"Педагог дополнительного образования" г. Сокол 2013





Название"Педагог дополнительного образования" г. Сокол 2013
страница1/8
Дата публикации20.09.2013
Размер1.27 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Культура > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8
Департамент образования Вологодской области

БОУ СПО ВО «Сокольский педагогический колледж»





Учебное пособие

для студентов III-IVкурсов

по специальностям "Дошкольное образование",

"Педагог дополнительного образования"
г. Сокол

2013

Рецензенты:

Касаткина Е.И., кандидат педагогических наук, доцент кафедры ДиНО, зав. кааб. ВИРО.

Авторы-составители:

Варбанец Е.С., Курочкина Л.В. – преподаватели методики развития детского изобразительного творчества Сокольского педагогического колледжа.


В пособии изложены актуальные вопросы развития детского изобразительного творчества на основе ознакомления детей дошкольного возраста с разными изобразительными материалами и техникой работы с ними.

Предлагаются после каждой темы серии заданий студентам на анализ особенностей состава изобразительных материалов и своеобразия работы с ним; указаний на составление планов с использованием разных форм и составления конспектов непосредственно образовательной деятельности по рисованию на разных возрастных этапах.

Методическое пособие направленно на формирование педагогических умений будущих воспитателей в образовательной области "Художественное творчество".

Методическое пособие составлено в соответствии с новыми Федеральными Государственными требованиями и рекомендуется как студентам педагогического колледжа, так и воспитателям дошкольных учреждений.

Введение
Предлагаемое пособие посвящено одному из видов детской изобразительной деятельности – рисованию. Актуальность вопроса, его педагогическая значимость раскрывается в исследованиях многих педагогов и психологов как отечественных, так и зарубежных, которые придавали большое значение образовательной деятельности, где ребенок может творить, фантазировать, экспериментировать, внутренне раскрываться. Многие десятилетия ученых интересует вопрос обучения детей дошкольного возраста технике рисования, при использовании разных изобразительных материалов. Уже в 1934 году Е.А. Флерина, хотя еще очень осторожно, ставить вопрос к техническим навыкам и правильному пользованию изобразительным материалом, убедившись в процессе опытной работы, что самостоятельно овладеть ими ребенок не может.

Кандидат педагогических наук, профессор Г.Н. Пантелеев отмечает, что часто воспитатели, руководствуясь личным выбором, заранее подбирают изобразительные материалы к занятию, тем самым отстраняя ребенка от самостоятельного поиска, нарушая одно из условий развития детского изобразительного творчества. При этом у ребенка может закрепиться пассивное отношение к выразительным средствам.

Анализ массовой практики дошкольного образования показывает, что педагоги не всегда умеют гибко, вариативно, творчески применять общие теоретические знания в конкретной работе с детьми. Педагог в работе с детьми по рисованию должен выступать в роли художественного руководителя и этим решать задачу художественно-эстетического развития. Разумеется, такая задача требует художественной подготовки педагога, понимания особенностей детского творчества. Педагог должен сам иметь представление не только о свойствах и качествах изобразительных материалов, но и учитывать их изобразительные особенности. Для лучшего понимания выразительных возможностей различных изобразительных материалов педагогам, работающим с детьми, необходимо познакомиться с произведениями разных художников, выполненных в разной технике. При этом желательно выяснить, почему художник в данном произведении предпочел именно этот изобразительный материал, а не какой другой. Как это повлияло на создание выразительного образа.

Применительно к детскому творчеству изобразительная грамотность по определению Лабунской Г.В. – это элементарные умения и навыки в области реалистического рисунка, формирование которых у детей постепенно подводит их к объективно достоверному изображению. Обучение детей технике рисования, понимание свойств разных изобразительных материалов, их выразительных возможностей обогатит рисунки детей, позволит получить разнообразные решения.
1. Краткие сведения из истории развития техники рисунка
Все разновидности технических приемов рисунка, дошедшие до нашего времени, в основном сложились в эпоху Возрождения в Италии. Уже тогда в рисунке применялись грифели, сангина, уголь, мел, пастель, а также жидкие материалы, бистр, тушь, разноцветные чернила, белила. Художники рисовали гусиными перьями, кистями на белой и разноцветной бумаге, тонированной и грунтованной. Все это привело к исключительному богатству художественных и технических приемов.

Техника рисунка, сложившаяся в эпоху Возрождения позволила мастерам последующих поколений выработать свои технические и художественные приемы работы теми же материалами.

Русская школа ХVIII и ХIХ веков также внесла много нового в технику рисунка. Художники О. Кипренский и К. Брюллов выполняли свои работы на слегка желтой или голубой бумаге с использованием ее тона, что избавляло рисунок от излишней перегруженности листа. В известном рисунке К. Брюллова "Группа из двух натурщиков" использованы сложные сочетания сангины, пастели, угля и мела.

Великий живописец А.А. Иванов обогатил возможности акварели, заставив ее звучать с новой силой. Русские художники второй половины ХIХ века развили и широко использовали технику соуса как сухого так и мокрого, когда он разводится водой, подобно акварели. В. Серову в работе с углем, сангиной и цветными карандашами удавалось добиваться простоты и общей гармонии тона. Опыт работы величайших мастеров прошлого и лучших художников нашей эпохи, к сожалению, еще не достаточно используется как в творческой практике, так и в учебном процессе. Изучение различных техник, использованных старыми мастерами и художниками современности, не только дает возможность ознакомиться с особенностями их творческого метода, но и раскрывает неограниченные выразительные возможности кисти, карандаша и других изобразительных материалов.

Художники реалистического направления К. Лебедев и И. Шишкин, И. Левитан и другие понимают технику, как способы работы различными материалами и использование этих способов как средство образного отражения жизни.

Художник, хорошо владеющий техникой работы различными материалами способен адекватно выразить задуманное. Техническая сторона художественной деятельности наряду с выразительной выступает в любом виде искусства. Выразительность и грамотность исполнения неразрывны.
Вопросы для повторения:


  1. Как изменилась техника работы разными изобразительными материалами от эпохи возрождения до наших дней (привести примеры на основе конкретной манеры исполнения рисунка конкретными художниками эпохи возрождения и современными художниками).

  2. На основе изученного материала определить и доказать возможности использования опыта работы мастеров прошлого и лучших художников нашей эпохи в обучении рисованию студентов и детей разного возраста.

  3. Подобрать темы для разных форм работы с родителями по проблеме техники рисунка детей разного возраста.


Задания для самостоятельной работы студентов:


  1. Подготовить рефераты по технике работы К. Брюллова, А. Иванова, В. Серова, О. Кипренского, Л. да Винчи, В. Лебедева, И. Шишкина, и др.

  2. Выполнить письменный анализ одной из картин (на выбор – художников эпохи Возрождения, ХVIII – ХIХ века).

Вопросы:

- название картины, автор;

- содержание картины, настроение;

- художественные средства в создании выразительного образа;

- доступность произведения для восприятия детьми дошкольного возраста.

  1. Посетить художественную галерею, музей, выставочный зал. Определить произведения, доступные для знакомства детям дошкольного возраста.

  2. Заполнить таблицу:




Ф.И.О. художника

Творческий путь

Особенность творческой манеры исполнения художественного произведения

Приемы работы, изобразительными материалами, которые приемлемы в работе с детьми



























Литература


  1. Савицкий Г.К. Молодым художникам о мастерстве. – М.: Просвещение, 2000.

  2. Крымов Н.П. Жизнь и творчество. Статьи. Воспоминания, М.: Просвещение, 1999.

  3. Зайцев А.С. Советы мастеров. – СПб.: Питер, 1999.

  4. Шпикалова Т.Я. Методическое пособие. – М.: Академия, 2003.



2. Материалы для рисования
Подбор средств и материалов для осуществления замысла является одним из компонентов творческой работы художника. Выразительность образа зависит от совершенства техники. Но техника – не самоцель, она подчиняется содержанию, обслуживает его и не должна быть заметна.
Карандаши. Слово "карандаш" тюрского происхождения (черный камень). Графитный стержень изготовляется из графита, пластичной огнеупорной глины и связующих веществ; стержень цветных карандашей – из каолина, бентонита, талька, связующих веществ и различных красителей.

На деревянной оправе карандаша проставляется номер и буква, означающие степень мягкости: М – мягкий, Т – твердый, МТ – средний. Цифры говорят об усилении твердости. На карандашах зарубежных марок вместо М ставят В, вместо Т – Н.
Графит – продукт натурального происхождения черного цвета – представляет собой один из видов кристаллического углерода в смеси с различными веществами. Выпускается графит не только оправленный в дерево, но и в виде средних и толстых графитных палочек. Качество графита зависит от степени однородности его массы. Плохой графит царапает бумагу. Характерный тон графитного карандаша – серый, или серо-черный, если его сравнить с угольным. Для длительных рисунков подходят карандаши твердостью ТМ, М, 2М, а для набросков – более мягкие. Например, 3М и мягче.

Цветные карандаши имеют толстые стержни, в состав которых входят жировые частицы. При сильном нажатии сильно крошатся и ломаются, жирный след прочно соединяется с бумагой, поэтому плохо удаляется резинкой и слабо воспринимает повторную прокладку другим цветом.
Сангина. Издавна человек использовал природные пигменты, как подручный материал для изображения. Еще со времен античного искусства сангина известна как материал для раскраски скульптур. Натуральная сангина – продукт минерального происхождения, состоит из глинистого вещества, окрашенного безводной окисью железа, залегает в вулканических породах, имеет природный обжиг. Сангина богата содержанием железных окислов, имеет интенсивный красно-коричневый свето-устойчивый цвет. Впервые сангина была найдена в Италии, а затем и в России. Сангина вырабатывается и искусственным способом, выпускается она в виде палочек и в деревянной оправе в виде карандаша. Сангина, которая при растушевке меняет цвет, царапает бумагу, осыпается с нее, считается плохой. Ценность ее определяется мягкостью, ровной растяжкой тона, насыщенным свето-устойчивым цветом, относительно прочным сцеплением с поверхностью бумаги.
Пастель. Леонардо да Винчи к "Тайной вечери" делал рисунки черным и красным материалами (сангиной), добавляя к ним цветные мелки. Это соединение по-итальянски называлось пестом. Отсюда и возникло слово "пастель". Пастель в рисунке имеет как сильные так и слабые стороны. С одной стороны – чистота и созвучность ее цвета, простота техники исполнения, с другой – трудности сохранения рисунка, исполненного пастелью. Исходный материал для изготовления пастельных карандашей – пигмент, глина, мел, клей. Техника приготовления пастели очень проста – в фарфоровую ступку замешивают пигмент с водой до тестообразной массы, если пигмент не содержит глины, то его растирают с небольшим количеством мела, гипса. Хорошо размешав массу, формируют в стеклянных трубках и придают форму палочек. Освобожденные из форм палочки высушивают. Чем больше добавляют разбеливателя, тем светлее становится пастель.
Уголь. Простой уголь как рисовальный материал использовался художниками с глубокой древности. Не сложный по технике приготовления уголь обладает большим тональным диапазоном, удобен в работе, легко стирается. Уголь продается в художественных салонах, но его можно приготовить и самому. Взяв в пучок пучок березовых, ореховых или ивовых прутиков так обмазать их глиной и положить в печь, лучше всего на горящий уголь. Таким образом, уголь можно приготовить угольки различной толщины и формы, круглые и граненые. В ХIХ веке получили распространение жирный уголь (уголь, пропитанный растительным маслом) и прессованный уголь. Они несколько лучше держатся на бумаге, но также требует закрепления. Прессованный уголь чернее и жирнее древесного угля, приготавливается из угольного порошка наиболее черных сортов с применением связующего вещества растительного клея. Он поступает в продажу в виде круглых палочек или в виде карандаша в деревянной оправе, обычно трех номеров твердости.

Соус. Соус как материал рисунка появился в конце ХVIII в начале ХIХ века. Большим мастером этой техники был И.Н. Крамской. Соус применяли в своих рисунках А.К. Саврасов, И.Е. Репин и др. Как материал рисунка соус обладает многими замечательными качествами. Необычайно глубокий по тону, с приятной бархатистой поверхностью, соус отличается от многих других материалов широким тональным диапазоном. Соус приготовляется из порошка только перемолотых продуктов сгорания, в который добавляется слабый раствор растительного клея, затем соус прессуется и поступает в продажу в виде цилиндрических палочек, обернутых в оловянную бумагу. Соус очень мягкий и жирный материал, применяемый в сухом виде, сильно крошится и ломается, что не позволяет прибегать к штриховой технике. Сухой соус имеет плохое сцепление с поверхностью бумаги, легко стирается и осыпается.
Цветные восковые мелки изготавливаются из воска в виде небольших палочек, с добавлением красителей. Мелки легко ложатся на бумагу с шероховатой поверхностью, оставляют широкую линию, дают мягкие очертания.
Акварель – водяные краски. Акварель бывает твердая в плитках, полумягкая – в чашечках и мягкая – в тюбиках. Связующим веществом всех лучших акварельных красок служит растительный клей: гум-миарабик, декстрин, трагант и подовый клей (вишневый). Кроме того, добавляют мед, глицерин, сахар-леденец, воск, и некоторые смолы, преимущественно смолы-бальзамы. Назначение их состоит в том, чтобы по высыхании не давать легко разламываться красочному слою. В более дешевых сортах акварели, используемые не для живописи, в качестве связующего вещества используют столярный клей, рыбий клей и картофельную патоку. Красящий пигмент растирается очень мелко.

Основное свойство акварели – прозрачность красящего слоя, поэтому карандашный набросок контура должен быть легким, иногда карандаш будет виден сквозь краску и стирать карандашную линию уже нельзя, так как нарушится весь красочный слой акварели.

В дошкольных учреждениях чаще всего используют медовую акварель. Эти краски легко увлажняются водой, дают чистые яркие цвета. Бумага для акварели должна быть плотной, белой, с зернистой шероховатой на ощуп поверхностью (перед началом работы ее протирают влажным паралоном), а кисти – мягкими, чтобы набирать ими достаточное количество воды. Лучше всего использовать колонковые или беличьи кисти. Для тонирования необходимо иметь широкую плоскую кисть №12, для рисования – кисть№6-8, для прорисовки мелких деталей – кисть№2,3.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

\"Педагог дополнительного образования\" г. Сокол 2013 iconСоставила Никитина Галина Витальевна, педагог дополнительного образования
Педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории: Никитина Г. В
\"Педагог дополнительного образования\" г. Сокол 2013 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Руководители проекта: Стаина О. А., директор Центра «Галактика», Карсаков И. А., педагог дополнительного образования, руководитель...
\"Педагог дополнительного образования\" г. Сокол 2013 iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Художественная...
Щёкина Ольга Сергеевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
\"Педагог дополнительного образования\" г. Сокол 2013 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Педагог дополнительного образования гоу дод ко «Областной центр дополнительного образования детей им. Ю. А. Гагарина»
\"Педагог дополнительного образования\" г. Сокол 2013 iconКонспект По теме: Установка палатки. Размещение вещей в ней. Составил...
Муниципальное учреждение дополнительного образования Центр детско-юношеского туризма и экскурсий г. Брянска
\"Педагог дополнительного образования\" г. Сокол 2013 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Специальность: 050148 Педагогика дополнительного образования (специализация Педагог дополнительного образования в области социально-педагогической...
\"Педагог дополнительного образования\" г. Сокол 2013 iconМастер класс «работа голосового аппарата в пении» Педагог дополнительного...
Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Грязовецкого муниципального района Вологодской области
\"Педагог дополнительного образования\" г. Сокол 2013 iconОбразовательная программа «Следопыт» Возраст детей: 11-15 лет Срок...
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей
\"Педагог дополнительного образования\" г. Сокол 2013 iconМо «Новоспасский район» Ульяновская область Сетевой фестиваль экологического...
Работу Мерзлякова Оксана Викторовна, учитель физической культуры, педагог дополнительного образования гбоу дод одэц г. Ульяновск
\"Педагог дополнительного образования\" г. Сокол 2013 iconДаниленко Светлана Васильевна, педагог дополнительного образования...
Автор: Даниленко Светлана Васильевна, педагог дополнительного образования мобу дод цдодД «Радуга» г. Сочи
\"Педагог дополнительного образования\" г. Сокол 2013 iconДоклад «Развитие информационной и коммуникативной компетентности...
Марьясова Галина Александровна педагог дополнительного образования объединения «Психея»
\"Педагог дополнительного образования\" г. Сокол 2013 iconУчебное пособие для студентов педагогического колледжа по специальности...
Педагог дополнительного образования по вопросам истории изобразительного искусства. После каждой темы предлагаются вопросы и задания,...
\"Педагог дополнительного образования\" г. Сокол 2013 iconПрограмма рассмотрена на педагогическом совете, протокол №1 от 17....
Автор программы: Григорьева Татьяна Александровна, педагог дополнительного образования мбоу дод «Вожегодский районный ддт», высшая...
\"Педагог дополнительного образования\" г. Сокол 2013 iconОбщие сведения об Интернет. История создания Интернета (1969г.)....
Карпова В. А., педагог дополнительного образования, Стрежевской Центр дополнительного образования
\"Педагог дополнительного образования\" г. Сокол 2013 iconУправление образования администрации мо го «Воркута»
Научный Кайгородцева Наталия Александровна, педагог дополнительного образования
\"Педагог дополнительного образования\" г. Сокол 2013 iconУтверждена
Автор программы: педагог дополнительного образования, Савинкова Марина Дмитриевна


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск