Кочевые народы Кубани в формировании культуры Северного Причерноморья





Скачать 131.67 Kb.
НазваниеКочевые народы Кубани в формировании культуры Северного Причерноморья
Дата публикации01.03.2016
Размер131.67 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
УДК 308

Данильян Екатерина Сергеевна

студентка 3 курса ФСГО

Краснодарский государственный

университет культуры и искусств,

Научный руководитель:

Лях Валентина Ивановна,

доктор философских наук, профессор
Кочевые народы Кубани в формировании культуры

Северного Причерноморья
Аннотация. Данная работа предоставляет подробное воссоздание этнокарты кочевых племен, сформировавшую уникальную культуру Северного Причерноморья
Ключевые слова: Кубанский регион, этнокарта Северного Причерноморье, кочевые племена, этнос, археологические данные

Danil'yan Ekaterina

3rd year student FSGO

Krasnodar State

University of Culture and Arts,

E- mail:
Nomadic peoples in shaping the culture of Kuban

Northern Black Sea Coast
Abstract. This work provides a detailed reconstruction of etnokarty nomadic tribes, created a unique culture of the Northern Black Sea.
Tags: Kuban region of the Northern Black Sea Coast etnokarta, nomadic tribes, ethnicity, archaeological evidence

Уникальное прошлое Кубанского региона заставляет многих ученых вести научные изыскания в данной области. В помощь идут каждый год обновляющиеся археологические данные, которые активно ведутся на юге России, интенсивное изучение памятников литературы, архивных материалов древности. Наша цель является в полной мере объективно воссоздать этнокарту Северного Причерноморья, временные рамки которой датируются с 1-ого тыс. по 3 в. н.э., а так же анализ взаимовлияния различных культур и их исторический характер. Эпоха 1-ого тыс. до н.э. вплоть до 6 века до н.э., то есть до Великой греческой колонизации, характеризуется локализацией многочисленных по своему составу кочевых племен, и в эпизодических случаях их этнической интеграции. Первые археологические раскопки позволили воссоздать конкретное географическое обитание многих племен, обитавших на Юге России, дать характеристику материальной и духовной культуре этих народов, воссоздать их этнический генезис. В своем историческом значение Кубанский регион имеет богатое наследие. Многоэтнический характер историко – культурного процесса Кубани обуславливается тем, что еще с незапамятных времен плодородный и богатый разными местностями край привлекал к себе внимания меотов, синдов, скифов, сарматов, греков, итальянцев, гуннов, готов, половцев и др. Богатая географическая среда Северного Причерноморья привлекала собой многие народы и племена в разные исторические эпохи. Это объясняет эмиграцию еще первобытных людей в столь благодатный край. Археологические данные утверждают, что первые люди на Кубани появились около миллиона лет назад. Первые развитые уникальные культуры берут свой временной исток еще в 3 тысячелетие до н.э., в бронзовом веке. Здесь была распространена майкопская культура, которые ученые называют самой богатой и оригинальной по своему инвентарному набору культурой бронзового века на территории России и Западной Европы (исключая Грецию) [1, с. 154].Так же были открыты: дольменая, ямная, северокавказская, катакомбная, срубная, кобанская, протомеотская культуры. «Уже в 3 тыс. до н.э. Северный Кавказ стал крупным центром металлопроизводства»[2, с. 161].

4-3 тысячелетие до н.э. знаменуется времен передвижений народов Передней Азии и Ближнего Восток на территорию Северного Причерноморья и Предкавказье. Но причины этих передвижений мало известны, существуют лишь догадки и гипотезы. «К настоящему времени на территории Кубани известно свыше 58 тысяч памятников древних эпох (курганы, дольмены, городища и т.д.) – такого обилия не знает ни один регион России[3,С8] и это число только увеличивается с каждым годом, что только доказывает уникальность Кубанского региона.
• Киммерийцы

Некоторые источники утверждают, первыми жителями Причерноморья являются киммерийцы. Поэтому они занимают особое место в рассмотрение становления культуры Причерноморья. О них ученые имеют сведения из трудов греческих авторов, таких как Геродот, Гомер, Каллин, Гекатей Милетский, географа Страбона, а также из ассирийских текстов, где киммерийцев именовали «гиммиру», народом, который исконно жил на землях Причерноморья. Свою историю они начинают с 8-7 вв. до н.э. и не имеют дальнейшего своего развития, по причине вытеснения их более сильного племени – скифов. Существуют гипотезы, утверждающие, что киммерийцы являются одним из предшественников адыгской народности.

Киммерйцы являлись ключевым элементом в развтите культуры прикубанских племен, которые переняли основы коневодства в силу того, что именно киммерийцы включали местные племена в свои военные походы в Закавказье и Малую Азию.

• Меоты

Преимущественно основное население территории Прикубанья в ранней железной эпохе – меоты, имеет свою длительную многовековую историю. Впервые о меотах упоминается в 6 веке до н.э. в трудах Геродота, хотя археологические данные говорят об истоках этого народа с 8 века до н..э. Одно из племен меотов – дандарии, встречаются в «Землеописаниях» Гекатея Милетского (сер. 6 – нач. 5 века до н.э.), где говорится, что это племя живет у подножья Кавказа. Греческий историк и географ – Страбон так описывал меотов: «К числу меотов принадлежат сами синды и дандарии, агры и аррерхи, а также тарпеты, обидиакены, ситтакены, досхи и некоторые другие». Само же слово «меоты» является понятием географическим и отражает лишь место обитания данных племен, которые стали обозначаться по древнему названию Азовского моря – Меотида. Следовательно, мы исключаем мысль о существовании меотского этноса. Разные языковые группы в меотских племенах вызывает неопределенность в уточнении в их основной принадлежности к одной языковой группе. Но существуют разного рода гипотезы, к примеру, распространена точка зрения об их принадлежности к кавказской языковой группе. Другая гипотеза указывает об иранском языковом генезисе меотов. Имеет место быть и гипотеза Трубачёва, в которой указывается принадлежность к индоарийской группе. Многие исследователи утверждают, что меоты являются предками адыгов, оперируя мыслью об их эмиграции в Закубанье в 3 веке н. э. Следовательно, это доказывает автохтонность адыгейского народа.

Локализация меотской культуры – Прикубанье и побережье Черного моря. Определить точный ареал распространения этих племен затруднительно. Хронологические рамки существования меотов начинаются с конца 7 века до н.э. вплоть до середины 3 века н.э.

Меотская культура была выделена в археологических исследованиях лишь в 20 годах XX века, так как ранее в приоритетах ученого мира было лишь изучение богатых курганов, что мешало детальному изучению других рядовых погребений. Из раскопок известно 200 городищ меотских племен, что может говорить об их быстрой динамике развития. Найденные в этих городищах элементы железного шлака свидетельствует о широком употребление металлургии в утилитарных целях. Навыки в гончарном производстве дали богатую материальную культуру данного народа, что сделало керамику составляющим элементах их материальной культуры. Так же «очевидно, что существовала узкая специализация в некоторых группах ремесленников»[4, с. 206]. Находясь в тесном контакте с разными народами, меотская культура прибывала в динамике. На нее оказали влияние античный мир Причерноморья, племена кобанской культуры, скифы, сарматы и другие кочевники. С расцветом меотской культуры(4 век до н.э.) приходит и гибель. Это время характеризовалась переходом меотов с родоплеменного строя на «военную демократию», свидетельствующей о первых зачатках государственности, усложнением социальной структуры, расширением городищ, богатством и сложностью материальной культуры. Но правящая верхушка меотского общества была уничтожена сираками, и в дальнейшем культура восстановиться не смогла. «Об этом свидетельствует прекращение традиции сооружения «царских» курганов»[5, с. 214], перенятая у скифов. Это ознаменовало ассимиляцию меотов сиракскими племенами (прикубанских или савроматами), но основной катализатор упадка меотской культуры не имеет подтверждения.

