УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №1
р.п. Переяславка
____ Т.Ю. Олейникова
«5_»__12____2013г
Приказ №301-ОВ
ПРОГРАММА
«Школьное здоровое питание»
Сроки реализации: 2013-2017гг
Составила: ответственная за школьное питание Н.М. Пешкова
2013г
1. Паспорт программы
1. Наименование Программы
| Программа «Школьное здоровое питание»
на период с 2013 по 2017 гг.
| 2. Основание для разработки Программы
| Конвенция о правах ребенка. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка». Закон Российской Федерации «Об образовании» СанПин – 2010 «Гигиенические требования к условиям обучения в ОУ» «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в ОУ, учреждениях начального и среднего профессионального образования»
Программа ОУ «Здоровье»
| 3. Разработчики Программы
| Администрация МБОУ СОШ №1р.п. Переяславка муниципального района имени Лазо Хабаровского края
| 4. Основные исполнители Программы
| Администрация, педагогический коллектив школы, работники школьной столовой, родители.
| 5. Цель Программы
| Обеспечение 100% - ного охвата школьников рациональным сбалансированным горячим питанием в целях сохранения и укрепления здоровья и профилактики заболеваний.
| 6. Основные задачи Программы
| § обеспечение детей и подростков питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, принципам рационального и сбалансированного питания;
§ обеспечение доступности школьного питания;
§ обеспечение гарантированного качества и безопасности пищевых продуктов, используемых в питании;
§ предупреждение (профилактика) среди детей и подростков инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания;
§ пропаганда принципов здорового и полноценного питания.
§ повышение культуры питания школьников
§ просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей школьного возраста.
| 7. Основные направления Программы
| Организационно-аналитическая работа, информационное обеспечение реализации программы.
Методическое обеспечение, работа с педагогическим коллективом.
Работа по воспитанию культуры питания среди учащихся.
Организация образовательно-разъяснительной работы по вопросам здорового питания; пропаганда принципов здорового и полноценного питания среди родителей.
Организация работы по улучшению материально-технической базы столовой, расширению сферы услуг для учащихся и родителей.
| 9. Этапы реализации Программы
| 2013г. – постановка целей, задач, разработка направлений реализации программы
2014-2016гг – реализация основных направлений деятельности по программе
2017 – мониторинг эффективности, анализ проблем, перспективное планирование на предстоящий период
| 10. Объемы и источники финансирования
| · Средства Федерального бюджета
· Средства Регионального бюджета
· Средства бюджета муниципального образования
· Родительские средства
· Другие источники
| 11. Ожидаемые результаты реализации Программы
| § 100% - ный охват детей и подростков питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, принципам рационального и сбалансированного питания;
§ обеспечение гарантированного качества и безопасности питания и пищевых продуктов, используемых в питании;
§ отсутствие среди детей и подростков инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания;
§ высокий уровень культуры приема пищи школьниками;
§ улучшение санитарно-гигиенического состояния и эстетического оформления школьной столовой;
| 12. Организация контроля за исполнением Программы
| · Общественный контроль за организацией и качеством питания школьников со стороны родительского комитета школы;
· Информирование общественности о состоянии школьного питания через школьную газету и сайт школы;
· Информирование родителей на родительских собраниях.
| 13. Содержание Программы
| 1. Паспорт Программы « Школьное здоровое питание»
2. Содержание проблемы и обоснование
необходимости её решения.
3. Характеристика Программы:
· Цель Программы;
· Задачи;
· Ожидаемые результаты реализации;
· Направления реализации Программы;
4. Характеристика ресурсов Программы:
· Нормативно-правовые ресурсы;
· Кадровое обеспечение
· Материально-техническое обеспечение
5. Механизм реализации Программы:
· Производственный контроль за организацией питания;
·Выполнение задач и обязанности участников образовательного процесса в решении вопросов здорового питания школьников.
· Поэтапный комплекс мероприятий, направленных на реализацию Программы
| 2.Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения.
Значительное число современных проблем в системе общего образования связано с негативной динамикой здоровья детей и подростков. Особую тревогу вызывает сам характер нарушений, которые часто являются следствием перенапряжения детского организма в процессе адаптации к качеству образовательной среды. Уровень распространенности хронической патологии среди учащихся 1-11 классов на заболевания органов пищеварения приходится до 10 процентов. Одновременно отмечается рост числа заболеваний, связанных с недостаточным питанием:
анемии, гастрит и дуоденит, функциональные расстройства ЖКТ.
Поэтому сегодня здоровье ребенка должно рассматривается не только как цель и результат образовательного процесса, но и как критерий оценки качества и эффективности педагогической деятельности.
Практика организации питания в школе убеждают в преимуществе столовых, работающих непосредственно на сырье. В школе имеется современное технологическое оборудование для хранения сырья и готовой продукции, приготовления разнообразных блюд, выпечки. Школьная столовая полностью укомплектована необходимой посудой. Ее состоянию уделяется повышенное внимание. Мытье и дезинфекция производятся с соблюдением всех норм санитарно-гигиенического режима, используются современные средства дезинфекции. Перед входом в помещение столовой оборудовано место для мытья рук с электрополотенцем. За время работы в школе не было ни одного случая заболевания кишечной инфекцией по вине столовой.
Приготовление пищи обеспечивают сотрудники столовой: заведующая производством, 2 повара и 2 кухонных рабочих. Все работники столовой имеют профессиональное образование и стаж работы. Ношение спецодежды для работников пищеблока является обязательным. В обязанности работников пищеблока входит выполнение всех санитарных и технологических норм хранения, приготовления и реализации продуктов. Соблюдение норм и правил, калорийность, сбалансированность питания контролируется медицинским работником школы ежедневно. В школе ведутся необходимые по нормам СанПиНа журналы. Качество готовых блюд ежедневно контролирует бракеражная комиссия. Совместная работа администрации, родительской общественности, медицинской сестры, позволяет в системе контролировать сам процесс питания в школе, его качество, вносить необходимые коррективы и, в конечном счете, сохранять здоровье детей. Персонал столовой встречает детей доброжелательными улыбками, многих детей знает по именам. Поэтому дети с удовольствием посещают школьную столовую. В школе для всех учащихся начал работать буфет, продаётся выпечка, планируется разнообразить ассортимент.
К организации питания в ОУ предъявляются особые требования.
А. Составляя рацион завтраков и обедов для учащихся, персонал добивается, чтобы блюда не только обладали достаточной энергетической ценностью, но и содержали необходимое количество белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов. Рацион питания строится с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Правильно организованное питание во многих случаях может не только предотвратить возникновение болезни, но и справиться с ней.
Б. Улучшается осведомленность родителей, учителей о том, какие требования предъявляются к организации правильного питания детей. Необходимо сформировать у самих детей ценностное отношение к собственному здоровью, навыки заботы о своем организме. Необходимость серьезно заниматься формированием культуры здорового питания в системе общего образования обусловлена рядом объективных причин:
фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период; в этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых ребенком в специально проецируемой деятельности; школьный период в развитии наиболее сенситивен в формировании ключевых знаний об особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения и развития здоровья.
В. Необходима специальная подготовка в области питания для детей и взрослых. Такая подготовка способна решить даже самые сложные проблемы, связанные с нехваткой материальных средств. Правильное питание не обязательно должно быть дорогим. Выбор продуктов во многом определяется вкусовыми пристрастиями детей. Предпочтение ребенка в еде закладываются уже в раннем возрасте и в значительной мере зависят от воспитания, традиций питания, сложившихся в семье. Взрослые – родители, учителя, способны повлиять на мнение ребенка в отношении выбора блюд таким образом, чтобы дети предпочитали наиболее полезное не потому, что их заставляют, а потому, что нравится их вкус. С детства могут и должны закладываться поведенческие стереотипы в отношении питания – соблюдение гигиенических правил, режима питания, правил поведения за столом. Ставшие полезной привычкой, они способны в значительной мере повлиять на здоровье, укрепить его.
Администрация школы уделяет большое внимание вопросам сохранения здоровьядетей и подростков. Сегодня особенно остро встал вопрос об организации рационального школьного питания. Питание должно быть сбалансированным, в течение дня ребенок должен получать необходимый для этого минимум пищевых и минеральных веществ. Если учесть, что большую часть времени дети проводят в школе, то и полноценно питаться они должны здесь же. На решение вопросов организации питания школьников направлена Программа «Школьное здоровое питание». Основу предполагаемых подходов составляет внедрение новых схем питания школьников и использование современного высококачественного оборудования, позволяющего при минимальных затратах обеспечить питание школьников на уровне требований сегодняшнего дня. Приоритетность задач охраны и укрепления здоровья ребенка обуславливает насущность принципиальных изменений и в организации жизни школы как одного из ведущих социальных институтов, обеспечивающих формирование у подрастающего поколения ценностных установок по отношению к собственному здоровью. Отличительными особенностями Программы являются:
· практическая значимость содержания программы;
· преобладание активных приемов, форм и методов совершенствования организации питания;
· обеспечение активного участия педагогов, родителей, общественности для достижения результатов.
3. Характеристика программы
Цель программы Обеспечение 100% - ного охвата школьников рациональным сбалансированным горячим питанием в целях сохранения и укрепления здоровья и профилактики заболеваний.
Задачи программы
§ обеспечение детей и подростков питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, принципам рационального и сбалансированного питания;
§ обеспечение доступности школьного питания;
§ обеспечение гарантированного качества и безопасности пищевых продуктов, используемых в питании;
§ предупреждение (профилактика) среди детей и подростков инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания;
§ пропаганда принципов здорового и полноценного питания.
§ повышение культуры питания
§ просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей школьного возраста.
Содержание программы отвечает следующим принципам:
· возрастная адекватность – соответствие используемых форм и методов обучения психологическим особенностям учащихся;
· научная обоснованность питания детей;
· практическая целесообразность;
· необходимость и достаточность предоставляемой информации;
· культурологическая сообразность;
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1-е направление
Организационно-аналитическая работа, информационное обеспечение участников реализации программы
Основные мероприятия
| Ожидаемый результат
| 1.Организационные совещания
– порядок приема учащимися завтраков и обедов;
- оформление документов и постановка на бесплатное на питание;
- график дежурств и обязанности дежурного учителя и учащихся в столовой
| Разработка нормативно-правовой и технологической документации по организации школьного питания;
Создание системы производственного контроля;
Использование форм, обеспечивающих открытость информации об организации школьного питания;
Проведение школьных мероприятий по формированию навыков здорового питания.
Проведение мероприятий по развитию культуры питания.
| 2.Совещание классных руководителей: - об организации горячего питания
|
| 3.Совещание при директоре по вопросам организации и развития школьного питания
|
| 4.Заседание Совета школы по организации питания с приглашением классных руководителей 1 – 11-х классов по вопросам:
- охват учащихся горячим питанием
- соблюдение санитарно - гигиенических требований;
- профилактика инфекционных заболеваний
|
| 5. Организация работы школьной комиссии по питанию (учащиеся, педагоги, родители)
|
| 6.Осуществление ежедневного контроля за работой столовой, проведение целевых тематических проверок
|
| 7.Совещание при директоре «Итоги работы школы в направлении организации питания и пропаганды правильного питания школьников»
|
| 2-е направление:
Методическое обеспечение, работа с педагогическим коллективом
Основные мероприятия
| Ожидаемый результат
| 1. Организация консультаций для классных руководителей
1 -4, 5- 8, 9-11 классов;
- работа по выявлению малообеспеченных и социально незащищенных учащихся, подготовке документации, подтверждающей указанный статус.
- культура поведения учащихся во время приема пищи,
- соблюдение санитарно-гигиенических требований
- организация горячего питания – залог сохранения здоровья
| Высокий уровень просвещенности классных руководителей по вопросам организации рационального питания школьников.
| 2. Обобщение и распространение положительного опыта по вопросам организации и развития школьного питания, внедрению новых форм обслуживания учащихся
|
| 3.Работа школьного СМИ: выпуск информационных бюллетеней, буклетов.
|
| 3-е направление:
Работа по воспитанию культуры питания среди учащихся
Основные мероприятия
| Ожидаемый результат
| 1.Проведение классных часов по темам:
-«Витамины»
- режим дня и его значение;
- культура приема пищи;
- Острые кишечные заболевания и их профилактика
| Формирование позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков культуры питания.
Сокращение заболеваемости учащихся, увеличение численности охвата учащихся горячим питанием до 100%.
| 2.Уроки здоровья:
"Плох обед, если хлеба нет",
"Овощи, ягоды, фрукты – полезные продукты",
"Путешествие по музеям напитков".
"Молоко – волшебный дар".
|
| 3.Конкурс газет, плакатов среди учащихся 1 – 4 классов «О вкусной и здоровой пище»
Выставка рисунков на тему «Полезные продукты»
|
| Беседы с учащимися 9-11 классов «Берегите свою жизнь»
«Здорового аппетита!»
- Игра КВН «Питаемся правильно».
|
| 4.Конкурс среди учащихся 5 – 7 классов «Хозяюшка»
|
| 5.Анкетирование учащихся:
- Качество школьного питания
- По вопросам организации питания
|
| 6. Цикл уроков «Азбука здорового питания», «Разговор о правильном питании» (приложение№4)
|
| 7. Работа по оздоровлению учащихся в каникулярное время
|
| 4-е направление –
Работа с родителями по вопросам организации школьного питания
Основные мероприятия
| Ожидаемый результат
| 1. Проведение классных
родительских собраний по темам:
- совместная работа семьи и школы по формированию здорового образа жизни дома, питание учащихся.
- профилактика желудочно-кишечных заболеваний и инфекционных, простудных заболеваний, итоги медицинских осмотров учащихся
| Улучшение осведомленности родителей в области рационального питания школьников.
Участие родительского актива в контроле качества питания и уровня организации школьного питания
| 2.Индивидуальные консультации медсестры школы «Рациональное питание школьника»
|
|
|
| 3.Встреча медицинского работника с родителями
- «Личная гигиена ребенка»
|
| 4.Анкетирование родителей «Ваши предложения на новый учебный год по развитию школьного питания»
- Подготовка памяток для родителей по теме: «Чтобы дети были здоровыми»
|
| 5-е направление:
Организация работы по улучшению материально-технической базы столовой, расширению сферы услуг для учащихся и родителей
Основные мероприятия
| Ожидаемый результат
| 1. Продолжение эстетического оформления зала столовой
| Соблюдение законодательства РФ в области защиты прав потребителей;
Приоритет продукции местных производителей; Использование современных технологий приготовления пищи.
Замена устаревшего технологического оборудования.
Создание современного дизайна в школьной столовой.
Расширение ассортиментного перечня блюд.
| 2. Разработка новых блюд, изделий, их внедрение в систему школьного питания
|
| 3. Апробирование новых форм организации школьного питания
|
| |