Скачать 435.14 Kb.
|
Разработала Мещерякова Наталья Александровна, учитель истории и обществознания МОУ СОШ №50 Тема Революция и культура Цели: рассмотреть и проанализировать основные направления политики советской власти в области культуры, раскрыть сущность представлений различных писателей и поэтов о событиях октября 1917 года, выявить их позиции во время гражданской войны, рассказать о проблеме выбора творческой интеллигенции после победы большевиков; формировать практические умения учащихся через работу с историческими источниками и документами. Задачи:
Форма работы: урок-кейс Виды работы: сочетание групповой, фронтальной и индивидуальной работы: презентация «Революция и культура» работа с источниками написание эссе Оборудование: кейсы с материалами для работы рабочие листы для учащихся презентация Ход урока: 1. Организационный момент. Сообщение темы, целей и задач, хода урока: Сегодня мы начинаем работу над темой «Революция и культура» и посвятим наш урок раскрытию таких разделов как «Политика советской власти в области культуры» и «Интеллигенция и революция». В ходе занятия мы должны:
Слайды 1-2 Вашему вниманию будет представлена презентация «Революция и культура», которая познакомит вас не только с представителями интеллигенции данного периода и их псевдонимами, но и с основными направлениями политики советской власти через искусство плаката. На рабочих местах находятся кейсы с источниками и заданиями: Тема I. Политика советской власти в области культуры Групповая работа. 1 группа (кейс 1) – постановления советской власти в области народного просвещения 2 группа (кейс 2) – сравнение учебных планов гимназии и единой трудовой школы 3 группа (кейс 3) –сравнение учебных планов единой трудовой школы и современной школы (МОУ СОШ№50 г. Твери) 4 группа (кейс 4) – политика большевиков по приобщению народных масс к сокровищницам культуры и ее реализация Тема II. Интеллигенция и революция Часть 1. Групповая работа с кейсами. 1 группа (кейс 5) - отношение интеллигенции к событиям октября 1917 г. на основании анализа взглядов Горького («Несвоевременные мысли»). 2 группа (кейс 6) - отношение интеллигенции к событиям октября 1917 г. на основании взглядов Аверченко («Дюжина ножей в спину революции»). 3 группа (кейс 7) - отношение интеллигенции к событиям октября 1917 г на основании взглядов поэтов (Маяковский, Брюсов. Гиппиус). 4 группа (кейс 8) - позиция интеллигенции во время гражданской войны (Демьян Бедный, З. Гиппиус. М. Волошин). Часть 2. Фронтальная работа с кейсами. «Выбор». (Кейсы 9, 10) Кроме того, на столах лежат рабочие листы, в которых вы сможете дать оценку выступлениям групп, задать вопросы и высказать свое особое мнение по ходу урока. На нашем уроке присутствует Савинова О.В., ведущий научный сотрудник ОИПП, к.п.н., доцент, Заслуженный учитель РФ, которая не только разработала кейсы, с которыми вы будете работать, но и будет выполнять роль третейского судьи, комментируя ответы каждой группы. 2. Работа над темой урока Тема I. Политика советской власти в области культуры Слайды 3 Кейс 1 В ряде постановлений СНК, Наркомпроса, в важнейших документах, разработанных ими в 1918 г. по школе («Основные принципы единой трудовой школы», «Положение о единой трудовой школе»), а также во второй программе РКП/б/ (1919 г.) содержалось изложение основных принципов организации системы просвещения в Советской России: Вводилось бесплатное образование. Провозглашалась обязательность обучения подростков до 16 лет (задача на перспективу по Программе РКП/б/). Школа становилась светской (постановление СНК «О передаче воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Народного комиссариата по просвещению»). Вводилась система единой школы с двумя ступенями: I ступень – 5 лет и II ступень 4 года. Школа давала не только общее, но и политическое образование, знакомящее в теории и на практике со всеми главными отраслями производства. Большое внимание уделялось детскому физическому труду (в школе I ступени – ремесленный труд; в старших классах – производительный труд в промышленности и в сельском хозяйстве). «Одним из ... буржуазных лицемерии является убеждение в том, что школа может быть вне политики». (Из речи Ленина на II Всероссийском съезде учителей-интернационалистов 18 января 1919 г.) Снабжение всех учащихся пищей, одеждой и учебными пособиями за счет государства. Литература: Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева. История педагогики. М.,1982. С.339-341 (Любое другое издание). Слайды 4-6 Вопросы: 1. Сравните принципы организации советской школы и дореволюционных школ (вспомните сведения по истории культуры рубежа Х1Х-ХХ вв.) 2. Что из этих принципов сохранилось до наших дней, что сейчас пересматривается? 3. Согласны ли вы с подчеркнутыми словами Ленина? Кейс 2 Перед Вами учебный план гимназии в 1914 г.
А это учебные планы единой трудовой советской школы, опубликованные Наркомпросом в 1920 г.
Примечание. Отводимые для 1 группы 15 часов не имели разбивки по учебным предметам, они использовались для комплексных занятий. Вопросы: Сравните учебные планы единой трудовой советской школы и гимназии Слайды 7-8 Кейс 3 Это учебные планы единой трудовой советской школы, опубликованные Наркомпросом в 1920 г.
А это учебные планы современной школы – МОУ СОШ№50 г.Твери
Литература: Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева. История педагогики. М., 1982. С.307, 309, 344. Вопросы: Сравните учебные планы единой трудовой школы и современной школы. Слайды 9-10 Кейс 4 *Одну из своих задач Советская власть сформулировала так: «приобщить трудящиеся массы к сокровищам искусства». «... необходимо открыть и сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда и находившиеся до сих пор в исключительном распоряжении эксплуататоров» (из второй программы РКП/б/, 1919 г.). *3 июня 1918г. Ленин подписывает Декрет о национализации Третьяковской галереи и других музеев, дворцов, памятных усадеб (например, Ясной Поляны). В Эрмитаже развернулась массовая работа. Частные коллекции картин и скульптур, собрания книг были изъяты из бывших помещичьих усадеб, особняков буржуазии и вельмож и переданы в библиотеки и музеи как общенародное достояние. *Луначарский убедил Ленина в необходимости сохранить все ведущие театры страны. «Вносить здесь прямую ломку я считаю опасным: у нас в этой области ничего взамен еще нет». Осенью 1920 г. Герберт Уэллс, посетивший Петроград и Москву, писал: «Наиболее устойчивым элементом русской культурной жизни оказался театр. Здания театров оставались на своем месте, и никто не грабил и не разрушал их. Артисты привыкли собираться там и работать, и они продолжали это делать; традиции государственных субсидий оставались в силе. Как это не поразительно, русское драматическое и оперное искусство прошло невредимым сквозь все бури и потрясения и живо и по сей день. Оказалось, что в Петрограде каждый день дается свыше сорока представлений, примерно то же самое мы нашли в Москве... Пока смотришь на сцену, кажется, что в России ничто не изменилось; но вот занавес падает, оборачиваешься к публике, и революция становится ощутимой». Для трудящихся устраивались массовые концерты, лекции об искусстве. По инициативе Горького Государственным издательством было предпринято издание целой серии выдающихся произведений классиков мировой литературы. В 1918-1920 гг. только в одной Твери было 12 театров и 15 красноармейских театров в губернии. В Твери работал даже театр оперы и балета, который назывался Большой пролетарский (в помещении театра на Морозовской мануфактуре). На открытие театра гарнизонного клуба имени III Интернационала, размещавшегося на бывшей мануфактуре Берга, приезжал А. В. Луначарский. На этой концертной сцене началась карьера С.Я.Лемешева. «Граждане! Старые хозяева ушли. После них осталось огромное наследство. Теперь оно принадлежит всему народу. Берегите это наследство, берегите дворцы. Они стали дворцами всенародного искусства... Искусство – это то прекрасное, что талантливые люди умели создать даже под гнетом деспотизма. Не трогайте ни одного камня, охраняйте памятники, здания, старые вещи, документы. Все это ваша история, ваша гордость». Листовка Исполкома Совета «Обычная наша театральная публика, состоявшая из богатых, зажиточных и интеллигентных людей, постепенно исчезла. Залы наполнились новой публикой. Перемена эта произошла не сразу, но скоро солдаты, рабочие и простонародье уже господствовали в составе театральных зал. Тому, чтобы простые люди имели возможность насладиться искусством... можно, конечно, только посочувствовать... Но напрасно думают и утверждают, что до седьмого пота будто бы добивался русский народ театральных радостей, которых его раньше лишали, и что революция открыла для народа двери театра, в который он раньше безнадежно стучался. Правда то, что народ в театр не шел и не бежал по собственной охоте. Шел он в театр «по наряду». То в театр «нарядят» такую-то фабрику, то погонят такие-то роты». (Шаляпин Ф.И. «Маска и душа» // Новый мир. № 6. 1988). «Мне отвратительно памятен такой факт: в 19-м году, в 11етсрбурге, был съезд «деревенской бедноты». Из северных губерний России явилось несколько тысяч крестьян и сотни их были помещены в Зимнем дворце Романовых. Когда съезд кончился, и эти люди уехали, то оказалось, что они не только все ванны дворца, но и огромное количество ценнейших севрских, саксонских и восточных ваз загадили, употребляя их в качестве ночных горшков. Это было сделано не по силе нужды – уборные дворца оказались в порядке, водопровод действовал. Нет, это хулиганство было выражением желания испортить, опорочить красивые вещи. За время двух революций и войны я сотни раз наблюдал что темное, мстительное стремление людей ломать, искажать, осмеивать, порочить прекрасное». Горький А.М. Полное собрание сочинений, т.17, с. 5 Вопросы: 1. Чем вы объясните подобное отношение народных масс к памятникам культуры? 2. Почему замысел большевиков не был до конца воплощен в жизнь? Слайды 11-12 |