Творческий проект «Привыкаем вместе» -организация совместно – игрового взаимодействия с детьми и
родителями в период адаптации к ДОУ
Автор проекта:
Иванова Татьяна Анатольевна
воспитатель МДОУ «Детский сад № 15 комбинированного вида» г.Луга, Лен. обл.
Команда поддержки:
-наставники:
Мельник Г.Ю.-заведующий
Сухаревская О.Н.-зам.зав. по МВР "
- помощники:
Орлова Н.Н.- воспитатель
ПодоксеноваМ.В.- младший воспитатель
Могучая духовная сила воспитания заложена в том,
что дети учатся смотреть на мир глазами родителей.
Только в совместной деятельности родители лучше
узнают своих детей, становятся ближе.
В.А.Сухомлинский Цель проекта:
Создание и обеспечение условий для сохранения и укрепления физического и психологического здоровья детей в период адаптации к ДОУ. Реализация поставленной цели видится нами через реализацию совместно-игровых мероприятий, где музыкально-игровая деятельность является способом сохранения творческого контакта между родителями и детьми. Задачи проекта:
познакомиться и привыкнуть к детям и родителям до поступления в ДОУ;
снять напряжение детей и родителей перед поступлением в ДОУ;
научить родителей элементарным эффективным способам творческого
взаимодействия с ребенком;
Участники проекта :
дети раннего и младшего дошкольного возраста ( от 1,5 до 4 лет) поступающие в ДОУ;
родители;
заведующий;
методист;
воспитатели;
младший воспитатель
Идея проекта:
Реализуя данный проект, мы надеялись, что создав творчески игровую среду, где дети, родители, заведующий ДОУ и педагоги активно участвуют в совместной деятельности, что в дальнейшем поможет предупредить возможные проблемы адаптации детей и родителей к ДОУ. Срок реализации:
- от 1 месяца до 4х месяцев Организация мероприятий:
- от 4 до 16 встреч
- продолжительность встречи: 20-25 минут
- количество человек в группе: 5-6детей и 5-6- родителей
Наш проект – это приложение к системе работы под названием -
«Адаптация ребенка к ДОУ».
Адаптация - это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям.
( С.И. Ожегов)
|
Проблемы проекта:
тяжелое расставание с мамой;
детские слёзы;
проблемы в общение;
болезни;
нервные срывы у родителей, которые во всём обвиняют детский сад - всё это показатели тяжёлой адаптации не только ребёнка, но и родителей к детскому саду.
Мы считаем, что очень важно вводить «новое» в жизнь семьи постепенно. С самого первого знакомства с детским садом родители, должны быть уверены, что они отдают своего самого дорогого и «драгоценного» малыша в руки надёжных, добрых, любящих его педагогов – профессионалов. Поэтому наш проект называется « Привыкаем вместе», где в совместной игровой обстановке происходит единение малышей и взрослых (родителей и педагогов).
Содержание проекта ориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребёнка. Заведующий ДОУ ( в прошлом музыкальный руководитель) в нашем проекте занимает активную роль ведущего мероприятий, тем самым изначально располагая всех к доверительным отношениям и близко знакомясь с каждым малышом и с каждым родителем.
Условия реализации проекта :
Методические принципы
проведения встреч
| План
каждой встречи
|
Оборудование
| - задания проводятся по показу педагогов.
- задания проводятся совместно со
взрослым (взрослый рядом или за
спиной ребёнка).
- игра повторяется 2-3 раза.
- 1 игра используется 3 – 4 встречи.
- на встречах используется постоянная смена игрушек для поддержания интереса
- после каждой встречи родителей выдаётся памятка и репертуар меро-
приятий, что бы дома с ребёнком
поиграть.
- игры выполняются без принуждения. Если ребёнок не хочет-выполняет взрослый.
- корректировка задания возможна
только через наглядный показ, а не
«одёргивания».
- ребёнок уходит после мероприятия с мини-подарком( с шариком, чупа –чупсом и др.)
|
- приветствие;
- пальчиковая (жестовая)
игра; - игровой массаж; - игра на музыкальных
шумовых инструментах - художественное твор –
чество; - логоритмические
упражнения; - музыкально – ритми-
ческие движения; - подвижные игры.
| Мебель:
- стулья большие и
маленькие;
- столики;
- подушки;
- магнитная доска;
- сухой бассейн.
Игровые атрибуты:
- куклы би – ба – бо;
- погремушки;
- деревянные ложки;
- свистульки;
- колокольчики;
- мыльные пузыри;
- краски;
- фломастеры;
- бумага;
- воздушные шары;
Музыкальное оборуд.
- фортепиано;
- музыкальный центр
Материалы для изодеятельности:
-бумага (листыА4)
-фломастеры
-крупа (пшено, греча и др.
- магнитная доска
|
Трудности проекта. - Родители не приходят на назначенную встречу и не предупреждают.
- Родители с ребёнком опаздывают на мероприятия.
- Родители приходят в нервном состоянии с плачущим ребёнком.
- Приходят бабушки или старшие братья без малыша.
- Родители расценивают встречу как «показательные выступления» ребенка,
фотографируют и не участвуют в играх.
Этапы реализации проекта « Привыкаем вместе»
Подготовительный этап.
Планирование работы.
Формирование групп участников проекта
(учитывается возраст детей, временные возможности родителей).
Составление расписание встреч ( на сайте детского сада).
Оформление приглашений на мероприятия
( указывается дата время, место провождения, что необходимо при себе иметь).
Предварительная, индивидуальная беседа с родителями
( родителям объясняется с какой целью, для чего и как будут проходить мероприятия и их значение).
Оформление комнаты, где будут проходить мероприятия.
Организация « комнаты встречи», где до начала мероприятия будут находиться дети с родителями (подготавливаются шкафы для одежды, бахилы, тихая музыка, питьевая вода, салфетки, игрушки, «сухой бассейн»).
Подбор игрового материала.
Оформляются памятки с репертуаром встреч, для проведения игр с детьми дома (материал дублируется на сайте ДОУ в разделе «Родителям»)
Продуктивный этап. Проведение серии музыкально - игровых встреч с детьми и взрослыми: встреча № 1 « Давайте знакомиться!» (см. Приложение)
№п/п
| Содержание встречи
| Игровой репертуар
| 1.
| Ходьба
| «Вот как мы умеем!» Е.Тиличеева, Н.Френкель
| 2.
| Приветствие - знакомство
| «Как тебя зовут» а capella
| 3.
| Разминка
| «Тук-ток» Е.и С.Железновы
| 4.
| Игра-взаимодействие
| «По кочкам» (р.н.игра)
| 5.
| Массаж
| «Пальчиковый массаж» Е.и С.Железновы
| 6.
| Игра на муз. Инструментах
( погремушках)
| «Стуколка» (укр.н.м.).
| 7.
| Дыхательная гимнастика
| «Горячее молоко»
| 8.
| Пляска
| «Приседай» ( эст.н.м., обр. А.Роомере, сл.Ю.Энтина)
| 9.
| Жестовая игра
| «Царап-мяу»
| 10.
| Муз. игра
| «Где же наши ручки?» муз. Т.Ломовой
| 11.
| Изодеятельность
| Рисование ладошек
| 12.
| Подвижная игра
| Поймай мыльные пузыри
| 13.
| Сюрприз
| Подарок: чупа-чупс
|
По образцу можно продолжить следующие совместно-игровые встречи:
встреча №2 « Продолжаем наше знакомство»;
встреча №3 «Поиграем?»;
встреча №4 « Мы рады вас видеть!»;
встреча №5 -№6 «Добро пожаловать!»
встреча № 7-8 «Все вместе!»
встреча № 9-10 «Покажем чему научились»
встреча № 11- 13 «Вместе с мамой»
встреча № 14-16 «Наша дружная команда»
№п/п
| Содержание встречи
| Игровой репертуар
| 1.
| Ходьба
| «Большие ноги» муз. В.Агафонникова
| 2.
| Приветствие
| «Здравствуй Лена!» а capella
| 3.
| Разминка
| «Разминка» муз. И сл. Е.Макшанцевой
| 4.
| Игра-взаимодействие
| «Бараны- бараны» (р.н.игра)
| 5.
| Массаж
| Сорока_ ворона (р.н.м.)
| 6.
| Игра на муз. инструментах
| Оркестр на ложках«Ах вы сени» (р.н.м.)
| 7.
| Жестовая игра
| «Накачиваем шину»
| 8.
| Муз.-ритмическое движение
| «Машина» муз. К.Волкова, сл.Л.Некрасовой
| 9.
| Пляска
| «Чок да чок» муз. Макшанцевой
| 10.
| Изодеятельность
| Выкладывание крупой «зайчика» на трафарете
| 11.
| Муз. игра
| «Зайка ходит в гости» ( любая нар. мелодия)
| 12.
| Творческая пляска
| Все танцуют ( муз на выбор)
| 13.
| Сюрприз
| Подарок: смайлик
|
Заключительный этап.
Анкетирование родителей ( 95% - положительных отзывов)
Презентация проекта на сайте и на стенде детского сада.
Повышается имидж детского сада, «сарафанное радио» передает положительные отзывы о ДОУ.
Доброжелательные, спокойные лица детей и родителей, когда они поступают в детский сад.
«Продукты совместного творчества» детей и родителей, выполненные на игровых встречах находятся в группе, в которую должен придти ребенок.
Книга отзывов пополнилась словами благодарностей.
Итоги проекта:
Традиция встреч эмоционально сближает родителей, детей, воспитателей,
изменяет эмоционально- психологическую атмосферу в группе. Считаем,
что приоритетную роль в работе с семьей в период адаптации имеют совместные игровые мероприятия .
Чем больше встреч, тем меньше слез! В обстановке интереса и творчества
Происходит единение малышей и взрослых.
В итоге формируется единый коллектив, участникам которого интересно
встречаться и адаптация детей и родителей проходит более легко и безболезненно.
Положительные результаты представлены в следующих фактах:
- 60% детей с легкой адаптацией
- 95% родителей удовлетворены уходом, воспитанием и развитием
детей нашей группы.
- Снизилась напряженность родителей, стали заинтересованными участ-
никами жизни группы.
- Дети стали менее агрессивными, уверены в себе, любознательны,
что является предпосылкой к успешной адаптации. |