Составила Никитина Галина Витальевна, педагог дополнительного образования





НазваниеСоставила Никитина Галина Витальевна, педагог дополнительного образования
страница1/11
Дата публикации03.03.2015
Размер1.43 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей Куртамышского района

«Дом детского творчества»



Рассмотрено «Утверждаю»

на методическом совете Директор ДДТ __________Т.И. Колобова

"_____" __________2012 г. "_____"_____________2012 г.






Составила Никитина Галина Витальевна,

педагог дополнительного образования


высшей квалификационной категории




г. Куртамыш

Посмотри, мой юный друг,

Что находится вокруг:

Небо светло – голубое,

Солнце светит золотое.

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года –

Это все вокруг природа.

Все, что нужно, год от года

Нам дает сама природа,

И поэтому все мы

Жить не можем без воды,

Без растений и животных,

Без красивых

гор высоких,

Без лесов, полей и рек

Жить не может человек.

Так давайте сбережем

Наш земной природный дом!

Паспорт программы



Наименование программы

«Наш дом – природа»


Детское объединение

Кружок «Флора и фауна»


Направленность программы

Эколого-биологическая


Область деятельности

Естествознание


Тип образовательной программы

Адаптированная

Срок обучения

3 года


Возраст обучающихся

8 – 13 лет


Уровни освоения

Базовый


Цель программы

Формирование экологической

культуры обучающихся


Методы

освоения содержания программы

Проектно-исследовательский,

творческий, поисковый, практический

Форма

организации деятельности обучающихся

Коллективная,

дифференцированная


С какого года реализуется


2010 год




РЕЦЕНЗИЯ

на программу дополнительного образования «Наш дом - природа»

Педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории: Никитина Г.В.

Творческое развитие детей и формирование у них исследовательских компетенций, активной жизненной позиции зависят от социальных и в первую очередь образовательных условий.

Решение этих задач обеспечивает нормализацию развития детей, восстановление нарушенных связей с окружающей их средой (социальной, природной и др.).

Программа «Наш дом - природа» (далее «Программа»), относится к программам эколого-биологической направленности и соответствует потребностям дополнительного образования детей.

Цель Программы: формирование экологической культуры обучающихся.

Программа разработана с учётом индивидуальных и возрастных особенностей развития детей 7 – 12-тилетнего школьного возраста.

Каждое занятие имеет логическую взаимосвязь с другими темами Программы.

В Программу включены мероприятия посвященные охране природы. Ценностью Программы является обращение к отеческому наследию, воспитанию патриотизма, гордости за родную землю, свою семью, что очень важно для становления личности ребёнка.

Фенологические посезонные наблюдения, экскурсии, работа в уголке живой природы помогают детям постичь систему взаимоотношений человека с природой.

Разные формы деятельности ребёнка: наблюдение, рисование, аппликация, песня, чтение стихов, различные конкурсы, художественно-ручной и общественно-полезный труд, дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные игры, элементы театральной педагогики, физминутки - способствуют развитию зрительного восприятия, наглядно-образного и пространственного мышления, речи, эмоциональной сферы и личности в целом.

При составлении Программы учитывалась связь воспитательных мероприятий с учебно-образовательным материалом, доступность и посильность выполнения детьми заданий, преемственность, включение обучающихся в посильный общественно-полезный и природоохранительный труд.

Содержание Программы позволяет решать поставленные задачи.

Следует подчеркнуть, что из текста Программы просматривается большой опыт работы автора в эколого-биологическом направлении. Программа может быть рекомендована для использования в качестве Программы дополнительного образования педагогам, воспитателям образовательных учреждений разных видов и типов.

Завуч МКОУ ДОД Куртамышского района «Дом детского творчества» _________________ /И.В.Максимова/

Пояснительная записка
Образование и воспитание обучающихся в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с детьми. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у обучающихся, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания. Научная организация процесса экологического воспитания требует четкого определения всех его звеньев, выявления связей и зависимостей.

Актуальность программы экологического воспитания.

В век новых технологий человек перестаёт ощущать себя частью природы, действует как её хозяин и преобразователь, что ведёт к формированию утилитарного подхода к окружающей среде, что в свою очередь ведёт к её загрязнению. Именно поэтому столь важно формирование экологической культуры подрастающего поколения.

При этом под экологической культурой понимается качество личности, включающее в себя следующие компоненты:

- интерес к природе;

- знания о природе, взаимосвязях в природе, воздействии человека на природу;

- чувства эстетические и нравственные;

- позитивная деятельность и поведение в природе;

- мотивы деятельности в природе /гуманистические, познавательные, эстетические, санитарно-гигиенические, утилитарные и др./.

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимая необходимости реализации принципов устойчивого развития.

Природа и человек… Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью. В наше время отношения человека и природы претерпели изменения. Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, т.к. Земля – наш общий дом. Их решение, в первую очередь, зависит от уровня сознания людей, поскольку именно человек несёт ответственность за все живое на Земле.

Формирование у детей культуры сознания, культуры мышления, экологической совести является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования. Для выполнения этой задачи необходимо дать детям определенные знания о природе, о взаимосвязях с ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому.

Любовь к матери, к родному дому зарождается в детстве. И на занятиях кружка расширяется понятие дома, воспитанники осознают себя частичкой огромного мира, учатся правильно вести себя в этом мире, быть с ним в гармонии, жить в созвучии с природой, беречь и умножать прекрасное на Земле, воспринимать мир не столько, как склад природных ресурсов, сколько, как дом. Жить в доме – значит заботиться о его нуждах, помнить о сопряженном с ним добре, брать на себя обязательства перед миром все это находит отражение в данной программе.
Таким образом, в области экологического воспитания ставятся следующие цели и задачи.

Цель: формирование экологической культуры обучающихся.

Задачи:

обучающие (что ребенок узнает, в чём разберётся, какие представления получит, чем овладеет, чему научится и т.д.):

  • реализация познавательных и других интересов и потребностей ребёнка через изучение природы своей малой и большой Родины средствами кружковой работы «Флора и фауна»;

  • модификация традиционных и разработка новых форм реализации исследовательских и познавательных интересов детей в игре, учебе, делах, общении;

  • включение детей и подростков в экологическое движение, экологически ориентированную деятельность;

  • ознакомление обучающихся с путями улучшения экологического состояния окружающей среды;

  • усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и природы на человека;

  • выработка умений предвидеть возможные последствия своей деятельности в природе;

  • формирование понятия о взаимосвязях в природе;

воспитывающие (какие ценностные ориентации, отношения, личностные качества будут сформированы):

  • воспитание гуманного отношения к обитателям живого уголка, домашним животным, заботливого отношение к комнатным растениям и к миру природы в целом, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ней;

  • понимание многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества;

  • формирование нравственной экологической позиции личности;

  • формирование стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения действия людей, наносящих вред природе;

развивающие (какие способности, творческие возможности будут реализованы, получат развитие):

  • организация и претворение в жизнь посильного социально значимых дел, акций, ролевых игр по сохранению и приумножению природного наследия;

  • овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования, развитие способности оценить состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;

  • развитие духовной потребности в общении с природой, осознание её облагораживающего воздействия, стремление к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера;

  • развитие у детей и подростков личного экологически ориентированного опыта по взаимодействию с окружающим миром;

развитие знаний норм поведения по отношению к природе.
Выбранные цель и задачи соответствуют требованиям к содержанию программы дополнительного образования детей: программа расширяет и углубляет школьные знания в области экологии, природоведения и биологии, позволяет удовлетворить и развить естественный интерес детей к природе. В процессе занятий особое внимание уделяется содержанию птиц и животных живого уголка, выращиванию комнатных растений. На каждом занятии отводится время для ухода за обитателями живого уголка, непосредственного общения с ними. А также предусматривается активное и посильное участие кружковцев в охране птиц, помощи животным, попавшим в беду, пополнением зеленых насаждений.

В основу содержания программы положены практические работы, тематика которых составлена по периодам, в соответствии с сезонностью выполнения работ.

Работа по уходу за животными и растениями проводятся систематически, независимо от изучаемой темы.

Особенности организации образовательного процесса

Обучающиеся приобретают навыки позитивного общения через образовательную среду.

При реализации программы используются современные образовательные технологии:

  • Технология развивающего обучения: личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская).

  • Природосообразная технология: технология саморазвития (М. Монтессори).

  • Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся: игровые технологии, проблемное обучение.

  • Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.

  • Проектная технология и технология исследования.

а) Наблюдение – как метод научного познания окружающего мира. Особенности, методы и приборы для организации наблюдения. Что такое дневник наблюдений?

б) Эксперимент – как метод научного познания. Этапы проведения эксперимента. Оборудование для проведения эксперимента. Отчёт об эксперименте.

в) Исследовательская деятельность. Объект исследования, цель и задачи, план, результат.

г) Исследование разнообразных «следов» человеческой деятельности в окружающей среде. Дорога. Посев. Вырубка. Строительные сооружения. Лесопосадка. Замусоривание. Вытаптывание.

Занятия по программе «Наш дом – природа» носят развивающий характер, формируют поисково-исследовательские и коммуникативные умения обучающихся.

Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Проектно-исследовательская деятельность имеет отличительные особенности:

  • имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;

  • в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями обучающихся;

  • проектная деятельность осуществляется в образовательном учреждении, дома, не требуя от обучающихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности обучающихся;

  • проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;

  • проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;

  • в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и образовательного учреждения;

  • реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.


Программа рассчитана на 3 года обучения. Теоретическая основа даётся в связи с практической деятельностью. Отдельные темы занятий всех трёх годов обучения сходны по названию и содержанию и рассчитаны на последовательное углубление и расширение знаний, умений и навыков.

Тема бережного отношения к природе проходит красной нитью во всех занятиях. Их проведение в игровой форме, включение подвижных игр, применение лепки, рисования, природного поделочного материала повышают интерес к работе кружка. Экскурсии в природу – одна из форм кружковых занятий. Экскурсии, исследовательская и проектная деятельность дают возможность углубить интерес обучающихся, кружковцы накапливают конкретные знания о разнообразии растительного мира, об условиях обитания отдельных видов растений и животных. Кроме того, помогают формировать дружбу, личную ответственность за общее дело.

В программе участвуют группы, индивидуальные участники, познающие и улучшающие окружающий мир и природное наследие.

Программа построена на теоретическом изучении природы и экологии как науки и практической деятельности по уходу за обитателями живого уголка, домашними животными, заботливого отношение к комнатным растениям и к миру природы в целом.

В ходе реализации программы воспитанники кружка «Флора и фауна» овладевают определённым набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать проблемы экологии нашего региона и страны в целом, познакомиться с разнообразием животного и растительного мира, причинами нарушений экологического равновесия.

В практической части программы дети знакомятся с теми видами деятельности человека, которые не приносят вреда природе, а также вносят свой посильный вклад в сохранение природы.

В рамках данной программы дети приобщаются к здоровому образу жизни через активные формы экологического воспитания: общение с животными и птицами, экологические игры на местности, экскурсии и др.

Направления работы:

  1. Познавательное.

  2. Природоохранное.

  3. Здоровьесберегающее.

Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) через такие формы работы как эколого-познавательные экскурсии, экологические игры, сказки и рассказы, ролевые игры.

Познавательно-исследовательская часть программы (формы работы):

  • конкурсы экологических плакатов и рисунков «Мир заповедной природы»;

  • посещение краеведческого музея;

  • фотовыставки;

  • беседы, викторины;

  • познавательные экологические игры.

  • наблюдение – как метод научного познания окружающего мира. Особенности, методы и приборы для организации наблюдения. Что такое дневник наблюдений?

  • эксперимент – как метод научного познания. Этапы проведения эксперимента. Оборудование для проведения эксперимента. Отчёт об эксперименте.

  • исследовательская деятельность. Объект исследования, цель и задачи, план, результат.

  • исследование разнообразных «следов» человеческой деятельности в окружающей среде. Дорога. Посев. Вырубка. Строительные сооружения. Лесопосадка. Замусоривание. Вытаптывание.

Природоохранная практическая часть программы (формы работы):

а) Участие в работах по уходу за культурными растениями на участке, комнатными растениями в кабинетах ОУ, за животными в живом уголке

- аквариумные рыбки - ухаживание за рыбками и подкормка их);

- птицы (попугаи и канарейки) (правила ухаживания и подкормка их);

- животные (правила ухаживания и их подкормка);

- первоцветы (каждую весну выпуск листовок под названием «Внимание, первоцветы!», проект «Первоцветы»);

б) Работа по озеленению территории Дома детского творчества (пересаживание комнатных растений и озеленение двора);

в) Участие в работе по очистке территории Дома детского творчества.

г) Составление рекомендаций по предотвращению загрязнения воздуха, воды, почвы нашего края.

д) Участие в подкормке птиц в зимнее время, изготовление искусственных гнезд

- кормушки и скворечники (это старая и хорошо известная форма работы, а потому и не стоит от неё отказываться);

е) Экскурсии в городской парк.

ж) Экологическая тропа.

з) КТД и экологические игры (через игру дети быстрее получают необходимые знания и умения);

- День Земли (этот день проводится ежегодно 22 апреля во всём мире. Все дела направлены на благоустройство нашей планеты: озеленение, уборка мусора…) и т.д.

Данная программа рассчитана на работу с детьми младшего и среднего школьного возраста.

Время обучения – 3 года.

Первый год предполагает ознакомительное обучение по темам программы.

Второй год является более углубленным вариантом первого.

Третий год обучения предполагает творческие работы обучающихся и исследовательская работа.
Режим и место проведения занятий

В группу первого года обучения принимаются все поступающие. Специального отбора не производится. В группы второго и третьего года могут поступать обучающиеся 10-13 лет после специального опроса при наличии определенного уровня общего развития и интереса. Недостающие знания и умения восполняются индивидуально.

Программа рассчитана на 144 часа (по 2 часа 2 дня в неделю) – первый год обучения, 216 часов (по 3 часа 2 раза в неделю) – второй год обучения и 288 часов (по 3(2) часа 3 раза дня в неделю) – третий год обучения.

Предполагаемый состав группы:

1 год обучения: 12 – 15 человек

2 год обучения: 10 – 12 человек

3 год обучения: 8 - 10 человек
Условия (механизм) реализации программы

Координацию деятельности по реализации Программы «Наш дом - природа» осуществляет образовательное учреждение. В состав входят участники образовательного процесса, заинтересованные в организации и совершенствовании деятельности по экологическому воспитанию. Детский кружок определяет содержание конкретных мероприятий по реализации Программы, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе.

Педагог, в зависимости от интересов обучающихся, местных условий может вносить в программу изменения, сокращать или увеличивать материал по отдельным темам, включать дополнительные теоретические и практические работы.

Основными исполнителями мероприятий Программы являются обучающиеся, посещающие экологические кружки, педагоги.

Занятия проводятся в кабинете, который имеет нормативное освещение, отвечает санитарно-гигиеническим нормам и нормам противопожарной безопасности. В кабинете имеются шкафы для хранения необходимых инструментов, инвентаря, материалов, необходимых для работы педагога и детей. Для проведения занятий имеются наглядные пособия, методическая и художественная литература. Созданию творческой обстановки способствует эстетическое оформление кабинета. В кабинете создан живой уголок.
Программа опирается на следующие принципы:
Принципы организации экологического воспитания

1. Процесс формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания, актуальным ее направлением.

2. Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем.

3. В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению.

4. Процесс формирования экологической культуры обучающихся опирается на принципы систематичности, непрерывности, и междисциплинарности в содержании и организации экологического образования.
Принцип системности

Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Принцип гуманизации

Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

Принцип опоры

Учёт интересов и потребностей обучающихся; опора на них.

Принцип совместной деятельности детей и взрослых

Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.

Принцип обратной связи

Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с обучающимися необ­ходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

Принцип успешности

И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успеш­ным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

Принцип стимулирования

Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.
Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие.
Режим занятий

Занятия проводятся для 1 и 2 года обучения 2 раза в неделю по 3 часа – 6 часов в неделю; для 3 года обучения 3 раза в неделю по 2 (3) часа – 8 часов в неделю.

Прогнозируемые результаты:
Обучающиеся 1-го года обучения:

Должны знать:

  • Сезонные изменения в живой и неживой природе

  • Деревья и кустарники нашего края

  • Перелетных и зимующих птиц

  • Диких и домашних животных

  • Насекомых взятых под охрану

Должны уметь:

  • Ухаживать за комнатными растениями

  • Ухаживать за животными уголка живой природы, домашними животными

  • Распознавать деревья и кустарники

  • Изготовить модель кормушки и подкармливать птиц зимой.


Обучающиеся 2-го года обучения

Должны знать:

  • Условия содержания животных уголка живой природы

  • Редкие и исчезающие растения и животные Курганской области

  • Способы размножения комнатных растений

  • Целебные свойства лекарственных и комнатных растений

  • Роль овощей в жизни человека

  • Правила поведения в природе

Должны уметь:

  • Кормить и ухаживать за животными и птицами уголка живой природы

  • Размножать комнатные растения

  • Подготовить почву для посадки комнатных растений

  • Пересаживать и переваливать комнатные растения

  • Подготовить семена к посеву

  • Следовать закону «Не навреди»


Обучающиеся 3-го года обучения

Должны знать:

  • Разнообразные формы и методики поиска новых знаний

  • Условия содержания животных уголка живой природы

  • Редкие и исчезающие растения и животные Курганской области

  • Правила поведения в природе

Должны уметь:

  • Применять практические умения, организаторские способности в реализации исследовательских и познавательных интересов в игре, учебе, делах, общении

  • Расширять свой кругозор, обогащать себя знаниями и опытом общения с природой, с путями улучшения экологического состояния окружающей среды

  • Изучать богатства природного наследия и организовать посильные социально значимые дела, акции, ролевые игры по сохранению и приумножению природного наследия

  • Проводить наблюдения, опыты, эксперименты, исследования, делать обобщения и выводы для самоопределения и профориентации.

  • Приобретать необходимую физическую и моральную закалку, выносливость и правила поведения в природе, правила экологической культуры, проводить взаимосвязи в природе

  • Любить свою малую и большую Родину, включаться в экологические движения

  • Следовать закону «Не навреди»


В результате занятий по программе обучающиеся овладеют универсальными учебными действиями:

Личностные

УУД

Регулятивные

УУД

Познавательные

УУД

Коммуникативные

УУД

    1. Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны.

    2. Различать основные нравственно-этические понятия.

    3. Оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.).

  1. Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

  2. Оценивать собственную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

  3. Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

  4. Оценивать собственную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Определять цель учебной деятельности с помощью педагога и самостоятельно.

3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством педагога.

4. Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия.

5. Осуществлять само- и взаимопроверку работ.

6. Корректировать выполнение задания.

7. Оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чём сложность выполнения.


1. Ориентироваться в учебных пособиях (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

2. Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в справочниках, словарях, таблицах, помещенных в учебных пособиях.

3. Ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебных пособиях.

4. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

6. Наблюдать и самостоятельно делать простые выводы.

7. Выполнять задания по аналогии.

1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения

2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятое).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.

5. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

6. Выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

7. Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

8.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Составила Никитина Галина Витальевна, педагог дополнительного образования iconОбразовательная программа «Следопыт» Возраст детей: 11-15 лет Срок...
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей
Составила Никитина Галина Витальевна, педагог дополнительного образования iconДоклад «Развитие информационной и коммуникативной компетентности...
Марьясова Галина Александровна педагог дополнительного образования объединения «Психея»
Составила Никитина Галина Витальевна, педагог дополнительного образования iconУрок-лекция с компьютерной поддержкой. Тема: "Освоение космоса"
Викторова Галина Ивановна, педагог дополнительного образования, учитель физики гоу сош №281 г. Москвы
Составила Никитина Галина Витальевна, педагог дополнительного образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект составила: Гончаренко Наталья Юрьевна,педагог дополнительного образования гбоу дод «Дом творчества детей и молодежи» Колпинского...
Составила Никитина Галина Витальевна, педагог дополнительного образования iconПрограмма «Ритмика и танец» Срок реализация 1 год Программу составила...
При составлении рабочей программы автор использовал образовательную программу дополнительного образования детей "Гармония" (ритмика...
Составила Никитина Галина Витальевна, педагог дополнительного образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Руководители проекта: Стаина О. А., директор Центра «Галактика», Карсаков И. А., педагог дополнительного образования, руководитель...
Составила Никитина Галина Витальевна, педагог дополнительного образования iconГибадулина Галина Витальевна
«Создание макросов в презентации ms power Point», «Элементы управления», «Свойства объектов»
Составила Никитина Галина Витальевна, педагог дополнительного образования iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Художественная...
Щёкина Ольга Сергеевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
Составила Никитина Галина Витальевна, педагог дополнительного образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Педагог дополнительного образования гоу дод ко «Областной центр дополнительного образования детей им. Ю. А. Гагарина»
Составила Никитина Галина Витальевна, педагог дополнительного образования iconКонспект По теме: Установка палатки. Размещение вещей в ней. Составил...
Муниципальное учреждение дополнительного образования Центр детско-юношеского туризма и экскурсий г. Брянска
Составила Никитина Галина Витальевна, педагог дополнительного образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Специальность: 050148 Педагогика дополнительного образования (специализация Педагог дополнительного образования в области социально-педагогической...
Составила Никитина Галина Витальевна, педагог дополнительного образования iconМастер класс «работа голосового аппарата в пении» Педагог дополнительного...
Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Грязовецкого муниципального района Вологодской области
Составила Никитина Галина Витальевна, педагог дополнительного образования iconДаниленко Светлана Васильевна, педагог дополнительного образования...
Автор: Даниленко Светлана Васильевна, педагог дополнительного образования мобу дод цдодД «Радуга» г. Сочи
Составила Никитина Галина Витальевна, педагог дополнительного образования iconУчебное пособие для студентов педагогического колледжа по специальности...
Педагог дополнительного образования по вопросам истории изобразительного искусства. После каждой темы предлагаются вопросы и задания,...
Составила Никитина Галина Витальевна, педагог дополнительного образования iconСогласовано
Кашкарова Галина Александровна – начальник отдела воспитания и дополнительного образования управления образования администрации
Составила Никитина Галина Витальевна, педагог дополнительного образования iconОбщие сведения об Интернет. История создания Интернета (1969г.)....
Карпова В. А., педагог дополнительного образования, Стрежевской Центр дополнительного образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск