Скачать 1.43 Mb.
|
Муниципальное казенное образовательное учреждениедополнительного образования детей Куртамышского района«Дом детского творчества»Рассмотрено «Утверждаю» на методическом совете Директор ДДТ __________Т.И. Колобова "_____" __________2012 г. "_____"_____________2012 г. Составила Никитина Галина Витальевна,педагог дополнительного образованиявысшей квалификационной категории г. Куртамыш Посмотри, мой юный друг, Что находится вокруг: Небо светло – голубое, Солнце светит золотое. Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса, Человек и время года – Это все вокруг природа. Все, что нужно, год от года Нам дает сама природа, И поэтому все мы Жить не можем без воды, Без растений и животных, Без красивых гор высоких, Без лесов, полей и рек Жить не может человек. Так давайте сбережем Наш земной природный дом! Паспорт программы
РЕЦЕНЗИЯ на программу дополнительного образования «Наш дом - природа» Педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории: Никитина Г.В. Творческое развитие детей и формирование у них исследовательских компетенций, активной жизненной позиции зависят от социальных и в первую очередь образовательных условий. Решение этих задач обеспечивает нормализацию развития детей, восстановление нарушенных связей с окружающей их средой (социальной, природной и др.). Программа «Наш дом - природа» (далее «Программа»), относится к программам эколого-биологической направленности и соответствует потребностям дополнительного образования детей. Цель Программы: формирование экологической культуры обучающихся. Программа разработана с учётом индивидуальных и возрастных особенностей развития детей 7 – 12-тилетнего школьного возраста. Каждое занятие имеет логическую взаимосвязь с другими темами Программы. В Программу включены мероприятия посвященные охране природы. Ценностью Программы является обращение к отеческому наследию, воспитанию патриотизма, гордости за родную землю, свою семью, что очень важно для становления личности ребёнка. Фенологические посезонные наблюдения, экскурсии, работа в уголке живой природы помогают детям постичь систему взаимоотношений человека с природой. Разные формы деятельности ребёнка: наблюдение, рисование, аппликация, песня, чтение стихов, различные конкурсы, художественно-ручной и общественно-полезный труд, дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные игры, элементы театральной педагогики, физминутки - способствуют развитию зрительного восприятия, наглядно-образного и пространственного мышления, речи, эмоциональной сферы и личности в целом. При составлении Программы учитывалась связь воспитательных мероприятий с учебно-образовательным материалом, доступность и посильность выполнения детьми заданий, преемственность, включение обучающихся в посильный общественно-полезный и природоохранительный труд. Содержание Программы позволяет решать поставленные задачи. Следует подчеркнуть, что из текста Программы просматривается большой опыт работы автора в эколого-биологическом направлении. Программа может быть рекомендована для использования в качестве Программы дополнительного образования педагогам, воспитателям образовательных учреждений разных видов и типов. Завуч МКОУ ДОД Куртамышского района «Дом детского творчества» _________________ /И.В.Максимова/ Пояснительная записка Образование и воспитание обучающихся в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с детьми. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у обучающихся, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания. Научная организация процесса экологического воспитания требует четкого определения всех его звеньев, выявления связей и зависимостей. Актуальность программы экологического воспитания. В век новых технологий человек перестаёт ощущать себя частью природы, действует как её хозяин и преобразователь, что ведёт к формированию утилитарного подхода к окружающей среде, что в свою очередь ведёт к её загрязнению. Именно поэтому столь важно формирование экологической культуры подрастающего поколения. При этом под экологической культурой понимается качество личности, включающее в себя следующие компоненты: - интерес к природе; - знания о природе, взаимосвязях в природе, воздействии человека на природу; - чувства эстетические и нравственные; - позитивная деятельность и поведение в природе; - мотивы деятельности в природе /гуманистические, познавательные, эстетические, санитарно-гигиенические, утилитарные и др./. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимая необходимости реализации принципов устойчивого развития. Природа и человек… Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью. В наше время отношения человека и природы претерпели изменения. Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, т.к. Земля – наш общий дом. Их решение, в первую очередь, зависит от уровня сознания людей, поскольку именно человек несёт ответственность за все живое на Земле. Формирование у детей культуры сознания, культуры мышления, экологической совести является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования. Для выполнения этой задачи необходимо дать детям определенные знания о природе, о взаимосвязях с ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому. Любовь к матери, к родному дому зарождается в детстве. И на занятиях кружка расширяется понятие дома, воспитанники осознают себя частичкой огромного мира, учатся правильно вести себя в этом мире, быть с ним в гармонии, жить в созвучии с природой, беречь и умножать прекрасное на Земле, воспринимать мир не столько, как склад природных ресурсов, сколько, как дом. Жить в доме – значит заботиться о его нуждах, помнить о сопряженном с ним добре, брать на себя обязательства перед миром все это находит отражение в данной программе. Таким образом, в области экологического воспитания ставятся следующие цели и задачи. Цель: формирование экологической культуры обучающихся. Задачи: обучающие (что ребенок узнает, в чём разберётся, какие представления получит, чем овладеет, чему научится и т.д.):
воспитывающие (какие ценностные ориентации, отношения, личностные качества будут сформированы):
развивающие (какие способности, творческие возможности будут реализованы, получат развитие):
развитие знаний норм поведения по отношению к природе. Выбранные цель и задачи соответствуют требованиям к содержанию программы дополнительного образования детей: программа расширяет и углубляет школьные знания в области экологии, природоведения и биологии, позволяет удовлетворить и развить естественный интерес детей к природе. В процессе занятий особое внимание уделяется содержанию птиц и животных живого уголка, выращиванию комнатных растений. На каждом занятии отводится время для ухода за обитателями живого уголка, непосредственного общения с ними. А также предусматривается активное и посильное участие кружковцев в охране птиц, помощи животным, попавшим в беду, пополнением зеленых насаждений. В основу содержания программы положены практические работы, тематика которых составлена по периодам, в соответствии с сезонностью выполнения работ. Работа по уходу за животными и растениями проводятся систематически, независимо от изучаемой темы. Особенности организации образовательного процесса Обучающиеся приобретают навыки позитивного общения через образовательную среду. При реализации программы используются современные образовательные технологии:
а) Наблюдение – как метод научного познания окружающего мира. Особенности, методы и приборы для организации наблюдения. Что такое дневник наблюдений? б) Эксперимент – как метод научного познания. Этапы проведения эксперимента. Оборудование для проведения эксперимента. Отчёт об эксперименте. в) Исследовательская деятельность. Объект исследования, цель и задачи, план, результат. г) Исследование разнообразных «следов» человеческой деятельности в окружающей среде. Дорога. Посев. Вырубка. Строительные сооружения. Лесопосадка. Замусоривание. Вытаптывание. Занятия по программе «Наш дом – природа» носят развивающий характер, формируют поисково-исследовательские и коммуникативные умения обучающихся. Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер. Проектно-исследовательская деятельность имеет отличительные особенности:
Программа рассчитана на 3 года обучения. Теоретическая основа даётся в связи с практической деятельностью. Отдельные темы занятий всех трёх годов обучения сходны по названию и содержанию и рассчитаны на последовательное углубление и расширение знаний, умений и навыков. Тема бережного отношения к природе проходит красной нитью во всех занятиях. Их проведение в игровой форме, включение подвижных игр, применение лепки, рисования, природного поделочного материала повышают интерес к работе кружка. Экскурсии в природу – одна из форм кружковых занятий. Экскурсии, исследовательская и проектная деятельность дают возможность углубить интерес обучающихся, кружковцы накапливают конкретные знания о разнообразии растительного мира, об условиях обитания отдельных видов растений и животных. Кроме того, помогают формировать дружбу, личную ответственность за общее дело. В программе участвуют группы, индивидуальные участники, познающие и улучшающие окружающий мир и природное наследие. Программа построена на теоретическом изучении природы и экологии как науки и практической деятельности по уходу за обитателями живого уголка, домашними животными, заботливого отношение к комнатным растениям и к миру природы в целом. В ходе реализации программы воспитанники кружка «Флора и фауна» овладевают определённым набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать проблемы экологии нашего региона и страны в целом, познакомиться с разнообразием животного и растительного мира, причинами нарушений экологического равновесия. В практической части программы дети знакомятся с теми видами деятельности человека, которые не приносят вреда природе, а также вносят свой посильный вклад в сохранение природы. В рамках данной программы дети приобщаются к здоровому образу жизни через активные формы экологического воспитания: общение с животными и птицами, экологические игры на местности, экскурсии и др. Направления работы:
Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) через такие формы работы как эколого-познавательные экскурсии, экологические игры, сказки и рассказы, ролевые игры. Познавательно-исследовательская часть программы (формы работы):
Природоохранная практическая часть программы (формы работы): а) Участие в работах по уходу за культурными растениями на участке, комнатными растениями в кабинетах ОУ, за животными в живом уголке - аквариумные рыбки - ухаживание за рыбками и подкормка их); - птицы (попугаи и канарейки) (правила ухаживания и подкормка их); - животные (правила ухаживания и их подкормка); - первоцветы (каждую весну выпуск листовок под названием «Внимание, первоцветы!», проект «Первоцветы»); б) Работа по озеленению территории Дома детского творчества (пересаживание комнатных растений и озеленение двора); в) Участие в работе по очистке территории Дома детского творчества. г) Составление рекомендаций по предотвращению загрязнения воздуха, воды, почвы нашего края. д) Участие в подкормке птиц в зимнее время, изготовление искусственных гнезд - кормушки и скворечники (это старая и хорошо известная форма работы, а потому и не стоит от неё отказываться); е) Экскурсии в городской парк. ж) Экологическая тропа. з) КТД и экологические игры (через игру дети быстрее получают необходимые знания и умения); - День Земли (этот день проводится ежегодно 22 апреля во всём мире. Все дела направлены на благоустройство нашей планеты: озеленение, уборка мусора…) и т.д. Данная программа рассчитана на работу с детьми младшего и среднего школьного возраста. Время обучения – 3 года. Первый год предполагает ознакомительное обучение по темам программы. Второй год является более углубленным вариантом первого. Третий год обучения предполагает творческие работы обучающихся и исследовательская работа. Режим и место проведения занятий В группу первого года обучения принимаются все поступающие. Специального отбора не производится. В группы второго и третьего года могут поступать обучающиеся 10-13 лет после специального опроса при наличии определенного уровня общего развития и интереса. Недостающие знания и умения восполняются индивидуально. Программа рассчитана на 144 часа (по 2 часа 2 дня в неделю) – первый год обучения, 216 часов (по 3 часа 2 раза в неделю) – второй год обучения и 288 часов (по 3(2) часа 3 раза дня в неделю) – третий год обучения. Предполагаемый состав группы: 1 год обучения: 12 – 15 человек 2 год обучения: 10 – 12 человек 3 год обучения: 8 - 10 человек Условия (механизм) реализации программы Координацию деятельности по реализации Программы «Наш дом - природа» осуществляет образовательное учреждение. В состав входят участники образовательного процесса, заинтересованные в организации и совершенствовании деятельности по экологическому воспитанию. Детский кружок определяет содержание конкретных мероприятий по реализации Программы, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе. Педагог, в зависимости от интересов обучающихся, местных условий может вносить в программу изменения, сокращать или увеличивать материал по отдельным темам, включать дополнительные теоретические и практические работы. Основными исполнителями мероприятий Программы являются обучающиеся, посещающие экологические кружки, педагоги. Занятия проводятся в кабинете, который имеет нормативное освещение, отвечает санитарно-гигиеническим нормам и нормам противопожарной безопасности. В кабинете имеются шкафы для хранения необходимых инструментов, инвентаря, материалов, необходимых для работы педагога и детей. Для проведения занятий имеются наглядные пособия, методическая и художественная литература. Созданию творческой обстановки способствует эстетическое оформление кабинета. В кабинете создан живой уголок. Программа опирается на следующие принципы: Принципы организации экологического воспитания 1. Процесс формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания, актуальным ее направлением. 2. Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем. 3. В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению. 4. Процесс формирования экологической культуры обучающихся опирается на принципы систематичности, непрерывности, и междисциплинарности в содержании и организации экологического образования. Принцип системности Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом. Принцип гуманизации Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей. Принцип опоры Учёт интересов и потребностей обучающихся; опора на них. Принцип совместной деятельности детей и взрослых Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении. Принцип обратной связи Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с обучающимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу. Принцип успешности И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение. Принцип стимулирования Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие. Режим занятий Занятия проводятся для 1 и 2 года обучения 2 раза в неделю по 3 часа – 6 часов в неделю; для 3 года обучения 3 раза в неделю по 2 (3) часа – 8 часов в неделю. Прогнозируемые результаты: Обучающиеся 1-го года обучения: Должны знать:
Должны уметь:
Обучающиеся 2-го года обучения Должны знать:
Должны уметь:
Обучающиеся 3-го года обучения Должны знать:
Должны уметь:
В результате занятий по программе обучающиеся овладеют универсальными учебными действиями:
|
Образовательная программа «Следопыт» Возраст детей: 11-15 лет Срок... Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей | Доклад «Развитие информационной и коммуникативной компетентности... Марьясова Галина Александровна педагог дополнительного образования объединения «Психея» | ||
Урок-лекция с компьютерной поддержкой. Тема: "Освоение космоса" Викторова Галина Ивановна, педагог дополнительного образования, учитель физики гоу сош №281 г. Москвы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект составила: Гончаренко Наталья Юрьевна,педагог дополнительного образования гбоу дод «Дом творчества детей и молодежи» Колпинского... | ||
Программа «Ритмика и танец» Срок реализация 1 год Программу составила... При составлении рабочей программы автор использовал образовательную программу дополнительного образования детей "Гармония" (ритмика... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Руководители проекта: Стаина О. А., директор Центра «Галактика», Карсаков И. А., педагог дополнительного образования, руководитель... | ||
Гибадулина Галина Витальевна «Создание макросов в презентации ms power Point», «Элементы управления», «Свойства объектов» | Образовательная программа дополнительного образования детей «Художественная... Щёкина Ольга Сергеевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Педагог дополнительного образования гоу дод ко «Областной центр дополнительного образования детей им. Ю. А. Гагарина» | Конспект По теме: Установка палатки. Размещение вещей в ней. Составил... Муниципальное учреждение дополнительного образования Центр детско-юношеского туризма и экскурсий г. Брянска | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Специальность: 050148 Педагогика дополнительного образования (специализация Педагог дополнительного образования в области социально-педагогической... | Мастер класс «работа голосового аппарата в пении» Педагог дополнительного... Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Грязовецкого муниципального района Вологодской области | ||
Даниленко Светлана Васильевна, педагог дополнительного образования... Автор: Даниленко Светлана Васильевна, педагог дополнительного образования мобу дод цдодД «Радуга» г. Сочи | Учебное пособие для студентов педагогического колледжа по специальности... Педагог дополнительного образования по вопросам истории изобразительного искусства. После каждой темы предлагаются вопросы и задания,... | ||
Согласовано Кашкарова Галина Александровна – начальник отдела воспитания и дополнительного образования управления образования администрации | Общие сведения об Интернет. История создания Интернета (1969г.).... Карпова В. А., педагог дополнительного образования, Стрежевской Центр дополнительного образования |