Программа игрового взаимодействия с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения





НазваниеПрограмма игрового взаимодействия с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения
страница1/7
Дата публикации28.09.2013
Размер0.75 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3   4   5   6   7
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

г. Мурманска

детский сад комбинированного вида № 34
ПРОГРАММА
игрового взаимодействия с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения






г. Мурманск

2012 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ:
1.Пояснительная записка.
2. Цель, направления деятельности, задачи.
3. Ожидаемые результаты.
4. Классификация игр.
5.Технология организации сюжетно-ролевых игр.
6. Просветительский блок.
7. Информационный блок.
8. Досуговый блок.
9. Механизмы оценки качества деятельности.
10. Результаты работы с родителями.
11. Литература.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Игра – что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский сад. А. С. Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребёнка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П.Усова).

В.Штерн говорил, что «игра показывает к какой цели стремиться человек, к чему он готовиться, чего ожидает. В игре угадываются направления его будущей жизни». Интересные взгляды на игру представил Ф.Бойтендак: игра позволяет проявить свои влечения – стремление к освобождению, слиянию с окружающим миром. Д.Б. Эльконин считал, что в игре отражается стремление детей участвовать в жизни взрослых, быть рядом с ними, действовать как они. Дети проигрывают не только травматические, но и овладевают своими страданиями. Играя, они проявляют волю, управляют действиями взрослых.

Известные психологи Л.С. Выгодский и Д.Б. Эльконин доказали, что в игре успешнее развиваются и достигают более высоких уровней личность, психические процессы, разные виды деятельности.

Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Игра – это жизнь ребенка, его существование, источник развития моральных качеств личности, его развитие в целом. Игра начинает входить в жизнь ребенка уже в раннем возрасте. Появляются подражательные действия: «чтение» книг, разговоры по телефону, готовка еды. По мере взросления игры становятся более сложными. Все, что необходимо человеку в жизни, обучении, общении, творчестве, берет начало в детской игре.

  • В игре формируется произвольное поведение, активизируются познавательные процессы.

  • В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит потому, что ребенок воссоздает в игре то, что ему интересно, с помощью условных действий.

  • В игре ребенок воссоздает действия взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками.

  • В игре он учится подчинять свои желания определенным требованиям – это важнейшая предпосылка воспитания воли.

  • В игре значительно легче подчиниться правилу, связанному с выполнением взятой на себя роли.

  • В игре ребенок развивается духовно. В. А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок.

Мно­гочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Д. Б. Эльконина, Д. В. Менджерицкой, А. В. Черкова, П. Г. Саморуковой, Н. В. Королевой и др.) показали, что основным содержанием творческих сюжетно-ролевых игр детей является общественная жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях. Таким обра­зом, игра есть деятельность, в которой дети сами моде­лируют общественную жизнь взрослых.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Определение путей совершенствования организации игровой деятельности; выявление, анализ и выбор эффективных форм и методов руководства детской игрой.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Разработка методов управления и координации деятельности педагогов с воспитанниками разных возрастных групп по организации игрового взаимодействия с ними.

2. Разработка и внедрение современных технологий игровой деятельности дошкольников.

3. Повышение педагогической культуры родителей в вопросах организации игровой деятельности детей.

ЗАДАЧИ

Административная работа:

  • Совершенствование механизмов управления качеством предоставления образовательных услуг в учреждении.

  • Обогащение и оснащение предметной среды для удовлетворения игровых потребностей детей.

  • Разработка и совершенствование методов оценки качества предоставления услуг в ходе взаимодействия взрослых с детьми.

  • Разработка технологий, методик, рабочих программ по работе с воспитанниками, вовлечение родителей в образовательный процесс.

Педагогическая работа:

  • Постоянное повышение квалификации педагогических и административных кадров, обмен опытом с педагогами различных уровней системы образования.

  • Создание творческих, инициативных групп, организация работы педагогической мастерской по разработке и апробированию тематических игровых проектов социально-личностной направленности.

  • Обобщение, оформление и распространение передового педагогического опыта по организации игровой деятельности с детьми.

  • Формирование мастерства в вопросах проявления педагогического такта и коммуникативных способностей в различных условиях воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения.

  • Повышение уровня развития профессионально значимых качеств личности воспитателя, развитие творческого потенциала, формирование нового педагогического мышления.

Работа с родителями:

  • Исследование внутрисемейных взаимоотношений между взрослыми и детьми, определение приоритетов и ценностей семейного воспитания.

  • Изучение творческого, интеллектуального, коммуникативного потенциала семей воспитанников.

  • Оказание всесторонней консультативной помощи родителям по различным направлениям воспитания и развития детей, целесообразности использования игровых приемов взаимодействия.

  • Поиск и внедрение новых вариативных форм работы с родителями по организации различных видов детской игровой деятельности в семье.

  • Просвещение родителей посредством ознакомления с педагогической, нормативно-правовой литературой, информационно-коммуникационными технологиями, тенденциями в системе дошкольного образования муниципалитета и региона.

  • Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоционального комфорта между детьми, родителями, педагогами.


Работа с детьми:

  • Диагностические исследования уровня развития игровой деятельности воспитанников.

  • Реализация потребностей каждого ребенка в самовыражении с учетом индивидуальных особенностей и уровня личностного развития.

  • Определение образовательного маршрута каждого воспитанника.

  • Стимуляция личностного развития детей посредством организации различных видов игровой деятельности.

  • Комплексная профилактика различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии воспитанников посредством игровых технологий.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В работе с детьми:

  • обсуждает с партнерами замысел игры;

  • использует разнообразные способы распределения ролей (считалки, жребий, по желанию); насчитывает 7 – 10 ролей; часть роли реализуется в речевом плане

  • учитывает точки зрения партнеров; выступает с предложениями по обогащению сюжета; придумывает игры с продолжением; выступает с предложениями по созданию игровой обстановки, заменяет некоторые действия словом

  • использует разнообразные средства выразительности; использует предметы-заместители, игрушки-самоделки; соблюдает правила, контролирует действия других играющих.


В работе с педагогами:

  • организация работы педагогического коллектива по разработке и апробированию тематических игровых проектов социально-личностной направленности в инновационном режиме;

  • распространение передового педагогического опыта по организации игровой деятельности с детьми на различных уровнях дошкольной образовательной системы.

  • проявление профессионального мастерства в вопросах проявления педагогического такта и коммуникативных способностей в различных условиях образовательного процесса в ходе организации совместной деятельности с детьми и самостоятельной детской деятельности.


В работе с родителями:

  • рост творческого, интеллектуального, коммуникативного потенциала семей воспитанников;

  • преобладание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоционального комфорта между детьми, родителями, педагогами;

  • целесообразное использование игровых приемов взаимодействия с детьми по различным направлениям развития воспитанников.


В работе администрации:

  • использование эффективных механизмов управления качеством предоставления образовательных услуг в учреждении в процессе организации взаимодействия педагогического коллектива с родительской общественностью и воспитанниками;

  • оптимизация образовательного процесса посредством разработанных и внедряемых технологий, методик, рабочих программ по работе с дошкольниками и их семьями;

  • непрерывное обогащение и оснащение предметной среды для удовлетворения игровых потребностей детей, соблюдения нормативно-правовых документов.


КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР
Творческие:

  • Сюжетно-ролевые;

  • Сюжетно-отобразительные;

  • Режиссерские;

  • Строительно-конструктивные;

  • Игры-драматизации.


Игры с правилами:

  • Дидактические;

  • Настольно-печатные;

  • Игры-экспериментирования;

  • Подвижные;

  • Музыкальные.

Основой сюжетно-ролевых и сюжетно-отбразительных игр является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Одна из характерных черт сюжетно-ролевой игры – самостоятельность детей. Элементами сюжетно-ролевой игры являются замысел, сюжет, игровые действия, роли.

В режиссерской игре ребенок, проявляя творчество и фантазию, сам создает сюжет игры, определяет ее участников, роли которых исполняют игрушки, предметы. Взяв какую-либо тему, малыш развивает ее в зависимости от того, как понимает отображаемое событие, что считает наиболее значимым для себя. Главный компонент в режиссерской игре – речь.

Игра-драматизация представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений; герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры; ребенок сюжет может видоизменять.

Строительно-конструктивные игры позволяют детям не только создавать постройки в соответствии с замыслом, но и дополняются элементами сюжетно-ролевых, режиссерских игр, игр-драматизаций.


ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ре­бенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С.Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоя­тельность, активность, творчество.

      Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и дея­тельность взрослых и сверстников.

     Основной особенностью сюжетно-ролевой игры яв­ляется наличие в ней воображаемой ситуации. Вообра­жаемая ситуация складывается из сюжета и ролей. Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете рас­крывается содержание игры — характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.

      Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрос­лого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разно­образные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.).  Роль выражает­ся в действиях, речи, мимике, пантомиме.

      В сюжете дети используют два вида действий: опера­тивные и изобразительные - «как будто». Наряду с игрушками в игру включаются разнообраз­ные вещи, при этом им придается воображаемое, игро­вое значение.

      В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и мат­роса, врача и пациента и т. д.). Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие опреде­ляется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет ложку), которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие.

      Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры — стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной сто­роны, с неподготовленностью ребенка к его осуществ­лению, с другой - с растущей самостоятельностью де­тей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отно­шения. Своеобразие содержания сюжетно-ролевой игры так­же является одной из ее важнейших особенностей. Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означа­ет, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества — это наиболее благоприятное усло­вие для развития сюжетно-ролевых игр.
Значение сюжетно-ролевой игры в образовательном  процессе        

Образовательный процесс детского сада включает в себя две составляющие: деятельность детей в ходе организации непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности детей со взрослым - и самостоятельную свободную деятельность детей.

Для того чтобы осуществить адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре детей, необходимо хорошо понимать её специфику, иметь представления о её развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе, а также уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов.

      Свободная сюжетная игра — самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений — всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё «как будто», «понарошку».

      Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы   жизни   с   помощью   условных   действий.   Сначала   это   действия   с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем - изобразительные, речевые и воображаемые действия (совершаемые во внутреннем плане, в «уме»).

      Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми.

Именно исключительное сочетание объективного развивающего значения игры и субъективного ощущения внутренней свободы ребёнка в ней заставляет отводить важное место игре в педагогическом процессе детского сада. Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом она всё более усложняется, и не только по своему тематическому содержанию.

     Сюжетная игра может строиться как цепочка условных действий с
предметами, как цепочка специфических ролевых взаимодействий, как
последовательность разнообразных событий. Чем полнее в деятельности
ребёнка представлены все способы построения сюжетной игры, тем более
разнообразные тематические содержания может он в неё включать, и тем
больше у него свободы в самореализации. 

Поэтому основным критерием оценки уровня игровой деятельности детей должны быть игровые умения - преобладающий у ребёнка способ построения игры и потенциальная возможность использовать различные способы (умения ребёнка в зависимости от собственного замысла включать в игру и условные действия с предметом, и ролевые диалоги, комбинировать разнообразные события). Детям, свободно владеющим различными способами построения игры, свойственны «многотемные» сюжеты, и это показатель высокого уровня.

      Целью педагогических воздействий по отношению к игре должно быть формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию, реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях.
Механизм овладения игровыми навыками детьми.

В современных психолого-педагогических исследованиях показано, что сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность не возникает у ребёнка спонтанно, сама собой, а передаётся другими людьми, которые уже владеют «умением играть». Каким же образом передаётся ребёнку игра? Оказывается, ребёнок овладевает ею, как бы втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей.

Современный дошкольник имеет мало шансов приобрести опыт в игровых умениях, так как неформальные разновозрастные группы в настоящее время большая редкость. Раньше они существовали в виде дворовых, соседских групп, или группы братьев и сестёр одного возраста, в одной семье. Сейчас дети данного возраста разобщены. В детском саду их подбирают в группу по одновозрастному принципу, в семьях очень часто есть только один ребёнок, а дворовое и соседское общение становится редким из-за чрезмерной опеки взрослыми дошкольников и занятости школьников в школе, специализированных кружках.

      Воспитатель должен заменить дошкольнику недостающих братьев и сестёр, старших товарищей, должен помочь ребёнку овладеть игровыми умениями, втягивая его в игру. Сильным фактором разобщения детей является и телевизор, у которого они проводят много времени.
Педагогическое руководство играми детей.

Первый принцип организации сюжетной игры в детском саду: для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в мир игры, является сам характер поведения взрослого во время игры. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет действительно игрой для ребёнка, если он почувствует в этой деятельности не давление воспитателя - взрослого, которому в любом случае надо подчиниться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнёра. Такого рода смена позиции и естественное эмоциональное поведение воспитателя как играющего партнёра — гарантия возникновения у ребёнка побуждения к сюжетной игре вообще и даже возникновения у него интереса к любой тематике, которую включает в игру взрослый. Если воспитатель, играя, втягивает в игру детей, нет необходимости в дополнительном формировании «побуждения» к игре через ознакомления с окружающим, приготовлением специальных игрушек, с помощью которых можно реализовать в игре то, с чем детей ознакомили, советы и вопросы к детям. Для формирования игровых умений можно использовать следующий путь - строить игру с детьми таким образом, чтобы на соответствующем возрастном этапе они сразу ставились перед необходимостью использовать именно новый, более сложный способ построения игры. В этом случае дети сначала как бы «открывают» и используют новый способ в «чистом» виде в совместной игре со взрослым, а затем переносят его в самостоятельную игру с различным конкретным содержанием.

Второй принцип организации сюжетной игры - воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения. Комфортная жизнь ребёнка в условиях детского сада во многом зависит от того, сумеет ли он при желании развернуть совместную игру со сверстниками. Чтобы успешно играть с кем-то, ребёнку необходимо понимать смысл действий партнёра и самому быть им понятым. Для этого смысл условного действия с предметом, момент принятия той или иной роли, развёртываемое в игре событие должно быть пояснены партнёру. Взрослый, играя с ребёнком, должен пояснить игровые действия сам («Я буду купать мишку, это у меня мыло», и стимулировать к этому ребёнка). Но чтобы такие пояснения ребёнок по собственной инициативе обращал к партнёру - сверстнику, взрослый должен как можно раньше ориентировать его на сверстника, втягивая в игру нескольких детей. У детей очень рано обнаруживается стремление к совместным действиям и уже с раннего возраста можно научить в игровое взаимодействия друг с другом на доступном им уровне построения игры.

Третий принцип - начиная с раннего возраста, и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснения его смысла партнёрам - взрослому или сверстнику. Для того чтобы втягивать детей в игру, играть с ними вместе, воспитатель должен сам научиться свободно развёртывать сюжет того или иного строения в «живом» процессе игры, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей. Воспитатель должен владеть игровой «грамотой», игровой культурой. Дети должны быть обеспечены в любом возрасте временем, местом и материалом для самостоятельной игры.

В педагогическом процессе по отношению к игре необходимо различать две тесно связанные составляющие: совместную игру воспитателя с детьми в процессе которой формируется новые игровые умения, и самостоятельную детскую игру, в которую воспитатель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для её активизации и использовании детьми имеющихся в их арсенале игровых умений.
Влияние сюжетно-ролевой игры на личностное развитие детей

В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.

Игра оказывает важное воздействие на эмоциональное развитие ребенка. Дети привносят в не то, что они знают о жизни: свои знания и заблуждения, свои страхи и пожелания, а порой болезненные воспоминания, с которыми они пытаются совладать. Маленькие дети, языковые возможности которых ограничены, часто используют игру как средство осознания своего мира. Через сюжетно-ролевую игру дети пробуют множество ролей. Они могут переодеться и стать теми, кем хотят, подражая речи и манерам лиц, роли которых играют. Возможность выразить негативные чувства, которые ребенок еще не может воплотить в слово и достаточно ясно осознать, помогает ему в дальнейшем совладать с реальными жизненными проблемами. В игре дети ведут себя творчески, актуализируя свое воображение. Они проигрывают жизненный опыт, отбирая и организуя роли и события в соответствии со стремлением сохранить эмоциональное благополучие. Благодаря игре у детей повышается понимание своих сильных и слабых сторон, своих привязанностей и антипатий, способности лидировать и убеждать или же подчиняться, может быть согласовывать интересы. Все это способствует развитию самосознания. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.

Сюжетно-ролевая игра — занятие в значительной мере умственное, способствующее познавательно-речевому развитию. Дети используют память: они вспоминают о людях и событиях и затем воспроизводят их. Они апробируют идеи, планируют и реализуют свои планы, формируют представление о прошлом, настоящем и будущем. В игре дети творят, используя материалы и игрушки совершенно новыми способами. Кроме того, они совершенствуют разговорные навыки, что чрезвычайно важно для мышления и способности обмениваться информацией. Игра является не только средством формирования абстрактного мышления, но и фактором расширения знаний о предметных областях. Дети обучаются классифицировать предметы, используют понятия типа «больше - меньше», «шире - уже», «тяжелее - легче». Игра способствует также развитию понятий и методов научного характера. Дети наблюдают, пробуют и экспериментируют, проверяют, анализируют, сравнивая вещи в отношении сходства и различия, ставят вопросы и обобщают ситуации. Все эти действия имеют основополагающий характер в работе ученого. Обогащение словаря и развитие понятий - важная предпосылка успешного чтения и понимания. Общаясь в игре, дети используют родной язык, увеличивая гибкость речи, расширяя словарь, осваивая новые понятия. Приведение в порядок материалов и предметов в соответствии с их сходствами и различиями обостряет способность наблюдения. Обыгрывание какой-либо темы заставляет детей организовывать свои представления. В дальнейшем это облегчает им понимание текстов, где следует учитывать логическую последовательность событий.
Технология проектного метода в руководстве играми детей

Л.С.Выготский считал, что программа для дошкольных учреждений должна быть построена по определенной системе, благодаря чему деятельность детей будет направлена на выполнение хорошо понятной им цели. Это облегчит решение проблемы целеполагания. Он писал: «программа должна быть построена по какой-либо системе, которая ведет ребенка к определенной цели... Она должна быть преподнесена ребенку в той последовательности, которая отвечает эмоциональным интересам ребенка и особенностям его мышления».

     В теоретическом плане мысль Л.С.Выготского была развита Н.Н.Подьяковым в 1970 г. Он предложил создавать программу (т.е. систему работы) таким образом, чтобы конкретные знания, получаемые детьми, выстраивались вокруг центрального звена, основу которого составляют важнейшие связи и зависимости в той или иной области.

      В том же ключе высказалась С.Н.Николаева: «Задача совершенствования дошкольного обучения представляется не в расширении объема знаний через включение в программу дополнительного фактического материала, а в поисках принципов его систематизации, что позволит познакомить детей с некоторыми существенными связями между предметами и явлениями окружающего мира».

      Н.М.Крылова, последователи ТРИЗ и многие другие практики предлагают широко использовать междеятельностные связи, проводить занятия, основанные не на одном, а на нескольких видах деятельности.

      Магистральной линией в сегодняшней реформе образования является использование здоровьесберегающих технологий, что позволяет давать достаточный объем знаний, не допуская учебных перегрузок и исключая возникновение неврозов. В центре внимания находится личностно-ориентированное отношение к ребенку и связанные с ним педагогика сотрудничества и развития.

      Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

  • Обеспечение   психологического   благополучия   и   здоровья детей;

  • Развитие познавательных способностей;

  • Развитие творческого воображения;

  • Развитие творческого мышления;

  • Развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

 В младшем и среднем дошкольном возрасте - это:

  • Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль
    педагога);

  • Активизация    желания    искать    пути    разрешения    проблемной
    ситуации (вместе с педагогом);

  • Формирование      начальных      предпосылок      исследовательской
    деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте — это:

  • Формирование         предпосылок         поисковой         деятельности,
    интеллектуальной инициативы;

  • Развитие умения определять возможные методы решения проблемы
    не с помощью взрослого, а самостоятельно;

  • Формирование умения применять данные методы, способствующие
    решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

  • Развитие    желания    пользоваться    специальной    терминологией,
    ведение       конструктивной       беседы       в       процессе        совместной
    исследовательской деятельности.

Использование проектного метода в организации сюжетно-ролевых игр позволяет создать условия в ДОУ для планомерной и эффективной воспитательно-образовательной работы. Проекты сюжетно-ролевых игр включают в себя цель, задачи, актуальность и научно-методическое обеспечение, ожидаемые результаты, распределение деятельности по этапам, активизацию и обогащение словаря дошкольника, план-схему конспекта методического руководства игрой. В процессе проектной деятельности педагог вместе с детьми выполняет заранее запланированные конкретные задания, практические творческие дела, поэтапно движется к цели. Цель проекта принимается и осваивается детьми. Продуктом проекта становится самостоятельно развернутая детская игра.
Требования, предъявляемые к выбору сюжетно-ролевых игр:

  • современность тематики игры;

  • соответствие материала возрастным и индивидуальным особенностям детей;

  • научно-методический подход;

  • яркость и доступность излагаемого материала;

  • образность и интересность изложения.


  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа игрового взаимодействия с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения iconУчебно-методический комплекс по мдк 04. 01. Теоретические и методические...
Мдк 04. 01. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками дошкольного образовательного...
Программа игрового взаимодействия с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Творческий проект «Привыкаем вместе» -организация совместно – игрового взаимодействия с детьми и
Программа игрового взаимодействия с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения iconПервые итоги регистрации российских политических партий в условиях...
...
Программа игрового взаимодействия с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения iconКонкурс «Учитель года 2010» Номинация «Педагог дошкольного образовательного учреждения»
Номинация «Педагог дошкольного образовательного учреждения» (воспитатель дошкольного образовательного учреждения)
Программа игрового взаимодействия с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения iconПрограмма Дошкольного образовательного учреждения «а л ё н к а»
В 6-ти группах дошкольного образовательного учреждения «Алёнка» дети в возрасте от 3-х до 7 лет
Программа игрового взаимодействия с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Публичный доклад муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад присмотра и оздоровления №6 «Звездочка»...
Программа игрового взаимодействия с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения iconОсновная общеобразовательная программа муниципального дошкольного...
Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы доу
Программа игрового взаимодействия с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения icon2011-2012 учебный год Общая характеристика дошкольного образовательного учреждения
В настоящее время система образования Российской Федерации переживает период реформирования, поиска новых форм работы с обучающимися...
Программа игрового взаимодействия с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения iconВоспрянет россия к свету, это неизбежно!
...
Программа игрового взаимодействия с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения iconРабочая программа дисциплины «Политические партии в политическом процессе»
...
Программа игрового взаимодействия с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения iconДоклад о деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
Учредителем муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида №50 является муниципальное...
Программа игрового взаимодействия с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения iconКомментарий к федеральному закону от 11 июля 2001 Г. N 95-фз "о политических партиях"
...
Программа игрового взаимодействия с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения iconПримеры ошибочных подчеркиваний в текстовом редакторе Microsoft Word
...
Программа игрового взаимодействия с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения iconПубличный доклад муниципального дошкольного образовательного учреждения...
«В объективе – образование» (Размышление на тему «Организация нод в условиях введения фгт»)
Программа игрового взаимодействия с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения iconЛогика синтеза, включенного третьего основа развития познания и общества
...
Программа игрового взаимодействия с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения iconПрактикум для психологов и логопедов. В арсенале: дыхательно координационные упражнения
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск