Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации01.12.2013
Размер0.5 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Культура > Программа дисциплины
  1   2   3   4


Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации

Государственный университет -

Высшая школа экономики
Факультет социологии


Программа дисциплины
«Социология культуры»
для направления 040200.62 «Социология» подготовки бакалавра
Автор программы: кандидат социологических наук,

доцент кафедры общей социологии Симонова О.А.


Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


«Социология» общей социологии

Председатель Зав. кафедрой

Покровский Н.Е.

«_____» __________________ 2009 г. «___»_______________ 2009 г.
Утверждена УС факультета

социологии

Ученый секретарь
« ____» ___________________2009 г.
Москва, 2009
Программа курса «Социология культуры»

для факультета социологии.

II-III модуль 2008-2009 гг.
Автор программы: кандидат социологических наук, доцент кафедры общей социологии социологического факультета ГУ ВШЭ Симонова О. А.
I. Пояснительная записка.

Аннотация:

Курс «Социология культуры» посвящен анализу культурного содержания форм социальной жизни и рассмотрению проблематики современной культурологии с точки зрения социологической теории. Культурное измерение социальной жизни по сути составляет одну из важнейших тем в социологической теории. Поэтому социология культуры это практически и есть сама социология, но с акцентом на культурном многообразии социальной жизни.

Основная цель данного курса – показать, что социальные формы жизни людей формируются, легитимируются и регулируются преимущественно культурными ценностями, нормами, образцами поведения, нравами, обычаями и др., которые формируют в современных обществах систему социальных институтов. Поэтому данный курс содержит подробное рассмотрение основных понятий культурологии и социологии культуры, обсуждение фундаментальных характеристик культуры как способа существования человеческого общества. В связи с этим настоящий курс нацелен на ознакомление студентов с основными социологическими, социально-философскими и антропологическими теориями культуры. Особое внимание уделяется темам, связанным с проблематикой культурных процессов в современных обществах, к примеру, глобализации и взаимодействию культур в мировом пространстве.

В соответствии с этими целями курс включает следующие разделы: «Изучение культуры в современном обществознании»; «Социологическое понимание культуры и ее фундаментальные характеристики. Общая характеристика основных понятий социологического анализа культуры»; «Культурная обусловленность социальных взаимодействий»; «Культура и личность: социализация и социальный контроль»; «Культура и социальные группы. Формы культуры. Виды культуры»; «Культура и социальная структура»; «Культура и основные социальные институты»; «Культурные процессы»; «Социокультурная динамика: социологический анализ социальных изменений и культурных трансформаций».
Учебные задачи курса «Социология культуры»:

  • дать студентам представление о широком спектре тем и проблем современной социологии культуры;

  • познакомить с основными принципами и понятиями дисциплины;

  • сформировать понимание закономерностей функционирования культуры;

  • познакомить с основными социологическими, антропологическими и философскими концепциями культуры;

  • привить навыки работы с социологической литературой по исследованию культуры и использовать приобретенные понятия и навыки в интересах собственной профессиональной деятельности.

В соответствии с принятым в ГУ ВШЭ учебным планом, программа курса «Социология культуры» предполагает лекционную форму занятий и семинарские занятия. Помимо этого предполагается самостоятельная подготовка студентов: ознакомление с учебной литературой, написание реферата по предлагаемым темам, в том числе реферирование статей на английском языке из современной социологической периодики. Предусмотрены консультации преподавателя по интересующим студентов вопросам. По окончании курса - сдача экзамена по результатам проверки реферата, работе на семинарах, итоговой письменной работы.
Требования к студентам:

данный курс рассчитан на студентов старших курсов, поэтому студент должен иметь знания в области истории социологии и общей социологической теории, а также знания по социальным наукам в объеме тех курсов, которые ему уже были прочитаны в университете. Предполагается, что студенты имеют необходимые навыки работы на персональном компьютере, сформированные навыки работы с литературой.
По окончании изучения социологии культуры в объеме данной программы студент должен:

      • знать главные понятия социологии культуры, основные социологические и антропологические теории культуры;

      • уметь ориентироваться в широком спектре проблем социологии культуры и в литературе по проблемам культуры;

      • иметь представление о перспективах развития социологической теории культуры;

сформировать представление о культурных процессах и их последствиях в современных обществах.
Формы контроля:

  • текущий контроль предполагает устную работу на семинарах и написание реферата, каждый вид работы оценивается по 10-ти балльной шкале;

  • итоговый контроль проводится в форме экзамена (тестирование с оценкой результатов по 10-ти балльной шкале):

  • W (работа на семинарах) = 0, 4; W (реферат) = 0, 3; W (итоговое тестирование) = 0,3.

итоговая оценка: от 0 до 3 – «неудовлетворительно», от 4 до 5 баллов -«удовлетворительно», от 6 до 7 баллов – «хорошо», от 8 до 10 баллов – «отлично».

II. Содержание программы.
Тема 1. Изучение культуры в современном обществознании.

История становления термина «культура». Формирование систематических наук о культуре: философии культуры, культурной и социальной антропологии, этнографии, этнологии и социологии. Соотношение наук о культуре. Культура как органичная составляющая всякого социологического знания. Антропология как сравнительная социология культуры. Идеальные типы традиционного и современного общества в проблемном поле социологии культуры. Культура и цивилизация, соотношение понятий и их значение в изучении культуры. Культурный этноцентризм и культурный релятивизм – две позиции в рассмотрении культуры. Понятия ментальности, культурной картины мира, мировоззрения и соответствующие им группы понятий в социологической теории. Общество, личность, культура: параметры соотнесения. Относительная автономия культурной и социальной системы как методологическая позиция в социологическом изучении культуры.

Общая характеристика культурологических учений. Философия культуры. И. Г. Гердер о культуре: гуманистическое понимание культуры. Социология культуры М. Шелера. Антропология как учение о многообразии человеческих культур и обществ. Главные теоретики социальной и культурной антропологии: А. Рэдклифф-Браун, Б. Малиновский, Ф. Боас, Р. Бенедикт, М. Мид, К. Гирц, Л. Уайт, К. Леви-Стросс, А. Кребер и др. Направления и школы «классической» социологии и культурная проблематика (Э.Дюркгейм, Г.Зиммель, М.Вебер, А. Вебер, Ф. Теннис, П.Сорокин, Т. Парсонс и др). Социология культуры в современном социологическом знании: Н. Элиас, Ю. Хабермас, П. Бурдье, М. Фуко, Ж. Бодрийар, Дж. Александер. «Сильная программа» в культурной социологии Дж. Александера как новое направление социологического понимания и исследования культуры.

Методы исследования культуры: сравнительно-исторический метод, функциональный анализ, структуралистский метод, биографический метод, этнографический метод.
Основная литература:

Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М., 2000. Гл. I. С. 11-57.

Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. М.: «Логос», 2005. С. 241-270.

Дополнительная литература:

Александер Дж. Аналитические дебаты: понимание относительной автономии культуры //Социологическое обозрение.- 2007. № 1, Т. 6// www.sociologica.net

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

Беккер Г. , Босков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. - М.: Издательство иностранной литературы, 1961.

Вебер А. Принципиальные замечания к социологии культуры // Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб, 1999. С.7-40.

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. — М.: Наука, 1977.

Гирц К.Интерпретация культур / Пер. с англ. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004.

Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.

Западно-европейская социология ХIХ - начала ХХ вв., Тексты. М., изд-во Международного Ун - та Бизнеса и Управления, 1996.

Зиммель Г. Избранное: В 2 т. М., 1996.

Иконникова С. Н. История культурологических теорий: В 3 ч. СПб., 2001.

Кассирер Э. Логика наук о культуре // Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998, с.7-139.

Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб., 1998. Гл. 2.

Кребер А. Избранное: Природа культуры. М., 2004.

Контексты современности-I: Актуальные проблему общества и культуры в западной социальной теории: Хрестоматия/ Сост. и общ. ред. С.А. Ерофеева. 2-е изд. Казань, 2000.

Малиновский Б. Избранное: Динамика культуры. М.: РОССПЭН, 2004.

Мертон Р. К. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006.

Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2000.

Рэдклифф-Браун А. Р. Метод в социальной антропологии /Пер. с англ. В. Николаева. – М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2001.

Теннис Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии. СПб.: «Владимир Даль», 2002.

Шелер М. Формы знания и общество // Социологический журнал. 1996. № 1/2.

Ритцер Дж. Современные социологические теории. М., 2002.

Уайт Л. Избранное: Наука о культуре. М., 2004.

Тема 2. Социологическое понимание культуры и ее фундаментальные характеристики. Общая характеристика основных понятий социологического анализа культуры.

Фундаментальные характеристики культуры. Соотношение биологического и социокультурного в человеке. Культура как способ существования человеческого общества. Разнообразие культур в рамках одного общества и цивилизации в целом. Определения культуры. Антропологические и социологические определения культуры. Научные задачи социологии культуры, ее объект и предмет. Культура как ценностно-нормативная система. Культура как совокупность институтов. Типологии культуры и элементов культуры. Материальная, идейная и нормативная культура. Функции культуры. Культурные универсалии. Исследование культурных универсалий у К. Клакхона.

Основные компоненты культуры: ценности, нормы, язык. Ценности как основное содержание культуры. Классификации ценностей. Ценности как объект социологического анализа в теориях М. Вебера и Э. Дюркгейма, Ф. Знанецкого, Т. Парсонса. Социальные нормы. Классификация социальных норм Ф. Тенниса. Формальные неформальные социальные нормы. Санкции. У. Самнер о санкциях. Понятие культурного образца или паттерна поведения как синтетического единства ценностей и норм культуры.

Культурные традиции. Традиция и стиль в культуре. Традиция и инновация: содержание понятий. Обычаи как формы социальной регуляции, функции обычая. У. Самнер о народных обычаях. Антропология обычая. Обычаи и социальные институты. Теория габитуса П. Бурдье и понятие обычая в социологии. Определения ритуала. Классификации ритуалов. Типы ритуалов по Э. Дюркгейму. Функции ритуалов. Ритуалы перехода и личностная идентичность. Ритуалы в современной жизни, теория Р. Коллинза.

Культура как «символическая Вселенная». Понятия символа и знака. Классификация знаков по Пирсу и ее социологическое значение. Л. Уайт: символ как исток и основа культуры. Э. Кассирер о символических формах в культуре. У. Уорнер: теория и метод изучения символической жизни. Символическая коммуникация. Язык как основной компонент культуры. Язык как зеркало культуры в теории К. Клакхона. Функции языка. Социология языка Т. Лукмана. Язык и культура: гипотеза культурно-лингвистической относительности Э. Сепира – Б. Уорфа. Языковые практики в социальной жизни. Язык культуры как текст. Семиотические концепции культуры. У. Эко о знаковой природе языка культуры. Ю. М. Лотман о культуре как семиосфере. Р. Барт: семиотический анализ культуры. Коннотации и денотации. Понятие культурного кода. Культурные тропы К. Гирца. Понятие дискурса в современной социологии – концепция М. Фуко. Дж. Александер: роль семиотики в социологическом изучении культуры.

Понятия идеологии и мифологии как социальных и культурных феноменов. Миф и мифологическая символизация. Миф в современной культуре. Наука и миф. А. Ф. Лосев о знаках, символах и мифах. К. Г. Юнг о коллективном бессознательном как «архетипе культуры». Идеология и культурная картина мира. Идеология и менталитет. Идеология в социологических теориях (К. Маркс, К. Мангейм, Т. Адорно, П. Бергер и Т. Лукман). Идеология как культурная система в теории К. Гирца.
Основная литература:

Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М., 2000. С. 123-221.

Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. М.: «Логос», 2005. С. 271-323.

Дополнительная литература:

Барт Р. Мифологии. М., 1996.

Бурдье П. Структура, габитус, практика// Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. №2.

Гирц К.Интерпретация культур / Пер. с англ. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. Гл. 6,8.

Гофман А. Б. Мода и люди. М., 2000.

Гудков Л.Д. Метафора как культурная форма и как компонент социального действия // Гудков Л.Д. Метафора и рациональность как проблема социальной эпистемологии. М., 1994, с.382-402.

Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.

Дюркгейм Э., Мосс М. О некоторых первобытных формах классификации // Мосс М. Общество. Обмен. Личность. М., 1996.

Иконникова С. Н. История культурологических теорий: В 3 ч. СПб., 2001.

Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб., 1998. Гл. 4.

Кнабе Г.С. Вещь как феномен культуры // Музеи мира. М., 1991. С. 111 - 144.

Коллинз Р. Социологическая интуиция: Введение в неочевидную социологию// Личностно-ориентированная социология. – М.: Академический проект, 2004.

Леви-Стросс К. Первобытное мышление М.: Республика. 1994.

Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. М., 1994.

Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб., 2002.

Лукман Т. Аспекты теории социальной коммуникации// Социологическое обозрение. Том 6 №3, 2007// www.sociologica.net.

Малиновский Б. Миф в первобытной психологии//Избранное: Динамика культуры. М.: РОССПЭН, 2004. С. 285-334.

Маркс К. Энгельс Ф. Немецкая идеология// К. Маркс Социология.М.: Канон-Пресс-Ц. Кучково поле. 2000. С. 325-410.

Мосс М. Общества. Обмен. Личность. // Труды по социальной антропологии. – М., 1996.

Ритцер Дж. Современные социологические теории. М., 2002.

Рэдклифф-Браун А. Р. Метод в социальной антропологии /Пер. с англ. В. Николаева. – М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2001.

Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993.

Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные формы культуры. М., 1989.

Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.

Уайт Л. Избранное: Наука о культуре. М., 2004.

Уорнер У.Л. Живые и мертвые. М. –СПб.: «Университетская книга», 2000.

Фуко М. Что такое автор? Порядок дискурса // Фуко М. Воля к истине. М., 1996, с.9-41.

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1994.

Шюц А. Символ, реальность и общество / Пер. с англ. В. Г. Николаева // Шюц А. Избранное. М., 2004. С. 456–530.

Шюц А. Смысловое строение социального мира / Пер. с нем. С. А. Ромашко // Шюц А. Избранное. М., 2004. С. 687–1022.

Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 1998.

Юнг К.Г. Архетип и символ. - М.: «Ренессанс», 1991.

Юнг К. Г. Проблема души нашего времени. М.: Издательская группа «Прогресс», 1994.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск