Программа дисциплины «Физическая культура»





Скачать 181.31 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Физическая культура»
Дата публикации06.03.2016
Размер181.31 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Культура > Программа дисциплины
Программа дисциплины «Физическая культура» разработана в соответствии с требованиями ГОС ВПО бакалавриата по направлению подготовки «Химия, физика и механика материалов».

Курс предназначен для студентов факультета наук о материалах 1 и 2-го годов обучения (1,2,3,4-й семестры).
Цели и задачи дисциплины

Целью физического воспитания студентов МГУ является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, спортивного совершенствования, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:

  • привить студентам понимание социальной значимости физической культуры и ее роли в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности;

  • добиться знания студентами биологических, психолого-педагогических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

  • сформировать мотивационно-ценностное отношение студентов к физической культуре, привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом, обеспечить установку студентов на здоровый стиль жизни, физическое совершенствование;

  • добиться овладения студентами системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре и спорте;

  • обеспечить приобретение студентами личного опыта повышения двигательных и функциональных возможностей, а также общую и профессионально-прикладную физической подготовленность студентов к будущей профессии и быту;

  • создать основы для творческого и методически обоснованного использования физкультурно-спортивной деятельности в целях последующих жизненных и профессиональных достижений;

  • обеспечить физическую подготовленность выпускников к послевузовской службе в Вооруженных силах РФ.


Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Курс «Физическая культура» входит в федеральный компонент гуманитарного, социального и экономического цикла ООП бакалавриата по направлению «Химия, физика и механика материалов».

Данная дисциплина является обязательной.
Требования к результатам освоения дисциплины

Знать: научные и методические основы физической культуры и здорового образа жизни.

Уметь: использовать творчески средства и методы физического воспитания для профессионально-личностного развития, физического самосовершенствования, формирования здорового образа и стиля жизни.

Владеть: средствами и методами укрепления индивидуального здоровья, физического самосовершенствования; широким спектром ценностей мировой и отечественной физической культуры, спорта и оздоровительных систем.
Структура и содержание дисциплины «Физическая культура»
4.1. Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 408 часов, из них 256 часов – аудиторная нагрузка (лабораторные работы (учебно-тренировочные занятия)), самостоятельная работа 152 часа




Вид работы

Семестр


Всего




1

2

3

4




Общая трудоёмкость, акад. часов

102

102

102

102

408

Аудиторная работа:

64

64

64

64

256

Лекции, акад. часов

-

-

-

-

-

Семинары, акад. часов

-

-

-

-

-

Лабораторные работы, акад. часов

64

64

64

64

256

Самостоятельная работа, акад. часов

38

38

38

38

152

Вид итогового контроля (зачёт, зачёт с оценкой, экзамен)

зачет

зачет

зачет

зачет





Содержание дисциплины

Учебная дисциплина «Физическая культура» включает следующие дидактические единицы, интегрирующие тематику учебного материала:

  • физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;

  • социально-биологические основы физической культуры;

  • основы здорового образа и стиля жизни;

  • оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика);

  • профессионально-прикладная физическая подготовка студентов (ППФП).

Учебный материал каждой дидактической единицы дифференцирован через четыре раздела:

методико-практический – обеспечивает овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности;

учебно-тренировочный – содействует приобретению опыта творческой, практической деятельности, развитию самодеятельности в физической культуре и спорте в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленному формированию качеств и свойств личности;

самостоятельная работа под руководством преподавателя (участие в спортивно-массовых мероприятиях) – содействует приобретению опыта участия в соревновательной деятельности в целях общей и специальной физической подготовки студентов, приобщения к спорту, а также направленному формированию качеств и свойств личности;

контрольный – определяющий дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов.
Кафедра физического воспитания и спорта перед началом очередного учебного года может вносить изменения в структуру и содержание программы дисциплины «Физическая культура» на основании регламентов, утвержденных Министерством образования и науки РФ, а также в соответствии с новыми научно-методическими подходами в области физической культуры и спорта.

Практический раздел

Учебный материал раздела направлен на повышение уровня функциональных и двигательных способностей, формирование необходимых качеств и свойств личности, на овладение методами и средствами физкультурно-спортивной деятельности, на приобретение в ней личного опыта, обеспечивающего возможность самостоятельно, целенаправленно и творчески использовать средства физической культуры и спорта.

Практический раздел программы реализуется на методико-практических, учебно-тренировочных и контрольных занятиях в учебных группах.

Методико-практические занятия предусматривают освоение основных методов и способов формирования учебных, профессиональных и жизненных умений и навыков средствами физической культуры и спорта и направлены на обучение студентов практическому использованию знаний, полученных при освоении теоретического раздела программы.

Первый курс (16 часов)

Тема 1. Определение качественных характеристик результативности образовательно-воспитательного процесса по физической культуре – 2 часа.

Тема 2. Методики оценки функционального состояния организма, двигательной активности, суточных энергетических затрат и общей физической подготовленности­ – 6 часов.

Тема 3. Методы оценки уровня здоровья. Методы оценки и коррекции осанки и телосложения. Разработка индивидуальных программ здорового образа жизни – 4 часа.

Тема 4. Методы самоконтроля состояния здоровья, физического развития и функциональной подготовленности. Методы регулирования психических и эмоциональных состояний – 4 часа.

Второй курс (6 часов)

Тема 5. Средства и методы мышечной релаксации в спорте. Основы методики самомассажа. Методика самооценки уровня и динамики общей и специальной физической подготовленности по избранному виду спорта или системе физических упражнений. Методика проведения учебно-тренировочного занятия – 4 часа.

Тема 6. Методики самостоятельного освоения отдельных элементов профессионально-прикладной физической подготовки. Методики эффективных и экономичных способов овладения жизненно важными умениями и навыками в физкультурно-спортивной сфере (ходьба, передвижение на лыжах, плавание и др.) – 2 часа.

Учебно-тренировочные занятия направлены на повышение уровня функциональных и двигательных способностей, формирование необходимых качеств и свойств личности, на овладение методами и средствами физкультурно-спортивной деятельности, на приобретение личного опыта направленного использования средств физической культуры и спорта.

Их направленность связана с обеспечением необходимой двигательной активности достижением и поддержанием оптимального уровня физической и функциональной подготовленности в период обучения студента; приобретением опыта совершенствования и коррекции индивидуального физического развития, функциональных и двигательных возможностей; с освоением жизненно необходимых навыков, формированием устойчивого мотивационно-ценностного отношения к физкультурно-спортивной деятельности. На занятиях предусматривается развитие познавательной творческой активности, направленной на самостоятельное и постоянное использование средств физической культуры и спорта в целях физического совершенствования, формирования жизненных и профессионально значимых психофизических качеств и свойств личности, умений и навыков для обеспечения активного отдыха, профилактики общих и профессиональных заболеваний, травматизма, вредных привычек.

Каждый студент, допущенный по медицинским показаниям к учебно-тренировочным занятиям, проходит их в рамках определенной для него учебной группы на кафедре физического воспитания и спорта. Средства практического раздела, направленные на обучение двигательным действиям, развитие и совершенствование психофизических способностей, личностных качеств и свойств студентов, определяются в зависимости от учебной группы, в рамках которой проходит обучение студент. Содержание и конкретные средства каждого практического занятия определяются преподавателями учебных групп; могут использоваться физические упражнения из различных видов спорта, оздоровительных систем физических упражнений. На занятиях могут применяться тренажеры и компьютерно-тренажерные системы.

Самостоятельная работа под руководством преподавателя (участие в спортивно-массовых мероприятиях) направлена на спортивное совершенствование, мотивацию к повышению уровня спортивного мастерства в избранном виде спорта, а также на приобщение студентов к соревновательной деятельности. Участие в спортивно-массовых мероприятиях предусматривает не только собственно соревновательную деятельность, но и участие в качестве помощников организаторов и судей соревнований.

Контрольный раздел

Формой контроля усвоения теоретического и практического материала во всех учебных отделениях кафедры физического воспитания и спорта является итоговая аттестация в конце каждого семестра обучения. Студенты выполняют зачетные требования по физической культуре с соответствующей записью в зачетной книжке студента («зачтено»).

Критерием успешности освоения учебного материала является экспертная оценка преподавателя, учитывающая регулярность посещения обязательных учебных занятий, знаний теоретического раздела программы и выполнение установленных на данный семестр тестов общей физической и спортивно-технической подготовки. Содержание и критерии оценки тестирования утверждаются на кафедре в установленном порядке, учитывая рекомендации научно-исследовательской лаборатории кафедры.

В каждом семестре студенты выполняют не более 5 тестов, предусмотренных для учебной группы, в которой они проходят обучение. В их число входят 4 обязательных теста контроля общей физической подготовленности (приложение 1). Обязательные тесты проводятся в начале учебного года как контрольные, характеризующие уровень физической подготовленности первокурсника при поступлении в Московский университет и физическую активность студента в каникулярное время, и в конце учебного года – как определяющие сдвиг в уровне физической подготовленности за прошедший учебный год.


  1. Образовательные технологии

Все студенты, поступившие на первый курс, по результатам медицинского обследования делятся на три медицинские группы: специальная, подготовительная и основная. Студенты, не прошедшие медицинское обследование, к учебным занятиям по дисциплине «Физическая культура» не допускаются. С учетом медицинских показаний студенты распределяются между тремя учебными отделениями кафедры физического воспитания и спорта: специальным, основным и спортивным. Учебный процесс по дисциплине «Физическая культура» в соответствии с ее структурой и содержанием реализуется в учебных отделениях. Для проведения практических занятий студенты распределяются по учебным группам, каждая из которых относится к одной из методических комиссий кафедры физического воспитания и спорта: спортивных игр, легкой атлетики, общей физической подготовки, водных видов спорта, единоборств, гимнастики, лыжных видов спорта, специальных медицинских групп. Занятия в учебных группах могут проходить как в рамках сетки расписания учебных занятий факультетов, так и вне неё в случае организационных возможностей кафедры.

Распределение студентов по учебным отделениям и методическим комиссиям осуществляется с учетом медицинских показаний учащихся, их предпочтений, результатов отбора (для спортивного отделения), а также возможностей материально-технической базы и кадровых ресурсов кафедры физического воспитания и спорта.

Перемещение учащихся из одной учебной группы в другую возможно лишь в установленном на кафедре физического воспитания и спорта порядке.

Для студентов, не умеющих плавать, имеющих медицинский допуск к занятиям в бассейне, ежегодно организуются группы по обучению плаванию.

Основное отделение

В основное отделение могут быть зачислены студенты, отнесенные к подготовительной или основной медицинской группе.

Практический учебный материал для основного отделения разрабатывается методическими комиссиями кафедры физического воспитания и спорта.

Специальное отделение

В специальное отделение могут быть зачислены только студенты, отнесенные к специальной медицинской группе.

Практический учебный материал для специального учебного отделения разрабатывается комиссией специальных медицинских групп кафедры физического воспитания и спорта с учетом показаний и противопоказаний для каждого студента, имеет корригирующую и оздоровительно-профилактическую направленность использования средств физического воспитания, включает специальные средства для устранения отклонений в состоянии здоровья, физическом развитии и функциональном состоянии организма. При его реализации используется индивидуально-дифференцированный подход в зависимости от уровня функциональной и физической подготовленности, характера и выраженности структурных и функциональных нарушений в организме, вызванных временными или постоянными патологическими факторами. Студенты специального учебного отделения, освобожденные от практических занятий, пишут рефераты, связанные с особенностями использования средств физической культуры с учетом индивидуальных отклонений в состоянии здоровья (примерный перечень тематик рефератов – приложение 2).

Спортивное отделение

В спортивное отделение могут быть зачислены только студенты, имеющие медицинский допуск к занятиям соответствующим видом спорта и успешно прошедшие тренерский отбор.

В учебных группах спортивного отделения (группах спортивного совершенствования) ведется работа по спортивному совершенствованию студентов в выбранном ими виде спорта. Практический учебный материал групп спортивного совершенствования по видам спорта разрабатывается соответствующими методическими комиссиями кафедры физического воспитания и спорта. Занятия спортивного отделения проходят вне основной сетки расписания учебных занятий факультетов (обычно после 17:00).


  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Рекомендуемая литература (основная)

для теоретического раздела:

  1. Физическая культура: учебник / Кол. авт.; под ред. М.Я. Виленского. – 2-е изд. – М.: Кнорус, 2013.

  2. Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учеб.пособие. – М.: Кнорус, 2012.

  3. Виленский М.Я., Масалова О.Ю., Филимонова С.Н., Щербаков В.Г. Физическая культура. Учебник для студентов высшей школы. - М.: Кнорус, 2011.

  4. Физическая культура студента: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под общей редакцией В.И. Ильинича. – М.: Гардарики, 2009.

  5. Физическая культура и здоровье: Учебник / Под ред. В.В. Пономаревой. – М.: ГОУ ВУНМЦ, 2001.

  6. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. – М., СПб.: Питер, 2006.

  7. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник / Под ред. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2005.

  8. Физическая культура: Учебное пособие для подготовки к экзаменам / Под общ. ред. В.Ю. Волкова, В.И. Загорулько. – М., СПб.: Питер, 2004.

  9. Физическая культура: Курс лекций (учебное пособие) / Под ред. Н.К. Ковалева, В.А. Уварова, Е.В. Будыка – М.: Изд-во МГУ, 1997.

для методико-практического раздела:

  1. Анищенко В.С. Физическая культура: Методико-практические занятия студентов: Учеб.пособие. – М.: Изд-во РУДН, 1999.

  2. Чоговадзе А.В., Прошляков В.Д., Мацук М.Г. Физическое воспитание в реабилитации студентов с ослабленным здоровьем. – М.: Высшая школа, 1986.

  3. Реабилитация здоровья студентов средствами физической культуры: Учебное пособие. Волков В.Ю., Волкова Л.М. – СПб. : СПбГТУ, 1998.


Дополнительная литература

  1. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 1995.

  2. Самостоятельные занятия физическими упражнениями: Учебно-методическое пособие. Лутченко Н.Г., Щеголев В.А., Волков В.Ю., и др.: – СПб.: СПбГТУ, 1999.

  3. Родиченко В.С. и др. Олимпийский учебник студента: Пособие для формирования системы олимпийского образования в нефизкультурных высших учебных заведениях – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Советский спорт, 2009.

  4. Матвеев Л.П., Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 543с.

  5. Виленский М.Я.,Ильинич В.И. Физическая культура работников умственного труда.-М.:Знание,1987

  6. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека: Учебник. - М.: Терра-Спорт, 2003-624с.

  7. Матвеев Л.П., Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: Учебник для вузов Изд. 4-е, испр., доп. - М.: Лань, 2005. - 384с.

  8. Солодков А.С., Сологуб Е.Б., Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2008.-620с.


Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Материально-техническим обеспечением дисциплины служат спортивные объекты МГУ.
Приложение 1

Обязательные тесты и нормативы для балльной оценки

физической подготовленности


Характеристика направленности тестов

Женщины

Мужчины

О ц е н к а в баллах

5

4

3

2

1

5

4

3

2

1

1.Тест на скоростно-силовую подготовленность:































бег – 100м (с)

15.7

16.0

17.0

17.9

18.7

13.2

13.8

14.0

14.3

14.6

2.Тест на силовую подготовленность:

поднимание в сед и опускание туловища из положения лежа, ноги закреплены, руки за головой

(кол-во раз):

подтягивание на высокой перекладине (кол-во раз)

60

50

40

30

20
















вес до 80 кг
















13

10

7

5

3

вес более 80 кг
















11

9

6

4

2

3.Тест на общую выносливость:

бег 2000 м (мин, c)































вес до 65 кг

10.00

11.20

11.00

11.30

12.00
















вес более 65 кг

10.30

11.00

11.30

11.50

12.15
















бег 3000 м (мин, с)































вес до 80 кг
















12.00

12.40

13.10

13.40

14.20

вес более 80 кг
















12.30

13.00

13.30

14.00

15.00

4. Тест на гибкость:

из положения стоя наклон вперед с прямыми ногами (см)

16

11

9

8

7

13

8

7

6

5


Примечание: тестирование проводится в начале и конце учебного года и характеризует изменение уровня физической подготовленности студентов под воздействием учебного процесса.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Физическая культура» iconВ. Л. Соколов фаит 1 курс 21-1бак, 6бак, 7бак, 8бак
Физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура
Программа дисциплины «Физическая культура» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Экология и физическая культура...
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)
Программа дисциплины «Физическая культура» iconРабочая программа дисциплины физическая культура степень выпускника...
...
Программа дисциплины «Физическая культура» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Физическая при различной соматической патологии»
Специальность 032102. 65 "Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)"
Программа дисциплины «Физическая культура» iconРабочая программа учебной дисциплины базовые и новые виды физкультурно-спортивной...
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос) по специальности...
Программа дисциплины «Физическая культура» iconРабочая программа по дисциплине лечебная физическая культура
...
Программа дисциплины «Физическая культура» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Общая патология и тератология...
Специальность 032102. 65 "Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)"
Программа дисциплины «Физическая культура» iconРабочая программа дисциплины (модуля)
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
Программа дисциплины «Физическая культура» iconРабочая программа дисциплины (модуля)
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
Программа дисциплины «Физическая культура» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)
Программа дисциплины «Физическая культура» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)
Программа дисциплины «Физическая культура» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)
Программа дисциплины «Физическая культура» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)
Программа дисциплины «Физическая культура» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)
Программа дисциплины «Физическая культура» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)
Программа дисциплины «Физическая культура» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск