Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 254.01 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации06.02.2014
Размер254.01 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3



М.Ю. Мартынова

МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ КОСОВО: ПЕРСПЕКТИВЫ НА БУДУЩЕЕ


Резюме

Косово провозгласило независимость 17 февраля 2008 г. Международные посредники сформулировали задачу – создать мультикультурное и мультиэтничное сообщество в новом независимом государстве. Посильная ли это задача на сегодняшний день, если учесть, что сербское население в большинстве своем не признало независимость Косово от Сербии? Как протекает жизнь сербского населения Косово? Можно ли говорить о постепенном налаживании албанско-сербского диалога? Каковы перспективы консолидации косовского общества?Насколько силен ресурс косовской идентичности?
Государствообразующие процессы, как известно, всегда сопровождаются не только изменениями экономического, политического, социального характера, но имеют и этнокультурные последствия. Вот уже несколько десятилетий ситуация в Косово дает новые и очень мощные импульсы для развития особой идентичности жителей Косова. Но что является концептуальной основой для ее (их) конструирования? Насколько силен ресурс региональной и/или теперь уже государственной (национальной) идентичности? Международные посредники сформулировали задачу – создать мультикультурное и мультиэтничное сообщество в новом независимом государстве. Посильная ли это задача на сегодняшний день?

Косово провозгласило независимость 17 февраля 2008 г. Это событие, которому предшествовали годы этнически окрашенного политического противостояния, стало одним из звеньев в цепи югославского кризиса. Ситуация в Косово – яркий пример взаимосвязи в политической борьбе идей национализма (как албанского, так и сербского) и мобилизационного потенциала сторон на этнической почве вплоть до порождаемых этим насильственных действий. Сербское население в большинстве своем не признало независимость Косово от Сербии. Быстрое примирение между албанцами и сербами мало реально. Но тема кантонизации Косово по этническому принципу дискутировалась международным сообществом лишь до определенного периода. Ее противники напоминали о том, что развитие ситуации по такому сценарию может привести к дальнейшему перекраиванию границ в Западных Балканах. В этом случае, по мнению аналитиков, не только албанская часть Косово имела бы перспективу присоединения к Албании, сербская – к Сербии, но также Македония, Босния и Герцеговина могли бы разделиться на этнической основе. Те, кто не видел в этом ничего страшного, или, по крайней мере, считали такое решение вопроса наименее болезненным, предлагали провести региональную конференцию, аналогичную Берлинскому конгрессу 1878 г., для обсуждения переформирования государственно-политического пространства Западных Балкан и решительного изменения существующих там международных границ (так называемый план Д. Оуэна).

В 2005 г. на встрече Международной Контактной Группы в Приштине была оглашена позиция мирового сообщества, заключавшаяся в том, что Косово должно сохранить свои сегодняшние границы. Оно не может быть разделено и или присоединено к какому-либо государству в дальнейшем (имеется в виду Албания), не может объединиться с другими территориями, населенными албанцами.

Сразу же оговоримся, что значительная часть проблем переходного времени, как здесь, так и в других регионах, имеет отнюдь не этнический характер, в их основе скорее лежат политические, социальные, экономические факторы. Многие аналитики, на мой взгляд, ошибочно объясняют войны, протекавшие в последнее десятилетие на пост-югославском пространстве, древней и непримиримой неприязнью между отдельными этническими группами. Нельзя рассматривать и косовский конфликт лишь сквозь призму дихотомии сербского и албанского.

Вместе с тем градус накала противостояния сил в регионе привел не только к конфронтации между центральной властью и местной элитой, между олицетворяющими их этническими группами, но и способствовал росту националистических настроений, обострил их проявление. С другой стороны, национализм оказался одним из факторов, способствовавших обострению кризиса. Он повлиял на его характер, формируя как противостояние между этническими общностями, так и их политическое единство на этнической основе.
Статистика и политическая борьба

В 90-е годы ХХ в. с распадом СФРЮ в Косово усилилась тенденция возрастания замкнутости и изолированности населения по этническому принципу. Это проявлялось, в частности, в резком сокращении этнически смешанных населенных пунктов, этнически смешанных браков и повседневных контактов между представителями разных национальностей. Национальное движение албанцев было не просто ориентировано на независимость, но и на создание моноэтничного, а не мультиэтничного государства. Усилению этнической гомогенности Косово в пользу албанцев способствовали не только политические устремления, но и демографические факторы: высокий уровень рождаемости у албанцев, снижение смертности, низкая естественная репродукция сербов, а наряду с этим постепенное вытеснение неалбанского населения, приводящее к его эмиграции из края и других обстоятельств. Статистика свидетельствует, что за период с 1948 по 1991 гг. доля албанцев в общей численности населения Косово возросла с 68,5% до 82,6%. Процент сербов в этот период в структуре населения края постепенно падал: с 23,6% в 1948 г. до 14,9% в 1981 г. и до 9,9% в 1991 г.1

Процесс возрастания этнической однородности населения Косово продолжается и в настоящее время. По сведениям Статистического бюро Косова в 2005 г. на территории края проживал 1,9 млн человек. Из них 88% составляли албанцы, 7% – сербы, 5% – другие группы населения (этнические группы славянского происхождения, исповедующие ислам - босняки, горанцы, торбеши, а также цыгане, ашкалийе, египтяне и турки).

Уже не одно десятилетие идет отток сербского населения из Косово в Сербию и другие страны. По данным 2008 г., приводимым международными организациями, в Косово живет 100–120 тыс. сербов. Из них около 50 тыс. расселено в северных районах Косово, пограничных с южной Сербией, еще около 70 тыс. - в анклавах, разбросанных в центральных и южных его частях2.

Город, где живет наиболее значительное количество сербского населения – Косовска Митровица. Он поделен рекой Ибар на северную – сербскую и южную – албанскую части. Эти две части некогда единого города практически не контактируют между собой. В 1998 г. в Митровице проживало около 68 тыс. человек, из них 48,5 тыс. составляли албанцы и 8,1 тыс. сербы. За последние годы цифры существенно изменились, т.к. в северную Митровицу переселилось много сербских беженцев из южных анклавов.

В западных районах Косова есть три крупных сербских анклава: несколько сел к северо-востоку от г. Исток; с. Гораждовац; Велика Хоча и Горньи Ораховац. В восточном Косове (Южное Поморавле) тоже три крупных сербских анклава: Гнилане (8 сербских сел); Витина; Каменица и Нова Брда (одно из крупнейших рудных месторождений в средние века, когда-то число его жителей достигало 40 тыс. Сейчас эта община объединяет 22 села, где живет около 2,5 тыс. сербов)3.

В целом статистика впечатляюща. В столице Косова Приштине, по данным 2005 г., проживало 160 сербов, тогда как в 1999 г. их здесь насчитывалось 40 тыс. В г. Призрен из бывших 12 тыс. на тот момент осталось 60 человек, 30 из них жили в своих домах, еще 30 – в охраняемой казарме. Почти все они пенсионеры. В г. Печ сербов нет уже с 1999 г. В Джаковице — с марта 2004 г. Из небольших городков Истока и Клины последние сербы бежали в 1999 г. В Ораховце же из 6 тыс. сербов осталось 420 человек. Все они, жившие в самых разных районах города, еще в июне 1999 г. переселились к церкви Пресвятой Богородицы в северной части города. В общине Ораховац летом 1999 г. опустели в одночасье девять сербских сел. Всего же от сербов в Косово с 1998 г. было полностью очищено 430 сел и городов. Только за 1998 г. по официальной статистике число албанских сел в Косово увеличилось с 703 до 793. Монастырь Грачаница принял после 17 марта 2004 г. больше 100 беженцев. И так далее, и так далее4.
Параллельные общества

Самым активным сербским общественным и (в силу необходимости) политическим институтом в Косово сегодня является Православная Церковь. С ней пока вынуждены считаться албанские политики, а также международные официальные представители. Особенно важна ее роль в анклавах. Именно церковь является той сердцевиной, на влиянии и помощи которой держится почти всё сохранившееся в них сербское население. В 1991 г. в Косове действовали всего четыре монастыря. Сейчас Рашко-Призренская епархия – самая большая епархия по числу монашествующих и одна из самых маленьких по числу верующих. Всего, по данным 2004 г., в ее 14 обителях подвизались 122 монаха и 49 монахинь. Полный список ныне действующих монастырей таков: мужские – Высоки Дечаны, Сопочани, св. Архангелы под Призреном, Баньска, Сочаница, Дубоки Поток, Зочиште, Джурджеви; женские – Печка Патриаршия, Грачаница, Девич, Гориоч, Соколица и Корчуль5.

По словам сербского этнолога Сони Златанович, которая проводила исследование в сербских анклавах Косово накануне провозглашения албанцами независимости края, повседневная жизнь сербских жителей здесь очень трудна, она наполнена военными и послевоенными потрясениями. Кроме вопросов безопасности и передвижения, большую проблему для сербской общины представляет безработица. Население живет за счет натурального хозяйства. Учреждения образования и здравоохранения работают нестабильно, поскольку в Косово осталось лишь незначительное число сербских специалистов в данных сферах6. Центральная тема любого разговора, как пишет исследовательница, – вопрос: остаться ли в Косово или уехать в Сербию: «Мы не можем ничего планировать, не знаем, что будет, останемся ли мы здесь или будем переезжать в Сербию». Свою дальнейшую жизнь ее собеседники продолжают видеть в Косово, однако все стараются обеспечить свое семейство недвижимостью в Сербии (приобрести хотя бы самый плохой кусок земли на окраине какой-нибудь деревни). Семьи часто разделены, кто-то из членов семьи уже проживает в Сербии, другие остались в Косово. Более образованные слои населения (врачи, учителя) работают в Косово, а в выходные дни ездят в Сербию, поскольку там живут их семьи7.

Наиболее многочисленное и компактное поселение сербов, как уже было сказано, сосредоточено на севере Косово. Здесь они долгое время ощущали себя под защитой Сербии, примыкая к ее южным рубежам и (когда-то административной) границе. Три муниципалитета к северу от реки Ибар (Зубин Поток, Звечан и Лепосавич), а также северная часть Косовска-Митровицы на протяжении десяти лет жили в самоизоляции от властей в Приштине. На севере функционировали сербские государственные институты, а инфраструктура была связана с Сербией. Эти муниципалитеты в 2006 г. отказались от бюджетных ассигнований Приштины. С 2002 г. Миссия ООН по делам временной администрации в Косово контролировала здесь суды, таможню, полицию, пенитенциарные заведения и временную суб-муниципальную администрацию. Тактика, применяемая албанцами в прошлые годы – самоизоляция и параллельные институты власти, повторяется в первое десятилетие XXI в. сербами в зеркальном отражении.

Летом 1999 г. КФОР (международные силы под руководством НАТО, ответственные за обеспечение стабильности в Косово, на русском языке в документах ООН официально называются «Силы для Косово») отгородил северную часть г. Косовска Митровица и ее внутренние районы, чтобы создать зону безопасности для сербов ввиду угрозы их взятия под контроль Освободительной армии Косова и избежать повторной этнической чистки, которая развертывалась в остальной части Косово. Однако уже в 2000 г. KФОР стал предпринимать меры с тем, чтобы помешать сербам, устремившимся сюда из анклавов, ускорить обмен населением и перекомпоновать его по этническому принципу. Когда в конце 2002 г. под руководством Специального представителя Генерального секретаря ООН Михаэля Штайнера была создана временная администрация Миссии ООН для северной части г. Косовска Митровица, он обосновал целесообразность этого шага значительным изменением состава населения в пользу сербского большинства. Это расходилось с тактикой мирового сообщества на Балканах. Многие эксперты полагали, что происходящее здесь, будет иметь волнообразный эффект во всем Косово. Поэтому возобладал подход, согласно которому для сохранения единства Косова на население необходимо было оказать нажим. Посредники опасались закрепления раздела по р. Ибар. В процессе деятельности своей миссии Кризисная группа разработала специальную программу создания полиэтничного города Косовска Митровица.

Политические деятели Белграда, напротив, рассматривали север, и, в частности, г. Косовска Митровица, как линию, по которой нужно остановить дальнейшее продвижение албанцев. Сербское национальное вече, правящий орган сербов Косово, приобрело статус главенствующей политической силы северного Косова особенно после того, как в 2004 г. премьер-министром Сербии стал Воислав Коштуница. Демократическая партия Сербии, лидером которой он являлся, тогда обладала сильными позициями на севере Косово. Мэры трех его муниципалитетов были членами этой партии. Белград под его руководством проводил политику, по которой пытался включить три северные области в свои структуры. Он потратил, например, средства на создание отдельной инфраструктуры телефонных линий, водоснабжения и т.д.

Сербы в последние годы опасались не столько боевых действий со стороны албанцев, сколько их демографического притока в северные районы и вторжения значительных объемов албанского частного капитала, которые могли обернуться против сербского населения. Чтобы остановить переход недвижимости в руки албанцев, Центр координации по делам Косово сербского правительства финансировал несколько покупок зданий, выставленных на продажу сербами на границе с албанскими общинами в северной части г. Косовска Митровица. Кстати, цыгане тоже сопротивлялись поселению совместно с албанцами. Когда им было предложено восстановить цыганские кварталы в южной части Косовска Митровица, они вышли в апреле 2005 г. на демонстрации с лозунгами «Мы с нашими сербскими братьями».

У албанцев, в свою очередь, также существовало табу на продажу недвижимости на севере. В июле 2005 г. мэр южной части Косовска Митровица Спахиа заявил в интервью газете, что продажа может повредить процессу воссоединения8.

Северная часть г. Косовска Митровица имеет свою инфраструктуру, больницу и университет. Для университета (филологического и философского факультетов) были построены новые здания после того, как университет в Приштине в 1999 г. перешел под управление албанцев. Тогда большинство факультетов нашло пристанище в разных городах южного Косова, только технический факультет остался в северной части г. Косовска Митровица до тех пор, пока правительство Сербии не воссоединило здесь почти все факультеты. «Университет Приштины» (часть, расположенная в г. Косовска Митровица) был переименован в «Университет Косовска Митровица». Ставший к тому времени полностью албанским университет Приштины не проявил никакого интереса к сотрудничеству, хотя в южной части г. Косовска Митровица расположено два его факультета. В 2003 г. университет отказал в приеме двум абитуриенткам-сербкам из северной части города.

После провозглашения независимости Косово с протестами наиболее активно выступило сербское население именно в его северных районах. Оно подтвердило поддержку Сербского национального веча, политической организации косовских сербов. Акции недовольства развернулись 17 и 18 февраля 2008 г., тогда в здание Миссии ООН в Косово были брошены гранаты и бутылки с зажигательной смесью. 19 февраля были сожжены пограничные пункты Брняк и Ярине. Власти Приштины и ООН потеряли контроль над таможней на севере. Были также захвачены муниципальные суды в Лепосавиче и Зубин-Потоке. Вслед за этим состоялся пикет окружного суда в городе Косовска Митровица и его захват9. Косовская полиция арестовала 53 сербов, находившихся в здании. Последовали столкновения, в результате чего было ранено 100 человек, а один украинский полицейский погиб. В марте в Митровице и на севере Косово прокатилась целая серия массовых выступлений.

Сербы, проживающие на территории Косово в анклавах, не столь сплочены, как их собратья на севере. Они вынуждены проявлять осторожность, их положение небезопасно. Связь между анклавами довольно слаба. Согласно западным источникам, сербы на юге Косово даже готовы к сотрудничеству с правительством Косово. Хотя, впрочем, и эти сербы пытались изменить свою судьбу. Косовские сербы в Грачанице и восточном регионе Гнилане/Гилан после провозглашения косоварами независимости настаивали на переподчинении сотрудников Косовской полицейской службы сербской национальности международным офицерам, как это было сделано в северном Косово. Сербы – муниципальные служащие увольнялись с работы целыми группами, особенно в восточных муниципалитетах. 73 сербских сотрудника оставили свои посты в муниципалитете Гнилане/Гилан, а еще 75 сербов организовали 17-дневную забастовку на своих рабочих местах в муниципалитете Каменица. Твердую линию проводит, например, епископ Артемий, настоятель монастыря в Грачанице10.

Косовские сербы в ответ на провозглашение независимости объявили о создании органа, представляющего их интересы – собственного парламента. Он был сформирован на севере Косово 28 июня 2008 г. по итогам выборов в органы местного самоуправления, которые состоялись 11 мая (КФОР объявила их незаконными). Большинство сербов уволилось из полиции Косова и органов судебной власти; они укрепили собственно сербские структуры. Такие решения можно считать закономерным результатом политического развития региона. Ни власти Косово, ни международная миссия были не в состоянии быстро взять под свой контроль север Косово с центром в Митровице. Таким образом, Косово фактически оказалось разделено.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск