В период подготовки экзаменационного реферата по мировой культуре





Скачать 59.58 Kb.
НазваниеВ период подготовки экзаменационного реферата по мировой культуре
Дата публикации12.08.2015
Размер59.58 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Культура > Реферат
СОТВОРЧЕСТВО УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА

В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО РЕФЕРАТА

ПО МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ
Лебедева О.В., к.п.н., доцент КГУ им. Н.А. Некрасова.

Одной из самых интересных форм индивидуальной работы с учащимися по предмету является работа над рефератом. Каждый учитель знает, что это работа сотворческая, основанная на интересе к изучаемой про-блеме как ученика, так и преподавателя. Таким образом, перед учителем стоит проблема: выявить этот интерес у ученика, определить, к какой эпохе, какому художнику в широком смысле этого слова, тяготеет его ученик. Далее следует решение другой задачи: необходимо найти проблему, отыскать ее в том материале, который вы-бран учеником. Это задача учителя, так как это вопрос сложный. Но решить ее надо таким образом, чтобы уче-нику казалось, что он сам, самостоятельно вышел на нее. Размышления над проблемностью в материале буду-щего реферата могут длиться 1-2 месяца. Это не страшно. Важно то, чтобы ученик утвердился в своем выборе окончательно, «сроднился» с темой.

Вот уже десятый год я преподаю предмет «Мировая культура» в гимназии № 15. Каждый год ученики выбирают этот предмет в качестве выпускного экзамена в 11 классе. Экзамен проходит в реферативной форме. Сентябрь-октябрь — это выбор учениками темы реферата, поиск необходимой литературы. В декабре же один-надцатиклассники сдают уже экзамен по этому предмету. Это те ученики, которые будут сдавать выпускной эк-замен по мировой культуре в июне месяце. Что собой представляет экзамен в нашей гимназии в зимнюю сес-сию? В него входят два вопроса. Первый (письменный) — это ответы учащихся на вопросы учителя по изученному за 1 полугодие материалу ("Культура древнерусского государства IX-XVII вв.» из курса «История отечественной культуры»). Второй вопрос — это сообщение (устное) ученика на тему, которая касается его будущего реферата. Например, ученик пишет реферат на тему: «Микельанджело — поэт, скульптор и художник». В зимнюю сессию ученик раскрывает лишь один аспект в своем устном сообщении: Микельанджело — поэт. Такой подход позволяет ученику и учителю постепенно углубляться в ту проблему, исключить «авралы» в работе. Таким образом, получается, что ученик готовит свой реферат с октября месяца по апрель включительно. Я ориентирую выпускников на сдачу готовой работы уже в мае.

Хочется отдельно остановиться на выборе темы. Тема должна в себе заключать проблему. К сожалению, не все учителя мировой культуры правильно понимают назначение реферата. Такие предложенные выпускникам темы, как «Леонардо да Винчи», «Художник Пабло Пикассо» и т.д., не несут в себе никакой проблемы, заранее исключают такие способы умственных действий в работе ученика над рефератом, как сравнение, обобщение, анализ и т.д., так как такие формулировки темы «провоцируют» ученика к написанию реферата на основе одного источника, что не допускается в экзаменационной практике в 11 кл. Реферат должен быть обзорным, основанным на более сложных интеллектуальных и коммуникативно-речевых навыках. Выпускниками 11 класса, работающими над экзаменационным рефератом, должно быть проштудировано не менее 5 научных работ (в отличие от учащихся 9 класса, которым достаточно проанализировать, как минимум три первоисточника).

Итак, какие могут быть темы?

Приведу несколько тем из опыта своей работы:

– «Современность музыки Моцарта».

– «Образ природы в произведениях П.И. Чайковского».

– «Чюрленис — композитор и художник».

– «Антонио Вивальди — гений барокко».

– «Меценатство и его роль в развитии культуры».

– «Марк Шагал — художник и поэт».

– «Образ мира и человека в творчестве Е.В. Честнякова».

– «Образ человека в творчестве художника 2 половины 18 века Д.Г. Левицкого».

– «Образ Богоматери в истории русской православной культуры».

– «Мысль народная» в творчестве Ф.И. Шаляпина».

– «Образы славянской мифологии в русском прикладном искусстве».

– «Образ мира и человека в художественной культуре Древнего Египта».

– «Образ мира и человека в представлении древних славян».

– «Древнегреческая мифология в творчестве художников эпохи Возрождения».

– «Философия творчества Феофана Грека»,

– «Субъективизм в творчестве импрессионистов» (на примере творчества Винсента Ван Гога — яркого представителя постимпрессионизма)».

– «Романтизм в музыке и живописи» (на примере творчества французского художника Эжена Делакруа и польского композитора Фридерика Шопена)».

Это далеко не полный перечень тех рефератов, которые готовили выпускники нашей школы к экзамену по мировой культуре. Главное — то, что каждая тема, предполагала не только индуктивный способ умственных действий, но и дедукцию. Например, от определения эпохи барокко — к творчеству А. Вивальди, эпохи романтизма — к творчеству Делакруа, от импрессионизма и постимпрессионизма — к творчеству Ван Гога и т.д.

Такая проблемная постановка тем предполагает и сравнивание, и анализ, и абстрагирование, и обобщение, и синтез, и классификацию, и инверсию, и гипотезу. Иными словами, представлены в работах учеников могут быть все способы умственных действий по логической схеме процесса.

Реферат должен непременно содержать в себе сложный план, список использованной литературы, иметь сноски цитат (желательно на той странице, на которой цитируется источник).

Структура реферата традиционна: введение, основная часть и заключение.

Во введении обязательно необходимо обосновать выбор темы, дать краткую характеристику жанра первоисточников (что собой представляет каждый из них: учебник, монографию, исследования и т.д.).

В основной части реферата кратко, но полно передается содержание исходных текстов. Важно заметить, что реферат не копирует дословно фрагменты текста первоисточников. Это новый вторичный текст, создаваемый в результате систематизации и обобщения материала первоисточников, его аналитико-синтетической переработки. Материал необходимо излагать по разделам, каждый из которых раскрывает свою проблему или разные стороны одной проблемы. Обязательно отмечается наличие разных точек зрения на проблему. Материал основной части структурируется в смысловые блоки (главы, параграфы, абзацы). Каждый крупный блок должен быть озаглавлен.

В заключительной части референт делает собственные выводы на основе прочитанных им книг, говорит об актуальности развития исследований, своем согласии или несогласии с позиции авторов работ. Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из содержания основной части.

Следует особо обратить внимание на язык реферата. Реферат как жанр научной литературы должен отличаться логичностью и доказательностью изложения, авторской беспристрастностью в передаче, а также использованием особых клише, регулярно встречающихся в научных текстах. Например: «В статье обобщается ...», «В книге представлена точка зрения ...», «В книге рассматривается ...», «Автор обращает внимание на ...», «Автор отмечает тот факт ...».

Объем реферата жестко не регламентируется, так как он зависит от содержания анализируемых книг, а также их количества. Министерство образования РФ рекомендует объем, который «не должен превышать объема ученической тетради в 12 листов». Практика же показала, что ученики пишут значительно более названного объема. КОИПКРО рекомендует не более 20 машинописных страниц. Ученику, глубоко работающему над рефератом в течение 6-7 месяцев, такой объем не кажется большим.

Реферат должен быть правильно оформлен: должен иметь титульный лист с указанием фамилии автора реферата и руководителя, а также название темы. Помимо четкого выделения трех основных частей, к оформлению школьного экзаменационного реферата предъявляются следующие требования: наличие плана реферата (оглавление) и списка реферируемой литературы.

При выполнении учеником всех вышеуказанных требований преподаватель дает положительную оценку реферату, которую излагает в рецензии. Рецензия на реферат должна быть представлена учителем на экзамен, чтобы с ней могли ознакомиться члены экзаменационной комиссии (как правило, это преподаватели литературы, истории, изобразительного искусства, музыки). Таким образом, 1 этап сотворческой деятельности учителя и ученика по подготовке реферата завершен.

Необходимо теперь подготовить ученика к защите реферата. Этот 2 этап сотворчества начинается с консультаций, цель которых: отобрать самый необходимый материал реферата для 20-минутной защиты, который бы максимально раскрывал изучаемую учеником проблему. Вместе с учеником учитель отбирает на консультациях тот иллюстрированный материал (музыку, картины в слайдах или репродукциях), который помогает раскрытию темы реферата. Последующие консультации носят практический характер, они напоминают репетицию, в которой ученик играет роль лектора. Необходимо, чтобы на этих практических занятиях ученик овладел пластическими умениями: умел выражать пластикой тела, жестикуляцией определенные отношения и состояния, свободно передвигался по аудитории (особенно это касается моментов, когда надо показать какую-либо деталь на картине художника); эксперессивными умениями: речь ученика-лектора должна быть интонационно разнообразной.

Практика работы в гимназии № 15 показала, что необходимо, как минимум 3-и академических часа таких репетиций на каждого ученика отдельно, чтобы подготовить ученика к сольному выступлению — к защите реферата, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно, не комплексовал, шел на экзамен как на праздник.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В период подготовки экзаменационного реферата по мировой культуре iconУчебно-методического пособия Е. Ю. Малянова методика подготовки и...
Полученный в результате работы с литературой и источниками материал, как правило, превышает необходимый объем реферата. В дальнейшем...
В период подготовки экзаменационного реферата по мировой культуре iconРабочая программа по мировой художественной культуре составлена на...
Цель предмета – формировать духовный мир школьника силой воздействия различных искусств в их комплексе, его нравственность, эстетическую...
В период подготовки экзаменационного реферата по мировой культуре iconРабочая программа По мировой художественной культуре 11 класс
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
В период подготовки экзаменационного реферата по мировой культуре iconРабочая программа По мировой художественной культуре 10 класс
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
В период подготовки экзаменационного реферата по мировой культуре iconРабочая программа по мировой художественной культуре в 11 классе...
Материал по истории мировой художественной культуры представлен в учебнике Данилова Г. И. Мировая художественная культура: от XVII...
В период подготовки экзаменационного реферата по мировой культуре iconРабочая программа по мировой художественной культуре для 11 класса (Базовый уровень)
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
В период подготовки экзаменационного реферата по мировой культуре iconРабочая программа по Мировой художественной культуре для 10 класса на 2013 2014 учебный год
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
В период подготовки экзаменационного реферата по мировой культуре iconРабочая программа по мировой художественной культуре разработана...
Основой для создания данной рабочей программы явились Примерная программа по Мировой художественной культуры 2004 года и Программа...
В период подготовки экзаменационного реферата по мировой культуре iconРабочая программа по мировой художественной культуре в 10 классе...
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
В период подготовки экзаменационного реферата по мировой культуре iconРабочая программа по мировой художественной культуре в 10 (общеобразовательном)...
Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре (2004г.)
В период подготовки экзаменационного реферата по мировой культуре iconРабочая программа по Мировой художественной культуре для 9 классов...
Рабочая программа основного общего образования по мировой художественной культуре содержит следующие разделы
В период подготовки экзаменационного реферата по мировой культуре iconРабочая программа по Мировой художественной культуре разработана...
Примерной программы среднего (полного) общего образования по Мировой художественной культуре, соответствующей Федеральному компоненту...
В период подготовки экзаменационного реферата по мировой культуре iconРабочая программа по мировой художественной культуре в 8-11 классе...
Представленная рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного...
В период подготовки экзаменационного реферата по мировой культуре iconРабочая программа по мировой художественной культуре Тип программы
Рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
В период подготовки экзаменационного реферата по мировой культуре iconРабочая программа по мировой художественной культуре Тип программы
Рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
В период подготовки экзаменационного реферата по мировой культуре iconРабочая программа по мировой художественной культуре в 10-11 (общеобразовательных)...
Государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего образования по мировой художественной культуре. Изучение...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск