Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 0507035. 65 Педагогика и психология





Скачать 326.14 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности 0507035. 65 Педагогика и психология
страница1/2
Дата публикации12.10.2013
Размер326.14 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»)
Кафедра философии и культурологии
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе
_______________ И.В. Столярова

«_____» ________________ 2012 г.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ


Программа учебной дисциплины федерального компонента

для специальности 0507035.65 Педагогика и психология

(заочная форма обучения)

Составители: Соболева А.П. кандидат

педагогических наук, доцент;

Корабельникова Г.Г., кандидат

философских наук, доцент.
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета (протокол от «____» ___________ 20___ г. № _____).


Ульяновск, 2012

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Документы, на основании которых разработана программа. Рабочая программа дисциплины «Культурология» составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки от 31.01.2005 г. № 675 (пед/сп).

Федеральным государственным образовательным стандартом предусмотрено, что по дисциплине «Культурология» ГСЭ.Р1 изучаются следующие темы и вопросы:

Культурология в системе гуманитарного знания. Культура как предмет изучения. Структура культурологии. Прикладная культурология. Методы культурологии. Культурология и ее междисциплинарные связи. Школы, направления, теории в культурологии.

Культурология как объект исследования. Понятие культуры, ее структура и функции. Культура и цивилизация. Морфология культуры. Человек как субъект культуры. Культура как смысловой мир человека. Становление и развитие культуры: культурогенез, динамика культуры. Языки, символы, коды культуры.

Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культура. Восточный и западный тип культур. Глобальные и локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Человек в природном и культурном пространстве. Общество и культура. Культура социальной сферы. Основные тенденции развития современной культуры. Постмодерн как феномен культуры 20 века. Культура и глобальные проблемы современности

Актуальность курса обусловлена характером культурологии как интегративной социогуманитарной дисциплины, которая сочетает в себе фундаментальную общенаучную и специальную подготовку с духовным, художественно-эстетическим и нравственным, гражданским развитием личности студента является необходимым компонентом профессиональной подготовки специалиста (поиск и принятие адекватных решений, анализ и учет всего комплекса социокультурных факторов, планирование и разработка деятельности в любой области жизни человека).

Краткая характеристика дисциплины. В отличие от других областей знания культурология возникла совсем недавно, но, несмотря на это с древних времен пытался осознать особенность своего существования, которая выделила его из природного мира в специфическую, созданную им самим созданную среду. Культурологическое знание призвано обеспечить понимание того, что собой представляет человек, в каком мире он живет и какими должны быть его отношения с окружающей действительностью.

Место и роль дисциплины в системе подготовки студентов.

Курс основывается на таких науках как философия, психология, этнография, этнология, социология, история культуры, семиотики, лингвистики, информатики с учетом роли и места дисциплины в будущей профессиональной деятельности выпускника. Культурологическое знание отражает общие основы разнообразных фактов культуры и определяет способы поведения в различных ситуациях социальной практики. Вследствие этого культурология имеет мировоззренческий и воспитывающий характер. Особенно следует выделить ее воспитательный потенциал, который позволяет понять мир ценностей и смысл человеческой жизни, раскрыть их многообразие и предложить критерии для выбора собственной позиции.

Элементы данной программы отражают практическую деятельность подготовки специалиста.

Цели, задачи и требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Целью изучения курса культурологии является получение знаний, умений и опыта для успешной деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая ответственность за её результаты.

Задачами культурологии как учебной дисциплины формирование стремления и способности студента реализовать свой потенциал, овладеть культурологическими знаниями, средствами и способами выполнения действии для решения социальных и профессиональных задач, осознать социальную значимость и личную ответственность за результаты своей деятельности.

Основные задачи дисциплины:

1. Передать студентам предметные, методологические, историко-научные знания теоретического, эмпирического и аксиологического содержания, интегрирующие фундаментальные достижения в области культурологии в соответствии с основными дидактическими единицами государственного образовательного стандарта, создать необходимые учебно-организационные и интеллектуальные условия для усвоения студентами этих знаний.

2. Формировать и развивать познавательную самостоятельность студентов, творческий стиль мышления в освоении и развитии культурологии.

3. Формировать у студентов навыки самостоятельного анализа (семиотический, деятельностный, коммуникативный, аксиологический аспекты интерпретации культуры, выбора соответствующей методологии (системный, синергетический подходы к истолкованию культуры), применять полученное знание для обоснования практических решений, касающихся повседневной жизни, профессиональной области.

4. Развивать и обосновывать личную позицию по отношению к проблемам взаимодействия культуры и человека, воспитывать толерантное отношение к другим культурам, уметь видеть гуманистические аспекты межкультурной коммуникации.

5. Формировать социокультурную компетентность студентов.

Общими требованиями ФГОС к уровню подготовки предусмотрено, что современный выпускник

Должен знать:

  • основные разделы культурологии как науки её особенностей по отношению к другим наукам о культуре и другим подходам к её изучению;

  • основные понятия и категории культурологии,

  • методы и средства изучения культуры;

  • проблемы исторического развития культуры (теории культурно-исторического развития), основных школ и направлений культурологии;

Должен уметь:

  • представлять культуру как объективную данность и осуществлять ее сопоставление с другими формами бытия природы, общества и человека.

  • владеть основной тематикой культурологии,

  • выявлять доминирующие в той или иной культуре ценности и смыслы, определять свои действия на освоение культурных ценностей;

  • стремиться к духовному самообразованию и саморазвитию;

  • понимать современные тенденции культурной универсализации жизни (прогнозирование и глобальные проблемы современности);

Должен владеть

  • технологиями, обеспечивающими достижение полноценного, гармоничного развития эмоциональной, волевой и физической сторон личности

  • навыками реализовать свой потенциал и трансформировать его в успешную деятельность; выработка индивидуальной стратегии в достижении профессионализма.

  • навыками рефлексии и саморефлексии;

  • навыками критического восприятия информации и умение противостоять манипулированию сознанием.

  • разбираться в вопросах управления процессом становления культуры, (прикладной характер культурологии и его значение для будущей профессии в современном обществе);


Выполнение этих требований невозможно без усвоения студентами основного содержания курса культурологии как науки о наиболее общих законах развития человеческого общества. Поэтому в содержание учебной программы включены не только выделенные в ФГОС по курсу «Культурология» основные темы и проблемы, но и более широкая проблематика и дисциплинарный тезаурус культурологического знания, без которого современные требования к образованию специалиста невыполнимы.

Учебная программа по курсу «Культурология» предназначена для студентов педагогических вузов и обладает определённой гибкостью и вариабельностью в зависимости от профилей подготовки.

Курс состоит из лекционных, практических (семинаров), индивидуальных занятий, самостоятельной работы студентов и завершается зачетом в 6 семестре.

Лекционные занятия предназначены для теоретического осмысления и обобщения сложных разделов курса, которые освещаются, в основном, на проблемном уровне. Для того, чтобы научить студентов применять свои знания, мы используем на занятиях технологии мультимедиа (текст, графика аудио и видео материалы), которые раскрывают ту или иную часть темы.

Практические занятия являются аудиторными, проводятся либо в виде семинаров, либо по заранее известным темам. Они предназначены для закрепления и более глубокого изучения определенных аспектов лекционного материала на практике.

Индивидуальные занятия предполагают работу каждого студента по индивидуальному (групповому) заданию и личный устный или письменный отчет по нему перед педагогом, разработка собственных проектов в среде Microsoft Power Point, раскрывающие ту или иную часть учебной программы.

Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для самостоятельного ознакомления студента с определенными разделами курса по рекомендованным педагогом материалам и подготовки к выполнению индивидуальных заданий по курсу.

Общая трудоемкость дисциплины и по видам учебной работы

Вид учебной работы

Всего в часах

Общая трудоемкость

56

Аудиторные занятия

16

Лекции

10

Практические занятия (семинары)

6

Лабораторные работы




Самостоятельная работа

40


Контроль усвоения основного содержания теоретического курса и самостоятельной работы студентов проводится в различных формах и видах в процессе семинаров, индивидуальных и групповых консультаций, научно-практических семинаров, заседаний круглого стола, деловой игры, дискуссий, собеседований, подготовки рефератов и т.д. Формами контроля могут быть как проверка посещения лекций, семинаров и других занятий, так и различные виды опросов, коллоквиумов, тестирования, приема зачетов по отдельным модулям и дидактическим единицам курса. Итоговой формой контроля является зачет в 6 семестре по курсу культурология.
Примерный тематический план дисциплины

Основные разделы и темы дисциплины по видам занятий

п/п

Наименование разделов и тем

(с разбивкой на модули)

Количество часов по формам организации обучения

Лекционные занятия

Семинарские, практические занятия

Лабораторные занятия

Самостоятельная работа

1

Раздел 1.Культурология в системе гуманитарного знания. Предмет и методы культурологии.


1






4

2

Структура культурологии. Культурология и ее междисциплинарные связи.




1




4

3

Раздел 2. Типология культур. Школы и направления в культурологии Х1Х в. (марксистская концепция культуры, эволюционизм как теория культуры, теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского, философия жизни о культуре)

1







6

4

Основные культурологические течения ХХ в. (концепции О.Шпенглера, А.Тойнби, П.Сорокина, К. Ясперса). Игровые концепции культуры (Й. Хейзинга, Г. Гессе, Е.Финк, М.Бахтин). Психоанализ и культура (З.Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм).

1

1




6

5

Аксиологический подход к изучению культуры. Межкультурная коммуникация и диалог культур (коммуникация. интеграция, ассимиляция, аккультурация, традиции и инновации, толерантность).

2

1




4

6

Традиционная и инновационная культуры. М.Мид; Ю. Лотман: семиотические типы культур Культура и контркультуры. Субкультуры. Массовая и элитарная культура.

1

1




4

7

Исторические особенности русской культуры. «Восток-Запад». Интеграция с европейской культурой. Традиции и современность

1







4

8

Основные тенденции культуры в эпоху глобализма (модели культурной универсализации, постмодернизм и будущее культуры по Хантингтону.)

2

1




4

9

Картина мира и образ мира как культурные универсалии

1

1




4




Всего

10

6




40

Тема 1. КУЛЬТУРОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ.

Культура как предмет изучения. Появление культуры как объекта гуманитарного знания. Культура и природа. Проблема специфичности культуры. Сущностные характеристики культуры (культура как творчество, культура как способ реализации активности субъекта, предметность культурной деятельности – материальная и духовная культура, культура и цивилизация). Этимология понятия «культура».

Античность: Марк Порций Катон «De agri cultures» - возделывать, обрабатывать землю. Цицерон «Тускуланские беседы» - возделывание души человека при помощи философии и красноречия. Культура и натура. Культура речи, культура тела, культура поведения. Отождествление культуры с воспитанием и образованием (пайдея). Мера, гармония, порядок.

Средние века: Культура, культ, почитание. Смысл мира заключается только в Боге. Вера, надежда, любовь как способ познания Бога. А.Блаженный и «стрелы времени», «град земной» и «град небесный» («Исповедь).

Возрождение: Гуманизм и антропоцентризм как основные черты культуры. Пико дела Мирандола «Речь о достоинстве человека».

Новое время: С. Пуфендорф: культура как результат деятельности человека. Д.Вико «Основания новой науки об общей природе наций» - понимание культуры как развития человека – разумного существа. Натуралистические концепции (А. Кондорсе, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Гердер) – цель культуры – жизнь в согласии с запросами и потребностями своей природы. Идеалистические концепции (И.Кант, немецкие романтики, Г.Гегель) - цель культуры в существовании высшего предназначения разума, к достижению которого должен стремиться человек. Кант: культура как инструмент подготовки человека к осуществлению его нравственного долга, совокупность нравственных идеалов и нравственных детерминантов общества. Категорический императив. Немецкие романтики (Ф. Шеллинг, Ф. Шиллер): эстетические начало культуры, гармония физической и нравственной природы человека. Г.Гегель о культуре в работах «Философия права» и «Философия истории».

Функции культуры. Социальные и теоретические предпосылки культурологии. Предмет культурологии. Э.Тайлор «Первобытная культура», Л.Уайт «Наука о культуре».

История культурологии как науки.

Методы культурологии (наблюдение, эксперимент, аналогии, моделирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, выдвижение гипотез, анализ текстов; подходы к изучению культурологии: системный, синергетический, герменевтический,, компаративный и др.) Основные методы анализа культурологических исследований: исторический, сравнительно-исторический, морфологический, цивилизационно-типологический, структурно-функциональный, семиотический, структуральный и др. Дискриптивно-классифицирующий метод исследования культуры (Дж. Фрезер, Э.Б. Тайлор). Системный подход к анализу культуры. Преобладание феноменологического подхода в исследованиях культуры XIX в. Доминирование структурно-функциональной интерпретации культуры в ХХ веке. Деятельностный подход к культуре (М. Каган, Н. Злобин и др.), культура – специфический способ деятельности (Э. Маркарян, В. Давидович, Ю. Жданов).
Тема 2. Структура культурологии (история культуры, история культурологических учений, социология культуры, культурная антропология, прикладная культурология). Культурология и ее междисциплинарные связи.

Статус культурологии и ее место среди других наук (философия культуры, культурная и социальная антропология, история культуры, социология культуры, этнография). Философия культуры: возникновение и эволюция. Человек как культурное существо (И.Г. Гердер, В. фон Гумбольдт). Теории прогресса культуры (Ж.А. Кондорсе, О. Конт и др.). Циклические теории (Н.Я. Данилевский, А. Тойнби, О. Шпенглер, П.А. Сорокин). Культура и цивилизация. Германская культурно-критическая традиция. З. Фрейд и психоанализ культуры. Социология культуры. Строение и функционирование культуры в связи с социальными структурами, институтами и пр. Классические теории (Э.Д. Дюркгейм, Г. Зиммель, М. Вебер). Социология культуры Альфреда Вебера. Новейшие теории в социологии культуры: Н. Элиас, Ю. Хабермас, П. Бурдье, Дж. Инглхард. Культурная антропология: возникновение антропологии как учения о многообразии человеческих культур и обществ. Культурный плюрализм. К. Леви-Строс и теория символических систем. Теоретические концепции: А. Радклиф-Браун, Б. Малиновский, Р. Бенедикт, С. Айзенштат, К. Гирц, М. Дуглас. Культурология и теория культуры. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология.
Тема 3. ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ В КУЛЬТУРОЛОГИИ Х1ХВ. (марксистская концепция культуры, эволюционизм как теория культуры, теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского, философия жизни о культуре).

Марксистская концепция культуры (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин): культура и учение об общественно-экономических формациях, культура как достижение во всех сферах деятельности человека, результаты умственного и физического труда. Материальная и духовная культура. Значение объективных условий и субъективных факторов в общественном развитии.

Эволюционизм как теория культуры: всеобщность культуры, равноправие, равноценность и уникальность культур, все культуры эволюционируют и развиваются. Основные представители: Г.Спенсер, Э.Тайлор, Д.Фрэзер, Л.Морган, Ш.Летурно, М.М.Ковалевский, Н.Н.Миклухо-Маклай и др. Э.Тайлор «Первобытная культура»: культура слагается из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев, способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества; анализ мифологий и обрядов; историческая преемственность культуры; многообразие культур.

Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского в книге «Россия и Европа». 12 культурно-исторических типов (египетский, китайский, ассирийско-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский, Романо-германский, мексиканский, перуанский). Законы развития культуры: наличие языка, собственного государства, самобытность и самостоятельность культуры, время и периоды жизни культурно-исторических типов (этнографический, государственный, цивилизационный, дряхление). Типы культурных контактов: пересадка, прививка, удобрение. Культурно-исторический тип и основные напрвления деятельности человечества (религиозная, культурная, политическая, общественно-экономическая). Виды культурно-исторических типов (первичные, одноосновные, двухосновные, четырехосновные). Особенности славянского культурно-исторического типа.

Философия жизни о культуре. Концепция культуры Ф.Ницше. Основные понятия: жизнь как единственно подлинная реальность и воля к власти как средство осознания человеком своей особости, стремление управлять своей жизнью. Анализ различных типов личностей, связанных с культурой на основе наличия воли к власти (лабиринтный человек, творческая личность, аристократы духа, сверхчеловек). «Так говорил Заратустра». Характер личности и предпочитаемые культурные ценности. «Рождение трагедии из духа музыки»; два начала европейской культуры – дионисийской и аполлонийское. В.Дильтей: герменевтика или искусство истолкования, разъяснения и понимания тексов различного содержания. Философия культуры Г. Зиммеля; назначение культуры в совершенствовании человека. Объективная (предметный мир) и субъективная (мера развития личности, соучастии душевных процессов в усвоении объективных ценностей) культуры. Трагизм современной культуры (мир предметов увеличивается, а духовный мир становится все более примитивным, поверхностное приобщение к культуре). Культура творчества и подражание, традиции и новаторство. Феномен моды. Обновление, обособление, оригинальность, экспансия знаковая маркировка моды.
Тема 4. ОСНОВНЫЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ ХХ В. (концепции О.Шпенглера, А.Тойнби, П.Сорокина, К. Ясперса). Игровые концепции культуры (Й. Хейзинга, Г. Гессе, Е.Финк, М.Бахтин). Психоанализ и культура (З.Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм).

О.Шпенглер «Закат Европы». Образ, символ и стиль культуры. Восемь культурно-исторических типов культур (египетская, вавилонская индийская, китайская, Греко-римская, византийско-арабская, западноевропейская, народов майя), формируется русско-сибирская культура. Цивилизация как закат культуры (рождении-расцвет-закат). Стадии развития культур: детство, юность, зрелость, увядание. Символы культуры. Аполлоновская, фаустовская и магическая души культуры.

Концепция локальных цивилизаций А.Тойнби в труде «Исследование истории». В основе цивилизации лежит религия (на этой основе выделил 26 цивилизаций). Генезис рождения цивилизации описывается в концепции Вызов – Ответ. Творческое меньшинство и инертное большинство. Фазы цивилизации: генезис – рост - надлом, распад и исчезновение. Три пути выхода из кризиса: архаизм (поиск «золотого века»), футуризм (отвергает прошлое и настоящее во имя будущего) и преображение.

П.Сорокин «Социальная и культурная динамика». Три типа культур: идеациональная, чувственная (сенситивная) и идеалистическая. Идеациональная культура: господство сверхчувственных ценностей. Бог – подлинная реальность, вера господствует над разумом.. Герои произведение – боги, ангелы, святые (например, средневековая культура). Идеалистическая культура: соединяет в себе черты двух основных типов. Чувство уравновешивается интеллектом, вера – наукой, опытное познание – интуицией. Задача искусства – изображение разумного и прекрасного в мире. Идеалистическая культура – гармония чувственного и духовного, красоты и смысла. Чувственная (сенситивная) культура основана на доминировании чувственного восприятия и оценке действительности преимущественно с утилитарной и гедонистической точки зрения. Анализ современной культуры и её кризисное состояние (ценности концентрируются вокруг повседневной жизни, стремление к чувственному наслаждению и потребительству, искусство становится товаром, исчезает граница между истиной и заблуждением, мировоззрение подменяется мешаниной псевдонаучных, псевдофилософских, псевдорелигиозных воззрений и предрассудков, мораль и право деградируют, семья превращается в случайное временное сожительство, свобода становится мифом для большинства, грубая сила доминирует во взаимоотношениях между людьми).

Линейная типология культур К.Ясперса основана на идее «осевого времени» -критический момент в мировой истории (У1 в. До н.э.). «Осевое время» основывается на вере - философской и объединяет все человечество. Время рождения философской веры – это и есть искомая «ось» мировой истории, или «осевое время» (800 и 200 гг. до н.э.). Три периода истории человечества: доисторический, исторический и период мировой истории (специфика обусловлена особенностью отношения человека к окружающей его природе, к другим людям и к себе, то есть соответствующим особым типом культуры).

ПСИХОАНАЛИЗ И КУЛЬТУРА. (З.Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм). ИГРОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРЫ (Й. Хейзинга, Г. Гессе, Е.Финк, М.Бахтин)

З. Фрейд – как основоположник психоанализа. Основные работы «Тотем и табу», «Неудовлетворенность культурой», «Я и Оно», «Будущее одной иллюзии». Основные методологические принципы: рассмотрение культуры как проявление индивидуальной психику в общественной жизни, принцип единства фило и онтогенеза. Определение культуры (все накопленные людьми знания и умения, институты для упорядочивания человеческих отношений, своеобразный механизм подавления свободного выбора мира индивидов). Культура, принуждение и запрет влечений, возникновение неврозов. Компромисс между стихийными влечениями (основной инстинкт) и требованиями реальности. Культурные нормы и подсознательные влечения.

  • Фрейд «Тотем и Табу». Тотем как прародитель и ангел-хранитель племени. Феномен тотема. Культура вины и стыда.

К.Юнг (1876-1961). Основные работы «Архетип и символ», «Душа и миф: шесть архетипов». Концепция коллективного бессознательного (родовая память человечества, форма существования древнего психического опыта человечества, которая состоит из ассоциаций и образов, имеющих историческую природу). Основными элементами, структурами коллективного бессознательного является архетипы – познавательные образы, структурные схемы, выраженные в мифах и символических изображениях. Архетипы и символы. Культура и диалог с бессознательным. Архетипы (Тень, Самость, Персона, Маска, Эго, Анима, Анимус, Сенекс (мудрый старик), Вечное дитя, Трикстер и т.д. и их влияние на человека. Маска и тень, формирование тени, работа с тенью, приручение тени, диалог с тенью. Восстановление утраченной души человека).

ИГРОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРЫ (Й. Хейзинга, Г. Гессе, Е.Финк, М.Бахтин)

Определение игры: Игра – форма свободного самовыражения человека, которая предполагает реальную открытость миру возможного, и развертывается либо в виде состязания, либо в виде представления каких-либо ситуаций, смыслов и состояний. (Современная западная философия)

История постановки проблемы в философии культуры (Шиллер «Письма об эстетическом воспитании человека» - эстетическая природы игры, Спенсер «Основания социологии» - эволюционный подход к игре, Ницше «Так говорил Заратустра» - феномен становления и формирования человеческой свободы; В. Плеханов «Письма без адреса» - игра как способ активизации и воспитания детей; Выготский, Эльконин рассматривали игру как способ воспитания коллективизма, Бахтин «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» - игра праздничное бытие народа (атрибуты игры: юмор, смех, гипербола, пародия), открытость между участниками, преодоление жесткости социальной иерархии, изменение смысла бытия; Финк «Основные феномены человеческого бытия» - человек в игре расширяет свои возможности, способности, игра как один из способов осмысления человеком своей жизни; Гадамер «Истина и метод» - теория понимания и истолкования игры).

Й.Хейзинга «Человек играющий»: игра как вид деятельности; игра как форма происхождения культуры; игра как свободное действование. Основные черты игры (пространство и время, священный ритуал, праздничное состязание, правила игры (шулерство, бунтарство), игра на интерес, азарт, удача, удовольствие, успех, почесть и т.д.). Игра и основные формы человеческой деятельности.

Г. Гессе «Игра в бисер» : 1) глобальная критика современной культуры; 2) актуализация классического культурного наследия; 3) постановка проблемы мировоззренческого обоснования культуры. Игра как воссоздание разнообразных смысловых ситуаций. Взаимосвязь интеллектуальной, нравственной и эстетической сфер игры.

Игра и современный мир (организованная сфера досуга. зрелищность, степень вовлеченности – из субъекта в зрителя, коммерциализация игры, потребительское отношение к игре).
Тема 5. КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ И НОРМЫ. АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ КУЛЬТУРЫ, ЦЕННОСТНЫЕ И РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПАРАДИГМЫ.

Этимология понятия «ценности». Ценность и стоимость, ценность и полезность, ценность и истина. Возникновение аксиологии как науки о возникновении, развитии и становлении ценности (Х1Х в.). Основные подходы к определению ценностей (историко-антропологический, социолого-культурологический, философско-культурологический). Структура ценностного взаимодействия. Г. Лотце, И.Кант, Баденская школа. Виндельбанд – учение об общезначимых ценностях, Риккерт – разделение норм и ценностей, Парсонс – представление о желаемом, С.Франк – ключевая проблема это проблема потребностей. Виды ценностей: Риккерт разделял все ценности на шесть классов: логические, эстетические, мистические, религиозные, нравственные, личностные. М. Шелер: на низшей ступени находятся чувственные ценности, над 6ими – жизненные, далее духовные, морально-правовые, гносеологические, религиозные. Б.Ерасов: витальные, социальные, политические, моральные, религиозные, эстетические. Понятие ценностные ориентации. Финальные, инструментальные и производные ценности. Соотношение ценности и оценки. Гносеологический и аксиологический уровни оценки. Регулятивы и нормы. Социокультурные нормы (нормативные и девиантные). Понятие социальной аномии (Дюркгейм, Мертон). Ценностные конфликты. В. Франкл Человек в поисках смысла».

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ДИАЛОГ КУЛЬТУР (коммуникация. интеграция, ассимиляция, аккультурация, традиции и инновации, толерантность).

1920-е годы – появление термина «коммуникация» - средство связи любых объектов в какой-либо системе. Д.Белл и З.Бжезинский: концепции технологического детерминизма (теория информационного общества): информация – основа всех культурных явлений и культурных ориентаций. «Понимающая социология»: основным результатом коммуникации следует считать понимание человеком другого человека.

Понятие «межкультурная коммуникация» (Г.Трейгер и Э.Холл) «Культура и коммуникация. Модель анализа». Основные понятия: коммуникация, интеграция, ассимиляция, аккультурация, традиции и инновации, толерантность.
Тема 6. М.МИД: постфигурптивная, кофигуративная и префигуративная культуры; Ю. ЛОТМАН: семиотические типы культур.

Соотношения традиций и новаций в культуре. М. Мид «Культура и детство» выделение трех типов культур: 1) постфигуративная (строится на том, что подрастающее поколение перенимает опыт у старших; 2) кофигуративная (дети и взрослые учатся не только у старших, но и у сверстников); 3) префигуративная, в которой не только дети учатся у родителей, но и родителям приходится учиться также у своих детей. Отличительные свойства каждой культуры (традиционность для постфигуративной, изменяется медленно и незаметно, существует всегда «здесь и сейчас». Неосознанность, автоматичность, отсутствие сомнений – для постфигуративной культуры).

Культура как мир социальной информации. Семиотика как наука о знаках и знаковых системах (Ч.Пирс и Ф. де Соссюр). Культура как мир артефактов, культура как мир смыслов, культура как мир знаков. Язык и символы культуры. Культура как мир знаков и значений, «символическая Вселенная» (Э. Кассирер). Социальные функции языка. Основные типы знак и знаковых систем: естественные (вещи и явления природы), функциональные (знаки-признаки), иконические (знаки-образы), конвенциональные (искусственно созданные знаки, которым люди договорились приписывать определенное значение), вербальные (естественные знаки), знаковые системы записи. Понятие символа. Знак – символ – образ. Символ в науке и в искусстве. Определяющая роль символа в религиозных культурах. Культурные коды. Система кодирования культурной информации. Культура и философия. Культура и искусство. Культура и религия. Наука и культура. Право и культура. Политика и культура.

Ю.М. Лотман «Семиосфера»: тип культуры и способы кодирования и передачи информации. Два вида человеческого общения «Я-ОНО» и «Я-Я», основные характеристики. Семантические и синтаксические знаки Типы культурных кодов. Зависимость мышления от языка. Э. Кассирер: сущность культуры усматривает в символических формах, М. Хайдеггер: «Язык есть дом бытия». Связь культурного кода с определенным типом культуры.

Культура и контркультура. Субкультуры. Массовая и элитарная культура.

Контркультура как оппозиция господствующим образцам, противостояние фундаментальным принципам, которые лежат в основе той или иной культуры (Т.Роззак). Категория «субкультура». Виды субкультур (этническая, корпоративная, религиозная, возрастные).

Массовая культура как культура массового общества Исследования массовой культуры (О.Хаксли, П.Бурдье, франкфуртская школа, семиотический анализ популярной культуры). Причины возникновения массовой культуры. Ортега-и-Гассет «Восстание масс» (1930). Основные признаки массового человека: «беспрепятственный рост жизненных запросов», «безудержная экспансия собственной натуры», «врожденная неблагодарность ко всему, что сумело облегчить жизнь». Массовый человек; свойства и характеристики. Практики массовой культуры. Музыка как предмет потребления. Формирование «массовой литературы и её социокультурная специфика. Современная мифология и мифы масскульта. Основные черты, функции массовой культуры Виды и жанры массовой культуры Пошлость и вульгарность как явления культуры. Феномен гламурности в современной массовой культуре. Социально-психологические механизмы воздействия массовой культуры (идентификация, сублимация, проекция).

Элитарная культура как субкультура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Основные черты: формы общения, развлечения, особенности речи, различные методы и системы знания. Формы проявления элитарной культуры: (образование - это процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально - ценностном отношении к миру. речь (типичная аристократическая речь: формальна, стереотипна, стилизованна, тенденция к жесткой правильности, стремление исключить все «хаотическое» и нарушающее правило), этикет, развлечения. Использование культуры как престижного средства. Снобизм как проявление культуры.

Тема 7. Исторические особенности русской культуры. «Восток-Запад». Интеграция с европейской культурой. Традиции и современность.

«Восток-Запад». Специфика русской культуры, особенности ее развития. Христианско-православное начало культуры. Крещение Руси. Распространение письменности, возникновение исторического «летописания». Расцвет церковного зодчества и храмовой живописи. Византийско-имперские амбиции и мессианское сознание – представление о данном от Бога великом предназначении России в истории человечества. ХУ в. – формирование национально-государственной идеологии. Славянофильство. «Русская идея».

Из культурной изоляции – к интеграции с европейской культурой Петр 1 – приобщение России к мировой культуре.

Традиции и современность. Установки русской культуры (коллективизм, бескорыстие, духовность, непрактичность, экстремизм, гиперболизм, фетишизация государственной власти, убеждение в зависимости от нее всей жизни граждан, русский патриотизм).

Тема 8. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ КУЛЬТУРЫ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА (модели культурной универсализации, культура и национализм, постмодернизм и будущее культуры по Хантингтону).

С.Хантингтон и комплексная программа глобального моделирования, известной под названием "Доклады Римского клуба". Основной конфликт эпохи - противостояние современности и традиционности. Содержание современной эпохи - столкновении культур-цивилизаций.

Культурная модернизация. Формирование теории модернизации. Пути преодоления западноцентризма в оценке духовных аспектов развития. Сравнительные теории модернизации (М. Вебер, С. Хантингтон и др.) Концепции «вестернизации». Сущность модернизации. Социально-экономические, политические и социокультурные аспекты модернизации. Основные факторы модернизации. Противоречия модернизационного процесса. Роль социально активных слоев: элиты, буржуазии, рабочего класса и крестьянства в процессах модернизации. Интеллигенция и культура в условиях модернизации общества. Межэтнические конфликты и способы их урегулирования. Модернизация и идеология. Фундаментализм как культурная ориентация

Влияние технологического роста на традиционные формы жизнедеятельности людей, воздействие на современную культуру эры микроэлектроники и информационной революции, роль и типы образования в различных культурах. Постановка задача опережающего прогностического анализа ситуации, сложившейся на Земле, и определение стратегии дальнейшего поведения человечества.

Тема 9. КАРТИНА МИРА И ОБРАЗ МИРА КАК КУЛЬТУРНЫЕ УНИВЕРСАЛИИ.

Понятие культурной картины мира. КАРТИНА МИРА — система интуитивных представлений о реальности. Термин К. м. был введен впервые Людвигом Витгенштейном в "Логико-философском трактате", но в антропологию и семиотику он пришел из трудов немецкого ученого Лео Вайсгербера. Культура и природа. Воздействие природы на культуру. Воздействие культуры на природу. Картина мира и типы культур. Духовная парадигма.


  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 0507035. 65 Педагогика и психология iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...

Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 0507035. 65 Педагогика и психология iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...

Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 0507035. 65 Педагогика и психология iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...

Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 0507035. 65 Педагогика и психология iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...

Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 0507035. 65 Педагогика и психология iconРабочая программа дисциплины «Основы педагогического мастерства»
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703. 65. Дошкольная педагогика и психология
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 0507035. 65 Педагогика и психология iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 0507035. 65 Педагогика и психология iconРабочая программа дисциплины «Теория и методика развития детского изобразительного творчества»
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703 дошкольная педагогика и психология
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 0507035. 65 Педагогика и психология iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...
Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 0507035. 65 Педагогика и психология iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...

Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 0507035. 65 Педагогика и психология iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от 20 г. № )
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 0507035. 65 Педагогика и психология iconПояснительная записка рабочая программа дисциплины «Основы педиатрии...
Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента для специальности 050703 Дошкольная педагогика и психология
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 0507035. 65 Педагогика и психология iconРабочая программа учебной дисциплины федерального компонента для...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета (протокол от 20 г. № )
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 0507035. 65 Педагогика и психология iconПрограмма учебной дисциплины базовой части федерального компонента...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета естественно – географического факультета (протокол от 20 г. № )
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 0507035. 65 Педагогика и психология iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 0507035. 65 Педагогика и психология iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента для специальности 050703 Дошкольная педагогика и психология
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 0507035. 65 Педагогика и психология iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск