Программа учебной дисциплины по выбору для специальности «Дошкольная педагогика»





Скачать 173.54 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины по выбору для специальности «Дошкольная педагогика»
Дата публикации20.10.2013
Размер173.54 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»

(ГОУ УлГПУ им. И.Н. Ульянова)
Кафедра дошкольной педагогики
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

_____________________И.В. Столярова

«___________»_______________2012 г.

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ОПЫТА ДОШКОЛЬНИКА

СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ КУЛЬТУРЫ
Программа учебной дисциплины по выбору

для специальности «Дошкольная педагогика»

(заочная форма обучения)

Общая трудоёмкость: 80 часов


Составитель:

Харитонова А.А., ассистент

кафедры дошкольной педагогики

Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета

протокол от «______» января 2012 г. № _____

Ульяновск, 2012

Пояснительная записка.
Музей и музейный материал – эффективное средство приобщения дошкольников к истории родного края. Благодаря единству документальной достоверности и художественной образности как составляющих музейной среды, социокультурной опыт человечества постигается личностью как на когнитивном, так и инициативно-эмоциональном уровне. Основная социокультурная миссия музея – воспитание человека музейными средствами. Именно поэтому велик образовательный потенциал музейной среды, который реализуется в практике дошкольных учреждений, на наш взгляд, недостаточно.

Одной из причин этого является низкий уровень музейной культуры педагогов, незнание педагогических возможностей музейного фонда города. Возникло противоречие между осознанием воспитателями детского сада необходимости использования образовательного потенциала богатейшего музейного фонда города, страны и трудностями в отборе содержания, создания педагогических условий формирования музейной культуры детей как фактора становления их социокультурного опыта.

Данный курс призван отчасти решить это противоречие, предусматривает теоретическую, методическую, ценностную, практическую подготовку педагогов ДОУ к приобщению детей к музею, интеграции его в общий воспитательно-образовательный процесс.

Содержание спецкурса основано на следующих принципах:

- нормативно-аксиологическом, который предполагает информацию о музеях как хранителях мировых и региональных ценностей и норм;

- принципе кльтуросообразности, заключающегося в том, что образование будет тем результативнее, чем больше оно включается в контекст культуры, а личность активно овладевает и развивает культурные нормы и ценности. Образование на основе культуросообразного подхода – организация процесса интериоризации и развития личности культурой. Музей – носитель ценностей культуры, поэтому освоение музейного материала идёт как процесс освоения и развития культуры;

- принципе гуманизации содержания и педагогического процесса в целом, акцентирование идей добра, мира, красоты, истины, любви как ценностей всех времён и народов, представляющих музейное содержание.

- принципе развивающего характера, знаний, умений, отношений, обеспечивающих развитие познавательной деятельности в целом.

- принципе регионализма - преимущественный отбор краеведческого материала об истории, культуре, традициях, быте и проч., представленного в музеях города.

- принципе интеграции, комплексного использования средств, форм, методов образовательной работы.

- принципе научности предполагает изучение проблемы приобщения к музею и формирование музейной культуры, результатов научных исследований, что позволяет познакомить с разными подходами в реализации задач музейного образования.

Целью дисциплины является повышение профессиональной компетентности, формирование педагогического мастерства у студентов в работе с дошкольниками.

Задачи курса.

  1. Расширение педагогического кругозора студентов знаниями о богатейших музейных фондах города, о социокультурной роли музеев в обществе, их культурно-образовательной деятельности, о музейной педагогике как средстве реализации к образовательной деятельности, целях, задачах музейного образования дошкольников, педагогических условиях формирования их музейной культуры.

  2. Совершенствование профессиональных умений студентов в формировании музейной культуры дошкольников – умений целеполагания, проектирования музейно-образовательного процесса, его реализации на основе комплексно-тематического планирования

- умений определять образовательный потенциал музея, интегрировать в общий педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения;

- умений осуществлять педагогическое просвещение родителей в вопросах формирования музейной культуры;

- умений устанавливать взаимодействие в музейными педагогами;

- умений создавать развивающую музейно-ориентированную среду.

  1. Развитие профессионально значимых личностных качеств, формирование музейной культуры студентов (знаний о музейных фондах города, умений ориентироваться в музейной среде, умений декодировать музейный текст, бережно относиться к культурному наследию), развитие инициативности, ценностно-смыслового отношения к культурному наследию.

  2. Формирование и обогащение профессионально-педагогического опыта практической работы с детьми дошкольного возраста, изучение опыта дошкольного учреждения по проблеме.


Общая трудоёмкость дисциплины 80 часов

Объем дисциплины и виды учебной работы
Дисциплина преподаётся в 6 семестре. Общая трудоёмкость составляет 80 часов: из них 16 часов аудиторной нагрузки (10 часов лекций, 6 часов практических занятий) и 64 часов самостоятельной работы с итоговым контролем зачётом после 6 семестра.



Номер семестра

Учебные занятия


Форма итоговой аттестации

Всего

часов

Лекции, час

Практические занятия, час

Лабораторные занятия, час

Самостоят. работа, час




6

80

10

6

-

64


зачёт


Ито

го:



80


10


6


-


64




Примерный тематический план



Наименование раздела и тем

Количество часов по формам организации обучения

Лекц. занятия

Лаб. занятия

Практ. занятия

Самост. работа


Тема 1. Музей и его социокультурные функции



2







8


Тема 2. Музейная педагогика как формирующаяся образовательная технология


2







8

Тема 3. Задачи, содержание, формы музейного образования дошкольников

2







10


Тема 4. Развитие музейной культуры дошкольников









2


10

Тема 5. Методика работы педагога с детьми на музейной экспозиции


2







9


Тема 6. Типы и виды музея в детском саду, принципы их организации








2


10

Тема 7. Взаимодействие ДОУ, семьи и музея как основное условие формирования музейной культуры дошкольника


2





2


9



Итого:


10





6


64



Содержание разделов и тем

Лекции
Тема 1. Музей и его социокультурные функции
Исторические предпосылки возникновения и функционирования музея как носителя культурных ценностей общества. Социокультурная миссия музея. Основные музееведческие понятия. Образовательный потенциал музея.
Тема 2. Музейная педагогика как формирующаяся образовательная технология
Понятие музейно-педагогической технологии, её эффективность в социокультурном воспитании дошкольников. Структурные составляющие музейно-педагогической технологии, их содержательный аспект. Музейно-педагогический процесс, принципы его реализации.

Тема 3. Задачи, содержание, формы музейного образования дошкольников
Формирование элементов культурологического сознания и музейной культуры как цель музейного образования дошкольников. Задачи музейного образования детей дошкольного возраста. Проблемы отбора содержания музейного образования дошкольников и особенности ознакомления детей с музейными материалами. Формы культурно-образовательной работы в условиях музея и ДОУ.

Тема 4. Методика работы педагога с детьми на музейной экспозиции
Типы музейных экскурсий. Принципы подготовки и проведения экскурсий разных типов.

Особенности проведения экскурсий с детьми дошкольного возраста.
Тема 5. Взаимодействие ДОУ, семьи и музея как основное условие формирования музейной культуры дошкольника
Необходимость создания единого образовательного пространства в формировании музейной культуры дошкольников. Детский сад и семья в воспитании интереса детей к музею. Формы их сотрудничества. Сотрудничество детского сада и музея в формировании музейной культуры дошкольников. Научная, методическая, практическая подготовка воспитателей и музейных педагогов к решению задач формирования музейной культуры дошкольников.
Семинары
Тема 1. Типы и виды музея в детском саду, принципы их организации
План.


  1. Проблема создания музейно-ориентированного пространства в ДОУ.

  2. Типы музеев в детском саду:

а) мини-музей;

б) детский уголок;

в) детский музей.

3. Виды музеев в детском саду:

а) этнографический;

б) экологический;

в) литературный;

г) изобразительного искусства и др.

4. Принципы использования музейно-педагогического пространства в воспитательной работе с детьми.
Задание для самостоятельного выполнения:
Анализ развивающей музейно-ориентированной среды в своём дошкольном учреждении. Самостоятельное знакомство с предложенной литературой.
Литература

  1. Макарова Н., Чичканова Т. Образовательная среда в музее?-Да, если это музей детский // Народное образование. – 2002. - №2. – с. 133-140.

  2. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Нужен ли в России детский музей? // Музей. – 2008. - №1. – с. 8-12.

  3. Музейная педагогика / Под ред. Морозовой А.Н., Мельниковой О.В. – М.: Творческий центр «Сфера», 2006.

  4. Найденова Е. Этнографический музей в ДОУ // Дошкольное воспитание. – 2001. - №3. – с. 92-97.

  5. Ульзутуева В. Мы играем в музей // Игра и дети. – 2005. - №3. – с. 24.

  6. Экологические тропинки. Часть 1. / Под ред. Баранниковой Э.Э. – Тольятти, 2005.



Тема 2. Развитие музейной культуры дошкольников
План.


  1. Проблема формирования музейной культуры дошкольника в контексте становления его социокультурного опыта.

  2. Своеобразие музейной культуры детей дошкольного возраста.

  3. Критерии и показатели сформированности музейной культуры детей дошкольного возраста.

  4. Условия формирования музейной культуры дошкольника.


Задание для самостоятельного выполнения:
Знакомство с предложенной литературой.

Литература

  1. Ванслова Е.Г. Музейная педагогика // Воспитание школьника. – 2000. - №4. – с. 11-14.

  2. Ванслова Е.Г. Музейная педагогика // Воспитание школьника. – 2000. – №5. – с. 4-6.

  3. Власова Л.В., Захарова Л.М., Иванушкина Т.Б. Симбирские этюды: программа и методические рекомендации к образовательной работе с детьми дошкольного возраста по приобщению к культурно-историческим ценностям региона. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2006.

  4. Мацкевич М. Изобразительное творчество и игра в пространстве музея как средство эстетического развития // Дошкольное воспитание. – 2006. - №2. – с. 87-91.

  5. Медведева Е.Б. Музейная педагогика в Германии и России: История и современность: Учебное пособие. – М.: АПРИКТ МК РФ, 2003.

  6. Музейная педагогика / Под ред. Морозовой А.Н., Мельниковой О.В. – М.: Творческий центр «Сфера», 2006.

  7. Нагорский Н.В. Музейная педагогика и музейно-педагогическое пространство // Педагогика. – 2005. - №5. – с.3-12.

  8. Распахни окно в мир прекрасного. Вып. 6: Музейная педагогика в образовательном процессе дошкольного учреждения: Методическое пособие. – Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2007.

  9. Тихонова О.Г. Дошкольникам о музейной культуре: Методическое пособие для воспитателей, педагогов ДОУ и родителей. – М.: АРКТИ, 2006.



Тема 3. Взаимодействие ДОУ, семьи и музея как основное условие формирования музейной культуры дошкольника
План.


  1. Установление равноправных партнёрских отношений между воспитателями, родителями и музейными сотрудниками.

  2. Создание системы взаимодействия, поэтапного приобщения ребёнка к музею.

  3. Создание единого информационного поля.

  4. Разработка совместных культурно-образовательных и педагогических программ и проектов.

  5. Создание на базе детского сада музейно-образовательных пространств и дидактических экспозиций для детей.


Задание для самостоятельного выполнения.
Изучение предложенной литературы. Подготовка заданий к зачёту.
Литература

  1. Власова Л.В., Захарова Л.М., Иванушкина Т.Б. Симбирские этюды: программа и методические рекомендации к образовательной работе с детьми дошкольного возраста по приобщению к культурно-историческим ценностям региона. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2006.

  2. Распахни окно в мир прекрасного. Вып. 6: Музейная педагогика в образовательном процессе дошкольного учреждения: Методическое пособие. – Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2007.

  3. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2004.

  4. Тихонова А.Ю. Программы взаимодействия музеев и образовательных учреждений: необходимость и результативность: Материалы второй научной конференции. – Ульяновск: ГИММЗ Родина В.И. Ленина, 2005.

  5. Тихонова А.Ю., Лиллипео О.В., Краснова Е.Л. Взаимодействие образовательного учреждения и музея: методические рекомендации. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2006.

  6. Чумалова Т. Основные принципы музейной педагогики // Дошкольное воспитание. – 2008. - №3. – с. 58-63.



Задание для зачёта
Каждый студент по выбору определяет музей города, знакомится с его образовательным потенциалом, продумывеют пути использования в работе с дошкольниками. Составляет комплексно-тематический план, готовится к презентации составленного плана
Критерии оценивания деятельности студентов.
Итогом изучения данного курса является зачёт.
Условия допуска и сдачи зачёта:

  1. Посещение всех лекционных и практических занятий.

  2. Работа на занятиях, выполнение всех индивидуальных и фронтальных практических заданий.



Зачёт ставиться в том случае, если студент самостоятельно выполняет задание, подходит творчески к разработке комплексно-тематического плана, проявляет оригинальность при проведении презентации.

Студент не получает зачёт в том случае, если не справляется с указанным выше заданием.

Методические рекомендации
Методические рекомендации для преподавателей
При подготовке материала к лекционным и семинарским занятиям преподаватель обязан руководствоваться содержанием программы. Преподаватель имеет право самостоятельно выбирать формы и методы изложения материала, которые будут способствовать качественному его усвоению, при этом он в установленном порядке может использовать технические средства обучения, имеющиеся на кафедре и в университете. Преподаватель обязан консультировать студентов по интересующим их вопросах, а также в случае затруднения. Предполагаются учебные занятия аудиторные, в пространстве ДОУ, в музее в зависимости от темы и учебных задач.

Проведение лекционных занятий с аудиторией студентов является публичным видом деятельности, определяющим ряд специфических требований к преподавателю: преподаватель обязан владеть культурой речи; поведение преподавателя при любых ситуациях должно быть корректным и достойным; внимательно ознакомиться с методическими рекомендациями, приведенными в учебной литературе по изучаемому материалу; тема лекции должна быть ясно и четко сформулирована; перед началом подробного изложения материала целесообразно кратко обозначить о чем пойдет речь в целом; изложение должно вестись ясным и четким языком; определения и формулировки должны соответствовать современным представлениям о предмете и не должны противоречить представленным определениям в рекомендуемой учебной литературе; изложение материала должно сопровождаться обратной связью со слушателями; особо важные места следует выделить или повторить; рисунки, выполненные от руки мелом или маркером на доске, должны быть ясными и хорошо видимыми с дальних рядов аудитории; по возможности следует сопровождать изложение фундаментального материала примерами, имеющими прикладное значение; при использовании технических средств обучения (видеопроекторов, средств мультимедиа и т.п.) давать возможность студентам делать необходимые записи и рисунки в конспектах или предусматривать возможность предоставления материала в электронном или другом виде; в конце лекции кратко подвести итоги и выводы.

При проведении практических занятий внимательно выслушивать точки зрения студентов, подводить их к обсуждению, дискуссии рассматриваемых проблем, подталкивать к опоре на личный опыт, полученный при прохождении педагогической практики. При подготовке к семинарским и практическим занятиям давать литературу, которую можно найти в библиотеках города и в Интернет-ресурсах.

С целью активизации студентов предполагается ведение диалогов, полилогов, мозговой штурм, обсуждение ситуаций и др.

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Студентам для успешного усвоения всего курса рекомендуется посещать все формы занятий, активно участвовать в дискуссиях, в выполнении практических и творческих заданий. На лекциях необходимо вести конспект, либо делать пометки в виде тезисов, задавать вопросы преподавателю. На семинарских занятиях своевременно готовиться, отвечать или дополнять по каждому вопросу, участвовать в обсуждении проблем, выполнять практические задания – грамотно оформлять конспекты и планы мероприятий.


Программное и коммуникационное обеспечение дисциплины

Компьютерный класс, мультимедийный проектор, лекции по дисциплине, аудио- и видеозаписи, магнитофон, ноутбук, литература (представлена выше).


Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература



  1. Емельянов Б. Экскурсоведение. Учебник [Электронный источник] / Б. Емельянов, Советский спорт, 2007. – 212 с. - www.knigafund.ru

  2. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры [Электронный источник] / Т.П. Калугина, Петрополис, 2008. – 244 с. - www.knigafund.ru


Дополнительная литература


  1. Дошкольник. Развитие. Культура [Текст] : мет. рекомендации по организации и содержанию образоват. процесса в дошк. учрежд. в 1998-99 учеб. году : дошк. образование / ИПК ПРО при УлГПУ; [отв. ред. Кулагина Т. Ю.]. - Ульяновск : ИПКПРО, 1998. - 55 с.

  2. Дыбина, Ольга Витальевна. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром [Текст] : практ.-ориентированная монография / О. В. Дыбина. - М. : Педагогическое общество России, 2007. - 126 с.

  3. Иезбера Ф.Я. Всероссийский музей или собрание предметов, касающихся познания Российской империи [Электронный источник] / Ф.Я. Иезбера, 1879. - www.knigafund.ru

  4. Пугачева, Ирина Юрьевна. Культурологическое образование детей дошкольного возраста [Текст] : метод. пособие. Вып. 3 : "Школа театра в детском саду" / И. Ю. Пугачева ; Л.П. Бочкарева; ИПК ПРО при УлГПУ им. И.Н. Ульянова, Дошк. образоват. учреждение № 200. - Ульяновск : УлГПУ, 1998. - 91 с.

  5. Современные подходы к формированию базиса личностной культуры дошкольников [Текст] : материалы регион. научно-практ. конф., посвящ. 60-летию со дня рождения Л. П. Бочкаревой, 16 мая 2002 г. / УИПК ПРО; УлГПУ им. И. Н. Ульянова; [ред.: М.А. Ковардакова]. - Ульяновск : ИПКПРО, 2002. - 79 с.



Лист согласования рабочей программы учебной дисциплины

Рабочая программа учебной дисциплины (практики) «Формирование социокультурного опыта дошкольника средствами музейной культуры»

Составитель: А.А. Харитонова – Ульяновск: УлГПУ, 2012. - 11 с.
Программа составлена с учетом государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности Дошкольная педагогика и в соответствии с учебным планом.
Составители ________ А.А. Харитонова (подпись)
Рабочая программа учебной дисциплины (практики) одобрена на заседании кафедры дошкольной педагогики "___" __________ 20__г., протокол № ____

Заведующий кафедрой

____________________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата
Рабочая программа учебной дисциплины (практики) согласована с библиотекой

Сотрудник библиотеки

____________________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата
Программа утверждена на заседании ученого совета факультета педагогики и психологии "___" __________ 20__г., протокол № ____

Председатель ученого совета факультета

____________________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата
Программа согласована с учебным управлением

"___" __________ 20__г., протокол № ____

Начальник учебного управления.

____________________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата

Программа зарегистрирована в университетском редакционно-издательском секторе под учетным номером __________ на правах учебно-методического электронного издания.

Начальник УРИС __________________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины по выбору для специальности «Дошкольная педагогика» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности «Дошкольная педагогика» iconПрограмма учебной дисциплины по выбору для специальности 050703 «Дошкольная...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от «29» марта 2012 г. №8)
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности «Дошкольная педагогика» iconРабочая программа учебной дисциплины по выбору для специальности...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии(протокол от «29»марта 2012 г. №8)
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности «Дошкольная педагогика» iconПояснительная записка Пояснительная записка рабочая программа дисциплины...
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология (заочная форма обучения, 6-летний...
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности «Дошкольная педагогика» iconУчебно-методический комплекс
Курс по выбору “Психология религии” предназначен для подготовки студентов факультета "Педагогика и психология", обучающихся по специальности...
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности «Дошкольная педагогика» iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...

Программа учебной дисциплины по выбору для специальности «Дошкольная педагогика» iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...

Программа учебной дисциплины по выбору для специальности «Дошкольная педагогика» iconРабочая программа дисциплины «Основы педагогического мастерства»
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703. 65. Дошкольная педагогика и психология
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности «Дошкольная педагогика» iconН. Б. Ельчанинова тестовые задания по учебной дисциплине «Информационное...
Для студентов специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Иностранный...
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности «Дошкольная педагогика» iconРабочая программа дисциплины «Теория и методика развития детского изобразительного творчества»
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703 дошкольная педагогика и психология
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности «Дошкольная педагогика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 050703. 65...
Пояснительная записка учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Детская литература» для студентов заочной формы обучения по...
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности «Дошкольная педагогика» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
«050703-Дошкольная педагогика и психология» с доп специальностью «Социальная педагогика»
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности «Дошкольная педагогика» iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...
Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности «Дошкольная педагогика» iconПрограмма учебной дисциплины по выбору для специальности 050708....

Программа учебной дисциплины по выбору для специальности «Дошкольная педагогика» iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...

Программа учебной дисциплины по выбору для специальности «Дошкольная педагогика» iconПояснительная записка рабочая программа дисциплины «Основы педиатрии...
Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента для специальности 050703 Дошкольная педагогика и психология


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск