МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"УТВЕРЖДАЮ" Заместитель министра образования
Российской Федерации
______________ Л.С. Гребнев
«_____»_________2004 г.
Регистрационный номер _______________________
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Направление подготовки дипломированного специалиста
656700 «Технология художественной обработки материала»
Квалификация выпускника инженер - технолог
инженер – технолог
Специальность 121400
«Технология обработки драгоценных камней и металлов»
Вводится с момента утверждения
Москва 2004
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ
«ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ И МЕТАЛЛОВ» 1.1. Утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации
№ 3762 от 02.10.2003 г.
1.2. Перечень образовательных программ (специализаций), реализуемых в рамках данной специальности «Технология обработки драгоценных камней и металлов» по подготовке дипломированного специалиста:
- технология гранильного производства;
- технология ювелирного дела;
- технология камнеобработки;
1.3. Квалификация выпускника - инженер - технолог.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера-технолога по специальности «Технология обработки драгоценных камней и металлов» при очной форме обучения 5 лет.
1.4. Квалификационная характеристика выпускника
1.4.1. Область профессиональной деятельности.
Технология художественной обработки материалов относится к области науки, производства и искусства, которая включают совокупность средств, приемов, способов и методов обработки различных материалов, как металлических, так и неметаллических, в том числе и драгоценных камней и металлов с целью создания и реставрации промышленно-художественных изделий.
1.4.2. Объекты профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности инженер - технолога специальности «Технология обработки драгоценных камней и металлов» являются:
- драгоценные камни и металлы, полуфабрикаты и изделия;
- оборудование и оснастка технологий обработки драгоценных камней и металлов;
1.4.4. Задачи профессиональной деятельности.
Выпускник по направлению подготовки дипломированного специалиста «Технология художественной обработки материалов» должен уметь решать следующие задачи по видам профессиональной деятельности:
• производственно-технологическая:
- разработка технологий изготовления промышленно художественно-промышленных изделий из драгоценных камней и металлов;
- выбор материалов для изготовления художественно-промышленных изделий из драгоценных камней и металлов;
- расчет параметров технологических процессов для производства художественно-промышленных изделий из драгоценных камней и металлов
- расчет параметров технологических процессов гранильного и камнеобрабатывающего производства;
- выбор оборудования и оснастки для производства художественно-промышленных изделий;
- выбор оборудования и оснастки для гранильного, ювелирного и камнеобрабатывающего производства;
- организация контроля технологических параметров, качества сырья и готовой продукции.
• организационно-управленческая:
- организация производства художественно-промышленных изделий из драгоценных камней и металлов;
- организация работы коллектива исполнителей, принятия управленческих решений,
- управление качеством при производстве художественно-промышленных изделий из драгоценных камней и металлов;
- осуществление планирования и оценки затрат на производство художественно-промышленных изделий из драгоценных камней и металлов;
• художественно-производственная:
- изготовление оригинальных художественно-промышленных изделий из драгоценных камней и металлов;
- реставрация художественно-промышленных изделий из драгоценных камней и металлов;
- разработка эстетических критериев для создания и оценки художественно-промышленных изделий из драгоценных камней и металлов;
- выбор материалов, технологий и оборудования для производства художественно-промышленных изделий с учетом эстетических критериев;
- разработки художественных эскизов для производства художественно-промышленных изделий из драгоценных камней и металлов;
• проектная:
- формирование целей проекта, критериев достижения целей, выявление приоритетов в решении задач, разработка обобщенных вариантов в решения задач;
- разработка проекта участка по производству художественно-промышленных изделий из драгоценных камней и металлов;
- разработка художественных и технологических проектов художественно-промышленных изделий из драгоценных камней и металлов;
- разработка проектов технических условий, стандартов и технических описаний новых художественно-промышленных изделий из драгоценных камней и металлов;
- разработка планов и экономических условий реализации проекта;
• экспериментально – исследовательская:
- разработка планов и методик проведения исследований материалов и технологических процессов для создания художественно-промышленных изделий из драгоценных камней и металлов;
- проведение научных исследований в области разработки новых или применение известных материалов и технологий для создания художественно-промышленных изделий из драгоценных камней и металлов;
- анализ свойств используемых материалов и контроль качества готовой продукции с использованием необходимых методов и средств исследования.
1.4.5. Квалификационные требования.
Для решения профессиональных задач инженер-технолог:
выполняет работы в области научно-технической деятельности по проектированию и исследованию, организации производства, труда и управления, метрологическому обеспечению, техническому контролю и т.п.;
- разрабатывает и внедряет технологические процессы и режимы производства на выпускаемую продукцию;
- разрабатывает художественно-конструкторские проекты по созданию художественно-промышленных изделий из драгоценных камней и металлов;
- разрабатывает методические и нормативные документы, техническую документацию, предложения и мероприятия по осуществлению проектов и программ, а также художественные эскизы выпускаемой продукции;
- проводит технико-экономический и художественно - искусствоведческий анализы, комплексно обосновывает принимаемые и реализуемые решения, содействует процессу их выполнения, обеспечивает организацию необходимыми техническими данными, документами, материалами, оборудованием и т.п.;
- осуществляет контроль за соблюдением эстетических требований при разработке и производстве художественно-промышленных изделий из драгоценных камней и металлов;
- участвует в работах по исследованию, разработке проектов и программ организаций в проведении мероприятий, связанных с испытанием оборудования, введением его в эксплуатацию, а также выполнением работ по стандартизации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов, в рассмотрении технической документации;
- составляет планы размещения оборудования, технического оснащения и организации рабочих мест, рассчитывает производственные мощности и загрузку оборудования;
- проводит работу по внедрению в организации производственной эстетики;
- следит за правильным художественным решением выпускаемой продукции;
- устанавливает порядок выполнения работ, пооперационный маршрут прохождения продукции;
- разрабатывает технологические нормативы, инструкции, схемы сборки, маршрутные карты;
- участвует в разработке технически - обоснованных норм выработки, норм обслуживания оборудования;
- рассчитывает нормативы материальных затрат (нормы расхода сырья, полуфабрикатов, материалов, энергии);
- рассчитывает экономическую эффективность проектируемых изделий и технологических процессов;
- осуществляет контроль за соблюдением технологической дисциплины в цехах и правильной эксплуатацией технологического оборудования;
- разрабатывает и принимает участие в мероприятиях по повышению эффективности производства, направленных на сокращение расхода материалов, снижение трудоемкости, повышение производительности труда;
- анализирует причины брака, выпуска продукции низкого качества, пониженных сортов и несоответствующей эстетическим критериям, принимает участие в разработке мероприятий по их предупреждению, а также в рассмотрении поступающих рекламаций на выпускаемую предприятием продукцию;
- разрабатывает методы технического контроля и испытания продукции;
- участвует в проведение экспериментальных работ по освоению новых технологических процессов;
- участвует в составлении патентных и лицензионных паспортов, заявок на изобретения и промышленные образцы;
- рассматривает рационализаторские предложения по совершенствованию технологии производства и дает заключения о целесообразности их использования;
- участвует в проведении научных исследований или выполнении технических и дизайнерских разработок, оказывает методическую и практическую помощь при реализации проектов, договоров, плавно и программ;
- осуществляет сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию), проводит расчеты, используя современные технические средства, подготавливает информационные обзоры, а также рецензии, отзывы и заключения на техническую документацию;
- подготавливает исходные данные для составления планов, смет, заявок, на материалы, оборудование и т.п.;
- следит за соблюдением установленных требований, действующих норм и стандартов;
- участвует в разработке эстетических критериев, и следит за их соблюдением в выпускаемой продукции;
- разрабатывает проектную и рабочую техническую документацию, оформляет законченные научно-исследовательские, проектно-конструкторские и художественно-конструкторские работы;
- участвует во внедрении разработанных технических решений и проектов, в оказании технической помощи и осуществлении авторского надзора при изготовлении, испытаниях и сдаче в эксплуатацию проектируемых изделий, объектов;
- изучает специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники в области технологии обработки драгоценных камней металлов;
- организует работу по повышению научно-технических и искусствоведческих знаний работников;
- способствует развитию творческой инициативы, рационализаторства, изобретательства, внедрению достижений науки и техники, обеспечивающих эффективную работу организации и выпуску конкурентоспособной продукции.
1.5. Возможности продолжения образования выпускника.
Инженер-технолог, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста «Технология обработки драгоценных камней и металлов» подготовлен для продолжения образования в аспирантуре. 2. ТРЕБОВАНИЕ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА 2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
2.3. При приеме на подготовку по специальности дипломированного специалиста «Технология обработки драгоценных камней и металлов» высшее учебное заведение имеет право проводить дополнительные вступительные испытания профессиональной направленности. 3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЕ ПО ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРА –ТЕХНОЛОГА
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
«ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ И МЕТАЛЛОВ» 3.1. Основная образовательная программа подготовки инженер - технолога разрабатывается на основе настоящего государственного образовательного стандарта дипломированного специалиста и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программ практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки технолога-менеджера, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки инженера-технолога состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины вузовского компонента и дисциплины по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки инженера-технолога предусматривает изучение студентами следующих циклов дисциплин:
• цикл ГСЭ - Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
• цикл ЕН - Общие математические и естественнонаучные дисциплины;
• цикл ОПД – Обще профессиональные дисциплины;
• цикл СД - Специальные дисциплины, включая дисциплины специализации;
• ФТД - Факультативные дисциплины.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки инженера - технолога должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным стандартом. 4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРА-ТЕХНОЛОГА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
«ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОКИ ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ И МЕТАЛЛОВ»
Индекс
| Наименование дисциплин и их основные разделы
| Всего часов
| 1
| 2
| 3
| ГСЭ | Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
| 1800
| ГСЭ.Ф.00 | Федеральный компонент
| 1260
| ГСЭ.Ф.01
| Философия. Предмет философии; место и роль философии в культуре; становление философии; основные направления, школы философии и этапы его исторического развития; структура философского знания; учение о бытие; монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия; понятия материального и идеального; пространство, время; движение и развитие, диалектика; детерминизм и индетерминизм; динамические и статические закономерности; научные, философские и религиозные картины мира; человек, общество, культура; человек и природа; общество и его структура; гражданское общество и государство; человек в системе социальных связей; человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость, формационная и цивилизованная концепция общественного развития; смысл человеческого бытия; насилие и ненасилие; свобода и ответственность; мораль, справедливость, право; нравственные ценности; представление о совершенном человеке в различных культурах; эстетические ценности и их роль в человеческой жизни; религиозные ценности и свобода совести; сознание и познание; сознание, самопознание и личность; познание, творчество, практика; вера и знание; понимание и объяснение; рациональное и иррациональное в познавательной деятельности, проблемы истины; действительность, мышление, логика и язык; научное и в ненаучное знание; критерий научности структура научного познания, его методы и формы; рост научного знания; научные революции и смены типов рациональности; наука и техника; будущее человечества; глобальные проблемы современности; взаимодействие цивилизации и сценарии будущего
| 130
| ГСЭ.Ф.02
| История отечества. Сущность, формы функции исторического познания методы и источники изучения истории; понятие и классификация исторического источника; отечественная историография в прошлом и настоящем, общее и особенное; методология и теория исторической науки; история России неотъемлемая часть всемирной истории; античное наследие в эпоху Великого переселение народов; проблема этногенеза восточных славян; основные этапы становления государственности; Древняя Русь и кочевники; Византийско-Древнерусские связи; этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности; принятие христианства; распространение ислама, эволюция восточнославянской государственности в XI - XII вв.; социально-политические изменения в русских землях в XIII -XX; Русь и Орда: проблемы взаимовлияния; Россия и средневековые государства Европы и Азии; специфика формирования единого российского государства; возвышение Москвы; формирование сословной системы организации общества; реформы Петра 1; век Екатерины; предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма; дискуссии о генезисе самодержавия; особенности и основные этапы экономического развития России; эволюция форм собственности на землю; структура феодального землевладения; крепостное право в России; мануфактурно -промышленное производство; становление индустриального общества в России: общее и особенное; общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в; формы и реформаторы в России; русская культура XIX в. и ее лада мировую культуру; роль XX столетия в мировой истории; глобализация общественных процессов; проблемы экономического роста и модернизации; революции и реформы; социальная трансформация общества; столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократического авторитаризма; Россия в начале XX века; объективная потребность индустриальной модернизации России, российские формы в контексте общемирового развития в начале века; политические партии России; генезис, классификация, программа, тактика; Россия в условия мировой войны и общенационального кризиса; революция 1917 года, гражданская война и интервенция, их результаты и последствия, российская эмиграция, социально –экономическое развитие страны в 20-е гг.; НЭП; формирование непартийного политического режима; образование СССР; культурная жизнь страны в 20-е гг.; внешняя политика; курс на строительство социализма в одной стране и его последствия; социально- экономические преобразования в 30-е гг., усиление режима личной власти Сталина; сопротивление сталинизму СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны; Великая Отечественная война; социально - экономическое развитие, общественно- политическая жизнь, культура, внешняя политика ССВ послевоенные годы; холодная война; попытки осуществления политических и экономических реформ; НТР и ее влияние ход общественного развития; СССР в середине 60 - 80-х гг. нарастания кризисных явлений; Советский Союз в 1985 -1991 гг; перестройка попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал распад СССР; Беловежские соглашения; Октябрьские бытия) 993 г.; становление новой российской государственной (1993 - 1999 гг.); Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации; культура в современной России; внешнеполитическая деятельность в условиях геополитической ситуации.
| 130
| ГСЭ.Ф.03
| Культурология. Структура и состав современного культурологического знания; культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология; культурология и история культуры; теоретическая и прикладная культурология; методы культурологических исследований; основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функция культуры, субъект культуры, культурогенезис, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная само идентичность, культурная модернизация; типология культур; этническая и национальная, элитарная и массовая; восточные и западные типы культур; специфическая и "серединные" культуры; локальные культуры; место и роль России в мировой культуре; тенденции культурной универсализации в мировом современно процессе, культура и природа; культура и общество; культура и глобальные проблемы современности; культура личность, инкультурация и социализация.
| 90
| ГСЭ.Ф.04
| Политология. Объект, предмет и метод политической науки, функции политологии; политическая жизнь и властные отношения; роль и место политики в жизни современных обществ; социальные функции политики история политических учений; российская политическая традиция; истоки, социально- культурные основания, историческая динамика; современные политологические школы; гражданское общество, его происхождение и особенности; особенности становления гражданского общества в России институциональные аспекты политики; политическая власть; политическая система; политические режимы, политические партии, электоральные системы; политические отношения и процессы; политические конфликты и способы их разрешения; политические технологии, политический менеджмент, политическая модернизация. политические организации и движения; политические элиты; политическое лидерство; социокультурные аспекты политики, мировая политика и международные отношения; особенности политического процесса; национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации; методология познания политической реальности; парадигмы политического знания; экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.
|
| ГСЭ.Ф.05
| Социология. Предыстория и социально- философские предпосылки социологии как науки; социологический проект О. Канта; классические социологические тории; современные социологические теории; русская социологическая мысль; общество м социальные институты; мировая система и процессы глобализации; социальные группы и общности; виды общностей; общность и личность; малые группы и коллективы; социальная организация; социальные движения; социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность; понятие социального статуса; социальные взаимодействия и социальные отношения; общественное мнение как институт гражданского общества; культура как фактор социальных изменений; взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры; личность как социальный тип; социальный контроль и девиация; личность как деятельный субъект; социальные изменения; социальные революции и реформы, концепция социального прогресса; формирование мировой системы; место России в мировой обществе; методы социологического исследования.
| 58
| ГСЭ.Ф.06
| Правоведение. Государство и право; их роль в жизни общества, нормы права и нормативно-правовые акты; основные правовые системы современности; международное право как особая система права; источники российского права; закон и подзаконные акты; система российского права; отрасли права; правонарушения и юридическая ответственность; значение законности и правопорядка в современном обществе; правовое государство; Конституция Российской Федерации - основной закон государства; особенности федеративного устройства России; система органов государственной власти в Российской Федерации, понятие гражданского правоотношения; физические и юридические лица, право собственности; обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушения; наследственное право, брачно-семейные отношения; взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей; ответственность по семейному праву; трудовой договор (контракт); трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение; административные правонарушения и административная ответственность; понятие преступления; уголовная ответственность за совершение преступлений; экологическое право; особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности; правовые основы защиты государственной тайны; законодательные информативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.
|
| ГСЭ.Ф.07
| Иностранный язык. Специфика артикуляция звуков, интонации, акцентуации и ритмы нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипций; лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера; понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая); понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах; понятие об основных способах словообразования; грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию без искажения смысла при письменном и устном общении общего характера, основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи; понятие об обиходно-литературном, официальном деловом, научном стилях, стиле художественной литературы; основные особенности научного стиля; культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета; говорение; диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребляемых и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения; основы публичной речи (устное сообщение доклад), аудирование, понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации; чтение: виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности; письмо; виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщение, частное письмо, деловое письмо, биография.
| 340
| ГСЭ.Ф.08
| Психология и педагогика. Психология: предмет, объект и методы психологии; место психологии в системе наук; история развития психологического знания и основные направления в психологии; индивид, личность, субъект, индивидуальность; психика и организм: психика, поведение и деятельность; основные функции психики; развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза; мозг и психика; структура психики; соотношение сознания и бессознательного; основные психические процессы; структура сознания; познавательные процессы; ощущение; восприятие; представление; воображение; мышление и интеллект; творчество, внимание; мнемические процессы; эмоции и чувства; психическая регуляция поведения и деятельности; общение и речь; психология личности; межличностные отношения и взаимодействие; педагогика: объект, предмет, задача, функции, методы педагогики; основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология; педагогическая задача; образование как общечеловеческая ценность; образование как социокультурный феномен и педагогический процесс; образовательная система России; цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования; педагогический процесс; образовательная, воспитательная и развивающая функции образования; воспитание в педагогическом процессе; общие формы организации учебной деятельности; урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, консультация; методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом; семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности; управление образовательными системами.
| 115
| ГСЭ.Ф.09
| Экономика. Введение в экономическую теорию; блага, потребности, ресурсы; экономический выбор; экономические отношения; экономические системы; основные этапы развития экономической теории; методы экономической теории; микроэкономика; рынок; спрос и предложения; потребительские предпочтения и предельная полезность; фактор спроса, индивидуальный и рыночный спрос; эффект дохода и эффект замещения; эластичность; предложения и его факторы; законы убывающей предельной производительности; эффект масштаба; виды издержек, фирма; выручка и п рибыль; принцип максимизации прибыли; предложения совершенно конкурентной фирмы и отрасли; эффективность конкурентных рынков; рыночная власть; монополия; монополистическая конкуренция; олигополия; антимонопольное регулирование; спрос на факторы производства; рынок труда; спрос и предложения труда; заработная плата и занятость; рынок капитала; процентная ставка и инвестиции; рынок земли; рента; общее равновесие и благосостояние; распределение доходов; неравенство; внешние эффекты и общественные блага; роль государства; макроэкономика; национальная экономика как целое; кругооборот доходов и продуктов; ВВП и способы его измерения; национальный доход; располагаемый личный доход; индексы цен; безработица и ее формы, инфляция и ее виды; экономические циклы; макроэкономическое равновесие, совокупный спрос и совокупное предложение; стабилизационная политика; равновесие на товарной рынке; потребление и сбережение; инвестиции; государственные расходы и налоги; эффект мультипликатора; бюджетно-налоговая политика; деньги и их функции; равновесие на денежном рынке; денежный мультипликатор; банковская система; денежно-кредитная политика; экономический рост и развитие; международные экономические отношения; внешняя торговля и торговая политика; платежный баланс; валютный курс; особенности переходной экономики России; приватизация; формы собственности; предпринимательство; теневая экономика; рынок труда; распределение и доходы; преобразование в социальной сфере; структурные сдвиги в экономике; формирование открытой экономики.
| 92
| |