Скачать 214.25 Kb.
|
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ИНСТИТУТ МОДЫ, ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИЙ ПРОГРАММАПО КУЛЬТУРОЛОГИИМосква – 2010г. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММАПО КУЛЬТУРОЛОГИИ ДЛЯ ВУЗОВ(Утверждена Управлением образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования Министерства образования Российской Федерации) Цель курса. Цель теоретического раздела курса — познакомить (в соответствии с проблемно-хронологическим принципом изложения) слушателей с историей культурологической мысли, категориальным аппаратом данной области знания, раскрыть существо основных проблем современной культурологии. Цель исторического раздела — дать представление о специфике и закономерностях развития мировых культур. Задачи курса. Проследить становление и развитие понятий «культура» и «цивилизация», рассмотреть взгляды на место культуры в социуме, представления о социокультурной динамике, типологии и классификации культур, внутри- и межкультурных коммуникациях, осуществить знакомство с основными направлениями методологии культурологического анализа. Рассмотреть историко-культурный материал исходя из принципов цивилизационного подхода, выделить доминирующие в той или иной культуре ценности, значения и смыслы, составляющие ее историко-культурное своеобразие. Место курса в системе социально-гуманитарного образования. Курс культурологии является одной из базовых учебных дисциплин социально-гуманитарного знания Федерального блока государственного образовательного стандарта высшего образования. Требования к уровню освоения содержания курса. Студент, прослушавший курс культурологии, должен знать:
Тематический планРаздел 1. Теория культуры Тема 1.1. Культура и культурология Тема 1.2. Становление культурологической мысли в европейской философии Тема 1.3. Культурологическое знание второй половины ХIХ-ХХ в. Раздел 2. Историческая культурология Мировая культураТема 2.1. Традиционные общества Тема 2.2. Античность как тип культуры Тема 2.3. Средневековая Европа Тема 2.4. Византия Тема 2.5. «Рождение Запада» Тема 2.6. Модерн: от расцвета к кризису (Х1Х-ХХ вв.) Отечественная культураТема 2.7. Геополитические характеристики русской культуры Тема 2.8. Проблемы специфики социодинамики русской культуры Тема 2.9. Православие и русская православная церковь в истории отечественной культуры Тема 2.10. Самодержавие как феномен русской культуры Тема 2.11. Интеллигенция и культура России Тема 2.12. Русская культура и революция Тема 2.13. Советская культура и современная Россия. Раздел 1. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫТема 1.1. Культура и культурология Понятие и многообразие подходов к определению культуры. Обыденное и теоретическое представления о культуре (философский, социологический, гуманитарный, культурно-антропологический подходы). Культура и цивилизация. Тема 1.2. Становление культурологической мысли в европейской философии Эпоха Возрождения: социально-исторические предпосылки становления культурологической мысли. Принципы гуманизма, антропоцентризма и историзма. Классическая модель культуры в европейской философии. Просветительская концепция культуры. Социоцентризм французского просвещения и его концептуализация в понятии «цивилизации». Антропоцентризм немецкого просвещения и понятие «культуры». Культура как проблема европейской философии XIX в. Природа и культура в философии И. Канта. Философия культуры немецкого романтизма. «Эстетическая утопия» Ф. Шиллера. Гегелевская концепция культуры как «образования» (die Bildung). Тема 1.3. Культурологическое знание второй половины Х1Х-ХХ вв. Философия культуры. Философско-культурологические воззрения К. Маркса. Критика классического образа культуры. Кризис рационализма (А. Шопенгауэр, Р. Вагнер, Ф. Ницше). Неокантианство о методологических проблемах «наук о природе» и «наук о культуре» (В. Виндельбанд, Г. Риккерт). Экзистенциалистская концепция культуры. С. Кьеркегор. Н.А. Бердяев и Л. Шестов о человеке, истории и культуре. Методологические возможности концепции «осевого времени» К. Ясперса. Ж.-П. Сартр о повседневности как основе культурной жизни индивида. А. Камю — «абсурд» как метафизическая характеристика бытия человека в культуре. Культурная антропология. Классический эволюционизм (Г. Спенсер, Э.-Б. Тайлор). Идеи единства человечества и поступательного прогресса цивилизации. Специфика современного эволюционизма. Неоэволюционизм (Л. Уайт и др.). «Теория модернизации». Кризис классического образа человека и культуры в диффузионизме (Ф. Ратцель, Л. Фробениус, Ф. Гребнер). Структурный функционализм в культурной антропологии. Культура как система «институтов» (Б.К. Малиновский). Культура как структура А.Р. Радклифф-Браун. Судьбы структурализма в XX в. Социология культуры. Специфика социологического подхода к культуре. Соотношение культуры и социальной системы (П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон). Два направления в социологии: «натуралистически-объективистское» (О. Конт, Э. Дюркгейм) и «культурно-аналитическое» (М. Вебер). Психоаналитическая концепция культуры (3. Фрейд, К.-Г. Юнг, Э. Фромм, А. Адлер, Ж. Лакан). Гуманитарное направление в культурологии. Проблема понимания в науках о культуре. Герменевтика (В. Дильтей, П. Рикер). Историческая наука в поисках культурного синтеза. Школа «анналов» и ее отечественные предтечи (Л.П. Карсавин, П.М. Бицилли). Менталитет народа, сообщества. Семиотический подход к культуре. Культура как знаково-символическая система. Отечественная семиотическая школа (Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский и др.). Проблема типологии культур. Кризис историзма и европоцентризма. Плюрализация историко-культурного процесса («культурно-исторические типы» Н.Я. Данилевского, «морфология культуры» О. Шпенглера, этнология Л.Н. Гумилева). В поисках нового синтеза: цивилизационная теория А.Д. Тойнби. «Столкновение цивилизаций» или «конец истории» (С. Хантингтон и Ф. Фукуяма). Постмодернистская ситуация и культурология. Деконструктивизм. Диалогическая концепция культуры (М.М. Бахтин, М. Бубер). От структурализма к постструктурализму (М. Фуко, Р. Барт). Раздел 2. ИСТОРИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯМировая культура Тема 2.1. Традиционные общества. Первобытная культура: проблемы изучения. Основные формы освоения человеком мира. Культурный синкретизм. Переход от предыстории к цивилизации. Древний Восток: единство и многообразие. Древний Египет, Месопотамия, Ассирия и др. Появление городов, письменности и раннегосударственных институтов. Проблема восточной деспотии и «азиатского способа производства». Образование и роль писца в трансляции культуры. Сакрализация культуры. Жречество. Индия. Принцип «единства в многообразии». Индуизм. Буддизм: возникновение, судьба и мировое значение. Человек и мир в буддизме. Джайнизм. Индо-мусульманский синтез. Эстетический идеал индийской культуры. Эпос. Китай. Древнекитайская картина мира. Конфуцианство. Культ иероглифа, система образования. Идея социальной мобильности. Даосизм. Буддизм в Китае. Модернизационный потенциал китайской культуры. Культура мусульманских стран. Ислам: вероучение и культ. Суннизм и шеизм в истории ислама. Человек в контексте исламской культуры. Политические идеалы. Правовая система. Соотношение веры и разума. Философия и наука. Роль знания и ученых в мусульманской культуре. Особенности художественной культуры ислама. Суфизм. Ислам и современный мир. Культура Японии. Синтоизм. Буддизм в Японии. Личность и общество. Эстетическое как основание культурной картины мира. Самурайский кодекс поведения и его современные проявления. Модернизация на национальной основе. Тема 2.2. Античность как тип культуры Крито-микенский период и культура ахейской Греции. Полис в жизни античного человека: Афины и Спарта — два типа полисной организации. Классика как динамическое единство «гармонизированных противоположностей». Античный космологизм. Античная мифология и религия. Особенности художественной культуры. Становление рационального дискурса, появление и развитие философии. Эллинизм. Человек и общество, проблема личности. Греция и Рим: проблема преемственности культур. Тема 2.3. Средневековая Европа От античности к средневековью. Средневековые «ренессансы»: амбивалентное отношение к античности. Христианство — стержень культуры. Патристика. Социокультурная специфика католицизма. Ереси. Церковь и светская власть: коллизии противостояния и союза. Великая и малая эсхатологии. Проблема личности. Особенности средневековой картины мира. Символизм средневекового мировоззрения. Особенности художественной культуры. Романское искусство. Готика. Социальная структура и ее восприятие современниками. Корпоративизм. Трансформация городов и становление нового образа жизни. Тема 2.4. Византия Особенности развития Восточноримской империи. Специфика этнического состава, социальной структуры и форм собственности. Православная церковь и идея императорской власти. Христологические споры. Имперский мессианизм. Иконоборчество: идейно-политические и философские аспекты противостояния. Византия и Русь. Паламизм. Византия и Рим. Флорентийская уния. Историософское значение турецкого завоевания для средневекового сознания. Тема 2.5. «Рождение Запада» Возрождение. Новые представления о человеке и его месте в мире. Титанизм Возрождения. Магия и эзотерика в культуре Ренессанса. «Охота на ведьм». Отражение нового мировоззрения в художественной культуре. «Северное Возрождение». Кризис гуманизма. Барокко. Реформация. Новый взгляд на Бога и на отношение человека к Богу. Лютеранство. Оправдание верой. Идея «призвания». Кальвинизм и идея предопределения. Проблема «свободы воли». Реформация и гуманизм. Контрреформация. Формирование новой картины мира. Новый тип трудовой этики. Рационализм и Просвещение, Культурный проект модерна. Научная революция: эмпиризм и рационализм. Идея европоцентизма. Колониализм. Развитие капитализма (Голландия — Англия). Промышленный переворот. Механистическая картина мира. Абсолютизм. Культурная программа «просвещенного абсолютизма». Универсальный критицизм Просвещения. Культ разума. Идеи прогресса цивилизации и культуры, развитие историзма. Значение принципа воспитания «нового человека». Классицизм в искусстве. Мировое значение Французской революции. Рождение национальной идеи. Романтизм. Тема 2.6. Модерн: от расцвета к кризису (Х1Х-ХХ вв.) Развитие промышленного капитализма. Проблема «отчуждения» в философских рефлексиях. Либерализм. Расцвет естественных наук. Позитивизм как философия и идеология. Реализм в искусстве. Стиль модерна. Элитарная и массовая культуры. Кризис самосознания «Запада» и его отражение в социально-философской мысли. Иррационализм. Декаданс в искусстве. Научно-техническая социокультурная модернизация. Переход на информационные технологии производства и регуляции социальной практики. «Пост» или «анти» модерн. Кризис «метаповествований». Плюрализация жизненных стилей. Децентрализация мировоззрений. Формирование глобальных проблем современности. Поиски новой идентичности в культурах постиндустриального общества. Отечественная культураТема 2.7. Геополитические характеристики русской культуры Россия между Европой и Азией — в поисках культурной идентичности. Борьба «норманистов» и «антинорманистов» как отражение становления русского самосознания. Западники, славянофилы, евразийцы о путях развития России. Тема 2.8. Проблемы специфики социодинамики русской культуры Раскол как «архетипическая модель» развития России, катастрофизм, жертвенность и мессианизм ее самоосмысления (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Н.0. Лосский, Г.П. Федотов, С.Л. Франк, Н.Я. Данилевский, Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский и др.). Петровский переворот: культурологический анализ. Тема 2.9. Православие и русская православная церковь в истории отечественной культуры Социокультурная и догматическая специфика восточной ветви христианства. Крещение Руси — момент культурно-исторического выбора. Особенности освоения православия различными слоями русского общества. Государство и церковь в истории России. Святые и святость Древней Руси. Раскол как социокультурный конфликт. «Императорский период» в истории русской церкви. Феномен русской религиозной философии. Русское православие в XX в.: православие и Советская власть, зарубежная православная церковь, православие в современной России. Тема 2.10. Самодержавие как феномен русской культуры Идея «империи» в русской культуре (Третий Рим и Новый Иерусалим: Киев — Владимир — Тверь — Москва, «Град Петра», от III Рима к III Интернационалу). Сакрализация образа монарха в России. Царь и Бог. Харизма власти. Персонализация власти как специфическая черта русской политической культуры. Тема 2.11. Интеллигенция и культура России Проблема социальной природы интеллигенции. «Интеллектуал» и «интеллигент». Интеллигенция и власть. Интеллигенция и «народ». Дискуссии о судьбе интеллигенции в современной России. Тема 2.12. Русская культура и революция Изменения социального ландшафта в пореформенной России. Кризис классической культуры. Бунт против литературоцентризма в художественной культуре. Искусство для искусства. Идеи творческого преображения жизни и всеединства в русской религиозной философии и большевизме. Феномен русского терроризма. Критика «классических» оснований культуры в русской консервативной мысли (Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев и др.). Тема 2.13. Советская культура и современная Россия Программа советизации всех сторон жизни общества. Внутренняя и внешняя эмиграция. Пролетарский интернационализм и «советский мессианизм». Массовизация общества. Феномен «культа личности». Великая Отечественная война в истории отечественной культуры. Послевоенные идеологические компании. «Оттепель» и «застой» в советской культуре. Массовая и официальная культуры. Диссидентство и многообразие его течений. «Перестройка» и идея реставрации «подлинного» социализма. Распад СССР и проблема общего культурного пространства. Проблема национального самоопределения и цивилизационной идентичности. Новая Россия: империя или национальное государство? Модернизационный рывок в эпоху постмодерна. От деидеологизации к реидеологизации. Поиски «русской идеи». Специфика современного российского социокультурного пространства. Освоение новых стереотипов и социальных ролей. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ1. «Культура»: многообразие философских и научных подходов и его причины. 2. Понятия «культуры» и «цивилизации» в истории философского анализа культуры. 3. Науки о культуре. Культура как предмет междисциплинарного анализа. 4. Эволюционизм как парадигма изучения культуры. 5. Теория модернизации о социокультурной динамике. 6. Структурный функционализм в социологии и культурологии. 7. Структурализм: от лингвистики к культурологии. 8. Принципы семиотического анализа культуры. 9. Культурная антропология Э.Б. Тайлора. 10. Идея «прогресса» и ее значение для философии культуры и науки о культуре. 11. Прсветительская концепция культуры и цивилизации. 12. Идеи «к философии истории человечества» И.-Г. Гердера в истории философии культуры. 13. Культура в классической немецкой философии. 14. Марксистская концепция культуры. 15. Становление и развитие философской герменевтики. 16. Специфика метода «наук о культуре» в неокантианстве (Г. Риккерт, В. Виндельбанд). 17. «Понимающая социология» М. Вебера как пример культурно-аналитического подхода в социологии. 18. Концептуализация культурного многообразия и проблема типологии культур. 19. «Культурная морфология» О. Шпенглера. 20. Теория «культурно-исторических типов» Н.Я. Данилевского. 21. Этнология Л.Н. Гумилева и культурология. 22. Динамика культуры у А.Д. Тойнби. 23. Социодинамика культуры П. Сорокина. 24. Культурно-антропологический синтез в исторической науке (Школа Анналов). 25. Культура как проблема психоанализа (3. Фрейд). 26. Фрейдомарксизм и «Франкфуртская школа» о человеке и цивилизации. 27. «Архетипы коллективного бессознательного» К.-Г. Юнга. 28. Экзистенциалистская концепция культуры. 29. Диалогическая концепция культуры (М.М. Бахтин и «постбахтинцы»). 30. Постмодернизм в культурологии. К разделу 2
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ (ЭКЗАМЕНУ) ПО ВСЕМУ КУРСУ1. Культура: основные подходы и определения. 2. «Культура» и «цивилизация»: соотношение понятий. 3. «Классическая модель» культуры: структурные элементы, становление, развитие, кризис. 4. Этнологическое направление в изучении культуры: основные школы и направления (эволюционизм, диффузионизм, структурный функционализм). 5. Просветители о культуре и цивилизации. 6. Проблема культуры в классической немецкой философии. 7. Проблема «понимания» в культурологии. Герменевтика. 8. Специфика метода «наук о культуре» в неокантианстве (Г. Риккерт). 9. «Понимающая социология» М. Вебера. 10. Проблема единства культуры и многообразия культур. 11. Культура и ее критика у 3. Фрейда. Механизм сублимации. 12. Диалогическая концепция культуры (М.М. Бахтин). 13. Постмодернизм в культурологии. 14. «Восток» как географическое и социокультурное понятие: единство и многообразие. 15. Социокультурные характеристики древнеегипетского общества. 16. Мир, человек, общество в мусульманской картине мира. Ислам. 17. Япония: специфика социокультурного развития. 18. «Единство в многообразии» как принцип культуры Индии. Индуизм. 19. Роль конфуцианства в культуре Китая. 20. Даосизм: теория, практика, отражение в литературе и искусстве. 21. Особенности мировосприятия человека античности. Древнегреческий космологизм. 22. Греция и Рим: общее и особенное. 23. Основные черты средневековой картины мира. 24. Человек в культуре европейского средневековья. Знание и вера в культуре средних веков. 25. Возрождение: общая характеристика. Принципы гуманизма и антропоцентризма: сущность и значение для европейской культуры. 26. Социокультурный проект модерна. 27. Реформация в культуре Европы. 28. Идея прогресса и ее роль в европейской культуре Нового времени. 29. Классицизм, барокко, романтизм, реализм: общая характеристика стилей. 30. Судьбы европоцентризма и проблема самосознания европейской культуры. 31. Культура постмодерна. Общая характеристика. 32. Россия — геополитические условия формирования типа культуры. 33. Самодержавие как феномен русской культуры. 34. Православие в истории отечественной культуры. 35. Раскол в социодинамике отечественной культуры. 36. Крещение Руси — переломный момент в истории отечественной культуры. 37. Петровские реформы: историко-культурный смысл. 38. Проблема цивилизационно-культурной идентичности России в истории русской мысли. 39. Государство и церковь в истории русской культуры. 40. Интеллигенция как феномен отечественной культуры. Интеллигенция и революция. 41. «Серебряный век» русской культуры. 42. Русская революция как социокультурный феномен. 43. Особенности социалистической культуры. 44. Специфика современной социокультурной трансформации в России. Распределение часов курса по темам и видам работы
Формы итогового контроля. Реферат, зачет, экзамен. ЛИТЕРАТУРА
|
Рабочая программа по математике для 5 класса Математика 5 – 6 классы / авт сост. В. И. Жохов (Москва. «Мнемозина», 2010г.) обязательным минимумом содержания образования и требованиями... | Пояснительная записка: Освоение курса «Основы культурологии» Ответственный редактор: Вагинова, Л. С, доктор культурологии профессор зав кафедрой культурологии мгпу | ||
Рабочая учебная программа по музыке для 6 «А» класса Календарно тематическое... Протокол №. 2010г. 2010г 2010г | Рабочая учебная программа по музыке для 7 класса Календарно тематическое... Протокол №. 2010г. 2010г 2010г | ||
Рабочая учебная программа по музыке для 4 класса Календарно тематическое... Протокол №. 2010г. 2010г 2010г | Поэма «Мертвые души» Характеристика губернского города 30-х годов XIX века Протокол №. 2010г. 2010г 2010г | ||
Программа москва 2014 Лермонтов Михаил Юрьевич, доктор культурологии, советник министра культуры рф, Президент Ассоциации «Лермонтовское наследие» | Обучающая задача Протокол №. 2010г. 2010г 2010г | ||
Пояснительная записка: Освоение курса «Культурология» Ответственный редактор: Вагинова, Л. С, доктор культурологии, профессор зав кафедрой культурологии мггу | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа составлена на основе Примерной программы по истории 5-9 классы. Москва. «Просвещение» 2010г и авторской программы под редакцией... | ||
Транскультурация латиноамериканского мифа в эпоху великих географических открытий ... | Научная фантастика в условиях модерна и постмодерна: культурно-исторические аспекты Работа выполнена на кафедре исторической культурологии факультета философии и культурологии Южного федерального университета | ||
Рабочая программа по информатике для 8 и 9 класса Программы общеобразовательных учреждений, 8-9 классы. Москва. «Просвещение», 2010г | План мероприятий по проведению в 2010г «Года учителя» управлением... «О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» за 2010-й год» | ||
Поликарпов В. С. Лекции по культурологии Лекции по культурологии. — М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997. 344 с. 18В^ 5-7357-0139-8 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая «Обществознание 8класс», Москва, «Просвещение», 2010г |