Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/23
Дата публикации04.01.2014
Размер2.61 Mb.
ТипОтчет
100-bal.ru > Культура > Отчет
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
Министерство образования и науки Российской Федерации

Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Анализ апробации курса ОРКСЭ

в 2009-2011 годах

Итоги апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» для общеобразовательных школ в 2010-2011 учебном году
Сведения о наличии в образовательных учреждениях субъекта РФ условий, необходимых для реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики»


Москва

2011

Оглавление


Анализ апробации курса ОРКСЭ в 2009-2011 годах 4

Итоги апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» для общеобразовательных школ в 2010-2011 учебном году 4

Сведения о наличии в образовательных учреждениях субъекта РФ условий, необходимых для реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики» 13

Вологодская область 13

Еврейская автономная область 17

Калининградская область 21

Камчатский край 26

Карачаево-Черкесская Республика 33

Костромская область 35

Красноярский край 41

Курганская область 48

Новосибирская область 55

Пензенская область 66

Республика Калмыкия 69

Республика Марий Эл 74

Свердловская область 78

Ставропольский край 88

Тамбовская область 92

Тверская область 96

Томская область 100

Удмуртская Республика 108

Чеченская Республика 112

Чувашская Республика 115

Ярославская область 119


Анализ апробации курса ОРКСЭ в 2009-2011 годах



Анализ произведен на основе мониторинга хода апробации, проводимого в 2009-2011 годах, и материалов самоанализа по итогам апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ, предоставленных регионами в 2011 году, и включает в себя:

  • Часть 1. «Итоги апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» для общеобразовательных школ в 2010-2011 учебном году»;

  • Часть 2. «Сведения о наличии в образовательных учреждениях 21 субъекта РФ условий, необходимых для реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 2009-2011 годах».



Итоги апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» для общеобразовательных школ в 2010-2011 учебном году



Отчет об итогах апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 2010-2011 учебном году составлен по материалам самоанализов пилотных регионов в соответствии с планом мероприятий, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 29 октября 2009 года № 1578-р.

В 2010-2011 учебном году апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - ОРКСЭ) осуществлялась в 21 субъекте РФ, к 19 регионам, начавшим эксперимент в 2009 году, присоединились еще два участника: Республика Марий Эл и Ярославская область. К изучению курса ОРКСЭ приступили 242 902 обучающихся четвертого класса в 9980 общеобразовательных учреждениях Российской Федерации, что составляет 95% от всех четвероклассников в указанных регионах: 214 173 учащихся с 3-й четверти по 1 часу в неделю и 28 729 – с 4-й четверти по 2 часа в неделю. Наиболее востребованным оказался модуль «Основы светской этики», его выбрали для изучения своими детьми 42% родителей, 30% - «Основы православной культуры», 18% - «Основы мировых религиозных культур», 9% - «Основы исламской культуры». 1% изучает «Основы буддийской культуры» и менее 1% - «Основы иудейской культуры».

В первом полугодии 2010-2011 учебного года в регионах организовано проведение курсов повышения квалификации учителей по программе «Актуальные проблемы преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»». Также проводилось обучение с использованием дистанционных образовательных технологий по модульным программам. Дополнительное повышение квалификации на базе региональных ИПК прошли 3 784 педагога. Курсы проводились с участием тренеров-преподавателей, получивших сертификат ФГОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» в 2010 году.

Практическая часть курсов повышения квалификации, методических семинаров проводилась на базе школ – стажерских площадок институтов повышения квалификации педагогических кадров, образовательных учреждений, являющихся базовыми для апробации курса. Методическая поддержка учителей организована тренерами-преподавателями на местах с дистанционным и консалтинговым сопровождением.

Для успешной апробации во всех регионах созданы рабочие группы или координационные советы по сопровождению курса ОРКСЭ, изданы приказы, разработаны локальные акты, регулирующие конкретные аспекты апробации, работают методические объединения учителей, преподающих ОРКСЭ. Информационная поддержка апробации курса ОРКСЭ осуществляется через сайты органов управления образованием, на которых в ряде субъектов РФ созданы разделы по апробации курса ОРКСЭ и размещаются информационные материалы. На сайтах региональных институтов ДПО открыты странички по информационному и методическому сопровождению апробации. Организована работа «Горячей линии» для родителей, учителей, администрации, представителей общественности.

В конце учебного года в каждом муниципальном образовании подведены итоги апробации, обсуждены результаты внедрения курса, подготовлены отчетные документы. В большинстве субъектов РФ организованы региональные семинары и конференции по обсуждению промежуточных результатов апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культу и светской этики», подведены итоги и озвучены перспективы. В остальных регионах планируется проведение подобных мероприятий в июне.
Во всех образовательных учреждениях субъектов РФ созданы условия, необходимые для реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Нормативно-правовое обеспечение апробации

В регионах создано необходимое для успешной апробации нормативно-правовое обеспечение:

  • приняты региональные нормативные правовые акты;

  • утверждены: планы мероприятий по апробации комплексного учебного курса «ОРКСЭ», составы рабочих групп по организационно-методическому сопровождению эксперимента;

  • возложен персональный контроль за организационно-методическим сопровождением эксперимента на работников органов управления образованием регионального и муниципального уровней, определены ответственные за апробацию от учреждений ДППО;

  • во всех ОУ сформированы внутришкольные нормативно-правовые базы (локальные акты) по обеспечению апробации курса.


Организационно-управленческие условия апробации

В субъектах РФ создан кадровый, содержательный и технологический ресурсы для введения комплексного учебного курса ОРКСЭ в штатный режим.

Сформирована сеть ОУ, участвующих в апробации комплексного учебного курса.

Во всех муниципальных образованиях проведены совещания с участием директоров, заместителей директоров школ, специалистов информационно-методических центров с целью обсуждения организационно-содержательных вопросов по апробации курса.

Создана система управления введения комплексного учебного курса.

Созданы региональные координационные советы и методические объединения учителей-участников апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ.

Организовано проведение мониторинга хода апробации курса, социологического опроса, общественного контроля.

Осуществляется регулярный контроль за процессом апробации через руководителей муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования.
Организационно-педагогические условия апробации

100% педагогических работников общеобразовательных учреждений своевременно прошли курсы повышения квалификации учителей, апробирующих курс ОРКСЭ.

Созданы банки лучшего педагогического опыта.
Учебно-методическое и методическое обеспечение реализации курса

Большинство участников образовательного процесса обеспечены необходимыми учебно-методическими пособиями.

Осуществляется методическое сопровождение организации и преподавания курса в общеобразовательных учреждениях.
МТБ в ОУ для преподавания курса

Свободный доступ к компьютерной и иной технике имеют 70% ОУ – участников апробации, доступ по предварительной договоренности возможен в 28% ОУ. 2% - доступ сильно ограничен.
Информационное сопровождение хода апробации осуществляется через сайты органов управления образованием и региональных институтов ДППО.
Механизмы выбора модуля учащимися

Отработаны процедуры и механизмы взаимодействия участников образовательного процесса для обеспечения добровольного выбора учебного модуля курса учащимися и родителями (законными представителями).
Работа с родителями

В регионах были организованы родительские собрания по выбору модулей курса, встречи родителей с представителями муниципальных органов управления образованием, круглые столы с родителями по апробации комплексного учебного курса на базе школ.
Работа с общественностью

Проводится информационно-разъяснительная, консультативная работа с населением и родителями обучающихся.

В большинстве регионов разработан и реализуется специальный медиа-план по освещению в средствах массовой информации хода апробации курса ОРКСЭ.

Для организации общественного контроля привлекались представители региональных и муниципальных родительских советов.

Во всех регионах проводился мониторинг результатов апробации курса, в форме анкетирования, интервьюирования учителей, родителей (законных представителей), обучающихся, с целью выявление проблем при проведении апробации курса, удовлетворённости учителей, детей, их родителей.

Результаты самоанализа общеобразовательных учреждений по итогам апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ свидетельствуют о том, что в регионах создан комплекс необходимых условий для эффективной реализации курса.
По мнению большинства учителей, введение курса ОРКСЭ в содержание обучения и воспитания повышает эффективность воспитательного процесса. Через предмет создаются условия для систематического духовно-нравственного образования и воспитания детей в школе. Курс помогает учащимся стать образованными, толерантными людьми, развивает их творческие способности. Под влиянием курса у детей формируются нравственные установки на поведение в определенных ситуациях.

Одним из положительных моментов введения курса ОРКСЭ является то, что изучение мировых религиозных культур привело к усилению интереса школьников к прошлому своей страны, её культуре, традициям своей семьи. Особый интерес представляет тесная взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности в рамках предмета, работа с родителями, семьей ребенка.

Сильной стороной курса является использование современных интерактивных методик, которые в свою очередь повышают эффективность внедрения курса в учебный процесс и его результативность.

Подавляющее число педагогов отмечает, что курс нравится учащимся. Ребята заинтересованно относятся к преподаваемому предмету, серьезно воспринимают материал, предлагаемый учителями. Дети обсуждают услышанное на уроках с родителями. В ходе изучения курса изменились отношения между детьми. Дети стали добрее, вежливее, любознательнее, более терпимо стали относиться друг к другу, к окружающим:

  • 87% педагогов Новосибирской области считают, введение курса ОРКСЭ повышает эф­фективность воспи­тательного процесса;

  • более 99% педагогов Костромской области, преподающих курс ОРКСЭ, отмечают, что введение данного предмета является положительным явлением;

  • 52,8 % учителей ЕАО считает, что освоение школьниками дан­ного курса идет хо­рошо; 73,9 % педаго­гов считает, что предмет несет до­полнительную на­грузку на школьни­ков; 9,2% - вырабатывает казенное отношение к религии и вере;

  • 3% учителей Томской области не видят толка в данном предмете, а 6% не готовы оценить значимость курса;

  • от 81 до 95% педагогов всех регионов отмечают положительное восприятие курса учащимися;

  • от 53,7% учителей в Чувашской Республике до 91% в Вологодской области считают, что дети проявляют интерес к курсу;

  • около 5,7% педагогов Чувашской Республики указывают на неоднозначное восприятие курса учениками;

  • около 40% педагогов отмечают, что дети активны на уроках.

Некоторые трудности в усвоении учебного материала испытывают учащиеся в школах, где преподавание ведется на родном (не русском) языке: 7,1% педагогов Чувашской Республики и 20% педагогов Чеченской Республики говорят о трудностях восприятия, от 3% до 21% педагогов – затрудняются дать ответ на вопрос о наличии у учащихся проблем при изучении курса ОРКСЭ.
Введение комплексного учебного курса нашло поддержку у большинства родителей обучающихся. Содержание курса позволяет укреплять связи родителей со школой, влиять на взаимоотношение детей и родителей в семье посредством совместного выполнения заданий, предусмотренных программой.

Подавляющая часть родителей отмечает, что школа никаким образом не оказывала давление на них при выборе конкретного модуля для изучения: ни указывая предметы, какие нужно именно выбрать, ни отмечая те, которые выбирать не следует. Однако около 3% родителей утверждают, что представители общеобразовательного учреждения вмешивались в их выбор.

В целом от 57% до 100% (в различных школах) родителей считают, что курс детям нравится.

  • 90% родителей Костромской области положительно относятся к новому курсу, но отмечают определенные риски в виде дополнительной нагрузки на школьников и отмечают перенасыщенность учебных пособий религиоведческим содержанием в ущерб культурологическому;

  • 86% родителей Тамбовской области отметили, что их детям нравится изучать курс «Основы религиозных культур и светской этики»;

  • 15% родителей Ставропольского края оценивают впечатления своих детей от уроков как неоднозначные;

  • 54% родителей Тамбовской области считают, что данный курс соответствует взглядам, потребностям и интересам ребёнка;

  • 70% родителей Свердловской области считают необходимым изучение курса;

  • в Томской области 4% родителей не видят толка в данном предмете; 15% не готовы оценить значимость курса, 1% считают, что дисциплина может оказать вред;

  • 12,3% родителей ЕАО и 3% родителей Тамбовской области ответили, что изучаемый курс де­тям не нравится;

  • 78,8% родителей Вологодской области обсуждают со своим ребенком темы, изученные на уроках по выбранному модулю учебного курса;

  • 24% родителей Чеченской Республики отмечают сложности в восприятии детьми предмета;

  • по мнению родителей Республики Калмыкия введение курса в 4 четверти нецелесообразно в виду накопившейся к концу года усталости детей к восприятию такого сложного и малознакомого материала;

  • 91% родителей Новосибирской области изучали ма­териал, помещенный в книге для родите­лей.

Принципиальное нежелание участвовать в апробации высказали около 2% родителей Ярославской области, 28 родителей в Томской области, 15 человек в Чувашской Республике. Одна семья в Удмуртской республике и 40 семей Курганской области отказалась от изучения всех модулей курса ОРКСЭ из-за религиозных взглядов, семьи являются членами религиозной организации «Свидетели Иеговы», по религиозным убеждениям также есть 13 случаев отказа в Свердловской области, все это менее 1% от всех учащихся, участвующих в апробации.
Педагоги отмечают, что введение курса ОРКСЭ способствует более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников.

Сложилась определенная система работы с родителями и родительской общественностью в рамках внедрения нового курса: тематические заседания школьного управляющего совета, тематические родительские собрания, родители активно участвуют в подготовке домашних заданий по предмету, в организации и проведении экскурсий, внеурочных мероприятий. Во многих школах имеются информационные стенды для родителей, при органах исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, работают «Горячие линии для родителей».

Таким образом, во всех субъектах РФ идет систематическая, комплексная работа по апробации курса ОРКСЭ, и в целом сформировано положительное отношение общественности, средств массовой информации, религиозных конфессий по отношению к вводимому курсу.
В каждом образовательном учреждении, в каждом субъекте РФ накопился положительный опыт организации преподавания курса, воспитания у учащихся нравственности, гражданственности и патриотизма, взаимодействия с родителями, педагогами, социальными партнерами.

В процессе апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» учителя широко применяют современные образовательные технологии (анализ проблемных ситуаций, тренинги практических навыков, деловые, ролевые игры, коллективно-групповая, проектная деятельность, составление словаря терминов, галереи образов), систематически используют компьютерную технику, интерактивное и мультимедийное оборудование, что позволяет наиболее полно включать иллюстративный материал, интерактивные модели в учебное занятие. Возможности курса используются и для организации внеурочной деятельности обучающихся краеведческой направленности в системе воспитательной работы школы.

В большинстве регионов особое внимание учителей, преподающих курс, направлено на формирование толерантного сознания учащихся в условиях образовательного учреждения. Этой теме посвящены разработки уроков, методические разработки, семинары и мастер-классы, организуемые в регионах.

В регионах осуществляется накопление банка методических разработок, иллюстративного, аудио- и видеоматериала, формируются базы Интернет–ресурсов в помощь преподавателю ОРКСЭ. Лучшие педагогические практики представлены разработанными и изданными методическими пособиями, дидактическими и диагностическими материалами, сборниками методических рекомендаций учителям 4 и 5 классов по выбранным модулям курса, рабочими тетрадями к курсу ОРКСЭ, разработками уроков, внеклассных мероприятий, сценариями праздников. В подготовке этих материалов активно участвовали районные (городские) методические советы учителей.

Среди лучших педагогических практик представители региональных органов управления образованием отмечают следующие:

  • семинары-совещания по вопросам духовно-нравственного воспитания детей в рамках апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики;

  • конкурсы на лучшие учебно-методические разработки по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»;

  • детские конкурсы в рамках изучения курса;

  • научно-практические конференции актуальных для апробации курса тематик;

  • участие в региональном этапе Всероссийской олимпиады по основам православной культуры;

  • обучающие, тематические, проблемные семинары;

  • Интернет-конференции;

  • разработка и издание методических материалов, дидактических пособий по курсу в помощь учителю;

  • создание электронных сборников и пособий;

  • педагогические чтения по теме курса ОРКСЭ;

  • фестивали медиа-уроков курса ОРКСЭ;

  • банк мультимедийных презентаций и видео-уроков;

  • видеофильмы и видеопроекты;

  • виртуальные экскурсии.

В большинстве регионов (за исключением Свердловской области) результаты мониторинговых исследований показали, что учителя отмечают снижение мотивации обучающихся к изучению курса вследствие безотметочной системы. В связи с этим особого внимания заслуживает разработка сотрудников ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий» Курганской области (Ушаковой Н.Н., к.п.н, профессора, и Останиной Н.В., доцента кафедры гуманитарно-эстетического образования, к.п.н.) методических рекомендаций по проблеме: «Организация внутришкольного контроля за преподаванием предметов духовно-нравственной направленности» (1 и 2 части). Пособие представляет методические рекомендации на основе компетентностного подхода и содержит контрольно-измерительные материалы по курсу ОРКСЭ (4-5 классы) по всем модулям. Пособию присвоен гриф «Допущено Глав УО Курганской области». Протокол РЭС №3 от 12.11.2010.

Также особо следует отметить проект "Богоявленский кафедральный собор города Томска. 3D-экскурсия". Интернет-адрес проекта - www.3dhram.ru. Данный проект реализован силами Епархии и на безвозмездной основе передан в ТОИПКРО и распространен среди всех учителей, преподающих модуль ОПК. В экскурсии шесть панорам: панорама двора, на колокольне, притвора, трапезной части храма, четверика, и панорама святая святых храма – алтаря. Современные мультимедийные технологии создают эффект реального присутствия и позволяют осмотреть буквально все и притом в самой близи при хорошем разрешении. Это наглядное пособие может быть использовано при изучении модулей «Основы православной культуры», «Основы мировых религиозных культур» в школе.
При анкетировании родителей, педагогических работников выявлены проблемы при реализации курса ОРКСЭ, связанные со следующими факторами:

  • Материал в учебных пособиях сложен, объемен. Необходима адаптация содержания с учетом возрастных особенностей обучающихся. Необходимо значительную часть времени на уроках тратить на разъяснение сложных для понимания учащимися терминов, т.к. многие тексты уроков трудны для восприятия школьников, перегружены терминами и понятиями.

  • Существуют сложности при работе с мультимедийными пособиями (в разделах «тренажёр» и «контроль» задания нередко однотипные; диски не всегда открываются; требуется значительное время для перехода от одного раздела диска к другому).

  • Сложность освоения дисциплины педагогами (недостаток базовых знаний требует длительной подготовки к уроку). Многие педагоги испытывают дефицит знаний по преподаванию отдельных модулей. Учителям необходимы дополнительные обучающие занятия.

  • Учебно-методический комплект по курсу ОРКСЭ является недостаточным, необходимо дополнительное методическое сопровождение курса: методические рекомендации и поурочное планирование, дополнительный дидактический материал, рабочие тетради, хрестоматийное сопровождение, словари.

  • Проблема удовлетворения потребностей всех учащихся в зависимости от выбора модуля, если будут группы, состоящие из 1-4 человек. Для сельских школ с малой наполняемостью классов и невозможностью финансирования освоения курса ОРКСЭ на основе индивидуального обучения (по 1-2 человека на каждый модуль) сложность представляет обеспечение выбора модуля в соответствии с желанием каждого ребёнка.

  • В школах (особенно малокомплектных) недостаточно индивидуальных рабочих мест за компьютерами, дети вынуждены работать группой, что усложняет ведение контроля над выполнением заданий каждым учеником.

  • Недостаток или отсутствие внимания со стороны родителей по причине их занятости и (или) низкого образовательного уровня. Родители не всегда охотно откликаются на просьбы помочь своим детям в подготовке творческих работ.

  • Курс, разорванный на две образовательные ступени, создаёт организационно-финансовые затруднения.

  • В связи с переходом на операционную систему ubuntu-linux затруднена работа с электронными приложениями.

  • Книга для учителя содержит материалы по истории религии, основным религиозным направлениям, специальный раздел посвящен светской этике. В данном разделе содержатся материалы непосредственно для учителя, но нет практических рекомендаций по урокам, недостаточно литературное сопровождение.

  • Несмотря на то, что в процессе подготовки учителей школ уделялось особое   внимание методике   преподавания,   современным   технологиям педагогической деятельности, некоторые учителя испытывают потребность в дополнительном повышении квалификации по  применению современных образовательных технологий.

  • Уменьшение нагрузки учителей начальных классов в связи с ведением уроков светской этики учителями-предметниками старшей школы;

  • Не хватает часов, желательно чтобы курс ОРКСЭ читался весь учебный год;

  • Большая наполняемость классов (предпочтительнее изучать данный предмет в малых группах), однако это связано с организационно-финансовыми трудностями;

  • В учебниках предложено мало ситуаций, требующих включения обучающихся в процесс обсуждения, высказывания своей точки зрения;

  • Низкий уровень содержания электронного сопровождения к курсу ОРКСЭ: в электронном приложении не хватает «глубины», встречаются ошибки. Материал, предложенный на диске, не удовлетворил потребностей изучаемого модуля. Темы были важными, и можно было подобрать более интересный материал. Использовались фотографии, которые повторялись из урока в урок. Для работы в классе диски использовались только частично. При работе с электронным приложением отмечается недостаток отрывков из фильмов, иллюстраций, авторского чтения художественных произведений, невозможность пользоваться данным диском каждому учащемуся;

  • Третья часть обучающихся испытывает затруднения в понимании текстов учебников. Содержание учебников, понятийный ряд не всегда соответствует возрастным особенностям младших школьников; иллюстрации не всегда соответствуют теме урока, отмечается недостаток отрывков из художественных произведений по темам, отсутствие словаря. Несоответствие стиля некоторых фрагментов текста возрастным особенностям учащихся 4 класса; отсутствие домашнего задания; большой объём материала, а время для изучения выделяется недостаточно;

  • Содержание учебников (по модулю «светская этика): слишком сложное изложение содержания образования для учащихся в учебниках, особенно понятий. Необходимость создания рабочих тетрадей к учебнику, которые позволили бы организовать творческую самостоятельную деятельность учащихся и выполнение домашнего задания. Затрудняет работу: мелкий шрифт, невозможность увеличения шрифта. Возможность пользоваться данным диском есть не у каждого школьника. Иллюстрации в учебнике не всегда соответствуют теме урока, желательно, чтобы материалы учебника были дополнены отрывками из художественных произведений по темам, терминологическим словарём;

  • С целью организации творческих работ, усвоения основных понятий, контроля необходимы рабочие тетради к учебнику, которые позволят организовать смену деятельности школьников на уроках, использовать разнообразные формы обучения;

  • Недостаточно печатных пособий, иллюстративных материалов, картографических материалов;

  • Отсутствие постоянного мультимедийного оборудования в некоторых школах;

  • В ходе апробации сложилось конструктивное сотрудничество с различными слоями населения, органами исполнительной власти, общественными организациями и религиозными конфессиями.


Во всех регионах наблюдается положительная динамика отношения участников апробации и различных представителей общества к введению нового учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Если в начале проведения мониторинга отмечалось большое количество разногласий, то к концу были установлены бесконфликтные отношения между тремя равноправными сторонами учебного процесса: педагогами, учащимися и их родителями.

Получив определенный опыт преподавания курса, познакомившись с учебным пособием, педагоги стали лучше справляться с поставленной задачей, чем на начальном этапе апробации.

Благодаря практическому знакомству с содержанием курса, имеющим культурологическую и нравственно-воспитательную направленность, доля родителей, проявляющих настороженное или резко отрицательное отношение к введению его в учебный план школы, сократилась в несколько раз по сравнению с ситуацией, предшествовавшей началу апробации.

Проявлению положительной динамики также способствует:

  • освещение результатов апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в электронных и печатных СМИ;

  • работа региональных координационных советов по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений;

  • привлечение представителей различных конфессий и общественных организаций к обсуждению особенностей преподавания курса;

  • систематическая просветительская работа с родителями учащихся и представителями общественных организаций.


На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

  1. Курс ОРКСЭ востребован учителями, учащимися и родительской общественностью.

  2. Большинство участников мониторинга оценивают данный курс положительно.

  3. Педагоги применяют новые интерактивные методики, основанные на взаимном диалоге.

  4. Школьники с интересом изучают данный курс (большинство из них хотели бы продолжить изучение курса в дальнейшем).

  5. Установлены бесконфликтные отношения между тремя равноправными сторонами учебного процесса: педагогами, учащимися и их родителями.

  6. Созданы рабочие органы, координирующие апробацию курса ОРКСЭ.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск