Скачать 299.75 Kb.
|
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Муниципального образовательного учреждения «Никольская средняя общеобразовательная школа имени Н.М.Рубцова» Часть II с. Никольское 2011 ЧАСТЬ 2 ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА РАЗДЕЛ 1 1.1. Национально – региональный компонент.
1.1.1. Национально - региональный компонент представлен курсом «Истоки» в подготовительной группе. Данный курс ведется по программе «Истоки» и «Воспитание» на социокультурном опыте». Программа для дошкольного образования (3 – 7 лет) под редакцией Е.А.Губиной, Н.С.Кудряшовой, Г.И. Лугвиной, Н.Б. Майоровой, С.В. Перьковой, Н.Ю. Твардовской. Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека. Формирование фундаментальных черт личности, доминирующих мотивов и потребностей происходит в процессе накопления ребенком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний, умений и т. д. Эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых ( родителей, воспитателей), а также той системой ценностей, которая лежит в его основе. Актуальной становится задача объединения усилий дошкольного и семейного воспитания и создание единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий. Эту задачу позволяют решить программы «Истоки» и «Воспитание» на социокультурном опыте» для дошкольного образования. Методологической базой данной программы является социокультурный системный подход к истокам в образовании профессора РАЕН И.А.Кузьмина, направленный на развитие духовно – нравственного стержня личности, элементов управленческой культуры и эффективного общения. Согласно системному подходу воспитание есть непрерывный процесс развития социокультурного опыта индивидуума, группы, общества. Программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования реализует данную идею и позволяет:
Содержательной основой программы является система понятий и категорий, представленных в курсе «Истоки» для начальной школы (авторы профессор И.А. Кузьмин и профессор А.В. Камкин). Данные понятия и категории , преломляемые с учетом возрастных особенностей дошкольников, позволяют сформировать у детей целостное представление о ближайшей социокультурной среде, в которой они живут и развиваются, подвести их к пониманию существования внутреннего мира человека и взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. Воспитательная программа разработана для четырех возрастных групп. Подготовительная группа
Большинство занятий по программе носит интегративный характер. Существенной особенностью данной воспитательной программы является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении занятий. Обеспечивая высокий эмоциональный фон занятий, данные формы работы позволяют преодолеть опасную тенденцию интеллектуализации дошкольного образования, ведущую к подавлению творчества. 1.1.2.Краеведение Современные исследования в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Живя рядом с уникальными историческими местами, памятниками архитектуры, мы часто не интересуется ими. Нам кажется, что только где-то далеко существует нечто ценное, интересное, достойное изучения. Редко кто-то склонен знакомиться с прошлым родного края, а тем более изучать его прошлое и настоящее. Но, как известно, только зная прошлое родного края и бережно относиться к его наследию, можно творить будущее. Малая Родина … У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать-всё! Очень важно сформировать целостное отношение к родному краю. Становление ценностных категорий происходит в течение всей жизни, но наиболее синтезивным периодом к освоению духовного опыта, который был выработан человечеством, является старший дошкольный возраст Очень важно приобщение ребенка к культуре своего народа. Поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с интересом относиться к культурным традициям других народов. В течение последних лет наше воспитатели дошкольной группы активно использует в своей работе региональный компонент. Планируя работу, поставили перед собой следующие задачи: 1) Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, улице, детскому саду, семье; 2) Формирование бережного отношения ко всему живому; 3)Воспитание уважения к труду; 4) Развитие интереса к русским традициям и промыслами. Знакомство с историей предков, их укладом жизни, одеждой, предметами быта; 5) Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны. Влоспитателями был составлен перспективный план по краеведению по 4 направлениям:
Основными формами работы с детьми стали занятия, экскурсии, беседы, праздники и развлечения, выставки, совместные мероприятия с музеем, библиотекой, Домом культуры Одним из составляющих данного плана является тематическое планирование работы по ознакомлению старших дошкольников с творчеством вологодских писателей. В рамках этого плана был разработан и осуществлен исследовательско-творческий проект «Каждый уголок земли своими славится людьми», посвященный творчеству поэта Н.М.Рубцова. Цель данного проекта: Развивать познавательный интерес к изучению своего края; воспитывать чувство гордости за своих земляков; развивать бережное эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю. Результатом проектной деятельности стало:
Дети в результате данной работы проявили интерес к жизни, творчеству поэта - земляка, с удовольствием слушали его стихи. Дошкольная группа поддерживает связь с музеем имени Н.Рубцова в нашем селе. Дети совершают экскурсии по залам музея, знакомятся с творчеством Н. Рубцова, его жизнью в детском доме в селе Никольское. Заведующей музея составлен цикл музейных уроков для дошкольников. В который вошли следующие занятия: «Из истории осветительных приборов», «Волшебная глина», «Как рубашка в поле выросла», «Изделия из бересты». Дети с интересом слушали заведующую музеем, смогли увидеть и потрогать предметы из глины, бересты, льна, старинные осветительные приборы, которыми люди пользовались в старину, могли с ними подействовать. В работе по данному направлению важное место отводиться созданию предметно-развивающей среды. В группе оформлен « Уголок краеведения», в котором поместили альбомы с фотографиями видов села Никольское, зданий, домов; буклеты, сборники стихов поэтов-земляков. Также сюда поместили материалы о районном центре г. Тотьма и областном г. Вологда, гербы данных городов; некоторые изделия народных умельцев. Изготовили дидактические игры по краеведению: «Родной край». «Сложи картинку», «Что сначала, что потом», «Узнай портрет».Собран материал по истории русского быта нашего края. В коридоре оформлена фотовыставка «Тихая моя Родина». В течение года проводятся развлечения и народные праздники. Такие как «Праздник русского валенка», «Капустница», «День птиц», «Посиделки у самовара», «Весела была беседа», традиционный праздник «Масленица». В подготовке и проведении праздников большую помощь оказывают родители. Благодаря введению регионального компонента дети получают знания и простейшие представления: 1) О жизни, быте, традициях, ремеслах и промыслах древнего и современного Вологодского края, нашего села Никольское; 2) О культуре и искусстве родного края; 3)Об известных знаменитых людях прошлого и настоящего, о жизни и творчестве поэтов и писателей Вологодской Области; 4) Об особенностях природы родного края, лекарственных растения, деревьях, растениях луга и поля. В результате проведенной работы с использованием регионального компонента улучшаются знания детей, результаты диагностики показывают более высокий уровень. Дети знают название страны, района, села, домашний адрес, называют 4-5 улиц села, его достопримечательности, называют народные праздники и игрушки, предметы старинного быта, их назначение и из чего сделаны. Дети узнают и называют по портрету Н.М.Рубцова, знают 4-5 его стихов наизусть. Работа еще не закончена, в дальнейшем планируем обратить особое внимание художественно эстетическому направлению а также ознакомлению детей с трудом людей, проживающих в родном селе, и продолжить ознакомление детей с писателями и поэтами Вологодской области. Таким образом современное дошкольное образовательное учреждение должно выступать той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей «Малой Родине». 1.2.Организация дополнительных образовательных услуг
|