Основы межкультурных отношений в международном бизнесе





Скачать 147.32 Kb.
НазваниеОсновы межкультурных отношений в международном бизнесе
Дата публикации08.08.2013
Размер147.32 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
Кафедра гуманитарных и социальных наук

«Утверждаю»

Проректор

по учебной работе

_____________ Вологдин А.А.

«___»______________2011г.

П Р О Г Р А М М А

дисциплины по выбору
ОСНОВЫ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ ОТНОШЕНИЙ В МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ
для студентов 4 курса очной формы обучения

специальность «Финансы и кредит»

Факультета финансов


Обсуждена и рекомендована к

утверждению на заседании кафедры

Протокол от 15 июня 2011г.

.

Москва · 2011




Разработчик:
Безуглова Надежда Павловна

к.ф.н., доцент кафедры гуманитарных и социальных наук ВАВТ


Рецензент:
Флиер А.Я

д.ф.н, профессор,

Ректор Высшей Школы Культурологи при МГУКИ















ОГЛАВЛЕНИЕ


1

Организационно-методический раздел

4

2

Распределение учебных часов

4

3

Содержание дисциплины

5

4

Вопросы к зачету

8

5.

Глоссарий

8

6.

Рекомендуемая литература

10




















  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ


Цель дисциплины

  • Изучение категорий, отражающих сущностные свойства как самой культуры, так и ее структурно-функциональных особенностей на уровне отдельных стран, регионов, корпорации или личности.

  • Изучение деловых культур отдельных стран.

  • Овладение методами культурологического анализа, позволяющими избежать межкультурных противоречий и правильно вести бизнес с представителями различны деловых культур.


Требования к уровню освоения дисциплины

Изучение дисциплины требует как освоения конкретного культурологического материала, так и понятийного аппарата, позволяющего производить анализ деловых культур, поэтому студенты при проведении текущего и итогового контроля должны проявить знание понятий, фиксирующих особенности и механизмы культурной динамики на уровне международного делового взаимодействия и умение анализировать основные культурные особенности деловых культур различных стран.

2. Распределение учебных часов


№п/п


Наименование тем занятий

Кол-во часов

всего

самост

аудит

1.

Разнообразие деловых культур в международном бизнесе

4

2

2

2.

Модель культуры по теории Э.Холла.

4

2

2

4.

Модель культуры по теории Г.Хофстеде

6

4

2

5.

Модель культуры по теории Ф.Тромпенаарса

6

4

2

6.

Культурные предпосылки стиля руководства и временной организации

6

4

2

7.

Межкультурная коммуникация и техника переговоров

8

4

4




ИТОГО:

34

20

14


Форма итогового контроля – зачет

3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Разнообразие деловых культур в международном бизнесе
Понятие культуры, разнообразие подходов в понимании сущности культуры. Культура как «коллективная ментальная запрограммированность» (Гирт Хофстид). Культура как образ жизни (Мери Дуглас). Культура и ценности (Фонс Тромпенарс). Место культуры в «культурной пирамиде» (Гирт Хофстид). Современное понимание культуры как универсального способа человеческого существования, как формы организации человеческой жизни.

Культурный шок. Четыре фазы протекания культурного шока при знакомстве иностранца с культурой другой страны. Четыре фазы освоения местными жителями чужой культурой. Этноцентризм, полицентризм, культурный шовинизм. Проявление культурного эгоцентризма как культурная близорукость или культурный империализм.

Культурные различия. Культурные различия в быту и международном бизнесе. Причины возникновения стереотипов и предрассудков. Понятие «деловая культура». Корпоративная культура. Межкультурная компетенция. Кросс-культурный тренинг как средство приобщения к другим культурам и развития эмпатии.

Межкультурный тренинг как средство формирования межкультурной компетенции. Сближение различных культурных горизонтов и представлений путем создания интернациональных команд. Воспитание мультикультурного менеджера средствами кросс-культурного тренинга. Феномен совместных предприятий.
Контрольные вопросы:

  1. Какие определения понятия «культура» вы знаете?

  2. Как бы вы определили, что такое деловая культура?

  3. Что такое культурный шок?

  4. Как бы вы объяснили причины возникновения кросс-культурных проблем в деловом общении?

  5. Что такое корпоративная культура?

  6. В чем состоит смысл кросс-культурного тренинга?



Тема 2. Модель культуры по теории Г.Хофстеде
Модель культуры по теории Г.Хофстеде на основе системы ценностей:

Высококонтекстуальные / низкоконтекстуальные культуры: как определяющие значение коммуникации в зависимости от окружающей среды, отношений и способа их осуществления. Моноактивные культуры: как определяющие структуру организация деятельности в определенной последовательности. Полиактивные культуры: планирование деятельности по значимости дел в данный момент. Реактивные (слушающие) культуры: как ориентированные на молчаливое выслушивание информации и осторожное реагирование. Способы сбора информации в разных культурах. Культуры ориентированные на безличную информацию, ориентированные на диалог и слушающие культуры. Отношение к пространству и времени в различных культурах: западное (линейное) время, восточное (циклическое) время.

Тема 3. Модель культуры по теории Э.Холла
Модель культуры по теории Э.Холла:

Дистанция власти как показатель готовности представителей различных культур акцептировать власть и властные структуры. Избегание неопределенности как показатель уровня потребности в отсутствии неопределенности в будущем и на рабочем месте. Индивидуализм / коллективизм как доминирующий вид отношений, устанавливающихся между людьми. Мужественность / женственность как предпосылка дифференциации социальных ролей субъекта и основа установления ценностных предпочтений и ценностей в обществе.

Контрольные вопросы:

  1. Для каких культур большее значение имеют письменные соглашения?

  2. Какие культуры в большей степени зависят от внешнего окружения и невербальной коммуникации

  3. Какие признаки культуры как «коллективной ментальной запрограммированности» вы знаете?

  4. Какие способы сбора информации существуют в различных культурах?

  5. Как меняется отношение к пространству и времени в зависимости от вида культуры?

  6. Какие культуры акцептируют наличие различий в обладании властью?

  7. Какие культуры воспринимают наличие неопределенности как потенциальную опасность?

  8. Чем отличаются культуры, представители которых строят свои отношения на основе индивидуализма и коллективизма?

  9. Какие приоритеты существуют для культур с преобладанием мужественности и женственности?



Тема 4. Модель культуры по теории Ф.Тромпенаарса
Модель культуры по теории Ф.Тромпенаарса на основе установления культурных различий.

Универсализм / партикуляризм как признак, делящий культуры на придерживающиеся универсальных правил и предпочитающие личностные отношения;

Индивидуализм / коллективизм как признак, указывающий на место благополучия отдельного индивида или коллектива в системе ценностей культуры;

Нейтральный / эмоциональный как признак, указывающий на принятую обществом (культурой) степень выражения эмоций;

Диффузный / специфицированный как признак, описывающий отношения между людьми как варьирующиеся в зависимости от ситуации или существующие в договорной форме.

Нацеленный на достижение / статусный как признак, указывающий на предпочитаемый культурой способ достижения статуса за счет личных успехов или социального происхождения.

Отношение ко времени как признак, делящий культуры на нацеленные на современность и ориентированные на прошлое и сохранение традиций.

Отношение к окружающей среде: признак, указывающий на степень зависимости культуры от природы и окружения.


Контрольные вопросы:

  1. Какими признаками должна обладать культура, представители которой действуют как свободные индивиды, придерживающиеся универсальных законов?

  2. Как бы вы охарактеризовали культуру, в которой профессиональные отношения ее членов варьируются в зависимости от обстоятельств и строятся на основе социального происхождения сотрудников?



Тема 5. Культурные предпосылки стиля руководства

и временной организации
Различные представления о типах лидерства и стилях руководства: немецкая дисциплина, французское лидерство, английские твердость и ограниченность, американский денежный статус, ценности «морально-социальной (шведской) экономики». Модели организации «рационально-философского (конфуцианского) бизнеса», буддистские и исламские варианты в понятии лидерства.

Различные представления о статусе в формальных и неформальных культурах. Статусные препятствия: гендерные, возрастные, должностные, образовательные, профессиональные (для сотрудников отдела продаж или маркетинга). Формы и типы демонстрации уважения в Европе. Принцип «клиент всегда прав». Иерархия и статус в Азии. Вербальные и невербальные способы демонстрации уважения в Азии.

Принятие решений в разных деловых культурах. Этический релятивизм при выполнении принятых решений.

Временная организация и планирование. Возникновение культурного шока из-за несовпадения временной организации в моноактивных и полиактивных культурах. Релятивизм в понимании пунктуальности различными культурами. Жесткий и гибкий распорядок дня.
Контрольные вопросы:

  1. Как меняются представления о лидерстве в различных бизнес-культурах?

  2. Как проявляются идеи конфуцианства в бизнесе?

  3. Как принимаются решения в различных деловых культурах?

  4. Как может влиять этический релятивизм на выполнение контрактных обязательств?

  5. Как реагируют представители моноактивного вида культур на гибкий распорядок дня и почему?



Тема 6. Межкультурная коммуникация и техника

Переговоров (4 часа)
Межкультурный аспект коммуникации в высококонтекстуальных и низкоконтекстуальных культурах. Непосредственный и опосредованный языки делового общения. Элементы коммуникации. Барьеры межкультурной коммуникации: нервозность, этноцентризм, стереотипы и предубеждения. Коммуникативный разрыв: языковый, практический, культурный. Значение языка для мировосприятия и адекватного делового поведения. Сплетни как особый вид коммуникации. Значение юмора для общения. Проявление разнообразия культур в языковой специфике.

Специфика установления первого делового контакта в низко-контекстуальных и высококонтекстуальных культурах. Учет национальных особенностей и традиций партнеров при ведении беседы.

Коммуникативные модели проведения переговоров. Представления о начале, процессе, ведении и результатах переговоров у представителей разных культур. Структура и основные элементы переговоров. Стратегия и тактика ведения переговоров. Культурно детерминированная логика ведения переговоров. Специфика ведения диалога между представителями моноактивной, полиактивной и реактивной культурами. Способы достижения компромисса. Значение межкультурной компетенции для ведения переговоров. Цель и ценность договора или переговоров в отдельных культурах.

Невербальная и паравербальная коммуникация в эмоционально экспрессивных и сдержанных культурах: междометия, молчание, жестикуляция, мимика, прикосновения, взгляды, запах, одежда, дистанция и ритм. Паравербальная коммуникация на переговорах: высота голоса и интонация, смысл молчания. Четыре основных элемента невербальной коммуникации: «пространственный пузырь», прикосновения, контакт взглядов, язык телодвижений.
Контрольные вопросы:

  1. Какие сложности в протекании коммуникации возникают между представителями низкоконтекстуальной и высококонтекстуальных культур?

  2. Каким образом культура проявляется в языковой специфике?

  3. Какие коммуникативные модели проведения переговоров вы знаете?

  4. Как оценивается молчание в различных деловых культурах?

  5. Какие невербальные и паравербальные факторы влияют на результат коммуникации?

  6. Как воспринимается личное пространство в различных культурах?



4. Вопросы к зачету


  1. Понятие культуры, разнообразие подходов в понимании сущности культуры

  2. Культурный шок как реакция на встречу с новой культурой

  3. Деловая и корпоративная культуры

  4. Модель культуры Э.Холла.

  5. Модель культуры Г.Хофстеде

  6. Модель культуры Ф.Тромпенарса

  7. Отношение к пространству и времени в различных культурах: западное (линейное) время, восточное (циклическое) время

  8. Различные представления о статусе и лидерстве

  9. Язык как средство коммуникации. Языковой коммуникационный разрыв

  10. Принятие решений в различных культурах. Этический релятивизм при выполнении решений

  11. Значение невербальных и паравербальных факторов в коммуникации. Различные типы языка телодвижений

  12. Личное пространство у различных наций

  13. Протокол и этикет в международном бизнесе

  14. Манеры как код поведения

  15. Межкультурный тренинг как средство формирования межкультурной компетенции.



  1. ГЛОССАРИЙ

Аккультурация - смена культуры, происходящая в процессе постоянного прямого контакта между двумя различными культурными группами при усвоении поведенческих и ценностных образцов чужой культуры.

Артефакты - материальные и духовные ценности, созданные творческим трудом человека.

Базовые ценности - основные представления о мире, усваиваемые с раннего детства, группой людей определенной национальности.

Властная дистанция - степень, до которой члены общества автоматически акцептируют иерархию или неравное распределение власти в организациях и обществе. Показатель национальной культуры (от слабого до сильного);

Высококонтекстная культура - ориентированная на диалог культура, добывающая

информацию через установление профессиональных и личных связей;

Диффузные отношения - противоположны специфицированным, это один из

параметров культуры, характеризующий отношения между людьми как варьирующиеся в зависимости от ситуации;

Женственность - противоположность мужественности, оба понятия образуют показатель национальной культуры. Женственность характерна для общества, в котором общественные половые роли мало различаются, поскольку как женщины, так и мужчины считаются скромными, чувствительными и заботятся о качестве жизни;

Избегание неопределенности - степень готовности членов данного общества иметь

дело с неопределенностью, идти на риск в повседневной жизни, их предпочтение сотрудничать с давними знакомыми и друзьями, нежели чем с незнакомыми людьми. Показатель национальной культуры (от слабого до сильного);

Индивидуализм - противоположность коллективизма, оба понятия образуют показатель национальной культуры. Индивидуализм представляет такую общественную организацию, при которой социальные связи между индивидами не так крепки, поэтому в таких обществах от индивида ожидается проявление заботы только о себе самом и членах семьи;

Инкультурация - процесс приобщения человека к определенной этнической культуре и обретение им необходимых для жизни культурных навыков;

Кинестика - учение об использовании людьми прикосновений как культурного артефакта, организационной и коммуникативной систем;

Коллективизм - противоположность индивидуализма, оба понятия образуют показатель национальной культуры. Коллективизм характерен для обществ, в которых индивиды предпочитают действовать внутри группы и подчиняться ей;

Коллективное - способ обучения с самого раннего возраста

программирование отдельной группы или нации правилам и установкам группового поведения;

Моноактивная культура - культура, ориентированная на точность и соблюдение правил, представители которой предпочитают выполнять одно дело в одно время;

Мужественность - противоположность женственности, оба понятия образуют показатель национальной культуры. Мужественность характерна для общества, в котором четко определены социальные половые роли. Мужчины должны демонстрировать пробивные способности, быть твердыми и заботится о материальном успехе, женщины должны быть скромными, нежными и заботится о качестве жизни;

Низкоконтекстная культура - культура, ориентированная на официальнуюинформацию, разговоры с другими с другими людьми, не являющимися источником информации;

Партикуляризм - образ мыслей, господствующий в коллективистки ориентированных обществах, при которых нормы поведения отдельного индивида зависят от того к какой группе он принадлежит;

Полиактивная культура - культура, представители которой склонны заниматься несколькими делами в одно и то же время;

Проксемика - учение об использовании людьми пространства как культурного артефакта, организационной и коммуникативной систем

Специфицированные отношения - противоположны диффузным отношениям, это один из параметров культуры, характеризующий, совместное человеческое существование, а также границы обоюдных прав и обязанностей, прежде всего в профессиональной сфере, как такие отношения, которые подробно описываются рабочим контрактом;

Универсализм - образ мыслей, господствующий в индивидуалистки ориентированных обществах, при котором нормы поведения для отдельного индивида распространяются на всех людей;

Хаптика - наука об осязании и тактильных ощущениях;

Хронемика - наука о восприятии и использовании времени в коммуникационном взаимодействии;

Эгалитаризм - равенство возможностей для членов общества при сохранении принципа частной собственности;

Эмпатия - способность поставить себя на место другого человека и тем самым разделить и понять его переживания;

Этноцентризм - перенос норм, действующих в собственном обществе на людей вне этого общества.
6. Рекомендуемая литература

Основная:

  1. Безуглова Н.П. Модульная серия ВАВТ «Экономист - международник». Бизнес курс МВА. Деловые культуры в международном бизнесе. (Учебное пособие). – М.: ВАВТ, 2005.

  2. Безуглова Н.П. Модульная серия ВАВТ «Экономист - международник». Бизнес курс МВА. Проблемы межкультурного взаимодействия в сфере ВЭД. (Учебное пособие). - М.: ВАВТ, 2008.


Дополнительная:

  1. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов (пер. с немецкого). - СПб., 1997.

  2. Гестеланд Ричард Р. Кросс-культурное поведение в бизнесе. Маркетинговые исследования, ведение переговоров, поиски и источники поставок и рынки сбыта, менеджмент в различных культурах/пер. с англ. – Днепропетровск: Баланс-Клуб, 2003.

  3. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов / Под ред. А.П. Садохина. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

  4. Лапицкий М.И. Труд и бизнес в зеркале религий. - М., 1998.

  5. Леонтович О.А. Русские и американцы: парадоксы межкультурного общения: Монография. – М.: Гнозис, 2005.

  6. Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию: Пер. с англ. – М.: Дело. 1999.

  7. Мосеев Р.Н. Международные этические нормы и психология делового общения. - М., 1997.

  8. Мясоедов С.П. Основы кросскультурного менеджмента. Как вести бизнес с представителями других стран и культур. - М.: Дело, 2003.

  9. Моул, Дж. Особенности национальной психологии народов Новой Европы: бизнес, общение, успех/ Джон Моул; пер. с англ. О.Л.Сергеевой. - М.: Астрель: АСТ, 2006.

  10. Пиз А. Язык телодвижений. - Нижний Новгород, 1992.

  11. Тромпенаарс Ф и Хампден-Тернер Ч. Национально-культурные различия в контексте глобального бизнеса / Ф.Тромпенаарс и Ч.Хемпден_Тернер //Пер. с англ. Е.П.Самсонов. – Мн.: ООО «Попурри», 2004.

  12. Adler N.J./ Campbell, N./Laurent, A.: In Search of Appropriate Methodology, in JBS, Vol.20 (1989), No.1, pp.61-69.

  13. Brake, T., Walker, D., Walker, T. Doing business internationally. McGraw-Hill, New-York 1995.

  14. Hall, E. Т. The Dance of Life. The Other Dimension of Time, 1989.

  15. Hall, E. T.: The silent language. Doubleday, New York, 1990.

  16. Hampden-Turner, Charles M. and Trompenaars, Fons: Building Cross-Cultural Competence. How to create wealth from conflicting values. Yale University Press/ New Haven and London, 2000.

  17. Hofstede, G.: Culture’s Consequences: International differences in work-related values. Second Edition . Sage Publications, 2001.

  18. Samovar, Larry A. Porter, Richard E./ Understanding intercultural communication Belmont: Wadsworth Publishing Company, 1981.

  19. Trompenaars, Fons and Hampden-Turner, Charles. Riding the Waves of Culture. Understanding Cultural Diversity in Business. Nicholas Brealey Publishing. - London, 2002 Stewart, E. C., Bennett, M. J.: American cultural patterns: a cross-cultural perspective. Intercultural Press, Yarmouth, 1991.


Тираж__________ экз. Заказ № _________

Отпечатано в ГОУВПО Всероссийская академия внешней торговли

Минэкономразвития России. 119285, г. Москва, ул. Пудовкина, 4а


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основы межкультурных отношений в международном бизнесе iconПрограмма по дисциплине «Психология потребительской культуры и поведения...
Психологии. Программа по дисциплине «Психология потребительской культуры и поведения в международном бизнесе» предназначена для освоения...
Основы межкультурных отношений в международном бизнесе iconИнформация по исполнению долгосрочной целевой программы «Профилактика...
Лась реализация долгосрочной целевой программы «Профилактика экстремизма, гармонизация межкультурных, межэтнических и межконфессиональных...
Основы межкультурных отношений в международном бизнесе iconВоспитание личности как субъекта межкультурных отношений
Национальная академия образования имени И. Алтынсарина Министерства образования и науки Республики Казахстан проводит международную...
Основы межкультурных отношений в международном бизнесе iconУрок в 11 классе Тема «Слагаемые успеха в бизнесе»
Цели: 1 раскрыть финансовые, организационные, управленческие, экономические условия успеха в бизнесе
Основы межкультурных отношений в международном бизнесе iconПроблемы и перспективы участия россии в международном олимпийском...
Специальность 23. 00. 04 – политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития
Основы межкультурных отношений в международном бизнесе iconОтчет администрации Красногвардейского района о реализации Плана...
Мероприятий по реализации программы гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры...
Основы межкультурных отношений в международном бизнесе iconТеоретические и методические основы управления качеством продукции в ресторанном бизнесе 8
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Основы межкультурных отношений в международном бизнесе iconРабочая учебная программа по дисциплине специализации «Методология межкультурных исследований»
Рабочая учебная программа по дисциплине специализации «Методология межкультурных исследований» составлен в соответствии с требованиями...
Основы межкультурных отношений в международном бизнесе iconМировая торговля и ее экономическая основа
Мировой рынок – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом национальных рынков отдельных стран, участвующих...
Основы межкультурных отношений в международном бизнесе iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Правовые основы физкультуры и спорта
Происшедшие изменения требуют своего законодательного оформления в различных аспектах в международном, межгосударственном, на уровне...
Основы межкультурных отношений в международном бизнесе iconУсловия проведения IX международном конкурсе
Условия проведения IX международном конкурсе имени профессора Е. С. Рысса «Новые технологии диагностики и лечения»
Основы межкультурных отношений в международном бизнесе iconКиотскийй протокол как механизм регулирования глобальных экологических...
Целью данной работы является анализ Киотского протокола и его влияния на регулирование глобальных экологических проблем на международном...
Основы межкультурных отношений в международном бизнесе iconРеферат Первые славянские государства: территории, устройство, роль...
Первые славянские государства: территории, устройство, роль в межкультурных и межэтнических контактах
Основы межкультурных отношений в международном бизнесе iconРабочая программа дисциплины «Контроль в современном международном праве»
Рабочая программа дисциплины «Контроль в современном международном праве» предназначена для магистратов 5 курса юридического факультета...
Основы межкультурных отношений в международном бизнесе iconПрограмма дисциплины «Интернет маркетинговые коммуникации» подготовки...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....
Основы межкультурных отношений в международном бизнесе iconПрограмма по дисциплине «Лексикология»
Составитель: М. Б. Григорьева, ст преподаватель, кафедра межкультурных коммуникаций и переводоведения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск