Скачать 0.67 Mb.
|
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 176 ПРОГРАММА «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста» Ульяновск 2011 г ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основной целью Программы «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста» является: объединение стремлений педагогов, медицинских работников и родителей к сотрудничеству, направленному на формирование знаний о здоровом образе жизни детей и потребности в здоровом образе жизни. Необходимые предпосылки для реализации настоящей программы — организация в ДОУ и семье целенаправленной работы по пропаганде здорового образа жизни среди родителей и формирование его у детей с 1,5 до 7 лет. «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста» является авторской программой, обеспечивающей преемственность семьи, детского сада, особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда проводимой работы по формированию здорового образа жизни, и осуществлять ее не только в ДОУ, но и в семье. Созданная система по формированию здорового образа жизни позволяет сформировать функциональную систему «Здоровье ребенка и фундамент культуры будущего взрослого человека», в которую входит: положительное отношение к физическим упражнениям, играм и закаливающим процедурам, к правилам личной гигиены, соблюдению режима дня в семье и ДОУ; мотивация к занятиям физическими упражнениями и привлечение родителей и детей к спорту; начальные навыки естественных движений общеразвивающего характера, правильной осанки, охране зрения, знания о своем организме, полезности продуктов, умение ориентироваться в пространстве, профилактика плоскостопия, культуры поведения, самостоятельность; уровень физической подготовленности, соответствующий нормативам ДОУ. Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно-гигиенических процедур, развития двигательных навыков. Поэтому очень важно оказывать необходимую помощь родителям, привлекать их к участию в совместных физкультурных мероприятиях — физкультурные досуги и праздники, походы. Задачи программы: содействовать укреплению здоровья; формировать у дошкольника представление об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих; обеспечить дошкольника необходимыми технологиями, позволяющими сохранить и укрепить здоровье; обогащать знания о здоровом образе жизни через различные виды деятельности, изменить уклад жизни с пользой для здоровья каждого; расширить и разнообразить взаимодействие ДОУ и родителей по формированию здорового образа жизни. Принцип реализации программы В каждом направлении выделены две части: 1. Обучающий компонент — это первоначальные сведения о здоровом образе жизни 2. Воспитывающий компонент — понимание значения ведения здорового образа жизни, оценка своей деятельности в этом направлении и бережное отношение к себе и своему здоровью. Для реализации программы не требуется дополнительных часов, они входят в раздел «Познавательное развитие» и «Физическое развитие и здоровье», воспитательные мероприятия при совместной деятельности педагогов, родителей и детей. Открытость нашей Программы предусматривает включение данных направлений, в уже реализуемые Программы, и может дополняться каждым воспитателем самостоятельно, так как результаты анкетирования, наблюдения, взаимодействия будут анализироваться только ими. В настоящее время Программа успешно внедряется в нашем детском саду. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СЕМЬЕ И ДОУ самопознание; я и другие; гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний; питание и здоровье; основы личной безопасности и профилактики травматизма; культуры потребления медицинских услуг. Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом социального статуса семьи, контингента воспитанников и заинтересованности педагогического состава ДОУ. Она состоит из ряда направлений, каждый из которых включает комплекс тем. Предлагаем следующие направления для совместной деятельности педагогов детского сада и родителей воспитанников от 3 до 5 лет. I направление. «Я познаю себя» Обучающий компонент. Формирование представлений у детей о себе и других детях. Формирование представлений о половых различиях. Части тела: о правилах гигиены тела. Воспитывающий компонент. Бережное отношение к своему здоровью. Воспитывать желание быть здоровым. II направление. «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья». Обучающий компонент. Значение закаливания на состояние организма человека; о значении физической нагрузки на развитие детского организма. Воспитывающий компонент. Положительное отношение к культурно-гигиеническим процедурам. III направление. «Азбука движений». Обучающий компонент. О двигательных умениях человека; о значении двигательной активности в жизни людей; о приемах самомассажа. Воспитывающий компонент. Воспитывать интерес к движению, к совместным подвижным играм детей с родителями. IV направление. «Школа моего питания». Обучающий компонент. О режиме питания; о полезной и вредной пище; о витаминнах. Воспитывающий компонент. Воспитывать положительное отношение к овощам и фруктам, блюдам из них приготовленных. Учитывая активно развивающиеся потребности в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, мы предлагаем для работы с детьми 5-7 лет следующие направления, которые являются логическим продолжением начатой работы с дошкольниками 3-5 лет по формированию здорового образа жизни совместно с семьей. I направление. «Самопознание» Обучающий компонент. Строение организма человека. О симптомах заболевания. О критериях здоровья. Воспитывающий компонент. Воспитывать желание быть здоровым. II направление. «Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний». Обучающий компонент. О функции кожи. Строение зубов. Микробы. Взаимодействие человека с микробами. Воспитывающий компонент. Воспитывать устойчивые культурно-гигиенические привычки. III направление. «Питание и здоровье». Обучающий компонент. О полезных и вредных для здоровья продуктах. О содержании витаминов в продуктах. Использование фруктов, овощей в приготовлении пищи. Воспитывающий компонент. Традиции в семье, в организации семейного стола. IV направление. «Основы личной безопасности и профилактики травматизма». Обучающий компонент. Правила безопасного поведения в быту, на улице. Воспитывающий компонент. Сознательное отношение у дошкольников по безопасности жизнедеятельности. V направление. «Культура потребления медицинских услуг». Обучающий компонент. Обращение с лекарственными препаратами. Знание о пользе и вреде медикаментов. Воспитывающий компонент. Устойчивые знания по применению лекарства только по назначению врача, родителей и в присутствии родителей. КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
|