Муниципальное образование город Ноябрьск
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида «Белоснежка»
«Рассмотрено»
На заседании педагогического совета
Протокол №1
От « » августа 2013г
Председатель педагогического совета: ___________Кравченко Т.П.
| «Согласовано»
Заместитель заведующего по ВМР __________Каракулова О.В. От « » августа 2013г
| «Утверждаю»
Заведующий МБДОУ «Белоснежка» ____________Т.П.Кравченко
От « » августа 2013г
|
Рабочая программа
по разделу «Аппликация»
старшей группы №7 компенсирующей направленности для детей с ОНР
образовательная область – «Художественное творчество» 0,5 непосредственно образовательной деятельности в неделю
(всего 18 непосредственной образовательной деятельности)
Составила: воспитатель
МБДОУ «Белоснежка»
Александрова И.В.
2013-2014уч.г Пояснительная записка к рабочей программе
по разделу «Аппликация»
старшей группы №7 компенсирующей направленности для детей с ОНР
образовательная область – «Художественное творчество»
Рабочая программа по разделу «Аппликация» образовательной области «Художественное творчество» для детей дошкольного возраста (старшая группа компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи), составлена в соответствии с Основной общеобразовательной программы «Абвгдейка» (Разработана: творческим коллективом МБДОУ «Белоснежка». Утверждена приказом заведующего МБДОУ «Белоснежка» №59/1-од от 11.04.2011 г) Наряду с федеральным компонентом программы реализуется национально региональный компонент, с учетом углубленного изучения экологической культуры дошкольников.
Используемый учебно – методический комплект:
Учебно-методическое обеспечение по реализации образовательной области
«Художественное творчество»
| Методические пособия для педагогов
(учебное пособие, методические рекомендации, т.д.)
| Пособия для детей
(рабочие тетради, учебные пособия для детей, раздаточные дидактические альбомы, т.д.)
| Демонстрационные и раздаточные материалы
(комплекты плакатов, учебно-наглядных пособий, комплекты конструкторов, кубиков и т.д.)
| Учебные аудио и видео-
материалы
| - Т.Н. Доронова Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников.,М.: Просвещение.2008
- Т.Н.Доронова Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. Методические рекомендации.. «Детство-Пресс», 2002.
- А.А. Грибовская «Народное искусство и детское творчество» методическое пособие. М., «Просвещение» 2004
- . А.А.Грибовская, В.М.Кошелев. Готовимся к празднику. Художественный труд в д/с и семьеМ., «Просвещение», 2001.
-Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Старшая группа.
-Волчкова В.Н, Н.В.Степанова «Конспекты занятий по изобразительной деятельности в детском саду», издат.ТЦ «Учитель», 2005 г;
-Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», изд. Москва.«Просвещение», 1981 г.
| Т.Н.Доронова Твои маленькие друзья. Рабочая тетрадь для занятий аппликацией детей 3-5 лет.. «Детство-Пресс», 2002.
Т.Н.Доронова. С утра до вечера. Рабочая тетрадь для самостоятельной деятельности детей 3-5 лет. «Детство-Пресс» 2002. Т.Н.Доронова. Сделаю сам. Дидактический альбом для занятий по ручному труду с детьми старшего дошкольного возраста. М., «Просвещение», 2002
- наборы декоративного рисования;
- предметы народного промысла;
| Т.Н.Доронова. Дошкольникам об искусстве. Учебно-наглядное пособие для детей среднего дошкольного возраста. М., «Просвещение», 1999.
А.А.Грибовская. Детям о народном искусстве. Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста. М., «Просвещение». 2002.
Дошкольникам об искусстве. Т.Н.Доронова. Учебно-наглядное пособие для детей младшего дошкольного возраста. М., «Просвещение», 2002.
С.Вохринцева., Комплект демонстрационных картин « Народное творчество» Е.: «Страна Фантазий», 2000.
С.Вохринцева Комплект демонстрационных картин « Учимся рисовать» ., Е.: «Страна Фантазий», 2005.
Портреты и иллюстрации картин русских художников
| - СД-диски с изображениями с картинами природы,
Мировыми шедеврами.
|
Учебный предмет рассчитан на 18 непосредственной образовательной деятельности, проводится 0,5 раз в неделю продолжительностью 25 минут. Данная учебная программа имеет своей целью: формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении
Коррекционная цель: активизировать и обогащать словарь приставочными глаголами, предлогами и наречиями, качественными и относительными прилагательными; развитие мелкой моторики рук, точности выполняемых движений.
Изучение предмета Аппликация» способствует решению следующих задач:
Продолжать обращать внимание детей на красоту природы и любоваться вместе с ними совершенством формы, цвета, строения деревьев, кустарников и других объектов растительного и животного мира; способствовать накапливанию эстетических впечатлений; продолжать содействовать проявлению созидательной и творческой активности детей (создавать в группе условия для ежедневного свободного рисования, лепки, аппликации, конструирования; побуждать к активному использованию разнообразных изобразительных и конструктивных материалов для реализации собственных целей; развивать индивидуальные склонности и задатки); регулярно вместе с детьми рассматривать их работы и побуждать к рассказу о том, что они самостоятельно нарисовали, слепили, выполнили путём аппликации, сконструировали; побуждать доброжелательно и конструктивно анализировать и оценивать продукты деятельности других; проявлять уважение к художественным интересам девочек и мальчиков, бережно относиться к результатам их творческой деятельности; способствовать в рисунке, лепке, аппликации, конструировании самостоятельному нахождению и выразительной передаче образов окружающего мира, явлений природы, простых сюжетов из окружающей жизни, художественной литературы и ярких событий общественной жизни; побуждать детей целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, до получения результата; развивать воображение; помогать детям согласовывать содержание совместной работы со сверстником, договариваться с ним о том, что будет изображено каждым из детей на общей картинке, в сюжетной лепке, аппликации, конструировании, и действовать в соответствии с намеченным планом; содействовать овладению универсальными предпосылками учебной деятельности (учить работать по правилу и по образцам, слушать взрослого и выполнять его инструкции); учить бережно и экономно использовать и правильно хранить материалы и оборудование, осуществлять подготовку и уборку рабочего места; содействовать развитию мелкой моторики рук, координации движений обеих рук, действий руки и глаза; закреплять умение сохранять правильную позу при работе за столом, быть аккуратными; систематически информировать родителей о том, как протекает художественно- эстетическое развитие их ребёнка, и консультировать относительно того, как организовать изобразительную деятельность в домашних условиях
Коррекционные задачи: развивать и укреплять мускулатуру кисти руки. совершенствовать тонкую моторику рук на занятиях с целью стимуляции речевых зон коры головного мозга.
По развитию детского творчества: продолжать формировать интерес к лепке, аппликации; в рисовании продолжать знакомить с выразительными возможностями уже знакомых детям и новых изобразительных материалов и формировать практические навыки по их использованию. Содействовать расширению тематики детских работ в согласовании с содержанием других образовательных областей;
* в аппликации закреплять умения, полученные в средней группе при вырезывании форм из бумаги, сложенной вдвое, предлагая детям более сложные симметричные формы (ёлка, животные, люди). Содействовать овладению детьми разнообразными приёмами вырезывания предметов, имеющих различные очертания, симметричные и несимметричные формы в статичном положении и с передачей несложного движения. Поощрять составление композиций из готовых и самостоятельно вырезанных или иным способом подготовленных форм (полосок, кругов, треугольников, трапеций, рваных и мятых комочков бумаги). Формировать умение работать в коллективе: договариваться, распределять обязанности, справедливо организовывать коллективный труд при создании на бумаге разной формы предметных, сюжетных и декоративных композиций из геометрических и растительных форм, повторяя и чередуя их по форме и цвету. Формировать умение создавать аппликационный образ путем обрывания и составления его из частей с последовательным наклеиванием. Побуждать передавать в аппликации яркие события общественной жизни (праздники) подбирая тематику с учётом интересов девочек и мальчиков. Содействовать расширению тематики детских работ в согласовании с содержанием других образовательных областей и побуждать детей рассказывать о своих работах;
Коррекционные задачи: продолжать формировать представления о предметах и явлениях об их свойствах и признаках (форма, цвет, величина, мягкость, упругость, количество, положение в пространстве и т.д.; продолжать учить детей во время постройки активного называния предметов, построек их признаков во фразе.
По приобщению к изобразительному искусству: побуждать в процессе, лепки, аппликации, придумывать варианты создания изображений одной и той же темы, отталкиваясь от отдельных признаков действительности в сочетании с направленностью воображения на решение определённой творческой задачи; продолжать приобщать к восприятию богатства естественных цветовых оттенков, фактуры и форм природного материала; побуждать при создании изображения проявлять элементы воображения, фантазии; улавливать образ и рассказывать о нём; создавать условия для коллективного и самостоятельного художественного творчества; проводить (не реже одного раза в месяц) образовательную деятельность, лепкой, аппликацией. Развивать способность передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках (изображать солнце, цветок, птичку в рисунке, аппликации, лепке).
Коррекционные задачи: формировать умения составлять небольшой рассказ из 2-3 предложений отдельных работ или коллективных композиций; побуждать придумывать варианты.
По приобщению к изобразительному искусству: продолжать работу по знакомству с двумя-тремя видами произведений народного декоративно-прикладного и изобразительного искусства с понятным и интересным содержанием; научить рассматривать подлинные предметы народного декоративно-прикладного искусства, выделять средства выразительности, а затем переносить полученные знания на любой следующий вид. Формировать представление о разнообразии материалов (дерево, глина, металл, фарфор) и их отличии друг от друга, о красоте геометрических, растительных узоров, стилизации знакомых форм (трава, ягода, цветок, лист), особенностях изображения общих для всех видов декоративно-прикладного искусства образов (птица, конь и др.). Начинать знакомить с историей народных промыслов. Вызывать чувство гордости за достижения народных мастеров; начинать знакомить с разными видами изобразительного искусства (декоративно-оформительским искусством, книжной графикой и плакатом, произведениями живописи и скульптуры); вызывать интерес к рассматриванию произведений изобразительного искусства и желание задавать вопросы; побуждать эмоционально откликаться на произведения искусства, в которых с помощью средств выразительности переданы разные эмоциональные состояния людей, животных и освещены проблемы, связанные с личным и социальным опытом детей, сопереживая и высказывая к ним своё отношение.
Учить детей выражать словами свой эмоциональный отклик при восприятии произведений народного декоративно-прикладного и изобразительного искусства, в которых переданы чувства и отношения, наиболее близкие и понятные детям этого возраста.
Коррекционные задачи: учить выделять, называть, группировать произведения по видам искусства( (литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, балет, театр, цирк, фотография); развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству; формировать умение соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал и пособия для самостоятельной, художественной деятельности.
Новизной данной рабочей программы является внесение элементов методики И.А. Лыковой и активное использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ - далее по тексту) в коррекционном воспитательно-образовательном процессе, для систематизации образовательного процесса, направленного на освоение образовательной области.
Содержание рабочей программы сформировано с учетом культурно-исторических особенностей и ценностей Ямало – Ненецкого автономного округа. В основу реализации национально – регионального компонента, положен календарь праздников народов Ямала, который представлен следующими лексическими темами:
День нефтяника: мой дом – Север, профессии;
Праздник: Проводы Лебедя: перелетные птицы;
День оленевода: дом, мебель;
Ямальские просторы.
Вороний день: перелетные птицы.
Национально-региональный компонент будет реализовываться как часть непосредственно образовательной деятельности, согласно перечисленных тем, а также в практических видах деятельности.
Реализация приоритетного направления работы МБДОУ (воспитание экологической культуры дошкольников) представлена следующими темами:
Праздник урожая: овощи, фрукты, ягоды, грибы;
Всемирный день животных: домашние животные;
Осень. Лиственные деревья;
День комнатных растений;
Всемирный день водных ресурсов: животный мир морей и океанов;
Праздник весны и труда: весна;
Экологические вести.
Реализуется приоритетное направление МБДОУ в непосредсвенно образовательной деятельности (часть), согласно календаря праздников, в практических видах деятельности: наблюдение, экспериментирование, опытническая деятельность.
Программа составлена с учетом межпредметных связей, согласно календарю праздников. Все мероприятия по лепке, аппликации связаны с темами мероприятий по развитию речи, ознакомлению с окружающим.
Виды интеграции образовательной области «Художественное творчество»
-
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы
| По средствам организации и оптимизации образовательного процесса
| «Труд»
(формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности).
«Безопасность»
(формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности).
«Коммуникация»
(развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности).
«Познание»
(формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства, творчества).
«Музыка», «Чтение художественной литературы», «физическая культура» (развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства)
| Содержание и результаты всех областей Программы могут быть обогащены и закреплены с использованием средств продуктивной деятельности детей.
«Чтение художественной литературы», «Музыка»
(использование музыкальных
и художественных произведений для обогащения содержания области «Художественное творчество»)
| Формы организации образовательного процесса по предмету «Аппликация»: при проведении непосредственной образовательной деятельности используются: беседы, интегрированная образовательная деятельность, работа в подгруппах, парах, решение проблемных ситуаций, проектирование, индивидуальная работа, рассматривание картин, иллюстраций и т.п.
Большинство непосредсвенно образовательной деятельности носит интегрированный характер, в которых изобразительные задачи сочетаются с другими видами детской деятельности. Непосредственно образовательная деятельность предполагает различные формы объединения детей в пары, малые подгруппы, вся группа, в зависимости от целей учебно-познавательной деятельности. Это позволяет воспитывать у дошкольников навыки взаимодействия со сверстниками, коллективной деятельности.
Содержание рабочей программы в полном объёме может быть реализовано в совместной деятельности педагогов и детей, а также через организацию самостоятельной деятельности детей.
В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, интеграцией образовательных областей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.
Вариативность проведения диагностики.
Мониторинг достижений промежуточных (итоговых) планируемых результатов проводится 2 раза в год в форме игрового тестирования.
Периодичность мониторинга обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса.
Получаемая в ходе мониторинга информация, является основанием для прогнозирования деятельности, осуществления необходимой коррекции, инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, выявленных у ребенка.
Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.
|