Исследование по литературному краеведению «Наш край в произведениях великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова»





Скачать 271.67 Kb.
НазваниеИсследование по литературному краеведению «Наш край в произведениях великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова»
страница1/3
Дата публикации07.08.2014
Размер271.67 Kb.
ТипИсследование
100-bal.ru > Литература > Исследование
  1   2   3
МКОУ «Мисковская средняя общеобразовательная школа» Костромского муниципального района Костромской области

Исследование по литературному краеведению

«Наш край в произведениях великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова»
Подготовила: учитель русского языка и литературы, педагог дополнительного образования

Степанова Ирина Сергеевна

Научный руководитель: Малышева Ирина Юрьевна


2013 г.

Каждая личность проходит в своём развитии тот же путь, что и всё человечество в целом, но только в предельно сжатые сроки. Человеку отпущено катастрофически мало времени для того, чтобы пройти собственный тернистый путь познания. А если учесть, что нужно постараться внести свой, пусть небольшой, вклад в процесс эволюции (что останется после меня), то начинать заниматься исследовательской деятельностью следует с раннего возраста.

Очень часто от школьника можно услышать просьбу: «Не говорите ответ. Я хочу сам догадаться». Мало кто из взрослых осознаёт значимость подобных ситуаций. А ведь в этом возрасте важно не оттолкнуть ребёнка равнодушием, не погасить горящие любознательностью детские глаза и огромное желание самому совершить своё маленькое открытие.

Таким образом, стремление ребёнка к получению новых знаний, с одной стороны, и острейшая необходимость в этих знаниях – с другой, создают благодатную почву для начала исследовательской деятельности именно в школьном возрасте.

Учитель литературы не должен смотреть на себя лишь как на пропагандиста готовых научных решений и выводов. Он может ставить перед классом и перед собой проблемы нерешённые, дискуссионные, нуждающиеся в исследовании не только ради упражнения, но и ради поисков истины. И ученикам важно увидеть нечто, выходящее за рамки усвоения готовых решений, регламентированных упражнений. Так, например, анализ художественного текста может проводиться как на уровне ознакомления с уже существующей трактовкой, так и на уровне самостоятельных, полезных, пусть и неоригинальных наблюдений и обобщений, а также на уровне маленьких открытий, позволяющих по-новому взглянуть на знакомый текст, почувствовать его глубину.

Поэтому исследовательскую работу на уроках литературы следует рассматривать с двух точек зрения: как метод преподавания и как уровень, до которого могут подняться школьники в своей деятельности. Учебное исследование становится реальным, когда мы сумеем подготовить к этому уровню работы и себя, и учащихся. Речь идёт о постепенном освоении исследовательского подхода к темам, о работе, требующей настойчивости в накоплении знаний и умений, полезной – в том смысле, что она может стать дорогой к творческому труду.

Исследование может быть организовано на всех этапах обучения литературе: некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следует осваивать уже в детском и подростковом возрасте, тогда более реальным будет подъём к высшему уровню творческой самостоятельности.

Исследовательский метод можно определить как самостоятельное (без пошагового руководства учителя) решение учащимися новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и её проверка, формулирование выводов, закона или закономерности. Применение исследовательского метода возможно в ходе решения сложной задачи анализа первоисточников, разрешения поставленной учителем проблемы и др. Самое существенное, что может внести учебное исследование в процесс преподавания литературы – это помощь в формировании самосознания школьника, в обретении позиции заинтересованного и ответственного участия в познавательной и творческой работе на уроках литературы.

Существует множество видов нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов: урок-исследование, урок-лаборатория, урок - творческий отчёт, урок изобретательства, урок «удивительное рядом» , урок фантастического проекта, урок-рассказ об учёных, урок-защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «патент на открытие», урок открытых мыслей и т.п.

Учебный эксперимент позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов. Осуществляется на базе школы на школьном оборудовании. Учебный эксперимент может включать в себя все или несколько элементов настоящего научного исследования (наблюдение и изучение фактов и явлений, выявление проблемы, постановка исследовательской задачи, определение цели, задач и гипотезы эксперимента, разработка методики исследования, его плана, программы, методов обработки полученных результатов , проведение пилотного эксперимента, корректировка методики исследования в связи с ходом и результатами пилотного эксперимента, собственно эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов, защита результатов экспериментального исследования).

Чаще всего успешность формирования и развития исследовательских умений связывается с углублённым изучением предмета в специальных классах или группах, что не всегда возможно, особенно в небольшой поселковой или сельской школе. Выходом из такого положения служит внеклассная работа, которая позволяет работать с учащимися, интересующимися предметом, не ограничиваясь рамками учебной программы. Применение во внеклассной работе заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов, развивает у школьников исследовательские наклонности.

Тема исследования школьников 7 класса была такова: « Как отразился наш край в произведениях Н.А.Некрасова?»

Актуальность темы определила программа по литературе авторов-составителей Г.С.Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева. Программа настоятельно рекомендует возможные виды внеурочной деятельности: историко-краеведческую работу по творчеству Н.А.Некрасова.

Наш край – благодатная почва для исследования по региональной программе.

Цель исследования: выявление условий формирования исследовательских умений у учащихся 7 класса и разработка их условий в процессе внеклассной работы.

Объектом исследования являются произведения Н.А.Некрасова о нашем крае, а также места родного края, связанные с Некрасовым.

В основу исследования положена гипотеза: действительно ли существовал тот факт, что Некрасов писал о нашем крае, и чем именно наш край стал ему интересен?

Задачи работы:

- познакомиться с произведениями Н.А.Некрасова о нашем крае;

- изучить историю Мисковской волости, в состав которой входила деревня Шода;

- взять интервью у бывшей жительницы села Мисково Набатовой Т.П.;

- провести научно-исследовательскую экспедицию в деревню Шода и систематизировать результаты экспедиции.

Поставленные задачи решались с использованием различных методов научного исследования, основными из которых являются:

- изучение и анализ произведений русского поэта;

- изучение, отбор и дидактическая переработка краеведческого материала, связанного с нашей местностью, в частности с Мисковской волостью, деревней Шода, где Н.А.Некрасов охотился с местным жителем Гаврилой Захаровым ;

- анализ поэмы «Коробейники», сюжет которой разворачивается на фоне нашей местности;

- анализ количественных и качественных результатов констатирующего и обучающего эксперимента с целью выявления эффективности предлагаемой методики в практике работы школы.

Дети делились на группы. В каждой группе избирался лидер, который играл роль направляющего звена.

Отбор, систематизация, обобщение исследованного материала предполагалось провести учащимся в течение двух недель, затем с полученными результатами выступить на уроке – творческом отчёте.
Ход урока

в форме творческого отчёта,

предполагающего отчёт групп по

научному исследованию «Как отразился наш край в произведениях Н.А.Некрасова?»
1 группа. Докладчики Кокарева Ксения, ученица 7 класса, Максимова Алёна, ученица 7 класса
Всё рожь кругом, как степь живая,

Ни замков, ни морей, ни гор…

Спасибо, сторона родная,

За твой врачующий простор!

Для Н.А.Некрасова «врачующий простор» «стороны родной» - Костромской да Ярославский край. Многие произведения его созданы на костромском материале: сюда он приезжал на отдых, здесь , в окружении деревенского люда, черпал он своё вдохновение. Если вы бывали в Костромском музее деревянного зодчества, вы непременно любовались стройной деревянной церковью Преображения. Рядом с красавицей церковью расположились амбары, баньки на сваях. Смотришь на них – и словно попадаешь в сказку, где избушки на курьих ножках! А пришли такие сказочные сооружения из края дедушки Мазая…

В августе, около Малых Вежей,

С старым Мазаем я бил дупелей.

Каждое лето , домой приезжая,

Я по неделе гощу у него.

Нравится мне деревенька его:

Летом, её убирая красиво,

Исстари хмель в ней родится на диво,

Вся она тонет в зелёных садах,

Домики в ней на высоких столбах,

(Всю эту местность вода поднимает ,

Так что деревня весною всплывает,

Словно Венеция ). Старый Мазай

Любит до страсти свой низменный край.

Вдов он, бездетен, имеет лишь внука.

Торной дорогой ходить ему – скука!

За сорок вёрст в Кострому прямиком

Сбегать лесами ему нипочём…

Вы помните, о чём это стихотворение? Сам «друг-приятель» поэта дед Мазай поведал ему историю спасения зайцев, застигнутых половодьем.

А когда однажды Некрасов, утомлённый охотой, забрёл в сарай и «уснул глубоко», то, пробудившись, услышал разговор крестьянских ребятишек, обсудивших и самого охотника, и его снаряжение, и его собаку.

Первый голос

Борода!

Второй

А барин, сказали!..

Третий

Потише вы, черти!

Второй

У бар бороды не бывает – усы.

Первый

А ноги-то длинные, словно как жерди.

Четвёртый

А вона на шапке, гляди-тко – часы!

Пятый

Ай, важная штука!

Шестой

И цепь золотая…

Седьмой

Чай, дорого стоит?

Восьмой

Как солнце горит!

Девятый

А вона собака – Большая, большая!

Вода с языка-то бежит.

Пятый

Ружьё! погляди-тко: стволина двойная,

Замочки резные…

Третий

(с испугом)

Глядит!

Четвёртый

Молчи, ничего! постоим ещё, Гриша!

Третий

Прибьёт…

Это, должно быть, ребятишки из деревни Шода, на это указывает реплика: «И, верно, не барин: как ехал с болота, так рядом с Гаврилой…» (с Г.Захаровым, крестьянином деревни Шода).

И этот вот случай произошёл тоже в нашем краю, по преданию – на Галичском тракте, между деревнями Антипино и Дровинки (стихотворение «Генерал Топтыгин»):

Быстро, бешено неслась

Тройка – и не диво:

На ухабе каждый раз

Зверь рычал ретиво;

Только стон кругом стоял:

«Очищай дорогу!

Сам Топтыгин генерал

Едет на берлогу!»

Вздрогнет встречный мужичок,

Жутко станет бабе,

Как мохнатый седачок

Рявкнет на ухабе.

А коням подавно страх –

Не передохнули!

Вёрст пятнадцать на весь мах

Бедные отдули!

Прямо к станции летит

Тройка удалая.

Ещё об одном из многочисленных произведений, навеянных костромской жизнью, необходимо знать. Неподалёку от села Некрасовское на левом берегу Волги развёртывается действие стихотворения «Горе старого Наума».

Науму паточный завод

И дворик постоялый

Даёт порядочный доход,

Наум – не глупый малый.

Задаром сняв клочок земли,

Крестьянину с охотой

В нужде ссужает он рубли

А тот плати работой –

Так обращён нагой пустырь

В картофельное поле…

Вблизи Бабийский монастырь,

Село Большие Соли.

Недалеко и Кострома.

Наум живёт – не тужит,

И Волга-матушка сама

Его карману служит.

В этих стихах есть строки, выдающие мечту великого народного поэта о будущем его любимой реки Волги:

Иных времён, иных картин

Провижу я начало

В случайной жизни берегов

Моей реки любимой:

Освобождённый от оков

Народ неутомимый Созреет, густо заселит

Прибрежные пустыни;

Наука воды углубит.

История Мисковской волости
Докладчики Пантелеева Анастасия, ученица 7 класса Мисковской средней школы, Ушанова Анна, ученица 7 класса
Презентация « Истории Мисковской волости» (см. приложение)
Детективная история, изложенная Некрасовым в поэме «Коробейники», случилась вёрст за 30 от Костромы, в Мисковской волости. Почему же волость называется Мисковская? Мы обратились за помощью к журналу «Губернский дом», а также к книге Н.А.Зонтикова «Н.А.Некрасов и Костромской край: страницы истории». И вот что узнали.

Уже в 16 веке упоминалось о Мискове, в 1581 году, когда царь Иван Грозный пожаловал погост московскому Чудову монастырю, в чьём ведении Мисково оставалось до 1764 года.

Храм впервые упоминается в 1616 году, когда на погосте стояла деревянная церковь Успения Божией Матери с двумя приделами – во имя святого Николы и во имя святого Алексия, митрополита Московского. К 1629 – 1630 г.г. на погосте появилась вторая церковь – во имя святых мучеников Флора и Лавра. В 10-е годы 19 века взамен деревянных в Мискове был возведён каменный пятиглавый храм с высокой четырёхъярусной колокольней, освящённый в 1816 году. Позже этот храм назвали Успенской церковью.

Село Мисково возвышалось на пригорке. Его со всех сторон окружали низменные места: озёра (Большое, Маленькое), болота (Попово, Асташево), реки Меза, Кострома и Криуша (Глушица). Село Мисково основали казаки, бежавшие от преследования царских властей, после восстания Емельяна Пугачёва. Дома в Мискове строились большей частью из кирпича, добротно, в основном, высокие, впритык друг к другу из-за недостатка места.

Согласно плану Мискова, составленного Е.И.Лазаревой, в селе имелись улицы: Большая – мощёная камнем (78 домов), Успенская (67 домов), Оханова (25 домов), Сквозная (15 домов), Малая Пустынька (18 домов), Большая Пустынька (42 дома), Малая ( 10 домов). Всего 255 домов. Главными были Большая и Успенская улицы, которые проходили вдоль леса протяжённостью до 1 км.

Мисково вместе с селом Жарки были расположены между реками Кострома и Меза. Когда реки выходили из берегов, сёла затапливало. Поэтому приходилось перебираться на лодках.

В начале 50-х годов возле г.Городец в Горьковской области началось строительство Горьковской ГЭС. После её вступления в строй уровень волжской воды выше Городца должен был существенно повыситься, в связи с чем ряд территорий на Верхней Волге должен был уйти под воду.

Строительство Горьковской ГЭС обрекло на затопление и значительную часть низинного Костромского Заречья, где предполагалось создание водохранилища. Под воду должны были уйти почти все селения Костромского района, связанные с именем Некрасова.

Мисковцы уезжали в 1952 году. «С тяжёлой тоской, - пишет Н.А.Ухина, - уезжали люди, в последний раз крестились на церковь, плакали всю дорогу, а молодёжь выкрикивала сочинённые частушки:

Прощай, Мисково родное,

Дорогое сёлушко.

Куда едем, мы не знаем,

Милая сторонушка».

Весь период 1953-1956 годов в зоне, отводимой под затопление, закрывались школы, медпункты, церкви, ликвидировались сельсоветы, разбирались дома, вырубались леса и кустарники, выселялись люди.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследование по литературному краеведению «Наш край в произведениях великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мы отправляемся в путешествие по литературному чтению. На прошлом уроке мы познакомились с новым для нас именем русского поэта Николая...
Исследование по литературному краеведению «Наш край в произведениях великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова» iconТема: «Жизненный и творческий путь Н. А. Некрасова.»
Цель: дать общую характеристику творчества Некрасова, подвести учащихся к пониманию общественного и историко–литературного значения...
Исследование по литературному краеведению «Наш край в произведениях великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова» iconУрок русского языка в 5 классе «Край наш северный»
Сегодня мы поиграем в лингвистические игры, которые будут связаны с темой «Край наш северный», потому что 2008 год особенный. В этом...
Исследование по литературному краеведению «Наш край в произведениях великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова» iconРабочая программа по краеведению Краеведение. 7 класс
Гречухин Г. Б. // Сборник методических материалов по историческому краеведению в основной школе. 7-8 кл. – Н. Новгород: нгц, 2006....
Исследование по литературному краеведению «Наш край в произведениях великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова» iconВикторина по сказкам А. С. Пушкина. Цель урока: продолжить знакомство...
Цель урока: продолжить знакомство с творчеством великого русского писателя и поэта А. С. Пушкина
Исследование по литературному краеведению «Наш край в произведениях великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова» iconРабочая программа по литературному краеведению и искусству родного края 8 класс
Предлагаемая программа составлена в соответствии с законом «Об образовании», отражает обязательный минимум содержания образования...
Исследование по литературному краеведению «Наш край в произведениях великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова» iconФольклорные мотивы в поэме Н. А. Некрасова
Его поэзия хрестоматийна. Она часто издаётся, изучается учёными-литературоведами и заучивается учениками. Однако некоторые особенности...
Исследование по литературному краеведению «Наш край в произведениях великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова» iconИсследование (Творческий моно проект). Тема урока: «Исследование...
Тема урока: «Исследование творчества Н. А. Некрасова. Отрывок из поэмы «Крестьянские дети»
Исследование по литературному краеведению «Наш край в произведениях великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова» iconИ. Б. Ничипоров И. А. Бунин. Очерк творчества Художественное наследие...
Золотого века до психологической прозы второй половины ХIХ столетия и в то же время аккумулировало новейшие эстетические открытия,...
Исследование по литературному краеведению «Наш край в произведениях великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова» iconНа районный конкурс методических разработок по привлечению к чтению
Ведущий: Сегодня наша викторина, посвящена творчеству русского поэта Н. А. Некрасова. Вот как о своем творчестве Николай Алексеевич...
Исследование по литературному краеведению «Наш край в произведениях великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова» iconСценарий к литературному вечеру по мотивам произведения расула гамзатова «мой дагестан»
Республиканский Дом народного творчества мк рд предлагает методико-практические рекомендации по проведению мероприятий, посвященных...
Исследование по литературному краеведению «Наш край в произведениях великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова» iconРабочая программа по историческому краеведению (наименование учебного...
Рабочая программа разработана на основе использования учебника Балдин К. Е., Барвенко В. Г., Иванов Г. В. Ивановский край в истории...
Исследование по литературному краеведению «Наш край в произведениях великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова» iconУрок по литературному чтению в 4 классе Тема: Образ природы в произведениях А. К. Толстого Цель
Цель: Сформировать представления учащихся об образе природы в произведениях А. К. Толстого
Исследование по литературному краеведению «Наш край в произведениях великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова» iconРайонная выставка конкурс «Моя лучшая творческая разработка мероприятия,...
Образовательная – расширить знания учащихся о жизни и деятельности великого русского ученого М. В. Ломоносова
Исследование по литературному краеведению «Наш край в произведениях великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова» iconПояснительная записка предлагаемая рабочая программа по литературному...
Предлагаемая рабочая программа по литературному краеведению адресована 5-м классам основной школы гимназии №9
Исследование по литературному краеведению «Наш край в произведениях великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова» iconПрограмма «Миры Николая Некрасова»
В 19 веке литература была учебником жизни, а писатели видели своей целью служение Человеку


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск