Программа дисциплины «Физическая культура» разработана в соответствии с требованиями ГОС ВПО бакалавриата по направлению подготовки «Химия, физика и механика материалов».
Курс предназначен для студентов факультета наук о материалах 1 и 2-го годов обучения (1,2,3,4-й семестры). Цели и задачи дисциплины
Целью физического воспитания студентов МГУ является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, спортивного совершенствования, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:
привить студентам понимание социальной значимости физической культуры и ее роли в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности;
добиться знания студентами биологических, психолого-педагогических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;
сформировать мотивационно-ценностное отношение студентов к физической культуре, привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом, обеспечить установку студентов на здоровый стиль жизни, физическое совершенствование;
добиться овладения студентами системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре и спорте;
обеспечить приобретение студентами личного опыта повышения двигательных и функциональных возможностей, а также общую и профессионально-прикладную физической подготовленность студентов к будущей профессии и быту;
создать основы для творческого и методически обоснованного использования физкультурно-спортивной деятельности в целях последующих жизненных и профессиональных достижений;
обеспечить физическую подготовленность выпускников к послевузовской службе в Вооруженных силах РФ.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Курс «Физическая культура» входит в федеральный компонент гуманитарного, социального и экономического цикла ООП бакалавриата по направлению «Химия, физика и механика материалов».
Данная дисциплина является обязательной. Требования к результатам освоения дисциплины
Знать: научные и методические основы физической культуры и здорового образа жизни.
Уметь: использовать творчески средства и методы физического воспитания для профессионально-личностного развития, физического самосовершенствования, формирования здорового образа и стиля жизни.
Владеть: средствами и методами укрепления индивидуального здоровья, физического самосовершенствования; широким спектром ценностей мировой и отечественной физической культуры, спорта и оздоровительных систем. Структура и содержание дисциплины «Физическая культура» 4.1. Структура дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 408 часов, из них 256 часов – аудиторная нагрузка (лабораторные работы (учебно-тренировочные занятия)), самостоятельная работа 152 часа
Вид работы
| Семестр
|
Всего
|
| 1
| 2
| 3
| 4
|
| Общая трудоёмкость, акад. часов
| 102
| 102
| 102
| 102
| 408
| Аудиторная работа:
| 64
| 64
| 64
| 64
| 256
| Лекции, акад. часов
| -
| -
| -
| -
| -
| Семинары, акад. часов
| -
| -
| -
| -
| -
| Лабораторные работы, акад. часов
| 64
| 64
| 64
| 64
| 256
| Самостоятельная работа, акад. часов
| 38
| 38
| 38
| 38
| 152
| Вид итогового контроля (зачёт, зачёт с оценкой, экзамен)
| зачет
| зачет
| зачет
| зачет
|
|
Содержание дисциплины
Учебная дисциплина «Физическая культура» включает следующие дидактические единицы, интегрирующие тематику учебного материала:
физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;
социально-биологические основы физической культуры;
основы здорового образа и стиля жизни;
оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика);
профессионально-прикладная физическая подготовка студентов (ППФП).
Учебный материал каждой дидактической единицы дифференцирован через четыре раздела:
методико-практический – обеспечивает овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности;
учебно-тренировочный – содействует приобретению опыта творческой, практической деятельности, развитию самодеятельности в физической культуре и спорте в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленному формированию качеств и свойств личности;
самостоятельная работа под руководством преподавателя (участие в спортивно-массовых мероприятиях) – содействует приобретению опыта участия в соревновательной деятельности в целях общей и специальной физической подготовки студентов, приобщения к спорту, а также направленному формированию качеств и свойств личности;
контрольный – определяющий дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов. Кафедра физического воспитания и спорта перед началом очередного учебного года может вносить изменения в структуру и содержание программы дисциплины «Физическая культура» на основании регламентов, утвержденных Министерством образования и науки РФ, а также в соответствии с новыми научно-методическими подходами в области физической культуры и спорта.
Практический раздел
Учебный материал раздела направлен на повышение уровня функциональных и двигательных способностей, формирование необходимых качеств и свойств личности, на овладение методами и средствами физкультурно-спортивной деятельности, на приобретение в ней личного опыта, обеспечивающего возможность самостоятельно, целенаправленно и творчески использовать средства физической культуры и спорта.
Практический раздел программы реализуется на методико-практических, учебно-тренировочных и контрольных занятиях в учебных группах.
Методико-практические занятия предусматривают освоение основных методов и способов формирования учебных, профессиональных и жизненных умений и навыков средствами физической культуры и спорта и направлены на обучение студентов практическому использованию знаний, полученных при освоении теоретического раздела программы.
Первый курс (16 часов)
Тема 1. Определение качественных характеристик результативности образовательно-воспитательного процесса по физической культуре – 2 часа.
Тема 2. Методики оценки функционального состояния организма, двигательной активности, суточных энергетических затрат и общей физической подготовленности – 6 часов.
Тема 3. Методы оценки уровня здоровья. Методы оценки и коррекции осанки и телосложения. Разработка индивидуальных программ здорового образа жизни – 4 часа.
Тема 4. Методы самоконтроля состояния здоровья, физического развития и функциональной подготовленности. Методы регулирования психических и эмоциональных состояний – 4 часа.
Второй курс (6 часов)
Тема 5. Средства и методы мышечной релаксации в спорте. Основы методики самомассажа. Методика самооценки уровня и динамики общей и специальной физической подготовленности по избранному виду спорта или системе физических упражнений. Методика проведения учебно-тренировочного занятия – 4 часа.
Тема 6. Методики самостоятельного освоения отдельных элементов профессионально-прикладной физической подготовки. Методики эффективных и экономичных способов овладения жизненно важными умениями и навыками в физкультурно-спортивной сфере (ходьба, передвижение на лыжах, плавание и др.) – 2 часа.
Учебно-тренировочные занятия направлены на повышение уровня функциональных и двигательных способностей, формирование необходимых качеств и свойств личности, на овладение методами и средствами физкультурно-спортивной деятельности, на приобретение личного опыта направленного использования средств физической культуры и спорта.
Их направленность связана с обеспечением необходимой двигательной активности достижением и поддержанием оптимального уровня физической и функциональной подготовленности в период обучения студента; приобретением опыта совершенствования и коррекции индивидуального физического развития, функциональных и двигательных возможностей; с освоением жизненно необходимых навыков, формированием устойчивого мотивационно-ценностного отношения к физкультурно-спортивной деятельности. На занятиях предусматривается развитие познавательной творческой активности, направленной на самостоятельное и постоянное использование средств физической культуры и спорта в целях физического совершенствования, формирования жизненных и профессионально значимых психофизических качеств и свойств личности, умений и навыков для обеспечения активного отдыха, профилактики общих и профессиональных заболеваний, травматизма, вредных привычек.
Каждый студент, допущенный по медицинским показаниям к учебно-тренировочным занятиям, проходит их в рамках определенной для него учебной группы на кафедре физического воспитания и спорта. Средства практического раздела, направленные на обучение двигательным действиям, развитие и совершенствование психофизических способностей, личностных качеств и свойств студентов, определяются в зависимости от учебной группы, в рамках которой проходит обучение студент. Содержание и конкретные средства каждого практического занятия определяются преподавателями учебных групп; могут использоваться физические упражнения из различных видов спорта, оздоровительных систем физических упражнений. На занятиях могут применяться тренажеры и компьютерно-тренажерные системы.
Самостоятельная работа под руководством преподавателя (участие в спортивно-массовых мероприятиях) направлена на спортивное совершенствование, мотивацию к повышению уровня спортивного мастерства в избранном виде спорта, а также на приобщение студентов к соревновательной деятельности. Участие в спортивно-массовых мероприятиях предусматривает не только собственно соревновательную деятельность, но и участие в качестве помощников организаторов и судей соревнований.
Контрольный раздел
Формой контроля усвоения теоретического и практического материала во всех учебных отделениях кафедры физического воспитания и спорта является итоговая аттестация в конце каждого семестра обучения. Студенты выполняют зачетные требования по физической культуре с соответствующей записью в зачетной книжке студента («зачтено»).
Критерием успешности освоения учебного материала является экспертная оценка преподавателя, учитывающая регулярность посещения обязательных учебных занятий, знаний теоретического раздела программы и выполнение установленных на данный семестр тестов общей физической и спортивно-технической подготовки. Содержание и критерии оценки тестирования утверждаются на кафедре в установленном порядке, учитывая рекомендации научно-исследовательской лаборатории кафедры.
В каждом семестре студенты выполняют не более 5 тестов, предусмотренных для учебной группы, в которой они проходят обучение. В их число входят 4 обязательных теста контроля общей физической подготовленности (приложение 1). Обязательные тесты проводятся в начале учебного года как контрольные, характеризующие уровень физической подготовленности первокурсника при поступлении в Московский университет и физическую активность студента в каникулярное время, и в конце учебного года – как определяющие сдвиг в уровне физической подготовленности за прошедший учебный год.
Образовательные технологии
Все студенты, поступившие на первый курс, по результатам медицинского обследования делятся на три медицинские группы: специальная, подготовительная и основная. Студенты, не прошедшие медицинское обследование, к учебным занятиям по дисциплине «Физическая культура» не допускаются. С учетом медицинских показаний студенты распределяются между тремя учебными отделениями кафедры физического воспитания и спорта: специальным, основным и спортивным. Учебный процесс по дисциплине «Физическая культура» в соответствии с ее структурой и содержанием реализуется в учебных отделениях. Для проведения практических занятий студенты распределяются по учебным группам, каждая из которых относится к одной из методических комиссий кафедры физического воспитания и спорта: спортивных игр, легкой атлетики, общей физической подготовки, водных видов спорта, единоборств, гимнастики, лыжных видов спорта, специальных медицинских групп. Занятия в учебных группах могут проходить как в рамках сетки расписания учебных занятий факультетов, так и вне неё в случае организационных возможностей кафедры.
Распределение студентов по учебным отделениям и методическим комиссиям осуществляется с учетом медицинских показаний учащихся, их предпочтений, результатов отбора (для спортивного отделения), а также возможностей материально-технической базы и кадровых ресурсов кафедры физического воспитания и спорта.
Перемещение учащихся из одной учебной группы в другую возможно лишь в установленном на кафедре физического воспитания и спорта порядке.
Для студентов, не умеющих плавать, имеющих медицинский допуск к занятиям в бассейне, ежегодно организуются группы по обучению плаванию.
Основное отделение
В основное отделение могут быть зачислены студенты, отнесенные к подготовительной или основной медицинской группе.
Практический учебный материал для основного отделения разрабатывается методическими комиссиями кафедры физического воспитания и спорта.
Специальное отделение
В специальное отделение могут быть зачислены только студенты, отнесенные к специальной медицинской группе.
Практический учебный материал для специального учебного отделения разрабатывается комиссией специальных медицинских групп кафедры физического воспитания и спорта с учетом показаний и противопоказаний для каждого студента, имеет корригирующую и оздоровительно-профилактическую направленность использования средств физического воспитания, включает специальные средства для устранения отклонений в состоянии здоровья, физическом развитии и функциональном состоянии организма. При его реализации используется индивидуально-дифференцированный подход в зависимости от уровня функциональной и физической подготовленности, характера и выраженности структурных и функциональных нарушений в организме, вызванных временными или постоянными патологическими факторами. Студенты специального учебного отделения, освобожденные от практических занятий, пишут рефераты, связанные с особенностями использования средств физической культуры с учетом индивидуальных отклонений в состоянии здоровья (примерный перечень тематик рефератов – приложение 2).
Спортивное отделение
В спортивное отделение могут быть зачислены только студенты, имеющие медицинский допуск к занятиям соответствующим видом спорта и успешно прошедшие тренерский отбор.
В учебных группах спортивного отделения (группах спортивного совершенствования) ведется работа по спортивному совершенствованию студентов в выбранном ими виде спорта. Практический учебный материал групп спортивного совершенствования по видам спорта разрабатывается соответствующими методическими комиссиями кафедры физического воспитания и спорта. Занятия спортивного отделения проходят вне основной сетки расписания учебных занятий факультетов (обычно после 17:00).
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Рекомендуемая литература (основная)
для теоретического раздела:
Физическая культура: учебник / Кол. авт.; под ред. М.Я. Виленского. – 2-е изд. – М.: Кнорус, 2013.
Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учеб.пособие. – М.: Кнорус, 2012.
Виленский М.Я., Масалова О.Ю., Филимонова С.Н., Щербаков В.Г. Физическая культура. Учебник для студентов высшей школы. - М.: Кнорус, 2011.
Физическая культура студента: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под общей редакцией В.И. Ильинича. – М.: Гардарики, 2009.
Физическая культура и здоровье: Учебник / Под ред. В.В. Пономаревой. – М.: ГОУ ВУНМЦ, 2001.
Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. – М., СПб.: Питер, 2006.
Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник / Под ред. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2005.
Физическая культура: Учебное пособие для подготовки к экзаменам / Под общ. ред. В.Ю. Волкова, В.И. Загорулько. – М., СПб.: Питер, 2004.
Физическая культура: Курс лекций (учебное пособие) / Под ред. Н.К. Ковалева, В.А. Уварова, Е.В. Будыка – М.: Изд-во МГУ, 1997.
для методико-практического раздела:
Анищенко В.С. Физическая культура: Методико-практические занятия студентов: Учеб.пособие. – М.: Изд-во РУДН, 1999.
Чоговадзе А.В., Прошляков В.Д., Мацук М.Г. Физическое воспитание в реабилитации студентов с ослабленным здоровьем. – М.: Высшая школа, 1986.
Реабилитация здоровья студентов средствами физической культуры: Учебное пособие. Волков В.Ю., Волкова Л.М. – СПб. : СПбГТУ, 1998.
Дополнительная литература
Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 1995.
Самостоятельные занятия физическими упражнениями: Учебно-методическое пособие. Лутченко Н.Г., Щеголев В.А., Волков В.Ю., и др.: – СПб.: СПбГТУ, 1999.
Родиченко В.С. и др. Олимпийский учебник студента: Пособие для формирования системы олимпийского образования в нефизкультурных высших учебных заведениях – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Советский спорт, 2009.
Матвеев Л.П., Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 543с.
Виленский М.Я.,Ильинич В.И. Физическая культура работников умственного труда.-М.:Знание,1987
Иваницкий М.Ф. Анатомия человека: Учебник. - М.: Терра-Спорт, 2003-624с.
Матвеев Л.П., Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: Учебник для вузов Изд. 4-е, испр., доп. - М.: Лань, 2005. - 384с.
Солодков А.С., Сологуб Е.Б., Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2008.-620с.
Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Материально-техническим обеспечением дисциплины служат спортивные объекты МГУ. Приложение 1
Обязательные тесты и нормативы для балльной оценки
физической подготовленности
Характеристика направленности тестов
| Женщины
| Мужчины
| О ц е н к а в баллах
| 5
| 4
| 3
| 2
| 1
| 5
| 4
| 3
| 2
| 1
| 1.Тест на скоростно-силовую подготовленность:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| бег – 100м (с)
| 15.7
| 16.0
| 17.0
| 17.9
| 18.7
| 13.2
| 13.8
| 14.0
| 14.3
| 14.6
| 2.Тест на силовую подготовленность:
поднимание в сед и опускание туловища из положения лежа, ноги закреплены, руки за головой
(кол-во раз):
подтягивание на высокой перекладине (кол-во раз)
| 60
| 50
| 40
| 30
| 20
|
|
|
|
|
| вес до 80 кг
|
|
|
|
|
| 13
| 10
| 7
| 5
| 3
| вес более 80 кг
|
|
|
|
|
| 11
| 9
| 6
| 4
| 2
| 3.Тест на общую выносливость:
бег 2000 м (мин, c)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| вес до 65 кг
| 10.00
| 11.20
| 11.00
| 11.30
| 12.00
|
|
|
|
|
| вес более 65 кг
| 10.30
| 11.00
| 11.30
| 11.50
| 12.15
|
|
|
|
|
| бег 3000 м (мин, с)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| вес до 80 кг
|
|
|
|
|
| 12.00
| 12.40
| 13.10
| 13.40
| 14.20
| вес более 80 кг
|
|
|
|
|
| 12.30
| 13.00
| 13.30
| 14.00
| 15.00
| 4. Тест на гибкость:
из положения стоя наклон вперед с прямыми ногами (см)
| 16
| 11
| 9
| 8
| 7
| 13
| 8
| 7
| 6
| 5
|
Примечание: тестирование проводится в начале и конце учебного года и характеризует изменение уровня физической подготовленности студентов под воздействием учебного процесса. |