Муниципальное образовательное учреждение
Алексеевская средняя общеобразовательная школа №3 им. Г.С. Боровикова
«УТВЕРЖДАЮ» «СОГЛАСОВАНО» «РАССМОТРЕНО»
Директор школы Зам.директора по УВР на заседании МО _________________ ____________________ __________________
Протокол № ___. «___»_____________2010г. «___»_____________2010г «___»________2010г
Рабочая учебная программа по музыке для 6 «А» класса
Календарно тематическое планирование 1 час в неделю (всего 35 часов)
Составитель: учитель музыки первой
квалификационной категории Федосова Ирина Николаевна.
п.г.т. Алексеевское
2010-2011 учебный год.
Пояснительная записка. Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Крицкая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2007 год). Программа «Музыка» для основной школы (в данном издании 5 – 7 классов) имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской федерации».
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
Авторская программа «Музыка 5-7» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской «Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. Искусство 8-9 классы»– М. Просвещение, 2007;;
При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией Г.П Сергеевой, Е.Д.Критской.
При планировании учебного плана использовались программы:
1. Программы общеобразовательных учебных заведений. Музыка. Под руководством Д. Б. Кабалевского. 1- 8 классы.- М.: Просвещение, 2006.
2. В. В. Алеев, Т. И. Наумепнко. Программы для общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-3, 5-8 классы. - М.; Дрофа, 2006.
Методическая литература:
1. Музыка в 4-7 классах. Методическое пособие. - М.: Просвещение, 1986.
2. Музыка. 6- 8 классы. Поурочные планы по программе Алеев В.В., Науменко Т.И. под ред.В.М. Самигулиной .- Волгоград: Учитель, 2006.
3. Музыка. 6 класс. Поурочные планы по программе Алеев В.В., Науменко Т.И. под ред. О. П. Власенко. - Волгоград: Учитель, 2006.
4. Т. А. Затямина. Современный урок музыки. Учебно – методическое пособие.- М.: Глобус, 2007.
При подготовке к урокам использованы программы по музыке под редакцией В. В. Алеева, Т. И. Науменко, Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, которые так же основаны на программе Д. Б. Кабалевского. Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры. Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод художественного контекста;
метод создания «композиций»;
метод перспективы и ретроспективы.
В соответствии учебным планом в 6 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 17,5 часов (из расчета 0,5 час в неделю). Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов. В программе 6 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир образов народной, религиозной, классической и современной музыки. Музыка в семье искусств.
Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира. Но так как сами авторы программы не регламентируют жесткого разделения музыкального материала на учебные темы и уроки: « Данная программа не подразумевает жестко регламентированного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий. Творческий подход учителя музыки к данной программе — залог успеха его музыкально-педагогической деятельности»*. Контроль осуществляется в следующих видах:
- входной, текущий, тематический, итоговый.
Формы контроля:
При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» 6 класс предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, наблюдение, самостоятельная работа, тест.
Виды организации учебной деятельности:
- конкурс
- викторина
- самостоятельная работа
- творческая работа
_________________________________________________________________________ * Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7 классы», М., Просвещение, 2007г., стр.6. Контроль уровня обученности.
№ урока
| Тема урока
| Вид контроля
| Форма контроля
| 8.
| Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.
| Текущий - письменный
| Тест
| 16.
| Образы скорби и печали. Фортуна правит миром.
| Текущий - письменный
| Тест
| 27.
| Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен.
| Текущий - письменный
| Тест
| 34.
| Образы киномузыки. Проверочная работа.
| Итоговый - письменный
| Тест
| | |