Скачать 254.19 Kb.
|
На правах рукописи Бобина Ольга Николаевна Влияние силовой асимметрии ног на параметры преодоления барьера при обучении студентов факультета физической культуры Технике барьерного бега 13.00.04 – Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Омск 2007 Работа выполнена в Томском государственном педагогическом университете на кафедре теории и методики обучения физической культуре и спорту факультета физической культуры и спорта Научный руководитель доктор медицинских наук С.В. Яхонтов Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор И.Т. Лысаковский кандидат педагогических наук, доцент А.В. Холопов Ведущая организация: Южно-Уральский государственный университет Защита состоится 24 октября 2007 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 311.001.01 в Сибирском государственном университете физической культуры и спорта по адресу: 644009, г. Омск, ул. Масленникова, 144. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Сибирского государственного университета физической культуры и спорта. Ученый секретарь диссертационного совета Д 311.001.01 доктор педагогических наук, профессор Попков В.Н. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. Барьерный бег относится к легкоатлетическим упражнениям, эффективное выполнение которых, в числе прочих факторов, требует учета индивидуального профиля моторных асимметрий. Несмотря на значительную проработку теории и методики обучения студентов физической культуре, проблема учета индивидуального профиля асимметрий (ИПА) при освоении техники легкоатлетических упражнений по прежнему остается малоизученной (П. Дж. Себастьян, 1971; D.K. Charman, 1979; А.А. Саидов, 1981). Анализ научной и учебно-методической литературы по вопросам обучения студентов технике барьерного бега свидетельствует об отсутствии ясных методологических подходов к учету моторных асимметрий на этапе обучения легкоатлетическим упражнениям вообще (Э.Х. Амбаров, 1969; А.Ф. Артюшенко, 1973; Т.П. Юшкевич, 1989; В.Н.Власов, 2002; В.И.Говердовский, О.С.Терентьева, 2004;), и барьерному бегу в частности (Р.Я. Отрубянников, В.Д. Полищук, 1980; З.С. Стручкова, 1980; В.Д. Бакланов, 1984; В.В. Балахничев, 1984; В.В. Чемов, 1989; В.М.Степанов, М.В.Степанова, 2001). Моторные асимметрии, влияя на пространственно-временные параметры барьерного бега, часто затрудняют освоение техники преодоления барьеров, что требует дифференцированного подхода к обучению. При этом следует учитывать, что требования к освоению спортивных дисциплин на факультетах физической культуры вузов не снижаются на фоне сокращения аудиторных часов, отведенных на обучение. Сложившиеся подходы к обучению студентов технике барьерного бега не учитывают возможности повышения эффективности обучения за счет оценки и учета моторных асимметрий, что и послужило основанием к проведению данного исследования. Объектом исследования является процесс обучения студентов факультетов физической культуры технике барьерного бега. Предмет исследования – влияние силовых асимметрий ног на пространственно-временные параметры барьерного бега. Цель исследования: изучить влияние моторных асимметрий ног на пространственно-временные параметры преодоления барьера при обучении студентов специализированных факультетов технике барьерного бега. Рабочая гипотеза. Полагалось, что выявление и учет моторных асимметрий конечностей и их влияния на пространственно-временные параметры преодоления барьера при обучении студентов позволит повысить эффективность обучения. Задачи исследования. 1. Установить характер предпочтений в выборе ведущих конечностей, а также связь предпочтений с приоритетами конечностей при выполнении двигательных действий. 2. Изучить влияние предпочтений в выборе правой или левой толчковой ноги у студентов на эффективность барьерного бега и пространственно-временные параметры преодоления барьера. 3. Установить связь «рукости» с предпочтениями и приоритетами толчковой ноги в барьерном беге. 4. Исследовать влияние совпадения предпочтений в выборе толчковой ноги с ее силовым приоритетом на пространственно-временные параметры преодоления барьера. 5. На основе анализа литературных данных и результатов собственных исследований обосновать методические подходы к обучению студентов технике преодоления барьеров с учетом моторных асимметрий ног. Для решения поставленных задач использованы следующие методы:
Экспериментальной базой исследования явились факультет физической культуры Томского государственного педагогического университета (студенты ФФК), а также СДЮШОР г. Северска в период с 2002 по 2006 год. Исследования проводились в четыре этапа. Этапы исследования: На 1 этапе проводились: - педагогические наблюдения на предмет выявления предпочтений в выборе толчковой ноги в барьерном беге, прыжках в длину, высоту, тройном прыжке с разбега, в выборе ноги для выполнения удара по воротам (футбол); - педагогическое тестирование на предмет выявления моторных асимметрий конечностей; - видеосъемка для проведения биомеханического анализа барьерного бега у подгрупп с различным предпочтением в выборе толчковой ноги. Педагогические наблюдения на предмет выявления предпочтений в выборе толчковой ноги в легкоатлетических упражнениях проводились на академических занятиях по легкой атлетике со студентами факультета физической культуры ТГПУ в 2002-2004 г.г. Педагогическое тестирование проводилось в течение 2003-2004 учебного года. В нем участвовали студенты 2, 3 и 4 курсов ФФК ТГПУ, студенты 3 курса затем участвовали в видеосъемке барьерного бега. На II этапе проводилось предварительное исследование, в котором выявлялись особенности сочетания параметров преодоления барьера и эффективность барьерного бега при делении испытуемых на подгруппы по следующим признакам: - предпочтение левой ноги в качестве толчковой; - предпочтение правой ноги в качестве толчковой; - выбор сильной по тесту «полуприсед в упоре у стены» ноги в качестве толчковой; - выбор сильной по тесту «полуприсед в упоре у стены» ноги в качестве маховой. На III этапе проводился основной эксперимент, в котором оценивалась эффективность обучения студентов технике барьерного бега при делении испытуемых на подгруппы по следующим признакам: - совпадение предпочтений и приоритета в выборе толчковой ноги в барьерном беге; - несовпадение предпочтений и приоритета в выборе толчковой ноги в барьерном беге. На IV этапе проводилась оценка целесообразности применения методических приемов, направленных на повышение эффективности обучения студентов факультета физической культуры технике барьерного бега. Проводился анализ полученных результатов, и оформлялась диссертационная работа. Теоретико-методологическую основу исследования составили: - положения о функциональных асимметриях, как о проблеме гармонии движений, формирующейся в процессе развития человека (Н.А. Бернштейн, 1990 - 2001; К.Д. Чермит. 1984-2004); ─ исследования о развитии и совершенствовании координационных способностей (В.И. Лях, 1983 - 2001); ─ исследования биомеханики спринтерского и барьерного бега (В.В. Тюпа, В.М. Зациорский, 1981, 1991; В.Д. Бакланов, 1984; В.В. Балахничев, 1984; Степанов В., Степанова М., 2001, 2005). Научная новизна заключалась в следующем:
Теоретическое значение работы заключается в том, что результаты исследования расширяют представление о влиянии функциональных асимметрий на эффективность физических упражнений вообще и на эффективность барьерного бега, в частности. Знания об особенностях проявления и учета моторных асимметрий в легкой атлетике являются вкладом в теорию и методику данного вида спорта и теорию обучения. Практическая значимость. Установленные причины снижения эффективности техники барьерного бега открывают новые подходы в методике обучения студентов легкоатлетическим упражнениям в рамках учебных программ физкультурных вузов, позволяющие повысить эффективность обучения за счет повышения координации движений на основе учета моторных асимметрий конечностей. Положения, выносимые на защиту 1. Моторные асимметрии конечностей являются существенным фактором организации двигательных действий в барьерном беге и могут сказываться на снижении эффективности обучения студентов факультетов физической культуры вузов технике преодоления барьера. 2. Потери скорости в преодолении барьера и беге между барьерами определяются совпадением предпочтений в выборе толчковой или маховой ног с их силовым приоритетом. Совпадение-несовпадение предпочтений ног с их силовым приоритетом влияет на пространственно-временные параметры преодоления барьера и, как следствие, на эффективность техники выполнения упражнения. 3. Оценка и учет совпадений в выборе предпочтений толчковой и маховой ног с их силовым приоритетом способствуют повышению эффективности освоения студентами техники барьерного бега на этапе обучения за счет дифференцированного подхода, что подтверждается полученными положительными результатами. Результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях:
По результатам исследований опубликовано 9 научных работ. Структура работы: введение, 5 глав, выводы, практические рекомендации, список литературы из 164 источников, из которых 157 - отечественных, рисунков - 26 и таблиц - 10. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, определена цель, объект и предмет исследования, сформулирована гипотеза и задачи исследования, описаны теоретическая и методологическая база исследования и используемые методы, этапы и задачи исследования, научная новизна, положения, выносимые на защиту, реализация результатов работы и их обсуждение на научных конференциях. В первой главе «Влияние моторных асимметрий на координированность двигательных действий при обучении барьерному бегу» проведен обзор литературных данных по проблеме моторных асимметрий в барьерном беге. В разделе 1.1 «Проявление моторных асимметрий в спортивной деятельности» показано, что двигательные асимметрии конечностей являются следствием дисбаланса мышечного тонуса сгибателей и разгибателей суставов, исходя из чего, проблема моторных асимметрий в основном касается неравномерности участия конечностей в двигательных актах и, по мнению Н.Н. Брагиной и Т.А. Доброхотовой (1988), неизбежно сказывается на успешности выполнения легкоатлетических упражнений. Показано также, что термин «ведущая» конечность является неоднозначным вследствие зависимости видов приоритетов конечности от характера двигательных действий; кроме того, если различия моторики ног и рук у мастеров спорта могли быть обусловлены спортивной специализацией, то на этапе обучения эти различия не связаны со специализацией. В разделе 1.2 «Пространственно-временные параметры преодоления барьера» сделано заключение, что анализ эффективности барьерного бега и возможных потерь скорости на дистанции, обусловленных влиянием моторных асимметрий конечностей, необходимо осуществлять по внутрицикловым взаимоотношениям параметров преодоления барьера В разделе 1.3. «Особенности обучения барьерному бегу с учетом моторных асимметрий» раскрыты проявления моторных асимметрий ног на начальном этапе обучения барьерному бегу в виде дискоординаций движений ног и рук на дистанции, приведены данные В.И. Огуренкова (1972), А.П. Оцупок (1984), Л.Б. Фроловой (1987), К.Д. Чермит (1984,1992), А.В Дмитриева (2000), В.Н. Власова (2000), Л.А. Колесниковой (2004) об отрицательной зависимости между выраженностью моторных асимметрий и результативностью соревновательной деятельности. Установлено, что известные методики преодоления нерациональной двигательной асимметрии предусматривают целесообразность применения на стадии базовой подготовки спортсменов повышение объема нагрузки на мышечные группы с меньшей моторной активностью. Во второй главе «Задачи, методы и организация исследований» сформулированы задачи исследования, обоснованы методы, организация, этапы и база исследования. В третьей главе «Влияние предпочтений в выборе толчковой ноги на параметры преодоления барьера» исследованы пространственно-временные параметры преодоления барьера у лиц с левой и правой толчковой ногой, проведен анализ выбора предпочтений и приоритетов конечностей при выполнении двигательных действий, изучено влияние силового приоритета толчковой и маховой ног на относительную эффективность барьерного бега, проанализирована связь приоритета ног с приоритетом рук при выполнении двигательных действий. В четвертой главе «Оценка эффективности совпадения и несовпадения толчковой ноги с ее силовым приоритетом при обучении студентов технике барьерного бега (основной эксперимент)» проведен анализ углов сгибания толчковой и маховой ног в период атаки барьера, изучены параметры преодоления барьера у студентов при совпадении и несовпадении предпочтений и приоритетов ног; исследованы корреляционные связи параметров преодоления барьера; проведена оценка эффективности методических приемов, направленных на снижение влияния двигательных асимметрий ног при обучении студентов технике барьерного бега В пятой главе «Обсуждение результатов исследования» проведен сопоставительный анализ эффективности техники барьерного бега у студентов с левой и правой толчковой ногой, у групп с совпадением и несовпадением предпочтения в выборе толчковой ноги с ее силовым приоритетом с экспериментальной группой, обучение технике барьерного бега в которой проводилось с учетом моторных асимметрий ног. Результаты обсуждения сформулированы в виде выводов. В практических рекомендациях даны советы по совершенствованию обучения студентов факультета физической культуры технике барьерного бега, на основе учета влияния силовых симметрий- асимметрий ног на пространственно-временные параметры преодоления барьера. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ Выбор толчковой ноги в барьерном беге осуществляется интуитивно, на основе фенотипически закрепленных двигательных навыков. В предварительном педагогическом эксперименте, проведенном на начальном этапе исследования, изучалось влияние интуитивного выбора левой или правой толчковой ноги на параметры преодоления барьера. В этом эксперименте участвовали группа студентов с левой толчковой ногой («левши») и правой толчковой ноги («правши»). Предварительно у обеих групп было проведено тестирование на предмет выявления силовых и скоростно-силовых асимметрий ног путем выполнения тестовых упражнений. Влияние моторных асимметрий ног на параметры преодоления барьера у студентов проявлялось нарастающими различиями углов сгибания суставов нижних конечностей к моменту перехода ОЦМТ над барьером, что направляло поиск возможных потерь скорости на эту фазу преодоления барьера (рис.1). Рис.1. Динамика углов тазобедренного и коленного суставов толчковой и маховой ног у «правшей» (жирная линия) и «левшей» (пунктирная линия) в период атаки барьера. Примечание: А – динамика угла тазобедренного сустава толчковой ноги; B – динамика угла коленного сустава толчковой ноги; C – динамика угла тазобедренного сустава маховой ноги; D – динамика угла коленного сустава маховой ноги; E – динамика угла между бедрами. Цифры на горизонтальной шкале графиков соответствуют следующим моментам барьерного шага: 1 – момент постановки ноги на опору; 2 – момент окончания фазы амортизации; 3 – момент окончания отталкивания; 4 – момент прохождения стопы маховой ноги над барьером; 5 – момент прохождения ОЦМТ над барьером; 6 - момент касания опоры. Факт выраженного влияния моторных асимметрий на параметры преодоления барьера у студентов подтверждался тем, что у мастеров барьерного бега различий кинематических параметров преодоления барьера не выявлялось. Отсутствие различий у мастеров-«левшей» и «правшей» могло объясняться следствием совершенства техники бега и симметричным развитием мышечных групп таза, туловища и плечевого пояса, обеспечивающих высокую координацию движений при преодолении барьера, независимо от предпочтений в выборе толчковой ноги. Анализ временных и скоростных параметров преодоления барьера, а также угловых перемещений звеньев толчковой и маховой ног, которые определяли путем компьютерной обработки результатов видеосъемок, выявил относительно меньшие потери скорости на дистанции у студентов-«левшей». У студентов-«правшей», несмотря на большую, в сравнении с «левшами», скорость разбега, выявлялись потери скорости в беге между барьерами с некоторой компенсацией этих потерь в атаке барьера за счет толчково-маховых усилий. Небольшие потери скорости на дистанции наблюдались и у «левшей», но происходили они в фазе атаки барьера, с некоторой компенсацией этих потерь за счет ускорения в беге между барьерами (табл.1 и 2). Таблица 1 Относительная эффективность барьерного бега у студентов с различным предпочтением толчковой ноги (M±m).
Примечание: относительную эффективность бега определяли по формуле: Кэфф= (*) – здесь и далее P>0.05 Анализ данных литературы и собственные наблюдения послужили основанием к введению более точной терминологии, касающейся понятия «ведущей» конечности. Перед проведением основной части исследований, нами были введены понятия «предпочтение» и «приоритет», которые означали интуитивный выбор конечности для выполнения того или иного двигательного действия (предпочтение) и объективное преимущество конечности, выявляемое в тестовых упражнениях (приоритет). При этом данные литературы и собственные наблюдения подтвердили факт существования различных видов приоритета конечностей, а также зависимость вида приоритета от характера двигательных действий. Таблица 2 Основные пространственно-временные параметры преодоления барьера у студентов с различным предпочтением толчковой ноги (M±m).
Различия в относительной эффективности барьерного бега, выявленные ранее у «левшей» и «правшей», дали основание предположить, что эффективность барьерного бега, оцениваемая потерями скорости на дистанции, определяется не выбором «ведущей» ноги (ее предпочтением), а совпадением предпочтения толчковой ноги с ее силовым приоритетом. Исходя из этого, предстояло выяснить, чем руководствуются спортсмены при выборе «ведущих» конечностей при выполнении двигательных действий вообще и в выборе толчковой ноги в барьерном беге в частности. Проведенный педагогический эксперимент позволил установить, что минимальные потери скорости на дистанции (максимальное значение относительной эффективности барьерного бега) наблюдались при использовании в качестве толчковой «сильной» (приоритетной по силовой выносливости) ноги. Использование же «слабой» по силовой выносливости ноги сопровождалось максимальными потерями скорости на дистанции, по всей видимости, за счет меньших усилий, развиваемых при атаке барьера. Это позволило предположить, что потери скорости на дистанции, обусловленные влиянием моторных асимметрий ног, определялись, в основном, не предпочтением в выборе толчковой ноги, а совпадением предпочтения с силовым приоритетом. Проверка выдвинутого предположения была проведена в основном педагогическом эксперименте, в котором были сформированы группа с несовпадением предпочтения толчковой ноги с ее силовым приоритетом – ТН (-) и группа с совпадением предпочтения толчковой ноги с ее силовым приоритетом – ТН (+). Обе группы проходили стандартный курс обучения барьерному бегу на протяжении весеннего семестра 2-го курса и осеннего – 3-го курса. В конце обучения, по результатам компьютерной обработки видеосъемок, у обеих групп были проведены измерения и анализ пространственно-временных параметров барьерного бега. Влияние моторных асимметрий ног проявлялось нарастающими различиями углов сгибания суставов толчковой и маховой ног с момента отталкивания до момента атаки и перехода через барьер (табл.3). Таблица 3 Параметры барьерного шага у групп с совпадением и несовпадением предпочтения в выборе толчковой ноги с ее силовым приоритетом (M±m)
При этом, потери скорости на дистанции, судя по значению относительной эффективности барьерного бега, выявлялись у обеих групп. Однако, потери скорости у группы ТН (+), были меньше, чем у группы ТН (-). Таким образом, различие состояло в том, что у группы с силовым приоритетом маховой ноги потери скорости происходили в атаке барьера, а у группы с силовым приоритетом толчковой ноги – в беге между барьерами. У группы ТН (-) отталкивание «слабой» ногой приводило к потере горизонтальной скорости в период полета над барьером, однако, более высокое значение скорости перед атакой барьера свидетельствовало об ускорении между барьерами. У группы ТН (+), использование «сильной» ноги в качестве толчковой, сопровождаясь удлинением расстояния до барьера и, как следствие, несколько большей скоростью преодоления барьера. Более высокая скорость в атаке барьера, тем не менее, сочеталась с приземлением на «слабую» ногу, что сопровождалось потерей скорости на первом шаге следующего барьерного цикла. Отталкивание сильной ногой увеличивало скорость атаки на барьер. Суммарные потери скорости бега по дистанции в этом случае составляли довольно существенную величину (0,22 сек). В этом случае потери скорости в период атаки на барьер были минимальными, а относительная эффективность бега была у этой подгруппы наивысшей (график на рис.2). Рис.2. Соотношение скорости перед атакой барьера (V до барьера) и скорости полета (V полета), а также коэффициентов эффективности барьерного бега у различных групп Примечание: на шкале слева – значения скоростей (м/с); на шкале справа – значения относительной эффективности барьерного бега (усл.ед). «Kэфф» - относительная эффективность барьерного бега. Кросс-корреляционный анализ параметров преодоления барьера, проведенный у обеих групп, показал, что совпадение предпочтения толчковой ноги с ее силовым приоритетом сопровождалось изменением характера связей параметров преодоления барьера (табл.4). Таблица 4 Основные корреляции параметров преодоления барьера у группы с совпадением – ТН (+) и несовпадением - ТН (-) предпочтения толчковой ноги с ее силовым приоритетом
Таким образом, при обучении студентов технике барьерного бега наличие моторных асимметрий в любом случае сопровождается потерями скорости преодоления барьеров, но механизмы этих потерь различны. При несовпадении предпочтения в выборе толчковой ноги с ее силовым приоритетом и, следовательно, при более «сильной» маховой ноге, наблюдались потери скорости в фазе отталкивания на барьер и фазе полета вследствие слабой атаки барьера. Если предпочтение в выборе толчковой ноги в большей степени совпадало с ее силовым приоритетом, то есть, сочеталось со «слабой» маховой ногой, наблюдался некоторый прирост горизонтальной скорости в атаке барьера. Несмотря на тенденции к снижению скорости в беге между барьерами коэффициент эффективности у этой группы был достоверно более высокий. Таким образом, осознанный выбор толчковой ноги с силовым приоритетом сопровождается минимальными потерями скорости при преодолении барьеров. Выводы:
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:
|
Конспект урока физической культуры в 6 классе по легкой атлетике... Обучение технике спринтерского бега – низкого старта, стартового разгона, бега по дистанции | Правила по технике безопасности на уроках физической культуры К урокам физической культуры допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж по технике безопасности | ||
Методика обучения опорным прыжкам Методическая разработка учителя... Методическая разработка и рекомендации учителям физической культуры при обучении опорным прыжкам | Рефератов по дисциплине «Легкая атлетика» «Основные группы упражнений применяемых при обучении элементам техники бега, прыжков, метаний» | ||
Конспект урока учителя физической культуры Сапуновой В. М. Тема урока : «Нападающий удар» Первичный инструктаж на рабочем месте по технике безопасности. Инструктаж по л/а. Понятие об утомлении и переутомлении. Влияние легкоатлетических... | Урок по физической культуре: «Техника эстафетного бега» На основе полученных данных в ходе эксперимента мы создали систему воспитания младших школьников. Вам предлагается два варианта проведения... | ||
Методические рекомендации по написанию курсовых работ студентами... Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) по дисциплинам выпускающей кафедры... | Авторское методическое пособие для учителей физической культуры Учитель... Во всех упражнения акцентировать внимание на узловых деталях в технике выполнения ранее изученных приемов. Нацеливать занимающихся... | ||
Протокол №10 от 17 февраля 2011 года. Удк 378 ббк 74. 58 Р- 13 Рабочий... Рабочий журнал по педагогической практике для студентов факультета физической культуры: Сборник методических указаний. Егпу, 2011.... | Методические рекомендации для учителей иностранного языка Разработка Южаниной А. Н Обеспечь коммуникативно-психологическую адаптацию школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического... | ||
Развитие силовой и двигательной подготовки при самостоятельных занятиях физической культурой Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих детей | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Езультатов и т д.). Уровень физической культуры общества (любого общества) зависит от уровня физической культуры его членов физической... | ||
Целью освоения дисциплины Нием информационных технологий, типичных трудностей студентов и стандартных способах их преодоления в учебном процессе, о способах... | «С математикой в путь» Рабочий журнал по педагогической практике для студентов факультета физической культуры: Сборник методических указаний. Егпу, 2011.... | ||
«Экзотические животные» Рабочий журнал по педагогической практике для студентов факультета физической культуры: Сборник методических указаний. Егпу, 2011.... | Экзаменационные темы по курсу физической и коллоидной химиии для студентов дневного отделения Предмет, задачи и методы физической химии. Основные понятия термодинамики: термодинамическая система (изолированная, открытая, закрытая),... |