Скачать 336.11 Kb.
|
Департамент культуры Ярославкой области Департамент образования Ярославской области Программа «Миры Николая Некрасова» (к 190-летию со дня рождения поэта)
Ярославль, 2011 СОДЕРЖАНИЕ
Программа «Миры Николая Некрасова», посвященная 190-летию со дня рождения поэта, основывается на принципе интеграции, являющимся одним из основополагающих в современном образовании и выводящим образовательные и воспитательные процессы на новый уровень. Системообразующим фактором, интегратором программы, становится личность и творчество Н.А.Некрасова как сложный и многоаспектный феномен. Программа представляет собой серию урочных и внеурочных мероприятий, посвященных юбилею Некрасова. Это целостная система, интегрирующая разные аспекты образовательного процесса: актуализация межпредметных связей (интегрированные уроки), интеграция классно-урочной и внеклассной работы и, наконец, переход от отдельных знаний, умений и навыков к сложной системе компетенций в рамках обобщающих уроков литературы, что способствует всестороннему, целостному осмыслению творчества Некрасова – уникального явления в отечественной поэзии и значимой страницы «ярославского текста» русской культуры. Именно поэтому целесообразно проведение в средних общеобразовательных школах недели, посвященной юбилею Н.Некрасова, в течение которой реализуется следующая система мероприятий.
Младшие классы Урок «Первая встреча с Николаем Некрасовым» Цель урока: дать учащимся младших классов первичную информацию о жизни и творчестве Некрасова и обобщить имеющиеся у них сведения о поэте. План урока:
Материалы для учителя (фрагменты поэтических текстов читают заранее подготовленные ученики): Грешнево было окружено лугами и полями, а несколько поодаль возвышалась зубчатая стена большого леса, в котором в изобилии росли грибы и ягоды. По лугам и в лесу подолгу бродил Некрасов в окружении крестьянских ребятишек. В заборе, отделявшем барскую усадьбу от деревни, он проделал лазейку и через нее пробирался в деревню, чтобы участвовать в играх своих друзей: купался с ребятами в речке, собирал вместе с ними малину, чернику, грибы, а когда наступала зима, катался с гор на салазках. Так, с самого раннего детства, Некрасову стала близка мила деревенская жизнь, жизнь простого народа. Любовь к полям и лесам своей родины, к ее снегам и морозам, к ее весеннему “Зеленому Шуму” зародилась у него в ранние детские годы и отразилась позднее в поэзии: …Идёт-гудёт Зеленый Шум, Зеленый Шум, весенний шум! Как молоком облитые Стоят сады вишневые Тихохонько шумят… (стихотворение «Зелёный шум») Зелёный шум - так народ называл пробуждение природы весной: …Как-то особенно тихо вдруг стало, На небе солнце сквозь тучу играло. Тучка была небольшая на нём, А разразилась жестоким дождём! Прямы и светлы, как прутья стальные, В землю вонзались струи дождевые С силой смертельной… («Дедушка Мазай и зайцы») Это летний дождь. А вот картина осенней природы: Славная осень! Здоровый, ядрёный Воздух усталые силы бодрит; Лёд неокрепший на речке студёной, Словно как тающий сахар, лежит; …Листья поблёкнуть ещё не успели, Жёлты и свежи лежат, как ковёр… («Железная дорога») А песня Мороза-воеводы рисует нам русскую зиму: …Метели, снега и туманы Покорны морозу всегда, Пойду на моря-окияны- Построю дворцы изо льда. Задумаю-реки большие Надолго упрячу под гнёт, Построю мосты ледяные, Каких не построит народ… («Мороз, Красный нос») Проверка домашнего задания: иллюстраций к «пейзажным» стихотворениям Некрасова.
Материалы для учителя: Чтец: …О, милые плуты! Кто часто их видел, Тот, верю я, любит крестьянских детей; …Счастливый народ Ни науки, ни неги Не ведают в детстве они. Я делывал с ними грибные набеги: Раскапывал листья, обшаривал пни, Старался приметить грибное местечко, А утром не мог ни за что отыскать. …Грибная пора отойти не успела, Гляди – уж чернёхоньки губы у всех, Набили оскому: черница поспела! А там и малина, брусника, орех! Ребяческий крик, повторяемый эхом, С утра и до ночи гремит по лесам. В этом стихотворении перед нами предстаёт мир природы, слитый с детской жизнью, поэзия крестьянского труда, воспринятая глазами ребёнка. Чтец: …Он видит, как поле отец удобряет, Как в рыхлую землю бросает зерно, Как поле потом зеленеть начинает, Как колос растёт, наливает зерно. Готовую жатву подрежут серпами, В снопы перевяжут, на ригу свезут, Просушат, колотят – колотят цепами, На мельнице смелют и хлеб испекут. Отведает свежего хлебца ребёнок И в поле охотней бежит за отцом… Дети на селе начинали трудиться рано. На первых порах они выполняли вспомогательную работу, но без их помощи родителям пришлось бы туго. Крестьянский мальчик 5-6 лет учился ездить верхом и гонял скот на водопой. В 7-8 лет помогал на пашне – управлял лошадью. В 9 лет у молодого «хозяина» обязанностей прибавлялось: накормить скотину, вывезти в поле навоз, бороновать распаханную отцом пашню и убирать вместе со всеми хлеб. Отец брал сына на охоту, учил ставить силки, стрелять, ловить рыбу. К 14 годам подросток владел косой, серпом, цепом, топором, а уже через год мог заменить отца в случае его отъезда или болезни. Девочки в крестьянской семье тоже не сидели без дела: в 6 лет начинали осваивать прялку, в 10 – работали серпом, шили. К 12-13 годам девочка в отсутствие родителей полностью вела хозяйство: носила воду, стирала, кормила птицу, доила корову, шила, вязала, стряпала, присматривала за младшими детьми. В 14 лет она ткала, жала, косила сено, а в 15 – работала наравне со взрослыми. Всему, что умела сама, девочек учила мать, мальчиков – отец. Школа была доступна крестьянским детям. Но дети бедняков могли обучиться только начальной грамоте: чтению, письму, счёту. Одна из таких школ была открыта Некрасовым в Аббакумцеве (4 км. от Грешнева). Двухэтажное здание школы сохранилось до наших дней. Сначала эта школа помещалась в простой крестьянской избе, позже в 1872 г., было построено отдельное здание. Некрасов принял активное участие в сборе средств на строительство здания, привлекая к участию своих знакомых в Петербурге. Затем он стал попечителем школы и в этом качестве отвечал за отопление, освещение, ремонт и наем прислуги. Известно, что он закупал несколько раз книги для библиотеки. Школу разрешалось посещать всем желающим детям окрестных деревень. Ученики освобождались от всякой платы за обучение. Вот такому крестьянскому мальчику-ученику и было посвящено стихотворение «Школьник». Чтец: Ноги босы, грязно тело, И едва прикрыта грудь… Не стыдися! Что за дело? Это многих славный путь. Вижу я в котомке книжку. Так, учиться ты идёшь… Знаю: батька на сынишку издержал последний грош. …Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и божьей воле Стал разумен и велик. Не без добрых душ на свете – Кто-нибудь свезёт в Москву, Будешь в университете – Сон свершится наяву!.. Встреча этим голодным и оборванным школьником на пустынной дороге напомнила Некрасову судьбу Михаила Васильевича Ломоносова, великого «архангельского мужика», который, желая учиться, пришёл пешком в Москву из далёкой северной деревни, долго жил впроголодь, бедствовал и всё же учился. Изучил физику, химию, металлургию, другие науки и стал знаменитым русским учёным, академиком.
Раздаются полоски бумаги со строчками из стихотворений, «трудные слова» подчёркнуты. Задание дать объяснение этим словам, можно воспользоваться специально приготовленным для этого словарём. Словарь
Средние классы |
Тема: «Жизненный и творческий путь Н. А. Некрасова.» Цель: дать общую характеристику творчества Некрасова, подвести учащихся к пониманию общественного и историко–литературного значения... | Исследование по литературному краеведению «Наш край в произведениях... Мкоу «Мисковская средняя общеобразовательная школа» Костромского муниципального района Костромской области | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мы отправляемся в путешествие по литературному чтению. На прошлом уроке мы познакомились с новым для нас именем русского поэта Николая... | Выбрать 1 ответ из 4 – Х. Внутренняя политика Николая 1 Реформа системы государственного управления привела к росту чиновничества, которое увеличилось к концу царствования Николая I до | ||
Николая Рубцова «Звезда полей» Мир поэзии Николая Рубцова просторен и светел, холодноват и чуть прозрачен – таким обычно бывают дни бабьего лета | «Опричнина» # Основные направления внутренней и внешней политики России в период правления Ивана IV, Петра I, Екатерины II, Александра I, Александра... | ||
Конспект урока по истории в 8 классе мбоу «Кушелгинская оош» Тема:... Термины: самодержавие, крепостное право, сословный строй, консерваторы, либералы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Некрасова – уникального явления в отечественной поэзии и значимой страницы «ярославского текста» русской культуры. Именно поэтому... | ||
Россияне на первых олимпийских играх В первых трёх Олимпиадах российские спортсмены участия не принимали. В 1908 году на игры IV олимпиады в Лондоне приехала команда... | "Виртуальные миры и виртуальная реальность" | ||
Переписка елены и николая рерих с рихардом рудзитисом Письма с гор: Переписка Елены и Николая Рерих с Рихардом Рудзитисом. В 2-х т. Т. II (1938–1940) / Вступ ст., примеч и коммент. Г.... | Переписка елены и николая рерих с рихардом рудзитисом Письма с гор: Переписка Елены и Николая Рерих с Рихардом Рудзитисом. В 2-х т. Т. I (1932–1937) / Вступ ст., примеч и коммент. Г.... | ||
Микро-, макро- и мега миры Метапредметное учебное занятие Большое и малое с использованием интерактивной доски. 18 | Исследование (Творческий моно проект). Тема урока: «Исследование... Тема урока: «Исследование творчества Н. А. Некрасова. Отрывок из поэмы «Крестьянские дети» | ||
Доклад «Коммуникативные миры психотерапии» В киеве, с 4 по 7 октября 2012 г прошел Международный Конгресс "Психотерапия, консультативная и практическая психология сплетенье... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Зинченко В. П. Миры сознания и структура сознания. // Вопросы психологии. – 1991.№2 |