«Изучение речевой культуры» Учитель: Елистратова Н. В. 56sev





Скачать 70.63 Kb.
Название«Изучение речевой культуры» Учитель: Елистратова Н. В. 56sev
Дата публикации26.08.2013
Размер70.63 Kb.
ТипЗадача
100-bal.ru > Культура > Задача
Программа пробного предметного курса

для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки.

«Изучение речевой культуры»
Учитель: Елистратова Н.В.
56sev02@rambler.ru
Пояснительная записка.

Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Наука о языке может и должна помочь людям в их борьбе за хорошее, действенное слово, за речевую культуру.

Речевая культура- явление несравненно более широкое, чем правильность речи. Правильность - важнейшее, но далеко не единственное качество культурной речи. Правильная речь может быть вместе с тем однообразной, бедной, невыразительной.

Задача данного элективного курса - дать необходимые сведения о нормах литературного языка, прежде всего о нормах, нарушение которых в речи встречается достаточно часто; охарактеризовать главные коммуникативные свойства русской литературной речи.

Цели курса - помочь учащимся задуматься над некоторыми трудностями «речевого поведения» и, по возможности, преодолеть их. Воспитать бережное, внимательное отношение к слову. Программа «Изучение речевой культуры» предназначена для учащихся 9 класса. Изучение данного курса в 9 классе предполагает усвоение учащимися лексических, грамматических, орфоэпических и стилистических норм русского языка, что позволит повысить им речевую культуру и грамотность в широком смысле этого слова, так как современный человек должен быть культурным во всех отношениях, должен стремиться к овладению духовными народными богатствами, в том числе богатствами национального языка, культурой национальной речи.

Элективный курс рассчитан на 35 часов: лекций – 22 часа, практических занятий – 13 часов. В курсе «Изучение речевой культуры» предполагается использование таких форм занятий, когда на уроке создаётся творческая атмосфера совместной деятельности учителя и учащихся, атмосфера духовного общения. Предполагается включение в занятия самостоятельной и исследовательской работы девятиклассников:

  • подготовка рефератов, докладов,

  • изучение текстов разных стилей,

  • собирание текстов чужой речи и записывание её на магнитофон,

  • использование различных лингвистических

  • словарей, справочников.


Тематический план элективного курса «Изучение речевой культуры».


п/п

Тема

Кол-во часов

лекции

Практич. занятия

Вид деятельности учащихся



Роль языка в общественном развитии.

4

3

1

Доклад «Язык и мышление» (Материалистическое положение И.П. Павлова).



Русский язык, «обработанный мастерами».

7

4

3

Изучение диалектной лексики. Сбор местных говоров. Доклад «Русская разговорная речь».



Речь- язык в действии.

3

2

1

Анализ речевого мастерства русских поэтов: Пушкин, Лермонтов, Блок, Есенин, Маяковский.



Правильная речь и грамматика литературного языка.

10

7

3

Доклад «Ломоносов и его «Российская грамматика».Редактирование текстов. Семинар «Грамматическая правильность русской речи».



Правильная речь и ударение литературного языка.

3

2

1

Работа с орфоэпическим словарём. Реферат «Ударение в современном русском языке».



Точность и краткость - достоинства прозы.

3

1

2

Анализ прозаических произведений. Составление текстов, соответствующих нормам литературного языка. Подобрать высказывания русских писателей о языке.



« Русский язык велик и могуч».


5

3

2

Исследование и подготовка рефератов на темы:

  • «Словари – наши друзья и помощники.»

  • «Русский язык на газетной полосе.»

  • «Культура речи и стиль.»

Подбор метких изречений о языке и его роль в жизни человека.



Количество часов:

35

22

13






Содержание тем курса:

Тема № 1


Роль языка в общественном развитии.

Язык – важнейшее средство общения.

Как построен язык.

Роль языка.

Тема № 2


Русский язык, «обработанный мастерами».

Диалекты и их взаимосвязь с литературным языком.

Взаимоотношения между литературным языком и разговорной речью.

Возникновение и развитие стилей литературного языка.

Языковые нормы.

Тема № 3


Речь – язык в действии.

Различия между словами «язык» и «речь».

Коммуникативные качества речи ( правильность, доступность и целесообразность).

Тема № 4


Правильная речь и грамматика литературного языка.

М.В. Ломоносов и его «Российская грамматика».

Грамматический строй русской речи.

Частные значения русских падежей.

Роль степеней сравнения.

«Упрямство» числительных в живой речи.

«Борьба» формы и содержания.

Тема № 5


Правильная речь и ударение литературного языка.

Словесное ударение.

Разно местность и подвижность ударения – помеха в речевой культуре.

Неподвижное ударение в ряде слов.

Ударения и причастия.

Тема № 6


Точность и краткость – достоинства прозы.

Что такое точность (слова – конкуренты).

Взаимозаменяемость слов в современном русском литературном языке.

Тема № 7


«Русский язык велик и могуч».

О речевом богатстве и речевой бедности языка.

Обогащение речи интонацией, синтаксисом.

Меткое и образное слово русской речи (пословицы и поговорки).

Главный источник речевого богатства – разговорно-просторечная лексика и фразеология.

Методические рекомендации.
Хорошая речь невозможна без соответствующих знаний, умений, навыков. Это происходит как результат труда. Нужно изучать словари, грамматики и иные пособия, посвящённые языку, речи. Главное – изучать речь по лучшим её образцам (художественным, научным, публицистическим). Изучать и быть требовательным не только к речи других, но и к своей собственной, прежде всего.

Дидактические материалы.
А) Вспомните, что вы знаете о синонимах, попытайтесь проникнуть в творческую лабораторию писателей и «угадать», какое из заключённых в скобки слов было ими использовано.


  • Владимир встал и пошёл искать дороги домой, но ещё долго (блуждал – бродил) по незнакомому лесу, пока не попал на тропинку, которая привела его прямо к воротам дома. (А.С. Пушкин)




  • Горные (верхушки- вершины) спят во тьме ночной. (М.Ю. Лермонтов)




  • В гостиной сидела старушка с добреньким и худеньким лицом, робким и печальным (взглядом- взором). (И.С.Тургенев)




  • Дипломат говорил спокойно и величаво, развивая какую- то (идею- мысль). (Ф.М.Достоевский)




  • Белинский (обладал- владел) необыкновенной проницательностью и удивительно светлым взглядом на вещи. (Н.А.Добролюбов)




  • Даша взяла горсть камешков и не спеша (бросала- кидала) их в воду. (А.Н.Толстой)


В) Проанализировать инструкцию одного из ЖЭКов. Восстановите текст в деловом стиле.
«Жильцам запрещается содержание в квартире домашних птиц и животных, за исключением собак и кошек, содержание которых разрешается с общего согласия жильцов квартиры, при условии недопущения владельцами загрязнения собаками и кошками квартиры и лестничной клетки и невхождения их в места общего пользования».

Литература:


  1. Головин Б.Н. Как говорить правильно? М.,1988.

  2. Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. М., 1985.

  3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1981.

  4. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи: Опыт частотно- стилистического словаря вариантов. М., 1976.

  5. Ефремова Т.Ф. Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. М.,1986.

  6. Ильинская И.С. О богатстве русского языка. М.,1963.

  7. Костомаров В.Г. Культура речи и стиль. М., 1960.

  8. Ожегов С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. М., 1974.

  9. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. (Под редакцией Р.И.Аванесова) М.,1983.

  10. Розенталь Д.Э. Культура речи. М.,1964.

  11. Тимофеев Б.Н. Правильно ли мы говорим? Заметки писателя. Л.,1964.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Изучение речевой культуры» Учитель: Елистратова Н. В. 56sev iconТема «Япония» Подготовила: Ажигатова Шахеризада Уагаповна учитель...
Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного...
«Изучение речевой культуры» Учитель: Елистратова Н. В. 56sev iconУрок речевой культуры «Секреты общения»
...
«Изучение речевой культуры» Учитель: Елистратова Н. В. 56sev iconХраппо H
Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного...
«Изучение речевой культуры» Учитель: Елистратова Н. В. 56sev iconIV. Ответьте на вопросы
Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного...
«Изучение речевой культуры» Учитель: Елистратова Н. В. 56sev iconОбразец «утверждаю»
Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного...
«Изучение речевой культуры» Учитель: Елистратова Н. В. 56sev iconВведение Музыкальное оформление
Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного...
«Изучение речевой культуры» Учитель: Елистратова Н. В. 56sev iconАлександр Мещеряков об особенностях японского
Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного...
«Изучение речевой культуры» Учитель: Елистратова Н. В. 56sev iconНеделя математики "В мире оригами". 5–6-е классы
Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного...
«Изучение речевой культуры» Учитель: Елистратова Н. В. 56sev iconИнформационный бюллетень 11-13 марта 2013 года
Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного...
«Изучение речевой культуры» Учитель: Елистратова Н. В. 56sev iconГ. Новосибирск 13-14 апреля 2012 г. Информационное письмо №1
Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного...
«Изучение речевой культуры» Учитель: Елистратова Н. В. 56sev iconПрограмма дисциплины «Религия и культура» для направления 030700. 62
Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного...
«Изучение речевой культуры» Учитель: Елистратова Н. В. 56sev iconУрок в 11 классе по теме: «От японского парадокса к российскому экономическому процветанию»
Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного...
«Изучение речевой культуры» Учитель: Елистратова Н. В. 56sev iconПрограмма "Русский язык и культура речи" для учащихся 9 классов
Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного...
«Изучение речевой культуры» Учитель: Елистратова Н. В. 56sev iconПлан лекций по морфологии для студентов 1 курса медико-биологического факультета
Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного...
«Изучение речевой культуры» Учитель: Елистратова Н. В. 56sev iconТема биология наука о живой природе основные термины и понятия темы
Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного...
«Изучение речевой культуры» Учитель: Елистратова Н. В. 56sev iconЭтические нормы речевой культуры. Особенности национального речевого этикета
Текст задачи: Раскройте понятие речевой этикет. Докажите, что русский речевой этикет имеет национальную специфику. Выделите ключевые...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск