фольклор Уральского федерального округа.

Курганская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области. Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа.
Тема 11. Этнография и танцевальный фольклор Сибирского федерального округа.

Республики: Алтай, Бурятия, Тыва, Хакассия. Алтайский и Красноярский край. Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Читинская области. Эвенкийский, Усть-Ордынский, Агинский, Долгано-Ненецкий автономные округа.
Тема 12. Этнография и танцевальный фольклор Дальневосточного федерального округа.

Республика Саха. Приморский и Хабаровский край. Амурская, Камчатская, Магаданская, сахалинская области. Еврейский, Корякский, Чукотский автономные округа.
Раздел III. Современное состояние танцевального фольклора России.
Тема 13. Профессиональные и самостоятельные танцевальные коллективы.

  • Хореографический ансамбль «Березка»;

  • Русский народный хор им. Пятницкого;

  • Северный русский народный хор;

  • Уральский народный хор;

  • Омский народный хор;

  • Национальный ансамбль: «Унанган», «Таймыр», «Эргерон», «Хэйро», «Харам» и др.


Раздел IV. Методические основы сбора и анализа этнографических и фольклорных материалов.
Тема 14. Этнография как наука.

Цели, задачи научной дисциплины. История развития. Связь с другими науками. Методы и приемы этнографии.
Раздел V. Использование собранного материала в творческой работе.
Тема 15. Аутентичный перенос на сцену.

Тема 16. Сценическая обработка.

Тема 17. Стилизация.

Тема 18. Интерпретация.

Тема 19. Методы восстановления.
1.6.3 Темы для самостоятельного изучения


№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Форма СР

Форма контроля


1.

Тема 1. Собрать фактический материал этнографический и фольклорный материал по литературным источникам.

44

Анализ теоретической литературы.

защита реферата

2.

Тема 2. Осуществить постановку по записи выбранной народности.

44

Публичный показ творческой постановки

Практическая работа в зале




Итого

88








1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов
Занятия 1.

Тема: Введение

Форма проведения занятия – ЛК
План:

1. Цели и задачи курса.


2. Структура этнографических знаний.
Задания для самостоятельной работы:

1. Работа с литературой.

2. Составить словарь определений и понятий.
Занятие 2.

Тема: Этнография как наука. Предмет этнографии.

Форма проведения занятия: ЛК – СМ/ПР.

План:

  1. Версии появления человека на Земле.

  2. Антропологическое разнообразие жителей Земли.

  3. Население Земли – калейдоскоп народов.

  4. Основные центры древнейших цивилизаций.

  5. Особенности жизни коренных народов регионов мира.

  6. География культур.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Составить картосхему расселения народов, выделить ареалы проживания представителей различных рас на Земле.

  2. Составить картосхему «Этнокультурные регионы мира».

  3. На основе различных источников информации составить таблицу «Антропологическая, языковая, религиозная неоднородность народов России».


Занятие 3.

Тема: История русского народа.

Форма проведения занятия: ЛК – СМ/ПР

План:

  1. Национальный состав народов России.

  2. Хозяйственно-культурные типы. Городская и сельская культура.

  3. Восточно-Европейская историко-культурная провинция.

  4. Сибирская историко-культурная провинция.

  5. Дальневосточная историко-культурная провинция.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Используя различные источники информации составить таблицу «Основные народы России, их размещение».

  2. Составить картосхему «Основные народы и религии России».

  3. Составить картосхему «Хозяйственно-культурные типы России».

  4. На блок-схеме выделить историко-культурные провинции и области России.


Занятие 4.

Тема: Заключение.

Форма проведения занятий: ЛК

План:

  1. Общие выводы по курсу.

  2. Тестирование.



1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины

8.1 Рекомендуемая литература
Основная:

  1. Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество: учебное пособие / В.П. Аникин. – М. Изд. Моск. Ун-та, 1969. – 80с.

  2. Бачинская Н. Русское народное музыкальное творчество / Н. Бачинская. – М.: Музыка, 1974. – 301с.

  3. Белозерова В.В. Традиционная культура Орловского края: учеб. Пособие / В.В. Белозерова. - Орел, 2005. – 391с.

  4. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография / Ю.В. Бромлей. – М.: Наука, 1973. – 283с.

  5. Вдовин И.С. Очерки истории и этнография чукчей / И.С. Вдовин. – М.-Л.: Наука, 1965,. – 403с.

  6. Веретенников И., Южнорусские карагоды / И. Веретенников. – Белгород, 1993. – 114с.

  7. Власенко Г.Я. Танцы народов Поволжья / Г.Я. Власенко. – Самара, 1992. – 193с.

  8. Воробьев Н.И. Казанские татары / Н.И. Воробьев. – Казань, 1953. – 383с.

  9. Таксами Ч.М. Нивхи / Ч.М. Таксами. – Л.: Наука, 1967. – 271с.

  10. Гаскаров В. Башкирские танцы / В. Гаскаров. – Уфа, 1978. – 183с.

  11. Годенко М. Танцы Сибири / М. Годенко. – Красноярск, 1968.

  12. Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии / К.Я. Голейзовский. – М.: Искусство, 1964. – 367с.

  13. Грикурова Л. Осетинские танцы / Л. Грикурова. – Орджоникидзе, 1961.

  14. Гэсэр: Бурятский героический эпос. – Иркутск, 1980. – 167с.

  15. Давлетов К.С. Фольклор как вид искусства / К.С. Давлетов. – М.: Наука, 1966. – 365с.

  16. Джангар: Калмыцкий народный эпос. – Элиста, 1977. – 382с.

  17. Дорофеев Н. Организация и работа фольклорного коллектива / Н. Дорофеев. – М., 1980. – 46с.

  18. Дубских Т.М. Татарские и башкирские танцы на южном Урале / Т.М. Дубских. – Челябинск, 1955. – 142с.

  19. Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология / Ж. Дюмезиль. - М.: Наука, 1976. – 276с.

  20. Жирнова Л. Северный русский народный хор / Л. Жирнова. – М.: Советский композитор, 1975. – 80с.

  21. Жорницкая М. Северные танцы / М. Жорницкая. – М., 1970.

  22. Забылин М. Русский народ, его обычаи, обычаи, обряды, предания, суеверия: сборник / М. Забылин. – М., 1992.

  23. Заикин Н.И. Областные особенности русского народного танца: учебное пособие. Ч.1 / Н.И. Заикина. – Орел. 2003. – 550с.

  24. Заикин Н.И. Областные особенности народного танца: учеб. пособие. Ч. 2 / Н.И. Заикин. – Орел, 2004. – 688с.

  25. Заикин Н.И. Фольклорный танец и его сценическая обработка: методическое пособие / Н.И. Заикин. – М., 1991. – 134с.

  26. Мурашко М. Танцы марийского края / М. Мурашко. – Йошкар-Ола, 1995. – 296с.

  27. Мухамедова Р.Г. Татары-мишари / Р.Г. Мухамедова. – М.: Наука, 1972. – 248с.

  28. Мухаметшин Ю.Г. Татары-кряшены / Ю.Г. Мухаметшин. – М.: Наука, 1977. – 184с.

  29. Мэргэн К.Башкирский народный героический эпос / К. Мэргэн. – Уфа, 1970. – 304с.

  30. Нагайцева Л. Кубанский народный танец / Л. Нагайцева. – Краснодар, 1973. – 97с.

  31. Нагиева Л.И. Танцы восточных башкир / Л.И. Нагиева.- М.: Наука, 1981. – 126с.

  32. Народное музыкальное творчество Чувашии.- Чебоксары, 1991. – 104с.


Дополнительная:

  1. Бачинская Н. Русские хороводы и хороводные песни / Н. Бачинская. – М.-Л.: Музгиз, 1951.

  2. Бешкок М. Адыгейские народные танцы / М. Бешкок. – Майкоп, 1982.

  3. Бикбулатов К. Танцы Татар-мишарей / К. Бикбулатов. – Казань, 1999. – 101с.

  4. Богданов Г.Ф. Самобытность русского танца / Г.Ф. Богданов. – М: МГУК, 2003. – 221с.

  5. Болонев Ф.Ф. Календарные обычаи и обряды семейских / Ф.Ф. Болонцев. – Улан-Удэ, 1975. – 94с.

  6. Борзов А.А. Танцы народов СССР. Т1. Русский танец / А.А. Борзов. – М., 1983.

  7. Бурнаев А. Мордовский танец / А. Бурнаев. – Саранск, 2002.

  8. Бурятский фольклор. – Улан-Удэ, 1968. – 107с.

  9. Былины и песни Алтая. – Барнаул, 1988. – 360с.

  10. Василевич Г.М. Эвенки / Г.М. Василевич. – Л.: Наука, 1969. – 304с.

  11. Великорос в своих песнях, обычаях, верованиях. – М.: Сов. Россия, 1989.

  12. Головачева Р.М. Обрядовые куклы. Куклы-обереги / Р.М. Головачева. – Калуга, 2001. – 56с.

  13. Заседателева Л.Б. Терские казаки / Л.Б. Заседателева. – М: Изд. Моск. Унта, 1974. – 423с.

  14. Захаров В.М. Радуга русского танца / В.М. Захаров. – М.: Сов. Россия, 1986. – 123с.

  15. Иванов Ф. Бурятские танцы / Ф. Иванов. – Улан-Удэ, 1963.

  16. Ильина-Охрименко А.В. Народное искусство семейских Забайкалья 19-20 вв. / А.В. Ильина-Охрименко. – Улан-Удэ, 1972. – 88с.

  17. Инал-Ина. Памятники абхазского фольклора. – Сухуми: Алашара, 1977. – 199с.

  18. История, культура, этнография и фольклор славянских народов. – М.: Наука, 1978. – 518с.

  19. Календарные праздники Калужской губернии. Выпуск 1. – Калуга, 1997. – 19с.

  20. Календарные праздники Калужской губернии. Выпуск 2. – Калуга, 2000. – 24с.

  21. Калужский фольклор. – Калуга, 1979. – 267с.

  22. Карабанова С.Ф. Танцы малых народов юга Дальнего Востока СССР / С.Ф. Карабанова. – М.: Наука, 1979. – 141с.

  23. Карачаевцы. – Черкесск, 1978. – 335с.

  24. Каховский В.Ф. Происхождение чувашского народа / В.Ф. Каховский. – Чебоксары, 1965. – 484с.

  25. Князева О. танцы Урала / О. Князева. – Свердловск, 1962. – 167с.

  26. Козлов К.И. Этнография народов Поволжья / К.И. Козлов. – М.: Изд. Моск. Ун-та, 1964. – 175с.

  27. Козлов К.И. Очерки этнической истории марийского народа / К.И. Козлов. – М.: Изд. МГУ, 1978. – 334с.

  28. Колпакова Н. Книга о русском фольклоре / Н. Колпакова. – Л.: Учпедгиз, 1948. – 192с.

  29. Колпакова Н.П. Лирика русской свадьбы / Н.П. Колпакова. – Л.: Наука, 1973. – 323с.

  30. Колпакова Н.П. Песни и люди / Н.П. Колпакова. – Л.: Наука, 1977. – 135с.

  31. Круглова Ю.Г. Русские свадебные песни / Ю.Г. Круглова. – М.: Высшая школа, 1978. – 214с.

  32. Круглова Ю.Г. Русские обрядовые песни / Ю.Г. Круглова. – М.: Высшая школа, 1982. – 271с.

  33. Культура и быт Коряков. – Л.: Наука, 1971. – 216с.

  34. Крестьянская свадьба. Обрядовый фольклор Тюменской области. – Тюмень, 1992. – 64с.

  35. Мальми В.В. Народные танцы Карелии / В.В. Мальми. – Петрозаводск, 1978. – 206с.

  36. Миненко Н.А. Живая старина. Будни и праздники сибирской деревни / Н.А. Миненко. – Новосибирск: Наука, 1989, 159с.

  37. Миненко Н.А. По старому московскому тракту / Н.А. Миненко.- Новосибирск, 1990. – 182с.

  38. Народное творчество Орловской области. – Орел, 1988. – 277с.

  39. Народы Кавказа. Т.1, 2 / под ред. М.О. Косвена. – М.: Изд. Акад. наук СССР, 1962. – 684с.

  40. Народы Западной Сибири. – М.: Наука, 2005. – 804с.

  41. Народы Дагестана. – М.: Изд. Акад. наук СССР, 1955. – 248с.

  42. Нилов С. Северный танец: традиции и современность / В. Нилов. – М., 2001.

  43. Нилов В.Традиционная хореография народов Северной Азии / В. Нилов. – М.: Владивосток, 2005. – 204с.

  44. Основы этнографии. – М.: высшая школа, 1968. – 359с.

  45. Палилей А.В. Сибирский русский народный танец: метод. Рекомендации / А.В. Палилей. – Кемерово, 1991. – 39с.

  46. Пархоменко Н. Русские народные танцы Томской области / Н. Пархоменко. – М.: Советский композитор, 1985. – 134с.

  47. Пименов В.В. Вепсы / В.В. Пименов. – М. – Л.: Наука, 1965. – 264с.

  48. Потанина Р.П. Свадебная поэзия семейских Забайкалья / Р.П. Потанина. – Улан-Удэ, 1977. – 159с.

  49. Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев / Л.П. Потапов. – М.: Наука, 1969. – 402с.

  50. Романова А.В. Фольклор Эвенов Якутии / А.В. Романова. – Л.: Наука, 1971. – 330с.

  51. Руднева А.В. Курские танки и карагоды / А.В. Руднева. – М.: Советский композитор, 1975. – 309с.

  52. Русский фольклор Прибайкалья. – Улан-Удэ, 1968. – 483с.

  53. Русское народное творчество: учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1966. – 359с.

  54. Савушкин Н.И. Русский народный театр / Н.И. Савушкин. – М.: Наука, 1976. – 149с.

  55. Сказание о нартах: Эпос народов Кавказа. – М.: Наука, 1969. – 547с.

  56. Славина С. Хакасские танцы / С. Славина. – Абакан, 1975.

  57. Смоляк А.В. Ульчи / А.В. Смоляк. – М.: Наука, 1966. – 290с.

  58. Соколов Ю. Русский фольклор / Ю. Соколов. – М.: Учпедгиз, 1941. – 359с.

  59. Стариков В. Удмурдские народные танцы / В. Стариков. – Ижевск, 1981.

  60. Страны и народы. Советский союз: Российская Федерация. – М., 1983.

  61. Страны и народы: Российское Закавказье. – М., 1983.

  62. Тагиров Г.Х. 100 татарских фольклорных танцев / Г.Х Тагиров. – Казань, 1988.

  63. Тагиров Г.Х. Татарские танцы / Г.Х Тагиров. – Казань, 1984. – 256с.

  64. Татары Среднего Поволжья и Приулья. – М.: Наука, 1967. – 538с.

  65. Терещенко А. Быт русского народа / А. Терещенко. – СПб., 1948.

  66. Токарев С.А. Этнография народов СССР / С.А. Токарев. – М., 1959.

  67. Фольклор народов России. В 2 т. – М.: Дрофа, 2003.

  68. Фольклор народов РСФСР: межвузовский научный сборник. – Уфа, 1998. – 160с.

  69. Фольклор и этнография народов Севера. – СПб.,1992.

  70. Фольклор и этнография: Связь фольклора с древними представлениями и обрядами: сборник статей. – Л.: Наука, 1977. – 200с.

  71. Хореография в народном празднике: методические рекомендации. – М., 1986. – 85с.

  72. Чудак Г. Калмыцкие танцы / Г. Чудак. – Элиста, 1966. – 75с.

  73. Шаракшипова Н.О. Мифы бурят / О.Н. Шаракшипова. – Иркутск, 1980. – 167с.

  74. Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры / Отв. ред. К.В. Чистов. – М.: Наука, 1987. – 556с.

  75. Этнография народов Сибири. – Новосибирск,1989.

  76. Яницкая М.Д. Методика собирания и записи танцевального фольклора / М.Д. Яницкая. – М., 1981. – 43с.


1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины
1.9.1 Перечень используемых технических средств

  • телевизор

  • видеомагнитофон;

  • видеоматериалы


1.10. Примерные тестовые задания.

Не предусмотрены.
1.11. Примерный перечень вопросов к зачету
Тема 1. Историко-географическое положение России на современном этапе

  1. Назовите дату образования Российской Федерации; охарактеризуйте понятия «страна», «государство».

  2. Назовите округа на территории РФ.

  3. Дайте определение понятиям: республика, край, область, район, город, село.


Тема 2. Государственные символы России

История создания современной государственной символики РФ:

  1. Герб;

  2. Флаг;

  3. Гимн.


Тема 3. Национальный состав России

  1. Охарактеризуйте понятия: народ, национальность, нация.

  2. Дайте определение понятиям: нацизм, национализм, апартеид.


Тема 4. Этнография определения этноса и этнографии

  1. Охарактеризуйте понятия «фольклор» и «фольклористика».

  2. Назовите истоки танцевального фольклора.

  3. Назовите и охарактеризуйте основные элементы национального фольклора в обычаях, обрядах, игрищах.


Тема 5. Центральный федеральный округ

  1. Географическое положение, национальный состав.

  2. Обычаи, обряды, праздники и танцы Центрального федерального округа.

  3. Южный регион округа и входящие в него области.

  4. Народные промыслы, обряды и связь с ними танцевального фольклора.

  5. Влияние фольклора Белоруссии на культуру России.

  6. Влияние фольклора Украины на культуру России.


Тема 6. Приволжский федеральный округ

  1. Охарактеризуйте культуру и быт народов Татарстана.

  2. Охарактеризуйте области Восточно-Европейской части России.

  3. Опишите культуру и быт чувашей.

  4. Формирование национальных и этнокультурных особенностей марийцев.

  5. Этнокультурные особенности народов, проживающих в Нижегородской области.

  6. Особенности обычаев, обрядов, традиций и танцев башкир.


Тема 7. Северо-Западный федеральный округ

  1. История формирования Северо-Западного федерального округа.

  2. Отличительные черты материальной и духовной культуры народов Севера.

  3. Культура народов, проживающих в Ненецком автономном округе и в республике Карелия.


Тема 8. Сибирский федеральный округ

  1. Верования, обычаи, традиции южных областей Сибири.

  2. Танцевальный фольклор коренных народов Сибири.

  3. Взаимосвязь фольклора народов, населяющих Сибирь.


Тема 9. Дальневосточный федеральный круг

  1. Национальный состав округа, образ жизни коренных народов округа.

  2. Традиции, культура, фольклор народов округа.

  3. Отражение традиций и обычаев народов Дальневосточного округа в танцевальном фольклоре.


Тема 10. Южный федеральный округ

  1. Культурные, языковые, конфессиональные отличия народов Кавказа.

  2. Традиции, обряды, фольклор горцев.

  3. Танцевальный фольклор в обычаях, обрядах, праздниках калмыков.

  4. Влияние культуры и быта народов Кавказа на культуру и быт русского населения на Кавказе.

  5. Взаимосвязь калмыцкого и русского фольклора.


Тема11. Уральский федеральный округ

  1. Национальные черты и взаимозаинствования в культуре народов Урала.

  2. Влияние климатических условий на формирование фольклорнографических особенностей народов Урала.

  3. Характеристика народов таежной зоны – ханты и манси.

  4. Основные тема, отраженные в фольклоре народов ханты и манси.


1.12 Комплект экзаменационных билетов.

Не предусмотрен.
1.13 Примерная тематика рефератов


  1. Этнография и танцевальный фольклор Алеутов.

  2. Далее студент свободно выбирает: Карелия, Вепсы, Башкирия, Татары, Чуваши, Марийцы, Мордва, Удмурты, Коми-пермяки, Черкесы, Адыгейцы, Абхазы, Кабардинцы, Чеченцы, Ингуши, Аварцы, Лезгины, Осетины, Нагайцы, Алтайцы, Буряты, Тувинцы, Хакасы, Ненцы Долганы, Якуты, Эвенки, Нанайцы, Коряки, Чукчи, Эскимосы, Юнагиры, Ительмены, Евреи, Русские.


1.14 Примерная тематика курсовых работ.

Не предусмотрено.
1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ.

Не предусмотрено.
1.16 Методика исследования.

Не предусмотрено.
1.17 Бально-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине.

Не предусмотрено.
РАЗДЕЛ 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы:


Характер изменений в программе

Номер и дата протокола заседания кафедры, на котором было принято данное решение

Подпись заведующего кафедрой, утверждающего внесенное изменение

Подпись декана факультета (проректора по учебной работе), утверждающего данное изменение












РАЗДЕЛ 7. Учебные занятия по дисциплине ведут:


ФИО, ученое звание и степень преподавания

Учебный год

Факультет

Специальность

Выдрин В.Б., доцент

2010-2011

ХОТиД

071301 - Народное художественное

творчество



























Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Лисицына Т. Н., к п н., доцент кафедры английского языка и английской филологии (мггу)
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: Наумлюк М. В., кандидат филологических наук, доцент кафедры рялимп мггу
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания гоувпо мггу наумлюк...
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconМггу учебно-методический комплекс дисциплины
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconМггу учебно-методический комплекс дисциплины
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconМггу учебно-методический комплекс дисциплины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Антошина С. А., кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии мггу
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Рецензенты: Антошина С. А., кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии мггу
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью Французский, немецкий языки
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Авторы программы: Наумлюк М. В., кандидат филологических наук, доцент кафедры рялимп мггу
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины основы педагогической диагностики дн(М). В. 1
Рецензент: к п н., доц. Авдеева Н. А. (Сзф мгэи), к п н., проф. Манухин В. П.(Мггу)
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Программа предназначена для выполнения учебного плана бакалавров филологического образования
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Программа предназначена для выполнения учебного плана бакалавров филологического образования
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Дисциплина «Современный русский язык: фонетика» тесно связана с другими филологическими
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconМггу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор: Выдрин В. Б., доцент кафедры социально-культурной деятельности и народного художественного творчества
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: Наумлюк М. В., кандидат филологических наук, доцент кафедры рялиМП


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск