Скачать 0.77 Mb.
|
Бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Вологодской области «Сокольский педагогический колледж» Учебное пособие для студентов педагогического колледжа по специальности "Педагогика дополнительного образования" г. Сокол 2012 Учебное пособие предусматривает теоретическую и практическую подготовку студентов по специальности "Педагог дополнительного образования по вопросам истории изобразительного искусства. После каждой темы предлагаются вопросы и задания, направленные как на закрепление предлагаемого материала, так и на самообразование студентов. Авторы: Серова Л.Н., Варбанец Е.С., Курочкина Л.В. Оглавление Введение…………………………………………………………………………………...4 1. Изобразительное искусство и его виды ……………………………………………....5 1.1. Графика…………………………………………………………………………….. ...6 1.2. Живопись. Средства художественной выразительности…………………………..7 1.3. Скульптура …………………………………………………………………………...9 1.4. Декоративное и прикладное искусство …………………………………………...10 2. История живописи ……………………………………………………………………11 3. Жанры живописи …………………………………………………………………… 3.1. Портрет ……………………………………………………………………………… 3.2. Натюрморт ………………………………………………………………………… 3.3. Пейзаж ……………………………………………………………………………… 3.4. Жанровая живопись ………………………………………………………………. Литература……………………………………………………………………………….37 Приложение……………………………………………………………………………38 ВВЕДЕНИЕ Формирование интересов и потребностей личности будущего педагога-руководителя изобразительной деятельности осуществляется различными средствами изобразительного искусства. Успех здесь может быть обеспечен лишь тогда, когда студенты наряду с самостоятельной изобразительной деятельностью подготовлены к восприятию картин, рисунков, скульптур, произведений архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Какими качествами должен обладать руководитель изобразительной деятельности? Он должен быть художником – уметь рисовать и писать красками, владеть всевозможными изобразительными техниками и материалами, знать историю искусства, понимать язык изобразительного искусства, разбираться в законах композиции. Деятельность руководителя изобразительной деятельности многопланова. Он ведет не только занятия, но и руководит кружками и студиями изобразительного искусства, организует выставки детских рисунков, "малые третьяковки", организует экскурсии, ведет большую оформительскую работу. Таким образом, повышение собственной эстетической культуры помогает руководителям изобразительного искусства сделать жизнь детей интереснее и богаче, направить на сознательное, образное восприятие окружающего. Предлагаемое учебное пособие даст возможность студентам через предлагаемые практические занятия глубже вникнуть в суть содержания живописи, сформировать и направить их интересы к самообразованию и творческому подходу к работе. 1. Изобразительное искусство и его виды Изобразительное искусство - это художественное отражение действительности в зрительно воспринимаемых образах. Средствами цвета, пластики или рисунка художник создает на холсте, в глине или мраморе картины окружающей жизни, сильные и прекрасные образы человека. Изобразительное искусство возникло в первобытном обществе. К этому времени относятся первые рисунки, изображающие животных и сцены охоты, первые скульптуры — вырезанные из кости и высеченные из камня фигуры людей и животных, предметы труда и обихода, украшенные резьбой и расписанные орнаментом. С древнейших времен люди овладевали умениями изображать видимый мир, передавать свои представления о нем в рисунке, скульптуре, орнаменте. Все виды изобразительного искусства можно объединить в три группы: пластические, временные и синтетические. Пластические искусства – это пространственные искусства, произведения имеют предметный характер, создаются путем обработки материала и существуют в реальном пространстве. К пластическим искусствам относятся: изобразительное искусство (графика, живопись, скульптура, архитектура, декоративное и прикладное искусство, дизайн). Для произведений изобразительного искусства характерны выбор одного момента, явления и передача их в художественных образах. Художник находит острое решение сюжета, что дает возможность передать впечатление динамики. В этом плане весьма характерно полотно В. Сурикова «Утро стрелецкой казни»: последние минуты жизни перед казнью, а по существу раскрыта эпоха в жизни народа. Или выбирает такое событие, когда особенно ярко выявляются человеческие характеры. Картина И. Репина «Не ждали». Ее содержание — возвращение ссыльного революционера: измученное лицо вошедшего, устремленная к нему фигура матери, радостная улыбка сына. Какая глубина человеческих чувств и отношений! Иными средствами достигает выразительности скульптор. И здесь нельзя не сослаться на произведение Е. Вучетича «Воин-освободитель»: памятник советским воинам в Трептов-парке в Берлине наполнен жизнью и мужеством. Все виды изобразительного искусства отличаются и общими чертами и специфическими изобразительными средствами. 1.1. Графика Графика также является одним из видов изобразительного искусства. К графическим произведениям относятся: рисунок, выполненный карандашом, пером, углем, акварелью, а также различные виды его воспроизведения в печати: гравюра, литография и др. Произведения графики выполняются обычно на бумаге, реже — на пергаменте, ткани и других материалах. В основе графического произведения лежит рисунок. Средством художественного выражения в графике являются линия, соотношение белого и черного, светотень, тон. Но графика не исключает применения цвета. В книжной иллюстрации, в плакате, в рисунке художник часто использует 2—3 цвета, а иногда и все богатство цветовых отношений, при известной обобщенности образа, диктуемой специфичностью данного вида искусства. Графика включает разные типы изображения. Это могут быть мимолетные наброски, сделанные углем, карандашом, пером, легкие, передающие лишь самое главное, типичное, характерное, а также более законченные и крупные композиции. Художники-графики нередко тяготеют к заострению трактовки явления, гротеску. Вспомните боевое искусство советского плаката, созданное В. Маяковским и продолженное другими советскими художниками: карикатуры художников Кукрыниксов, плакаты Д. С. Моора, Л. Ф. Голованова и др. Большое место в графическом искусстве занимает оформление книг. Возникшая как украшение книги изящными миниатюрами, книжная графика переросла в наше время в самостоятельный вид искусства. Книжная иллюстрация призвана раскрывать в образах замыслы писателя. Иллюстрации, выполненные художниками-графиками Д. Шмариновым, В. Фаворским, Кукры-никсами и др., очень интересно и своеобразно трактуют литературные образы и подчас вносят в них новое понимание, по-новому раскрывают их сущность. Особое место в книжной графике занимает иллюстрация к детской книге. С этим видом искусства ребенок сталкивается ежедневно, поэтому так важен высокий уровень художественного оформления книг для детей. Известные художники-иллюстраторы — И. Билибин, Е. Чарушин, В. Конашевич, Ю. Васнецов, В. Лебедев, М. Митурич, О. Зотов, Л. Токмаков, М. Скобелев. Литература специальная
Литература дополнительная
Вопросы
1.2. Живопись. Средства художественной выразительности Живопись воссоздает все богатство и многообразие мира. По широте охвата жизни она занимает первое место. На холсте, на бумаге, на стене дома или дворца средствами живописи воссоздается реальный мир с пространственной глубиной, объемом, цветом, светом, воздухом. Цвет — главное средство живописи. Живопись характеризуется богатством жанров. Их возникновение обусловливается интересами художников разных эпох ко всем сторонам жизни. Картины, посвященные историческим событиям, изображающие жизнь и быт людей прошедших эпох, принадлежат к историческому жанру. В. Суриков, И. Репин, В. Серов обращались к изображению событий и образов русской истории. Произведения изобразительного искусства, созданные на сюжеты легенд, былин, сказок, относятся к мифологическому жанру. В сказочных и былинных образах, навеянных народной поэзией, В. Васнецов создал поэтический и героический образ России («Три богатыря», «Аленушка»). Картины исторического жанра не всегда отражают далекую историю. Для произведений советских художников характерно изображение недавнего прошлого, героической революционной борьбы. В картине Б. Иогансона «Допрос ком-мунистов» дан образ революционеров, сильных и уверенных в правоте своего дела. Разновидностью исторического жанра является батальный ж а н р — изображение битв и других эпизодов войны. Один из наиболее известных русских художников-баталистов — В. Верещагин. В своих произведениях он показывает ужасы войны, создает героический образ простого русского солдата. Советский батальный жанр раскрывает патриотический дух гражданской и Великой Отечественной войн, когда весь народ боролся за свободу и независимость своей Родины. Первым советским художником-баталистом был М. Греков. Интерес к жизни простых людей характеризует передовых художников всех эпох. В настенных росписях Древнего Египта, на греческих вазах, на полотнах голландских мастеров, картинах русских художников XIX века изображена повседневная жизнь людей во всем многообразии ее явлений, человеческих характеров и отношений. В русском искусстве XIX века бытовой жанр приобрел социальную заостренность. Это свойственно произведениям П. Федотова («Сватовство майора»), В. Перова («Тройка»), И. Репина («Бурлаки на Волге»). В советском искусстве бытовой жанр характеризуют большая широта и разносторонность. В произведениях А. Дейнеки, А. Пластова, Т. Яблонской отображена жизнь советских людей, их труд, быт, отдых. Человек всегда был основным объектом изображения. Его мы встречаем почти во всех жанрах. Но только портретный жанр ставит своей главной задачей передачу внешнего и внутреннего облика человека. Портрет может изображать одного человека или группу людей. Художники всех эпох создали портреты, раскрывающие характеры и внутренний мир их современников. Русский портрет всегда отличала глубина психологической характеристики. Великолепны по мастерству портреты художников XVIII века: Ф. Рокотова, Д. Левицкого, Б. Боровиковского. Силу ума, сосредоточенность мысли русских ученых, артистов, писателей, человеческую красоту простых людей показали в своих лучших портретах И. Крамской, И. Репин, В. Серов. Советские художники внесли новое содержание в портретное искусство, отражающее существенные черты нашего современника — человека-труженика. В работах Г. Ряжского «Делегатка», «Председательница» дан обобщенный образ нового человека. Многим портретам советских художников свойственна героика, монументальность. Таковы, например, портреты 'советских художников А. Герасимова, П. Корина. Художники всего мира со свойственной каждому манерой изображения стремились передать на холсте все многообразие природы, свою любовь к ней. Пейзажист рассказывает о знакомых нам и много раз виденных лесах, реках, полях, но вносит свое отношение, свое видение, создает поэтический образ природы. И. Левитан, И. Шишкин, К. Коровин — певцы русской природы. Они внесли в свои пейзажи большое человеческое содержание, показали природу как источник прекрасного в жизни человека. В конце XIX — начале XX века возник новый тип пейзажа — индустриальный. Особое содержание он получил в советском искусстве: это современные мосты и корабли в пейзажах Г. Нисского, строящаяся страна в картинах Ю. Пименова, разработка нефти на Крайнем Севере В. Грызлова. Своеобразным жанром живописи является натюрморт — изображение предметов обихода, овощей, фруктов, цветов. В одном произведении художник соединяет несколько предметов, руководствуясь смысловым содержанием, а также сочетанием цвета, формы, фактуры тканей, ваз, фруктов и пр. Вопросы и задания
Выполните задание
1.3. Скульптура Скульптура дает трехмерное изображение предмета. Выразительность художественного образа определяется его пластической характеристикой. Чаще всего предметом скульптурного изображения является человек, реже животные, неодушевленные предметы. Скульптуру можно смотреть с разных сторон, поэтому очень важно поставить ее в здании или на открытом воздухе так, чтобы хорошо воспринимался силуэт фигуры, ее жест, движение. Монументальная, станковая, скульптура малых форм — виды круглой скульптуры, каждая из которых выразительна по-своему. Наряду с этим к скульптуре принято относить также рельефы. Монументальная скульптура — это памятники великим людям или историческим событиям, величественные, строгие и выразительные, заключающие в себе большую общечеловеческую идею. Памятник Минину и Пожарскому, созданный И. Мартосом, олицетворяет единение русского народа в борьбе против иноземных захватчиков. Есть также скульптурные группы, не связанные с конкретными событиями или деятелями, но выражающие определенную идею. Так, например, в скульптуре В. Мухиной «Рабочий и колхозница» обе фигуры, в стремительном движений высоко поднявшие серп и молот — эмблему советского строя, олицетворяют социалистическое государство рабочих и крестьян. В необычных двадцатиметровых фигурах создан реалистический образ нового человека, полного юной красоты и уверенности в своей правоте. Монументальная скульптура может быть частью архитектурного ансамбля. Таковы, например, статуи, установленные в нишах арок на станции метро «Площадь революции». Фигуры выполняют здесь не только декоративные функции; они создают обобщенный образ победившей резолюции. Величественный ансамбль скульптурных композиций и архитектурных сооружений— мемориальный памятник героям битвы на Волге — создан группой авторов под руководством Е. Вучетича на Мамаевом кургане. Станковая скульптура представлена чаще всего портретом. Задача скульптурного портрета в основном та же, что и живописного,— передача образа человека. Например, замечательны портреты В. И. Ленина, созданные советским скульптором Н. Андреевым, запечатлевшим человечный и величественный образ вождя. Глубоким психологизмом проникнут портрет писателя Ф. Достоевского, выполненный скульптором С. Коненковым. В станковой скульптуре значительное место занимает жанровая скульптура, изображающая группу людей или фигуру одного человека. Ь быту распространена скульптура малых форм. Это фигурки небольшого размера, выполненные из различных материалов — фарфора, дерева, кости, из пластмасс; многие из них цветные. К скульптуре малых форм можно отнести и некоторые виды игрушек, изображающие людей и животных. Рельеф — это скульптурное изображение на плоскости (например, стены, свода, скульптурного памятника). Иногда рельеф входит в композицию скульптурного памятника. Например, на постаменте памятника Тарасу Шевченко в Киеве (автор М. Манизер) изображены сцены из произведений поэта. |
Учебное пособие для студентов факультета социальной работы специальности... Учебное пособие предназначено для студентов факультета социальной работы специальности 031300 «Социальная педагогика», а также преподавателей... | Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений Педагогика. Учебное пособие для студентов педаго гических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М: Педагогическое... | ||
Основы педагогического мастерства Учебное пособие Учебное пособие к п н. Якушевой С. Д. предназначено для преподавателей и студентов (обучающихся по педагогическим специальностям... | Учебное пособие для студентов специальности 271200 «Технология продуктов... Учебное пособие предназначено для студентов вузов, аспирантов и преподавателей, может быть полезно практическим работникам | ||
Учебное пособие Москва 2014 министерство образования и науки российской федерации Учебное пособие предназначено для студентов и преподавателей исторических факультетов, обучающихся по специальности «История», а... | Лекции по психологии: Учебное пособие. 5-е изд. М. Кду, 2011. педагогика Миронова Т. В. Сборник текстов для дополнительного чтения и тесты на аудирование: Для студентов младших курсов всех специальностей.... | ||
Методические рекомендации по анализу и самоанализу урока (для студентов)... Методические рекомендации предназначены для преподавателей и студентов педагогического колледжа | Учебное пособие по дисциплине ен. 01 Математика составлено в соответствии... Учебное пособие предназначено студентам очной формы обучения. Данное пособие методические указания по выполнению самостоятельной... | ||
Методическое пособие Канск 2006 Печатается по решению научно-методического... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов и преподавателей педагогических учебных заведений | Рабочая программа Теория и методика физического воспитания и спорта... Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, кандидат педагогических наук | ||
Учебное пособие для самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов... Естиции: Учебное пособие для самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов специальности «Финансы и кредит», дневной и заочной... | Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся... Г46 Гигиена труда : учебное пособие / авт сост. Л. В. Козачук. — Балашов : Изд-во «Николаев», 2005. — 60 с | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебное пособие предназначено для обучающихся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, изучающих... | Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Социально-культурный... Отчизноведение. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности социально-культурный сервис и туризщм – Воронеж: вгпу,... | ||
Лезина О. В., Федоров И. В. Управление знаниями в организации: Учебное... Учебное пособие предназначено для студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений, а также практиков,... | Учебное пособие автор: панкин сергей фёдорович объем 38,54 А. Л.... Методическое сопровождение к презентации урока для учащихся 8 класса по теме “зож основа счастливого человека” |