Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/7
Дата публикации16.11.2013
Размер1.08 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Культура > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7


Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

Ставропольский краевой институт развития образования

и повышения квалификации и переподготовки работников образования


Методические рекомендации

по сопровождению комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

в общеобразовательных учреждениях

в Ставропольского края



Ставрополь

2013

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

Ставропольский краевой институт развития образования

и повышения квалификации и переподготовки работников образования


Методические рекомендации

по сопровождению комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

в общеобразовательные учреждения

в Ставропольском крае



Ставрополь

2013

Составитель:

В.Ф. Покасов, к.и.н., проректор по НМР СКИРО ПК и ПРО


Методические рекомендации по сопровождению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательные учреждения в Ставропольском крае. – Ставрополь, ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2013. 62 стр.

Настоящие материалы подготовлены с целью оказания методической помощи учителям, методистам районных (городских) информационно-методических служб по подготовке и практической организации образовательного процесса в рамках комплексного учебного предмета для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики", включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.
Содержание


Введение





Нормативно-правовая основа ОРКСЭ





Организация преподавания ОРКСЭ





Формы и виды организации учебной деятельности на уроках «Основы религиозных культур и светской этики»





Работа с иллюстративным материалом и средствами наглядности

на уроках «Основы религиозных культур и светской этики»





Внеурочная работа в рамках изучения курса

«Основы религиозных культур и светской этики»





Требования к рабочей программе педагога





Структура и примерное содержание родительского собрания

по введению предмета «Основы религиозных культур и светской этики»





Рекомендации по организации работы районного (городского) методического объединения учителей, преподающих предмет ОРКСЭ





Информационное обеспечение ОРКСЭ





Федеральный перечень учебников, рекомендованный Министерством образования и науки РФ





Введение

Предмет, рассматриваемый в настоящем учебном курсе, т.е. религии и религиозная жизнь, необыкновенно сложен и тонок. В отличие, например, от математических определений и теорем или химических реакций, он воспринимается каждым человеком через призму его собственных убеждений и мировоззрения. Разговор о религии затрагивает глубокие, а подчас потаённые и неосознанные сферы психики как педагога, так и учащегося. К тому же этот предмет совсем нов. Ещё не сложились стандарты и критерии оценки знаний в данной области. Поэтому будем считать, что мы, заинтересованные этой тематикой, стоим лишь в самом начале пути и только подходим к определению правильного тона, который позволит построить эффективную технологию преподавания этого предмета. То, что подходит одному педагогу, может не подходить другому. И это нормально.

Главным критерием правильности выбранного нами пути может быть лишь то, насколько полезной станет наша работа для воспитания и обучения отдельного человека и для блага общества в целом. Но что же считать в данном случае критерием «полезности»? Возросшая образованность учащегося расширит кругозор и сделает его культурнее. А кроме того, послужит и целям духовной безопасности. Это, хотя бы в какой-то мере, изменит к лучшему лицо будущего российского общества: с одной стороны, - послужит восстановлению его традиционных устоев, а с другой, ослабит агрессию и напряжённость. Знания о религиях, знакомство с многоликой отечественной культурой, уходящей корнями в глубь веков, помогут россиянам по-новому взглянуть на себя и своё место в мире.

Существует точка зрения, что изучение этической составляющей разных религий само по себе не сделает наших учеников высоконравственными людьми. Доля истины в этих возражениях, конечно, есть. Но что ни говори, а знание в любом случае предпочтительнее невежества! У изучения религиозных культур есть и утилитарный смысл, напрямую связанный с жизнедеятельностью человека, с его безопасностью. Нам постоянно приходится вступать в контакты с людьми, исповедующими различные - в том числе религиозные, нерелигиозные или антирелигиозные взгляды. Каким образом построить продуктивное общение с теми, кто придерживается иных воззрений? Этим навыкам следует целенаправленно учить. Изучение религий не только помогает учащимся осуществлять свободное и сознательное самоопределение в собственной мировоззренческой позиции, духовных интересах и ценностях, но и грамотно вести мировоззренческий диалог, овладевать искусством понимания других людей. Это в конечном счёте должно способствовать установлению климата взаимопонимания и гармонизации отношений между представителями различных религиозных и нерелигиозных мировоззрений, утверждению гражданского согласия и социальной стабильности в обществе.


Какие задачи стоят перед учителем?

Глубокое изучение теоретических аспектов любой религии - дело специального образования, необходимого не для всех. Ведь массовая школа призвана выпускать в жизнь культурного и образованного человека с широким кругозором, а не специалиста или представителя конкретной профессии. Поэтому школьный учитель должен стать прежде всего популяризатором. В число его задач входят:

- в сжатой и увлекательной форме раскрыть философские, социологические, политические, культурные и экономические аспекты религии как общественного феномена;

- корректно и (что очень важно) занимательно рассказать учащимся о мире религий, подчеркнув факт его многообразия;

- осветить историю возникновения религий, существующих в мире и в России, обстоятельства их появления и распространения;

- познакомить учащихся с основателями, виднейшими пророками, реформаторами и выдающимися деятелями разных религий;

- популярно раскрыть особенности учений различных религий (в первую очередь, их этическую составляющую), подчеркнув многообразие подходов к проблеме человеческой нравственности;

- описать различные религиозные традиции, которые не только ограничиваются церковной сферой, но и существенно влияют на быт, а также повседневную жизнь людей;

- познакомить учащихся с особенностями духовного и церковного искусства, а также с памятниками религиозной культуры, включая в первую очередь Россию, а также край (город, село), где находится данная школа;

- постараться привить уважение к этим памятникам, научить элементарным приёмам их изучения и сохранения;

- познакомить учащихся с ролью религий в истории нашего Отечества, а также в истории других стран мира;

- наглядно показать влияние религии на характер этносов и их историческую судьбу;

- в деликатной форме познакомить школьников с характерными особенностями психологии последователей той или иной религии, поставив при этом в качестве конечной задачи воспитание терпимости и уважения к инакомыслящим;

- научить элементарным правилам этикета, принятого в общении с верующими и священнослужителями религий, наиболее распространённых в России;

- осветить современное состояние религиозной жизни российского общества и наиболее острые проблемы, которые в связи с этим возникают;

- защитить молодёжь от разрушительного влияния тоталитарных сект и организаций, действующих под религиозными лозунгами;

- привести и разъяснить современную статистику религий и географию их распространения в России и в мире в её динамике.

Основные методические подходы к изучению религий

Ключом к методике является признание и реализация права каждого ученика на выражение собственных убеждений и мнений. Не проявляйте насилия, не навязывайте готовых рецептов, уважайте мнение оппонентов, давайте учащимся по возможности полную, объективную и многогранную информацию - вот главные требования к учителям. Нажим и неверный тон могут свести наши усилия к нулю.

В обобщённом виде методические принципы можно сформулировать так:

- максимальная деликатность, интеллигентность, уважение к личностям учащихся в процессе общения на уроках;

- учёт индивидуальных особенностей и склонностей каждого из учащихся, специфики семьи и атмосферы, в которой он воспитывается дома. Конфессиональные знания и навыки отдельных учащихся могут быть использованы на уроках (если это делается деликатно и по их собственному побуждению). Выявлять конфессиональную принадлежность учащихся (в любой форме) недопустимо. Учитель должен знать: чтобы побудить учащихся к полноценному разговору о религии, он должен достигнуть высокой степени доверия со стороны своих учеников;

- процесс обучения в рамках нашего предмета - это уважительный обмен информацией, постоянный диалог, в определённой мере взаимное обучение учителя и старшеклассников. Учитель должен стараться не утрачивать способности удивляться, сомневаться и выражать эмоции перед школьниками. Ведь он тоже в какой-то мере является «учеником» в тех сложнейших вечных вопросах, которые затрагиваются на уроках. На различии взглядов можно строить поисковую методику обучения. Формула такова: «давайте искать ответ вместе, и нет ничего страшного, если после урока мы будем иметь разные мнения». Споры и дискуссии в классе не только не помешают, но и значительно облегчат работу педагога, помогут прочному усвоению учащимися фактов и понятийного аппарата.

- доброжелательный, деликатный и ровный тон в изложении учебного материала, отсутствие нетерпимости и однозначности в оценках. Исключение из этого правила касается только тех сюжетов в изучаемом материале, которые связаны с изучением ситуаций, опасных для жизни и здоровья учащихся;

- простота и «прозрачность» освещения учителем всех вопросов, включая самые сложные и отвлечённо-философские. На уроках нет места ничему заумному и тяжеловесному. Если учитель не способен объяснить что-либо достаточно просто, коротко и доходчиво, значит, он сам не до конца разобрался в сути проблемы;

- на уроках следует избегать излишнего количества сложных терминов, особенно из иностранных и древних языков. Каждое введённое понятие или новый термин должны быть исчерпывающе объяснены. Учитель заранее определяет, какие понятия должны быть выделены для обязательного запоминания и оперативного применения учащимися, какие потребуются им только для адекватного понимания конкретного материала, а какие вообще можно без ущерба исключить. Желательно составить для себя «карту» понятий и терминов, разделив их на сквозные и специальные (применимые для той или иной конкретной религии);

- манера объяснения, лекции, беседы учителя должна быть максимально увлекательной, яркой, артистичной. Не надо бояться обозначать спорные проблемы, рассказывать о загадках и неразрешённых тайнах истории. Иногда полезно предварительно заинтриговать школьников, по мере возможности драматизировать изложение материала;

- на занятиях могут широко использоваться приёмы лабораторной работы, заключающейся в решении поисковых задач на основе документов. Учащиеся выполняют сравнительный анализ текстов, определяют конфессиональную принадлежность их авторов и т.д. Автор этих строк разработал множество задач такого рода и широко пользуется ими (систематизировав их по типу рабочей тетради). Эти задачи будут продемонстрированы читателям в последующих лекциях;

- занятия по нашей тематике невозможны без использования настенных карт и атласов. Так как специальных картографических пособий мало, можно использовать общегеографические, этногеографические или исторические карты. Существуют специальные настенные этно-конфессиональные карты мира и России, однако в общеобразовательной школе они распространены мало и используются в основном в практике вузов;

- вполне уместно использование на уроках произведений изобразительного искусства, архитектуры, фрагментов художественной литературы, поэзии. Это делает уроки красивыми и поэтичными. На современном уроке обязательно должен присутствовать звук. Хотелось бы обратить особое внимание преподавателей на религиозную музыкальную культуру. Музыка - самый понятный всеобщий язык, он идёт от сердца к сердцу. И.С. Бах и П.И. Чайковский, например, принадлежали к разным христианским конфессиям, но их сочинения объединяют людей и возвышают мысли и чувства. Музыкальные образы не только вызывают встречные эмоции, но и объясняют философию различных религий. Заметим попутно, что качество воспроизведения видео- и аудиоиллюстраций должно быть достаточно современным и технологически безупречным. Если не соблюсти этого условия, то можно достигнуть плачевного результата. Ведь музыкальный и изобразительный язык тех произведений, которые мы будем демонстрировать, непривычен и малопонятен для большинства школьников;

- было бы очень полезным и эффективным использовать окружающую культурную и историческую среду в учебных целях. Например, рассказ о православии будет во много раз эффективнее и интереснее, если дополнить его впечатлениями от осмотра храма, стоящего на соседней улице. В ходе такой миниэкскурсии можно познакомить учащихся с его архитектурой и устройством. При этом следует учитывать, что храм является культовым сооружением, где идут богослужения, а, следовательно, любая экскурсионная или учебно-познавательная деятельность в нём или вокруг него должна быть максимально деликатной и тактичной. Краеведческий элемент будет способствовать решению ещё одной задачи - воспитанию уважительного и бережного отношения к старине, культурному наследию предков;

- оценка знаний учащихся должна производиться с учётом того, как школьники владеют фактами и понятиями (включая умение их применять). Особой проверки заслуживает умение пользоваться картой, а также справочным материалом, взятым из словарей, справочников и других источников информации. При оценке ответов, сообщений и докладов следует учитывать манеру учащегося излагать свои мысли, степень самостоятельности его взглядов, убедительность и яркость. Недопустимо снижать оценку за высказывание собственной позиции, даже если она полностью противоречит точке зрения учителя.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск