Ккидппо «Составление рассказов по серии сюжетных картин с элементами творчества для детей 5-7 лет» Авторы опыта





Скачать 355.86 Kb.
НазваниеКкидппо «Составление рассказов по серии сюжетных картин с элементами творчества для детей 5-7 лет» Авторы опыта
страница1/3
Дата публикации17.09.2013
Размер355.86 Kb.
ТипРассказ
100-bal.ru > Культура > Рассказ
  1   2   3


Департамент образования и Науки Краснодарского края

ККИДППО


«Составление рассказов

по серии сюжетных картин с элементами творчества для детей 5-7 лет»

Авторы опыта:

Учитель-логопед

ст. Каневская

Краснодарский край

МБДОУ ЦРР – д/с № 2

Кантур Татьяна Георгиевна

ст. Каневская

2011г.

1 Литературный обзор состояния вопроса
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение серии сюжетных картин, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи.

Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы – фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речи.

По данным исследования многих отечественных лингвистов и психологов: Л.С.Выготского, А.Р.Лурия, А.А.Леонтьева, Н.И.Жинкина, Л.С.Цветкова в начале школьного возраста дети с тяжелыми нарушениями речи значительно отличаются от нормально развивающихся детей по уровню развития связной речи. Рассмотрев условия порождения и понимания речевого высказывания с позиции психолингвистики, можно сказать, что эти процессы имеют сложную многоуровневую структуру, и нарушения даже одного уровня влечет за собой сбой всей речевой деятельности.

И так связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Основная функция речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалог и монолог. В лингвистической и психологической литературе диалогическая и монологическая речь рассматривается в плане их противопоставления. Они отличаются по своей коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе. Эти две формы речи отличаются и мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирают сам говорящий. Диалогическая стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которых происходит диалог, реплики собеседника).

Следовательно, монологическая речь является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания (Л.В.Щерба, А.А.Леонтьев).

Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Связная речь вбирает в себя все достижения звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить (Ф.А.Сохин).

Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Г.А.Каше, Т.Б.Филичева, С.Н.Шаховская, Н.В.Серебрякова и др. уделили огромное значение развитию связной речи и формированию лексико-грамматических средств языка.

Связная речь, является самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средств контроля за этими знаниями.

В современных психологических и методических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умением и навыкам нужно обучать специально. Однако пути такого обучения недостаточно ясны, так как научно обоснованная теория развития речи, по оценке Т.А.Ладыженской, только начинает формироваться, в ней еще недостаточно разработаны основополагающие категории и понятия, такие как разделы работы по развитию связной речи, содержание, средства обучения, критерии оценки уровня развития этого вида коммуникации.

Вместе с тем если в общеметодических работах уже накоплен известный экспериментально – исследовательский материал, позволяющий подойти к созданию современной научно обоснованной базы для формирования связной речи нормально развивающихся детей, то специальная педагогика подобными данными фактически не располагает. Это вынуждает логопедов обращаться к общедидактическим рекомендациям и опираться подчас на приемы, рассчитанные на нормально развивающихся детей. Однако эти приемы оказываются недостаточно аффективными, а в ряде случаев и неприемлемыми для обучения детей с системным недоразвитием речи.

Под системным недоразвитием речи мы понимаем такое отклонение в речевом развитии, которое одновременно характеризуется и несформированностью процесса говорения, и несформированностью процесса восприятия речевых сообщений. Такую группу отклонений составляют нарушения, которые квалифицируются в существующих классификациях или как моторная алалия, или как общее недоразвитие речи. И в том и в другом случае речевая несостоятельность детей проявляется как в невозможности оперирования языковыми средствами общения (фонематическими, лексическими и грамматическими), так и в явно выраженных недостатках восприятия, декорирования речи. Вопросы, относящиеся к особенностям связной речи, освещаются обычно при описании речевых нарушений у детей, находящихся на третьем уровне речевого развития (Р.Е.Левина).

Среди первых исследователей, отметивших затруднения этой категории детей в конструировании связных высказываний, нужно назвать Н.Н.Трауготт, которая указывает на значительные расхождения между возможностям детей формулировать фразы и возможностями формулировать мысль в связной форме.

Р.Е.Левина отмечает, что у детей с третьим уровнем речевого недоразвития отмечаются несоответствия в содержании последовательно расположенных в порядке рассказа серии картинок, умением самостоятельно устанавливать их последовательность и невозможностью передачи данного содержания языковыми средствами. Дети затрудняются строить цепь взаимосвязанных предложений, не знают многие слова и выражения, что в свою очередь, затрудняет процесс обучения детей в школе.

Л.М.Чудинова отмечает, что у этой категории детей разговорная речь отличается несвязностью, затруднением в понимании, бедностью словаря. Особую сложность, с точки зрения автора, представляет для этой группы детей овладение формами описательно-повествовательной монологической речи. Автор соотносит это с неумением «видеть» содержание сюжетных картин, что обусловлено, по ее мнению, нерасчлененностью восприятия, бедностью жизненного опыта, ограниченностью познавательных интересов, снижением внимания.

Е.Г.Корицкая и Т.А.Шимкович, указывая на значительные трудности детей с общим недоразвитием речи в овладении последовательности, развернутым рассказыванием, отмечает, что эти трудности значительно увеличиваются по мере возрастания самостоятельной речи и при отсутствии опоры на заданный сюжет.

Еще более ощутимыми они становятся при задании сократить подробное повествование до одной – двух фраз, а также при задании выделить в рассказе главную мысль.

В совместно работе Н.С.Жуковой, Е.М.Мастюковой, Г.Б.Филичевой содержится попытка дифференцированного описания нарушений, различных видов повествовательной речи у детей различных видов повествовательной речи у детей с задержкой речевого развития.

Анализируя процедуру составления рассказа по серии сюжетных картинок, авторы отмечают сложности, в определении логической последовательности, изложения, обусловленные неумением детей расположить картинки в нужном порядке. Сам рассказ в этом случае сводится к перечислению предметов или действий, изображенных на картинках. Нарушается последовательность в передаче событий, пропуск существенных для содержания моментов, многочисленные повторы, трудности подбора слов.

В более поздней работе Т.Б.Филичева, характеризуя ревой статус детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (IV уровень), отмечает своеобразие их связной речи, проявляющиеся в нарушении логической последовательности, пропуске значимых для сюжета эпизодов, в застревании на второстепенных деталях, в использовании простых, малоинформативных предложений.

Исследуя особенности связной речи детей с общим недоразвитием речи, В.П.Глухов указывает на значительные различия в степени владения этим видом речи дошкольников старшего возраста.

1.1 История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении
МДОУ ЦРР – д/с № 2 посещают дети как с нормой в речевом развитии, так и дети с ФФН, ОНР.

Коррекционное обучение предусматривает тесную взаимосвязь в работе логопеда и воспитателей групп. При этом принимаются во внимание методические рекомендации, имеющиеся в специальной литературе. Воспитателями проводится подготовительная работа к некоторым занятиям логопеда (беседа, чтение литературы по теме, проведение экскурсии и т.д.).

На воспитательских занятиях закрепляются навыки, полученные детьми в ходе обучения связной речи (словарная работа, закрепление правильного употребления словоформ, синтаксических конструкций и т.д.). Ряд занятий по обучению рассказыванию проводятся воспитателями под руководством логопеда. Им же даются рекомендации по организации воспитательских занятий, применению речевых заданий и упражнений, словарного материала, а также по индивидуальному подходу к детям с учетом специфики отмечаемых речевых затруднений в овладении навыками рассказывания.

При планировании логопедической работы учитывается принцип тематической взаимосвязи, предусматривающий сочетание занятий по различным видам рассказывания. В пределах той или иной тематики (в соответствии с программой обучения и воспитания детей с ОНР).

Например, в связи с темой «Домашние животные», целесообразно сочетать занятия по описанию животных – по муляжам, игрушкам, рассказывание по картинке «На ферме» и др.

Таким образом, в ходе целенаправленного обучения дети овладевают языковыми средствами и речевыми навыками, на основе которых возможно построение связных развернутых высказываний.

Большое внимание уделяется формированию языковых (прежде всего, грамматических) обобщений и практическому усвоению (по образцу), наглядной опоре, лексических, грамматических и эмоционально-выразительных компонентов разовых высказываний, различных типов синтаксических конструкций.

У детей формируются представления об основных элементах, лежащих в основе построения связного сообщения: адекватность содержания, последовательность изложения, отражения причинно-следственной взаимосвязи событий и др. Значительное место отводится работе по составлению рассказов по серии сюжетных картин. Дети овладевают навыками составления рассказа по наглядной опоре, рассказа по аналогии, т.е. тех видов монологических высказываний, которые наряду с пересказом составляют основу овладения знаниями в период начального обучения в школе.

1.2 История изучения темы педагогического опыта

в образовательном учреждении и муниципальном образовании
В МДОУ ЦРР – д/с № 2 был проведен семинар-практикум, на котором был обобщен опыт работы по теме «Нетрадиционные методы и приемы по развитию монологической речи» (20.04.2007г.). В ходе проведения семинара познакомила педагогов МДОУ ЦРР – д/с № 2 с новой технологией «Обучение детей подготовительной к школе группе составлению рассказов по серии сюжетных картин с элементами творчества». Все педагоги были активными участниками составления рассказа по предложенной теме. Опыт получил положительные отзывы (смотреть приложение № 4).

Презентация опыта была представлена на курсах повышения квалификации учителей-логопедов и воспитателей логопедических групп Ленинградского района по теме «Современные подходы к диагностике и коррекции нарушении речи у детей дошкольного возраста» (2009г.).

В рамках курсов повышения квалификации специалистов был показан мастер-класс занятия по обучению детей рассказыванию с детьми ОНР 3 уровня речевого развития и презентация опыта по теме «Составление рассказов по серии сюжетных картин с элементами творчества, с использованием цвета». Опыт обобщен на научном совете РИМЦ 06.10.2010г.

Презентация представлена на Краевых курсах повышения квалификации по теме «Новые модели коррекционно-логопедической работы в ДОУ» (декабрь, 2010г.). Данный педагогический опыт по теме «Составление рассказов по серии сюжетных картин с элементами творчества для детей с общим недоразвитием речи 6-7 лет» был внесен в Муниципальный банк данных передового педагогического опыта решением научного Совета РИМЦ, протокол № 1 от 6 октября 2010г.

1.3 Основные понятия, термины в описании педагогического опыта
Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалог и монолог. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

В лингвистической и психологической литературе диалогическая и монологическая речь рассматривается в плане их противопоставления. Они отличаются по своей коммуникативной направленности.

Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто.

В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Здесь тоже важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация), умение говорить эмоционально, живо, выразительно. Для монолога характерны: литературная лексика; развернутость высказывания; законченность; логическая завершенность; синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов); связность монолога обеспечивается одним говорящим.

Диалогическая речь – представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог естественной первичной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседника всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывание. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной иногда фрагментарной.

2 Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого

педагогического опыта
Апробация опыта работы была проведена на базе МДОУ ЦРР – д/с № 2 с группой детей с третьим уровнем речевого развития. В настоящее время эта категория детей с третьим уровнем речевого развития направляются в специальные детские сады с пятилетнего возраста на два года обучения.

Дети с третьим уровнем речевого развития владеют развернутой фразовой речью. Но она еще не отвечает требованиям возрастной нормы, т.к. содержит симптомы фонетико-фонематической и лексико-грамматического недоразвития.

Они пользуются обиходным словарем наиболее частотными лексико-грамматическими структурами. Наблюдаются нарушения правильной связи слов с предложении, выражающие временные, пространственные и другие отношения, употребление слов в неточном значении, отдельные трудности в словообразовании. Отмечаются ошибки, связанные с дифференцированным употреблением предложенных конструкций. Нарушение слоговой структуры и звуконаполняемости слов создают сложности в овладении звуковым анализом и синтезом, а это, в свою очередь, не позволяет им полноценно овладевать грамотным письмом для дальнейшего обучения в школе.

В настоящее время они составляют основной контингент детей групп с общим недоразвитием речи в специальных дошкольных учреждениях.

В качестве ведущих задач обучения в группе с такой категорией детей выделяются следующие:

1) практическое усвоение лексико-грамматических средств языка;

2) дальнейшее развитие связной речи;

3) формирование полноценной фонематической стороны языка совершенствование артикуляционных навыков, фонематического слуха, звукопроизношения и слоговой структуры;

4) развитие элементарных навыков звукового анализа и синтеза;

5) овладение элементами грамоты.

Прежде чем представить цикл занятий по составлению рассказов для детей 6-7 лет (подготовительной к школе группе) была проведена следующая работа:

  1. Упражнения в составлении предложений по демонстрации действий, по картинке.

  2. Составление рассказов-описаний игрушек и предметов, используя сравнения.

  3. Составление рассказов-описаний по представлению и по плану, данному логопедом.

  4. Составление рассказов по картине, используя методические приемы в порядке нарастающей сложности:

    1. словарная работа;

    2. предварительное рассматривание картины;

    3. ответы на вопросы по содержанию картины;

    4. повторение детьми рассказа, составленного логопедом в соответствии с ответами детей на вопросы;

    5. составление рассказа по плану, данному логопедом;

    6. самостоятельное состояние детьми рассказа по картине.

На последующих этапах работы по обучению связной речи усложняется.

Детям предлагается составлять рассказы по сериям сюжетных картинок. Детям предлагаем составлять рассказы по серии сюжетных картинок. Использованы следующие приемы работы:

  1. Рассматривание картин на наборном полотне.

  2. Вопросы по содержанию, для установления причинно-следственной связи.

  3. Чтение рассказа, самостоятельное рассказывание картин в определенной последовательности.

  4. Дополнительные вопросы.

  5. План, для того чтобы ответы не были односложными.

  6. Использование упражнений, направленных на развитие творческого воображения.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ккидппо «Составление рассказов по серии сюжетных картин с элементами творчества для детей 5-7 лет» Авторы опыта iconКонспект занятия «Составление рассказа по серии сюжетных картин»
Учебное оборудование: Ксерокопии документов, план-вопросник исследования исторических источников. Карта «Вторая мировая война», мультимедийная...
Ккидппо «Составление рассказов по серии сюжетных картин с элементами творчества для детей 5-7 лет» Авторы опыта iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема. Составление рассказа по серии картин «Как мышонок Пик обхитрил кота Рыжика»
Ккидппо «Составление рассказов по серии сюжетных картин с элементами творчества для детей 5-7 лет» Авторы опыта iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, дидактических картин на данную тематику, чтение художественной литературы, составление...
Ккидппо «Составление рассказов по серии сюжетных картин с элементами творчества для детей 5-7 лет» Авторы опыта iconГорелова Ирина Николаевна Рязань 2012 г. Аннотация Разработка серии...
Разработка серии занятий «Маленький волшебник» является компонентом преддошкольного образования детей. Здесь представлены конспекты...
Ккидппо «Составление рассказов по серии сюжетных картин с элементами творчества для детей 5-7 лет» Авторы опыта iconДоклад из опыта работы к муниципальным педагогическим чтениям музыкальных...
На протяжении многих лет наш детский сад работает в направлении изучения народного творчества, воспитания и приобщения детей дошкольного...
Ккидппо «Составление рассказов по серии сюжетных картин с элементами творчества для детей 5-7 лет» Авторы опыта iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать упражнять...
Ккидппо «Составление рассказов по серии сюжетных картин с элементами творчества для детей 5-7 лет» Авторы опыта iconРеферат творческая история создания рассказа и. С. Тургенева «муму»
Идейность его рассказов, простота и изящество его языка, живость и яркость нарисованных им картин природы и глубокое чувство лиризма,...
Ккидппо «Составление рассказов по серии сюжетных картин с элементами творчества для детей 5-7 лет» Авторы опыта iconКонспект занятия по лепке «Волшебная страна – подводное царство» в средней группе Задачи
Разработка серии занятий «Маленький волшебник» является компонентом преддошкольного образования детей. Здесь представлены конспекты...
Ккидппо «Составление рассказов по серии сюжетных картин с элементами творчества для детей 5-7 лет» Авторы опыта iconДетского Творчества «Хибины» г. Кировска»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы хореографии» для детей 5-6 лет направлена на создание условий...
Ккидппо «Составление рассказов по серии сюжетных картин с элементами творчества для детей 5-7 лет» Авторы опыта iconПлан проведения недели науки и творчества в гбоу сош №185 с 24 февраля по 28 февраля 2014 года
Эвристическая беседа с элементами кейсов «245 лет со дня рождения И. А. Крылова», 4В класс
Ккидппо «Составление рассказов по серии сюжетных картин с элементами творчества для детей 5-7 лет» Авторы опыта iconУголок живой природы это наглядный и разносторонний материал живых...
Разработка серии занятий «Маленький волшебник» является компонентом преддошкольного образования детей. Здесь представлены конспекты...
Ккидппо «Составление рассказов по серии сюжетных картин с элементами творчества для детей 5-7 лет» Авторы опыта iconДополнительная образовательная программа детей 9-17 лет на 5 лет обучения Принята на
...
Ккидппо «Составление рассказов по серии сюжетных картин с элементами творчества для детей 5-7 лет» Авторы опыта iconПрограмма дисциплины технология творчества авторский курс к т. н...
Связи с общественностью", "080111 (061500)-Маркетинг". Программа курса и его содержание разработаны на основе анализа отечественного...
Ккидппо «Составление рассказов по серии сюжетных картин с элементами творчества для детей 5-7 лет» Авторы опыта iconОтделение по дошкольному образованию работает в режиме 12-ти часового...
Самостоятельная работа студентов в рамках учебного курса «Культурология» включает в себя
Ккидппо «Составление рассказов по серии сюжетных картин с элементами творчества для детей 5-7 лет» Авторы опыта iconРекомендации кафедры физико-математических дисциплин и информатики...
При разработке и корректировке планов тмс по подготовке к итоговой аттестации кафедрой физико-математических дисциплин и информатики...
Ккидппо «Составление рассказов по серии сюжетных картин с элементами творчества для детей 5-7 лет» Авторы опыта iconЛитература Темы: «Составление рассказов по сюжетным картинкам»
Виды деятельности по духовно-нравственному воспитанию и развитию младших школьников за 1 полугодие, 2010 2011 уч год


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск