Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа г. Зеленоградска
(Прогимназия «Вектор»)
«Согласовано»
Начальник управления образования МО «Зеленоградский район»
______________Менячихина Н.В.
«___»_________ 2011 г.
| «Утверждаю»
Директор МАОУ ООШ
г. Зеленоградска
(Прогимназия «Вектор»)
___________Волокитина Л.А.
«___»_________ 2011 г.
| ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
на период 2011 - 2015 годы
г. Зеленоградск 2011
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………………...
| 3 – 5
| 1. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования……………………………………………..
| 5 – 16
| 2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования…………………………………………
| 16 – 33
| 3. Базисный учебный план начального общего образования……………………….
| 34 – 40
| 4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования………………………………………….
| 40 – 49
| 5. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни…………………………………………………………………………………….
| 49 – 87
| 6. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования……………………..
| 88 – 95
|
Пояснительная записка
Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы г. Зеленоградска (Прогимназия «Вектор») разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы, на основе анализа деятельности школы и с учетом возможностей, предоставляемых учебно-методическими комплектами, используемыми в МАОУ ООШ г. Зеленоградска (Прогимназия «Вектор») ОС «Школа 2100», УМК «Гармония», УМК по системе Л.В.Занкова.
Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования. Она представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающим определенное направление деятельности школы.
Образовательная программа обеспечивает функционирование и развитие школы в соответствии с основными принципами государственной политики РФ в области образования, изложенными в Законе Российской Федерации «Об образовании». А именно:
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
обеспечение условий для самоопределения личности, для ее самореализации, творческого развития;
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
Все компоненты образовательной программы разработаны на основе ФГОС и с учетом содержания УМК, используемых на начальной ступени образования: ОС «Школа 2100», УМК «Гармония», УМК по системе Л.В.Занкова.
Целью реализации образовательной программы является:
создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования;
достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС и на основе учебных программ по предметам на основе используемых УМК.
Задачи реализации образовательной программы:
Достижение личностных результатов учащихся:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
сформированность мотивации к обучению и познанию;
осмысление и принятие основных базовых ценностей.
Достижение метапредметных результатов обучающихся:
освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Достижение предметных результатов:
освоение опыта предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного знания, современной научной картины мира.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа г. Зеленоградска (Прогимназия «Вектор») действует в соответствии с Уставом.
Ведущие целевые установки ОС «Школа 2100», УМК «Гармония», УМК по системе Л.В. Занкова.
ОС «Школа 2100», УМК «Гармония», УМК по системе Л.В.Занкова построены таким образом, что все их важнейшие компоненты: предметное содержание, дидактическое обеспечение, методическое сопровождение и художественно-полиграфическое исполнение направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями к ее структуре и содержанию ФГОС и способствуют:
— формированию основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил;
— эффективному личностному и познавательному развитию учащегося на основе формирования умения учиться;
— подготовке учащихся к успешному обучению в средней школе;
— сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей путем включения в учебный процесс разнообразных видов деятельности и построения для учащегося индивидуальных траектории развития;
— реализации личностно-ориентированной педагогики, где ребенок субъект учебного процесса и ему создаются условия для выбора деятельности;
— формированию, развитию и сохранению у учащихся интереса к учению;
— ориентации учебного процесса на воспитание нравственности ребенка, патриотических убеждений, освоение основных социальных ролей, норм и правил. Реализация требований ФГОС в ОС «Школа 2100», УМК «Гармония», УМК по системе Л.В.Занкова обеспечивается их целостностью: единство структуры учебников по всем классам и предметам; единство сквозных линий типовых заданий; единство подходов.
Дидактическая система ОС «Школа 2100», УМК «Гармония», УМК по системе Л.В.Занкова реализует ряд положений работ Л.С. Выгодского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.И. Слободчикова, И.С. Якиманской в части развивающего образования, системно-деятельностного, личностно-ориентированного, культурологического и коммуникативного подходов к обучению.
Образовательные технологии, используемые педагогическим коллективом
МАОУ ООШг. Зеленоградска (Прогимназия «Вектор») и их результативность
Образовательные технологии обеспечивают достижение требований стандартов, обладают значительным воспитательным и развивающим, а также здоровьесберегающим потенциалом, что отвечает современным приоритетным потребностям личности, общества и государства.
Технология
|
Предметные области
| % учителей, использующих эту технологию
|
Результат использования
| Перспективы развития ОУ в связи с использованием технологии
| Технология развивающего обучения
| Филология
Математика и информатика
Обществознание и естествознание
(Окружающий мир)
|
92%
| Достижение оптимального общего развития каждого ребенка.
Развитие творческого мышления как наиболее высокого уровня сознания.
Овладение общими способами деятельности.
| Выполнение стандарта образования. Повышение
качества
образования. Открытие
гимназических
классов. Обеспечение призовых мест в олимпиадах, интеллектуальных марафонах, творческих
конкурсах
различных
уровней.
| Технология проблемно-диалогического обучения
| Филология
Математика и информатика
Обществознание и естествознание
(Окружающий мир)
|
92%
| Высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности при сохранении здоровья учащихся.
| Технология продуктивного чтения
| Филология
Математика и информатика
Обществознание и естествознание
(Окружающий мир)
|
96%
| Воспитание грамотного компетентного читателя; человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в
нем как средстве познания мира и самого себя.
| Технология оценивания учебных достижений
| Филология
Математика и информатика
Обществознание и естествознание
(Окружающий мир)
Искусство
Технология
Физическая
культура
|
80%
| Развитие у учащихся умений самоконтроля и самооценки.
Развитие умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.
Мотивирование на успех, обеспечение психологического здоровья.
| Технология обучения на основе «учебных ситуаций»
| Филология
Математика и информатика
Обществознание и естествознание
(Окружающий мир)
Искусство
Технология
Физическая
культура
|
40%
| Формирование у каждого ученика индивидуальных средств и способов действий, позволяющие ему
быть «компетентным» в различных сферах культуры, каждая из которых предполагает особый способ
действий относительно специфического содержания.
| Технология уровневой дифференциа-ции на основе обязательных результатов
| Филология
Математика и информатика
Обществознание и естествознание
(Окружающий мир)
Искусство
Технология
Физическая
культура
|
88%
| Реальные учебные достижения учеников, таким образом, могут быть самыми разными: от освоения всеми учебного материала, минимально необходимого для последующего обучения, до более глубокого и полного освоения частью детей изученного курса, вплоть до овладения навыками поисковой и исследовательской деятельности.
| Информацион-но-
коммуника-ционные технологии
| Филология
Математика и информатика
Обществознание и естествознание
(Окружающий мир)
Искусство
Технология
Физическая
культура
|
100%
| Формирование информационной культуры младших школьников.
Умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний.
Развитие познавательной, мотивационной, эмоциональной сфер личности.
Высокая продуктивность урока или занятия.
| Технология критического
мышления
| Филология
Математика и информатика
Обществознание и естествознание
(Окружающий мир)
|
60%
| Умение пользоваться различными способами интегрирования информации.
Умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу, умение решать проблемы.
Умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления
различного опыта, идей и представлений.
| Технология игрового обучения
| Филология
Математика и информатика
Обществознание и естествознание
(Окружающий мир)
Искусство
Технология
Физическая
культура
|
100%
| Обеспечение преемственности, социализации, мотивации, психологического комфорта.
Формирование коммуникативных умений.
| Технология продуктивного диалога
| Филология
Математика и информатика
Обществознание и естествознание
(Окружающий мир)
Искусство
Технология
Физическая
культура
|
88%
| Воспитание активной нравственной позиции и культуре диалога, как основы формирования свободной творческой личности.
| Технологии творческих мастерских
| Филология
Искусство
Технология
|
60%
| Развитие креативности личности младшего школьника, реализация его субъективной позиции, поддержка индивидуальности каждого
| Технология проектного метода
| Филология
Математика и информатика
Обществознание и естествознание
(Окружающий мир)
Искусство
Технология
Физическая
культура
|
96%
| Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
| Техноло-гия исследовательского метода
| Филология
Математика и информатика
Обществознание и естествознание
(Окружающий мир)
|
70%
| Формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска.
Развитие и реализация личного творческого потенциала.
Воспитание потребности к расширению и углублению знаний.
| Здоровьесберегающие технологии:
организаци-онно-
педагогические;
психолого-
педагогические;
информационные;
физкультурно-
оздоровите-льные
| Филология
Математика и информатика
Обществознание и естествознание
(Окружающий мир)
Искусство
Технология
Физическая
культура
|
100%
| Формирование здорового образа жизни.
| Технология системы оценки «портфолио»
| Филология
Математика и информатика
Обществознание и естествознание
(Окружающий мир)
Искусство
Технология
Физическая
культура
|
96%
| Отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте.
Поощрение активности и самостоятельности.
Развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности.
Формировать умение учиться.
| Основная образовательная программа предназначена удовлетворить потребности учащихся, родителей, общества и государства. Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования, закреплены в заключённом между ними и школой в договоре.
|