Введение Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи.
Г. Песталоцци Знание современных языков и осознание многообразия культур не только расширяет кругозор учащихся, границы его мировосприятия и мироощущения, но и дает ему возможность свободно входить в глобализированный мир. Современные методы обучения должны ориентироваться на последние изменения в подходах к образованию, и одной из наиболее адекватных и актуальных становиться технология проектного обучения. Метод проектов как спланированная часть и постоянная составляющая образовательного процесса эффективно решает задачи воспитания многогранной личности учащихся, готовых к адекватному взаимодействию в ситуациях поликультурного общения и обладающих всеми необходимыми компетенциями, включая лингвистическую, межкультурную, коммуникативную, страноведческую.
Если метод проектов считать спланированной частью и постоянной составляющей образовательного процесса, то как раз и будут созданы условия для развития у учеников умения самостоятельно действовать в сложных жизненных обстоятельствах, стремления к самопознанию и самоорганизации. И, самое главное, применение этого метода в новой учебной ситуации, позволяет говорить о школьном проекте как о педагогической технологии, позволяющей эффективно решать задачи воспитания многоязычной личности учащихся, готовых к адекватному взаимодействию в ситуациях общения.
Цели и задачи использования метода проектов при обучении общению
«Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню
Вовлеки меня – и я научусь» Проект – это самостоятельная, долгосрочная групповая работа по теме – проблеме, выбранной самими учащимися, включающая поиск, отбор и организацию информации. В процессе работы над проектом речевое иноязычное общение «вплетено в интеллектуально – эмоциональный контекст другой деятельности». Учащиеся работают вместе для достижения цели. Конечный продукт должен быть результатом творческой группы, хотя информация и идеи могут быть заимствованы из различных источников. Проектная работа проводится в течение нескольких дней или недель, на уроке и во внеурочное время. Основываясь на групповом взаимодействии, работа над проектом способствует развитию навыков и умении дискутирования, аргументации своей точки зрения, учения в сотрудничестве.
Цель проекта – формировать коммуникативно-языковую, межкультурную, страноведческую компетенции с учетом интересов учащихся, их свободного выбора содержания и методов обучения, развивать стремление к самообразованию, самосовершенствованию и творчеству.
Задачи проекта:
* развивать исследовательские умения (умения выявлять проблему, анализировать, строить гипотезы, обобщать, проводить эксперимент);
способствовать развитию автономии учащихся: независимости и самостоятельности действий, рефлексии, принятию самостоятельных решений, умению определять цели своей деятельности и оценивать результаты;
способствовать расширению мотивационной сферы учащихся для концептуального осмысления реального многообразия культур;
развивать интеллектуальную культуру личности на основе всех составляющих (мышление, способности, воли, характера, темперамента).
Функции метода проектов Характерные особенности метода проектов состоят в следующем. В них есть значимая социальная или личная проблема ученика, которая требует решения в рамках информационного, исследовательского и языкового аспектов. Что дает проектная методика учителю?
Стимулирует к активному поиску новых идей, совершенствуя творческую деятельность и предоставляя свободу педагогическому творчеству.
Повышает уровень языковой компетенции, что соответственно находит свое отображение в повышении уровня языковой компетенции учащихся. Что дает проектная методика ученику?
Способствует автономии учащихся, т.е. саморазвитию учащихся в процессе овладения иностранным языком. Учащиеся сами ставят цели своих проектов, оценивают результаты в соответствии со своими потребностями.
Повышает уровень коммуникативной компетенции, обогащает словарь иностранного языка, который богат и разнообразен, включает общенаучную лексику, терминологию, богат синонимами, эмоционально окрашенной лексикой.
Повышает степень творческого самовыражения, ведь каждый учащийся вносит свою лепту в повышение уровня креативности урока.
Повышает уровень мотивации к изучению иностранных языков.
Обогащает интеллектуальным потенциалом, расширяет кругозор, развивает стойкий познавательный интерес.
Повышает эмоционально – ценностные ориентации.
Как видим, проектное обучение – это качественно иная образовательная практика; выделить метод проектов из других методов можно, обнаружив отличительные черты этой образовательной технологии. Мы имеем дело с проектным обучением, если:
учитель ориентируется не только на получение учащимися предметных знании, но и на развитие их мыслительных, творческих и коммуникативных способностей;
учащиеся приняли тему проекта как личностно значимую проблему;
сами планируют ход и прогнозируют результаты работы;
участники проекта сами организуют себя на дело и осуществляют поисковую деятельность; сами отбирают необходимые средства для осуществления проекта;
учитель выводит педагогический процесс за пределы школы в окружающий мир;
участники проекта информируют друг друга о ходе работы над проектом;
учитель консультирует ребят на всех этапах работы рад проектом;
учитель создает условия для коррекции работы над проектом;
учитель организует экспертизу проектов;
ученики анализируют свою работу над проектом.
Виды проектов Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться учителем с учетом учебной ситуации, интересов и способностей учащихся. В других - тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Среди типологических признаков проектов Е.С. Полат определяет следующие:
Доминирующий в проекте метод: исследовательский, творческий, ролево-игровой, ознакомительно-ориентировочный и пр.
Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).
Количество участников проекта.
В соответствии с этими признаками она выделяет исследовательский, творческий, игровой, информационный типы проектов. Исследовательские требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей. Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. Игровые также отличаются только намечающейся и остающейся открытой до окончания проекта структурой. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Результаты таких проектов могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности является ролево-игровая. Информационные проекты изначально направлены на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Эти проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.
Информационный и исследовательский проект ( например, «История рок-поп-мызыки»,»что мы можем сделать, чтобы помочь людям»)
Обзорный проект (например,»Доска Почета»,»Древо знания»,»Люди, которыми я горжусь»
Продукционный проект («создание проекта школы будущего»,»Давайте сделаем мир лучше. Экологические проблемы»)
Проекты-инсинеровки или организационные проекты ( например, «праздники, Рождество в Великобритании, День св.Валентина.)
Приведем пример информационного проекта, который был апробирован в ходе экспериментального обучения по теме «Animals in danger» на уроках английского языка в 5 классе. Work in your project groups. Use the information below to make a factfile on one of the animals in danger:
Project group A - about the African elephant;
Project group В - about the leopard;
Project group С - about the black rhinoceros; You can add other facts if you know about these animals: Before working in your project group, choose a summarizer (one who summarizes all ideas), a recorder (one who records all ideas), a checker for understanding (one who checks whether the others understand what someone is saying). While working in your project group please remember to:
know and do your job as a summarizer, recorder etc.;
listen to all ideas and record them, criticize ideas not people;
check if everybody understands what is said in the group using:
OK, Ira?
Pavel, do you see what Sergei means?
- another can respond using: Yes, sure.
Oh yes, go on.
Or don't be shy to inform your group that you can't understand using: Well ...
Well not really ... More or less ...
- offer to repeat or clarify using:
You see, Igor, Lena'd like to say that ... Well, I mean ...
People have lived on our planet for many years. They depend on their planet, on the sun, on animals and plants around them. But people have done more to destroy the Earth than any other living creatures. Many animals and birds on the Earth are disappearing nowadays. Many of them are in danger. Animals In Danger Factfile
Name of animal:
Where they live:
Problem:
Other information I know; Rare Animals under the Threat of Disappearing: The African Elephant: Once there were millions of elephants in Africa. They are wonderful animals. They can help men. Today only about 600,000 are left. They are killed for their ivory. The Black Rhinoceros: All rhinos are extremely rare today. But the black rhino, which lives mainly in Zimbabwe, is the most threatened by the illegal trade in rhino horn. There may be less than 3,500 alive today. The Leopards: They live in many parts of the world, from Siberia to Africa. They have a very beautiful yellow skin with large black spots. Like many animals, they are disappearing because people hunt them and kill them for their beautiful coats. The Sinai Leopard, for example, from Egypt, is now probably extinct. Before presentation choose a person who will start presenting your project. Не/she can start with:
Dear friends, as you know, people have done a lot to destroy the Earth. As a result a lot of animals are in danger today. We'd like to tell you about ... While presenting your project please remember to:
* include all the members of your group in speaking;
* prove what you say by giving reasons:
Well, the problem is ...
Let me explain. You see ...
take it in turns to speak, don't interrupt each other.
Обучаемые выбирают того, кто будет обобщать всю информацию в группе (a summarizer); записывать все идеи (a recorder); следить за пониманием (a checker for understanding). Работая над проектом, учащиеся используют тактики переспроса: «OK, Ira?», «Pavel, do you see what Sergei means?»; информирования о понимании/непонимании: «Oh yes, go on», «Well not really...»; пояснения в случае непонимания: «You see, Igor, Lena'd like to say that...», «Well, I mean...». Кроме того, те учащиеся, которые выполняют функции «а summarizer», «a recorder», «a checker for understanding», не должны забывать своей роли, участвуя в проекте. Причем «a recorder» следует тактике критиковать не личности, а идеи. Составив в подгруппах свои «factfiles», обучаемые представляют их перед другими группами. Они выбирают ученика, который должен будет произнести вступительное слово. Однако каждый член группы должен участвовать в презентации, рассказывая о том или ином животном, и использовать тактику аргументации: «Well, the problem is...», «Let me explain. You see...».
Как видно из описанного выше примера, речевые кооперативные упражнения являются комбинированным видом и характеризуются высокой коммуникативностью, позволяя обучаемым использовать не только собственно кооперативные стратегии и тактики, но также конвенциональные и компенсаторные. Они предполагают развитие умений планирования своих действий; прогнозирование возможных вариантов решения стоящих перед ними задач; изобретение; созидание; оформление; принять и передать речевой ход; принять совместное решение, что наилучшим образом отражает специфику речевого взаимодействия и способствует его организации на уроках.
Типология учебных проектов (по Запрудскому)
Учебные проекты
По масштабу
| По продолжительности
| По характеру деятельности учеников
| По предметной содержательной области
| По характеру управления
| Групповые
| Краткосрочные
| Исследовательские
| Предметные
| Непосредственные
| Общешкольные
| Средней продолжительности
| Прикладные
| Межпредметные
| Сетевые
| Региональные
| Долгосрочные
| Информационные
| Системные
|
| Международные (с помощью глобальной сети Интернет)
|
|
|
|
| |