Влияние силовой асимметрии ног на параметры преодоления барьера при обучении студентов факультета физической культуры Технике барьерного бега 13.





Скачать 254.19 Kb.
НазваниеВлияние силовой асимметрии ног на параметры преодоления барьера при обучении студентов факультета физической культуры Технике барьерного бега 13.
Дата публикации26.06.2013
Размер254.19 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Культура > Автореферат


На правах рукописи
Бобина Ольга Николаевна
Влияние силовой асимметрии ног на

параметры преодоления барьера при обучении студентов факультета физической культуры

Технике барьерного бега
13.00.04 – Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Омск 2007

Работа выполнена в Томском государственном педагогическом университете на кафедре теории и методики обучения физической культуре и спорту факультета физической культуры и спорта

Научный руководитель доктор медицинских наук

С.В. Яхонтов

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,

профессор И.Т. Лысаковский

кандидат педагогических наук,

доцент А.В. Холопов
Ведущая организация: Южно-Уральский государственный университет


Защита состоится 24 октября 2007 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 311.001.01 в Сибирском государственном университете физической культуры и спорта по адресу: 644009, г. Омск, ул. Масленникова, 144.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.

Ученый секретарь

диссертационного совета Д 311.001.01

доктор педагогических наук, профессор Попков В.Н.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Барьерный бег относится к легкоатлетическим упражнениям, эффективное выполнение которых, в числе прочих факторов, требует учета индивидуального профиля моторных асимметрий. Несмотря на значительную проработку теории и методики обучения студентов физической культуре, проблема учета индивидуального профиля асимметрий (ИПА) при освоении техники легкоатлетических упражнений по прежнему остается малоизученной (П. Дж. Себастьян, 1971; D.K. Charman, 1979; А.А. Саидов, 1981). Анализ научной и учебно-методической литературы по вопросам обучения студентов технике барьерного бега свидетельствует об отсутствии ясных методологических подходов к учету моторных асимметрий на этапе обучения легкоатлетическим упражнениям вообще (Э.Х. Амбаров, 1969; А.Ф. Артюшенко, 1973; Т.П. Юшкевич, 1989; В.Н.Власов, 2002; В.И.Говердовский, О.С.Терентьева, 2004;), и барьерному бегу в частности (Р.Я. Отрубянников, В.Д. Полищук, 1980; З.С. Стручкова, 1980; В.Д. Бакланов, 1984; В.В. Балахничев, 1984; В.В. Чемов, 1989; В.М.Степанов, М.В.Степанова, 2001).

Моторные асимметрии, влияя на пространственно-временные параметры барьерного бега, часто затрудняют освоение техники преодоления барьеров, что требует дифференцированного подхода к обучению. При этом следует учитывать, что требования к освоению спортивных дисциплин на факультетах физической культуры вузов не снижаются на фоне сокращения аудиторных часов, отведенных на обучение. Сложившиеся подходы к обучению студентов технике барьерного бега не учитывают возможности повышения эффективности обучения за счет оценки и учета моторных асимметрий, что и послужило основанием к проведению данного исследования.

Объектом исследования является процесс обучения студентов факультетов физической культуры технике барьерного бега.

Предмет исследования – влияние силовых асимметрий ног на пространственно-временные параметры барьерного бега.

Цель исследования: изучить влияние моторных асимметрий ног на пространственно-временные параметры преодоления барьера при обучении студентов специализированных факультетов технике барьерного бега.

Рабочая гипотеза. Полагалось, что выявление и учет моторных асимметрий конечностей и их влияния на пространственно-временные параметры преодоления барьера при обучении студентов позволит повысить эффективность обучения.

Задачи исследования.

1. Установить характер предпочтений в выборе ведущих конечностей, а также связь предпочтений с приоритетами конечностей при выполнении двигательных действий.

2. Изучить влияние предпочтений в выборе правой или левой толчковой ноги у студентов на эффективность барьерного бега и пространственно-временные параметры преодоления барьера.

3. Установить связь «рукости» с предпочтениями и приоритетами толчковой ноги в барьерном беге.

4. Исследовать влияние совпадения предпочтений в выборе толчковой ноги с ее силовым приоритетом на пространственно-временные параметры преодоления барьера.

5. На основе анализа литературных данных и результатов собственных исследований обосновать методические подходы к обучению студентов технике преодоления барьеров с учетом моторных асимметрий ног.

Для решения поставленных задач использованы следующие методы:

  • анализ научной и учебно-методической литературы;

  • педагогические наблюдения;

  • педагогическое тестирование;

  • педагогический эксперимент;

  • биомеханический анализ барьерного бега;

  • методы математической статистики.

Экспериментальной базой исследования явились факультет физической культуры Томского государственного педагогического университета (студенты ФФК), а также СДЮШОР г. Северска в период с 2002 по 2006 год. Исследования проводились в четыре этапа.

Этапы исследования:

На 1 этапе проводились:

- педагогические наблюдения на предмет выявления предпочтений в выборе толчковой ноги в барьерном беге, прыжках в длину, высоту, тройном прыжке с разбега, в выборе ноги для выполнения удара по воротам (футбол);

- педагогическое тестирование на предмет выявления моторных асимметрий конечностей;

- видеосъемка для проведения биомеханического анализа барьерного бега у подгрупп с различным предпочтением в выборе толчковой ноги.

Педагогические наблюдения на предмет выявления предпочтений в выборе толчковой ноги в легкоатлетических упражнениях проводились на академических занятиях по легкой атлетике со студентами факультета физической культуры ТГПУ в 2002-2004 г.г.

Педагогическое тестирование проводилось в течение 2003-2004 учебного года. В нем участвовали студенты 2, 3 и 4 курсов ФФК ТГПУ, студенты 3 курса затем участвовали в видеосъемке барьерного бега.

На II этапе проводилось предварительное исследование, в котором выявлялись особенности сочетания параметров преодоления барьера и эффективность барьерного бега при делении испытуемых на подгруппы по следующим признакам:

- предпочтение левой ноги в качестве толчковой;

- предпочтение правой ноги в качестве толчковой;

- выбор сильной по тесту «полуприсед в упоре у стены» ноги в качестве толчковой;

- выбор сильной по тесту «полуприсед в упоре у стены» ноги в качестве маховой.

На III этапе проводился основной эксперимент, в котором оценивалась эффективность обучения студентов технике барьерного бега при делении испытуемых на подгруппы по следующим признакам:

- совпадение предпочтений и приоритета в выборе толчковой ноги в барьерном беге;

- несовпадение предпочтений и приоритета в выборе толчковой ноги в барьерном беге.

На IV этапе проводилась оценка целесообразности применения методических приемов, направленных на повышение эффективности обучения студентов факультета физической культуры технике барьерного бега. Проводился анализ полученных результатов, и оформлялась диссертационная работа.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

- положения о функциональных асимметриях, как о проблеме гармонии движений, формирующейся в процессе развития человека (Н.А. Бернштейн, 1990 - 2001; К.Д. Чермит. 1984-2004);

─ исследования о развитии и совершенствовании координационных способностей (В.И. Лях, 1983 - 2001);

─ исследования биомеханики спринтерского и барьерного бега (В.В. Тюпа, В.М. Зациорский, 1981, 1991; В.Д. Бакланов, 1984; В.В. Балахничев, 1984; Степанов В., Степанова М., 2001, 2005).

Научная новизна заключалась в следующем:

  1. впервые изучено влияние моторных асимметрий конечностей на эффективность барьерного бега на этапе обучения студентов факультетов физической культуры вузов;

  2. экспериментально обосновано влияние моторных асимметрий конечностей на пространственно-временные параметры преодоления барьера, приводящее к потерям скорости на дистанции;

  3. установлена зависимость предпочтений и приоритетов конечностей от вида двигательных действий, а также относительная независимость предпочтений и приоритетов верхних конечностей от предпочтений и приоритетов нижних конечностей.

  4. выявлено снижение эффективности барьерного бега за счет потерь скорости при несовпадении предпочтения в выборе толчковой ноги с ее силовым приоритетом, и повышение эффективности барьерного бега при совпадении предпочтений в выборе толчковой ноги с ее силовым приоритетом;

  5. установлено влияние силового приоритета маховой ноги на потери горизонтальной скорости в фазе атаки барьера, а также влияние силового приоритета толчковой ноги на потери скорости в беге между барьерами.

Теоретическое значение работы заключается в том, что результаты исследования расширяют представление о влиянии функциональных асимметрий на эффективность физических упражнений вообще и на эффективность барьерного бега, в частности. Знания об особенностях проявления и учета моторных асимметрий в легкой атлетике являются вкладом в теорию и методику данного вида спорта и теорию обучения.

Практическая значимость. Установленные причины снижения эффективности техники барьерного бега открывают новые подходы в методике обучения студентов легкоатлетическим упражнениям в рамках учебных программ физкультурных вузов, позволяющие повысить эффективность обучения за счет повышения координации движений на основе учета моторных асимметрий конечностей.

Положения, выносимые на защиту

1. Моторные асимметрии конечностей являются существенным фактором организации двигательных действий в барьерном беге и могут сказываться на снижении эффективности обучения студентов факультетов физической культуры вузов технике преодоления барьера.

2. Потери скорости в преодолении барьера и беге между барьерами определяются совпадением предпочтений в выборе толчковой или маховой ног с их силовым приоритетом. Совпадение-несовпадение предпочтений ног с их силовым приоритетом влияет на пространственно-временные параметры преодоления барьера и, как следствие, на эффективность техники выполнения упражнения.

3. Оценка и учет совпадений в выборе предпочтений толчковой и маховой ног с их силовым приоритетом способствуют повышению эффективности освоения студентами техники барьерного бега на этапе обучения за счет дифференцированного подхода, что подтверждается полученными положительными результатами.

Результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях:

  • «Актуальные проблемы методической работы в школе и в ВУЗе», (Томск, 1997);

  • «Актуальные вопросы безопасности, здоровья при занятиях спортом и ФК» (Томск, 1999, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005);

  • «Наука и практика. Диалоги нового века» (Анжеро-Судженск, 2003);

  • «Наука и образование. Педагогика и психология» (Томск, 2004);

  • VIII Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (с международным участием) «Наука и образование» (Томск, 2004);

  • «Подготовка спортсменов: проблемы и решения» (Северск, 2004);

  • Всероссийский гуманитарный форум (с международным участием) «Сибирские Афины» (Томск, 2006);

  • Всероссийской научной конференции «Механизмы индивидуальной адаптации» (Томск, 2006).

По результатам исследований опубликовано 9 научных работ.

Структура работы: введение, 5 глав, выводы, практические рекомендации, список литературы из 164 источников, из которых 157 - отечественных, рисунков - 26 и таблиц - 10.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, определена цель, объект и предмет исследования, сформулирована гипотеза и задачи исследования, описаны теоретическая и методологическая база исследования и используемые методы, этапы и задачи исследования, научная новизна, положения, выносимые на защиту, реализация результатов работы и их обсуждение на научных конференциях.

В первой главе «Влияние моторных асимметрий на координированность двигательных действий при обучении барьерному бегу» проведен обзор литературных данных по проблеме моторных асимметрий в барьерном беге.

В разделе 1.1 «Проявление моторных асимметрий в спортивной деятельности» показано, что двигательные асимметрии конечностей являются следствием дисбаланса мышечного тонуса сгибателей и разгибателей суставов, исходя из чего, проблема моторных асимметрий в основном касается неравномерности участия конечностей в двигательных актах и, по мнению Н.Н. Брагиной и Т.А. Доброхотовой (1988), неизбежно сказывается на успешности выполнения легкоатлетических упражнений. Показано также, что термин «ведущая» конечность является неоднозначным вследствие зависимости видов приоритетов конечности от характера двигательных действий; кроме того, если различия моторики ног и рук у мастеров спорта могли быть обусловлены спортивной специализацией, то на этапе обучения эти различия не связаны со специализацией.

В разделе 1.2 «Пространственно-временные параметры преодоления барьера» сделано заключение, что анализ эффективности барьерного бега и возможных потерь скорости на дистанции, обусловленных влиянием моторных асимметрий конечностей, необходимо осуществлять по внутрицикловым взаимоотношениям параметров преодоления барьера

В разделе 1.3. «Особенности обучения барьерному бегу с учетом моторных асимметрий» раскрыты проявления моторных асимметрий ног на начальном этапе обучения барьерному бегу в виде дискоординаций движений ног и рук на дистанции, приведены данные В.И. Огуренкова (1972), А.П. Оцупок (1984), Л.Б. Фроловой (1987), К.Д. Чермит (1984,1992), А.В Дмитриева (2000), В.Н. Власова (2000), Л.А. Колесниковой (2004) об отрицательной зависимости между выраженностью моторных асимметрий и результативностью соревновательной деятельности. Установлено, что известные методики преодоления нерациональной двигательной асимметрии предусматривают целесообразность применения на стадии базовой подготовки спортсменов повышение объема нагрузки на мышечные группы с меньшей моторной активностью.

Во второй главе «Задачи, методы и организация исследований» сформулированы задачи исследования, обоснованы методы, организация, этапы и база исследования.

В третьей главе «Влияние предпочтений в выборе толчковой ноги на параметры преодоления барьера» исследованы пространственно-временные параметры преодоления барьера у лиц с левой и правой толчковой ногой, проведен анализ выбора предпочтений и приоритетов конечностей при выполнении двигательных действий, изучено влияние силового приоритета толчковой и маховой ног на относительную эффективность барьерного бега, проанализирована связь приоритета ног с приоритетом рук при выполнении двигательных действий.

В четвертой главе «Оценка эффективности совпадения и несовпадения толчковой ноги с ее силовым приоритетом при обучении студентов технике барьерного бега (основной эксперимент)» проведен анализ углов сгибания толчковой и маховой ног в период атаки барьера, изучены параметры преодоления барьера у студентов при совпадении и несовпадении предпочтений и приоритетов ног; исследованы корреляционные связи параметров преодоления барьера; проведена оценка эффективности методических приемов, направленных на снижение влияния двигательных асимметрий ног при обучении студентов технике барьерного бега

В пятой главе «Обсуждение результатов исследования» проведен сопоставительный анализ эффективности техники барьерного бега у студентов с левой и правой толчковой ногой, у групп с совпадением и несовпадением предпочтения в выборе толчковой ноги с ее силовым приоритетом с экспериментальной группой, обучение технике барьерного бега в которой проводилось с учетом моторных асимметрий ног. Результаты обсуждения сформулированы в виде выводов.

В практических рекомендациях даны советы по совершенствованию обучения студентов факультета физической культуры технике барьерного бега, на основе учета влияния силовых симметрий- асимметрий ног на пространственно-временные параметры преодоления барьера.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выбор толчковой ноги в барьерном беге осуществляется интуитивно, на основе фенотипически закрепленных двигательных навыков. В предварительном педагогическом эксперименте, проведенном на начальном этапе исследования, изучалось влияние интуитивного выбора левой или правой толчковой ноги на параметры преодоления барьера. В этом эксперименте участвовали группа студентов с левой толчковой ногой («левши») и правой толчковой ноги («правши»). Предварительно у обеих групп было проведено тестирование на предмет выявления силовых и скоростно-силовых асимметрий ног путем выполнения тестовых упражнений.

Влияние моторных асимметрий ног на параметры преодоления барьера у студентов проявлялось нарастающими различиями углов сгибания суставов нижних конечностей к моменту перехода ОЦМТ над барьером, что направляло поиск возможных потерь скорости на эту фазу преодоления барьера (рис.1).

Рис.1. Динамика углов тазобедренного и коленного суставов толчковой и маховой ног у «правшей» (жирная линия) и «левшей» (пунктирная линия) в период атаки барьера.

Примечание: А – динамика угла тазобедренного сустава толчковой ноги; B – динамика угла коленного сустава толчковой ноги; C – динамика угла тазобедренного сустава маховой ноги; D – динамика угла коленного сустава маховой ноги; E – динамика угла между бедрами.

Цифры на горизонтальной шкале графиков соответствуют следующим моментам барьерного шага: 1 – момент постановки ноги на опору; 2 – момент окончания фазы амортизации; 3 – момент окончания отталкивания; 4 – момент прохождения стопы маховой ноги над барьером; 5 – момент прохождения ОЦМТ над барьером; 6 - момент касания опоры.
Факт выраженного влияния моторных асимметрий на параметры преодоления барьера у студентов подтверждался тем, что у мастеров барьерного бега различий кинематических параметров преодоления барьера не выявлялось.

Отсутствие различий у мастеров-«левшей» и «правшей» могло объясняться следствием совершенства техники бега и симметричным развитием мышечных групп таза, туловища и плечевого пояса, обеспечивающих высокую координацию движений при преодолении барьера, независимо от предпочтений в выборе толчковой ноги.

Анализ временных и скоростных параметров преодоления барьера, а также угловых перемещений звеньев толчковой и маховой ног, которые определяли путем компьютерной обработки результатов видеосъемок, выявил относительно меньшие потери скорости на дистанции у студентов-«левшей». У студентов-«правшей», несмотря на большую, в сравнении с «левшами», скорость разбега, выявлялись потери скорости в беге между барьерами с некоторой компенсацией этих потерь в атаке барьера за счет толчково-маховых усилий. Небольшие потери скорости на дистанции наблюдались и у «левшей», но происходили они в фазе атаки барьера, с некоторой компенсацией этих потерь за счет ускорения в беге между барьерами (табл.1 и 2).

Таблица 1

Относительная эффективность барьерного бега у студентов с различным предпочтением толчковой ноги (M±m).




Параметр

«Левши»

«Правши»

1.

Время разбега (t1), с

1,87±0,06

1,68±0,07*

2.

Время бега по дистанции с преодолением барьеров (t2), с

3,17±0,06

3,11±0,07*

3.

Относительная эффективность барьерного бега, усл.ед

59±2,17

54±1,27*



Примечание: относительную эффективность бега определяли по формуле: Кэфф= (*) – здесь и далее P>0.05
Анализ данных литературы и собственные наблюдения послужили основанием к введению более точной терминологии, касающейся понятия «ведущей» конечности. Перед проведением основной части исследований, нами были введены понятия «предпочтение» и «приоритет», которые означали интуитивный выбор конечности для выполнения того или иного двигательного действия (предпочтение) и объективное преимущество конечности, выявляемое в тестовых упражнениях (приоритет). При этом данные литературы и собственные наблюдения подтвердили факт существования различных видов приоритета конечностей, а также зависимость вида приоритета от характера двигательных действий.
Таблица 2

Основные пространственно-временные параметры преодоления

барьера у студентов с различным предпочтением толчковой ноги (M±m).




Параметр

«Левши»

«Правши»

1.

Горизонтальная скорость перед атакой 3-го барьера (V1), м/с

5,2±0,2

5,1±0,1

2.

Время опоры до барьера (t3), с

0,184±0,007

0,192±0,010

3.

Расстояние до барьера, см

142±7

132±6*

4.

Длительность фазы полета (t4), с

0,40±0,02

0,42±0,02

5.

Горизонтальная скорость полета (V2), м/с

5,0±0,1

5,1±0,2

6.

Время опоры после барьера (t5), с

0,150±0,008

0,150±0,006



Различия в относительной эффективности барьерного бега, выявленные ранее у «левшей» и «правшей», дали основание предположить, что эффективность барьерного бега, оцениваемая потерями скорости на дистанции, определяется не выбором «ведущей» ноги (ее предпочтением), а совпадением предпочтения толчковой ноги с ее силовым приоритетом. Исходя из этого, предстояло выяснить, чем руководствуются спортсмены при выборе «ведущих» конечностей при выполнении двигательных действий вообще и в выборе толчковой ноги в барьерном беге в частности.

Проведенный педагогический эксперимент позволил установить, что минимальные потери скорости на дистанции (максимальное значение относительной эффективности барьерного бега) наблюдались при использовании в качестве толчковой «сильной» (приоритетной по силовой выносливости) ноги. Использование же «слабой» по силовой выносливости ноги сопровождалось максимальными потерями скорости на дистанции, по всей видимости, за счет меньших усилий, развиваемых при атаке барьера. Это позволило предположить, что потери скорости на дистанции, обусловленные влиянием моторных асимметрий ног, определялись, в основном, не предпочтением в выборе толчковой ноги, а совпадением предпочтения с силовым приоритетом.

Проверка выдвинутого предположения была проведена в основном педагогическом эксперименте, в котором были сформированы группа с несовпадением предпочтения толчковой ноги с ее силовым приоритетом – ТН (-) и группа с совпадением предпочтения толчковой ноги с ее силовым приоритетом – ТН (+). Обе группы проходили стандартный курс обучения барьерному бегу на протяжении весеннего семестра 2-го курса и осеннего – 3-го курса. В конце обучения, по результатам компьютерной обработки видеосъемок, у обеих групп были проведены измерения и анализ пространственно-временных параметров барьерного бега. Влияние моторных асимметрий ног проявлялось нарастающими различиями углов сгибания суставов толчковой и маховой ног с момента отталкивания до момента атаки и перехода через барьер (табл.3).
Таблица 3

Параметры барьерного шага у групп с совпадением и несовпадением предпочтения в выборе толчковой ноги с ее силовым приоритетом (M±m)



Параметр

ТН (-)

ТН (+)

1.

Время разбега, t1 (с)

1,78±0,08

1,78±0,05

2.

Время бега по дистанции с преодолением барьеров (t2), с

3,23±0,06

3,00±0,05*

3.

«Эффективность» бега, Кэфф (усл ед).

55,00±1,10

59,00±0,87*

4.

Расстояние до барьера (см)

140,00±0,95

162,00±4,50*

5.

Время опоры до барьера, t3 (с)

0,19±0,01

0,19±0,01

6.

Горизонтальная скорость перед атакой 3-го барьера, V1 (м/с)

5,20±0,017

5,00±0,014*

7.

Длительность фазы полета, t4 (с)

0,42±0,02

0,41±0,02

8.

Горизонтальная скорость полета над барьером, V2 (м/с)

4,90±0,018

5,10±0,019*



При этом, потери скорости на дистанции, судя по значению относительной эффективности барьерного бега, выявлялись у обеих групп. Однако, потери скорости у группы ТН (+), были меньше, чем у группы ТН (-).

Таким образом, различие состояло в том, что у группы с силовым приоритетом маховой ноги потери скорости происходили в атаке барьера, а у группы с силовым приоритетом толчковой ноги – в беге между барьерами.

У группы ТН (-) отталкивание «слабой» ногой приводило к потере горизонтальной скорости в период полета над барьером, однако, более высокое значение скорости перед атакой барьера свидетельствовало об ускорении между барьерами. У группы ТН (+), использование «сильной» ноги в качестве толчковой, сопровождаясь удлинением расстояния до барьера и, как следствие, несколько большей скоростью преодоления барьера. Более высокая скорость в атаке барьера, тем не менее, сочеталась с приземлением на «слабую» ногу, что сопровождалось потерей скорости на первом шаге следующего барьерного цикла. Отталкивание сильной ногой увеличивало скорость атаки на барьер. Суммарные потери скорости бега по дистанции в этом случае составляли довольно существенную величину (0,22 сек). В этом случае потери скорости в период атаки на барьер были минимальными, а относительная эффективность бега была у этой подгруппы наивысшей (график на рис.2).


Рис.2. Соотношение скорости перед атакой барьера (V до барьера) и скорости полета (V полета), а также коэффициентов эффективности барьерного бега у различных групп

Примечание: на шкале слева – значения скоростей (м/с); на шкале справа – значения относительной эффективности барьерного бега (усл.ед). «Kэфф» - относительная эффективность барьерного бега.
Кросс-корреляционный анализ параметров преодоления барьера, проведенный у обеих групп, показал, что совпадение предпочтения толчковой ноги с ее силовым приоритетом сопровождалось изменением характера связей параметров преодоления барьера (табл.4).

Таблица 4

Основные корреляции параметров преодоления барьера у группы с совпадением – ТН (+) и несовпадением - ТН (-) предпочтения толчковой ноги с ее силовым приоритетом



№ п/п

Характер связи

ТН (-)

ТН (+)

1.

Горизонтальная скорость до барьера – время опоры до барьера

0,4

-0,3

2.

Горизонтальная скорость до барьера – время опоры после барьера

-0,68

-0,7

3.

Время опоры до барьера - горизонтальная скорость полета

-0,24

-0,6

4.

Горизонтальная скорость полета - время опоры после барьера

-0,57

-0,6

5.

Расстояние до барьера – горизонтальная скорость полета

0,47

-0,6

6.

Длительность опоры до барьера – угол сгибания ТБС ТН в момент перехода ОЦМТ над барьером

0,25

0,8

7.

Горизонтальная скорость полета – угол между бедрами в момент перехода ОЦМТ над барьером

0,24

-0,5

8.

Расстояние до барьера - угол между бедрами в момент перехода ОЦМТ над барьером

0,23

-0,5

9.

Угол сгибания КС ТН – угол между бедрами в момент перехода ОЦМТ над барьером

0,69

0,7

10.

Углы сгибания КС и ТБС ТН в момент перехода ОЦМТ над барьером

0,74

0,7
Корреляционные соотношения указывали на усиление связей некоторых параметров преодоления барьера (табл. 4, № 3, 6) и на неизменность других (табл. 4. № 2, 4, 9, 10). В ряде случаев, усиление зависимости параметров проявлялось и инверсией их значений (табл. 4, № 1, 5, 7, 8).

Таким образом, при обучении студентов технике барьерного бега наличие моторных асимметрий в любом случае сопровождается потерями скорости преодоления барьеров, но механизмы этих потерь различны. При несовпадении предпочтения в выборе толчковой ноги с ее силовым приоритетом и, следовательно, при более «сильной» маховой ноге, наблюдались потери скорости в фазе отталкивания на барьер и фазе полета вследствие слабой атаки барьера.

Если предпочтение в выборе толчковой ноги в большей степени совпадало с ее силовым приоритетом, то есть, сочеталось со «слабой» маховой ногой, наблюдался некоторый прирост горизонтальной скорости в атаке барьера. Несмотря на тенденции к снижению скорости в беге между барьерами коэффициент эффективности у этой группы был достоверно более высокий. Таким образом, осознанный выбор толчковой ноги с силовым приоритетом сопровождается минимальными потерями скорости при преодолении барьеров.
Выводы:

  1. Силовые асимметрии ног, выявленные при обучении студентов специализированных факультетов барьерному бегу, оказывают негативное влияние на параметры преодоления барьера, приводя к потерям скорости на дистанции и снижению эффективности обучения технике этого упражнения.

  2. При анализе влияния моторных асимметрий более точными терминами являются «предпочтение» и «приоритетность». Предпочтение конечности связано с видом выполняемого упражнения. Приоритет конечности зависит от характера упражнения. Конечность, приоритетная в одном виде упражнения, может не являться приоритетной в другом.

  3. В случае совпадения силового приоритета ноги с ее предпочтением в качестве толчковой в барьерном беге наблюдаются потери скорости на сходе с барьера. В случае совпадения силового приоритета ноги с ее предпочтением в качестве маховой наблюдаются потери скорости в атаке барьера.

  4. Отталкивание на барьер ногой, приоритетной по силовой выносливости, сопровождается увеличением расстояния до барьера и большей скоростью полета над барьером. Приземление на «слабую» ногу, в этом случае, сопровождается потерями скорости в беге между барьерами.

  5. Отталкивание на барьер ногой, не приоритетной по силовой выносливости, сопровождается укорочением расстояния до барьера, как следствие – увеличением вертикальной и уменьшением горизонтальной составляющих скорости вылета. Механизмом компенсации потерь в этом случае будет сокращение времени опоры за барьером, так как приземление осуществляется на «сильную» ногу.

  6. Методические приемы, направленные на снижение влияния моторных асимметрий ног на потери скорости в барьерном беге повышают эффективность обучения.


Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:


  1. Бобина, О.Н. Лабораторная методика оценки скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости у бегунов на короткие дистанции /О.Н. Бобина, С.В. .Яхонтов, Г.Н. Лапина, Е. Тимофеев // Актуальные проблемы методической работы в школе и в ВУЗе: Материалы региональной научно-методической конференции. - Томск, ТГПУ, 1997.- С. 86-87.

  2. Шалагина, Л.Ш. К индивидуализации процесса обучения лиц с сенсомоторными асимметриями /Л.Ш. Шалагина, О.Н. Бобина, С.А. Грекова, С.В. Яхонтов // Актуальные вопросы безопасности, здоровья при занятиях спортом и ФК: Материалы VI научно-практической конференции.- Томск: Центр УМЛ ТГПУ, 2003.- С.315-317.

  3. Бобина, О.Н. Совершенствование техники легкоатлетических упражнений на основе учета моторных асимметрий /О.Н. Бобина, С.А. Грекова // Наука и практика. Диалоги нового века: Материалы всероссийской конференции. - Анжеро-Судженск, 2003.-С. 45-46.

  4. Бобина, О.Н. Анализ временных соотношений в структуре барьерного шага на раннем этапе обучения студентов с правой и левой толчковой ногой /О.Н. Бобина // Подготовка спортсменов: проблемы и решения: Материалы научно-практической конференции. - Северск, 2004.-С. 65.

  5. Бобина, О.Н. Определяющее значение периода опоры в координации движений барьерного шага /О.Н. Бобина // Качество образования: теория и практика: Всероссийская научно-практическая конференция (10-11 декабря 2004) Ч.2.- Томск: изд-во НТЛ, 2004.- С. 124-125

  6. Бобина, О.Н. Биомеханический анализ дискоординации движений в барьерном беге с использованием видеокомпьютерных технологий /О.Н. Бобина // Наука и образование. Педагогика и психология: VIII Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых.- Томск: ТГПУ, 2005.- С. 267-270.

  7. Бобина, О.Н. Анализ соотношения параметров опорного периода барьерного шага в практике обучения барьерному бегу /О.Н. Бобина // Актуальные вопросы безопасности, здоровья при занятиях спортом и ФК: VIII-я Международная научно-практическая конференция.- Томск: ТГПУ, 2005.- С. 235-236.

  8. Моторные асимметрии в барьерном беге /С.В. Яхонтов, О.Н. Бобина.- Томск: Центр УМЛ ТГПУ, 2006.- 88 с.

  9. Бобина, О.Н. Зависимость пространственно-временных параметров преодоления барьера от выбора толчковой ноги /О.Н. Бобина //Формирование культуры личности средствами искусства в системе классического образования (опыт междисциплинарного исследования): Материалы сибирского гуманитарного форума (с международным участием) «Сибирские Афины»- Томск, 2006.- С. 168-170.

  10. Бобина, О.Н. Влияние сенсомоторных симметрий-асимметрий в легкоатлетической практике /О.Н. Бобина //Вестник Томского государственного университета. Приложение: Материалы международных, всероссийских, региональных научных конференций, семинаров, симпозиумов, школ, проводимых в ТГУ, 2006. №21.- С. 19-20.

  11. Бобина, О.Н. Влияние моторных асимметрий ног на параметры преодоления барьера при обучении студентов технике барьерного бега /О.Н. Бобина// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. Научный журнал №14(37). Аспирантские тетради. - Санкт-Петербург, 2007. – С.234-238.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Влияние силовой асимметрии ног на параметры преодоления барьера при обучении студентов факультета физической культуры Технике барьерного бега 13. iconКонспект урока физической культуры в 6 классе по легкой атлетике...
Обучение технике спринтерского бега – низкого старта, стартового разгона, бега по дистанции
Влияние силовой асимметрии ног на параметры преодоления барьера при обучении студентов факультета физической культуры Технике барьерного бега 13. iconПравила по технике безопасности на уроках физической культуры
К урокам физической культуры допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж по технике безопасности
Влияние силовой асимметрии ног на параметры преодоления барьера при обучении студентов факультета физической культуры Технике барьерного бега 13. iconМетодика обучения опорным прыжкам Методическая разработка учителя...
Методическая разработка и рекомендации учителям физической культуры при обучении опорным прыжкам
Влияние силовой асимметрии ног на параметры преодоления барьера при обучении студентов факультета физической культуры Технике барьерного бега 13. iconРефератов по дисциплине «Легкая атлетика»
«Основные группы упражнений применяемых при обучении элементам техники бега, прыжков, метаний»
Влияние силовой асимметрии ног на параметры преодоления барьера при обучении студентов факультета физической культуры Технике барьерного бега 13. iconКонспект урока учителя физической культуры Сапуновой В. М. Тема урока : «Нападающий удар»
Первичный инструктаж на рабочем месте по технике безопасности. Инструктаж по л/а. Понятие об утомлении и переутомлении. Влияние легкоатлетических...
Влияние силовой асимметрии ног на параметры преодоления барьера при обучении студентов факультета физической культуры Технике барьерного бега 13. iconУрок по физической культуре: «Техника эстафетного бега»
На основе полученных данных в ходе эксперимента мы создали систему воспитания младших школьников. Вам предлагается два варианта проведения...
Влияние силовой асимметрии ног на параметры преодоления барьера при обучении студентов факультета физической культуры Технике барьерного бега 13. iconМетодические рекомендации по написанию курсовых работ студентами...
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) по дисциплинам выпускающей кафедры...
Влияние силовой асимметрии ног на параметры преодоления барьера при обучении студентов факультета физической культуры Технике барьерного бега 13. iconАвторское методическое пособие для учителей физической культуры Учитель...
Во всех упражнения акцентировать внимание на узловых деталях в технике выполнения ранее изученных приемов. Нацеливать занимающихся...
Влияние силовой асимметрии ног на параметры преодоления барьера при обучении студентов факультета физической культуры Технике барьерного бега 13. iconПротокол №10 от 17 февраля 2011 года. Удк 378 ббк 74. 58 Р- 13 Рабочий...
Рабочий журнал по педагогической практике для студентов факультета физической культуры: Сборник методических указаний. Егпу, 2011....
Влияние силовой асимметрии ног на параметры преодоления барьера при обучении студентов факультета физической культуры Технике барьерного бега 13. iconМетодические рекомендации для учителей иностранного языка Разработка Южаниной А. Н
Обеспечь коммуникативно-психологическую адаптацию школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического...
Влияние силовой асимметрии ног на параметры преодоления барьера при обучении студентов факультета физической культуры Технике барьерного бега 13. iconРазвитие силовой и двигательной подготовки при самостоятельных занятиях физической культурой
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих детей
Влияние силовой асимметрии ног на параметры преодоления барьера при обучении студентов факультета физической культуры Технике барьерного бега 13. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Езультатов и т д.). Уровень физической культуры общества (любого общества) зависит от уровня физической культуры его членов физической...
Влияние силовой асимметрии ног на параметры преодоления барьера при обучении студентов факультета физической культуры Технике барьерного бега 13. iconЦелью освоения дисциплины
Нием информационных технологий, типичных трудностей студентов и стандартных способах их преодоления в учебном процессе, о способах...
Влияние силовой асимметрии ног на параметры преодоления барьера при обучении студентов факультета физической культуры Технике барьерного бега 13. icon«С математикой в путь»
Рабочий журнал по педагогической практике для студентов факультета физической культуры: Сборник методических указаний. Егпу, 2011....
Влияние силовой асимметрии ног на параметры преодоления барьера при обучении студентов факультета физической культуры Технике барьерного бега 13. icon«Экзотические животные»
Рабочий журнал по педагогической практике для студентов факультета физической культуры: Сборник методических указаний. Егпу, 2011....
Влияние силовой асимметрии ног на параметры преодоления барьера при обучении студентов факультета физической культуры Технике барьерного бега 13. iconЭкзаменационные темы по курсу физической и коллоидной химиии для студентов дневного отделения
Предмет, задачи и методы физической химии. Основные понятия термодинамики: термодинамическая система (изолированная, открытая, закрытая),...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск