Урок №4 Тема: Языковое разнообразие Кубани и Черноморья





Скачать 47.31 Kb.
НазваниеУрок №4 Тема: Языковое разнообразие Кубани и Черноморья
Дата публикации18.05.2015
Размер47.31 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок


8 класс урок №4

Тема: Языковое разнообразие Кубани и Черноморья.

Цель: формирование целостного представления об истории и культуре Кубани; воспитание уважительного отношения к этносам Кубани.

Задачи: познакомить с разнообразием языковых групп, представленных населением Кубани и Черноморья; показать влияние многонационального состава населения на формирование кубанских диалектов; развивать лексический запас учащихся.

Оборудование: ММ проектор, ММ презентация к уроку, современный казачий костюм, глэчик, макитра, рушник, словарики кубанского диалекта (рабочий буклет), карточки с заданием.

Ход урока.

  1. Орг.момент.

  2. Сообщение темы и цели урока.

- Тема нашего урока «Языковое разнообразие Кубани и Черноморья». (запись темы в тетрадь) СЛ 1

Посмотрите на этот кластер. СЛ 2 Вспомните, что мы писали на лепестках этой «ромашки»? (названия народов, проживавших на Кубани).


Кубань



- Назовите народы, проживавшие на Кубани в разное время. (адыги, греки, турки, армяне, немцы, чехи, болгары, поляки, эстонцы, молдаване и др.) СЛ 2*

- Как вы думаете, как взаимосвязаны народы, проживавшие на Кубани в разное время и тема нашего урока? ( Каждый народ оставил частицу своей культуры, языка в названиях географических объектов, предметов быта, кулинарных блюд, обычаев и т.д.) СЛ 2**

Работа с эпиграфом к уроку:

- Известный русский литератор – Виссарион Григорьевич Белинский сказал следующее:

Все народы меняются словами и  занимают их друг у друга.

- Цель нашего урока сегодня СЛ 3 - узнать, какие народы «меняясь словами» обогатили друг друга и сыграли существенную роль в формировании языкового разнообразия Кубани и Черноморья.

  1. Работа над темой урока.

  1. Беседа. Работа с учебником стр. 42-44.

- Какие народы являются коренными жителями Кубани? (адыги). Вы помните, что под словом «адыги» мы подразумеваем многочисленные адыгские племена. До появления у них литературного языка, каждое из племён говорило на своём диалекте. С появлением письменности сохранившиеся диалекты вошли в кабардинский и адыгейские языки. Они, как и абхазский язык, относятся к Кавказской языковой группе. После смешения её со славянскими языками образовывается кубанский диалект, существующий и в наше время.

  1. Запись в тетрадь:

СЛ 4 Языковые группы Кубани и Черноморья:

  • Кавказские языки (адыгский, кабардинский, абхазский) СЛ 5 СЛ 6 СЛ 7 СЛ 8 (и работа с казачьим костюмом).

  • Тюркские языки (работа с учебником стр.43)

-От каких народов на Кубань проникли тюркские заимствованные слова? ( ногайцы, крымские татары, азербайджанцы, адыги)

  1. Работа с буклетом. Пользуясь учебником и имеющимися знаниями, дать определения слов:

Аманат—(заложник)

Аул— (поселение у горцев)

Джигит—( воин горских народов)

Казак—(воин, разведчик, по Ткаченко – житель Кавказа)

Казан—(чугунная посуда с толстым дном для приготовления пищи над открытым огнём на треноге)

Кунак—(побратим, друг)

Курган— (земляная насыпь над захоронением)

Лаваш—(хлебная лепёшка)

Саман—необожжённый кирпич)

Чебак—(лещ)

Юрт—(земельный надел)

  1. Проверка.

Все эти слова и многие другие, прочно вошедшие в нашу речь, и не воспринимаемые как чужие называют кубанскими регионализмами.

Физминутка.

СЛ 9

  • Семитские языки – язык, используемый в древности горскими евреями и выходцами из отдельных районов Армении и Грузии.

  • Мы с вами уже говорили о том, что в окрестностях Сочи проживают эстонцы. Они относятся к финно-угорской языковой группе.

  • Молдаване, проживающие на Кубани, относятся к романской группе языков

  • Немцы – к германской.

  • К индоевропейской языковой группе относятся – осетинский, курдский, греческий и армянский языки.

  • Славянские языки (русский, украинский).

- Когда на Кубани началось распространение русского языка? ( в 17 веке от старообрядцев, позже некрасовцев)

Кроме этого, многие адыгские племена приняли русское подданство (в 17 в.), а значит, они стали употреблять в речи русский язык. А также от донских казаков, издавна служивших на Кавказской линии и других русских переселенцев, выходцев из разных областей России.

- Когда на Кубань проник украинский язык? ( с переселением черноморских казаков на Кубань в 1792г., а также от переселенцев из Малороссии)

-В результате смешения русского и украинского языков, а также заимствования слов из северокавказских и тюркских языков образовался уникальный кубанский говор.

- Почему кубанские говоры называют «диалектами вторичного образования»?

- Найдите ответ на этот вопрос на стр.45 учебника. (они сформировались после появления письменности и литературного языка, переселявшиеся люди уже говорили на разнообразных диалектах).

  1. Работа по карточкам.

Карточка №1. Вставьте подходящие по смыслу слова.
В занесенных снегом ____ хатах ____________ ютятся люди.

__ Мазанка __________ деда Евдокима стояла прям посреди поля.

Когда небо над ____ курныком _________ светлело, кочеты начинали горланить свои песни.

Поднималася я ранехонько, утиралася _____ рушником ___________ белехонько.

Слова для справок: рушник, угольник, мазанка, времянка, хата, притворы, курнык, халабуда.

Карточка №2. Вставьте подходящие по смыслу слова.
А что это возле нашего ______ курныка ___________ хлопцы вертятся и тын (забор) ломают.

Мать достала из ______ угольника ______________ казаны, чашки, плошки, черепушки.

А снаружи хату украшали резные ______ притворы ____________.

Она в ноги ему поклонилась и пошла до своей ____ хаты ________.

Слова для справок: рушник, угольник, мазанка, времянка, хата, притворы, курнык, халабуда.


  1. Закрепление изученного – ответы на вопросы учебника на стр.45 и СЛ 10

  2. Д\з записи в тетради, составить толковый словарик по теме «В казачьей хате».

СЛ 11

  1. Итог урока.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок №4 Тема: Языковое разнообразие Кубани и Черноморья iconУрок по окружающему миру 4 класс Тема : Разнообразие природы нашей Родины
Тема: Разнообразие природы нашей Родины. Обобщение знаний о природных зонах России
Урок №4 Тема: Языковое разнообразие Кубани и Черноморья iconТема: «9 марта день освобождения Кубани»
...
Урок №4 Тема: Языковое разнообразие Кубани и Черноморья iconУрок по предмету «Окружающий мир» 3 класс Тема: «Разнообразие животных»

Урок №4 Тема: Языковое разнообразие Кубани и Черноморья iconОрганизационный момент
Биологическое разнообразие- разнообразие жизни на различных уровнях ее организации( внутривидовом, видовом и экосистемном), разнообразие...
Урок №4 Тема: Языковое разнообразие Кубани и Черноморья iconУстановка Тариэля Капанадзе
Биологическое разнообразие- разнообразие жизни на различных уровнях ее организации( внутривидовом, видовом и экосистемном), разнообразие...
Урок №4 Тема: Языковое разнообразие Кубани и Черноморья iconЭкзаменационные ответы по предмету «Литургика»
Биологическое разнообразие- разнообразие жизни на различных уровнях ее организации( внутривидовом, видовом и экосистемном), разнообразие...
Урок №4 Тема: Языковое разнообразие Кубани и Черноморья iconПрограмма по выявлению и сохранению биологически ценных лесов. Зао «Шуялес»
Биологическое разнообразие- разнообразие жизни на различных уровнях ее организации( внутривидовом, видовом и экосистемном), разнообразие...
Урок №4 Тема: Языковое разнообразие Кубани и Черноморья iconУрок по кубановедению Тема: «Кубань в XX xxi вв.: дорогой межнационального мира и согласия»
...
Урок №4 Тема: Языковое разнообразие Кубани и Черноморья iconТема: Красная книга России. Правила поведения в природе красная книга Кубани
Оборудование: рисунки для лесной полянки, запись мелодии леса, слайды редких растений Росси и Кубани, Красная книга России и тетрадь...
Урок №4 Тема: Языковое разнообразие Кубани и Черноморья iconРазвитие речи младших школьников
Языковое образование и речевое развитие младших школьников- одна из центральных проблем в современной начальной школе. Изучение русского...
Урок №4 Тема: Языковое разнообразие Кубани и Черноморья iconУрок окружающего мира в 3-а классе Тема: Разнообразие животных
Этому умению придаётся особое значение, так как оно будет свидетельствовать об осмыслении изначального материала экзаменующегося
Урок №4 Тема: Языковое разнообразие Кубани и Черноморья iconУрок по курсу «человек и мир» Тема: Разнообразие водоемов. Река и озеро
Цель урока: знакомство учащихся со строением реки, озера; с водоёмами своего города, их использованием, охраной водных ресурсов
Урок №4 Тема: Языковое разнообразие Кубани и Черноморья iconУрок путешествие по природоведению в 4 классе. Тема «Разнообразие животных»
Развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание...
Урок №4 Тема: Языковое разнообразие Кубани и Черноморья iconУрок №1 Литература Древней Руси. Богатство и разнообразие жанров. "Слово о полку Игореве"
Урок №1 Литература Древней Руси. Богатство и разнообразие жанров. "Слово о полку Игореве" величайший памятник древнерусской литературы....
Урок №4 Тема: Языковое разнообразие Кубани и Черноморья iconУрока биологии 5 класс Тема : «Вода как среда жизни организма»
Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является четвертым в изучении главы 1 «Разнообразие живых организмов....
Урок №4 Тема: Языковое разнообразие Кубани и Черноморья iconУрок по окружающему миру. Тема: Разнообразие животных. Задачи
Ребята мы с вами знаем, что нас окружает мир живой и неживой природы: царство растений и царство животных


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск