Скачать 47.31 Kb.
|
8 класс урок №4 Тема: Языковое разнообразие Кубани и Черноморья. Цель: формирование целостного представления об истории и культуре Кубани; воспитание уважительного отношения к этносам Кубани. Задачи: познакомить с разнообразием языковых групп, представленных населением Кубани и Черноморья; показать влияние многонационального состава населения на формирование кубанских диалектов; развивать лексический запас учащихся. Оборудование: ММ проектор, ММ презентация к уроку, современный казачий костюм, глэчик, макитра, рушник, словарики кубанского диалекта (рабочий буклет), карточки с заданием. Ход урока.
- Тема нашего урока «Языковое разнообразие Кубани и Черноморья». (запись темы в тетрадь) СЛ 1 Кубань - Назовите народы, проживавшие на Кубани в разное время. (адыги, греки, турки, армяне, немцы, чехи, болгары, поляки, эстонцы, молдаване и др.) СЛ 2* - Как вы думаете, как взаимосвязаны народы, проживавшие на Кубани в разное время и тема нашего урока? ( Каждый народ оставил частицу своей культуры, языка в названиях географических объектов, предметов быта, кулинарных блюд, обычаев и т.д.) СЛ 2** Работа с эпиграфом к уроку: - Известный русский литератор – Виссарион Григорьевич Белинский сказал следующее: Все народы меняются словами и занимают их друг у друга. - Цель нашего урока сегодня СЛ 3 - узнать, какие народы «меняясь словами» обогатили друг друга и сыграли существенную роль в формировании языкового разнообразия Кубани и Черноморья.
- Какие народы являются коренными жителями Кубани? (адыги). Вы помните, что под словом «адыги» мы подразумеваем многочисленные адыгские племена. До появления у них литературного языка, каждое из племён говорило на своём диалекте. С появлением письменности сохранившиеся диалекты вошли в кабардинский и адыгейские языки. Они, как и абхазский язык, относятся к Кавказской языковой группе. После смешения её со славянскими языками образовывается кубанский диалект, существующий и в наше время.
СЛ 4 Языковые группы Кубани и Черноморья:
-От каких народов на Кубань проникли тюркские заимствованные слова? ( ногайцы, крымские татары, азербайджанцы, адыги)
Аманат—(заложник) Аул— (поселение у горцев) Джигит—( воин горских народов) Казак—(воин, разведчик, по Ткаченко – житель Кавказа) Казан—(чугунная посуда с толстым дном для приготовления пищи над открытым огнём на треноге) Кунак—(побратим, друг) Курган— (земляная насыпь над захоронением) Лаваш—(хлебная лепёшка) Саман—необожжённый кирпич) Чебак—(лещ) Юрт—(земельный надел)
Все эти слова и многие другие, прочно вошедшие в нашу речь, и не воспринимаемые как чужие называют кубанскими регионализмами. Физминутка. СЛ 9
- Когда на Кубани началось распространение русского языка? ( в 17 веке от старообрядцев, позже некрасовцев) Кроме этого, многие адыгские племена приняли русское подданство (в 17 в.), а значит, они стали употреблять в речи русский язык. А также от донских казаков, издавна служивших на Кавказской линии и других русских переселенцев, выходцев из разных областей России. - Когда на Кубань проник украинский язык? ( с переселением черноморских казаков на Кубань в 1792г., а также от переселенцев из Малороссии) -В результате смешения русского и украинского языков, а также заимствования слов из северокавказских и тюркских языков образовался уникальный кубанский говор. - Почему кубанские говоры называют «диалектами вторичного образования»? - Найдите ответ на этот вопрос на стр.45 учебника. (они сформировались после появления письменности и литературного языка, переселявшиеся люди уже говорили на разнообразных диалектах).
Карточка №1. Вставьте подходящие по смыслу слова. В занесенных снегом ____ хатах ____________ ютятся люди. __ Мазанка __________ деда Евдокима стояла прям посреди поля. Когда небо над ____ курныком _________ светлело, кочеты начинали горланить свои песни. Поднималася я ранехонько, утиралася _____ рушником ___________ белехонько. Слова для справок: рушник, угольник, мазанка, времянка, хата, притворы, курнык, халабуда. Карточка №2. Вставьте подходящие по смыслу слова. А что это возле нашего ______ курныка ___________ хлопцы вертятся и тын (забор) ломают. Мать достала из ______ угольника ______________ казаны, чашки, плошки, черепушки. А снаружи хату украшали резные ______ притворы ____________. Она в ноги ему поклонилась и пошла до своей ____ хаты ________. Слова для справок: рушник, угольник, мазанка, времянка, хата, притворы, курнык, халабуда.
СЛ 11
|
Урок по окружающему миру 4 класс Тема : Разнообразие природы нашей Родины Тема: Разнообразие природы нашей Родины. Обобщение знаний о природных зонах России | Тема: «9 марта день освобождения Кубани» ... | ||
Урок по предмету «Окружающий мир» 3 класс Тема: «Разнообразие животных» | Организационный момент Биологическое разнообразие- разнообразие жизни на различных уровнях ее организации( внутривидовом, видовом и экосистемном), разнообразие... | ||
Установка Тариэля Капанадзе Биологическое разнообразие- разнообразие жизни на различных уровнях ее организации( внутривидовом, видовом и экосистемном), разнообразие... | Экзаменационные ответы по предмету «Литургика» Биологическое разнообразие- разнообразие жизни на различных уровнях ее организации( внутривидовом, видовом и экосистемном), разнообразие... | ||
Программа по выявлению и сохранению биологически ценных лесов. Зао «Шуялес» Биологическое разнообразие- разнообразие жизни на различных уровнях ее организации( внутривидовом, видовом и экосистемном), разнообразие... | Урок по кубановедению Тема: «Кубань в XX xxi вв.: дорогой межнационального мира и согласия» ... | ||
Тема: Красная книга России. Правила поведения в природе красная книга Кубани Оборудование: рисунки для лесной полянки, запись мелодии леса, слайды редких растений Росси и Кубани, Красная книга России и тетрадь... | Развитие речи младших школьников Языковое образование и речевое развитие младших школьников- одна из центральных проблем в современной начальной школе. Изучение русского... | ||
Урок окружающего мира в 3-а классе Тема: Разнообразие животных Этому умению придаётся особое значение, так как оно будет свидетельствовать об осмыслении изначального материала экзаменующегося | Урок по курсу «человек и мир» Тема: Разнообразие водоемов. Река и озеро Цель урока: знакомство учащихся со строением реки, озера; с водоёмами своего города, их использованием, охраной водных ресурсов | ||
Урок путешествие по природоведению в 4 классе. Тема «Разнообразие животных» Развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание... | Урок №1 Литература Древней Руси. Богатство и разнообразие жанров. "Слово о полку Игореве" Урок №1 Литература Древней Руси. Богатство и разнообразие жанров. "Слово о полку Игореве" величайший памятник древнерусской литературы.... | ||
Урока биологии 5 класс Тема : «Вода как среда жизни организма» Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является четвертым в изучении главы 1 «Разнообразие живых организмов.... | Урок по окружающему миру. Тема: Разнообразие животных. Задачи Ребята мы с вами знаем, что нас окружает мир живой и неживой природы: царство растений и царство животных |