• Синды

Синды – это самое эллинизированное племя на Северном Причерноморье. В 6 веке до н.э. эллины, обосновавшись на побережье Черного моря, первые вступили в контакт с синдами по причине территориальной близости. Впервые о синдах говорится у древнегреческого поэта Гиппонакта, где он пишет о «синдской щели». Древний географ Псевдо – Скилака ясно очертил территорию, где проживали синдские племена, а именно за меотами, за «пределами озера», то есть Азовским морем и на территории Синдской гавани, за которой жили керкеты (предки адыгов). Псевдо-Скилака указал и то, что на территории, где проживали синдские племена, находились города эллинов-колонистов – Фанагория и Кепа. Синдское государство именовалось Синдикой. Принадлежность к языковой группе синдов неизвестна до сих пор, так как письменных памятников «негреческого типа» найдено не было по причине полной эллинизации синдской культуры. Имена правителей Синдики носили греческий характер. Существует гипотеза О.Н. Трубачёва, где он рассуждет о лингвоэтнической принадлежности синдского народа. В своей работе «О синдах и их языке» он выдвинул мысль о том, что синды были местными праиндоевпроейцами, а я язык у них был синдо-меотский (индоарийский). В научном мире эту гипотезу приняли с большим скептицизмом, и поэтому вопрос об их принадлежности к языковой группе остается открытым. Примечательно, что Псевдо-Скилака и Страбон включает синдов в состав меотов. Но вопрос о принадлежности синдского народа к меотам считается вторичным и не актуальным по причине этимологии самого слова «меоты», которое является понятием географическим и отражает лишь место обитания разных племен. Но меоты – это иноназвание, применяемое греками по отношению к одним племенам,тогда как синды – самоназвание. Об этом свидетельствуют надписи на монетах, которые чеканили сами синды. Жители же Боспора очерчивали грань между меотами и синдами, предположительно в силу того, что синды являлись ближайшими соседями эллинов и имели с ними тесный контакт. Сами же факты, характеризующие синдскую культуру, скудны. Известно,что Синдика просуществовала до второй четверти 4 века до н.э. К этому времени Синдское царство вошло в состав Боспорского государства и потеряла свою автономность.
• Скифы

Особое место в историко-культурном формирование Кубанского региона занимает ираноязычное племя скифов. Кочевники, отличающиеся суровыми обычаями, пришли из центральноазиатской области в предгорные районы Кавказа около 7 века до н.э. Ареалом их распространения были степи Причерноморья, обширные территории Дона до Дуная. «Почти невозможно представить локальную историю скифов Прикубанья, оторвав ее от истории всегоСеверного Причерноморья и Северного Кавказа в скифскую эпоху» [6, с. 250]. Археологические раскопки безошибочно идентифицируют скифские погребения. «Типы оружия – акинаки с почковидными перекрестиями и их модификациями, бронзовые втульчатые двух-и трехлопастные наконечники стрел, бронзовые шлемы «кубанского» типа, биметаллические клевцы, детали конской узды – бронзовые удила со стремечковидными окончаниями, трехпетельчатые железные псалии, костяные и металлические зооморфные уздечные пронизи, детали одежды и снаряжения – костяные «столбики» и «кнопки», бытовые и культовые предметы – парные бронзовые культовые ножи, бронзовые литые котлы, дисковилные зеркала с ручкой – петелькой и ручкой в виде бляшки на двух столбиках, каменные блюда, элементы скифского звериного стиля, каменные антропоморфные изваяния»[7, с. 39] – это характерные элементы скифской культуры. Именно погребальные обряды считаются основным этнографическим признаком при определении какого – либо народа. Но, нельзя с уверенностью утверждать о ее принадлежности к скифской культуре, в силу непрерывной аккультурации множества племен, которые активно заимствовали многие черты в обычаях, традициях искусства друг у друга. Поэтому мы не можем говорить о надежном этнокультурном индикаторе.

Немалое количество скифских курганов на Кубане показывает об интенсивной жизнедеятельности кочевников. Крупные, богатые по своему составу могильники находятся возле станиц Келермесской и насчитывает 44 кургана. Раскопки указывают о четкой социальной иерархии скифов по индивидуальным насыпям и различным инвентарем. Именно племена меотов переняли у скифов традицию «царских» погребений, которые отличались особой пышностью. Такая строгая социальная структура говорит о сложившиеся у скифов «военной демократии».

Культура скифов оказало мощное влияние на художественную почву прикубанских племен. Кочевники, носящие в своих традициях азиатскую доминанту восприятия мира, создали неповторимый, легко узнаваемый скифский звериный стиль, который распространился не только на территории Северного Кавказа, но и на территории степей и лесостепей Восточной Европы, Поволжья-Приуралья, Монголии и Северо- Западного Китая. «Вместе с тем в скифскую эпоху на Кубани нашли продолжение геометрическая и зооморфная традиция протомеотской культуры»[8, с. 289]. Это породило особый синтез двух художественных начал разных культур, ознаменовавший «меото-скифское искусство», датирующимся с 7 века до н.э. – началом 3 века до н.э. Глубокие познания меотов в гончарном производстве керамики, изготовления из золота, серебра, железа, бронзы, кости позволили им создать уникальные по своей сложности инвентарные наборы. Интенсивное взаимовлияния скифской культуры с меотской дало толчок к их ассимиляции меотами, и уже в 5 веке до н.э. идентифицировать предметы материальной культуры скифов сложно, характерные черты»скифской архаики» стираются. Декоративно – прикладной характер скифского стиля находит себя и в обыденных вещах. Эстетизация костюмов, конного снаряжения, предметов быта, разного рода инвентаря происходит повсеместно. Характерная орнаментальность выделена зооморфной группой образов, геометричность проецируется на облик разных животных, придавая абстрактную мифичность вещи. Знак начинает выступать как ритуал в попытке наделить магическими способностями носителя вещи. Тематическое разнообразие не исчерпывает себя в сюжетах и образах. Богатая фауна Причерноморья предоставляла для разной фантасмагории не только элементом реализма, но и необычайными метаморфозами. Скифский стиль Причерноморья приходит к закату в конце 4 – начале 3 века до н.э. Причины исчезновения скифского искусства неизвестны до сих пор, но ученые выдвигают разные гипотезы в попытке ответить настоль важный вопрос. Некоторые исследователи утверждают о доминирующем влияние греческого мира Причерноморья, другие, отрицая данную гипотезу, говорят о загадочном исчезновение всего скифского мира в силу сарматской кампании, остальные оперируют природными катаклизмами. Примечательно, что культура меотов продолжала свою жизнедеятельность.

• Сарматы

В 4 веке до н.э. (по некоторым данным во 2 веке до н.э.) на причерноморские племена обрушились ираноязычные воинственные племена сарматов (их называют еще сираками или савроматами). Крупная кампания этих племен привела к установлению власти над некоторыми другими племенам. Перебитая правящая верхушка меотской знати сарматами, заставило присоединиться меотам к сиракам и стать военным элементом в политических делах Боспора. Интеграция меотских племен с сираками позволила последним изменить свой образ жизни на оседлый (1 век н.э.). К этому времени на прикубанских землях открывают свою страницу в истории аланы, предки осетин. Существует гипотеза о том, что именно экспансия сарматских племен вытеснила скифов с территории Причерноморья. Это может открыть занавес на загадочное исчезновение скифской культуры с территории Кубани. Установленный сиракский союз пополнялся новыми кочевниками, благодаря новым притокам прибывающих с берегов Волги. Этническая неоднородность сираков утверждает их этноним как собирательное понятие племен. Воинственное племя характеризуется «военной демократией». Во второй половине 4 века до н.э. сарматов нанимали в борьбе за борпорский престол. Интеграция меотов в сиракский союз и дальнейшие совместные походы позволили окрепнуть племенам сарматов и к середине 2 века до н.э. вести активную военную политику на Азиатском Боспоре. Сиракский союз являлся безграничным военным ресурсом в политических делах Митридата, воюющего с Римом за сферы влияния в Азии. Археологические данные утверждают о торговых взаимоотношениях сарматских племен с малоазийскими, кельтскими культурами, Боспорским царством и Римом. В сарматских погребениях были найдены стеклянные канфары, кельтские шлемы, фибулы и ряд других предметов. Благодаря земельным владениям через которые проходил Великий шелковый путь, сираки имели значимый вес в торговый отношениях с разными государствами.

Уже в 3 веке н.э. на историческую арену врываются востогерманские племена готов, входя в контакт с разными по своему составу кубанскими племенами. Это время характеризовалось Великим переселением народов, в котором участвовали и племена Северного Причерноморья, меняя кардинальным образом этнокарту кубанского региона, но это уже другая история. Наша задача – как можно подробно рассмотреть все многочисленные передвижение различных кочевых племен, которые и создали такой необыкновенный колорит этнокарты Северного Причерноморья. Мы постарались выделить наиболее интересные и значимые в дальнейшей судьбе региона народы, таких как киммерийцев, меотов, синдов, скифов и сарматов. Каждое племя уникально в своем историко-культурном развитие. Многие из них «неоднократно вступали в контакт с другой мировой цивилизацией того времени – древневосточной. Скифы, совершившие в 7 веке до н.э. свой знаменитые походы к югу от Кавказа, познакомившись с культурами Мидии, Урарту, Ассирии, Лидии и Египта, принесли на Кубань не только драгоценные трофеи, изготовленные древневосточными мастерами, но и ряд элементов художественной и ремесленной традиции Ближнего Востока. Синды – обитатели Таманского полуострова и ближайшие соседи греческих переселенцев – создали в 5 веке до н.э. свое государство и даже чеканили собственную монету. Все это сложное, насыщенные событиями переплетения исторических судеб многочисленных народов и племен, доказывающие уникальное прошлое Кубанского региона. Беспрерывные интенсивные археологические исследования пополняют результаты почти двухсотлетнего историко-археологического региона.
Литература

1. Античное наследие Кубани: Том 1/под ред. Г. Бонгард-Левина, В.Кузнецова. – М. Наука, 2010. – 154с.

2. Античное наследие Кубани: Том 1/под ред. Г. Бонгард-Левина, В.Кузнецова. – М. Наука, 2010. – 161с.

3. Ратушняк, В.Н. История Кубани с древнейших времен до конца XIX века: учебник/ В. Н. Ратушняк. – К.: Перспективы образования, 2000. – 8с.

4. Античное наследие Кубани: Том 1/под ред. Г. Бонгард-Левина, В.Кузнецова. – М. Наука, 2010. –214с.

5. Античное наследие Кубани: Том 1/под ред. Г. Бонгард-Левина, В.Кузнецова. – М. Наука, 2010. –250с.

6. Античное наследие Кубани: Том 1/под ред. Г. Бонгард-Левина, В.Кузнецова. – М. Наука, 2010. –267с.

7. Алексеев,А. Ю. Хронография Европейской Скифии VII-IV веков до н.э.:монография/ А.Ю. Алексеев -  Издательство Государственного Эрмитажа, СПб, 2003. – 39с.

8. Античное наследие Кубани: Том 1/под ред. Г. Бонгард-Левина, В. Кузнецова. – М. Наука, 2010. –289с.

Literature

1. The ancient heritage of Kuban: Volume 1 / ed. G. Bongard-Levin, V. Kuznetsov. - M. Science, 2010 - 154c.

2. The ancient heritage of Kuban: Volume 1 / ed. G. Bongard-Levin, V. Kuznetsov. - M. Nauka, 2010. - 161s.

3. Ratushnyak, VN The history of the Kuban from ancient times to the end of the XIX century: the textbook / VN Ratushnyak. - K .: Perspectives on Education, 2000. - 8c.

4. The ancient heritage of Kuban: Volume 1 / ed. G. Bongard-Levin, V. Kuznetsov. - M. Science, 2010 -214s.

5. The ancient heritage of Kuban: Volume 1 / ed. G. Bongard-Levin, V. Kuznetsov. - M. Science, 2010 -250s.

6. The ancient heritage of Kuban: Volume 1 / ed. G. Bongard-Levin, V. Kuznetsov. - M. Science, 2010 -267s.

7. Alekseev, A. Yu Chronography European Scythia VII-IV centuries BC: monograph / AY Alexeev - Publishing of the State Hermitage, St. Petersburg, 2003 - 39c.

8. The ancient heritage of Kuban: Volume 1 / ed. G. Bongard-Levin, V. Kuznetsov. - M. Science, 2010 -289s.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кочевые народы Кубани в формировании культуры Северного Причерноморья iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Древние люди на территории нашей страны. Города государства Северного Причерноморья. Кочевые скотоводческие племена. Тюркский и Хазарский...
Кочевые народы Кубани в формировании культуры Северного Причерноморья iconПодготовил учитель сш №27 Валл Юрий Генадьевич
В V-VI вв на территории Казахстана появляется новое государ­ство, сумевшее объединить все кочевые народы Евразии и превра­тить их...
Кочевые народы Кубани в формировании культуры Северного Причерноморья iconУрок №4 Тема: Языковое разнообразие Кубани и Черноморья
Цель: формирование целостного представления об истории и культуре Кубани; воспитание уважительного отношения к этносам Кубани
Кочевые народы Кубани в формировании культуры Северного Причерноморья iconНародное декоративно-прикладное искусство восточнославянского населения...
Работа выполнена на кафедре теории и истории культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусств
Кочевые народы Кубани в формировании культуры Северного Причерноморья iconXiv. Тюркское племя булгар на территории Западной Украины
Массон В. М., Мерперт Н. Я. 1982. 211). Антропологическое изучение археологических памятников Северо-Западного Причерноморья дает...
Кочевые народы Кубани в формировании культуры Северного Причерноморья iconТема: «9 марта день освобождения Кубани»
...
Кочевые народы Кубани в формировании культуры Северного Причерноморья iconТема: Особенности природы Северного Кавказа Цель и задачи
Закрепить и углубить знания учащихся о природных условиях и ресурсы Северного Кавказа
Кочевые народы Кубани в формировании культуры Северного Причерноморья icon13. Искусство Северного Возрождения
В формировании немецкого Возрождения немалую роль сыграл экономический фактор: развитие горного дела, текстильной промышленности,...
Кочевые народы Кубани в формировании культуры Северного Причерноморья iconЛитература эпохи Возрождения и проблемы всемирной литературы. М.,...
Проблема средневекового культурного синтеза. Роль христианства, культуры варваров и античного наследия в формировании средневековой...
Кочевые народы Кубани в формировании культуры Северного Причерноморья iconАношина О. Г. Использование краеведческого принципа в формировании...
Аношина О. Г. Использование краеведческого принципа в формировании экологической культуры школьников
Кочевые народы Кубани в формировании культуры Северного Причерноморья iconПрограмма дисциплины этнология Цикл гсэ
Охватывают чаще всего малочисленные народы, давно живущие в иноэтническом окружении; народы, вынужденные встать на путь миграций;...
Кочевые народы Кубани в формировании культуры Северного Причерноморья iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель. Показать особенности национальной, этнонациональной культуры народов, проживающих на Кубани
Кочевые народы Кубани в формировании культуры Северного Причерноморья iconГенезис правовой культуры народов северного кавказа
Работа выполнена на кафедре философии и социологии факультета новых социальных технологий Майкопского государственного технологического...
Кочевые народы Кубани в формировании культуры Северного Причерноморья iconРабочая программа для студентов специальности 071202 «Библиотековедение»
Курс предмета «История библиотечного дела Кубани» рассчитан на один учебный год. Он включает в себя все этапы становления библиотечного...
Кочевые народы Кубани в формировании культуры Северного Причерноморья iconПрограмма курса «древние языки и культуры»
Задачей курса является приобретение студентами базовых знаний по истории античного общества, истории античной культуры, создание...
Кочевые народы Кубани в формировании культуры Северного Причерноморья iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью программы является систематизация знаний о Кубани, накопленных в различных предметных областях, выявление общего и особенного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск