Скачать 351.11 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА № 58 г. ТОМСКА город Томск, ул. Бирюкова, 22 (8-382) 67-88-78 УТВЕРЖДАЮ: Согласовано Директор муниципального На заседании научно-методического совета общеобразовательного учреждения общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы средней общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла художественно-эстетического цикла № 58 г. Томска № 58 г. Томска Приказ №_____от_______2008 Протокол №_______от_______2008 _______________/С. А. Колбина/ Председатель научно-методического совета ___________________/О.В. Бакуревич/ Программа Этика (экспериментальная) для обучающихся девятых классов (1 час в неделю, 35 часов в год) Рассмотрено на заседании МО ОДОБРЕНО художественно-экспертным советом школы руководитель МО Председатель ХЭС _________/Каплинская Г.В./ Протокол от «__» _______2008 г. _____________/Богомолова Е. В/ Протокол от «__» _______2008 г. Составитель: Кулешова Наталья Викторовна Педагог-психолог Томск - 2008 Содержание Пояснительная записка…………………………………………………………..С. 3 Содержание учебного материала………………………………………………..С. 6 Учебно-тематический план……………………………………………… ....С.12 Учебно-методическое обеспечение программы ……………………………С.26 Литература………………………………………………… ……………… …...С.28 Пояснительная записка Общая тенденция гуманизации образования в наше время выдвигает на первый план цели развития личности во всем ее многообразии. Образование человека нельзя назвать завершенным, если оно заключается только в изучении свободных искусств и технических знаний умений. Всестороннее образование должно включать и духовное воспитание, осознание того, что духовная жизнь определяет бытие нашего сознания. Суть образования заключается в том, чтобы помочь ребенку выявить и осознать уже существующие в коллективном опыте и сознании и в неосознанном опыте самого ребенка истины, касающиеся понимания себя, других людей, мира. Иными словами, образование включает в себя три стороны – развития личности, взаимодействий между людьми и знания об окружающем мире. С точки зрения психологии нравственное сознание ребенка, опережая его поступки, создает огромный потенциал нравственного развития, - готовность личности к действиям согласно с «реалистичной», а не «утилитарной» моралью. При составлении данной программы использованы методические находки Коч Л.А., такие как этический словарь, позволяющий построить духовно-нравственную практику детей в школе. Теоретический и философский взгляд Лазоновской Г.Ю., рассматривающий этику с позиций важнейших морально-теоретических учений учителей человечества. В основу практической совместной деятельности учителя и ученика на уроке положен этический диалог рекомендованный Шемшуриной А.И. Развитие нравственного сознания понимается как использование возможностей, источников, запасов духовности, изначально присущих человеческой культуре и доступных каждому ребенку; вера в возможности поступательного духовного развития ребенка, движения к высшим ценностям; совершенствование тонкости и глубины нравственного мира личности; изменение направленности ее эмоционально – волевых усилий, углубление осознанности моральных норм и запретов, оценок, самооценок и идеалов. Что соотносится с возрастными особенностями учеников. Т.к. именно в старших классах происходит признание существования высших нравственных законов, соответствующим интересам человечества, формируются устойчивые моральные принципы, соблюдение которых обеспечивается собственной совестью. Для старшеклассников характерно стремление найти истину именно в разъяснении понятий и в размышлении о реальности. В основе данной программы лежит концепция доктора психологических наук, профессора факультета психологии МГУ В.Я.Ляудис, рассматривающей учение как совместную продуктивную и творческую деятельность учителя и учеников. Т.е. осваивать этику можно не как свод заучиваемых норм, правил и концепций морали, а как культуру эмоциональных переживаний, отношений и ценностных установок. Именно эта сторона этики, где важны слитность представлений о морали с реальными отношениями, поступками, где знание и действия едины, делает ее предметом наиболее доступным и притягательным для обучающихся. Деятельность ученика и учителя в рамках реализации программы осуществляется в процессе совместного исследования этических понятий и построении этического диалога, что создает условия для углубленного взаимодействующего размышления подростков по затронутой проблеме и заинтересованной сопричастности каждого. Автору представляется целесообразным рассматривать тесную взаимосвязь между содержанием этического диалога с учениками и технологией его построения. Поэтому сценарий этического диалога имеет следующие составляющие:
Технологически автор программы ориентирует на организацию исследовательской деятельности учащихся в составе разноуровневых групп, где каждый участник имеет свои функции, выбранные им самостоятельно, и несёт равную со всеми ответственность за качество окончательного продукта. Познание снов этики для каждого ученика должно стать увлекательным исследовательским процессом, позволяющим в ходе познания реализовать и свои творческие возможности, почувствовать радость открытия. В процессе исследовательской деятельности каждый ученик получает навык работы с различными типами словарей (словарь по этике, психологический словарь, толковый словарь русского языка, философский словарь и др.). Работа со словарями – вид работы в группе на этапе сбора материала. Работа со словарями позволяет не только постигать этическое и лексическое значение слов, но и повышает общий уровень информационной культуры, эрудицию, кругозор и т.д. На первом этапе (сбор материала) ученику необходимо получить информацию, связанную с характеристикой важнейших морально-этических учений известных учителей человечества, основными вопросами их концепций, их убеждениями, философскими взглядами, характеристикой культурного процесса рассматриваемой эпохи. Второй этап работы группы связан с выбором логики формирования рабочего блока создаваемого словаря. На этом этапе важно создать условия для творческой, аналитической и ассоциативной деятельности, когда в сознании ученика появляется не только целостный мысленный образ разрабатываемого коллективного продукта, но и создается детальное представление, выстраивается цепочка действий по этапам На третьем этапе работы в малых группах осуществляется структурирование, ранжирование и обобщение всей имеющейся информации в конкретную форму (словарь). Данный этап работы способствует развитию организационных, мобилизационных умений участников. Развивает у школьников навыки обобщения и структурирования материала. Заключительный этап: публичная защита результатов исследовательской деятельности группы, которая становится основой для дискуссии, дебатов. В процессе проведения уроков в рамках данной технологии, у учеников создается образная идентификация их этических представлений и суждений, знакомство с многообразием альтернатив и аргументаций этических позиций. Логика урока этики по данной технологии представлена следующим образом:
Таким образом, цель деятельности в рамках данной программы направлена на формирование нравственного потенциала и воспитание нравственной культуры личности учеников через проектную и исследовательскую деятельность обучающихся в области этического знания. Задачи программы:
Программа рассчитана на 35 часов – по 1 часу в неделю, она соответствует государственным образовательным стандартам, поскольку реализует требования к воспитанию и развитию навыков самосовершенствования, самореализации в общественной, культурной и профессиональной жизни, рассматривает роль этического знания в жизни человека. Практические занятия являются ведущими в программе относительно занятий теоретического характера, что отвечает требованию деятельностного подхода к обучению. Данная дисциплина предполагает в качестве смежных дисциплин изучение филологии и психологии, поскольку данные науки основываются на осмыслении человеческой сущности, которая способна открывать и вводить нравственный закон и следовать ему в своих поступках. Этика психология и филология имеют все актуальные формы соединения с литературой, музыкой, театром, историей, МХК и т.п. Новизна и актуальность программы состоит в том, что обучение проводится с применением технологий:
Направленность программы: программа ориентирована на развитие гармоничной, созидательной, культурной личности. Тип класса: общеобразовательный Программа соответствует принципам лежащим в основе целевой комплексной программы. Содержание учебного материала Содержание теоретического раздела программы В центре внимания уроков этики в рамках данной программы - ряд теоретических понятий, которые трактуются с позиций различных наук (философии, психологии, филологии, религии) подвергаясь в дальнейшем аналитическому сравнению и сопоставлению, с целью выявить суть различий понятийного аппарата. На уроках этические понятия рассматриваются как синонимически (любовь, влюбленность, дружба…) так и в дихотомии (добро-зло, эгоизм-альтруизм, правда-ложь и т.д.). В теоретическую часть программы включена информация: - по культуре мышления (способности морального суждения, умении пользоваться этическим знанием, применять нравственные нормы к особенностям сложившейся ситуации и т.д.) – по культуре общения и поведения (конкретный образ осуществления в моральной практике помыслов и чувств, степень их превращения в повседневную норму поступка с соблюдением норм этики ) - по культуре чувств (способности к переживанию, сопереживанию, сочувствию) – речевой культур (человек – постоянно мыслящее существо, а любая мысль, даже не высказанная вслух, выражается словом) В основу теоретического раздела легли представления о следующих понятиях. Этика – это философская наука, объектом изучения которой является мораль. Этика возникла в период становления рабовладельческого строя. Термин «Этика» происходит от древнегреческого слова «этос», что сначала означало «место проживания», затем оно стало означать устойчивые явления: обычай, характер человека. Термин «этика» для обозначения особого знания, науки был впервые введен Аристотелем. Мораль – предмет изучения этики. Цицерон ввел термин «мораль» (латинский перевод греческого слова «этика»). Этика – это философская наука, объектом изучения которой является мораль. Этика возникла в период становления рабовладельческого строя. Постепенно в этике начали различать два рода проблем: вопросы о том как должен поступать человек, которые решает нормативная этика, и собственно теоретические вопросы о происхождении и существовании морали. Этика тесно связана с такими науками как педагогика (на стыке изучения вопросов нравственного воспитания); психология (разъясняет нравственность действий, мотивов, характеров и т.д.); социология (исследует идеалы, образ жизни, обычаи и т.д.); экология (изучает нравственно – эмоциональный фактор при формировании здоровой среды обитания и т.д.). Этика позволяет формировать у ребенка нравственные принципы, идеалы, понятия о справедливости, добре, зле, которые реализуются через выработку и внедрение нравственных требований и связанных с ними представлений в сознании каждого человека, с тем чтобы он мог направить и контролировать свои действия. Огромную роль в этом процессе играет нравственное воспитание, которое формирует у человека соответствующие убеждения, нравственные чувства, привычки потребности, устойчивые моральные качества личности. Нравственность целесообразно рассматривать как область практических поступков, обычаев, нравов, сфера нравственной свободы личности, когда общественные и общечеловеческие требования совпадают с внутренними мотивами, область самодеятельности и творчества человека, внутреннего самопринуждения благодаря личной сознательности, переходящего в склонность и спонтанное побуждение творить добро. Критерии нравственности - одна из важнейших проблем этики. В связи с историческим развитием общества менялось содержание моральных требований, и связи с этим претерпевали изменения и критерии нравственности, которые нашли отражение в моральном сознании в виде моральных принципов, нравственных и общественных идеалов, норм. Нравственная культура личности – степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества; показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря формирующему влиянию на него общества. под воздействием разнообразных факторов: жизненного опыта и воспитания, этического просвещения и искусства – личность стой или иной степенью полноты аккумулирует в своем сознании и поведении достижения нравственной культуры общества. Долг – одна из основных категорий этики обозначающая общественную необходимость, выраженную в нравственных требованиях в такой форме , в какой они выступают перед определенной личностью. Категория добра связана с такими понятиями как ответственность, самосознание, совесть, мотив. Правдивость – моральное качество, характеризующее человека, сделавшего для себя правилом говорить истину, не скрывать от людей и самого себя действительное положение дел. Правота – положение, выражающее определенное моральное отношение, в котором человек находится к обществу, другим людям. Охватывает и исследует намерения, поступки, убеждения истину, ответственность и т.д. Вера есть понимание смысла жизни и признание вытекающих из этого понимания обязанностей. Верность - моральное качество, характеризующие нравственную личность и ее линию поведения, постоянство в отношениях с другими людьми, с которыми данная личность связана узами дружбы, любви, брака. Верность является формальной характеристикой личности и ее действий и сама по себе ничего не говорит об их содержании. Добродетель – это способность поступать в соответствии с моральными принципам умение противостоять злым склонностям и одерживать над ними верх. Это понятие нравственного сознания, служащее обобщенной характеристикой положительных устойчивых моральных качеств личности, указывая на их моральную ценность. Надежда есть ожидание блага. Надежда - это мощный целевой стимул личности. слово – это эхо мысли. Слово есть образ дела. Слово есть начало всему. Проблема целостного гармонического развития личности актуально как никогда. Целостное развитие человека состоит в освоении богатств общественной культуры, когда каждый человек становится самостоятельной, самодеятельной, творческой личностью. Огромную роль совершенствовании личности играет самовоспитание. В дальнейшем рассматриваются идентичные термины различных наук. Добро - (фил.)имущество или достаток, стяжание, добришко, особ. Движимость.| В духовн. знач. благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина; противоположно худу и злу. . В высшем знач. добр один Господь, благ, милосерд без меры; доброта эта приемлется каждым, по мере стремления его к добру. На это была добрая воля его, свободная воля, желание. Добро – (этика) одно из наиболее общих понятий морального сознания и одна из важнейших категорий этики. Добро является наиболее обобщенной формой разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного. Добро – (филос.) понятие нравственности, противоположное понятию зла, означающая намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему. Добро как намерение может осуществляться только свободной волей. Удача, выигрышное стечение обстоятельств не являются добром. В отличие от зла, добро не выражается простой волей к добру, поскольку такая воля может быть корыстной, а значит нейтральной по отношению к нравственности. Настоящее добро должно быть бескорыстным. Добро – (религ.) В христианстве самым главным представителем добра — или даже источником самого этого понятия — считается Бог. Добро и зло — антонимичные понятия и, таким образом, отрицают друг друга. Согласно догматам некоторых религий добро со злом рассматриваются как автономные силы, ведущие извечную борьбу за право властвовать в мире. Подобная система взглядов называется дуализмом. В житейском смысле этот термин относится ко всему, что получает у людей положительную оценку, либо ассоциируется со счастьем, радостью и светом. Добро – (псих.) в экзистенциальной психологии понятие отражающие поступки человека, моральные качества личности, взаимоотношения людей, в соотнесении с требованиями нравственности, и того, что противоречит им. Совесть (этика) категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Совесть(фил.) ж. нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития. Совесть(филос.) — чувство нравственной ответственности за своё поведение перед другими людьми или обществом (а также и перед собой). Во всех европейских языках (греч. συνείδησις, лат. conscientia, фр. conscience, итал. coscienza, англ. conscience, нем. Gewissen) это слово образовано из корня, обозначающего знание (вед), и приставки "с"; это образование указывает на близкую связь, в которую народная мудрость ставит понятия cовесть и сознание. Совесть (религ.) естественный нравственный закон человечества. Голос совести действует как законодатель, как нравственный судья, как мздовоздаятель. Совесть (псих.)способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно для себя формулировать нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Любовь –(этика) Чувство, соответствующие отношениям общности и близости между людьми, основанным на их взаимной заинтересованности и склонности Любовь –(фил.) чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу (Любовь к родине),.. на взаимном расположении, симпатии, близости (Братская любовь),.. на инстинкте (Материнская любовь),.. на половом влечении.» (Толковый словарь русского языка Ушакова) Любовь –(филос.) — эмоционально окрашенное отношение к человеку, предмету, идее, Родине или иному объекту, выражающееся в потребности идентификации с ним. Любовь (псих.)высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта. Любовь –(религ.) понимается как любовь к ближнему. «Бог есть любовь!» основной постулат христианской этики. Суть любви – она оживотворяет, созидает, спасает. Воля (этика) — свойство человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели. Положительные качества воли, проявления ее силы обеспечивают успешность деятельности, с лучшей стороны характеризуют личность человека. Перечень подобных волевых качеств довольно велик: мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, самообладание и другие. Воля (фил.) - данный человеку произвол действия; свобода, простор в поступках; отсутствие неволи, насилования, принуждения Воля (филос.) способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления. Воля — специфический акт, не сводимый к сознанию и деятельности как таковой. Не всякое сознательное действие, даже связанное с преодолением препятствий на пути к цели, является волевым: главное в волевом акте заключается в осознании ценностной характеристики цели действия, её соответствия принципам и нормам личности. Для субъекта В. характерно не переживание «я хочу», а переживание «надо», «я должен». Осуществляя волевое действие, человек противостоит власти актуальных потребностей, импульсивных желаний. Воля (псих.) сознательная саморегуляция субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели. Воля (религ.)это одна из трех составных частей души. Свобода (этика) категория этики, охватывающая проблемы возможности и способности человека быть самостоятельной, самодеятельной и творческой личностью, выражать в моральной деятельности свою подлинно человеческую сущность. Свобода (фил.) понятие сравнительное; она может относиться до простора частного, ограниченного, к известному делу относящемуся, или к разным степеням этого простора, и наконец к полному, необузданному произволу или самовольству. Свобода (филос.) —закрепленная в конституции или ином законодательном акте возможность определенного поведения человека (например, свобода слова, свобода вероисповедания и т. д.). Категория «свобода» близка к понятию «право» в субъективном смысле, однако последнее предполагает наличие более или менее четкого юридического механизма для реализации и обычно корреспондирующей обязанности государства или другого субъекта совершить какое-либо действие (например, предоставить работу в случае права на труд). Напротив, юридическая свобода не имеет четкого механизма реализации, ей корреспондирует обязанность воздерживаться от совершения каких-либо нарушающих данную свободу действий. Свобода (псих.) право выбора человеком своего отношения к окружающему, способность человека поступать в соответствии со своими желаниями, интересами и целями на основе знания объективной действительности. Свобода (религ.) основа нравственного становления личности, неоценимый дар Божественной благодати, мудрости и любви, данный человеку в его владение. Это переживание возможной независимости от различных внешних условий а еще более от внутреннего устройства. Содержание практического раздела программы Реализация программы предусматривает исследовательскую проектную деятельности. В течение учебного года учащимися создаются различные групповые мини проекты. По мнению автора, данные формы работы формируют новый стиль преподавания и меняют функции самого педагога. Педагог, работающий по данной технологии, способствует процессу открытий и выбора обучающихся, выполняя при этом функции: -исследовательскую, -фасилитаторскую, -экспертную, -эмоциональной поддержки. Поэтому перед каждым уроком учителю необходимо ставить следующие задачи:
Педагог совместно с обучающимися составляется план-график выполнения учебного исследования (указывая сроки, этапы, ожидаемый результат), контролирует четкость исполнения, консультирует в процессе деятельности, что обеспечивает успешность совместной деятельности. Возможные трудности в совместной деятельности (учитель-ученик):
Работа выполняется синхронно в каждой малой группе, что позволяет педагогу осуществлять кураторскую и консультационную деятельности, контролировать выполнение каждого этапа деятельности учеников. Для эффективного оценивания работы обучающихся вводится рейтинговая шкала, согласно которой снижение балловой оценки может произойти при снижении качества выполнения и длительности сроков сдачи работы. Наполняемость малой группы учеников составляет 2-5 обучающихся. В среднем по классу организовывается 4-5 ученических групп, работающих в одном режиме, изучающих одну и туже тему , но на различном материале. Поурочный контроль обучающихся осуществляется через «дневниковые записи», которые включают в себя: - планирование и структурирование деятельности по проекту(отметки о выполнении и полученном результате каждого этапе проекта) - выписки из различных источников (понятия из различных словарей, афоризмы, метафоры и т.п.); - литературные зарисовки, эссе, рефлексии, мини сочинения. При таком способе организации работы каждый ученик участвует в создании итогового коллективного «продукта». На заключительном этапе обязательна рефлексия каждого ученика и обобщение результатов проделанной работы всем классом. Работа в режиме мини проектов в рамках урочной деятельности позволяет развить у обучающихся самостоятельную исследовательскую практику и получить навык проведения собственного исследовательского поиска. Календарно-тематичекое планирование уроков этики в 9-м классе (1 час в неделю – 35 часов) Автор учебника: Шемшурина А.И. Этика: Курс занятий в 9 классе: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гманит. Изд. Центр Владос, 2001. Учитель: Кулешова Н.В. СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ на заседании научно-методического Директор муниципального совета школы общеобразовательного учреждения Председатель НМС средней общеобразовательной школы с углубленным изучение предметов __________ (Бакуревич О.В.) художественно-эстетического цикла № 58 Протокол №___ от «____» сентября 2008 г. г. Томска ___________(Колбина С.А.) Приказ №_____от «_____» сентября 2008 г. РАССМОТРЕНО на заседании предметного методического объединения Руководитель МО _________ (Каплинская Г.В.) Протокол от «__» _______2008 г. Учебно-тематический план (календарно - тематическое планирование)
|