Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 351.11 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/2
Дата публикации31.03.2014
Размер351.11 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА № 58 г. ТОМСКА

город Томск, ул. Бирюкова, 22 (8-382) 67-88-78

УТВЕРЖДАЮ: Согласовано

Директор муниципального На заседании научно-методического совета

общеобразовательного учреждения общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы средней общеобразовательной школы

с углубленным изучением предметов с углубленным изучением предметов

художественно-эстетического цикла художественно-эстетического цикла

№ 58 г. Томска № 58 г. Томска

Приказ №_____от_______2008 Протокол №_______от_______2008

_______________/С. А. Колбина/ Председатель научно-методического совета

___________________/О.В. Бакуревич/
Программа

Этика

(экспериментальная)

для обучающихся девятых классов

(1 час в неделю, 35 часов в год)

Рассмотрено на заседании МО ОДОБРЕНО художественно-экспертным советом школы

руководитель МО Председатель ХЭС

_________/Каплинская Г.В./
Протокол от «__» _______2008 г. _____________/Богомолова Е. В/

Протокол от «__» _______2008 г.

Составитель:

Кулешова Наталья Викторовна

Педагог-психолог


Томск - 2008
Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………..С. 3

Содержание учебного материала………………………………………………..С. 6

Учебно-тематический план……………………………………………… ....С.12

Учебно-методическое обеспечение программы ……………………………С.26

Литература………………………………………………… ……………… …...С.28

Пояснительная записка

Общая тенденция гуманизации образования в наше время выдвигает на первый план цели развития личности во всем ее многообразии. Образование человека нельзя назвать завершенным, если оно заключается только в изучении свободных искусств и технических знаний умений. Всестороннее образование должно включать и духовное воспитание, осознание того, что духовная жизнь определяет бытие нашего сознания. Суть образования заключается в том, чтобы помочь ребенку выявить и осознать уже существующие в коллективном опыте и сознании и в неосознанном опыте самого ребенка истины, касающиеся понимания себя, других людей, мира. Иными словами, образование включает в себя три стороны – развития личности, взаимодействий между людьми и знания об окружающем мире. С точки зрения психологии нравственное сознание ребенка, опережая его поступки, создает огромный потенциал нравственного развития, - готовность личности к действиям согласно с «реалистичной», а не «утилитарной» моралью.

При составлении данной программы использованы методические находки Коч Л.А., такие как этический словарь, позволяющий построить духовно-нравственную практику детей в школе. Теоретический и философский взгляд Лазоновской Г.Ю., рассматривающий этику с позиций важнейших морально-теоретических учений учителей человечества. В основу практической совместной деятельности учителя и ученика на уроке положен этический диалог рекомендованный Шемшуриной А.И.

Развитие нравственного сознания понимается как использование возможностей, источников, запасов духовности, изначально присущих человеческой культуре и доступных каждому ребенку; вера в возможности поступательного духовного развития ребенка, движения к высшим ценностям; совершенствование тонкости и глубины нравственного мира личности; изменение направленности ее эмоционально – волевых усилий, углубление осознанности моральных норм и запретов, оценок, самооценок и идеалов. Что соотносится с возрастными особенностями учеников. Т.к. именно в старших классах происходит признание существования высших нравственных законов, соответствующим интересам человечества, формируются устойчивые моральные принципы, соблюдение которых обеспечивается собственной совестью. Для старшеклассников характерно стремление найти истину именно в разъяснении понятий и в размышлении о реальности.

В основе данной программы лежит концепция доктора психологических наук, профессора факультета психологии МГУ В.Я.Ляудис, рассматривающей учение как совместную продуктивную и творческую деятельность учителя и учеников. Т.е. осваивать этику можно не как свод заучиваемых норм, правил и концепций морали, а как культуру эмоциональных переживаний, отношений и ценностных установок. Именно эта сторона этики, где важны слитность представлений о морали с реальными отношениями, поступками, где знание и действия едины, делает ее предметом наиболее доступным и притягательным для обучающихся.

Деятельность ученика и учителя в рамках реализации программы осуществляется в процессе совместного исследования этических понятий и построении этического диалога, что создает условия для углубленного взаимодействующего размышления подростков по затронутой проблеме и заинтересованной сопричастности каждого.

Автору представляется целесообразным рассматривать тесную взаимосвязь между содержанием этического диалога с учениками и технологией его построения. Поэтому сценарий этического диалога имеет следующие составляющие:

  • Завязка, выявляющая проблему (диагностическая методика, проблемная ситуация, альтернативное суждение и т.д.);

  • Процесс диалогового общения (доказательства, выбор афоризмов и т.д.)

  • Кульминация (точка эмоционального и интеллектуального напряжения);

  • Самоопределение (внутренний диалог, нравственный выбор);

  • Пролонгированный финал (возможность последующего индивидуального размышления над проблемой).

Технологически автор программы ориентирует на организацию исследовательской деятельности учащихся в составе разноуровневых групп, где каждый участник имеет свои функции, выбранные им самостоятельно, и несёт равную со всеми ответственность за качество окончательного продукта.

Познание снов этики для каждого ученика должно стать увлекательным исследовательским процессом, позволяющим в ходе познания реализовать и свои творческие возможности, почувствовать радость открытия.

В процессе исследовательской деятельности каждый ученик получает навык работы с различными типами словарей (словарь по этике, психологический словарь, толковый словарь русского языка, философский словарь и др.). Работа со словарями – вид работы в группе на этапе сбора материала. Работа со словарями позволяет не только постигать этическое и лексическое значение слов, но и повышает общий уровень информационной культуры, эрудицию, кругозор и т.д. На первом этапе (сбор материала) ученику необходимо получить информацию, связанную с характеристикой важнейших морально-этических учений известных учителей человечества, основными вопросами их концепций, их убеждениями, философскими взглядами, характеристикой культурного процесса рассматриваемой эпохи. Второй этап работы группы связан с выбором логики формирования рабочего блока создаваемого словаря.

На этом этапе важно создать условия для творческой, аналитической и ассоциативной деятельности, когда в сознании ученика появляется не только целостный мысленный образ разрабатываемого коллективного продукта, но и создается детальное представление, выстраивается цепочка действий по этапам

На третьем этапе работы в малых группах осуществляется структурирование, ранжирование и обобщение всей имеющейся информации в конкретную форму (словарь).

Данный этап работы способствует развитию организационных, мобилизационных умений участников. Развивает у школьников навыки обобщения и структурирования материала.

Заключительный этап: публичная защита результатов исследовательской деятельности группы, которая становится основой для дискуссии, дебатов.

В процессе проведения уроков в рамках данной технологии, у учеников создается образная идентификация их этических представлений и суждений, знакомство с многообразием альтернатив и аргументаций этических позиций.

Логика урока этики по данной технологии представлена следующим образом:

  • Знакомство с этическими понятиями;

  • Обращение к истокам этической мысли;

  • Постановка проблемы, цели исследования, формулировка задач с целью их последовательного решения;

  • Сбор материала биографического, культурного характера.

  • Работа с разными типами словарей

  • Проведение аналогий и сопоставлений с актуальными проблемами современной жизни (точки соприкосновения и различия);

  • Формирование «диалога голосов»

  • Формирование «диалога образов». Включение эмоционально-образных элементов (текст, музыка, живопись тест, эксперимент);

  • Актуализация значимых проблем, выявление индивидуальной позиции учеников;

  • Оформление результатов, сделанных в ходе работы, в письменную работу, мультимедийный продукт, стендовый доклад, учебное пособие.

Таким образом, цель деятельности в рамках данной программы направлена на формирование нравственного потенциала и воспитание нравственной культуры личности учеников через проектную и исследовательскую деятельность обучающихся в области этического знания.
Задачи программы:

  • научить учащихся планировать и структурировать собственное исследование,

  • научить методам исследовательского поиска,

  • научить собирать необходимый для исследования материал,

  • научить выявлять проблемы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, делать выводы и умозаключения,

  • научить проводить эксперимент и наблюдать,

  • научить представлять результаты исследовательской деятельности

  • способствовать развитию интереса к этике как к культуре переживаний, отношений, ценностей и установок.

Программа рассчитана на 35 часов – по 1 часу в неделю, она соответствует государственным образовательным стандартам, поскольку реализует требования к воспитанию и развитию навыков самосовершенствования, самореализации в общественной, культурной и профессиональной жизни, рассматривает роль этического знания в жизни человека.

Практические занятия являются ведущими в программе относительно занятий теоретического характера, что отвечает требованию деятельностного подхода к обучению.

Данная дисциплина предполагает в качестве смежных дисциплин изучение филологии и психологии, поскольку данные науки основываются на осмыслении человеческой сущности, которая способна открывать и вводить нравственный закон и следовать ему в своих поступках. Этика психология и филология имеют все актуальные формы соединения с литературой, музыкой, театром, историей, МХК и т.п.

Новизна и актуальность программы состоит в том, что обучение проводится с применением технологий:

  • проблемного обучения,

  • исследовательской деятельности,

  • проектной деятельности,

  • работы в малых группах.

Направленность программы: программа ориентирована на развитие гармоничной, созидательной, культурной личности.

Тип класса: общеобразовательный

Программа соответствует принципам лежащим в основе целевой комплексной программы.

Содержание учебного материала

Содержание теоретического раздела программы

В центре внимания уроков этики в рамках данной программы - ряд теоретических понятий, которые трактуются с позиций различных наук (философии, психологии, филологии, религии) подвергаясь в дальнейшем аналитическому сравнению и сопоставлению, с целью выявить суть различий понятийного аппарата. На уроках этические понятия рассматриваются как синонимически (любовь, влюбленность, дружба…) так и в дихотомии (добро-зло, эгоизм-альтруизм, правда-ложь и т.д.).

В теоретическую часть программы включена информация:

- по культуре мышления (способности морального суждения, умении пользоваться этическим знанием, применять нравственные нормы к особенностям сложившейся ситуации и т.д.)

– по культуре общения и поведения (конкретный образ осуществления в моральной практике помыслов и чувств, степень их превращения в повседневную норму поступка с соблюдением норм этики )

- по культуре чувств (способности к переживанию, сопереживанию, сочувствию)

– речевой культур (человек – постоянно мыслящее существо, а любая мысль, даже не высказанная вслух, выражается словом)

В основу теоретического раздела легли представления о следующих понятиях.

Этика – это философская наука, объектом изучения которой является мораль. Этика возникла в период становления рабовладельческого строя. Термин «Этика» происходит от древнегреческого слова «этос», что сначала означало «место проживания», затем оно стало означать устойчивые явления: обычай, характер человека. Термин «этика» для обозначения особого знания, науки был впервые введен Аристотелем.

Мораль – предмет изучения этики. Цицерон ввел термин «мораль» (латинский перевод греческого слова «этика»).

Этика – это философская наука, объектом изучения которой является мораль. Этика возникла в период становления рабовладельческого строя. Постепенно в этике начали различать два рода проблем: вопросы о том как должен поступать человек, которые решает нормативная этика, и собственно теоретические вопросы о происхождении и существовании морали. Этика тесно связана с такими науками как педагогика (на стыке изучения вопросов нравственного воспитания); психология (разъясняет нравственность действий, мотивов, характеров и т.д.); социология (исследует идеалы, образ жизни, обычаи и т.д.); экология (изучает нравственно – эмоциональный фактор при формировании здоровой среды обитания и т.д.).

Этика позволяет формировать у ребенка нравственные принципы, идеалы, понятия о справедливости, добре, зле, которые реализуются через выработку и внедрение нравственных требований и связанных с ними представлений в сознании каждого человека, с тем чтобы он мог направить и контролировать свои действия. Огромную роль в этом процессе играет нравственное воспитание, которое формирует у человека соответствующие убеждения, нравственные чувства, привычки потребности, устойчивые моральные качества личности.

Нравственность целесообразно рассматривать как область практических поступков, обычаев, нравов, сфера нравственной свободы личности, когда общественные и общечеловеческие требования совпадают с внутренними мотивами, область самодеятельности и творчества человека, внутреннего самопринуждения благодаря личной сознательности, переходящего в склонность и спонтанное побуждение творить добро. Критерии нравственности - одна из важнейших проблем этики. В связи с историческим развитием общества менялось содержание моральных требований, и связи с этим претерпевали изменения и критерии нравственности, которые нашли отражение в моральном сознании в виде моральных принципов, нравственных и общественных идеалов, норм.

Нравственная культура личности – степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества; показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря формирующему влиянию на него общества. под воздействием разнообразных факторов: жизненного опыта и воспитания, этического просвещения и искусства – личность стой или иной степенью полноты аккумулирует в своем сознании и поведении достижения нравственной культуры общества.

Долг – одна из основных категорий этики обозначающая общественную необходимость, выраженную в нравственных требованиях в такой форме , в какой они выступают перед определенной личностью. Категория добра связана с такими понятиями как ответственность, самосознание, совесть, мотив.

Правдивость – моральное качество, характеризующее человека, сделавшего для себя правилом говорить истину, не скрывать от людей и самого себя действительное положение дел.

Правота – положение, выражающее определенное моральное отношение, в котором человек находится к обществу, другим людям. Охватывает и исследует намерения, поступки, убеждения истину, ответственность и т.д.

Вера есть понимание смысла жизни и признание вытекающих из этого понимания обязанностей. Верность - моральное качество, характеризующие нравственную личность и ее линию поведения, постоянство в отношениях с другими людьми, с которыми данная личность связана узами дружбы, любви, брака. Верность является формальной характеристикой личности и ее действий и сама по себе ничего не говорит об их содержании.

Добродетель – это способность поступать в соответствии с моральными принципам умение противостоять злым склонностям и одерживать над ними верх. Это понятие нравственного сознания, служащее обобщенной характеристикой положительных устойчивых моральных качеств личности, указывая на их моральную ценность.

Надежда есть ожидание блага. Надежда - это мощный целевой стимул личности. слово – это эхо мысли. Слово есть образ дела. Слово есть начало всему.

Проблема целостного гармонического развития личности актуально как никогда. Целостное развитие человека состоит в освоении богатств общественной культуры, когда каждый человек становится самостоятельной, самодеятельной, творческой личностью. Огромную роль совершенствовании личности играет самовоспитание.

В дальнейшем рассматриваются идентичные термины различных наук.

Добро - (фил.)имущество или достаток, стяжание, добришко, особ. Движимость.| В духовн. знач. благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина; противоположно худу и злу. . В высшем знач. добр один Господь, благ, милосерд без меры; доброта эта приемлется каждым, по мере стремления его к добру. На это была добрая воля его, свободная воля, желание.

Добро – (этика) одно из наиболее общих понятий морального сознания и одна из важнейших категорий этики. Добро является наиболее обобщенной формой разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного.

Добро – (филос.) понятие нравственности, противоположное понятию зла, означающая намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему. Добро как намерение может осуществляться только свободной волей. Удача, выигрышное стечение обстоятельств не являются добром. В отличие от зла, добро не выражается простой волей к добру, поскольку такая воля может быть корыстной, а значит нейтральной по отношению к нравственности. Настоящее добро должно быть бескорыстным.

Добро – (религ.) В христианстве самым главным представителем добра — или даже источником самого этого понятия — считается Бог.

Добро и зло — антонимичные понятия и, таким образом, отрицают друг друга. Согласно догматам некоторых религий добро со злом рассматриваются как автономные силы, ведущие извечную борьбу за право властвовать в мире. Подобная система взглядов называется дуализмом. В житейском смысле этот термин относится ко всему, что получает у людей положительную оценку, либо ассоциируется со счастьем, радостью и светом.

Добро – (псих.) в экзистенциальной психологии понятие отражающие поступки человека, моральные качества личности, взаимоотношения людей, в соотнесении с требованиями нравственности, и того, что противоречит им.

Совесть (этика) категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Совесть(фил.) ж. нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития.

Совесть(филос.) чувство нравственной ответственности за своё поведение перед другими людьми или обществом (а также и перед собой).

Во всех европейских языках (греч. συνείδησις, лат. conscientia, фр. conscience, итал. coscienza, англ. conscience, нем. Gewissen) это слово образовано из корня, обозначающего знание (вед), и приставки "с"; это образование указывает на близкую связь, в которую народная мудрость ставит понятия cовесть и сознание.

Совесть (религ.) естественный нравственный закон человечества. Голос совести действует как законодатель, как нравственный судья, как мздовоздаятель.

Совесть (псих.)способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно для себя формулировать нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Любовь –(этика) Чувство, соответствующие отношениям общности и близости между людьми, основанным на их взаимной заинтересованности и склонности

Любовь –(фил.) чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу (Любовь к родине),.. на взаимном расположении, симпатии, близости (Братская любовь),.. на инстинкте (Материнская любовь),.. на половом влечении.» (Толковый словарь русского языка Ушакова)

Любовь –(филос.) — эмоционально окрашенное отношение к человеку, предмету, идее, Родине или иному объекту, выражающееся в потребности идентификации с ним.

Любовь (псих.)высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта.

Любовь –(религ.) понимается как любовь к ближнему. «Бог есть любовь!» основной постулат христианской этики. Суть любви – она оживотворяет, созидает, спасает.

Воля (этика) — свойство человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели. Положительные качества воли, проявления ее силы обеспечивают успешность деятельности, с лучшей стороны характеризуют личность человека. Перечень подобных волевых качеств довольно велик: мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, самообладание и другие.

Воля (фил.) - данный человеку произвол действия; свобода, простор в поступках; отсутствие неволи, насилования, принуждения

Воля (филос.) способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления. Воля — специфический акт, не сводимый к сознанию и деятельности как таковой. Не всякое сознательное действие, даже связанное с преодолением препятствий на пути к цели, является волевым: главное в волевом акте заключается в осознании ценностной характеристики цели действия, её соответствия принципам и нормам личности. Для субъекта В. характерно не переживание «я хочу», а переживание «надо», «я должен». Осуществляя волевое действие, человек противостоит власти актуальных потребностей, импульсивных желаний.

Воля (псих.) сознательная саморегуляция субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели.

Воля (религ.)это одна из трех составных частей души.

Свобода (этика) категория этики, охватывающая проблемы возможности и способности человека быть самостоятельной, самодеятельной и творческой личностью, выражать в моральной деятельности свою подлинно человеческую сущность.

Свобода (фил.) понятие сравнительное; она может относиться до простора частного, ограниченного, к известному делу относящемуся, или к разным степеням этого простора, и наконец к полному, необузданному произволу или самовольству.

Свобода (филос.) —закрепленная в конституции или ином законодательном акте возможность определенного поведения человека (например, свобода слова, свобода вероисповедания и т. д.). Категория «свобода» близка к понятию «право» в субъективном смысле, однако последнее предполагает наличие более или менее четкого юридического механизма для реализации и обычно корреспондирующей обязанности государства или другого субъекта совершить какое-либо действие (например, предоставить работу в случае права на труд). Напротив, юридическая свобода не имеет четкого механизма реализации, ей корреспондирует обязанность воздерживаться от совершения каких-либо нарушающих данную свободу действий.

Свобода (псих.) право выбора человеком своего отношения к окружающему, способность человека поступать в соответствии со своими желаниями, интересами и целями на основе знания объективной действительности.

Свобода (религ.) основа нравственного становления личности, неоценимый дар Божественной благодати, мудрости и любви, данный человеку в его владение. Это переживание возможной независимости от различных внешних условий а еще более от внутреннего устройства.

Содержание практического раздела программы

Реализация программы предусматривает исследовательскую проектную деятельности. В течение учебного года учащимися создаются различные групповые мини проекты. По мнению автора, данные формы работы формируют новый стиль преподавания и меняют функции самого педагога. Педагог, работающий по данной технологии, способствует процессу открытий и выбора обучающихся, выполняя при этом функции:

-исследовательскую,

-фасилитаторскую,

-экспертную,

-эмоциональной поддержки.

Поэтому перед каждым уроком учителю необходимо ставить следующие задачи:

  1. Научить организовывать и проектировать исследовательский поиск;

  2. Научить использовать различные методы обработки полученной информации:

  • Наблюдение;

  • Синтез;

  • Обобщение;

  • Ранжирование и структурирование;

  • Классификации;

  • Метод, близкий к эксперименту.

  1. Научить организовывать работу в малой группе;

  2. Научить организовывать работу между малыми группами;

  3. Научить публично представлять результаты работы.

Педагог совместно с обучающимися составляется план-график выполнения учебного исследования (указывая сроки, этапы, ожидаемый результат), контролирует четкость исполнения, консультирует в процессе деятельности, что обеспечивает успешность совместной деятельности.

Возможные трудности в совместной деятельности (учитель-ученик):

  • выделение проблемы исследования;

  • формулирование гипотезы, постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования;

  • правильный выбор методики исследования, проведение эксперимента;

  • отбор и структурирование материала;

  • соответствие собранного материала теме и целям исследования.

Работа выполняется синхронно в каждой малой группе, что позволяет педагогу осуществлять кураторскую и консультационную деятельности, контролировать выполнение каждого этапа деятельности учеников. Для эффективного оценивания работы обучающихся вводится рейтинговая шкала, согласно которой снижение балловой оценки может произойти при снижении качества выполнения и длительности сроков сдачи работы.

Наполняемость малой группы учеников составляет 2-5 обучающихся. В среднем по классу организовывается 4-5 ученических групп, работающих в одном режиме, изучающих одну и туже тему , но на различном материале. Поурочный контроль обучающихся осуществляется через «дневниковые записи», которые включают в себя:

- планирование и структурирование деятельности по проекту(отметки о выполнении и полученном результате каждого этапе проекта)

- выписки из различных источников (понятия из различных словарей, афоризмы, метафоры и т.п.);

- литературные зарисовки, эссе, рефлексии, мини сочинения.

При таком способе организации работы каждый ученик участвует в создании итогового коллективного «продукта». На заключительном этапе обязательна рефлексия каждого ученика и обобщение результатов проделанной работы всем классом.

Работа в режиме мини проектов в рамках урочной деятельности позволяет развить у обучающихся самостоятельную исследовательскую практику и получить навык проведения собственного исследовательского поиска.

Календарно-тематичекое планирование уроков этики

в 9-м классе (1 час в неделю – 35 часов)

Автор учебника: Шемшурина А.И. Этика: Курс занятий в 9 классе: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гманит. Изд. Центр Владос, 2001.

Учитель: Кулешова Н.В.

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ на заседании научно-методического

Директор муниципального совета школы

общеобразовательного учреждения Председатель НМС

средней общеобразовательной школы

с углубленным изучение предметов __________ (Бакуревич О.В.)

художественно-эстетического цикла № 58 Протокол №___ от «____» сентября 2008 г.

г. Томска

___________(Колбина С.А.)
Приказ №_____от «_____» сентября 2008 г.


РАССМОТРЕНО

на заседании предметного

методического объединения

Руководитель МО

_________ (Каплинская Г.В.)

Протокол от «__» _______2008 г.

Учебно-тематический план

(календарно - тематическое планирование)


Временной период

Тема

Кол-во часов

Цели

Результат деятельности



сентябрь

Введение в предмет



Ознакомить обучающихся с содержанием, спецификой занятий по этике

Конспект в рабочих тетрадях

Мораль в жизни человека. Моральное измерение личности



Ознакомить обучающихся с понятием «этика», предметом ее изучения и с причинами морального измерения личности.

Конспект, эссе «Добрая воля».

Моральное измерение общества



Ознакомить обучающихся с «Золотым правилом нравственности».

Конспект в рабочих тетрадях

Исследовательский поиск и исследование.



Сформировать интерес у обучающихся к исследовательской деятельности.

Ознакомить обучающихся с алгоритмом проведения исследовательского поиска.

Сформировать рабочие группы для работы по мини проектам.

Конспект в рабочих тетрадях

октябрь -декабрь

«Основные этические понятия»
Основные вопросы темы:


5т. 7п.

Сформировать у обучающихся познавательный интерес к изучению этических понятий.




1.Основные этические понятия. Нравственность.




Сформировать у учеников мотивацию к совместной деятельности.

Начать реализацию первого этапа работы по проектам.

Ознакомиться с понятиями: этика, мораль, нравственность, гуманность, разумность, мысль.

Конспект в рабочих тетрадях.

План работы малой группы над проектом.

Список и функции каждого участника группы.

2.Добродетель как моральное измерение общества




Создать настрой на исследовательскую деятельность.

Отработать алгоритм деятельности каждой группы на первом этапе работы над проектом.

Ознакомиться с понятиями: жизнь, совершенство, свобода, слово, страх, правда, ложь.

Конспект в рабочих тетрадях

Записи из различных словарей.

Формулировка проблемы.

3.Духовность есть норма человеческой жизни (Феофан Затворник).


1п

Ознакомиться с понятиями: порядочность, страдание, сострадание, добро, зло.

Сформировать у обучающихся навык ведения этического диалога.

Конспект сценария этического диалога в рабочих тетрадях.

Список историко-хронологической информации по теме проекта.


4. Жизнь – как познание добра.


1п

Ознакомить обучающихся со способами обработки полученной информации.

Ознакомиться с понятиями: счастье, принципы, привычка, наслаждение, нужда,

Конспект по теме урока в рабочих тетрадях.

Структурированная информация (таблица).

Список сравнений и метафор относящихся к теме исследования.


5.Стремление к счастью- это стремление стремлений (Фейербах).



1п

Развить навык письменно формулировать собственное отношение к проблеме.

Отработать алгоритм второго этапа деятельности по проекту

Ознакомиться с понятиями: характер, дружба, друг, храбрость,.

Конспект в рабочих тетрадях

Список альтернативных суждений.

Эссе «этическое сознание».

6.Дружба как источник счастья.



Отработать алгоритм второго этапа деятельности по проекту

Сформировать у обучающихся навык проведения аналогий и сопоставлений с актуальными вопросами и проблемами современной жизни.

Ознакомиться с понятиями: честь, достоинство, совесть, воля, истина.

Список высказываний и афоризмов, формулирование определенных позиций по теме исследования, вычленение доказательств.

Конспект в рабочих тетрадях

7.Честь – это поэзия долга. (Виньи)




Сформировать навык обобщения информации.

Ознакомиться с понятиями: милосердие, духовность, мудрость, человечность.

Конспект в рабочих тетрадях

Выводы по каждому блоку исследования.

8.Долг как этическое понятие.


1п

Отработать алгоритм третьего этапа деятельности по проекту.

Ознакомиться с понятиями: влюбленность, любовь, ненависть, унижение, надменность

Конспект результатов третьего этапа деятельности по проекту в рабочих тетрадях


9.Источник всех действий человека есть его воля (В.Соловьев).




Сформировать умение вырабатывать суждения и делать умозаключения.

Ознакомиться с понятиями: эгоизм, альтруизм, надежда, тщеславие.

Конспект в рабочих тетрадях Заключение по проведенным этапам и результатам работы.


10.Любовь как основа жизни.


1п

Ознакомить обучающихся с культурой оформления исследовательской работы. Ознакомиться с понятиями: добродетель, душа, целомудрие.

Тезисы и текст доклада.

Заготовка рекламы выступления группы.

Конспект в рабочих тетрадях

11.Совесть – это наш внутренний судья (П.Гольбах).


1п

Ознакомить с этикой и алгоритмом публичного выступления.

Ознакомиться с понятиями: мир, мужество, долг.

Конспект в рабочих тетрадях

Работа в печатном виде.

12. Заключительное занятие по теме презентация проектов.

1п

Развить навык публичного выступления и презентации результатов своей деятельности.

Отработать навык обобщения результатов деятельности и умения отвечать на вопросы аудитории.

Сформировать навык построения этического диалога.

Электронный вариант результатов работы каждой группы (мультимедийная презентация), рекламная продукция каждой группы.

Январь 2009 - март

Важнейшие морально-этические учения учителей человечества.

Основные вопросы темы:


5т.6п.

Сформировать у обучающихся представление о мире этически категорий и культур.

Конспект в рабочих тетрадях


1.Этика буддизма джайнизма




Сформировать у обучающихся представление о этике буддизма и джайнизма.

Ознакомить обучающихся с основами построения рекламы.

Схема построения рекламы.

Конспект в рабочих тетрадях


2.Этическое учение Моисея

.




Сформировать у обучающихся представление о этическом учении Моисея.

Ознакомить обучающихся с правилами работы с текстом.


Правила работы с текстом.

Конспект в рабочих тетрадях

3.Основы христианской этики.


1п

Сформировать у обучающихся представление о этике христианства.

Ознакомить обучающихся с правилами «сжатия » информации.

Список способов «сжатия» информации.

Конспект в рабочих тетрадях

4.Этическое учение ислама

1п

Сформировать у обучающихся представление о этике ислама.

Ознакомить обучающихся с правилами «сжатия » информации.

Конспект в рабочих тетрадях Список способов «сжатия» информации.


5. Этика Сократа.




Сформировать у обучающихся представление о этике Сократа.

Ознакомить обучающихся с техникой создания слогонов.

конспект в рабочих тетрадях

Тезисы по технике создания слогонов.


6. Этика Эпикура.


1п

Сформировать у обучающихся представление о этике Ознакомить обучающихся с техникой создания слогонов.

Тезисы по технике создания слогонов.

Конспект в рабочих тетрадях

7. Этика Канта.




Сформировать у обучающихся представление о этике Канта.

Ознакомить обучающихся с особенностями пространственного восприятия письменной информации.

Список способов подачи информации графически.

Конспект в рабочих тетрадях

8. Этика Милля


1п

Сформировать у обучающихся представление о этике Милля.

Ознакомить обучающихся с особенностями пространственного восприятия письменной информации.

Конспект в рабочих тетрадях

Выбор способов подачи собственной информации.

9. Этика Ницше.




Сформировать у обучающихся представление о этике Ницше.

Ознакомить обучающихся со значением формы и цвета при подачи информации.


Выбор формы и цвета для подачи собственной информации. Конспект в рабочих тетрадях

10.Этика Толстого.


1п

Сформировать у обучающихся представление о этике Толстого.

Ознакомить обучающихся с основами стендовой презентации.

Конспект в рабочих тетрадях

Проект стендовой рекламы.

11.Заключительный урок по теме. Стендовая презентация работ.

1п

Развить навык публичного выступления и презентации результатов своей деятельности.

Отработать навык обобщения результатов деятельности и умения отвечать на вопросы аудитории.


Стендовый вариант результатов индивидуальной работы и работы каждой группы, рекламная продукция каждой группы.

Аапрель- май

Деловая этика и этикет

Основные вопросы темы:


4т.4п.

Расширить этический кругозор обучающих.

Ознакомить обучающихся с многообразием этических представлений и этических позиций.

Конспект в рабочих тетрадях

1.Культура. Личность. Этикет.




Ознакомить обучающихся с понятиями: личность, этикет, нормы, правила, культура.

Сформировать представление о деловом общении.

Конспект в рабочих тетрадях

Список слов в рабочем словаре.

2.Особенности деловой переписки.


1п

Ознакомить обучающихся с понятиями: переписка, эмблема, реквизит, адрес.

Сформировать у обучающихся представление о деловой переписке.

Алгоритм написания делового письма. Требования к написанию делового письма. Особенности зарубежной переписки.

Конспект в рабочих тетрадях

3.Деловой этикет.


1п

Ознакомить обучающихся с понятиями: приветствие, представление, приемы, протокол.

Сформировать у обучающихся представление о деловом этикете.

Алгоритм проведения приветствия и представления.

Виды приемов.

Правила поведения за столом
Конспект в рабочих тетрадях

4.Этикет и протокол.




Ознакомить обучающихся с понятиями: вежливость, традиции, протокол.

Сформировать у обучающихся представления о культуру поведения на приеме.

Требования к внешнему облику делового человека.

Правила делового этикета.

Конспект в рабочих тетрадях

5.Искусство переговоров.


1п

Ознакомить обучающихся с понятиями: переговоры, контакт, спор, конфликт.

Сформировать у обучающихся представление о переговорах как эффективном способе делового общения.

Способы подготовки к переговорам.

Алгоритм проведения переговоров.

Тактика переговоров.

Психологические аспекты переговоров.

Конспект в рабочих тетрадях

6.Этикет встреч.




Ознакомить обучающихся с понятиями: встреча, обстановка успех, стиль.

Сформировать у обучающихся представление об этикете встреч.

Стили делового общения.

Сувениры.

Правила поведения в неформальной обстановке.

Конспект в рабочих тетрадях

7.Психологические особенности отдельных стран.


1п

Ознакомить обучающихся с понятиями:

Сформировать у обучающихся с психологическими особенностями отдельных стран.

Результаты теста КОС.

Сообщения учеников по психологическим особенностям народов: США, Японии, Англии, Франции, Италии, Германии, Китая, Кореи, Австралии , Турции ит.д.

Конспект в рабочих тетрадях

8. Деловая игра.

1п

Ознакомить обучающихся с правилами проведения деловой игры.

Сформировать у обучающихся навык делового общения.

Результаты успешности в письменном виде по итогам деловой игры.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск