Роль учебной дисциплины «латинский язык и основы латинской терминологии» в формировании общекультурных и профессиональных компетенций у студентов высших медицинских образовательных учреждений





Скачать 39.06 Kb.
НазваниеРоль учебной дисциплины «латинский язык и основы латинской терминологии» в формировании общекультурных и профессиональных компетенций у студентов высших медицинских образовательных учреждений
Дата публикации06.08.2013
Размер39.06 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
РОЛЬ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК И ОСНОВЫ ЛАТИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ» В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ МЕДИЦИНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

THE ROLE OF TRAINING DISCIPLINE «lATIN LANGUAGE AND THE BASIS OF lATIN TERMINOLOGY» IN THE FORMATION OF GENERAL CULTURAL AND PROFESSIONAL SCOPES IN THE STUDENTS OF THE HIGHEST MEDICAL EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

Ганина О. Г.

Ganina O. G.

Научный руководитель: Вахрушева Людмила Сергеевна, старший преподаватель кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин

Scientific leader: Vakhrusheva Ludmila Sergeevn's, the senior instructor of the department of social and economic and humanitarian disciplines
В статье освещается роль учебной дисциплины «Латинский язык и основы латинской терминологии» в формировании общекультурных и профессиональных компетенций у студентов высших медицинских образовательных учреждений

In the article is illuminated the role of training discipline “Latin language and the bases of Latin terminology” in the formation of general cultural and professional scopes in the students of the highest medical educational establishments
Большинство первокурсников высших медицинских образовательных учреждений могут подвергнуть сомнению верность утверждения «Non est via in medicina sfne lingua Latfna», что в переводе с латинского языка обозначает отсутствие без него обучения медицине, так как этот язык считается мёртвым языком, и сегодня нет ни одного народа, разговаривающего по-латыни. Однако следует заметить, что это не так.

Изучение курса латинского языка в медицинских институтах, университетах и академиях предназначено, прежде всего, для подготовки терминологически грамотного врача. Согласно образовательному стандарту, студенты медицинского ВУЗа должны обладать различными общекультурными и профессиональными компетенциями и, в том числе, знать историко-медицинскую терминологию и обладать способностью и готовностью овладеть одним из иностранных языков на уровне бытового общения, а также использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике научного исследования. Этому во многом способствуют занятия, внеаудиторные мероприятия и элективные курсы по латинскому языку и основам медицинской терминологии.

Как правило, на первом курсе студенты слабо владеют не только иностранным языком, но и навыками культуры речи, не умеют сформулировать свои мысли, работать с учебной и справочной литературой, что, в свою очередь, может значительно повлиять на уровень профессиональной культуры будущего специалиста и его личностные качества.

Изучение латинского языка не только формирует общекультурные и профессиональные компетенции будущих врачей, но и обогащает внутренний мир студентов, помогает ему понять духовно-нравственные проблемы современного общества и ориентироваться на общечеловеческие ценности.

Кроме того, развивается кругозор студентов, их общеобразовательный уровень, культура речи и поведения, что происходит при знакомстве с любым разделом основ латинского языка и медицинской терминологии (анатомической, клинической, фармацевтической).

При изучении анатомической терминологии студенты знакомятся с этимологией терминов «thorax», «fibula», «tunica», «atrium», «arteria», отражающих быт древних римлян, интересны для студентов термины из анатомии, связанные с античной мифологией Рима и Греции: «atlas» ведёт к названию Атлантида, «tendo Achillis» – к «ахиллесовой пяте» и мифу об Ахилле, «arachnoidea» – к мифу об Арахне, посмевшей вступить в поединок по рукоделию с самой богиней Афиной и превращенной ею в паука за то, что она вышила на полотне эпизоды из жизни богов Олимпа. Знакомясь с клинической терминологией, студенты осваивают этимологию названий болезней и синдромов, связанных с мифологическими персонажами, именами римских и греческих богов, а также с именами литературных и исторических героев. Так, термин «caput Medusae» означающий расширенные вены в передней стенке живота, получил своё название благодаря их сходству с головой мифологической Медузы Горгоны, а термин «венерические болезни» напоминает о богине красоты Venus.

Целый ряд терминов из области психоанализа появился в XX веке и связан с такими именами, как Нарцисс, Медея, Эдип и Антигона. В процессе изучения фармацевтической терминологии вспоминаются такие мифологические герои, как Адонис, Нарцисс, Меркурий, Морфей, Атроп и другие. При этом знание персонажей античной мифологии, анализ сюжетов литературных произведений, эпизодов из истории древних римлян и греков помогает студентам понять смысл не только медицинских терминов (кесарево сечение, летальный исход, ушной лабиринт), но и других общеупотребительных слов и выражений.

Знание этимологии слов и выражений даёт возможность установить происхождение и первичное значение термина, а также выяснять законы развития медицинской терминологии. Кроме того, её знание помогает усвоению и правильному употреблению терминов и позволяет самостоятельно анализировать производные и сложные термины.

Древние греки являлись основоположниками практически всех наук и искусств, о чём свидетельствуют их названия. И хотя у медицины исторически закрепилось латинское название, роль греков в развитии медицины, как и роль греческой медицины в античное время трудно переоценить. Уже в гомеровских поэмах «Илиада» и «Одиссея» встречалось немало слов, которые вошли в интернациональный лексикон анатомии и клинической медицины – blepharon (веко), gaster (желудок), derma (кожа), hepar (печень) и другие.

Учебная дисциплина «Латинский язык и основы латинской терминологии» играет важную роль в формировании общекультурных и профессиональных компетенций у студентов медицинских ВУЗов, а также личности будущего врача.
Список литературы

  1. Абгунов М.В. Персей и горгона Медуза. М.,1998, 77 с.

  2. Знаменская С.В. История латинского языка и латинская терминология. Общекультурное значение латинского языка. М., 2007.С. 256 с.

  3. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима. СПб., 1998. 602 с.

  4. Чернявский М.Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии. М., 2000. 335 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Роль учебной дисциплины «латинский язык и основы латинской терминологии» в формировании общекультурных и профессиональных компетенций у студентов высших медицинских образовательных учреждений iconПрограмма наименование дисциплины Латинский язык, основы терминологии
Уметь: переводить без словаря с латинского языка на русский и с русского языка на латинский фармацевтические термины и рецепты
Роль учебной дисциплины «латинский язык и основы латинской терминологии» в формировании общекультурных и профессиональных компетенций у студентов высших медицинских образовательных учреждений iconЛатинский язык и основы медицинской терминологии
Цель дисциплины – профессионально-ориентированное обучение будущих врачей латинскому языку и основам медицинской терминологии, формирование...
Роль учебной дисциплины «латинский язык и основы латинской терминологии» в формировании общекультурных и профессиональных компетенций у студентов высших медицинских образовательных учреждений iconРабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности 060103 «педиатрия»
Целью освоения дисциплины является участие в формировании у выпускников следующих общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций...
Роль учебной дисциплины «латинский язык и основы латинской терминологии» в формировании общекультурных и профессиональных компетенций у студентов высших медицинских образовательных учреждений iconМетодические рекомендации для практической и самостоятельной работы...
Данные методические рекомендации содержат справочные материалы, лексический минимум анатомической терминологии, терминоэлементы,...
Роль учебной дисциплины «латинский язык и основы латинской терминологии» в формировании общекультурных и профессиональных компетенций у студентов высших медицинских образовательных учреждений iconПрограмма учебной дисциплины дв1, Электротехника и электроника Шифр направления 100101. 62
Изучение дисциплины направлено на формирование и развитие следующих общекультурных и профессиональных компетенций
Роль учебной дисциплины «латинский язык и основы латинской терминологии» в формировании общекультурных и профессиональных компетенций у студентов высших медицинских образовательных учреждений iconДисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих общекультурных компетенций (ОК) и профессиональных компетенций...
Роль учебной дисциплины «латинский язык и основы латинской терминологии» в формировании общекультурных и профессиональных компетенций у студентов высших медицинских образовательных учреждений iconПрограмма дисциплины «Основы социальной медицины»
Целью изучения дисциплины является овладение знаниями о факторах, влияющих на здоровье, способах сохранения и укрепления физического,...
Роль учебной дисциплины «латинский язык и основы латинской терминологии» в формировании общекультурных и профессиональных компетенций у студентов высших медицинских образовательных учреждений iconРабочая программа по дисциплине Латинский язык и основы терминологии
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Роль учебной дисциплины «латинский язык и основы латинской терминологии» в формировании общекультурных и профессиональных компетенций у студентов высших медицинских образовательных учреждений iconАннотация к рабочей программе дисциплины «Латинский язык и основы...
Целью изучения дисциплины является формирование у будущих специалистов основ терминологической подготовки будущих специалистов, научить...
Роль учебной дисциплины «латинский язык и основы латинской терминологии» в формировании общекультурных и профессиональных компетенций у студентов высших медицинских образовательных учреждений iconРабочая программа по дисциплине гсэ. Р. 03 Латинский язык и основы терминологии по специальности
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Роль учебной дисциплины «латинский язык и основы латинской терминологии» в формировании общекультурных и профессиональных компетенций у студентов высших медицинских образовательных учреждений iconРабочая учебная программа дисциплины «Латинский язык и основы фармацевтической терминологии»
Рабочая программа составлена в соответствии с гос впо по специальности 060108 – Фармация, утвержденного марта 2000 года
Роль учебной дисциплины «латинский язык и основы латинской терминологии» в формировании общекультурных и профессиональных компетенций у студентов высших медицинских образовательных учреждений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задачи освоения дисциплины направлены на формирование ряда общекультурных и профессиональных компетенций студентов
Роль учебной дисциплины «латинский язык и основы латинской терминологии» в формировании общекультурных и профессиональных компетенций у студентов высших медицинских образовательных учреждений iconРусский язык и культура речи
Как средство формирования общекультурных и профессиональных компетенций при подготовке бакалавров различных специальностей
Роль учебной дисциплины «латинский язык и основы латинской терминологии» в формировании общекультурных и профессиональных компетенций у студентов высших медицинских образовательных учреждений iconИнститут химии
Целью освоения дисциплины является формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций на основе изучения факторов,...
Роль учебной дисциплины «латинский язык и основы латинской терминологии» в формировании общекультурных и профессиональных компетенций у студентов высших медицинских образовательных учреждений iconМади утверждаю проректор по учебной и воспитательной работе
Эффективная учебная деятельность осуществляется при использовании научно обоснованной организации процесса обучения и способствует...
Роль учебной дисциплины «латинский язык и основы латинской терминологии» в формировании общекультурных и профессиональных компетенций у студентов высших медицинских образовательных учреждений iconПаспорта и программы формирования у студентов всех обязательных общекультурных...
Ок-1: осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск