Скачать 390.44 Kb.
|
МОУ ПРОГИМНАЗИЯ № 18 «РОДНИЧОК» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ШАРЬЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ Автор: И.В.Журавлёва –воспитатель изобразительной деятельности МОУ Прогимназия № 18 «Родничок» городского округа г. Шарья Костромской обл. Программа разработана для дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста. Программа «Палитра» содержит занятия по специально разработанным индивидуальным маршрутам. Составление индивидуального маршрута на каждого ребёнка предполагает раскрытие его индивидуальных способностей, интересов и возможностей. В Программе изложены задачи, содержание, схема построение индивидуального маршрута, критерии психолого-педагогической диагностики. А также прилагается практический материал в виде конспектов игр, технологий применяемых в работе, разработки детского проекта. Программа «Палитра» адресована широкому кругу читателей: педагогам дополнительного образования, воспитателям дошкольных групп, преподавателям изостудий, студентам, а так же всем кто интересуется вопросами художественного развития детей дошкольного возраста. г. Шарья 2010 г.
«Детская художественная одарённость – не прерогатива редких гениев, а весьма распространённое явление, практически всегда возникающее в благоприятной среде обучения и воспитания». Мелик – Пашаев А, Нолявская З.Н.
Обеспечить возможность самореализации одарённой личности в различных изобразительных видах деятельности.
Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н.Дубинина о том, “что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг”. Огромные возможности открываются перед человеком в случае максимального использования и развития заложенных в нем природных данных. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми. Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Образование обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ребёнка. Жизнь требует от системы образования подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего успеха”. Новая политика в образовании России выдвигает задачу демократизации образования и воспитания. Стратегией образовательного пространства является создание образовательного процесса, направленного на гармоническое развитие личности, создание обогащенной Среды для развития каждого ребенка. Необходима "перестройка системы обучения, которая позволила бы одаренному ребенку свободно проявлять свои особенности, развиваться в силу своего дарования как уникальной личности". Эти тезисы, произнесенные более десяти лет назад, актуальны и в настоящее время, когда с новой силой выдвигается проблема одаренности, которая рассматривается с позиций процессов образования, воспитания и развития. Сегодня разработана и действует президентская программа "Дети России", где есть раздел "Одаренные дети". На государственном уровне выдвигаются задачи выявления и развития одаренных детей, создание различных типов учебных заведений, учитывающих разные потребности, подготовки научных кадров для работы с одаренными детьми. Работа с одаренными детьми должна сложиться в концепцию, охватывающую все виды одаренности, в непрерывные педагогические процессы, пронизывающие все ступени роста ребенка от дошкольного детства до высшего образования. В Федеральной программе развития образования выдвигается цель - «Развитие системы образования в интересах формирования творческой личности как одного из факторов экономического прогресса общества ...». В программе основным направлением является - развитие возможностей для образования одаренных детей с учетом их индивидуальности. Одаренность многогранна и проявляется индивидуально у каждого ребенка. Раскрытие потенциала одаренного ребенка актуально для системы художественного воспитания. В настоящий момент растет количество специализированных школ, студий как государственных, так и частных для одаренных детей. Реализация названных задач требует совершенствования системы художественного воспитания учащихся в общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования. Все это подчеркивает важность данной программы. Волна возрастной одарённости в течении нескольких лет несёт нас своём гребне маленьких художников. Но она уйдёт, и большинство взрослеющих детей найдёт другие предпочтительные для них области деятельности, где проявятся их способности. Однако приобретённый опыт художественного творчества останется их личностным достоянием и возможно, поможет творчески проявить себя в той или иной сфере деятельности. Возраст 5-7 лет ( т.е.старший дошкольный возраст) можно назвать сенситивным для художественного развития. Применительно к этому возрасту формула «каждый ребёнок – художник» звучит наиболее убедительно. Для педагогов, работающих со старшими дошкольниками, сфера художественного развития должна быть приоритетной. Прежде всего, надо увлечь ребёнка творческой природой искусства, а потом давать ему технические средства, чтобы он мог воплощать замыслы, которые сам порождает и хочет воплотить. Нужно развивать руку маленького художника и знакомить его с приёмами изображениями. Для этого эффективнее и психологически вернее будет прибегнуть в непроизвольному обучению в игровой форме и во вне урочное время. Программа «Палитра» направлена на такое обучение, когда ребёнок овладевает знаниями, развивает качество, не в результате специальных усилий, а в результате деятельности, направленной на цель, незаметно для самого себя.
Программа «Палитра» разработана для удовлетворения социального заказа общества в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста и с целью пропедевтической работы в рамках муниципального проекта «Одаренные дети». Программа позволит, развивать способности одарённых детей, осуществляя личностно-ориентированный подход. Одаренные дети с художественными наклонностями смогут в полной мере реализовать свои возможности и способности, проявляя активность, инициативу, творчество.
В качестве научно - теоретической основы программы «Палитра» является Концепция межрегиональной программы «Одаренные дети». В психологии и педагогике проблема детского изобразительного творчества становится одной из центральных. Рисунок как продукт изобразительной деятельности несет в себе отпечаток личности ребенка, его настроения, чувств и состояний. Изобразительная деятельность, возникающая на ранних ступенях онтогенеза, позволяет проследить тесную взаимосвязь изобразительной деятельности с различными сферами психического и личностного развития ребенка. Но вместе с тем, вопрос одаренности в изобразительной деятельности мало изучен, по отношению к другим видам одаренности, несмотря на экспериментальные исследования различных сторон одаренности в работах Н.С. Лейтеса, A.M. Матюшкина, Л.А. Венгера, А.А. Мелик-Пашаева, B.C. Юркевич, Н.В. Гросул, О.И. Чехониной, О.М. Дьяченко. Доказано, что одаренность ребенка в изобразительной деятельности проявляется на ранних этапах развития, и детский рисунок может рассматриваться как показатель развития художественной одаренности. Изобразительная деятельность детей привлекает внимание педагогов и психологов. Исследованиями в области детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, В. Вунд, Г. Кершенштейнер, Ф.И. Шмит, B.C. Мухина, Т.Н. Доронова, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, А.И.Савенков, Е.А.Флёрина, Н.Б.Халезова, Б.П.Юсов, С.Г.Якобсон, Н.П.Сакулина. Программа индивидуального сопровождения по изобразительной деятельности поможет одаренному ребенку раскрыть свои способности и таланты в данном виде деятельности. В основу Программы положены следующие концептуальны положения:
Программа «Палитра» адресована воспитателям дошкольных учреждений, преподавателям изостудий, педагогам дополнительного образования. Программа предполагает составление индивидуальных маршрутов на каждого ребёнка, с учётом его способностей, возможностей и интересов. Обучение художественно одаренных дошкольников строится на четырех основных направлениях: развитие креативности, формирование изобразительных умений, обогащение представлений о мире и развитие познавательных процессов, развитие эмпатии. Содержание программы «Палитра» содержит тематический план, критерии диагностики, разработки, конспекты игр и упражнений. А также правила техники безопасности и особенности работы с художественными материалами. (Приложение). Тематическое планирование.
Карта индивидуального сопровождения ребёнка. Наименование учреждения МОУ Прогимназия №18 «Родничок» Адрес пос. Ветлужский, ул. Победы 8.
Мальчик хорошо развит всесторонне, активен, очень подвижен, самостоятелен, любит и умеет рисовать, придумывает свои интересные темы, выбирает разнообразные способы изображения. Любимые темы в изобразительной деятельности: «Техника», «Животные». Хорошо изображает различные сюжеты, чётко и правильно прорисовывает человека, людей в движении. Правильно передаёт пропорции в изображении, рисунок изображает по всему листу, соблюдая пропорции. Адекватно реагирует на замечания взрослого, старается исправить ошибки. Активно посещает кружки прогимназии, а также дополнительные занятия по «вольной борьбе». В данное время начал заниматься в музыкальной школе.
1.Развитие изобразительных способностей. 3.Повышение самооценки, уверенности в своих силах. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Шиганова Ирина Николаевна – воспитатель компьютерного игрового класса моу прогимназии №18 «Родничок» городского округа город Шарья... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия... | Конкурсной программы вечера отдыха Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия №18 «Родничок» городского... | ||
Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №3 городского... Алексеева С. А., учитель начальных классов моу гимназия №3 городского округа город Шарья | Потапова Алла Александровна, моу средняя общеобразовательная школа... Моу средняя общеобразовательная школа №7 городского округа город Шарья Костромской области | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия №18 «Родничок» городского... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Губернатора Костромской области, приказами и нормативными документами Департамента образования и науки Костромской области, локальными... | ||
Новости наиболее быстро развивающихся отраслей биологической науки,... Лиганова Юлия Викторовна, учитель биологии и информатики моу сош №21 городского округа г. Шарья Костромской области | Рассмотрен Годовой календарный учебный графикмоу сош №7 городского округа город Шарья Костромской области | ||
Тема реферата Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №3 городского округа город Шарья Костромской области | З. А. Атаханова Приказ №238 от 03 сентября 2013 г Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №21 городского округа г. Шарья Костромской... | ||
Авторские видеоресурсы в практике учителя Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №21 городского округа город Шарья Костромской... | Образовательная программа дополнительного образования «Шахматы для школьников» Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №21 городского округа город Шарья Костромской области | ||
Вопросы, рассматриваемые при контроле : Адаптация учащихся 5 классов ... | Авторские видеоресурсы в практике учителя Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №21 (мбоу сош №21) городского округа город Шарья... |